Цирковое искусство в мировой культуре развлечений

Курсовая работа

«Цирк — последнее прибежище чистого искусства.» Франсуа Мориак.

Воплощать фантазии и грезы — особый талант, который доступен не всем. Цирк — это искусство воплощения фантазий. На арене мы видим ожившую сказку из своего детства. Каждый из нас в детстве «оживлял» свои игрушки, наделял особыми способностями, разговаривал с ними. А кто из нас не воображал себя самым ловким, смелым, сильным в мире?! А он доказывает нам, что самые смелые грезы могут оживать. Цирк -это чудо, сказка, загадка! Это удивлённые глаза взрослых и детей . «И снова, и снова хочется сказать: любите цирк и почаще приходите в цирк отдохнуть и встретиться с чудесами!» (Черненко 1968, с.155) Цирк — это пёстрые летящие шары, это гнущие подковы силачи. Какие огромные гири с необычной лёгкостью поднимают артисты! Это только зрителям кажется легко, а на самом деле — это огромный, кропотливый, многочасовой труд, это упорные тренировки. И всё представление — на арене цирка необычно талантливый клоун, сумевший вас рассмешить. Из его глаз струями льются слёзы, вокруг него летают мыльные пузыри… Да, цирк — это смелые под куполом прыжки, когда замирает весь зал, это горячие хлопки зрителей потом, после мёртвой тишины, это аплодисменты акробату, делающему сальто в воздухе.

Выступления акробатов, жонглеров, гимнастов, клоунов с древнейших времен привлекали художников, скульпторов, музыкантов, а в последние время и деятелей кинематографа возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений, раскрыть все тайны и символику этого загадочного искусства.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что искусство цирка было востребовано всегда. Но сегодня, человечеству, погрязшему в информационных технологиях, экономических кризисах, политических проблемах как никогда необходимо нечто волшебное, сверхъестественное, необычное. И здесь на помощь приходит цирк. Он является своеобразным «мостиком» в страну чудес и потому, является одним из самых популярных видов искусств.

Итак, целью работы ставим подробное рассмотрение определения цирка, изучения его истории, а также его положения в мировой культуре развлечений.

Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

Изучить и систематизировать сведения по теме исследования,

)Сопоставить положение циркового искусства с древнейших времен до нашего времени,

27 стр., 13064 слов

Анализ и совершенствование системы подбора и отбора персонала ...

... игнорировали человека, не считались с его потребностями. Актуальность темы Цель дипломной работы - проанализировать процедуру отбора и подбора персонала в гостинице «Арена» и предложить рекомендации по совершенствованию. Достижение поставленной цели предусматривается осуществить ...

)

)Обобщить изученный материал и сделать выводы о положении циркового искусства в мировой культуре развлечений.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена появлению и становлению цирка в мировой культуре развлечений. Во второй главе речь пойдет о современном цирковом искусстве, о причинах популярности цирка, а также о лучших цирках мира и, наконец, третья глава покажет интерес других современных искусств к цирковому.

Глава I. Появление и становление цирка в мировой культуре развлечений

.1 Определение цирка

цирк мировой искусство канадский

ЦИРК (от латинского circus, буквально — круг) — 1) Особый вид искусства, одним из основных выразительных средств которого является трюк. 2) Обобщённое наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности. 3) Специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием, манежем, амфитеатром с сидениями для зрителей.» (Цирковая энциклопедия.#»justify»>Разберем подробно эти определения. Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.

«Здание цирка (шапито) представляет собой шатёр круглой формы с высоким куполом, внутри которого размещается манеж и сидячие места для зрителей, расположенные амфитеатром. <…>

Стационарное (капитальное) здание цирка также обычно имеет круглую форму. Независимо от вида здания (стационарное или передвижное) особую сложность представляет манеж. Это круглая арена-площадка (от франц.manege) диаметром 13 м посередине цирка, на которой даётся представление.» (Бартэн 1988, с.77) Круглая форма и стандартный размер манежа., установленные впервые в 1807 в парижском цирке Л. и Э. Франкони, окончательно утвердились в мировом цирке в первой половине 19 века. Они были обусловлены требованиями конно-акробатических, конно-жонглёрских номеров и номеров конной дрессировки: в этих условиях наезднику, стоящему на крупе лошади, легче удерживать равновесие и выполнять трюки, а дрессировщику — управлять с помощью шамберьера лошадьми, находящимися у барьера. Установленный размер циркового манежа позволяет давать представления в любом цирке, но прибегая к переустройствам. К размерам манежа приспособлена цирковая аппаратура. Поверхность манежа состоит из выровненной смеси мягкой земли, сухой красной глины, древесных опилок. В начале 20 века в некоторых цирках манеж стали устилать длинноворсовым кокосовым ковром. С конца 50-х годов, по предложению советских артистов, манеж цирков покрывается толстым слоем (40-45 мм) пористой резины, применение которой вызвано соображениями гигиены. В крупнейших современных цирках манежи оборудованы системой люков и туннелей, имеют бетонированный бассейн с водопадающим устройством для водяных феерий; круг манежа может вращаться и опускаться на несколько метров. Неотъемлемая часть манежа — барьер — возвышение вокруг манежа высотой 50-60 см и шириной 40-50 см, имеет два входа с раздвижными створками: один, так называемый артистический,- перед закулисной частью, через него на арену входят исполнители, второй — напротив, у главного входа в зрительный зал. Барьер делается прочным (нередко на железобетонном основании).

11 стр., 5443 слов

Развитие спортивного туризма в Свердловской области на примере ...

