Методические основы организации и проведения производственной практики студентов техникумов как средство формирования интереса к профессии

Курсовая работа

Одной из важных задач, стоящих перед российским обществом — это ее устойчивое инновационное развитие. Одной из движущих сил современного развития является система профессионального образования, которая должна способствовать обеспечению выполнения запросов как личности, так и государства. Исходя из данных запросов, перед профессиональными учебными заведениями ставятся две основные цели:

  • формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;
  • возрождение качественного образования, которое в последние годы значительно сократило свое влияние на производство.

Отмеченные цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральном законе «Об образовании». [18,19,20]

Соответственно, главной задачей российского образования является обеспечение высокого качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия современным и перспективным требованиям личности, общества и государства в целом.

В этой связи качеству профессионального образования уделяется особое внимание как гаранту устойчивого развития российской экономики, обеспечению мобильности компетентных рабочих.

Для того, чтобы современный рабочий был конкурентоспособен на рынке труда, необходимо его качественное обучение и подготовка, которые будут способствовать формированию интереса к осваиваемой профессии.

Под профессиональным интересом понимаются устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально — волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. Поэтому формирование у студентов устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания училища по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса.

Одним из способов формирования интереса к профессии является производственная практика. Именно производственная практика позволяет готовить квалифицированных специалистов и рабочих.

Иногда случается так, что студент, отлично проявлявший себя во время теоретического обучения, после производственной практики разочаровывается в выбранной им профессии, то есть теряет к ней интерес.

20 стр., 9993 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

... готовность к профессиональной деятельности является совокупным результатом непрерывного профессионального обучения. Следовательно, необходимо определить, каковы существенные положения личностной и смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности. Личностная готовность выражается в формировании качеств личности, соответствующих требованиям профессии. Опираясь ...

Актуальность

Цель исследования — изучение методических основ организации и проведения производственной практики студентов техникумов как средство формирования интереса к профессии.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы понятия производственной практики как средства формирования интереса к профессии.

2. Проанализировать методику организации производственной практики.

3. Разработать программу формирования интереса к профессии во время прохождения производственной практики студентами техникума.

Объект исследования — формирование интереса к профессии «Автомеханик» у студентов техникумов.

Предмет исследования — производственная практика.

Гипотеза:

Методы исследования: анализ литератур

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tizatsiyu-znaniy-poluchennyih-pri-izuchenii-distsiplin-professionalnogo/

ы, анализ программы производственной практики ГБОУ СПО «Губернский Техникум М. Р. Кошкинский»

База исследования: ГБОУ СПО « Губернский Техникум М. Р. Кошкинский»

Структура, Практическая

1. Теоретические основы понятия производственной практики как средства формирования интереса к профессии

1.1 Содержание производственной практики

Профессиональное обучение делится на производственное и теоретическое. Изучение теории позволяет студенту приобрести научную основу знаний о явлениях, процессах будущей профессии, расширяет их кругозор. Цель производственного обучения является получение студентами практических навыков по действиям труда в соответствии со своей профессией, в соответствии с требованиями, содержащимися в едином трудовом кодексе и профессиональные характеристики каждой профессии. [2, с. 145]

Производственная практика студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования.

Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых навыков и практического опыта в исследуемой области. [11, стр. 3]

Производственная практика студентов осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.

Одним из основных понятий, которые являются основой производственного обучения является «Трудовой кодекс».

Трудовой процесс — совокупность действий по трудоустройству или функции работника выполнять готовую работу по профессии. Однако в совокупности это означает скорее «кучу» элементов, которые не взаимодействуют друг с другом. К определению процесса труда больше подходит слово «система» элементов, которые взаимодействуют друг с другом и не рассматриваются раздельно. [16, стр. 100]

11 стр., 5115 слов

Индивидуальное задание по производственной практике студентов: ...

... и мероприятий, которые считаются результатом труда наладчика электрооборудования. Работа в должности наладчика электрооборудования. Осуществление систематизации и анализа собранных материалов в отчёте по практике. Индивидуальное задание: составление схемы электрической цепи ...

Процесс труда имеет компоненты, то есть, он может быть разбит на составляющие, трудовые операции. Это разделение берет свое начало с 19 века.

Трудовая деятельность является частью работы, которая имеет тот же тип оборудования и инструментов и осуществляется теми же инструментами. [10, стр. 127]

Не надо путать трудовые операции с технологическими операциями, но они часто совпадают, что в основном касается ручного труда.

Трудовые операции включают в себя совокупность методов труда, которые характеризуются определенным совершением действий, то есть они могут быть изолированы от операции. Прием труда состоит из трудовых движений, которая не может считаться полной, например, принятие правильной рабочей позы.

