Разработка историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове

Курсовая работа

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Экскурсия для участников — это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов — это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия — сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма — культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного — экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Наша работа ориентирована на создание пешеходной экскурсии по набережной города Кирова, для создания общего представления о его истории и некоторых памятниках. Богатый культурный, исторический и архитектурный потенциал города предоставляет широкие возможности для создания подобных работ, поэтому мы выбрали именно пешеходную экскурсию. Разработка этой экскурсии будет иметь большое значение для усовершенствования развития экскурсионного дела в городе Кирове, поэтому данная курсовая работа является актуальной и значимой.

Курсовая работа на тему «Разработка авторской историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове» была выполнена на основании краеведческих материалов (преимущественно в виде литературных и лекционных источников, а также электронных).

На основе изученных нами материалов в дальнейшем мы сможем разработать другие экскурсии по теме. Кроме того, наша тема имеет значение в развитии экскурсионной деятельности, так как результаты работы могут быть полезны в практической деятельности.

16 стр., 7571 слов

Технология работы отдела безопасности в гостинице (1)

... инфекции. Поэтому в структуре службы безопасности также обязательно должен присутствовать медицинский кабинет или медпункт. Служба безопасности имущества в отелях – это, в первую очередь, отлаженная работа систем оповещения ... реагирование на сообщения от постояльцев по поводу всевозможных инцидентов. Служба охраны в отеле также специализируется на предупреждении и урегулировании эксцессов, связанных ...

Целью нашей работы является разработка пешеходной экскурсии в городе Кирове.

Основные задачи работы:

  • Изучение культурно-исторического потенциала города Кирова;
  • Изучение технологии разработки экскурсии;
  • Изучение литературы и других имеющихся источников по данной теме;
  • Разработка авторской пешеходной экскурсии.

Объект нашего исследования: историко-культурный потенциал города Кирова.

Методы исследования: анализ и обобщение собранного материала.

Работа состоит из следующих частей: введение, основная часть (теоретическая и практическая части), заключение, список использованных источников, приложения.

1.Теоретическая часть

1.1 Понятие и сущность экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

11 стр., 5270 слов

Экскурсия в советский период

... экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. ... историческими, экскурсионная секция начала организацию гуманитарных станций, в задачу которых входило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции должны были проводить экскурсии в ...

Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

1.2 Классификация экскурсий

1. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические:

  • исторические;
  • историко-революционные;
  • военно-исторические;
  • производственные;
  • природоведческие;
  • искусствоведческие;
  • литературные;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razborka-istoriko-kraevedcheskoy-ekskursii/

— архитектурно-градостроительные. В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг. Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы. Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений — крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного или учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.

В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев. Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

48 стр., 23603 слов

Приобщение к историко-культурному наследию Санкт-Петербурга средствами ...

... исторических и театрализованных проектов. 2. Удобное расположение Отель «Талион» в настоящее время, единственный отель г. Санкт - Петербурга, где реализуются театрализованные программы. Доступные цены. Объект исследования, Предмет дипломной работы, Цель дипломной работы ... гостеприимства и пр.). По оценкам Всемирной туристической организации (ВТО) доля культурно-познавательного туризма к 2020 ...

Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Таганрог — родина А.П. Чехова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развитая русской литературы («Литературная Москва 20-х годов XX века»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя («По следам героев Михаила Шолохова»), в мемориальные музеи.

Для экскурсий на архитектурно — градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов. Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.

Наша экскурсия будет являться тематической историко-краеведческой, и перед тем как создать экскурсию, нам необходимо определить её основные особенности.

2. По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

  • для взрослых граждан (сборных групп, всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
  • для детей различных возрастов (школьников, младших школьников, школьников среднего и старшего возраста);
  • для местных жителей;
  • для иногородних;
  • для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учёта особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии. Для профессиональных групп желательно включить обзорную экскурсию по городу, в подтеме которой рассказывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населённого пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами.

Наша экскурсия рассчитана как на взрослых, так и на детей.

3. По месту проведения экскурсии подразделяются на:

  • городские;
  • загородные;
  • производственные;
  • музейные;
  • В культурных сооружениях и монастырях.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей, например, старой части города

Мы проводим экскурсию в городе, поэтому она является городской.

4.По способу передвижения экскурсии подразделяются на:

  • пешеходные
  • транспортные
  • комбинированные

В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2 — 6 км. Транспортные экскурсии дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удалённые друг от друга. В комбинированных экскурсиях сочетается два их вида — с использованием транспортных средств и пешеходные.

30 стр., 14734 слов

Пещерные комплексы Пермской области как объекты экскурсионного показа

... объекты экскурсионного показа. Цель данной работы – определить особенности использования туристско – рекреационных ресурсов Пермского края. Объект исследования является: экскурсионно-познавательный туризм как туристический ресурс в Пермском крае. Задачи работы: определить основные закономерности функционирования и развития туризма; ...