... курсовой работы «Перспективы развития спортивного туризма в свердловской области на примере футбольного манежа «Уралмаш» весьма актуальной и своевременной. Цель исследования: проанализировать состояние и выявить перспективы развития спортивного туризма в Свердловской области ... В пределах 400 - 600 км доступности от центра Свердловской области - города Екатеринбурга - находятся крупные города с ...

На нём крепятся растяжки цирковой аппаратуры. Во время представления барьер устилается ковровой дорожкой; используется нередко и как сценическая площадка, пьедестал, возвышение для построения выразительных мизансцен, демонстрации отдельных трюков артистов, дрессированных животных. Поверхность манежа по направлению к барьеру несколько повышается.

Купол(от итал. cupola- свод) — выпуклая крыша циркового здания в виде полушария с металлическим, деревянным, бетонным или брезентовым покрытием. На расстоянии не менее 1,9 м от вершины купола и на высоте 18 м от уровня манежа устраиваются колосники (специальный решётчатый настил), на котором устанавливаются грузоподъёмные механизмы, люки и другие, производственно технические приспособления, служащие для подвески цирковой аппаратуры.

Цирковой реквизит (доппель-трапе, катушки, качели, моноцикл, перш и др.) обычно изготавливаются из прочного металла, чаще всего из титана, так как он гарантирует высокую усталостная прочность, легкость, ни с чем несравнимый цвет, особенно в лучах разноцветных софитов.

.2 История появления и развития цирка. Первые цирка в мире

Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда. Но всё-таки это правда.

Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд местностей принуждён был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей.

75 стр., 37320 слов

Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

... возможности, границы и принципы использования. В свою очередь не разработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на деятельности практиков. В настоящей дипломной работе в качестве ... В., Плетнева Г. Зрелища античного мира. Л., 1971. Чечетин А.И. Основы театрального представления: История и теория. Учебник для студентов культурных вузов. - М .: Просвещение, 1981 - ...

«При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» . Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году». <…> (Кузнецов.Е. 1971, с.125)Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Почти полное разрушение цирка объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирка была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве — о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания — 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях).

12 стр., 5506 слов

Ораторское искусство

... В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей ... этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают ...

Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. « Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina.

Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. <…> Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, — средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.» (Доминик Жандо 1984, с.30) Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи).

К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

21 стр., 10144 слов

Развитие советской системы туризма во второй половине XX века

... России обуславливают появление потребности в изучении опыта советской эпохи. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения ... осуществлено начало организационного становления туризма СССР (появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ) и создания ... 1940 были созданы многочисленные туристические ячейки (секции) на предприятиях и в учебных заведениях, во многих ...

«Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. <…>Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.» (Доминик Жандо 1984, с.128)

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. — немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирка японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка).

11 стр., 5474 слов

Цель дать характеристику композиции музея винного искусства

... т.д. Объектом дипломного проекта мы выбрали музейно - выставочное пространство. Целью работы является разработка плана музея и дизайн- ... соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. Музеи Советского Союза появлялись при статистических комитетах, земствах, ... памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и ...

В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках цирки теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирки отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5-6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

.3 Цирковое искусство в России

В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др. «Советский многонациональный цирк унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов.» (Кузнецов 1947, с. 150) На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном цирке стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства цирка было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие цирки получили художественных руководителей. К работе в цирке привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представлений — пантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, распадались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нем не голодали.

5 стр., 2224 слов

Проект по изобразительному искусству : «Музей изобразительного ...

... Две девушки» - одной из лучших в раннем творчестве художника. Зал Советского искусства Отдел советского искусства начал формироваться в музее с 1919 г. С.П.и А.П.Ткачевы. «Свет в деревне» . Эта ... исключение составляли старые фамильные портреты, подаренные музею потомками А.Н.Радищева.Среди них особенно выделяется единственный прижизненный портрет самого Радищева. Строгое лицо, без намека на улыбку, ...

С первых дней Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.

«Карандаш на глазах у публики надевал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…» (Славский 1975, с.90)

ноября 1943 Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы.

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.

мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

В советском цирке выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.

Своеобразно отзывается о цирковом искусстве, один из артистов советского цирка Н. Ельшевский : «Советский цирк перешагнул границы нашей Родины. Весь мир заговорил о советском цирке как о лучшем цирке. И было бы неправильно объяснять этот успех исключительно профессиональным мастерством артистов советского цирка в его трюковой части, хотя это имеет, конечно, громадное значение. Основа успеха советского цирка лежит в его передовой идейности, в том, что советский цирковой артист, будучи общественным деятелем, в своем искусстве несет определенные общественно значимые идеи, в конечном счете — идеи коммунизма. В своем творчестве советский цирковой артист, основываясь на реальных жизненных чертах советского человека, прославляет высокие моральные и этические идеи нового общества. И в этом высшее выражение народности советского цирка, ибо в основе самого понятия народности лежит передовая идейность. Именно этим обусловлена народность советского циркового искусства.»

11 стр., 5270 слов

Экскурсия в советский период

... комиссии естественно-научных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения ... экскурсионную работу, развитие теории и методики экскурсионного дела. Выбранная тема актуальна тем, что история развития советского периода имеет свои характерные черты, связанные с социально- ...

Вывод: В этой главе мы показали, что цирковое искусство возникло с древних времен и активно развивалось на протяжении долгих столетий во многих странах мира(Франция, Англия, Германия, Италия, Россия).

Нами также было подчеркнуто своеобразие советского цирка, несущего в себе мощную идейную направленность, патриотизм.

Глава II. Современное цирковое искусство

.1 Причины популярности цирка

Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже — с основами рекламы.

Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.

Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также — от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.

Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.

Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала — изобретение амальгамы и появление зеркал, позже — электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.

Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом. Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.

Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести («силовые акробаты»); показывают необычайную гибкость («каучук»); глотают огонь или дрессируют змей («факиры»); летают по воздуху («воздушные гимнасты»); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе — ногами («икарийские игры»); находят общий язык с домашними животными («дрессировщики») или вступают в непосредственный контакт с дикими животными («укротители»).

Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.

Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. « Panemet circenses ») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию «социально неодобряемых». Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» — натянутой сетки или т.н. «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).

Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно — клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» — это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты).

В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.

.2 Положение цирка в жизни людей сегодня

Среди трудностей, более всего осложняющих культурное развитие людей, остаются трудности материальные. Круг лиц, для которых все блага культуры доступны, практически не превышает десятой части мирового населения. Что определяет сегодня социальное положение и престиж человека в обществе? Проведенный нами опрос в одной из социальных сетей(Facebook) показал, что 48,9 % респондентов считают, что владение материальными ценностями, 38,5 % считают — обладание властью. Достижения в образовании и профессиональной деятельности — 16,2%, уровень общей культуры — 8,8 %. Как следствие, большинство людей, — до 80,2 % — вообще не посещают учреждения культуры.

Если судить о состоянии культуры в мире, включая ее востребованность населением, эстетические ожидания и предпочтения, мы практически живем в состоянии после «конца света». Словосочетания, почти постоянно встречающиеся в комментариях специалистов к проведённому опросу — «кризис морали», «культурная катастрофа», «духовный коллапс».Сдержанный оптимизм, в отношении потенциальных зрителей цирков, демонстрируют люди с высшим и средним специальным образованием, жители столиц, краевых или областных центров, представители возрастных групп от 18 до 49 лет, работники экономического и финансового профиля, госслужащие, работники сферы обслуживания, предприниматели, студенты.

Учитывая перегруженность и жёсткую конкуренцию в «нише развлечений», с особой остротой встаёт проблема: как и, самое главное — чем привлекать зрителей в цирк?!

Понятно, что цирк новейшего времени должен быть, или хотя бы выглядеть, обновлённым и разнообразным. Дело, однако, в том, что история эволюции основных цирковых жанров не даёт весомых оснований ожидать в скором времени появления принципиальной новизны на манеже.

Во-первых, потому, что «кладовые инноваций» в таком древнем искусстве как цирк, не бездонны. Если, конечно, не уповать на чудо.

А во-вторых, появление абсолютно нового в цирке, в принципе, происходит крайне редко. То, что мы обычно принимаем за «новое», является рекомбинацией, перестановкой известных слагаемых, которые уже содержатся в «мозаике». Сама «мозаика» меняется крайне редко! Мы лишь видоизменяем компоненты, переставляем их местами, объединяем и… получаем, вроде бы, новую «картинку». В действительности, мы получаем новое качество синтеза — более высокого уровня!

За последние полвека, инновационные прорывы случились, пожалуй, лишь трижды. Возникли новые жанры (строго говоря — поджанры) — «Русская палка», «Иллюзия»,»Феерия».

Таким образом, появление «нового» на манеже можно рассматривать как особого рода модернизацию ранее уже достигнутого, известного, или основательно подзабытого. Утешением может служить то, что путь, так сказать, «пере-монтажа аттракционов» в цирке, воистину, бесконечен.О публике можно сказать: в отношении зрелищ и развлечений она была «по-советски»чиста и наивна, бесхитростна и непосредственна. Об артистах: это были, в своих вершинных образцах, выдающиеся мастера, обладавшие невероятным темпераментом, потрясающей энергетикой, способностью завораживать зал невероятной силой индивидуальности. «Это были, как теперь принято выражаться, харизматические личности, подлинные аристократы тела и духа! Уж не говоря о высочайшем уровне профессионализма. <…>Уникальная по содержанию и неповторимая по форме комбинация, — «Время-Зритель-Артист», — увы, кончилась. Как ни горько это сознавать. Следующие поколения артистов — знают о предшественниках, некоторые помнят подробности, на худой конец, где-то слышали, что-то читали и… ну очень стараются.<…> Но, честно сказать, как-то «мелковаты», нарочиты, излишне самоуверенны, беспочвенно амбициозны… Весь их внутренний и внешний «аристократизм» — высосан из пальца, деланный, стилизованный, опереточный. Они, если хотите, в массе своей, «беспородны». Что называется, стучат, но пока в другую дверь.» ( Славский 2002, с. 80)

Современная, продвинутая публика сверх всякой меры информирована, а лучше сказать, избалована изощрёнными зрелищами самоновейших образцов. «Такого» зрителя в цирк надо ещё суметь «заманить» мастерски приготовленным «калачём». Вопрос в том, кто и как этот «калач» выпекает?

Едва ли можно всерьёз говорить о развитии цирка в социокультурном пространстве, где господствует формула прямо пропорциональной зависимости: — цена равняется качеству! При этом парадоксальным образом, сохраняется архаичная патерналистская психология — от государства с поистине мистическим трепетом ждут манны небесной — очередной порции бюджетных вливаний. Надо перестать обольщаться. Тех государственных «крох», что выделяются цирку, едва хватает, чтобы сводить концы с концами! Если, конечно, всерьёз вести речь об инновациях и развитии. Маркетинг стал главной движущей силой продвижения культурных продуктов на рынок развлечений. В конце концов, дело даже не столько в идеях, а в умении эти идеи должным образом «упаковывать» и продвигать. Что требует иных, несопоставимо б`ольших, и в совсем иное качество вкладываемых средств! Концептуальное видение современного циркового продукта многими российскими творцами по инерции рассматривается, как специфическое отражение действительности, образное моделирование реальности. Новейшее время, или «новая эпоха» (New Age), как её иногда называют, отмечена нарастающим интересом публики к зрелищам, базирующимся на принципиально иной эстетике. Современный художник не отражает и не заменяет, а сгущает реальность. Иначе говоря, заглядывает… вглубь себя, готовый продемонстрировать собственное «подсознательное», публично обнажая свои затаённые фантазии, действуя зачастую на грани интуиции. Речь, как все вероятно догадались, идёт о цирке Дю Солей.

