Московский метрополитен как объект культурно-познавательного туризма

Дипломная работа

Немаловажное значение имеет и правильное применение в рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки (примерно 11х15 см, или на четверть листа обычной писчей бумаги).

Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.

На остановках экскурсовод первым выходит из автобуса, ведет группу к объекту показа. По окончании осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод предупреждает о времени отправления автобуса.

В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии и не имеющим никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой — она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

1.4 Туристские ресурсы как основа экскурсионной практики

Туристские ресурсы можно определить как природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные археологические, научные, культовые и прочие объекты или явления, способные удовлетворять потребности людей в процессе туризма, согласно целям туризма.

По наличию тех или иных видов туристских ресурсов образуются конкретные цели, виды и направления туризма.

18 стр., 8512 слов

Проведение экскурсий

... и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов - показа и рассказа - экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и ... существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий [4]. Исходя из ...

Туристские ресурсы могут быть подразделены на 2 основные группы:

1. Природные

2. Историко-культурные

В рамках темы диплома можно ограничиться историко-культурными ресурсами, поскольку станции московского метрополитена имеют именно культурную ценность.

Историко-культурные туристские ресурсы. В процессе исторического развития каждый народ образует свою собственную систему духовных и культурных ценностей (культурное наследие), которая всегда интересна и привлекательна для туристов (как местных, так и иностранных).

Туризм обеспечивает широкими возможностями для контактов с другими культурами, познания истории и культуры других народов.

Элементами историко-культурного наследия, как фактора развития туризма могут считаться:

1. Архитектурные объекты.

2. Особенности и традиции быта и хозяйственной деятельности представителей конкретного народа, жителей городов и деревень, традиционные ремесла.

3. Культурные учреждения.

В числе архитектурных объектов в плане развития туризма можно выделить культовые построения (церкви, храмы и.т.д.), городские и сельские построения, древние палаты, замки, крепости, мосты, археологические, монументальные объекты.

В процессе развития туризма важную роль играют этнокультурные особенности жителей конкретной территории. Например, в горных территориях достижениями традиционной культуры населения можно считать разного рода дома и места обитания (включая пещерные), уникальный и очень богатый перечень растительных видов, используемых как в целях медицины, как и для приготовления пищи, террасовое земледелие, традиционные ремесла.

Весь материальный мир находится под пристальным взглядом экскурсоводов. В Сочи они показывают и рассказывают о Черном море и дендрарии, в Домбае — о горах и ледниках, в Новочеркасске — об экспонатах музея истории донского казачества и о легендарном вихорь-атамане Матвее Платове, герое Отечественной войны 1812 г., в Москве — о соборах Кремля, Красной площади и сотне других достопримечательностей, близких сердцу каждого россиянина, в Карелии знакомят с Валаамом, Кижами и гранитами, выходящими на дневную поверхность только в этих местах европейской России…

Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства.

В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:

  • природные объекты — геологические обнажения, леса, отдельные виды деревьев, кустарников, грибов, луга и степи, долины рек и составляющие их части, озера, водная растительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое другое;
  • произведения архитектуры и градостроительства — гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мавзолеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, монастыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведения монументальной живописи и скульптуры и т.д.;
  • улицы и площади городов и поселков;
  • здания и сооружения, связанные с крупнейшими историческими событиями в жизни народов России;
  • скульптурные памятники, установленные в честь знаменательных событий или знаменитым людям;
  • экспозиции краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств и декоративно-прикладного искусства, картинных галерей;
  • археологические памятники — городища, земляные волы, дольмены на Кавказе, курганы, каменные бабы, древние рисунки, высеченные на скалах, камнях, и т.п.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям:

14 стр., 6745 слов

Разработка историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове

... для усовершенствования развития экскурсионного дела в городе Кирове, поэтому данная курсовая работа является актуальной и значимой. Курсовая работа на тему «Разработка авторской историко-краеведческой экскурсии в городе ... третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает ...

  • познавательная ценность объекта;
  • известность объекта, например, памятник тысячелетия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области и др., с которыми обязательно хотят познакомиться экскурсанты;
  • экзотичность объекта, его неповторимость;
  • выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой;
  • сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;
  • месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта.

Также объекты подразделяют на основные и дополнительные. Основные — это те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются под темы экскурсии.

Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется включать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии.

Таким образом, можно выделить два основных типа туристских ресурсов, которые являются основой экскурсионной деятельности — это объекты историко-культурного значения и объекты природного характера. Первые созданы человеком в различные исторические периоды. Сегодня объекты историко-культурного значения являются главными достопримечательностями и центрами всех экскурсионных маршрутов. Достопримечательности природного характера имеет огромную базу, которая является не только экскурсионными объектами, но и оздоровительными и развлекательными. Большинство туристских ресурсов, которые являются объектами экскурсионного показа, все же сосредоточены в городах и они, как правило, являются достопримечательностями историко-культурного характера, составляющие множество аналогичных экскурсионных маршрутов. Именно эти достопримечательности, которые и воплощают облик города, широко рекламируются в качестве туристических маршрутов и являются наиболее посещаемыми туристами местами.

