Проведение экскурсий

Курсовая работа

Экскурсионная деятельность — важный раздел культурно-просветительской работы среди населения. Туристическому бизнесу более ста лет, но наиболее интенсивно он развивался в 70-80-е годы прошлого века. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам — Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Немаловажную роль сыграло создание около тысячи туристических и экскурсионных агентств, экскурсионных агентств в городах, рабочих и туристических поселках страны.

Развитие туристической деятельности потребовало разработки методических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма) [7].

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов — показа и рассказа — экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории — результат активной познавательной деятельности в данной сфере, обобщения практики десятков тысяч гидов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс точек зрения, представлений и идей, лежащих в основе современного туристического бизнеса.

К концу 1970-х годов XX в. определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Как совокупность обобщенных положений, теория экскурсий закладывает основу для возникновения новой науки — экскурсии, ставшей в один ряд с такими науками, как краеведение, музеология, клубоведение и библиология.

14 стр., 6577 слов

Инновации в экскурсионной деятельности

... характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет. 1.1 Становление экскурсионного дела в Российской империи Первые сведения об экскурсиях появились ...

Основа экскурсоведения — экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека) [12].

Техника экскурсии, являющаяся частью экскурсии, предстает перед нами как свод четких правил и требований к экскурсиям, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из основных задач экскурсионной методики — помочь туристам увидеть, услышать и прочувствовать наглядные и словесные материалы.

Объектом методики экскурсии является изучение, систематизация, формулировка и практическое применение методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых туристы осуществляют свою деятельность.

Не менее важным для развития пешего туризма стало отражение проблем методики походов в специальных изданиях. Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр).

К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий [4].

Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали тему нашего исследования: «Традиционные и нетрадиционные методы проведения экскурсий».

Объект нашего исследования — методы проведения экскурсий.

Предмет исследования — традиционные и нетрадиционные методы проведения экскурсий.

Цель исследования — охарактеризовать традиционные и нетрадиционные методы проведения экскурсий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2.Дать характеристику основным понятиям работы

.Опишите традиционные и нетрадиционные методы проведения экскурсий.

Глава I. Теоретические основы проведения экскурсий

.1 Экскурсионный метод познания

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы так или иначе используются при проведении экскурсий. Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как набор внешних, субъективных, исследовательских правил и методов, изучение конкретных объектов и упорядочение результирующего набора мыслей. Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшей форме каждая техника — это, так сказать, частица метода. В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно [6].

3 стр., 1253 слов

Методы исследования и прогнозирования туристских рынков

... рынка России и КБР. Цель исследования – изучение основных методов исследования и прогнозирования туристских рынков. Задачи исследования: - определение туристского рынка и изучение его специфики; - рассмотрение основных направлений развития и совершенствования туристского рынка; - исследование современного состояния туристского рынка России; - анализ исследования и прогнозирования туристского рынка ...

Главное требование метода — он должен гарантировать достижение цели с максимальной эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, лежащий в основе любого познавательного процесса, независимо от области, в которой проводится исследование. Диалектика — это метод объяснения процессов развития, происходящих в природе, универсальных связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др. Один из распространенных методов — формальная логика — метод, используемый для поиска новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий. На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно метод аналогий используется и в экскурсионном. Применяя аналогию в шоу и в рассказе, гид обращает внимание группы на сходство и различие памятников, единство времени различных действий и места, где расположены объекты. Аналогия в экскурсиях не ограничивается демонстрацией внешне похожих предметов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям [12].

В. Конкретно-исторический метод — это восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод предполагает смещение мышления в сторону более полного, всестороннего и целостного воспроизведения объекта в сознании человека. Этот метод позволяет формировать концепции, отражающие отдельные аспекты и свойства объекта.

Г. Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отраслей знаний, а также при использовании различных форм передачи знаний. именно к этой категории приемов нужно отнести экскурсионный метод. Строго говоря, экскурсионный метод — это совокупность методических приемов, которые используются в экскурсиях. В широком смысле — это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность).

15 стр., 7286 слов

Составление экскурсии в городе Екатеринбурге

... задания для закрепления полученных знаний. Передо мной, как автором работы, стоят следующие задания: 1. Описать теоретическую часть экскурсионной деятельности. 2. Разработать экскурсионный рассказ для экскурсии «Жемчужины Екатеринбурга» (Знаменитые храмы ...

Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Часто рассказ — это просто комментарий к визуальным характеристикам экскурсионных объектов.

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, что отдельные части различны и изучены более глубоко, целое расчленяется на отдельные части, но при условии, что между ними поддерживается тесная связь. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания [8].

Следует отметить, что новизну и оригинальность этого метода исследователи пешего туризма увидели не во всей совокупности приемов, составляющих единый комплексный прием, а в чем-то совершенно другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов).

Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: «Путешествие — душа экскурсии». В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отметил, что среди методистов нет полного единства в определении: каков метод экскурсии.

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип).

Эти два принципа, тесно связанные между собой, составляют суть экскурсионного метода». Он назвал экскурсионный метод одним из видов активно-моторного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов. логичнее будет принять другое определение: экскурсия — это форма распространения знаний и образования, основанная на экскурсионном методе. Многолетняя походная практика позволяет сделать вывод о том, что походный метод является визуальным, в отличие от словесного и практического. Характеризуя этот метод как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь между понятием «конкретность» и принципом ясности.

Пеший поход в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Сложность экскурсионного метода выражается еще и в том, что познание предметов и явлений окружающего мира происходит с участием всех органов чувств. Ученый экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала [21].

В большинстве работ по экскурсионной деятельности особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе со студентами. Действительно, этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы, вне зависимости от круга участников — детей или взрослых. Таким образом, походный метод является основой походного процесса и представляет собой набор методов и приемов передачи знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов — показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения.

3 стр., 1320 слов

Проектирование цикла профориентационных экскурсий по свердловской ...

... экскурсионный маршрут по городу Реж. Таким образом, студенты в процессе экскурсии находятся одновременно в двух ролях: и как экскурсанты, и как экскурсоводы. Это позволит наглядно продемонстрировать нюансы работы ... значимость и близость расположения экскурсионных объектов и экономическую целесообразность, нами спроектирован следующий цикл профориентационных экскурсий по Свердловской области для ...

Сложность походного метода выражается в действии механизмов передачи знаний гидом и усвоении этих знаний туристом. Практически вся теория походов — это просто анализ действия метода походов. Цель экскурсионного метода — обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения, походное обучение происходит во время обучения, в процессе общения с объектами экскурсии, во время истории экскурсовода и его действий при показе объектов. Сообщаемое экскурсоводом содержание знаний развивает определенный подход к объяснению природных явлений, понимание хода и логики развития общества, приводит к оценке исторических событий.

В настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний показ и рассказ — составные части экскурсии и основные элементы движение (моторность) — один из признаков экскурсии экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей — методики подготовки и методики проведения экскурсий методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных [7].

Все экскурсии основаны на использовании особой комплексной методики, в основе которой лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. В этом случае решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой. Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий гида и туристов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности туристов. Опыт походной работы убедительно свидетельствует о том, что поставленной цели достигают только те экскурсии, которые построены с учетом особенностей и требований походного метода.

.2 Сущность экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [7].

Само понятие «сущность» — это совокупность сторон и связей, которые присущи взятым свойствам и рассматриваются в их естественной взаимозависимости. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [8].

Рассматривая понятие «сущность экскурсии», необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

8 стр., 3857 слов

Экскурсия по Ярославлю

... фронта воинов-победителей решили привести в порядок город. В течение 75 дней ярославцы построили набережную по реке Которосли, благоустроили Волжскую набережную в Ярославле, заасфальтировали магистраль и дорожки, ... возле речного вокзала), выезжаем на площадь Богоявления… Мы продолжаем нашу экскурсию по Ярославлю после небольшого перерыва на Богоявленской площади (здесь же расположена одноименная ...

Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде: в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

В решении последней задачи важную роль играет формирование способности видеть.

Способность видеть, как эстетическое восприятие сводится к способности воспринимать архитектурные массы, краски, линии всех видов, группировки масс, краски, линии и их комплексы с точки зрения перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессионализм гида в его презентации позволяют туристам проанализировать и сделать необходимые выводы. Гид прививает эти навыки, показывая и рассказывая туристам. При этом авторы экскурсии выступают активными помощниками экскурсовода. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [17].

