Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования культурной и образованной личности, обладающей познаниями в области своей истории. Ведь недаром существует мнение, что если человек не знает своего прошлого, то у него нет будущего. В связи с этим перед музеями встает важная задача — сохранение культурного наследия и передача его через поколения, совместно со всеми знаниями.
Формирование знаний об истории страны, государства, народа, этноса — эта проблема в данное время довольно актуальная, так как способствует воспитанию в человеке патриотизма и нравственности.
Музеи Алтайского края хранят памятники историко-культурного наследия региона. С каждым годом их фонды увеличиваются на несколько тысяч единиц. В немалой степени этому способствуют организация экспедиций и проведение Дня дарителя. Основными направлениями деятельности музея являются экспозиционно-выставочная деятельность и научно-исследовательская работа, результатом которой становятся научно-практические конференции и чтения. Кроме того, большинство музеев края занимается издательской деятельностью.
Перечисленные направления достаточно важны и значимы в деятельности музеев. Но одной из главных в деятельности музеев всё же является работа с посетителями. Во многих работают краеведческие кружки, видеолаборатории, поддерживается постоянная связь с ветеранами Великой Отечественной войны. Для посетителей проводятся экологические марафоны, театрализованные экскурсии, занятия с выполнением творческих заданий, решением исторических кроссвордов, тестов, викторин. Музеи края работают в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации. В результате чего существует множество газетных публикаций, радиопередач и тематических программ на местном и краевом уровне.
Среди наиболее посещаемых современных музеев Алтайского края являются и музеи Косихинского района. По богатству и познавательности своих экспозиций эти музеи не уступают музеям города Барнаула. К таким объектам туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе относятся Алтайский государственный мемориальный музей Г.С.Титова в селе Полковниково, Мемориальный музей Р.И.Рождественского и Косихинский районный краеведческий музей в селе Косиха, «Музей Солдата Великой войны» в селе Налобиха. Данные музеи являются хорошей базой для развития туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе.
Формирование рекомендаций по совершенствованию научно-фондовой ...
... рекомендаций по совершенствованию научно-фондовой деятельности: 1. Механизмы реализации рекомендаций по устранению проблем нормативно-правового характера. 1.1. Изменение статуса музея, как некоммерческой организации, возможно при внесении определенных поправок в "Концепцию развития музейной деятельности в ...
Целью курсовой работы является рассмотрение возможности использования музеев Косихинского района в туристско-экскурсионной деятельности.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1. Исследовать роль музеев в развитии туристско-экскурсионной деятельности;
2. Рассмотреть классификацию музеев;
3. Проанализировать использование современных музеев как объектов туристско-экскурсионной деятельности;
4. Рассмотреть музеи Косихинского района и экспозиции, представленные в них;
5. Рассмотреть школьные музеи Косихинского района и возможность использования их в туристско-экскурсионной деятельности;
6. Проанализировать возможность привлечения туристского потока в Косихинский район за счет имеющихся музеев.
Объекты исследования: музеи Косихинского района.
Предмет исследования: возможность использования музеев в туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе.
Глава 1. Музеи как объекты туристско-экскурсионной деятельности
1.1 Роль музеев в развитии туристско-экскурсионной деятельности
Музеи всегда являлись очагами исторической памяти, культурных традиций и преемственности поколений. Они формируют у современников любовь к отечеству, своему краю, стимулируют их социально-культурную активность. Развивалось музейное дело и в России, но особенно оно активизировалось в годы советской власти. Однако из храма муз, из святилища просвещения и науки музей был трансформирован в политико-просветительное учреждение, где любая экспозиция (художественная, этнографическая или историко-мемориальная) должна была наглядно отражать классовую борьбу и победу рабочего класса. Российский музей конца XX — начала XXI в. сохранил присущую ему в советский период массовость деятельности, но вернул себе изначальную сущность научно-просветительного учреждения, которое фиксирует, сохраняет и в доступной широким слоям населения форме демонстрирует предметное и природное окружение человека.
Основной заботой в прошлом музейного учреждения была экспозиция, а сегодня центром его внимания стал посетитель, но при этом ценность и уникальность музейных экспонатов не утратили значимости. Каждая вы ставка призвана отвечать интересам аудитории, отражать требования общественного мнения, школьных или вузовских учебных программ, соответствовать тенденциям общественного развития, страны или конкретного региона. Современный музей реализует федеральные, региональные, ведомственные или другие социально-культурные программы; решает в их рамках образовательные, просветительные, рекреативно-развлекательные задачи. В настоящее время правомерно классическое определение музея как «храма муз», «научно-исследовательского и научно-просветительного учреждения, осуществляющего комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естествознания, истории, материальной и духовной культуры».