2. Московский метрополитен как уникальный объект внутреннего и въездного туризма

2.1 Общая характеристика метрополитена как объекта экскурсионной деятельности

Многие из нас обходят стороной метро, стоят в очереди на эскалатор и на вход и не испытывают к этому месту никаких положительных эмоций, закрывают уши и глаза, лишь бы побыстрее добраться до нужной станции. Однако Московское метро — это не только наш уникальный храм «подземного искусства», признанный во всем мире самым лучшим, красивым и быстрым, но и подземелье, полное загадок и так называемых энергетических мест .

Многие туристские и экскурсионные фирмы предлагают всем желающим совершить удивительное путешествие по московскому кольцу или же посетить какие-то определенные маршруты, связанные одной темой. Такие экскурсии обещают спуститься в «мраморный рай», выходя на самых необычных и загадочных станциях, осматривая необычные вещи и запоминая бесхитростные ритуалы, которые при желании можно провести самостоятельно.

Проанализировав рынок с различными подобными экскурсиями по московскому метрополитену, можно смело сказать, что данный объект весьма привлекателен как для русских туристов, так и для зарубежных. Большой процент контингента, который посещает такого рода экскурсии, конечно, составляют иностранные туристы, однако многие русские школьники с удовольствием заказывают познавательные прогулки по загадочным и великолепным станциям довоенного и послевоенного периодов.

В рейтинге сайта Тripadvisor.ru, который является невероятно интересным и информативным ресурсом о путешествиях, поставил метро на 7 место достопримечательностей Москвы, всего их 633 по данным сайта. Так же стоит отметить, что большинство людей посетивших страницу этого интернет-ресурса, посвященную московскому метрополитену, считают, что столичные станции метро являются прекрасными архитектурными объектами и соответственно историко-культурными достопримечательностями, которые стоит посещать и показывать туристам.

Вот что пишет еще один интернет-ресурс «Турист XXI века» о московском метрополитене как о достопримечательности нашей столицы:

Метро-то, с чего начинается Москва. Вы приезжаете на вокзал — и первый ваш шаг знакомства с городом — московское метро! Романтические натуры никогда не забудут этот неповторимый воздух, который характерен только для метро. Московское метро — это не только основной вид транспорта в столице, но и памятник культуры. Каждая станция, каждый тип вагонов, подземные переходы, мосты, тоннели — это части одного грандиозного произведения искусства под названием московское метро.

15 мая 1935 года открылась первая линия метро в Москве. С тех пор московское метро накопило богатейшую историю, состоящую из разных событий — и хороших, и трагических. Часто метро называют подземным городом, и это, действительно, так: метро — это четко отлаженный механизм, который работает и живет своей систематизированной жизнью со своими правилами, особенностями и порядками.

В наши дни метро разрастается, появляются новые станции, удлиняются ветки, московское метро меняется вместе с городом. Каждая станция — это памятник архитектуры и искусства. Поскольку метро появилось в советские времена, то и стиль, в котором оформлены станции и вестибюли, переходы и площадки, не оставляет сомнения — это соцреализм. В залах метро можно увидеть барельефы, скульптуры, декоративные композиции, мозаику, витражи и многое-многое другое. Каждый зал имеет свое лицо, свой стиль и некоторые станции являются охраняемыми государством объектами, как и все памятники культуры.

Помимо художественной ценности, московское метро обладает еще и палеонтологической ценностью! Многие стены метро смело можно назвать палеонтологическим музеем, ведь облицовка из мрамора или известняка — благоприятная среда для сохранения древних организмов, таких как морские ежи, аммониты, морские лилии, наутилусы, которые обитали в древних морях. Любой посетитель московского метро может полюбоваться этими окаменелостями, а осознание того, что они возникли в палеозойскую эру добавляет ощущение погружения в древние времена! Примечательно, что палеонтологи отмечают наибольшее количество окаменелостей на станциях метро Арбатско-Покровской линии и Кольцевой, которые были построены до 70-х годов, когда московское метро отделывали преимущественно натуральным камнем.

Исследователи отмечают, что московское метро — уникальный палеонтологический памятник, потому что в европейских подземках древние окаменелости можно встретить очень редко.

Московское метро имеет множество тайн, легенд, загадок . Это не только средство перемещения по городу, но и «внутренний» мир Москвы. Слухи об исчезнувших станциях, разрушенных переходах, неизвестных животных, обитающих в подземке, о «метрособаках», которые умеют ориентироваться в метро, и другие байки — это часть субкультуры подземного мира, которая вносит в образ московского метро элементы загадок и тайн.

Также стоит заметить, что на сайте Tourizm.ru размещена интересная статья, в которой упоминается московский метрополитен:

Московское метро — чудо света. Интернет-портал MSNBC опубликовал перечень десяти мест, где необходимо побывать в течение жизни. В число мест, обязательных для посещения, вошел московский метрополитен, особенно рекомендуются станции «Маяковская», «Киевская» и «Комсомольская».

Говоря о московском метрополитене, стоит назвать и охарактеризовать те станции, которые в той или иной степени притягивают туристов.