Одна из задач экскурсии — развить отношение путешественника к теме экскурсии, действиям исторических персонажей, событиям, фактам, в целом материалу экскурсии и дать ему свою оценку.

Оценивать — значит формировать представление о ком-то, о чем-то, определять значение, характер, роль кого-то или чего-то, признавать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии — это выводы путешественника, к которым его приводит гид.

Отношение к экскурсии нужно понимать как определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

Важную роль в этом процессе играет материал экскурсии, ее изложение гидом, «угол обзора» события и его оценка гидом, а также вера гида в свою правоту. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство туристов воспринимают точку зрения гида, которая становится основой для понимания материала и выработки отношения к тематике выставки и истории.

9 стр., 4053 слов

Культурно-познавательный туризм на примере показа объектов г.Севастополь

... культурно-познавательный туризм в Севастополе; изучить объекты культурно-познавательного туризма в Севастополе; определить специфику культурно-познавательного туризма в Севастополе. Используя нашу работу тур-операторы смогут создавать более разнообразные туристические продукты в виде экскурсий, ...

Экскурсия — это методически продуманная демонстрация мест, памятников истории и культуры, которая основана на анализе объектов перед туристами, а также умелом рассказе о связанных с ними событиях. Однако сводить суть понятия «экскурсия» именно к этому было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)[11].

Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»[12]. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия» в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Как правило, проводится коллективно под руководством специализированного гида». Остальные более поздние интерпретации не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных выше определениях экскурсии можно найти некоторые неточности. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка связана с функционированием экскурсии в течение определенного периода времени. Итак — различия в формулировке целей, задач и форм экскурсий, характерные для конкретного момента. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

21 стр., 10426 слов

Методика проведения экскурсии

... деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к ...

В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения [3].

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы[14]. В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы[15]. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

14 стр., 6572 слов

Подготовка и проведение архитектурно-градостроительных экскурсий ...

... Раскрыть этапы организации по подготовке и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий. Дать характеристику экскурсионным объектам архитектурно-градостроительной тематики на территории г. Самары и Самарской области. Изучить методические приемы показа и рассказа. Для этого будут ...

Глава II. Изучение традиционных и нетрадиционных методов проведения экскурсий

экскурсия показ виртуальный театрализованный

2.1 Традиционные методы проведения экскурсий

.1.1 Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий — меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Экскурсия за более чем вековой путь своего существования изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов [2].

Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих — показа и рассказа. Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала. Помещаемая ниже схема построена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомендуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экскурсии пешеходной.

Первый уровень — простейшая экскурсия, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы — репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т.п.

Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа [7].

Третий уровень — такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов).

Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значение и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.

На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т.п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.

Четвертый уровень. Сочетание показа и рассказа приобретает более экскурсионный характер. Показ занимает ведущее место в экскурсии, рассказ — второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами. Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места [12].

Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Мероприятие становится экскурсией.

Пятый уровень. Достигается оптимальное сочетание показа и рассказа. Показ, увеличившись в объеме, занимает главенствующее положение, полностью подчиняя себе рассказ. Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии достигают совершенства, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Наибольшей активности достигает методика показа объектов. Возрастает роль экскурсовода в руководстве процессом восприятия материала.

Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодействовать, определенным образом дозироваться, сливаться, когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существовать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, дополняя друг друга, создают нечто целостное — экскурсию. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экскурсия — та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

Практика показывает, что достигнутое методистами и экскурсоводами в ряде случаев легко утрачивается. Стоит ослабить внимание к качеству проведения экскурсии, как сразу же меняется соотношение между показом и рассказом, нарушается сочетание между ними, а также изменяется соотношение между ее составляющими [9].

Для методики является важным не только правильное сочетание показа и рассказа, но и последовательность в использовании их на экскурсии. Рассказ не может существовать без показа не в смысле их одновременного протекания, а в смысле их взаимодействия и взаимообусловленности в рамках одной экскурсии.

.1.2 Организация взаимодействия экскурсовода и экскурсантов

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии — максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.

В экскурсионной практике существуют различные взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрастающая роль оказывают воздействие на качество экскурсионного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компонентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимодействия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами [13].