Одной из целей является развитие трудовых движений, приемов, операций и, в конечном счете, трудовых процессов. Иерархия раздробленности трудового процесса позволяет нам понять, как необходимо организовать производственное обучение, чтобы студенты могли овладеть необходимыми навыками.

Навыки — это действия, сформированные путем повторения. [3, стр. 184]

Навыки — способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие действия автоматизировано, без особой концентрации, но под контролем сознания. [8]

Навыки могут быть классифицированы двумя способами.

1. Классификация по психологическим характеристикам:

1.1. Двигатель или мотор — средней точности, скорости, ловкости, координации и правильного исполнения движений (в детском саду воспитатели формируют навыки мелкой моторики);

1.2. Сенсорные навыки этого типа связаны с всех смыслах (диагностика по цвету — у Металлургов, по вкусу — у кондитеров, а также различие осязание, звук);

1.3. Интеллектуальный (умственный) — характеризуют способность принимать решения быстро, без особого рассмотрения, для установления причинно-следственной связи, которая подталкивает к действию;

2. Условия классификации для формирования навыков:

2.1. Начальный и сформированные характеризуется длительностью тренировки (первоначальных навыков конспектирования при постоянном упражнении быть сформирована);

2.2. Простые и сложные — характеризуются простотой и координации;

2.3. Разрозненные и сложные, характеризуются двигательной и сенсорно-моторные функции;

2.4. Шаблонные и гибкий.

Многие навыки появляются сложные, например, действиям в аварийных ситуациях. [6, с. 92]

Навыки формируются на основе действий и бесконтрольно — это способность человека эффективно выполнять работу с надлежащим качеством и своевременно, как в стандартном, так и в новом состоянии. Навыки, а также умения формируются последовательно в пяти стадиях, в то время как обычно профессиональные колледжи в основном используют три или четыре.

Этап 1. Появление начального умения, когда указывается цель и начинается поиск путей для достижения цели на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Здесь часто встречается большое количество брака и низкая производительность.

Этап 2. Активность становится неадекватной. Эта стадия характеризуется наличием знаний, но нет способности к конкретным действиям, или некоторые их элементы не всегда успешно выполняются. В конце концов, не отвечают стандартам времени и качество навыков, по-прежнему, ниже среднего.

26 стр., 12524 слов

Гостиничный сервис (отчёт по практике первичных профессиональных навыков)

... проводится занятия по повышению квалификации и по профессиональной подготовке. Каждый служащий читает реферат по гостиничной тематике. Персонал гостиницы носит форменную одежду, вид которой зависит от дифференцирования ... белья производится 1 раз в 3 дня. Смена полотенец происходит ежедневно. Дежурный ведет график по смене полотенец и постельного белья. Служба сервиса примет заказы на ремонт, ...

Этап 3. Появление некоторых общих навыков. Так, студент знает, что его / ее трудовых функций достаточно, и он способен выполнять работы по изготовлению большого ассортимента продукции. Он действует на образец (учебных технологий и учебных карт).

Этап 4. Формирование высокоразвитых умений. На этом этапе студент не только знает, как выполнить то или иное действие, но что именно он должен выполнять, чтобы сделать это действие. Он умеет выбрать способы действия, если ситуация изменится.

Этап 5. Здесь высоко развита способность, близкая к профессиональным навыкам. Навык развивается в ходе практической деятельности, как правило, на протяжении всей жизни. [15, стр. 223]

Профессиональные навыки — это элементы профессионального поведения, которые формируются в ходе учебно-производственной деятельности и являются автоматическими. Формирование привычки — это важный этап, который зависит от многих факторов. Вот некоторые из них:

  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • привычка приходить за 10-15 минут до начала работы;
  • соблюдение технологической дисциплины;
  • поддержание рабочего места в порядке;
  • бережливость и эффективность расходования ресурсов;
  • выполнение правил охраны труда;
  • поиск новых методов труда, рационализации и стремление к обмену опытом. [16, стр. 187]

В производственном обучении выделяют системы обучения, которые различаются по контенту влияния на разнообразие форм, методов и средств обучения.

Система — совокупность взаимодействующих частей учебного процесса: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человека, роста науки, технического прогресса разработана система производственного обучения, которая широко используются на практике. [17, стр. 4]

Мастер или ремесленник производит товар, и ученик присутствует, наблюдает за действиями мастера, и вскоре он пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания продукта.

Плюсы:

Студенты с самого начала привязаны к работе, они имеют интерес к труду, который имеет высокий каталитический эффект. Студент видит важность товара и гордится выпускаемой продукцией, которая выходит из его рук.