Таблица 3. Станции московского метрополитена

Название

Описание

Популярность

Маяковская

Станция «Маяковская» открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Автором проекта был выдающийся архитектор Алексей Душкин. Уникальный проект «Маяковской» был удостоен Гран-при и вошел в анналы мировых памятников архитектурного и инженерного искусства. Легкие и изящные колонны покрыты нержавеющей сталью; в куполах-кессонах смонтированы мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба» в мастерских ленинградской Академии художеств. В годы Великой Отечественной Войны станция служила бомбоубежищем для тысяч москвичей. 6 ноября 1941 года здесь состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.

1-е место. Без этой станции не обходится ни одна экскурсия. Первая в мире колонная станция глубокого заложения с великолепными мозаичными панно из смальты на потолке.

Новослободская

«Новослободская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Н. Душкин и А.Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. Пилоны отделаны мрамором: верхняя часть — прохоро-баландинским, цоколь — черным с белыми прожилками. На путевых стенах — мрамор «коелга» (в цокольной части — «коркодино»).

Пол станции Новослободская выложен шахматным рисунком из плит серого гранита и черного «габбро». Тридцать два витража, украшающие пилоны, обрамлены орнаментальной полосой из позолоченной латуни чеканной работы, такие же латунные пояса украшают арки над проходами на перроны. Витражи выполнены по рисунку П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская» Кольцевой линии. Верхнюю часть каждого витража занимает медальон. На шести из них изображены люди так называемых «интеллигентных профессий»: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных — геометрические узоры и пятиконечные звезды.

2-е место. Знаменита своими витражами, изготовленными в Риге, а также мозаичным панно «Мир во всем мире».

Площадь Революции

Станция должна была стать частью архитектурного ансамбля, который планировали возвести на месте Воскресенской площади (так до 1918 года называлась площадь Революции).

Предполагалось, что северный вестибюля «Площади Революции» (он же — южный вестибюль «Театральной») будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва» со стороны площади Свердлова (ныне — Театральная).

Цокольная часть станции, облицованная черным с «Золотыми» прожилками мрамором «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из темно — красного «шроша» — в тяжелые рамы для бронзовых изваяний. 76 изваяний крестьян, рабочих и матросов выполнены скульптором Матвеем Манизером.

3-е место. Станция знаменита своими легендами: считается, что, если потереть нос псу пограничника, успешно сдашь экзамен, да и просто день будет удачным.

Комсомольская-Кольцевая

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П.Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И.В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.

4-е место. Не менее популярная станция со своими богатыми мозаиками — «визитная карточка» московского метро

Киевская-Радиальная

Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Украшена большим количеством живописных полотен. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающих трудящихся Советской Украины («Архитекторы», «Физкультурники», «Энергетики», «Строители», «Овощеводы», «Железнодорожники», «Машиностроители», «Трудовая смена», «Хлеборобы», «Животноводы», «Учёные-химики», «В детском саду»).

Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и дополнительно украшены цветным керамическим карнизом.

5-е место. Киевские известны своим богатым убранством.

Киевская-Кольцевая

Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения. Архитекторы — Е.И. Катонин, В.К. Скугарев, Г.Е. Голубев. Художники — А.В. Мизин, Г.И. Опрышко, А.Г. Иванов.

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В.И. Ленина в центре.

18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

6-е место. Эта станция знаменита своей мозаикой, на которой якобы изображен партизан с мобильным телефоном и ноутбуком.

Новокузнецкая

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года. Тема оформления внутреннего интерьера станции — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы — А.Е. Зеленский, Н.В. Томский, С.Л. Рабинович, Н.М. Штамм).

Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые некоторые мифотворцы приписывают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя.

7-е место. Станция включается в экскурсии в качестве образца строительства в годы войны.

Арбатская Арбатско-Покровской линии

Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии (входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве).

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Пилоны отделаны внизу красным мрамором, украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается массивными бронзовыми люстрами в форме колец.

8-е место. Включается во все экскурсии из-за своего местоположения — в самом центре — и богатого оформления. Иногда включается в обычные обзорные экскурсии по Москве: экскурсовод просто проводит туристов по станционному залу.

Электрозаводская

Пилоны облицованы «прохоро-баландинским» мрамором. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора «биюк-янкой». Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором «салиэти», вероятно, нижнеюрского возраста. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков — наутилусов и аммонитов. Барельефы на стенах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г.И. Мотовилов).

На своде центрального зала в круглых углублёниях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Наземный вестибюль выполнен в форме шестиугольного здания с куполом. У входа установлена скульптурная группа «Метростроевцы» (скульптор М.Г. Манизер).

9-е место. Станция третьей очереди строительства популярна как характерный образец подземного строительства сталинской эпохи, а также из-за необычных светильников на потолке.

Парк Победы

«Парк Победы» — 165-я станция Московского метрополитена. Глубина заложения — 84 метра, наибольшая в Москве, и одна из самых глубоких в метрополитенах стран СНГ (уступает Арсенальной в Киеве, которая имеет глубину 105,5 м).