Наша экскурсия является пешеходной, так как все объекты экскурсии находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет нам обойтись без использования транспортных средств.

5. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • обычные экскурсии;
  • учебные;
  • экскурсии — массовки;
  • экскурсии — прогулки;
  • экскурсии — концерты.

Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий. Учебные экскурсии представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Экскурсии — массовки не встречаются в практике экскурсионной работы, но они могут использоваться при организации массовых мероприятий в учебных заведениях. Экскурсии — прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, пещера. Экскурсию — концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например, из Москвы к дому — музею П. И. Чайковского в Клину.

Так как наша экскурсия пешеходная, она будет проводиться в форме прогулки.

Теперь, когда мы определили основные особенности нашей экскурсии, нам необходимо приступить к её созданию.

Создание новой экскурсии — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: 1. Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия на ту или иную тему. 2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. 3. Заключительная ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

1.3 Этапы разработки экскурсии

1.Определение темы, постановка цели и задач экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в её основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, имеющих обширную информацию. Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, история одной из улиц города и многое другое. Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов.

14 стр., 6863 слов

Приемы эффективного общения с туристами

Изучим особенности взаимодействия с иностранными туристами во время проведения экскурсии, составим программу экскурсии для гостей города и рассчитаем ее стоимость. В нашу задачу, кроме того, ... вербального общения (речевой этикет) и культура невербального общения (язык тела). 1.2 Приемы эффективного общения Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными ...

Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив её цели. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии. У одной из экскурсий может быть несколько целей, например показ исторической роли города и знакомство его архитектурными особенностями.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных её частей. Таким образом, без определения цели и задач нельзя начинать работу над экскурсией. Выбор темы экскурсии — это нелегкий этап нашей работы, с которым мы всё же справились, и сумели выбрать из предложенных тем подходящую нам — тему истории. Но прежде чем начать нашу работу, мы поставили перед собой цель и определили задачи для достижения поставленной цели. Достижение цели посредством решения поставленных задач будет основным движителем на протяжении всей нашей работы.

2. Изучение литературных источников по теме экскурсии

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razborka-istoriko-kraevedcheskoy-ekskursii/

Изучение материалов при разработке новой экскурсии начинается с составления списка книг, брошюр, журналов, статей из газет и прочее. Особо следует обратить внимание на важность при сборе материалов точных указаний на их источник: библиографическое описание книг и статей из газет и журналов.

Вот мы и приступили непосредственно к работе — собрали весь подходящий материал по данной теме, как в печатной, так и в электронной форме.

3. Изучение и отбор экскурсионных объектов

Экскурсионные объекты дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:

  • памятники природы, связанные с историческими событиями;
  • здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью известных людей, произведения архитектуры, промышленные предприятия и сооружения;
  • природные объекты (леса, рощи, парки, озера, реки, заповедники, реликтовые деревья);
  • экспозиции музеев, выставок;
  • памятники археологии (городища, курганы, древние стоянки, земляные валы);
  • памятники искусства (произведения изобразительного искусства, декоративно — прикладного, скульптура, садово-парковое искусство).

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого для освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям:

  • познавательная ценность объекта, т. е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью известного лица и т. д.4
  • известность объекта, т. е. популярность среди туристов;
  • необычность, неповторимость объекта
  • выразительность, т. е. его взаимодействие с окружающей средой, фоном;
  • сохранность объекта, современное состояние объекта, возможность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;
  • местонахождение, удобство подъезда к объекту, состояние дороги и т. д.

Теперь мы приступили, можно сказать, к самому главному — отбору экскурсионных объектов, т.к. именно от этого будет зависеть на сколько значима наша экскурсия. Так как наша экскурсия будет проходить по набережной реки, мы изучили имеющиеся там объекты и выбрали самые яркие и подходящие для нашей работы, такие как Вечный огонь, Александровский сад, Раздерихинский овраг с часовней, Преображенский женский монастырь, Фёдоровская церковь и памятник-бюст А.С. Грина.

21 стр., 10426 слов

Методика проведения экскурсии

... методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой ...

После оценки экскурсионных объектов и изучения литературных источников, на каждый объект составляются карточки экскурсионных объектов. Они включают в себя:

1. наименование объекта, если он переименовывался, то первоначальное название;

2. почтовый адрес;

3. время возникновения, открытия;

4. автор, создатель;

5. внешние признаки, стиль, характеристика;

6. назначение и использование (современное);

7. историческое прошлое;

8. литература;

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razborka-istoriko-kraevedcheskoy-ekskursii/

9. дата составления, фамилия, имя составителя.

После изучения экскурсионных объектов и составления карты — схемы наступает этап отбора объектов. Объекты подразделяются на:

  • Основные — это, те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии;
  • Дополнительные помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях.