Легкость в обучение, где тприлагается минимальное количество усилий (смотри и учись).

Отрицательные

Отсутствие условий для обучения, когда научные принципы дидактики не выполняются (игнорируются учет уровня образования и возрастных особенностей ученика, применяется принцип построения от простого к сложному).

Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировок во время приемов труда. Ученик многое делает бессознательно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.

Тех, кто обучался по этой системе, часто используют потом ограниченное число методов труда, и они учатся выполнять всего несколько операций. Если изменился ассортимент, не все навыки будут полезными, так как студенты должны вновь научиться выполнять операции в новых условиях.

1.2 Методика организации производственной практики студентов техникумов

Производственная практика студентов включает следующие этапы:

3 стр., 1192 слов

Прохождение производственной практики в вузах

... процесс мышления, и практическую деятельность студентов являются: От рассмотрения этих факторов можно перейти к тем основным рекомендациям, необходимых работодателям в процессе прохождения производственной практики студентами. В подготовительный период руководитель обязан: Затем, когда студенты приступают к непосредственной работе, ...

1. практика для обеспечения основных профессиональных навыков (учебная);

2. практика по профилю специальности (технологическая);

3. практика преддипломная (квалификационная).

Целью учебной практики является получение базовых профессиональных навыков, подготовка студентов для осознанного и углубленного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, выработка практических профессиональных навыков по избранной специальности.

Практика по профилю специальности (технологическая) направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации и приобретение практического опыта.

Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и направлена на приобретение первоначального профессионального опыта, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов к дипломному проекту. [2, с. 219]

Организация производственной (профессиональной) практики на всех ее этапах направлена на:

  • выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии со специальностью и научной квалификацией;

— непрерывность, комплексность, последовательность овладения профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, обеспечивая логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапах практики.

Руководитель производственной практики — заведующий производственной практикой, который обеспечивает планирование, организацию и контроль производственной практики студентов.

Руководитель производственной практикой координирует работу мастеров производственного обучения, преподавателей образовательных учреждений, определяет цели и задачи методической работы во время производственной практики по совершенствованию организации производственного обучения и практики.

Содержание всех этапов производственной практики определяется примерной программой профессиональной практики и рабочей программой практики.

Сроки проведения производственной практики устанавливаются образовательным учреждением на основе теоретической подготовки студентов и возможностей учебно-производственной базы мастерских, наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики.

Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей и договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Студенты, имеющие с организациями индивидуальный договор, производственную практику проходят в этих организациях. [17, стр. 63]

В период прохождения практики для обеспечения основных профессиональных навыков, связанных с выполнением производительного (физического) труда дается 36 часов в неделю независимо от возраста студентов.

При прохождении практики для обеспечения основных профессиональных навыков, связанных с выполнением производительного (физического) труда на производственном объектестудентам отводится следующее количество часов: в возрасте от 15 до 16 лет не более 24 часов в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет и старше — не более 36 часов в неделю. [18]

9 стр., 4049 слов

Выполнение работ по профессии «Администратор гостиницы (дома отдыха)»

... - не менее 8 человек на 10 номеров; 1.2 СТАНДАРТЫ РАБОТЫ АДМИНИСТРАТОРА ГОСТИНИЦЫ Важное значение в работе администратора имеют фирменные стандарты поведения с коллегами, т.е. большое внимание уделяется ... позицию. 10. Ответственность: необходимо чувство ответственности и гордости при поддержании порядка в отеле; в случае жалобы гостя нельзя обвинять другие отделы или лица; брать ответственность ...

При прохождении практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной для студентов в возрасте от 16 до 18 лет 36 академических часов в неделю; в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Студенты в ходе практической (профессиональной) практики в организациях обязаны:

  • полностью выполнить задания, предусмотренные программой производственной практики;
  • соблюдать в организации правила внутреннего трудового распорядка;
  • изучить и строго соблюдать правила охраны труда и правила пожарной безопасности.

Формой отчета по практике студентов по специальности является дневник и отчет.

Оценка практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получивший отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность.

Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики студентов на предприятиях выглядит следующим образом:

  • изучение производственного процесса и организации труда рабочих (специалистов), применяемых на предприятии;
  • определение организационных единиц (отделов, участков, лабораторий, отделов и т.

д.) для производственной практики студентами;

  • определение форм организации производственной практики студентов;
  • определение совместно с руководителями подразделений предприятия рабочих мест, где студенты будут проходить производственную практику;
  • участие в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики студентов;
  • участие в программе опытно-конструкторских работ и производственной практики студентов;
  • разработка графиков перемещения студентов по производственным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т.