Степень активности экскурсанта (наблюдение, изучение и исследование) нельзя сводить к простой связи между ним, экскурсоводом и зрительно воспринимаемыми объектами. Человек воспринимает информацию в ходе экскурсии также с помощью слуха, обоняния и осязания.

Основные формы взаимодействия могут быть прослежены на пяти ступенях, схемы которых рассмотрены ниже. В приводимых схемах наблюдается сначала появление, затем возрастание экскурсионной ситуации, которая рассматривается как совокупность обстоятельств, когда многообразие и организованность получаемых экскурсантами впечатлений делают восприятие более глубоким и действенным.

Основой становления экскурсии является изменение соотношения двух элементов ее составляющих — показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсионности) можно проследить на схемах 2-6.

Перед экскурсоводом стоит задача — сообщить определенные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».

На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд. [18]

Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.

Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.

Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.

На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимодействие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются.

Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники. В экскурсионном треугольнике все три компонента (экскурсовод, объекты, экскурсанты) активно взаимодействуют.

При такой форме взаимодействия компонентов еще более углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты получили зрительное представление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсантов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсовод анализирует объект, используя различные виды экскурсионного анализа, добивается, чтобы сам памятник рассказывал о себе своим «языком». Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов [19].

Каждая из приведенных схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. На этих стадиях происходит активизация каждого из компонентов экскурсии.

Повышение роли экскурсовода. Роль экскурсовода повышается на всех пяти стадиях становления экскурсии.

На первой стадии руководитель экскурсионного мероприятия — это лектор, который, раскрывая тему, рассказывает о событиях и лишь в незначительной мере привлекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще не быть.

На второй стадии руководитель экскурсии продолжает выступать в роли лектора. В то же время выдвинутые в рассказе положения он подтверждает зрительными доводами и, частично пользуясь методикой рассказа, несколько усиливает наглядность экскурсии.

На третьей стадии руководитель экскурсии — все еще лектор. Однако в рассказе он более активно использует методические приемы. В ряде случаев словесные аргументы заменяются демонстрацией зрительного ряда, начиная влиять на аудиторию двумя видами доказательств — словесными и зрительными. Здесь впервые руководитель экскурсии начинает выступать в роли демонстратора объектов, хотя рассказ по-прежнему занимает ведущее место.

На четвертой стадии руководитель экскурсии перестает быть лектором. Устная речь (рассказ) и зрительные доказательства (показ) меняются местами. Ведущее место, принадлежавшее рассказу, переходит к показу. Основной движущей силой, обеспечивающей восприятие преподносимого экскурсоводом материала, становятся методические приемы показа, которые на этой стадии начинает использовать экскурсовод, превращая лекцию в экскурсию среднего качества [20].

На пятой стадии руководитель экскурсионного мероприятия — это экскурсовод в полном смысле этого слова. Он доносит до экскурсантов знания по теме с максимальным использованием принципа наглядности. Рассказ играет вторичную роль, он становится комментарием к показу.

Для экскурсовода типичны следующие позиции по отношению к аудитории: информатора, комментатора, собеседника, советчика, руководителя процесса познания и воспитания (эмоционального лидера).

Каждая экскурсия — это сочетание названных позиций. Используются они в зависимости от характера преподносимого материала, задач экскурсии, уровня знаний и умений экскурсовода.

Активизация экскурсионного объекта. Эффективность экскурсии во многом зависит от объектов, последовательности их показа, умения и навыков экскурсовода, уровня его профессионального мастерства.

Задача экскурсовода — с помощью рассказа и показа заставить «заговорить» объект. Приступая к выполнению этой задачи, экскурсовод должен четко представлять и характер самих объектов, и предмет показа.

Наблюдение объекта, основанное на методическом приеме заданий экскурсантам, активизирует объект. Выявленные экскурсантами детали и подробности используются как зрительные доказательства в рассказе.

В активизации объекта экскурсоводам помогает профессиональное мастерство (знание методики, умение выполнить ее требования).

Важно дать установку экскурсантам, что именно и как наблюдать, добиться, чтобы они правильно и с максимальной эффективностью провели нужные наблюдения.