4.Составление маршрута экскурсии

Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Маршрут строится по хронологическому, тематическому и тематико-хронологическому принципу. В нашей экскурсии будет применяться тематико-хронологический принцип построения маршрута. К любому маршруту предъявляются требования:

  • объекты должны быть показаны в логической последовательности, не допускается проездов или проходов по одним местам
  • объекты должны быть доступны, т.е. должны имеется места для осмотра;
  • переезды и переходы должны составлять не более 10 — 15 минут;
  • безопасные, благоустроенные места остановки;
  • несколько вариантов маршрута в случае пробок.

На основе отобранных объектов мы построили маршрут экскурсии, который будет проходить по набережной Грина.

5.Объезд маршрута

Проводится по следующим целям:

  • для ознакомления с трассой маршрута;
  • для уточнения месторасположения объектов и мест остановок автобуса;
  • для освоения подъезда к объекту;
  • для проведения хронометража;
  • для выбора лучших точек показа;
  • в целях безопасности передвижения туристов.

Так как наш маршрут будет пешеходным, то мы проводим не объезд, а обход маршрута.

6. Написание текста экскурсии

После отбора объектов, составления маршрута создают контрольный текст экскурсии. Он содержит хронологически изложенный материал; в контрольном тексте приводятся также материалы, которые могут составить содержание выступления, заключения или логических переходов между подтемами. Он не отражает структуру экскурсии и не строится в соответствии с маршрутом. На базе контрольного текста пишется индивидуальный.

9 стр., 4053 слов

Культурно-познавательный туризм на примере показа объектов г.Севастополь

... культурно-познавательный туризм в Севастополе; изучить объекты культурно-познавательного туризма в Севастополе; определить специфику культурно-познавательного туризма в Севастополе. Используя нашу работу тур-операторы смогут создавать более разнообразные туристические продукты в виде экскурсий, ...

7. Комплектование «портфеля экскурсовода»

«Портфелем экскурсовода» называется комплект наглядных пособий для экскурсии и его задача восстановить недостающие звенья показа (несохранившиеся здания), чаще всего это фотографии, карты, схемы, рисунки или образцы продукции. Портфель создается по каждой теме экскурсии.

8. Выбор методических приемов проведения экскурсии

Методика проведения экскурсии направлена на то, что бы помочь экскурсантам легче усвоить экскурсионный материал. Методика состоит из двух групп приемов: методические приемы показа и методические приемы рассказа. Методы показа и рассказа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсантов, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др.

Методические приемы показа помогают показать объект. По времени приемы показа могут занимать не менее 1 минуты, а рассказ не более 10 минут.

1. Прием предварительного осмотра, используется, когда экскурсанты находятся у объекта, экскурсовод называет его и дает время для осмотра.

2. Прием панорамного показа дает возможность наблюдать вид местности и несколько объектов одновременно. При этом приеме важно выделить центр композиции и обратить на него внимание туристов.

3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания).

Используя этот метод, экскурсовод словесным путём реконструирует образ здания или другого объекта, может реконструироваться событие, если здание не сохранилось, то может использоваться портфель экскурсовода.

4. Прием зрительного анализа. Существует несколько видов экскурсионного анализа: исторический (используется при показе какого — либо исторического объекта, события); искусствоведческий (при показе произведений искусства); естественно — научный (на природоведческих экскурсиях); производственно — технологический (при показе технологических процессов на предприятии).

Одна из задач анализа — выработать у экскурсантов навыки самостоятельного анализа объектов.

5. Прием локализации событий — способ показа исторического события, какого — либо явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали. Прием локализации часто используется вместе с приемом зрительной реконструкции.

6. Прием зрительного сравнения — прием, с помощью которого осуществляется сравнение показываемого объекта с другими объектами. Сравнение может проводиться с известными объектами и с объектами, которые экскурсанты уже видели.

7. Методический прием показа объекта с установленной на нем мемориальной доской часто применяется в экскурсиях. Вначале показывается и анализируется объект. И только позже указывается, что в память о конкретных событиях здесь была установлена мемориальная доска. Если здание не сохранилось и на его месте находится мемориальная доска, то сначала показывают доску, затем рассказывают о событии.

11 стр., 5353 слов

Методическая разработка архитектурно-градостроительной экскурсии по городу Орлу

... приемы при показе объектов экскурсии. Методическая разработка архитектурно - градостроительной экскурсии по городу Орлу представлена в таблице 1 Таблица 1 – Методическая разработка архитектурно – градостроительной экскурсии по городу ... банка Прием предварительного осмотра Экскурсовод предлагает экскурсантам перед началом экскурсии осмотреть здание самостоятельно. Прием характеристики Экскурсовод ...