д.), рабочие места, где их будут практиковать. [11]

Результатом практики по профилю специальности является оценка, которая определяется руководителем практики на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения индивидуальных заданий, характеристики и предварительной оценки руководителя практики от предприятия.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие «2», исключаются из техникума, как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику снова.

Для большинства массовых профессий по подготовке рабочих в мастерских в соответствии с программой обучения-операционно-комплексная система. Суть этой системы заключается в том, что все рабочие приемы, операции и типичные работы распределены в их исследовании целого ряда комплексов. Каждый набор включает в себя три-четыре рабочие операции и комплексную работу, которую выполняют с помощью этих операций. Каждые последующие комплексные работы включают не только эксплуатацию комплекса, но все ранее изученные операции.

Таким образом, процесс обучения включает изучение приемов множественные операции и их закрепление и совершенствование в выполнении работ комплексного характера. Преимущества такого построения процесса производственного обучения объясняется тем, что особое внимание уделяется специальному обучению и практики основ профессии — приемов и операций, и это создает прочную базу для дальнейшего формирования профессиональных навыков у студентов. Процесс производственного обучения можно разделить на «операционный период» и «период выполнения комплексных работ».

19 стр., 9058 слов

«Организация производственного обучения в профессиональном ...

... прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, подготовку их к работе, как в процессе производственного обучения, так и теоретического. Анализ состояния производственного обучения и научно– методической ...

Основная цель производственного обучения в «операционный период» — научить студентов правильно и качественно выполнять основные приемы и их сочетания, составляющие операцию, во всех его разновидностях. На основании изученного студенты могут выполнять операции последовательно, увеличивая комплексные работы путем применения этих операций в различной последовательности процесса. Здесь академические и промышленные цели иные, чем при изучении операций. Наряду с правильностью выполнения трудовых приемов и операций в целом главными целями являются: научить студентов сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения производственных работ, позволяющих научить студентов работать быстро и точно, то есть, на этом этапе обучения у студентов формируются навыки, скорость и точность, а также навыки планирования работы. Кроме того, в «операционный период» и «период выполнения комплексной работы» могут быть достигнуты и другие цели производственного обучения: формирование у студентов позитивного отношения к работе, самоконтроля, самостоятельности, развивается устойчивый интерес к получаемой профессии, происходит связь теории и практики, освоение передовых приемов и методов работы и так далее. Но главными целями непременно остаются — правильность выполнения приемов и операций, формирование умений планировать процесс выполнения работы, выполнением технических требований, то есть качество работы, производительность. Указанные цели от темы к теме, от работы к работе сложнее, они определяют порядок организации и методов производственного обучения.

1.3 Производственная практика как средство формирования интереса к профессии

Профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями студентов, вызванные изменениями, которые происходят в процессе обучения и производственной деятельности. [3, стр. 17]

Производственная практика играет решающую роль в подготовке квалифицированных рабочих для реального мира работы.

Каковы же способы развития устойчивого профессионального интереса студентов в процессе обучения и производственной деятельности в области профессиональной подготовки?

Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если подобран целесообразный метод практики в сочетании с продуманной системой образования на основе комплексного подхода. Невозможно развивать чувство устойчивого интереса к профессии, если не понимать сознание, чувства, волю студентов. Как сделать так, чтобы он чувствовал себя связанным с профессией всем своим существом? [12]

Изучение передового опыта лучших мастеров показывает, что процесс формирования у учащихся профессионального интереса в ходе производственной практики включает в себя: воспитание любви, уважения к труду, развитие умений чувствовать технику, понимать ее конструктивные особенности; формирование значимости труда; укрепление веры студентов в собственные силы и возможности, воспитание у них чувства профессиональной гордости и чести.

Очень важный этап в формировании профессионального интереса — переход студентов от теоретического обучения к производственному труду, когда ему, к примеру, доверяют автомобиль для самостоятельной работы. Этот педагогический подход помогает мастеру производственной практики стимулировать интерес к профессии, на основе полученных знаний студента и его способностей. [17]

Развитие профессиональных навыков и умений в существующей технологии, делает процесс освоения профессии привлекательными для подавляющего большинства студентов. Элемент соревнования, когда студенты выполняют упражнения или производственную задачу, который использует мастер и внедряет в практическую творческую деятельность, укрепляет и углубляет интерес к профессии. Студенты с энтузиазмом выполняют все указания и содержание задания. Эффективно способствовать развитию интереса к профессии проведение конкурсов на звание «Лучший по профессии», конкурс на лучшее проведение различных трудовых операций. Неотъемлемой частью производственного обучения является производственная практика студентов. В ходе практики студенты осваивают навыки овладения оборудованием, студент сам несет ответственность за результаты своего труда. Этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса студентов.