Длина эскалаторов большого наклона — 126 метров, высота подъёма 63,4 метра — тоже самая большая в Москве. Тема оформления — Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года. Великой Отечественной войне посвящено панно в западном торце северного зала, а Отечественная войне 1812 года посвящено аналогичное панно в восточном торце южного зала (автор обоих — З.К. Церетели).

Восточный торец северного зала облицован серым и чёрным мрамором. Расцветка двух залов «зеркальна» — в одном из них белые пилоны и коричневые путевые стены, в другом — наоборот. Расцветка пола в двух залах тоже различна: в северном зале использован полированный гранит красного и серого цветов, в южном — чёрного и серого. Оба зала освещаются скрытыми за карнизом светильниками.

10-е место. Эту станцию включают в экскурсии как образец современного строительства, при этом она, в отличие от многих других современных станций, находится недалеко от центра, до нее несложно добраться.

Театральная

«Театральная» — последний проект академика архитектора Ивана Александровича Фомина. Современное название станции появилось еще на стадии проектирования: архитектор Иван Фомин представлял ее «аванзалом» главной театральной площади города. Пилоны и путевые стены облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен в шахматном порядке плитами черного и желтого гранита. Барельефы, изображающие танцующих и музицирующих представителей народов СССР в национальных одеждах, были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Из одиннадцати республик, входивших в 1938 году в состав СССР, в барельефах представлены только семь: Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия. Неохваченными остались Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.

Павелецкая-радиальная

Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором, пилоны облицованы светло-розовым мрамором «уфалей», пол выложен серо-розовым гранитом. Светильники размещены в кессонах свода центрального зала. Художественное оформление «Павелецкой» посвящено истории вооружённых сил СССР. Центральный зал станции украшен бронзовыми медальонами (скульптор И.С. Ефимов) и лепным орнаментом. Мозаичные панно В.А. Фролова, размещённые на станции «Новокузнецкая» изначально планировались для станции «Павелецкая», но не были там размещены в связи с задержкой строительства станции.

Партизанская

Станция мелкого заложения, строилась открытым способом.

Изначально планировалось, что рядом со станцией к ожидаемой Олимпиаде должен быть построен грандиозный стадион имени Сталина. Под будущим стадионом (кусок которого все-таки построили) был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для выступлений. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия, в частности — на футбол. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Оформление станции изменено по сравнению с первоначальным проектом и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.

Сокольники

Стены станции покрыты белой глазурованной плиткой. Цоколи стен отделаны черным марблитом. Колонны и центральный мостик облицованы серо-голубым мрамором, белый мрамор покрывает стены подходного коридора и турникетного зала. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции удостоен Гран-при. 15 октября 1934 года на станцию прибыл первый пробный состав из двух вагонов. Маршрут был укороченный, всего два перегона — между «Комсомольской» и «Сокольниками». В январе 1935 года начали курсировать (опять же от «Сокольников» до «Комсомольской») первые рейсы с заданной периодичностью, а 5 февраля впервые был проведен пробный рейс по всей трассе первой очереди. При открытии метро 15 мая, первый рейс с пассажирами отправился опять-таки от станции «Сокольники». Первым пассажиром, купившим у кассирши Васильевой билет №1 серии «А» стал некто П.Н. Латышев, который заявил в газете «Рабочая Москва»: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро».

Станция знаменита благодаря известной песне, исполняемой Леонидом Утесовым («От Сокольников до Парка на метро»).

Комсомольская-радиальная

Отделка станции выполнена по проекту второй архитектурной мастерской Моссовета под руководством Д.Н. Чечулина. Все пространство между балками и прогонами потолка заполнено сложными кессонами, каждый из которых (а всего их было установлено около 400) состоит из 12 частей и весит 250 килограммов. Каждый кессон набивался отдельно в специально изготовленной по чертежам архитектора форме, после чего подвешивался по частям. Конструкция станции уникальна. Для обслуживания большого пассажиропотока станция была запроектирована с проходящими над путями вдоль всего сооружения балконами, которые способствовали более равномерному распределению пассажиропотоков. Обработанные под бронзу капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчёркивающей вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Сами колонны облицованы нежно-розовым крымским мрамором «чоргунь». Станция украшена майоликовым панно «Метростроевцы», выполненными художником Е.Е. Лансере.

Чистые пруды

Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором «уфалей», перемежались светлыми вставками мрамора «коелга». Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течение первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. К 1971 году на станции проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал.

Библиотека им. Ленина

Станция, единственная на первой очереди, построенная односводчатой. Станция «Библиотека Ленина» изначально должна была представлять собой гигантский подземный памятник пролетарскому вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и позднее — Дворцом Советов. За прошедшие годы на станции изменилось покрытие платформы, уложенный первоначально асфальт был заменен гранитом. По непроверенной информации, вскоре после открытия на платформе был настелен паркетный пол, но продержался он очень короткое время.

Александровский Сад

По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. Этим объясняется и кривизна посадочных платформ. Радиус кривизны путей на «Александровском Саду» таков, что из кабины машиниста не видно хвоста поезда, и каждый раз при отправлении очередного состава на середину платформы выходит дежурная, осматривающая хвостовую часть поезда. Только с ее разрешения локомотивная бригада имеет право трогаться.