Рассказ и показ — основные элементы экскурсии, с помощью которых излагаются сведения, связанные с объектами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему. Существуют следующие методические приемы рассказа:

1. Прием экскурсионной справки длится меньше минуты. В справке сообщаются основные данные об объекте (название, дата постройки, авторы, размеры).

Используется при показе дополнительных объектов, когда нет выхода из автобуса.

2. Характеристика объекта. Здесь перечисляются основные качества, свойства объекта, которые отличают его от других. Дается более подробное изложение материала, более глубокие сведения, чем в экскурсионной справке, хотя события связанные с объектом только описываются. Прием занимает 2 -3 минуты, дается без выхода экскурсантов из автобуса.

3. Прием объяснения. Методический прием, с помощью которого освещают внутренние связи объекта, выясняют причины какого либо события, явления, факта, проводится их глубокий анализ. Прием используется на остановках, занимает 10 -15 минут.

4. Прием — репортаж. Дается информация о том, что происходит перед глазами экскурсантов, часто используется в производственных экскурсиях.

5. Прием комментирования. Экскурсовод может рассуждать во время экскурсии и даже делать критические замечания об объектах.

6. Прием цитирования, т.е. введение в рассказ отрывков из исторических документов, литературных произведений, документальных сведений, для более яркого воссоздания исторического события, зрительного образа или предания весомости положениям, выдвинутым экскурсоводом.

7. Прием литературного монтажа заключается в подборе из художественных произведений одного или нескольких авторов, воспоминаний, документов, статей, для создания цельной композиции.

В ходе проведения экскурсии мы будем опираться на методические приемы ведения экскурсий, а именно на приемы показа и рассказа, для того чтобы более полно и ярко раскрыть тему нашей экскурсии.

9.Определение техники ведения экскурсии

От техники ведения зависит эффективность любой экскурсии.

Один из таких эффективных методов техник ведения экскурсии — знакомство экскурсовода с группой.

Для группы необходимо найти место, откуда объект смотрится убедительно, т.е. месторасположение группы. Кроме того нужно обеспечить безопасность экскурсантов.

Расставляя группу около объекта, нужно проследить, чтобы все экскурсанты могли видеть объект. Чаще группу расставляют полукругом.

Экскурсовод должен идти впереди, а группа сзади 5 -7 м протяженность.

В экскурсии очень важно соблюдение времени. В технологической карте указывается точное время, отведенное на подтему.

Ответы на вопросы экскурсантов. Лучше отвечать на вопросы экскурсантов в конце экскурсии, но возможны ответы и в конце экскурсии.

Экскурсовод говорит непрерывно, во время переходов допускаются паузы, небольшие перерывы для отдыха экскурсантов.

Во время экскурсии экскурсовод использует жесты. Но следует учитывать то, что они должны быть точными, направленными на объект.

Соблюдение всех аспектов техники ведения экскурсии, сделает вашу экскурсию более эффективной и оставит у экскурсантов лишь положительные эмоции.

10.Составление технологической карты

Технологическая карта — итоговый документ, составляемый в конце творческого создания экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта является одним из важных документов, поэтому в нашей работе, мы обязательно будем разрабатывать технологическую карту.

11.Составление индивидуального текста экскурсии

Каждый экскурсовод составляет самостоятельно индивидуальный текст и допускается к экскурсии, только при его наличии. Основное его отличие от контрольного в том, что он строится в соответствии с маршрутом и отражает структуру технологической карты. Структура индивидуального текста состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. После написания технологической карты в нашей работе мы будем заниматься созданием индивидуального текста, т.к. без него наша экскурсия не может проводиться.

12. Сдача и утверждение экскурсии

По окончании экскурсии проводится её обсуждение, дается оценка качеству содержания, технике проведения, выявляются недочеты. При положительном заключении о приеме экскурсии, издается распоряжение о приеме экскурсии и включение её в план работы организации.

К сожалению, данный этап в нашей работе не отражается, т.к. создание нашей экскурсии проходит лишь в рамках курсовой работы.

Во время пешеходной экскурсии необходимо учитывать некоторые особенности её проведения. Продолжительность экскурсии составляет в основном один академический час, максимум два.

Безопасность. Экскурсовод должен учитывать требования безопасности при переходе через проезжую часть, а так же во время проведения экскурсий для детей.

Пешеходная экскурсия зависит от погодных условий, поэтому необходимы варианты остановок во время дождя, или в тени во время солнцепека. Так же группа не должна растягиваться более чем на 5-7 метров. На остановках экскурсанты не должны мешать пешеходам. При переходах экскурсовод возглавляет группу, но в то же время не допускает отставания экскурсантов. Так же большое значение имеет расстановка группы у объекта. Объект должен быть виден всем без исключения экскурсантам. Экскурсовод не должен его загораживать собой. Часто пешеходные экскурсии проводятся на шумных и оживленных участках улиц, поэтому экскурсовод должен громко рассказывать об объектах.