2. Методические основы организации и проведения производственной практики студентов ГБОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский» как средство формирования интереса к профессии «Автомеханик»

2.1 Профессия «Автомеханик»

Профессия автомеханика была и остается востребованной. Различных движущихся технических средств со сложными устройствами становится все больше, и они с каждым днем улучшаются. Любой механизм всегда требует правильный уход. Данный уход могут выполнять хорошо обученные и квалифицированные рабочие.

Автомеханик — это автослесарь, который производит как обслуживание транспортных средств, так и их последующий ремонт. Этот многопрофильный специалист следит за техническим состоянием разных видов автотранспортных средств. Для работы автомеханика необходимы инструменты и сложное оборудование, с помощью которых любого рода дефекты диагностируются и устраняются. Данное оборудование составляют сканеры и динамометры. [16]

Работа механика заключается в следующем:

  • предварительный осмотр и полное диагностирование;
  • выполнение качественного технического обслуживания машины;
  • диагностика узлов и агрегатов автомобиля;
  • регулирование различных механизмов машины;
  • тюнинг автомобиля, ремонт восстанавливающего или косметического характера, замена вышедших из строя элементов и деталей;
  • ведение документации по всем расчетам и гарантийные документы.

Качество работы автомеханика может значительно снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, что позволяет гарантировать безопасность водителя и его пассажиров. И для того, чтобы стать специалистом в этой сфере, необходимо приобрести определенные навыки:

  • уметь выявлять причину любого дефекта и неисправности машины;
  • ориентироваться во всех видах горюче-смазочных материалов и топлива;
  • уметь оперировать различными видами ручных инструментов, диагностическим и ремонтным оборудованием;
  • обладать знаниями в принципах и устройствах автомобилей различных марок и моделей;
  • неоспорим и тот факт, что любой специалист должен уметь водить машину. [15]

Кроме этого, нужно ответить, что профессия автомеханика связана с определенным риском. К недостаткам этой деятельности можно отнести такие травмы, как переломы, ушибы, порезы, растяжения мышц, нарушение зрения и так далее. Сильная вибрация и шум, исходящий от работающих инструментов и моторов, не только влияет на слух, но и на здоровье в целом. Кроме того, в своей практике механикам часто приходится сталкиваться с химическими веществами. Поэтому люди, страдающие от аллергии не должны делать такого рода деятельности.

Профессия автомеханика очень сложная. Мало иметь отличный слух, хорошо развитое наглядно-образное мышление, наблюдательность, способность к концентрации внимания и отличная память. Кроме того, вы должны быть выносливым и иметь хорошую физическую форму. Специалисты в гаражах должны выдерживать немалые нагрузки, потому что многие детали автомобиля довольно тяжелый.

Очень важно быть дисциплинированным, терпеливым и осторожным. В некоторых ситуациях в практике автослесаря требуется быстрая реакция и навыки прекрасного, и безоговорочного выполнения всех требований руководителя. Стоит помнить, что внимательность, кропотливость, а иногда и въедливость мастера может влиять на жизнь людей.

Вы должны быть общительным человеком, уметь легко общаться с клиентами, коллегами и руководством, уметь находить компромисс — все это позволит значительно улучшить качество работы автомеханика. Ведь Репутация любой компании базируется в первую очередь на деятельности всего коллектива в целом.

Автомеханики работают на сервисных станциях. В небольших ремонтных мастерских часто можно найти универсального мастера. Специалисты более узкого профиля работают в крупных автоцентрах.

Нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые могут обойтись без механика. Работа автомеханик будет необходима и в депо, и в автобусных парках и таксопарках.

Тем студентам, кто желает преуспеть в профессии автомеханика необходимо постоянно работать над собой, углубляя и совершенствуя свои знания и повышая свою квалификацию. В современном мире технологии развиваются очень быстро. И для того, чтобы быть востребованным в этой деятельности, заработать хорошую репутацию, нужно каждый день находить в работе что-то новое, приобретая бесценный опыт. Недостаточно просто освоить эту профессию, окончив какие-либо учебные заведения.

Профессия автомеханика в нынешнем мире технологического прогресса имеет широкий профиль, поэтому весьма популярна и очень востребована. Рабочие-автомеханики производят техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, контролируют техническое состояние автомобилей с помощью специального диагностического оборудования и могут управлять автотранспортными средствами. Люди, работающие по специальности автомеханика, должны быть физически сильным, жесткими, иметь хорошее зрение и координацию.

Социальная значимость профессии в обществе заключается в том, что в современном мире профессия автомеханика очень востребована, так как улицы переполнены автомобилями российского и иностранного производства. Благодаря работе автомеханика срок службы транспортного средства значительно увеличивается, что в свою очередь снижает риск дорожно-транспортных происшествий и обеспечивает безопасность водителя на дороге.