Активизация экскурсантов. Этот процесс зависит от действий экскурсовода. Он своим рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, воздействует на экскурсантов, помогает им увидеть объект таким, каким видит его сам [8]. Экскурсовод организует наблюдение объекта, используя различные методические приемы активизации экскурсантов: локализации, заданий, зрительной аналогии; методы анализа, синтеза, абстрагирования и др. Экскурсовод, стремясь активизировать восприятие объектов и экскурсионного материала, исходит из того, что экскурсант не оторван от жизни. Он слушает лекции, беседы, доклады, радио, смотрит кинофильмы, телевизионные передачи, посещает театр, планетарий, т.е. получает информацию из различных источников, имеет определенную подготовку. Таким образом, знания, получаемые на экскурсии, лишь дополняют знания, полученные ранее. Значительно реже информация, получаемая на экскурсии, носит первичный характер. В процессе активизации экскурсанта необходимо опираться на знания, которыми он располагает по данной теме.

Наблюдение — первая ступень активности экскурсантов, которая следует за первичным осмотром. «Наблюдение — то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания» (Словарь русского языка. Т. 2, 1958.- С. 448).

Наблюдать — означает внимательно следить глазами за объектом, замечая и воспринимая его отдельные части. Умение наблюдать и предполагает способность человека видеть в объекте, находящемся перед ним, подробности, частности, детали.

Изучение — вторая, более высокая ступень активности экскурсанта. Изучение — наблюдение экскурсионного объекта с целью получить глубокие знания о нем, понять его назначение, структуру, особенности. Слово «изучать» рассматривается в значении учиться чему-либо основательно.

Исследование — третья, наиболее высокая ступень активности экскурсанта. Представляет собой глубокое изучение объекта, его внимательное рассмотрение с заранее поставленной целью: выяснение какого-либо вопроса, получение ответа, установление причин исторического события или природного явления [11].

В основе наблюдения, изучения и исследования лежат такие качества человека, как наблюдательность, стремление и умение выделить существенное в зрительно воспринимаемых объектах, видеть их малозаметные детали и особенности. Развитие наблюдательности людей составляет одну из задач экскурсовода.

«Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, различением, анализом. Недаром наблюдение называют иногда «думающим восприятием»»[8].

Наблюдение требует от экскурсанта направленности и концентрации внимания. «Наблюдать — это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться. Наблюдение дает возможность глубже понимать окружающее, делать правильные выводы»[9].

Проблема активизации экскурсанта — интенсификация процесса восприятия экскурсионного материала. От повышенного или от пониженного интереса участников мероприятия к объектам, рассказу экскурсовода зависят уровень внимания и эффективность усвоения знаний.

Движущей силой активизации компонентов экскурсии является показ, его методика, организация самостоятельного наблюдения объектов экскурсантами. О месте и времени наблюдения говорит следующая схема:

Разница этих видов знакомства с объектами состоит в том, что самостоятельные аналитические действия экскурсантов нарастают. К концу периода наблюдения объекта экскурсовод перестает быть руководителем экскурсионного процесса: он как бы «уходит в тень».

а) избирательность деталей и особенность объекта как основа осознанного, целенаправленного наблюдения и сохранения материала в памяти;

б) выбор точки для наблюдения;

в) содержание конкретных рекомендаций экскурсовода (что и как наблюдать);

г) цель наблюдения;

д) подготовленность экскурсантов к наблюдению;

е) наличие необходимой информации в рассказе экскурсовода;

ж) развитие у экскурсантов такой способности, как наблюдательность, т.е. умение замечать в экскурсионных объектах частности и детали, ускользающие от обычного взгляда людей [9].

Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионности можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

2.2 Нетрадиционные методы проведения экскурсий

.2.1 Виртуальная экскурсия

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем. Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода играет огромное значение при оценке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь обладает большей степенью убедительности и обостряет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основным источником эмоций у экскурсантов является глубина материала, факты, способные взволновать, умело построенный показ и рассказ» [10].

В контексте музейной деятельности применение современных информационных технологий приобретает особый смысл.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов.

Поскольку концепция гипертекста за три с половиной десятилетия существования претерпела трансформацию, мы хотели бы для начала подчеркнуть, что в контексте данной методики понимаем под гипертекстом информационно-программный продукт, основанный на применении языка гипертекстовой разметки HTML. Собранную информацию можно представить в компьютере по-разному. Для ее упорядочения пригодны системы управления базами данных, табличные процессоры. Даже простая фиксация информации в текстовом редакторе позволяет упростить доступ к данным за счет расширения возможностей поиска. Однако для построения виртуальной экскурсии удобно воспользоваться именно гипертекстовой формой.