Соблюдение всех этих особенностей сделает любую экскурсию успешной и оставит лишь позитивные воспоминания у экскурсантов.

А сейчас, после того как подробно изучен материал теоретической части, мы приступим к выполнению практической части нашей курсовой работы, а именно к разработке индивидуального текста экскурсии по набережной города Кирова.

Практическая часть

Основываясь на материале теоретической части, мы теперь выполним практическую часть, которая будет включать в себя индивидуальный текст экскурсии, и обязательный документ любой экскурсии — технологическая карта.

«Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Мария Алексеевна и сегодня я буду вашим экскурсоводом на пешеходной экскурсии по набережной Грина, которая называется « Прогулка по набережной». И хотелось бы первоначально отметить, что маршрут нашей экскурсии будет пролегать по старой части города Кирова, а именно вдоль правого берега реки Вятки. Мы с вами прогуляемся и посетим такие известные объекты, как Вечный огонь, архитектурный ансамбль Александровского сада, Раздерихинская часовня, комплекс Преображенского женского монастыря, деревянная Фёдоровская церковь и заключительный объект — памятник- бюст А.С. Грину. Также перед вами откроется великолепная панорама главной реки города — Вятки.

Начало нашей экскурсии будет положено от памятника-обелиска воинам-кировчанам, у основания которого горит огонь вечной славы. На высоком берегу Вятки вознесся величественный памятник в честь боевых подвигов кировчан в годы Великой Отечественной войны, в память тех, кто не вернулся с полей сражений. Памятник сооружен на левом, высоком берегу Вятки. В центре памятника возвышается белый обелиск, выполненный из бетона. У его основания горит огонь Вечной Славы. По бокам обелиска сооружены 2 крыла полукруглой формы, на которой сделаны рельефы. Авторами памятника являются скульпторы-кировчане — Ф.А. Шпак и В.С. Рязанцев, и архитектор Ю.И. Кармазин.

А сейчас я хотела бы рассказать вам немного об истории нашего города, т. к. мы находимся на Балясковом поле — первоначальном месте города, где впоследствии была построена крепость. За всю свою историю город сменил 3 названия. Первоначальное название города — Вятка, оно связано с названием реки Вятки. Происхождение этого названия до конца не разгадано и существует 4 версии: в переводе с удмуртского языка «вад» — выдра, «вяда» — народ, поклоняющийся выдре, а в переводе с балто-славянского — «ват» — мокрый, влажный, «vent» — большая, по сравнению с другими река. Большинство учёных — историков придерживаются последней версии о происхождении — от балто-славянского слова «vent». Так же город носил название Хлынов. Это название впервые появилось в 1457 г. в связи с постройкой Хлыновского Кремля. Он был построен для укрепления и защиты города, т. к. в начале 15 века шла феодальная раздробленность и княжества вели борьбу между собой. Центром Хлыновского Кремля был бывший архиерейский дом, о котором я ранее уже упоминала. Границы Кремля проходили между рекой Вяткой и болотом и между двумя оврагами. В русских летописях названия Вятка и Хлынов часто используются одновременно, и жители могли называться — вятчане города Хлынова. Хлыновом чаще назывался кремль, а Вятка — город со всеми окрестностями.

А теперь посмотрите на великолепную панораму р. Вятки. Она берёт своё начало в Удмуртии на лесном болоте. Вятка впадает в Каму на территории республики Татарстан. Длина реки составляет 1314 км. А сейчас прошу обратить внимание на противоположный берег реки Вятки — там расположена Слобода Дымково — место, где зародилось ремесло Дымковской игрушки.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что если посмотреть повнимательней, то можно увидеть панораму ансамбля Успенского мужского Трифонова монастыря. Несомненно, именно это сооружение среди памятников архитектуры города занимает центральное место. Трифонов монастырь — одна из древнейших обителей Вятского края. На протяжении нескольких веков он был духовным наставником, культурным и образовательным центром, колонизатором новых земель, богадельней и многим другим.

Составными элементами ансамбля являются — Успенский собор, который в свою очередь является центральным сооружением ансамбля; Никольская надвратная церковь, которая является главным входом на территорию монастыря; Трёхсвятительская и Благовещенская церкви. Так же на территории монастыря расположен святой источник. По легенде, на месте его расположения, преподобный Трифон увидел облик Божьей Матери, после чего именно в этом месте был открыт святой источник.

А теперь мы проследуем к следующему объекту нашей экскурсии, который находится недалеко от вечного огня, — Александровский сад. Посмотрите, перед вами архитектурный ансамбль Александровского сада.

К парку примыкает комплекс Преображенского женского монастыря с красивейшей и одной из старейших в городе Преображенской церковью (1696г.).