Работа автомеханика предполагает выполнение ряда процессов:

  • Общение с клиентами. Это неотъемлемая часть работы. Механику очень важно уметь четко объяснять суть поломки и необходимости ремонтных процедур.
  • Проведение диагностической работы.

Знание спецтехники, умение правильно установить и настроить — это не полный спектр навыков, необходимых, чтобы точно определить причину поломки.

  • Рихтовочные процессы. Это один из самых популярных сервисов. Это требует физической силы и определенных навыков. Неправильный выбор метода удаления вмятин чревато появлением трещин и заменой деталей.
  • Ремонт кузова. Все работы по устранению повреждений транспортного средства, видимые невооруженным глазом.
  • Проведение сварочных работ. Они опасны и требуют умения не только их проведения, но и безопасности.
  • Работа с электрической сетью электротранспорта.

Эти работы включают тестирование, поиск неисправностей и повторное тестирование. Малейшая ошибка чревата выходом из строя всей сети.

  • Проведение работ по ремонту двигателя автомобиля.

Каждый день, механик сталкивается с подбором и заменой деталей в машинах на новые или подержанные. Чтобы выполнить данные действия, этот процесс требует хорошей памяти и навыков.

2.2 Организация и проведение производственной практики по профессии «Автомеханик» в ГБОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский»

Организация и проведение производственной практики по специальности «Автомеханик» в ГОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский» отражено в программе учебных и производственных практик по профессии 23.01.03 «Автомеханик», разработанной мастером производственного обучения данного учебного учреждения. Данная программа представлена в Приложении 1.

Производственная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта Среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Целью практики является формирование профессиональных и общих компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на получение первоначального практического опыта, и имеет один вид. Практика направлена на освоение рабочей профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Реализация рабочей программы производственной практики предполагает проведение производственной практики на предприятиях/организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждым предприятием/организацией, куда направляются обучающиеся.

Производственная практика проводится рассредоточено в рамках каждого профессионального модуля. Условием допуска является освоенная учебная практика.

Руководство производственной практикой осуществляют преподаватели или мастера производственного обучения, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.

Мастера производственного обучения, осуществляющие непосредственное руководство производственной практикой обучающихся, должны иметь квалифицированный разряд по профессии на1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется мастером в форме зачета. По завершению практики обучающийся проходит квалификационные испытания (экзамен), которые входят в комплексный экзамен по профессиональному модулю. Квалификационные испытания проводятся в ферме выполнения практической квалификационной работы, содержание работы должно соответствовать определенному виду профессиональной деятельности, сложность работы должна соответствовать уровню получаемой квалификации. Для проведения квалификационного экзамена формируется комиссия, в состав которой включаются преподаватели ОУ и предприятия.

Результаты освоения общих и профессиональных компетенций по каждому модулю фиксируются в документации, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

По результатам освоения каждого вида профессиональной деятельности обучающимся выдается документ государственного образца- сертификат.

Результатом, освоенными профессиональными компетенциями, являются следующие:

  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования;
  • устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств;
  • работать с документацией установленной формы;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
  • анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
  • исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики: 144 часа.

Реализация программы производственной практики предполагает наличие у учебного заведения договоров с базовыми предприятиями — социальными партнерами.

Контроль за проведением производственных практик осуществляется преподавателями дисциплин профессионального цикла и мастерами производственного обучения.

Руководители практик обязаны:

  • ознакомить студентов с программой практики;
  • участвовать в распределении и перемещении студентов по местам практики;
  • осуществлять контроль за выполнением графика работы обучающихся совместно с непосредственным руководителем, за правильностью использования обучающимся в период практики;
  • оказывать методическую и консультативную помощь обучающимся во время прохождения практики;
  • регулярно следить за дисциплиной, контролировать полное выполнение студентами программы практики;
  • регулярно контролировать ведение дневников;
  • оказывать практическую помощь студентам при отработке профессиональных навыков и умений;
  • оказывать методическую помощь руководителям практики в составлении характеристик на каждого студента и выставлении оценок;
  • участвовать совместно с непосредственным руководителем практики в проведении аттестации студентов по итогам практики;
  • совместно с непосредственным руководителем практики проводить инструктаж по технике безопасности.

2.3 Анализ программы организации и проведения производственной практики студентов ГБОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский» с точки зрения формирования интереса к профессии «Автомеханик»

Программа структурно представлена пояснительной запиской, паспортом программы учебных и производственных практик, структурой и содержанием учебных и производственных практик, объемом и видами практики, содержанием практики и условиями ее реализации.