Кропоткинская

Станционный зал «Кропоткинской» — один из самых больших на первой очереди — ведь рядом должен был вознестись гигантский Дворец Советов и на платформе должны были свободно разместиться огромные толпы людей. Подземное пространство станции, по замыслу архитектора Алексея Душкина, напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что во время утверждения проекта Л.М. Каганович возмутился таким сходством, но Душкин возразил: «у них дворцы для фараонов, а у нас — для Народа!». Проект «Дворца Советов» получил Гран-при на Международных выставках в Париже в 1937 году и Брюсселе в 1958, где экспонировался макет станции.

Парк культуры

Стены станции облицованы белыми фарфоровыми плитками, Через каждые 7 метров, повторяя шаг колонн, установлены темно-розовые мозаичные пилястры. Внизу, вдоль обеих стен, тянется темно-коричневый мозаичный цоколь. Вдоль платформы в два ряда расположены 44 колонны, облицованные крымским мрамором «кадыковкой» и увенчанные лепными капителями. Станция была построена за одиннадцать месяцев. Всего было вынуто 100 тысяч кубометров грунта, уложено 25 тысяч кубометров бетона, 1 500 квадратных метров мрамора и 200 тысяч фарфоровых плиток.

Ленинские горы

При проектировании рассматривалось несколько вариантов метротрассы, в том числе и под Москвой-рекой. Но остановились на мостовом переходе, причем необычном для Москвы — двухъярусном, совмещенном с автомобильным. Метромост был сооружен в кратчайшие сроки, всего за 15 месяцев, так как спешили успеть к Международному Фестивалю Молодежи, и для ускорения темпов строительства в качестве присадки для недопущения замерзания еще не схватившегося бетона была использована поваренная соль, что впоследствии привело к ослаблению несущих конструкций. Защитный слой железобетона начал отваливаться, арматура оголилась и стала ржаветь еще сильнее. Дальнейшая эксплуатация моста становилась небезопасной. В 1983 г. было принято решение о проведении капитальной реконструкции моста, и 23 октября 1983 года станция была закрыта. Станция была открыта вновь после реконструкции в январе 2002 г.

Эта станция довольно популярна из-за своей непростой истории, а также вследствие того, что на ней проходят выставки, (например, осень-зима 2011-2012 — выставка кукол, посвященная 110-летию со дня рождения Образцова).

Музей метро

Музей метрополитена открылся в ноябре 1967 года стараниями энтузиастов-ветеранов труда метрополитена, про крупицам собиравших будущие экспонаты: документы, фотографии, образцы различной техники. Экспозиция построена так, чтобы максимально полно раскрыть историю создания метрополитена и его развития до настоящего времени. Уникальные экспонаты демонстрируют трудовой подвиг тех, кто создавал это инженерное и архитектурное чудо и обеспечивал его функционирование. В экспозиции представлены и другие тематические разделы: «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны: транспорт и бомбоубежище», «Метрополитен как архитектурный памятник», «Содружество метрополитенов России, стран СНГ и других стран мира».

Малоизвестен, несмотря на то, что экспозиция музея очень интересна.

Московское метро поистине невероятный многофункциональный и «многослойный» объект, это не только средство передвижения и вид общественного транспорта, но и фактически бесплатный музей, который сочетает в себе помпезную атмосферу екатерининских дворцов, православных храмов, непоколебимый дух советского народа и культуру великой страны. Только в московском метро вы можете прокатиться на уникальном расписном поезде «Акварель», который является передвижным музеем, с постоянно меняющимися экспозициями. Так же московское метро имеет несколько именных поездов, которые разбавляют своим видом столичную подземку. Ни одно метро мира не может похвастаться такими удивительными качествами, предложить своим гражданам и иностранным туристам превратить каждую поездку на работу или в любое другое место в посещение достопримечательности и прикосновение к исторической ценности страны с уникальной тонкой и мощной культурой.

2.2 Московский метрополитен на рынке внутреннего (опыт маркетингового исследования)

В Москве достаточно большое число фирм, предлагающих те или иные экскурсии по подземной Москве, будь то экскурсии по метро, пешеходные экскурсии по центру или автобусные экскурсии. Рассмотрим имеющиеся на рынке предложения, классифицировав их по типу маршрута, стоимости, целевой аудитории и продолжительности. Нужно отметить, что для анализа мы выбрали 9 фирм, пользуясь поисковой системой Google. При этом мы использовали следующие поисковые запросы: «Экскурсия по метро Москвы», «Экскурсия по московскому метро», «Экскурсия по московской подземке». Для анализа были взяты только те экскурсии, которые проводятся по станциям московского метрополитена. Взятые фирмы являются основными поставщиками услуг данной тематики. Включать в исследование экскурсии, которые проводятся непосредственно по подземельям с участием диггеров, мы не стали, так как подобного рода экскурсии нелегальны и потенциально опасны для участников.