Гипертекст — привычная форма представления информации. Благодаря Интернету, гипертекст стал обычным и понятным для миллионов людей. Во многих школах ученики изучают Интернет и HTML на уроках информатики, а среди старшеклассников немало тех, кто способен применить свои знания на практике, разрабатывая персональные или школьные Интернет-сайты. Таким образом, гипертекст отнюдь не является чем-то новым для школьников и специальной подготовки почти не потребуется.

Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста — текстовая информация, но HTML позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. В нашем случае это исключительно важно, так как при комплексном исследовании фиксируется информация, различная по структуре, виду, форме представления [22].

Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами — ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.

Мы видим, что для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации — прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете. Поэтому мы рекомендуем опираться на материал в текстовой форме.

Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.

Сказанное позволяет нам сформировать требования к техническому обеспечению работы над виртуальной экскурсией. Но прежде нужно определить, будет ли работа над экскурсией в основном выполняться в ходе экспедиции или же после нее.

«Виртуальные экскурсии» — один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (порой лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам [22].

В большинстве случаев такие экскурсии по форме напоминают слайд показы. Но наиболее состоятельные музеи уже могут позволить себе использование новейших технологических возможностей Интернета, как, например, Эрмитаж, в создание сайта которого спонсор музея — компания IBM вложила миллионы долларов. В ходе реализации проекта Государственного Эрмитажа и корпорации IBM были сделаны «103 панорамные изображения залов и зданий музея, а также видов исторического центра Санкт-Петербурга

В результате пользователь получил замечательную возможность совершить виртуальную экскурсию по 85 залам Зимнего дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажей, а так же 7 интерьерам Эрмитажного театра и Зимнего дворца Петра I. Уникальная экскурсия по крышам Эрмитажа предлагает полюбоваться 5 великолепными видами, открывающимися с высоты на знаменитые архитектурные памятники СПб. Новый подраздел «Внешние виды» представляет 11 панорам исторического центра Санкт-Петербурга». Особый интерес представляет виртуальная прогулка по залам вновь открывшегося Фондохранилища музея.

А в перспективе, как сообщают представители музея, — «могут быть предложены: тематические виртуальные экскурсии по экспозициям музея, по парадным интерьерам Зимнего дворца и других зданий, по временным выставкам; экскурсии образовательного характера, знакомящие с отдельными коллекциями Эрмитажа и его экспонатами, посвященные эпохам и стилям в истории искусств, искусству разных стран, творчеству знаменитых мастеров; тематические экскурсии по истории Эрмитажа, его зданий и коллекций, например, рассказывающие об исторических событиях, происходивших здесь, представляющие виды зданий, интерьеров в прошлом и настоящем. Кроме того, существует проект создания виртуальных экскурсий по историческим местам СПб» [22].

Прогулки по залам музея в виртуальном пространстве превращаются в увлекательное путешествие. Круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем.

Виртуальные экспозиции по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями. Музей может создавать свое виртуальное отражение, копируя существующие реалии, Электронная экспозиция может не совпадать с реальной, а дополнять ее — электронная экспозиция «Люди» в Музее ОАО «Татнефть», г. Альметьевск.

Виртуальные музеи перестают быть экзотикой. Уже несколько лет Государственный Русский музей успешно реализует программу создания центров «Виртуальный мир Русского музея». Программа «Виртуальный мир Русского музея»: дает возможность совершить захватывающие виртуальные туры по четырем дворцам, входящим в комплекс Русского музея, увидеть их уникальные интерьеры, познакомиться с экспозицией музея демонстрирует зрителям исторические реконструкции утраченных музейных интерьеров представляет возможности создания виртуальной экспозиции — не существующего в реальности выставочного зала позволяет совершить путешествие в виртуальную картину — переход из одной картины в другую, включающий специально сконструированное трехмерное пространство, основанное на сюжетах обеих картин. Путешествие в картину позволяет стать непосредственным «участником событий», развивает творческое воображение и рассчитано на детскую аудиторию [10].

Подготовка экскурсии — сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее удобной для него форме, обычно в виде индивидуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть проведения на его основе ряда экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ — методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

В последние годы подобная документация, составленная по жесткой схеме, нередко заменяется свободно изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методических советах и руководством музея [10].