В работе отражены профессиональные компетенции (ПК).

Компетенции по ФГОС понимаются как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для достижения успеха.

Под профессиональными компетенциями понимаются способность непосредственно профессиональные действия на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. К примеру, диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы, выполнять работы по различным видам технического обслуживания, разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности и другие. Для развития ПК применяют непосредственно учебную и производственные практики, планы которых отражены в программе и содержание которой входит тематическое планирование с методами и формой оценки достижения данных компетенций.

Также в программе отражены общие компетенции (ОК), которые были раскрыты ранее в п.2.2.

Общие компетенции означают совокупность социально — личностных качеств, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Интерес к профессии является социально-значимым качеством, которое играет важную роль в профессиональном становлении. Рассмотрев в программе общие компетенции, необходимо отметить, что такая общая компетенция, как «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» стоит на первом месте, что еще раз подчеркивает необходимость развития интереса к профессии, как основной общей компетенции, которая влияет на становление автомеханика в целом.

Основными показателями оценки данной компетенции в представленной программе являются:

  • демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы,
  • участие олимпиадах профессионального мастерства,
  • участие в фестивалях,
  • участие в научно-практических конференциях,
  • участие во внеклассных мероприятиях по специальности.

Формами и методами контроля и оценки данной компетенции являются:

  • наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях,
  • учебной и производственной практике,
  • внеаудиторной самостоятельной работе.

Проанализировав работу с данной компетенцией можно сделать вывод, что в программе нет четкого и полного раскрытия способов, методов и путей развития данной компетенции во время производственной практике. В основном, развитие данной компетенции происходит в учебном заведении, а не вне его. В программе указано развитие данной компетенции во время производственной практики, но не указано ни способов, ни методов развития интереса студентов к профессии. Дневник по практике, которые студенты сдают по итогам производственной практики, является одним из способов развития интереса посредством анализа собственной профессиональной деятельности студентов, который отражен в программе учебного учреждения.

Соответственно, мы предлагаем включить в данную программу «Программу формирования устойчивого интереса к профессии». Разработанная нами программа представлена ниже и состоит из мероприятий, которые осуществляются во время производственной практики и результатов, которые будут достигнуты в ходе работы. Обратим внимание, что действие данной программы распространяется только на время производственной практики.

Программа формирования устойчивого интереса к профессии

п.п Мероприятия Целесообразность Результат
1. Создание перспективного плана профессионального роста (пример плана представлен по ходу работы) развития студентом под руководством мастера производственного обучения. Данный план позволит студентам задуматься о будущих планах в профессиональном становлении и развитии качеств, а соответственно, студент будет стремится реализовать данный план. Так, данный план будет своеобразной движущей силой, реализация которого невозможна без проявления интереса. Разработанный самим студентом план и реализованный во время производственной практики план профессионального становления
2. Воспитание мотивации студентов Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования эффективно развитие профессионального становления и личности студентов, как специалистов — профессионалов своего дела. Это требует особой подготовки и совместной работы мастера и организации, осуществляющих производственную практику студентов. Способами развития мотивации студентов являются «нестандартные ситуации». Характерными чертами данных ситуаций являются: внезапность, самостоятельность рабочего, быстрота реагирования, краткие сроки выполнения, овладение необходимыми новыми навыками для выполнения работы. Высокий уровень мотивации студентов
3. Решение «кейсов» (Кейс метод подробно раскрыт по ходу данной работы) в ходе непосредственной работы, которые необходимо решить. На время производственной практики мастер п/о раздает каждому студенту «кейс», который необходимо решить. Для того, чтобы решить данный кейс потребуются не только знания и умения, но и проявление профессионального интереса. Описание решения «кейса»
4. Ведение дневника производственной практики Данное мероприятие было отражено в программе и так как мы считаем, что ведение дневника способствуют развитию интереса через анализ деятельности студентов, мы сохраняем данный вид работы. Заполненный дневник практики
5. Студенческая конференция по итогам производственной практики Данная конференция позволит студентам поделиться впечатлениями о производственной практики, заинтересовать друг друга теми видами деятельности, которые выполнял в ходе производственной практики один студент и не было возможности выполнять у другого студента. Кроме этого, они узнают о предприятиях, на которых требуются рабочие их специальности. Это все позволит также развивать интерес к осваиваемой профессии. Выступление на конференции

Раскроем подробнее некоторые мероприятия, которые отражены в нашей программе.

Создание перспективного плана профессионального роста

Данный план логично представить в таблице.