Международный совет музеев (ИКОМ) исходит из того, что «музей — это постоянное учреждение, не преследующее цели извлечения доходов, находящееся на службе интересов общества и его развития, доступное для публики, занимающееся исследовательской работой, направленной на изучение материальных ценностей народов и их окружения. Музей приобретает эти материальные свидетельства, хранит их, знакомит с ними и экспонирует их в целях изучения, образования, развлечения. Музей осуществляет эту деятельность без какого бы то ни было ограничения со стороны каких-либо руководящих органов территориального характера или функциональных структур». Президент Ассоциации музеев Канады Ф. Бруссо подчеркнула тот факт, что в настоящее время музеи существуют главным образом для людей, они не имеют ни какого значения без своей аудитории
Анализ деятельности турфирм г. Серпухова по экскурсионному обслуживанию ...
... экскурсионной деятельности». 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Туристско-экскурсионная деятельность осуществляется предприятиями, которые могут быть различными по организационно-правовым формам, но все они в настоящее время активизируют свою работу ... объектах. Туристско-экскурсионные предприятия комбинируют услуги непосредственных производителей: музеев, ...
Экспозиция музея — это визитная карточка региона. Приезжая во Владимир, Казань, Саратов, Саранск, десятки других городов страны, большинство людей начинает знакомство с городами с посещения историко-краеведческих, литературных, художественных и других музеев. Благодаря музеям повышается статус региона, создается определенный нравственно-психологический климат, способствующий обогащению его общественно-политической жизни. Музеи не только удовлетворяют сложившиеся духовные потребности на селения региона и посещающих его туристов, но активно формируют эти потребности, стимулируя интерес людей к своему национальному наследию, достижениям художественной культуры, непреходящим ценностям отечественной и всемирной истории.
В развитии туристско-экскурсионной деятельности велика роль современного музея. В целом, туристско-экскурсионное обслуживание можно представить как составную часть системы туристско-рекреационного обслуживания. Соответственно, в качестве системных функций выполняется организация экскурсионного обслуживания местного населения и посещающих данную местность туристов, а также туристов плановых маршрутов, групп маршрутов выходного дня и туристов транспортных маршрутов экскурсионными организациями и учреждениями.
Наиболее распространен в мире познавательный туризм, когда туристические визиты, например, в Красноярский край, Москву, Санкт-Петербург и другие регионы России связаны с посещением музеев. Ведущее место в мировой экономике туризм занял благодаря музеям, а туризм внес свою лепту в создание финансовой базы функционирования многих музейных учреждений [1].
Таким образом, музей, имевший в прошлом ореол сакральности, табуированности и закрытости, живет в едином ритме жизни со своими посетителями, полезен как в области научных интересов, так и досуге, а так же туризме, который является разновидностью досуговой деятельности.
1.2 Классификация музеев
Классификация музеев — это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.).
Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.
Профиль музея — отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены (например, Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное — для него, непрофильное).
Классификация музеев
... канадца Д. Камерона, публикации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому ... корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне. Таким образом, можно определить место музееведения в системе наук как ... уже на раннем этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. ...
Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980-1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этнографических и архитектурно-этнографических музеев и т.д. Практически все профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites — ICOMOS), Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites — OWHC) и др.
Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-промышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).
Литературные музеи — документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей.
Музыкальные музеи — документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе — Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. — в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов.
Особенности классификации музеев
... классификацией остается классификация музеев по профилю. Профиль музея - отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует ...
Театральные музеи — документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей.
Музеи физкультуры и спорта — документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения.
Педагогические музеи — документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов.
Естественнонаучные музеи — документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д. К естественнонаучным музеям относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы и т.п.
Промышленные музеи — документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий.
Сельскохозяйственные музеи — собрания таких музеев документируют и отражают историю и современное состояние сельскохозяйственного производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта.
Комплексные музеи — музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художественные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.).
Собственно комплексными музеями следует считать музеи-усадьбы, музеи-заповедники, музеи-дворцы, музеи под открытым небом, музеи исторического пространства.
Наиболее распространенный вид комплексного музея — краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-территориального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России.
К комплексным музеям стоит отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего — комплексный, с преобладанием в его деятельности определенного профиля [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что в России имеется большое количество музеев разных типов. Наиболее распространены комплексные музеи — краеведческие. Буквально в каждом регионе, имеется свой краеведческий музей, а чаще всего и не один, который отражает культуру и историю именно этого региона.
Посещение Музея Политической истории России. Особая современность ...
... лукавить, получил истинное эстетическое удовольствие от современности и продуманности музея. Мне показался интересным тот факт , что история Великой страны уместилась в одном здании, пусть даже тр ... очередной раз напомнил о смекалке и умении советских людей справляться с трудностями. Я считаю ,что музей в полной мере раскрывает глубинную суть нашей истории, а главное вызывает ...
1.3 Использование современных музеев как объектов туристско-экскурсионной деятельности
музей туристский экскурсионный косихинский
Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек [3].