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят и научные сотрудники различных специальностей; особенно это характерно для небольших по штату музеев. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и запросов аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий научным сотрудникам и экскурсоводам, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных культурно-образовательных мероприятий.

.2.2 Театрализованная экскурсия

Для осознанного восприятия ценности культурного наследия каждой эпохи необходимо понять мир людей того времен: их быт, нравы, обычаи. Представляется, что одним из средств формирования знаний о быте является театрализованная экскурсия (обобщающая экскурсия).

Этот прием позволяет лучше осознать изучаемую эпоху: от внешних примет времени (мода, манеры, этикет, музыка, танцы, архитектура, лексика) до особенностей нравов, мироощущения, миропонимания людей прошлого.

Особенностями экскурсий являются: использование приема персонификации: каждый ученик класса «вживается» в конкретный исторический образ и выбор места, где бы сохранялись подлинные интерьеры эпохи. Проведению театрализованной экскурсии предшествует большой подготовительный этап.

Подготовка к экскурсии начинается одновременно с изучением темы. Учитель выбирает исторических деятелей, наиболее активно участвующих в событиях данной эпохи. Между учениками распределяются роли. Ставится задача: войти в образ исторического деятеля. Школьники знакомятся с жизнью и деятельностью выбранных персонажей, изучают особенности быта, нравов того времени [8]. Для этого им необходимо подобрать литературу, прочитать и проанализировать ее, написать мини-реферат. Учитель оказывает помощь в выборе литературы, дифференцируя задания. Одни учащиеся знакомятся с научной литературой, другим — по силам популярная или художественная. Кроме того, для ребят источниками становятся музейные экспозиции. В музеи ученики приходят с конкретными целями, экскурсоводы удивляются заинтересованности ребят и осмысленности их вопросов. Второй этап подготовки — выбор места и времени проведения ассамблеи. Перед детьми ставится задача выбрать тот памятник архитектуры, который соответствует эпохе (понимание архитектурного стиля), письменно обосновать дату празднования (понимание важнейших событий истории столицы и России).

Побеждает наиболее аргументированная позиция. Затем идет изучение выбранного объекта (внешний облик, интерьеры, создатели, жизнь обитателей дворца).

Третий этап — создание сценария на основе самостоятельных работ каждого ученика. На этом этапе инициатива в большой степени принадлежит учителю. Предпоследний этап — непосредственная подготовка к театрализованной экскурсии. Изучается мода, танцы, этикет, развлечения. Дети учатся носить старинные наряды, танцевать непривычные им танцы, обращаться друг к другу соответствующим образом. Это позволяет намного глубже проникнуть в мир людей того времени. Последний этап — проведение театрализованной экскурсии — не является спектаклем. Там нет зрителей, все являются активными участниками.

Знакомство с городом и его обитателями, организованное предложенным способом, содействует не только формированию знаний, но и их глубокому осмыслению. При этом высок познавательный интерес детей к изучению города. А подготовка и проведение экскурсии создают неповторимую эмоциональную атмосферу [12].

.2.3 Костюмированная экскурсия

Проведение экскурсий по старым методикам не удовлетворяет современным требованиям. Отдел настойчиво ищет новые формы работы с посетителями. И в первую очередь, с дошкольниками и школьниками.

Для детей дошкольного возраста и младших школьников разрабатывается театрализованная экскурсия «Про мохнатых…» (обзорная по млекопитающим зоопарка).

Ведущие в костюмах БЕЛОЧКИ, ЛИСИЧКИ, ТИГРА, МЕДВЕДЯ, ЗАЙЦА в форме интересных диалогов и коротких рассказов знакомят детей с наиболее популярными обитателями зоопарка.

Для дошкольников целесообразнее готовить целую серию или цикл экскурсий, тематически и организационно связанных, например «Что мы знаем о животных?». Этот цикл экскурсий разработан по заявке детского сада с экологическим уклоном в соответствии с программой их занятий и потому предполагает абонементное посещение. В то же время, каждая экскурсия может быть проведена как самостоятельная (в том числе, и с младшими школьниками).