Сведений о Хлыновском Преображенском девичьем монастыре в 17 — первой половине 18 вв. сохранилось немного. Более часты упоминания о нём в документах второй половины столетия. Письменные источники указывают разные даты основания монастыря (1623, 1624, 1635), но можно с уверенностью сказать, что он появился в конце первой четверти 17 века.

Основательницей обители, как известно, была игуменья Евфимия. Вероятно, овдовев и, будучи набожным человеком, Евфимия собрала 75 сестёр и начала строить церковь и кельи. Все постройки были деревянными. 17 век был нелёгким периодом в жизни обители. Её часто опустошали пожары, и на протяжении всего столетия в монастыре не прекращались строительные работы. Он неоднократно перестраивался, и каждый раз возводился на том же месте. Только в конце 17 века по благословению архиепископа Ионы началось строительство каменного храма.

Первая каменная церковь в обители, которая до сих пор стоит на том же месте, была окончена и освящена в 1695 г. Монастырская жизнь не была праздной. Сёстры жили в кельях по несколько человек, чтобы опытные монахини общались с вновь постриженными. В кельях обычно находились иконы, книги, рукомойник. Монахини много молились, много трудились, выполняли церковные и хозяйственные работы, занимались рукоделием, выделывали льняную пряжу, пряли, ткали, шили одежду из простого полотна, пекли хлеб, изготовляли свечи. Старшие монахини по возрасту и болезням освобождались от послушания. В тяжёлые для монастыря дни пищу принимали два раза в день, третий обед полагался только немощным и больным сёстрам. Бывали дни, когда в монастыре не было даже хлеба. На стол подавались морковь, репа, капуста, горох, грибы, уха. Несмотря на это, к концу первой половины 18в. Хлыновский Преображенский девичий монастырь был одним из наиболее крупных среди женских обителей Вятской и Великопермской епархии. Таким образом, период 17 — первой половины 18 в.в. был нелёгким для существования монастыря. После многочисленных пожаров он неоднократно восстанавливался. Его архитектурный ансамбль формировался в соответствии с канонами того времени. К концу первой половины 18 столетия обитель была одной из наиболее значительных среди женских монастырей Вятской и Великопермской епархии.

Если Преображенская церковь женского монастыря — одна из старейших в городе, то деревянная Фёдоровская церковь, напротив, является новоделом. 25 августа 2007г. состоялось освящение новой деревянной церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Новая церковь возведена на пересечении улиц Розы Люксембург и Набережной Грина на месте разрушенного в 1962 году храма. Множество прихожан собрались в этот день на набережной Вятки, чтобы помолится в воссозданной церкви за первой службой. Некоторые из них помнят когда-то стоявший здесь храм, помнят с какой жестокостью и варварством расхищали храм Божий. Это была последняя разрушенная церковь в Вятке. В городе из 46 храмов остался лишь один храм — Серафимовский.

По благословению митрополита Хрисанфа работы по возрождению Феодоровской церкви на месте когда-то стоявшей церкви начались 1 октября 2006 года. Храм возведен по тому же проекту, что и Владимирская церковь в резиденции экс-президента России Владимира Путина на Валдае. Все работы выполнены на средства благотворителей, включая иконостас, колокола и благоустройство территории вокруг храма. Храм приписан к Свято-Успенскому кафедральному собору.

А сейчас обратите внимание, мы находимся у главного входа в сад. Посмотрите на эти ворота и кружево чугунной оградки, обрамляющей сад — все это заслуги выдающегося московского архитектора и художника А.Л. Витберга, находившегося в ссылке в Вятке. Этот городской публичный сад был устроен осенью 1825 г. при губернаторе А. И. Рыхлевском после посещения Вятки императором Александром 1. Для начала определили участок земли площадью 10906 квадратных сажен и посадили деревья — березу, липу, рябину и черемуху. Место для разведения сада выбрали очень удачно. Оно занимало мыс, образованный берегом р. Вятки и склоном Раздерихинского оврага. В 17 веке здесь находилась северная часть Хлыновского посада. Территория сада имела значительное архитектурное окружение. Охватив полукольцом корпуса губернских присутственных мест, она вплотную подходила со стороны набережной к ограде Пятницкого храма и заканчивалась у стен Спасо — Преображенского девичьего монастыря. В декабре 1835 г. с позволения императора сад получил название «Александровский» в честь наследника престола, будущего царя Александра 2.

По аллеям сада гуляли Император Александр, Наталья Гончарова — Ланская, жена Александра Сергеевича Пушкина (кстати, в Вятке должна была состояться их встреча, однако по воле обстоятельств этого не произошло), Александр Герцен и множество других выдающихся россиян. В саду (как и практически во всём историческом центре города) до сих пор сохранилась особая атмосфера — время здесь как будто остановилось… (это говорил ещё М.Е. Салтыков-Щедрин) Красивейшие портик и ротонды просто нельзя не увидеть, ну а открывающиеся с них и с пешеходного моста панорамы даже не стоит описывать, вы все увидите сами!