Таблица 4. Характеристика имеющихся на рынке предложений по типологии маршрутов

Организации, предлагающие экскурсии по московскому метрополитену

Название экскурсии

Типология маршрута

1. ТО «Моссоцгарантия» http://msgtour.ru

Экскурсия «Тайны московского метро»

Осмотр самых выдающихся станций Московского метрополитена: м. Маяковская, м. Белорусская, м. Площадь Революции, м. Новокузнецкая, м. Третьяковская, м. Комсомольская, м. Киевская, м. Международная.

2. Проект «Иди и смотри» http://seeandgo.ru

Необычная авторская экскурсия по кольцевой линии метро мистика и реальность

Эксклюзивная авторская экскурсия из серии о загадках московского метро.

3. Экскурсионно-театральный центр «Огни столицы» http://moscowturizm.ru

Экскурсия «Легенды московского метрополитена»

Маршрут экскурсии пройдет по трассе первых линий метрополитена, в основном — по самой известной — Сокольнической.

4. Проект «Выход в город» http://www.vihod-v-gorod.ru

Экскурсия «Московский метрополитен как символ эпохи

Экскурсия включает в себя осмотр станций, сооруженных в период с 1935 по 1996 год.

5. Московское экскурсионное бюро http://www.mostrip.ru

Экскурсия «Московское метро»

Осмотр самых выдающихся станций Московского метрополитена.

6. Империя туризма http://www.imto.ru

Экскурсия в московское метро

Экскурсия познакомит вас с историей и архитектурой наиболее привлекательных и значимых станций.

7. Экскурсионное бюро http://fxt.ru

Экскурсия «Московское метро»

Осмотр самых выдающихся станций Московского метрополитена.

8. Туристическая компания «Страна туризма» http://www.stranatur.ru

Экскурсия в московское метро

Экскурсия на тему — истории строительства, метро сегодня, приметы и традиции.

9. Экскурсионное бюро «VIP Сервис» http://www.moscow-excursion.su

Экскурсия «Московское метро»

Экскурсия в сопровождении гида. Тема — История и архитектурное оформление станций.

Таблица 5. Характеристика имеющихся на рынке предложений по стоимости

Организации, предлагающие экскурсии по московскому метрополитену

Название экскурсии

Стоимость

1. ТО «Моссоцгарантия» http://msgtour.ru

Экскурсия «Тайны московского метро»

Взрослые (до 15 чел.) — 305 р.; Пенсионеры (до 15 чел.) — 223 р.; Группа взрослых или школьников — по запросу

2. Проект «Иди и смотри» http://seeandgo.ru

Необычная авторская экскурсия по кольцевой линии метро мистика и реальность

Группа по запросу

3. Экскурсионно-театральный центр «Огни столицы» http://moscowturizm.ru

Экскурсия «Легенды московского метрополитена»

Стоимость билета: 550 р.; для школьников, студентов и пенсионеров, а также по «Карте постоянного клиента» — 500 р.

Стоимость индивидуальной экскурсии:

  • от 1 до 5 человек — 3000 р; от 6 до 15 человек — 3750 р; от 16 до 25 — 250 р. с чел. + 1 сопровождающий бесплатно; от 26 человек и выше — 200 р. с чел. + 2 сопровождающих бесплатно.

4. Проект «Выход в город» http://www.vihod-v-gorod.ru

Экскурсия «Московский метрополитен как символ эпохи

По запросу

5. Московское экскурсионное бюро http://www.mostrip.ru

Экскурсия «Московское метро»

Экскурсия «Московское метро» для российских туристов, детей, школьников и иностранцев — 3900 р

Английский, немецкий, французский: 3900 руб.

Итальянский, испанский: 4200 руб.

Польский, чешский, болгарский: 4900 руб.

Китайский, японский, сербскохорватский, венгерский, румынский, греческий, голландский, португальский, финский, шведский, норвежский, датский: 6000 руб.

Арабский, турецкий, корейский, иврит: 7500 руб.

6. Империя туризма

http://www.imto.ru

Экскурсия в московское метро

Русский язык: 3900 руб.

Английский, немецкий, французский: 3900 руб.

Итальянский, испанский: 4200 руб.

Польский, чешский, болгарский: 4900 руб.

Китайский, японский, сербскохорватский, венгерский, румынский, греческий, голландский, португальский, финский, шведский, норвежский, датский: 6000 руб.

Арабский, турецкий, корейский, иврит: 7500 руб.

7. Экскурсионное бюро

http://fxt.ru

Экскурсия «Московское метро»

Русский: 3500

Английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, голландский, польский, чешский: 4500

Арабский, японский, иврит, китайский, турецкий, венгерский, скандинавские языки: 5500

8. Туристическая компания «Страна туризма»

http://www.stranatur.ru

Экскурсия в московское метро

1 чел. — 4000; 2 чел. — 2100; 3-4 чел. -1450; 5-6 чел. — 900; 7-9 чел. -700; 10-12 чел. -550; 13-16 чел. — 470; 25 чел. — 400; 35 чел. -350; 45 чел. -300

9. Экскурсионное бюро «VIP Сервис»

http://www.moscow-excursion.su

Экскурсия «Московское метро»

1 чел. — 2500

2-5 чел. — 1500-1000

6-10 чел. — 1000-600

Таблица 6. Характеристика имеющихся на рынке предложений по целевой аудитории

Организации, предлагающие экскурсии по московскому метрополитену

Название экскурсии

Целевая аудитория

1. ТО «Моссоцгарантия» http://msgtour.ru

Экскурсия «Тайны московского метро»

Групповая экскурсия для всех желающих на русском языке.

