Туристский потенциал в России

Курсовая работа

Туризм — один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашённый Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года, в стране наиболее активно функционирует всё-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику страны.

Туристский потенциал России очень велик. Богатейшая культура, история и природа России — основа роста популярности туров по нашей стране. Располагая огромным туристским потенциалом, Россия занимает весьма скромное место на туристском рынке. Однако в последние годы наметились изменения: принят закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», введены лицензирование и сертификация, в Государственной думе создан комитет по туризму и спорту. В столице реализуется программа превращения города в международный центр туризма. [1, №011997 в №112005 стр. 67] Переживая переходный период, отказавшись от механизмов, централизованного планирования, страна, по-прежнему нуждается в эффективной стратегии развития туризма. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ в феврале 19996 г., реализуется недостаточно динамично.

Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономике страны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место в мировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. На развитие туризма оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

3 стр., 1427 слов

Влияние индустрии туризма на экономику страны:отечественный и зарубежный опыт

... Заключение В данной работе было проведено рассмотрение понятия влияния индустрии туризма на экономику страны. Экономика и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Различается воздействие экономики на туризм, и наоборот — воздействие туризма на всю экономику страны. Региональная экономика туризма - это одна из ...

Однако рост туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.

Объект работы: Развитие туризма в России.

Ведущая идея: Россия обладает колоссальным туристским потенциалом, который нужно развивать.

ГЛАВА 1. Россия гостеприимная

§ 1. Обзор рынка въездного туризма

Ещё Гоголь говорил, что «у России две беды: дураки и дороги». А нам, вслед за классиком, приходится, увы, констатировать, что за двести лет в стране мало что изменилось. Обе вышеупомянутые проблемы лежат тяжким бременем на плечах въездного туризма. [1, №72004, стр. 54]

Общеизвестно, что в экономике многих стран туризм основная доходообразующая статья. У нас же, как показывает практика, эта отрасль не прибыльна для государства.

«Россия не использует свои колоссальные туристские ресурсы», — заявил президент России В.В. Путин на заседании президиума Госсовета. «Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории от Камчатки до Санкт- Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20 %», — сказал президент.

Конечно, России есть, что показать иностранным гостям. Она велика и многообразна. Есть возможности для пляжного отдыха, огромный потенциал для экскурсионных программ. Богатейшая культура, бесчисленное множество исторических памятников, редкая по красоте природа всё это досталось нам от предков. А мы никак не можем разумно распорядиться наследством. Ездишь по России, и не перестаёшь удивляться, сколько же всего интересного вокруг. Но большинство памятников в полуразрушенном состоянии, за пределами региона о них практически ничего не известно. Дороги годятся только, чтобы ездить по ним на джипах. Как будто мы живём не в цивилизованной стране, а в пустыне. Гостиницы в провинциальных городках напоминают ночлежки. Там и своих туристов стыдно размещать, что уж говорить о зарубежных! Встречаются, конечно, кое-где «жемчужины» — комфортабельные отели и пансионаты. Но общая картина оставляет гнетущее впечатление. Вот и получается, что львиная доля рынка приходится на въездной туризм. А фирмы, которые занимаются приёмом иностранцев, можно перечислить по пальцам.

14 стр., 6799 слов

Особенности Ватикана и его влияние на туризм страны

... культуры. Объектом исследования в курсовой работе является влияние Ватикана на туризм страны. Предметом исследования в курсовой работе является особенности Ватикана. Это крохотное государство несёт только одну ... По прогнозу ВТО, Россия к 2020 году войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Выбор темы обусловлен тем, что религиозный туризм представляет собой немаловажную часть туристической ...

Николай Какора, вице-президент и директор департамента въездного туризма ВАО «Интурист» констатирует: «Выездом заниматься проще клиент не такой требовательный, зарубежная инфраструктура туризма шире и лучше нашей, а значит, легче организовать хорошее обслуживание. Основной вид поездок отдых у моря, а не сложные экскурсионные маршруты. Нашим фирмам не нужно обслуживать туриста надо работать с хорошим партнёром за рубежом. На въезде всё сложнее, потому что ты принимающая сторона. Турист смотрит тебе и твоим сотрудникам «в глаза» каждую секунду своего пребывания в стране. И он всегда прав. В условиях нашей, российской, инфраструктуры туризма обеспечить хороший сервис сложно, и удаётся это далеко не всем».

Тем не менее, въездной туризм существует. И, как говорят практики, спрос на Россию растёт.

Кто же приезжает к нам в гости, какие программы и маршруты пользуются сегодня успехом сегодня у иностранцев?

Как выяснилось в результате бесед с представителями компаний, занятых приёмом иностранных туристов, основные их клиенты европейцы. «Франция, Италия, Германия, Испания вот четыре страны, которые обеспечивают основной туристский поток в Россию, — говорит Леонид Исаакович, генеральный директор компании «Академсервис ДМС». На второе место условно можно поставить Великобританию, Северную Европу, Грецию». В данном случае речь