Цикл состоит из 7 тематических костюмированных экскурсий:

ЗАЧЕМ ОНИ ЧИРИКАЮТ (Птицы наших лесов)

БОЛЬШОЙ ПЕЛИКАНИЙ СЕКРЕТ (Водоплавающие птицы)

ЧТО НАМ СКАЖЕТ ПОПУГАЙ (Экзотические птицы)

ЭТОТ ЗАЙЧИК — НАШ ЗЕМЛЯК (Млекопитающие наших лесов)

БОЛЬШЕ ВСЕХ НА СУШЕ — СЛОН (Млекопитающие разных стран)

МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ (Домашние животные)

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ (Путешествие на экологическую тропу)

Для проведения последней экскурсии работник отдела по договоренности выезжает к детям и идет с ними в ближайший парк, на аллею или в лесопарк. Цель экскурсии: обратить внимание детей на красоту родной природы, на жизнь и поведение птиц, насекомых, домашних животных на улице; напомнить детям еще раз, что вся живая природа нуждается в бережном к ней отношении со стороны человека.

Экскурсии в виде игры пользуются большой популярностью как у детей, так и взрослых. Игра — путешествие «Страна зверей»- это игровая программа, рассчитанная на организованные группы посетителей в возрасте от 10 лет и старше (классы, коллективы, семейные группы).

Ее цель — познавательный процесс в занимательной форме. Эта форма позволяет одновременно работать с группами в 300 человек и более.

Проведение массовых праздников — благодатный материал для популяризации экологии. Традиционно отмечаются в зоопарке День птиц, День Земли, День рождения животных зоопарка, Международный день защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды, День знаний, Всемирный день защиты животных, День рождения слона Джона, а также проводятся выставки и конкурсы. Все праздничные массовые мероприятия в зоопарке сопровождаются театрализованными представлениями или сюжетно — игровыми программами.

Проведение разнообразных конкурсов, игр во время экскурсий повышают активность экскурсантов(особенно детей), позволяет создать положительный эмоциональный фон, организовать смену деятельности.

Заключение

Все экскурсии основаны на использовании особой комплексной методики, в основе которой лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. В этом случае решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий гида и туристов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности туристов. Опыт походной работы убедительно свидетельствует о том, что поставленной цели достигают только те экскурсии, которые построены с учетом особенностей и требований походного метода.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков).

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа — два основных раздела экскурсионной методики.

Всякая экскурсия ставит своей задачей — продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного[7].

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения, изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков).

Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т.д.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tehnologiya-i-organizatsiya-zarubejnyih-poezdok-i-ekskursiy-referat/

1.Андреев А.А. Психологические аспекты восприятия музейных экспозиций//Земля псковская. Древняя и социалистическая. — Псков, 1989.-С.7-9.

.Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. — М., 1984

.Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу.- М.: Профиздат, 1976

.Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие.- М.: ЦРИБ «Турист», 1981.-С. 30-33.

.Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие.- М.: ЦРИБ «Турист», 1986

.Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях.- М.: ЦРИБ «Турист», 1992

.Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: Метод. рекомендации.- М., 1980

.Кононихин Н. Виртуальный музей современного искусства — новая реальность? //Русский журнал, 8 Ноября 1999

.Кононихин Н. Реальный и виртуальный Арт-Питер.//Русский журнал, 3 мая 2000

.Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие.- М.: Профиздат, 1969

.Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов. Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста.-М., 1988.

.Музейная коллекция и её смысл //Открытый музей. — №1-2. — 2003.

.Ножин Е. А. Мастерство устного выступления: Учеб. пособие.- М.: Политиздат, 1978.- С. 271-273.

.Орловский Г. Н. Учитесь смотреть и видеть.- М.: Просвещение, 1989

.Основы экскурсионного дела в музеях. — М., 1976

.Положение в некоторых музеях современного искусства и их проблемы//Museum,24,№1,1972,с.32-41

18.Попова Е. Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам. — М., 1999

19.Протанская Е.С. Профессиональная этика культпросветработника и ее формирование в вузе культуры.- Л., 1995

.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей.- М., 1974.- С. 16

.Старая и новая Казань. Культурно-историческая экскурсия: Сборник / Под. ред. проф. С. П. Сингалевича.- Казань, 1987.- С. 22-23

22.Хан-Магомедов Д.Д. Рунет и виртуализация культуры www.rocit.ru <http://www.rocit.ru%20>