.3 Канадский «Цирк Солнца» («Cirque du Soleil»)

«Cirque du Soleil» — сегодня это один из самых лучших цирков мира. Он быстро развивается и расширяется. Самое главное его достоинство состоит в том, что он представляет собой не просто отдельную цирковую организацию, а является огромной цирковой корпорацией, которая никогда не остановиться в развитии, а будет брать все новые и новые высоты.

«Цирк Солнца» был основан в конце 70-х годов франко-канадским цирковым артистом Ги Лалиберте, уроженцем провинции Квебек (Французская Канада).

Помощь в организации задуманного он попросил у городских властей Монреаля, которые на удивление пошли ему на встречу. Возможно, на решение городских служащих повлияло то, что то в то время канадский хоккей — главное достоинство страны испытывал немалые трудности, а по задумке Лалиберте, цирк должен был стать новым достоянием народа Канады.

Молодому, тогда ему исполнилось было только 23 года, но предприимчивому циркачу предоставили в аренду немалый участок земли на окраине Монреаля, за символическую плату 1 доллар в год. На этой территории Ги Лалиберте совместно со своими единомышленниками поставили поначалу цирк-шапито на 800 мест, где стали регулярно давать представления, быстро завоевавшие славу и населения, в посетителях не было отбоя. Можно было говорить об успехе начатого предприятия. Через время на месте первого шапито было выстроено уникальное здание, имеющее вид двух прозрачных цветных прямоугольников. Данное строение очень сложно назвать цирком, но это действительно так. Причем в нем успешно и тренировочная база, и ателье по пошиву костюмов для выступлений, и мастерские по созданию декораций, и офисная часть — здесь все предусмотрено.

Современный цирк «Cirque du Soleil» — это огромная корпорация, которая располагает офисами в нескольких странах мира: в Англии — в Лондоне, в США — в Нью-Йорке и Лас-Вегасе, а также в Амстердаме, Сингапуре, Гонконге. Главный центр корпорации находиться на родине в Монреале. Общий оборот канадского цирка составляет более миллиарда долларов.

В этом грандиозном цирке работает порядка 2000 человек, большую часть из которых составляют цирковые артисты. Ги Лалиберте на сегодняшний день создал уже 25 шоу-программ, некоторые из которых регулярно гастролируют по миру, другие же работают стационарно в цирках Лас-Вегаса и Орландо.

«SALTIMBANCO», «QUIDAM», «ALEGRIA», «CORTEO», «DRALION», «VAREKAI», «O», «MYSTERE», «KА EXTREME», «LA NOUBA», «ZUMANITY», «DELIRIUM», «LOVE», «THE BEATLES» — вот лишь некоторые название программ, которые представляет канадский цирк. (www.cirquedusoleil.com)

К нему можно относиться по-разному. Но нельзя не замечать, что за несколько десятилетий размер капитализации Компании достиг миллиарда долларов, а доходы от налогов «Солнечного цирка» стали третьей доходной статьей Канады, вслед за хоккеем и кленовым сиропом. Столь невероятная динамика роста заслуживает, по меньшей мере, осмысления.

Концепт-проект Франко Драгона к постановке «Saltimbanco» подобен магическому заклинанию: «В городе… Где мужчина, женщина и ребёнок. В городе тех, кто много имеет и тех, кто многого лишён; тех, кто безразличен и тех, кто неравнодушен. В городе тех, кто имеет глаза, но не может увидеть, имеет уши, но не может услышать. В городе тех, кто был безучастен и тех, кто прилагал героические усилия. В городе, где дикая природа превращает бездельника в художника, а простой уличный развлекатель очаровывает этот мир на пути к разочарованию. В городе, где «Saltimbanco» начинает своё представление…»

Ничего из продекларированного в этом пассаже, напрямую рассмотреть в представлении цирка Дю Солей невозможно. Да этого и не требуется. Приведённое высказывание — своего рода молитва, с которой режиссёр обращается к актёрам и креативной группе, чтобы возбудить творческое воображение, обозначить направление режиссёрского замысла. Когда почти религиозный экстаз овладевает постановочной группой, ей, чудесным образом, удаётся передать в спектакле эмоции и настроения, которых добивается постановщик. Едва ли креативную команду интересует современность, или бытовой уровень реальности. Они черпают идеи и образы из романтики прошлого: старинных гравюр Жака Калло и полотен Франсиско Гойя, из арсенала выразительных средств традиционной Пекинской Оперы и средневекового театра «Дель Арте», из сказок Э. Гофмана, Ш. Перро, Г. Андерсена… Из бесценного наследия советского и российского цирка, наконец. А ещё… из запасников памяти.

«В голове каждого из нас существует чердак, где свалены в кучу наши дикие мечты и жуткие кошмары, неминуемо подстерегающие нас. Среди хитросплетений и кружев нашей памяти живут когда-то заброшенные игрушки, хранящие чудесное эхо нашего детского смеха и слёз. Где-то в уголке нашей памяти…», — уверен постановщик «La Nouba». (www.cirquedusoleil.com)

Ни одному человеку не дано избавиться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически реализует в своих работах потаённые желания, неизжитые комплексы, неосуществлённые мечты.