Центральный павильон Александровского сада, в отличие от воздушной архитектуры береговой ротонды, монументален и устойчив. В основе его объёма, тоже выполненного в дереве, — ротонда, прорезанная арками и проёмами. Четыре портика с двумя парами колонн по краям, оформляющие входы, придают плану крестообразную форму. Портики украшены барельефом, включающим мотивы растительного орнамента. Объём постройки перекрыт куполом на двухступенчатом основании. Павильон установлен на круглом кирпичном цоколе с тремя лестницами-всходами. Визуально связанный с воротами Александровского сада, павильон закрепляет северную оконечность центральной аллеи и служит ключевым звеном паркового ансамбля. Центральный павильон и береговые ротонды — это всё заслуги вятского губернского архитектора А.Е. Тимофеева.

Теперь плавно переместимся на пешеходный мост, расположенный над Раздерихинским оврагом. Этот мост до недавнего времени был излюбленным местом молодоженов. Только что «родившиеся» семейные пары совершали здесь своего рода ритуал — прикрепляли к чугунной оградке моста замки со своими именами, тем самым увековечивая свой брачный союз. Но, местные власти посчитали, что из-за огромного количества скопившихся здесь замков мост будет постепенно разрушаться и все «талисманы» молодоженов были срезаны. Сейчас лишь немногие предаются этому ритуалу, и мы можем наблюдать небольшое количество этих необыкновенных по своему значению замков на оградках моста. Это место является не только местом, где влюбленные «сковывали» свой брак «железными узами», но именно с этого моста открывается панорама на Раздерихинский овраг, который, согласно истории является местом кровавой схватки вятчан и устюжан. Немногие знают, что этот овраг назывался «Вздерихинский»: по нему «вздирались» (взбирались) к воротам под Пятницкой и Сретенской башнями земляного города (посада).

Под этим названием овраг указан на плане Хлынова 1759г. С давних времен в начале этого оврага была поставлена часовня в честь Михаила Архангела, названная в народе также «устюжской» по одному из наиболее загадочных событий вятской истории — по произошедшей битве вятчан с устюжанами, благодаря которой родилась в народе пословица — «Своя своих не познаша и побише». В память об этом сражении стояла на краю оврага часовенка. Деревянный большой крест времен Бориса Годунова был одной из ее реликвий. Чтили тогда «издревле построенные благочестивым усердием православных предков храмы», берегли. К середине XIX столетия деревянная часовня обветшала. Вятское Городское общество решило возобновить храм-памятник в камне. В октябре 1857 года проект на сооружение новой часовни был уже готов и даже утвержден Вятской губернской Строительной и Дорожной комиссией. Городское общество, проявляя особый интерес к памятнику-мемориалу, сочло составленный проект «не имеющим величия», предложив другой, более яркий и поэтичный по своим художественным достоинствам. И в 1875 году каменная часовня украсила достопамятное место. На фоне зелени Александровского сада забелела необычная постройка, органично вписавшись в прибрежный «куст» церквей. Ротонда с четырьмя порталами-выступами, увенчанными высокими фронтонами шипцов на колонках-кубышках, завершалась эффектным шатром. Вытянутые окна-люкарны, массивный барабан, луковичная главка и необычные по своим формам «игрушечные башенки» украшали памятник. Нарядная и своеобразная часовня неповторима как дымковская игрушка, как сам праздник «свистуньи», кружившийся по весне у склона оврага. Вы удивлены тем, какое же отношение имеет промысел дымковской игрушки к этой часовенке? Быль и вымысел сплелись воедино в сказании о возникновении нашей «дымки».

Всемирно известный промысел обязан своим рождением веселому празднику «свистуньи», который ежегодно весной проводился у часовни «в честь убиенных», венчавшей крутой спуск Раздерихинского оврага. Два дня кружилось шумное гулянье: звучали песни, задорно свистели глиняные дудки, шли кулачные бои, лихо вертелись хороводы и карусели под звуки скрипок, балалаек и бубнов, бойко шла торговля у ярких балаганов, где особым спросом пользовались многокрасочные глиняные свистульки и куклы, сделанные дымковскими мастерицами. Начинался же залихватский праздник печальной тризной в честь поминовения воинов, павших в побоище 1418 года — жестокой сече, унесшей около 4000 жизней. Вспоминая события «дней минувших», хлыновцы воспроизводили театрализованное сражение. Со временем представление переродилось в праздник, называемый в народе «свистопляской». Но, в 1925г. часовня была разрушена и заново возведена лишь в 1999г. Эта поминальная часовня удачно дополняет комплекс парковых сооружений, а мост ведет к кульминационной точке ансамбля — береговой ротонде. Помимо ротонд во второй половине 19 и 20вв. на территории сада появились летний клуб, кинотеатр, шахматный павильон и различные аттракционы, но просуществовали они недолго. Поэтому, несомненно, ротонды, входной портал и решетку Александровского сада можно смело поставить в ряд лучших достижений русской садово-парковой архитектуры периода позднего классицизма. Великолепный ансамбль Александровского сада по праву считается одним из лучших произведений парковой архитектуры провинциального классицизма.