2. Проект «Иди и смотри» http://seeandgo.ru

Необычная авторская экскурсия по кольцевой линии метро мистика и реальность

Групповая экскурсия для всех желающих на русском языке.

3. Экскурсионно-театральный центр «Огни столицы» http://moscowturizm.ru

Экскурсия «Легенды московского метрополитена»

Индивидуальные и групповые экскурсии на русском языке.

4. Проект «Выход в город» http://www.vihod-v-gorod.ru

Экскурсия «Московский метрополитен как символ эпохи

Для всех желающих — на русском языке

5. Московское экскурсионное бюро http://www.mostrip.ru

Экскурсия «Московское метро»

Для российских туристов, детей, школьников и иностранцев.

6. Империя туризма http://www.imto.ru

Экскурсия в московское метро

Российские и иностранные граждане.

7. Экскурсионное бюро http://fxt.ru

Экскурсия «Московское метро»

Российские и иностранные граждане.

8. Туристическая компания «Страна туризма» http://www.stranatur.ru

Экскурсия в московское метро

Индивидуальные и групповые экскурсии на любом языке.

9. Экскурсионное бюро «VIP Сервис»

http://www.moscow-excursion.su

Экскурсия «Московское метро»

Индивидуальные и групповые экскурсии на любом языке.

Таблица 7. Характеристика имеющихся на рынке предложений по продолжительности экскурсии

Организации, предлагающие экскурсии по московскому метрополитену

Название экскурсии

Целевая аудитория

1. ТО «Моссоцгарантия»

http://msgtour.ru

Экскурсия «Тайны московского метро»

3 часа

2. Проект «Иди и смотри»

Фид

Необычная авторская экскурсия по кольцевой линии метро мистика и реальность

2,5 часа

3. Экскурсионно-театральный центр «Огни столицы» http://moscowturizm.ru

Экскурсия «Легенды московского метрополитена»

2,5 часа

4. Проект «Выход в город»

http://www.vihod-v-gorod.ru

Экскурсия «Московский метрополитен как символ эпохи

2 часа

5. Московское экскурсионное бюро http://www.mostrip.ru

Экскурсия «Московское метро»

1,5 часа

6. Империя туризма http://www.imto.ru

Экскурсия в московское метро

1,5 часа

7. Экскурсионное бюро http://fxt.ru

Экскурсия «Московское метро»

1 час

8. Туристическая компания «Страна туризма» http://www.stranatur.ru

Экскурсия в московское метро

1,5 часа

9. Экскурсионное бюро «VIP Сервис» http://www.moscow-excursion.su

Экскурсия «Московское метро»

2 часа

Также можно проанализировать рынок предлагаемых маршрутов и выяснить наиболее популярные станции метро, которые посещают российские и иностранные туристы. Поскольку не все компании, которые мы взяли, пишут о программе и маршруте, что является весьма странным фактом, ведь каждый турист, заказывая экскурсию должен знать какие объекты, он посетит, мы проанализируем только те экскурсии, где четко прописывается какие станции, экскурсант будет посещать.

3. Разработка экскурсионной программы «Подземная столица»

3.1 Краткая характеристика объектов экскурсионного показа

Наряду с известнейшим туристическим маршрутом, как Золотое кольцо, Россия, а в частности Москва, славится еще одним не менее роскошным «кольцевым» маршрутом. Речь идет о кольце московского метрополитена, где стилеобразующие станции, построенные с 1935-го до середины 1950-х — это настоящие «подземные дворцы». Они отличаются великолепием декора, вестибюли и подземные залы московского метро украшены статуями, рельефами, живописью, мозаикой, витражами и росписями ведущих художников страны, работы которых давно хранятся в музеях. Стоит заметить, что не только станции, которые находятся на кольце, являются наиболее привлекательными, но и многие другие.

Великолепие московского метро оценили и за рубежом, так четыре станции столичной подземки входят в рейтинг самых красивых станций метро в мире по версии одного известного британского журнала — это Киевская-кольцевая, Славянский бульвар, Маяковская, Комсомольская-кольцевая. По версии москвичей наиболее привлекательными для них являются следующие станции: Маяковская, Новослободская и Площадь Революции.

Автор данной дипломной работы провел интернет-опрос, выбрав наиболее подходящие с точки зрения туризма станции, которые были бы интересны иностранным туристам.

Исходя из данного опроса и составления наиболее удобного маршрута объектами экскурсионного показа в данной дипломной работе были выбраны четыре станции: Киевская-кольцевая, Новослободская, Площадь Революции, Комсомольская-кольцевая.

1. Киевская-кольцевая

Развеселым и по южному ярким оформлением этой станции мы обязаны первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Никите Сергеевичу категорически не нравились две другие станции «Киевская», расположенные рядом, он хотел, как говорится, с шиком увековечить республику, где работал, для этого объявил конкурс.