Попробуйте отгадать, почему почти в каждой музыкальной партитуре спектаклей Дю Солей так светло и пронзительно звучит партия аккордеона? Кто скажет, что означает причудливая винтовая лестница, или наличие люков на сцене в спектакле «Varekai»? Что символизирует собой трогательный игрушечный паровозик, выезжающий в начале спектакля «La Nouba»? …Ответы, понятное дело, содержатся… в биографии Ги Лалиберте — отца-основателя Солнечного цирка. За комментариями следует обращаться к доктору Зигмунду Фрейду. Мир спектаклей цирка Солнца — насквозь выдуманный, не требующий прямых логических оправданий. Этот мир населён фантастическими персонажами, повествующими историю необыкновенных людей, обладающих выразительной пластикой и безупречной техникой демонстрации трюков. Добавим к этому роскошь костюмов и изобретательность сценографа, разнообразие света, оригинальную музыку «живого» голоса и «живого» оркестра… Всё вместе — составляющие того сказочного очарования, которым пронизаны спектакли Солнечного цирка.

.4 Знаменитые цирки мира

В список самых популярных цирков мира входят:

) Канадский Cirque du Soleil (Цирк солнца) (см.выше)

) Chinese State Circus(Китайский Государственный Цирк).Китай — родина зонтиков, пагод и шелка — подарил миру цирковое искусство. И если Цирк Солнца родился лишь четверть века назад, то история цирка китайского насчитывает около четырех тысяч лет!

Клоуны и фокусники, равно как и дрессировщики, в китайском цирке не работают. Однако звездная труппа включает лучших в мире акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров. Артисты просто фантастически тренированы (лучших из них отбирают на конкурсной основе еще в трехлетнем возрасте и ежедневно муштруют), а каждое представление Цирка — это философский трактат, изложенный языком символов, жестов и иносказаний. Сложнейшие филигранные трюки и мастерство артистов (некоторые из них — мастера из легендарного монастыря Шаолинь) принесли Китайскому государственному цирку множество самых престижных цирковых «Оскаров» — «Золотой Лев» и «Золотой Клоун».Возраст артистов, в основном, не превышает 25 лет. О китайском цирке говорят: его основное отличие от западного в том, что здесь не взрослые работают, дабы развлечь детей, а дети работают, чтобы развлечь взрослых.

)Ringling Brothers And Barnum & Bailey (Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли).Этот цирк — американский. И, как все американское, он потрясает масштабом, размахом и величием. Чего стоит одно только название, в котором объединено 7 (семь!) имен. И первое из них принадлежит пяти братьям Ринглинг, цирковым артистам-самоучкам конца 19 века. Они были настолько успешными — поначалу в своих собственных выступлениях, а потом и в цирковом менеджменте, — что в один прекрасный день выкупили крупнейший цирк Барнума и Бейли, положив начало новой эре циркового перфоманса. Здесь все является объектом рекламы, и потому зрители, приходящие на представление заранее, получают возможность понаблюдать за тем, как наносят грим клоуны и как готовятся к выступлениям дрессированные животные (хотите их гладить? — да сколько угодно!).Именно этот цирк прославился тем, что зрители могут наблюдать одновременно за семью аттракционами, демонстрируемыми на трех манежах и четырех помостах!

) Цирк братьев Фрателлини (Франция).Если говорят о лучшем в мире шампанском, вспоминают «Veuve Clicquot», лучшие в мире костюмы ассоциируют с Brioni, а если заходит речь о непревзойденных клоунах, непременно вспоминают братьев Фрателлини. До сих пор их имя — синоним утонченной и прекрасной клоунады.

Их антре — самая настоящая классика, но чрезвычайно талантливо срежиссированная, смешная, мудрая и добрая. Дочь одного из братьев, Анни, стала известнейшей французской клоунессой, и основала знаменитую на весь мир школу Фрателлини (одним из выпускников которой является Венсан Кассель).В этом цирке главные действующие лица — клоуны, которые способны рассмешить до колик. И растрогать до слез. Тем не менее, этот цирк — носитель настоящий европейских традиций, и в шоу участвуют дрессированные животные, эквилибристы и воздушные гимнасты.

)Большой Московский Цирк на проспекте Вернадского. Классические традиции циркового искусства, мировая слава и монументальность — пожалуй, вот три отличительные черты Московского цирка. На его сцену выходили Олег Попов, Юрий Никулин и клоун Карандаш, здесь выступали лучшие цирковые труппы планеты. Артисты цирка — неоднократные призеры самых престижных премий и наград. Чудом техники называют оборудованный пятью сменными манежами цирк на Вернадского. Манежи — конный, иллюзионный, ледовый, водный и световой -располагаются на глубине 18 метров и приводятся в движение специальными механизмами. Построенный в 1971 году, этот цирк остается самым большим цирком в мире и может вместить 3328 зрителей!

Вывод: В данной главе приведены объективные и самые важные причины популярности цирка. Цирковое искусство всегда привлекало людей своей загадочностью, зрелищностью, весельем. Но новое, информационное общество требует от цирка совсем другого. Цирк нового времени должен заглядывать «вглубь человека», в самые потаенные уголки его души, ворошить приятные воспоминания, воспроизводить оригинальное мировоззрение, воплощать несбыточные мечты в реальность.

Глава III. Взаимосвязь цирка и других искусств

.1 Цирк в изобразительном искусстве

Выступления цирковых артистов привлекали скульпторов, художников с древнейших времен. В наскальном рельефе гробницы египетского фараона Хнумхотепа II в Бени Хасане (1900 до н. э.) запечатлены жонглерские и акробатические упражнения девушек. В музее Вероны есть диптих, на котором изображено выступление юного пилариуса (жонглера).