Пример перспективного плана профессионального роста

Мероприятие Деятельность Выполнение (ставится + или -)
1. Развитие теоретических знаний 1. Чтение специальной литератур

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tizatsiyu-znaniy-poluchennyih-pri-izuchenii-distsiplin-professionalnogo/

ы;

2. Консультации профессионалов данной профессии;
3. Интернет курсы, вебинары, просмотр видео о том, как выполнить то или иное действие
4. Посещение выставок, экскурсий по профессиональному направлению
1. Развитие профессиональных навыков 1. Участие в конкурсном и олимпиадном движении, конференциях
2. Посещение мастер -классов
3. Освоение и применение новой технологии

Решение «кейсов»

Кейс-метод (англ. case study — исследование, анализ случая) — в этом случае моделируется рабочая ситуация, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. Участникам дается достаточно подробное описание конкретной ситуации, содержащей проблему, вопрос, и не всегда имеющей единственный правильный ответ. Цель этого метода заключается в индивидуальной работе.

Проблема внедрения метода кейс-стади в практику профессионального образования в настоящее время весьма актуальна по причине двух тенденций: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получении конкретных знаний, сколько на формировании профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитии способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромное количество информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен также обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, его действия должны иметь согласованность и эффективность.

Технологические особенности кейс-метода:

1. Этот метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, которая включает в себя процесс исследования и аналитические процедуры.

2. Кейс-метод — это технология взаимного обмена информацией.

3. Кейс-метод представляется как специфический вид проектной технологии. В обычном обучении проектной технологии происходит процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности, в то время как в кейс-методе идет формирование проблемы и ее решение на основании кейса, который выступает в качестве технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных решений и действий.

4. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». Он обеспечивает деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений. Достижение успеха-одна из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, повышение познавательной активности, а соответственно формирования устойчивого интереса к профессии.

Таким образом, разработанная нами «программа формирования устойчивого интереса к профессии» реализуется во время производственной практики через повышение мотивации студентов, их разработкой и реализацией перспективных планов профессионального роста, решения кейсов, ведения дневника практики и студенческой конференции по итогам производственной практики. Мы считаем, внесенные изменения целесообразными, так как развитие устойчивого интереса к профессии является движущей силой профессионального становления студентов.

Заключение

В ходе производственной практики студенты осваивают навыки овладения оборудованием, самостоятельно несут ответственность за результаты своего труда. Этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса студентов. Соответственно, очень важно продумывать программу производственной практики студентов, которая будет способствовать не только развитию навыков, но и развитию интереса к профессии.

Формирование у студентов устойчивого профессионального интереса протекает более успешно, когда эта работа осуществляется комплексно. Такой комплексный подход к формированию профессионального интереса способствуют решению социальных задач воспитания студентов сознательными гражданами и ответственными компетентными специалистами.

Ведущее место в процессе производственного обучения принадлежит мастеру, который практически учит профессии, помогает приобрести профессиональные навыки и способности, стимулирует деятельность, в том числе, посредством личного примера.

Проанализировав программу организации и проведения производственной практики ГБОУ СПО «Губернский техникум М.Р. Кошкинский» по специальности «Автомеханик» мы увидели, что в программе в качестве главной общей компетенции выделена компетенция «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», но указанные формы работы практически невозможно осуществить во время производственной практики. Все представленные мероприятия осуществляются в ходе обучения и внеурочных мероприятий учебного учреждения. Кроме этого, в программе отражены только творческие формы работы и отсутствует характеристика способов и методов развития данной компетенции.

Исходя из вышесказанного, нами была разработана «программа формирования устойчивого интереса к профессии», которая не является отдельной программой, а входит в программу организации и проведения производственной практики. Данная программа реализуется путем повышения мотивации студентов, развития и реализации перспективных планов профессионального роста студентов, решения кейсов, ведения дневника практики и студенческая конференция по итогам производственной практики.

Так, нами был также разработан пример перспективного плана профессионального роста студентов, который включает самостоятельную деятельность студентов во время производственной практики.

Мы считаем, что предложенные изменения являются целесообразными, поскольку данная программа позволяет не только привить интерес к профессии, но и сформировать активную жизненную позицию, способствовать профессиональному становлению студентов, развитию их интеллектуальных и личностных качеств.

Данная работа имеет практическую направленность и может быть использована в качестве методического пособия преподавателями в техникумах.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tizatsiyu-znaniy-poluchennyih-pri-izuchenii-distsiplin-professionalnogo/

1. Алешина С.А. Педагогика профессионального образования: [Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования»] / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 84 с.

2. Батышев С.Я. Производственная педагогика / С.Я. Батышев. М.: Профессиональное образование, 1999. 520 с.

3. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: [учеб. пособие для вузов] / Громкова М. Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.