Московскими и киевскими архитекторами было представлено 73 проекта, победили, украинские архитекторы. Архитекторами станции были Е. Катонин, возглавивший группу строителей, В. Скугарев, Г. Голубев, так же в проекте принимала участие А. Марова. Поистине дворцовое великолепие станции создал художник-скульптор А. Мызин и инженеры-конструкторы М. Головинова, А. Пирожкова. Станцию посвятили 300-летию воссоединения Украины с Россией. Растительный декор и 18 ярких мозаичных панно придают «Киевской» вид дворца екатерининской эпохи. Станция соединена переходами с Арбатско-Покровской линией (1953) и Филевской линией (1954).

Имеются выходы на площадь и к главному входу Киевского вокзала.

3. Новослободская.

Станция была открыта 30 января 1952 года.

Изумительные витражи этой станции были сделаны в Латвии, правда, для этого пришлось использовать стекла, предназначенные кафедральному собору в Риге. Коммунистические идеологи сомневались в необходимости именно витражей в качестве украшения станции, боялись, что они будут напоминать трудящимся церковь, однако москвичам данное оформление понравилось, поскольку витражи напоминали аквариум с картинками подводного царства.

Архитекторами станции стали А. Душкин и А. Стрелков, а инженерами Б. Прикот и А. Семенов, поэтому на «Новослободской» есть на что заглядеться: тридцать два красивейших витража, выполненные по рисункам П. Корина, украшают пилоны, выполненные рижскими мастерами, они обрамлены резной полосой из позолоченной латуни чеканной работы и облицованы белым уральским мрамором. В годы борьбы с культом личности мозаичное панно на торцевой стене центрального зала лишилось портрета Сталина, теперь на этом месте порхают голубки. По эскизам того же П.Д. Корина в торце станционного зала создано панно «Мир во всем мире». В 1992 году станция была соединена подземным переходом со станцией «Менделеевская» и стала пересадочной.

4. Площадь Революции.

13 марта 1938 года на Воскресенской площади (с 1918 года — площадь Революции) открылась одна из красивейших станций московского метрополитена «Площадь революции». Предполагалось, что северный вестибюль «Площади революции» будет выходить в фойе Большого академического кинотеатра СССР, который хотели построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва». Перед архитектором Алексеем Душкиным и скульптором Матвеем Манизером стояла непростая задача — построить станцию и создать галерею собирательных образов героев революции. В отделке стан и колонн станционного зала использован красный, черный, светло-золотистый мрамор. В нишах зала установлено 76 скульптурных групп (автор М.Г. Манизер).

История станции метро «Площадь Революции» так же непроста, как и история всей нашей страны. Сначала на станции было 20 арок, в которых установили по четыре скульптуры, отображающих историю СССР — от революционных крестьян, рабочих, пограничников, матросов до детей, которым предстояло увидеть собственными глазами светлое будущее.

Одной из самых сложных задач было поместить скульптуры, размером больше человеческого роста, в арки. В результате бронзовые «человеки» чувствовали себя весьма скованно. Правительственная комиссия, отметила, что советский человек Манизера — «весь или сидит, или стоит на коленях». Однако Сталин, прибывший на открытие, как вспоминал архитектор Душкин, долго ходил вокруг скульптур и приговаривал: «Как живые, как живые…». Наверное, это весомое мнение и спасло станцию метро «Площадь революции».

Очень интересную информацию дал в своей книге «Тайный код Москвы» историк Александр Леонидович Мясняков:

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917-го до декабря 1937 года.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала антисоветская шутка: «На станции наглядно показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако, за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.

Арка 1

Рабочий с винтовкой. Первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната. Существует несколько легенд, связанных с этим рабочим. Но ни одна из них не принята, как основополагающая. Поэтому граната и колено больше воспринимаются как обязательное предисловие к началу поиска счастья. Как говорится, на всякий случай.

Революционный солдат с винтовкой. Это вторая скульптура в первой арке. Сам солдат мало кого интересует, а вот приклад винтовки — многих. Некоторые знатоки утверждают, что эта часть винтовки, служащая для удобства прицеливания и ослабления силы действия отдачи, помогает и при зубной боли. Особенно, если к прикладу приложиться больным местом.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие. У этой скульптуры больше всего натерт лапоть и палец. С лаптями у русского народа было связано много поверий. Считали, что старый лапоть, подвешенный в курятнике, предохраняет кур от болезней. Говорили, что корова после отёла, окуренная из лаптя травами, полученными от знахарки, будет здорова и даст много молока. Верили, что если лапоть с уложенной в него травой-мокрицей бросить во время сильной засухи в реку, то он вызовет долгожданный дождь. Лапоть играл свою роль и в семейных обрядах. Так, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать девушку, бросали лапоть, рассчитывая, что это сделает сватовство удачным. Поэтому лапоть у скульптуры в основном трогают те, кому предстоит объяснение с любимой. А к мизинцу на руке притрагиваются потому, что считается, будто бы это прикосновение приносит хорошее настроение. По аналогии с тем, что мизинец показывают ребёнку, чтобы он рассмеялся.