Окруженный толпой зрителей, юноша жонглировал 7 мячами. В Историческом музее в Москве хранится римское знамя (2 в. н. э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на шаре. Многочисленные памятники античного искусства помимо художественной ценности представляют собой богатый источник информации о формах артистической деятельности. Сюжеты на фресках, стенках глиняных ваз, барельефах надгробий, в скульптурах свидетельствуют, что античным артистам было известно искусство акробатики, жонглирования, антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади.

В Средние века выступления странствующих артистов мы видим на рисунках на полях английских, французских и фламандских манускриптов 2-ой половины 13-14 вв. Неизвестными мастерами изображены канатные плясуны, атлеты, акробаты, жонглеры. Но наибольший интерес у художников вызывали тогда дрессированные животные: медведи, львы, обезьяны, лошади, верблюды, собаки. В России популярными были «медвежьи потехи», где животные смешно пародировали поступки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народных картинок 18 в., при этом рисунки сопровождались забавным пояснительным текстом (похоже на современный комикс).

На фресках Софийского собора в Киеве (11 в.) изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие шест на плече, по которому взбирается партнер.

Первым известным по имени художником, нарисовавшим выступления цирковых артистов, был Босх. В картине «Шарлатан» (15 в.) он изобразил выступление фокусника, манипулирующего шариками и стаканчиками.

В картинах Брейгеля Старшего и других нидерландских мастеров 16-17 вв. заключена богатая информация о зрелищном искусстве этой эпохи. На гравюре Х.Кока по рисунку Брейгеля «Падение мага Гермогена» изображен канатоходец в костюме птицеголового демона с длинным балансиром в руках; акробат, повисший на канате; жонглер, вращающий на палке тарелку, фокусники, кукловод.

Цирковые сюжеты в изобразительном искусстве 18 в. стали уже редкостью. Но в 19 в. художники вновь обращаются к цирковой тематике. Одним из первых был Гойя, изображавший выступления странствующих артистов: полотна «Акробаты», «Настоящее безумие», на котором художник изобразил дрессированную лошадь, стоящую на провисшем канате, а на ее спине — танцующую наездницу. Домье на гравюрах, посвященных сценам из жизни странствующих артистов, изображает уличных акробатов. Образ цирка в картинах художников 19 в. многолик. Многоцветие циркового праздника предстает на картинах Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека. Дега в картине «Мисс Лола в цирке Фернандо» изобразил гимнастку, повисшую в зубнике под куполом цирка.

Известны художники, посвятившие свое творчество изображению выступлений, репетиций, закулисной жизни конкретных артистов. Художником отечественного цирка середины 19в. был Сапожников, нарисовавший на 12 литографиях премьеров цирковой труппы: Натарову, Кюзана, Бассен, Виоля и Пачифико, Шансле и Лежара. Последний изображен в редком конном номере «Завтрак». На спине скачущего коня стоят сервировочный стол и стул, на котором сидит наездник и из бутылки наливает вино в бокал. Роль летописца немецкого цирка во 2-ой половине 19 в. выполнил Ланг. На его карандашных и перьевых рисунках можно увидеть номера, исчезнувшие с манежа современного цирка: «Клоунская кавалерия», «Наездник с мостами», «Тройной школьный тандем», «Маневры с лентами», «Кадриль Людовика 14», «Гусарский маневр», «Па-де-шаль», «Па-де-багет» и много другое. Из рисунков, посвященных закулисной жизни, интерес представляет «Погрузка лошадей цирка Саламонского в железнодорожные вагоны».

Цирковая тематика широко представлена и в изобразительном искусстве 20 в. в картинах Пикассо («Девочка на шаре», «Акробаты с собакой», «Семья акробатов») возникает тема драматической судьбы уличных акробатов. Увлечение Пикассо кубизмом находит яркое воплощение в картине «Атлет». Лицо, тело, мускулы артиста художник «лепит» подчеркнуто геометрическими формами.

Сказочный мир создает в своих картинах Шагал — и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, — писал Шагал, — как существа трагические. Они напоминают мне фигуры религиозных картин». В одной из последних работ («Большой цирк») художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа. Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Вверху — ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже — влюбленные, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр — мир, где все фантастично и реально.

С. Дали в гравюре «Китайцы» удалось передать утонченную ритмику работы китайских жонглеров, вращающих на бамбуковых тростях фарфоровые тарелочки.

К темам цирка неоднократно обращался Матисс. В серии рисунков, объединенных названием «Джаз», артисты изображены наподобие красочных арабесков, распластанных на плоскости.

Ярко отражена жизнь отечественного цирка в рисунках и гравюрах отца и сына Верейских. Большинство артистов зафиксированы ими в характерные мгновения работы в манеже: жокеи п/р Александрова-Серж в момент исполнения курсовых прыжков скачущих лошадей; Ю. Дуров — в трюке с морским львом, балансирующим на носу настольную лампу; клоун Цхомелидзе в миниатюре «Слоник».

Картины выступлений артистов цирка оставил художник А.Семенов: «Воздушный полет „4 Донато», «Портрет Виталия Лазаренко», «На репетиции в Пензенском госцирке» (1935 г.) и др.

Вместе с тем в произведениях Верейских и Семенова намечаются черты парадности, которые в последующие годы перерождаются в помпезность официального искусства. Одновременно цирк продолжали рисовать и художники лирико-поэтического склада. Романтичный сказочный мир цирка жил в живописи и акварелях А.Фонвизина, А.Тышлера, В.Лебедева, Д.Дарана (иллюстрации к книге Гонкура «Братья Земгано»).