Вечный огонь, Александровский сад, деревянный храм Фёдоровской церкви — все эти произведения еще раз подтверждают верность мнения, что волшебница-аритектура любит набережную Грина. И если мы говорим об архитектуре набережной, то не стоит забывать о самом главном и одноименном памятнике, расположенном на ней, — это памятник замечательному писателю-сказочнику А.С. Грину. 24 августа 2000 года к 120-летию со дня рождения Александра Грина, на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя. Александр Степанович Грин (псевдоним, настоящее имя Александр Стефанович Гриневский, 23. 8. 1880 — 8. 7. 1932) — замечательный писатель, классик отечественной литературы, прозаик, представитель романтического реализма, автор знаменитой символической повести — феерии «Алые паруса» (1923), ставший когда-то кумиром молодого читателя. Он родился в г. Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Евсеевича Гриневского. Мать — Анна Степановна Гриневская (в девичестве Липкова).

С детства А. С. Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях.

Мечтал уйти в море матросом, и движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. В его честь названы библиотеки, школы и улицы, основаны дома-музеи…. Многие знают, что в нашем городе так же есть музей А.С. Грина, в который проводятся увлекательные экскурсии, позволяющие познакомиться с творчеством и жизнью писателя. А наша экскурсия на этом подошла к концу. Надеюсь, вам понравилась наша прогулка по Набережной, в течение которой мы познакомились с объектами, уникальными по своему происхождению и истории. А теперь хотелось бы поблагодарить вас за внимание. Мне очень приятно было с вами работать. И если у кого-то имеются вопросы по экскурсии, то я с удовольствием на них отвечу. После того, как мы разработали экскурсию, нам необходимо сделать выводы по своей работе для дальнейшего её анализа.

Основная тема нашей экскурсии — знакомство туристов с культурой и историей нашего города. Целью экскурсии является духовное, эстетическое и патриотическое воспитание туристов. Основные задачи: знакомство с историей города Кирова, показ исторических объектов древней части города и расширение кругозора туристов. Любая экскурсия имеет ориентацию на определенную целевую группу туристов. Наша же экскурсия ориентирована как на школьников, так и на взрослых туристов. За основу разработки нашей экскурсии были взяты одни из наиболее ярких и привлекательных исторических, архитектурных и культурных ресурсов города. В дальнейшем наша экскурсия может быть успешной, так как в неё включены достаточно интересные объекты, которые в некоторой степени отражают историю и культуру города. Так же успешность экскурсии будет зависеть от качества её проведения, для чего необходимо учитывать специальную подготовку кадров.

Заключение

В заключении мы подводим итоги нашей работы. Можно смело сказать, что мы достигли поставленной цели, то есть разработали пешеходную экскурсию в городе Кирове, посредством выполнения поставленных перед нами задач: изучили литературу и потенциал города по данной теме и разработали текст авторской пешеходной экскурсии.

Созданная нами экскурсия является реальной и может быть использована в практической деятельности работниками экскурсионной сферы как полноценный продукт.

Однако наша экскурсия имеет свои недостатки. Во-первых, это связано с тем, что подобные экскурсии уже имеются на данном рынке. Во-вторых, это невысокая заинтересованность в подобных формах проведения досуга, то есть востребованность экскурсий у современной молодежи практически отсутствует.

Хотя наша экскурсия имеет недостатки, все таки она может быть применена на практике и быть успешной. Проведенная нами работа была интересной, познавательной и увлекательной. Собственная оценка проделанной работы — положительная, так как в процессе создания нашей экскурсии мы достигли поставленной цели.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/razborka-istoriko-kraevedcheskoy-ekskursii/

1.Г. П. Долженко. Экскурсионное дело. — М.:ИКЦ «МарТ», 2005. — 272с. учебное пособие, Москва — Ростов-на-Дону, издательский дом «Март».

2.К. В. Кулаев. Экскурсионная деятельность: теоретические и методические основы. — М.: Турист, 2004. — 96с.

3.Интернет:

4.www.ako.kirov.ru./about/

5.www.nationalcard.ru/ordercatalogue.html

6.www.investor.kirov.ru

7.www.liveinternet.ru/click

Приложения

Приложение А

Памятник-обелиск воинам-кировчанам

Рис.

Приложение Б

Береговая ротонда в Александровском саду

Рис.

Приложение В

Раздерихинская часовня

Рис.

Приложение Г.

Памятник-бюст А. С. Грину