Интересно представлен цирк в произведениях А. Родченко. Героями его картин были буффонадные клоуны, наездницы на панно, прыгающие сквозь обручи, партерные акробаты. Это был цирк прошлого и, по признанию художника, он рисовал его по памяти.

Цирк был излюбленной темой в гравюрах Ф. Богородского, работавшего в молодости цирковым артистом. Художники обращаются к цирковым сюжетам и в наши дни: Ю. Пименов («Юный танцовщик на проволоке в цирке»), В. Шмохин (альбом «Веселый клоун»), С. Чернов («Планета-цирк», «Шапито», «Курс» и др.).

.2 Цирк в кинематографе, музыке, литературе

Фильм «Дитя цирка» и послужил отправным пунктом для сценаристов фильма «Дитя госцирка» (авторы сценария О. Блажевич и А. Гольдман, режиссеры С. Козловский, Л. Баратов, студия «Межрабпом-Русь»).Конечно, эксперимент по пересадке чужого кинобоевика на советскую почву наивен. Неутешительна и художественная сторона фильма: киноязык вещи тусклый, порой просто бессвязный. Пожалуй, порадовала только мимолетная встреча с хорошими цирковыми номерами, запечатленными на этой ленте, все шесть частей которой бережно хранятся на полках Госфильмофонда, как живое свидетельство своего времени, как одна из страниц истории нашего кино.

А вот фильм «Смертный номер» уже не выпишешь для служебного просмотра — его нет ни в одном хранилище, не уцелело ни единого экземпляра. И судить о нем можно лишь на основании рецензий и скупых заметок на страницах печати. Действие «Смертного номера» происходит за кулисами провинциального цирка, в котором выступает иностранный гастролер, укротитель хищников капитан Дангос. (В этой роли снимался упоминавшийся выше цирковой режиссер Арнольд.) Чтобы поднять упавшие сборы, капитан задумал смертный номер с дикими еще неукрощенными львами. Со зверями должен выступить его помощник Самарио. Под влиянием советских артистов итальянец Самарио отказался участвовать в сомнительной авантюре. Вот в этот-то самый момент капитан и познакомился со счетоводом Сидоровым, потерявшим портфель с крупной суммой казенных денег. В голове у хитрого дельца тотчас возник план: склонить Сидорова за большое вознаграждение принять на себя роль знаменитого гипнотизера, покорителя львов. Хищники набросились на мнимую знаменитость, едва тот вошел в клетку, и наверняка разорвали бы его, не приди к этому безумцу на помощь Самарио.

«Смертный номер» был довольно посредственным фильмом. И, возможно, не стоило бы вспоминать о нем, если бы он не являлся примером нового подхода к теме. Авторы заселили картину уже не «женщинами-вамп», не страдающими клоунами, а вполне реальными персонажами, взятыми из самой гущи цирковой жизни. Быть может, впервые среди действующих лиц мы встречаем гимнаста- председателя местного комитета и наездницу — секретаря. <…> И конфликт фильма был по тем временам вполне злободневным: гастролеры-иностранцы, подвизавшиеся в наших цирках, нередко пытались и здесь жить по своим волчьим законам. В «Смертном номере» советские артисты, движимые чувством интернациональной солидарности, активно встают на защиту своего товарища по профессии, эксплуатируемого хозяином аттракциона — хищным Дангосом.» (Славский 2002, с. 38)

Цирк в гражданскую войну — такова тема трех следующих фильмов, выпущенных в том же 1929 году: «Бенефис клоуна Жоржа», «Последний аттракцион», «2-Буль-ди-2». По-разному видят этот материал авторы, разными кинематографическими приемами повествуют об артистах цирка, вовлеченных в революционную борьбу, но одно объединяет их всех — стремление показать тот подъем духовных и творческих сил, который столь полно проявился у простых людей арены в исторический момент. Эти фильмы, дополняя и углубляя один другой, создают собирательный образ циркового артиста — участника гражданской войны. Целых семь лет тема цирка не смущала творческий покой сценаристов и режиссеров. Казалось, что скромный прием предыдущих работ совершенно охладил кинематографистов к жизнерадостному искусству цирка. Но нет! 25 мая 1936 года началось триумфальное шествие по экранам фильма «Цирк». Успех абсолютный, всеобщий. Успех не только у нашего зрителя, но и за рубежом: на Международной выставке в Париже «Цирк» был удостоен высшей награды- «Гран при».

Вряд ли нужно пересказывать содержание фильма. Его видели все. А многие даже по нескольку раз. Поэтому позволю себе как очевидец рассказать некоторые малоизвестные подробности, связанные со съемками этого фильма.

В сезон 1935 года на представлениях Московского цирка часто появлялись кинорежиссер Григорий Васильевич Александров и Любовь Петровна Орлова, будущая исполнительница роли Марион Диксон. «Александров превратил цирковое зрелище, знакомое прежде как простое чередование номеров, в мажорный, жизнеутверждающий спектакль-феерию, в котором воедино слились звуки торжественной музыки, пластика движений стройных рядов, краски и сложная партитура световых эффектов. <…> Этот спектакль зачаровывал вас и словно бы переносил в какой-то сказочный мир, где торжествуют веселье, радость, где вы встретились с особенными людьми, прекрасными в своем гармоничном развитии, смелыми, ловкими, богатырски сильными. <…>Александров создал на экране образ нового, советского цирка.» (Славский 2002, с. 46) Его фильм в огромнейшей мере сказался на судьбе нашего циркового искусства, благотворно повлиял на его творческое развитие. Это половодье выдумки, вкуса и эмоций решительно подтолкнуло ищущую мысль людей арены. Долго после того цирковые режиссеры и артисты будут испытывать на себе влияние могучего александровского мастерства, долго будут следовать его художественным приемам. Главное же — это то, что фильм помог формированию, или, точнее сказать, ускорил формирование того самого романтического стиля советского цирка, который впоследствии зарубежная печать назовет русским.

После Великой Отечественной войны художественная кинематография обратилась к цирковой теме лишь во второй половине 50-х годов: «Укротительница тигров» (1955), «Гуттаперчевый мальчик», «Борец и клоун» (обе в 1957 г.)Последние годы цирк настойчиво привлекает внимание кинематографистов: то цирковое зрелище ярким узором вплетается в художественную ткань таких фильмов, как, например, «Артист из Кохановки», «Мистер Икс», «Два друга», «Гранатовый браслет», «Время, вперед!», «Маленький беглец» или поэтичная лента «Девочка на шаре» по известной повести Виктора Драгунского, некогда тоже причастного к цирку; то сама цирковая жизнь становится предметом кинорассказа, как в фильмах «Сегодня — новый аттракцион», «Арена» или «Канатоходцы», о мастерах самой древней из цирковых профессий, знаменитых узбекских дорвозах Ташкенбаевых. Сценарий этого фильма, замечу в скобках, написала представительница этой династии Анархон Ташкенбаева.

Что касается западного кинематографа, то и он всегда питал особую страсть к теме цирка. Это конечно же, фильм «Цирк» (1928) с участием неподражаемого Чарли Чаплина, «Святая кровь» (1989) Алехандро Ходоровского, «Цирк Миловано»(2008)Джерландо Инфузо,»Воды слонам!»(2011) Френсиса Лоуренса, снятый по одноименной книге Сары Груэн и др. В этом году стало известно, что Джеймс Кэмерон, режиссер «Аватара» и «Титаника», собирается продюссировать фильм, посвященный легендарному цирку Дю Солей.

Не обошла цирк своим вниманием и художественная литература. Книг таких немного, но все же они есть. Вот некоторые из них: Макс Фрай «Большая Телега», Сара Груэн «Воды слонам!», Линор Горалик «Мартин не плачет», Иван Кудрявцев «На арене Гоша», Генри Миллер «Тропик Козерога»(в книге упоминается о цирке братьев Фрателлини), Никулин Ю.В. «Почти серьезно», К.Роланд «Белый Клоун».

Многие популярные деятели музыкальной индустрии используют эстетику цирка в своем творчестве. В различных видеоклипах отражена в основном романтика циркового искусства. В пример можем привести такие работы как Christina Agilera-Hurt, Britney Spears-Circus, Milen Farmer- Optimisque Moi, Мика Ньютон- Ангел, Би-2- Вечная Призрачная Встречная, Panic at the Disco-Nine in the afternoon, The Balled of Mona Lisa, Fall Out Boys- Thanks for the memories, Massive Attack- Paradise Circus и др.

Вывод: Художники, музыканты, деятели кино и литературы уже многие столетия питают интерес к теме цирка. Вдохновляясь эстетикой цирка, они черпают огромное количество идей для своих произведений. Происходит своеобразное «обогащение» многих искусств за счет циркового. Несмотря на то, что в цирке в последнее время не появилось ничего принципиально нового, интерес к нему со стороны других сфер искусства не угасает. Свидетельство тому, последние произведения кинематографа, литературы, музыкальной индустрии.

Заключение

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых средств — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков с другими актерскими действиями составляют номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление. Искусство цирка оптимистично и гуманно, его главная задача — прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека. Выступления профессиональных цирковых артистов были известны в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Византии, Франции, Англии, Америки, России.

Если попытаться сформулировать смысл и суть наступивших и грядущих перемен в цирке, то очевидна необходимость углублённого внимания, по меньшей мере, к трём факторам, на этот процесс влияющим. Первый — проблема интеграции в пространство общемирового цирка, второй — специфика и особенности современной конкуренции в цирковом бизнесе и, наконец, — скорейшая модернизация креативного и артистического составов. Сознавая эти факторы, как приоритеты творческой политики, современный цирк имеет неоспоримые шансы на развитие и расцвет.

Мир цирка воистину огромен, и оттого так разнообразны формы искусства, в который он переплавляется. «Живым родником» назвал Куприн цирк. И сколько бы ни черпали из этого родника писатели и мастера кино, литературы, музыки сюжеты и темы для своих новых работ, не иссякает его живая сила.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/tsirk-za-i-protiv/

1) В мире цирка и эстрады. http://www.ruscircus.ru

) Все о цирках.http://www.circusinfo.ru

) Международная федерация цирков. http://www.circusfederation.org

) Цирковая энциклопедия.http://www.ruscircus.ru/encyc

) Рудольф Славский//Цирк глазами кино// о цирке в кино и цирковых комиках кино.-2002.-с.32-85.

) Рудольф Славский//Советский цирк в годы войны.-1975.-с.78-102.

) Театральная библиотека. http://biblioteka.teatr-obraz.ru

) Доминик Жандо.История мирового цирка.-СПб:Искусство, 1984.- с.300.

) А.А.Бартэн.Всегда Тридцать.- Москва: Советский писатель,1965.-с.494.

) Евгений Кузнецов.Цирк.Происхождение.Развитие.Перспективы.-СПБ: Искусство,1971- с.498

) А.А.Бартэн. Под брезентовым небом.Книга о цирке.-СПб: Советский писатель.Ленинградское отделение, 1988.-с.416

) Кузнецов.Е. Арена и люди советского цирка,Л.-М.,1947.-с.159-210

) www.cirquedusoleil.com

)И.Черненко. Здравствуй, цирк!- СПб:Молодая гвардия, 1968, с.160

) Парад-алле. -СПб:Искусство, 1989.с.320. Букинистическое издание.