Примером такого музея является построенный по проекту Ренцо Пьяно крупнейший музей Нидерландов — НЕМО [4]. Этот музей рассказывает посетителям, как устроен и функционирует окружающий мир. В музее много экспонатов, сделанных из подручных материалов. С их помощью остроумно и иронично выясняется, как в этом мире всё устроено и почему «оно» работает. Здесь действует строгое правило, записанное во все программные документы музея: «Трогать руками обязательно!»(см.приложение 1).
Создание интерактивных экспозиций способствует преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации и появлению такого направления как детский музей, где дети через общение со сказочными персонажами с помощью игровых форм познают окружающий мир [5]. Такая разновидность музеев вызывает огромный интерес у родителей и детей, привлекает туристов из разных стран.
Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается истинный «бум» в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки имеющихся музеев, создаются новые музеи, хранящие и представляющие искусство от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов. В развитие музеев, в том числе и музейное строительство, вкладываются огромные деньги.
Привлечению туристов в музей могут также способствовать необычные архитектурные решения в музейном строительстве. Необычность архитектурных форм вызывает интерес у потребителей и мотивирует увидеть и посетить музей.
Сегодня посетить музей туристов мотивирует еще одно новаторское изобретение — это использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности.
Самым ярким музеем такого типа является, открытый в 1997 году филиал музея Гуггенхайма в Бильбао. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион.
Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма занимает площадь 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки [6].(см. приложение 2)
История развития частных музеев в России
... стране практически не создавались. В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и ... Хотя, начиная с 1990-х гг., частные музеи действуют во всех регионах страны. Во многих странах мира (в том числе и в России до 1917 г.) это ...
В России музеи сумели сохранить культурное наследие страны, отстоять свой высокий социальный статус в обществе и адаптироваться к новым условиям. Сохранение культурного наследия осталось одним из приоритетов культурной политики государства. В 1990 указами Президента России крупнейшие музеи России (Эрмитаж, Петергоф, Кунсткамера, Московский Кремль, Государственный Исторический музей, Третьяковская галерея, «Спасское — Лутовиново», «Тарханы», «Малые Корелы» и др.) получили статус особо ценных объектов культуры. Впервые в истории России был принят Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996), определивший правовое положение музеев.
К началу 21 в. обозначились новые направления деятельности российских музеев, заметно расширившие сферу их влияния на общество, что соответствует общемировой тенденции. В условиях нарастающей глобализации, нивелирующей культурные различия, музеи осознают свои задачи и возможности в деле сохранения культуры. Музеи активно включаются в решение многих социальных проблем города, региона, страны. Большинство провинциальных музеев освоили клубные формы работы, заменили собой распавшиеся в 1990-е гг. творческие союзы и объединения. Получили распространение такие формы работы с посетителями, как массовые народные праздники, театрализованные экскурсии, фольклорные и музыкальные фестивали. В музейную практику внедряются новые информационные технологии (Интернет, локальные компьютерные сети, мультимедийные программы и пр.).
Музеи всё чаще взаимодействуют с предприятиями сферы бизнеса, политическими объединениями, средствами массовой информации и пр. Оставаясь некоммерческими учреждениями, музеи вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, привлекать внебюджетные источники финансирования. Одним из факторов развития музеев стало спонсорство. Возрождаются меценатство, попечительские советы и «общества друзей» музеев. Музеи являются участниками и инициаторами разнообразных межведомственных культурных программ и проектов. Соответственно в музеях возросла роль управляющих структур, появилась потребность в специалистах в области музейного менеджмента, маркетинга, рекламной деятельности.
Положительным образом сказались на работе музеев деидеологизация их деятельности, отказ от жёсткого директивного руководства, получение относительной хозяйственной самостоятельности. Значительная часть музеев, бывших ранее государственными или общественными, получила муниципальный статус и поддержку местного сообщества.
России удалось сохранить музейную сеть, а также тенденцию её дальнейшего роста, соответствующую общемировой практике (увеличение числа музеев примерно на 10% каждые 5 лет).
Однако Россия резко отстаёт от многих европейских стран по количеству музеев «на душу населения».
Наиболее представительной продолжает оставаться группа музеев Министерства культуры РФ. В 1999 насчитывалось 1904 музея (из них 650 филиалов); в 2000 — 1964 музея (в т.ч. 1014 комплексных; из них 875 — краеведческих).
Самую крупную профильную группу (322 музея) составляют исторические музеи (в т.ч. археологические, этнографические, военно-исторические и др.).
Известные книжные музеи России
... музеи, призванные сохранить редкие экземпляры книг для потомков. Рассмотрим наиболее известные книжные музеи России. Богатство и многообразие фонда Научной библиотеки г. Воронежа позволили создать в 1982 году Музей книги. ... в этой области. Учитывая вышесказанное, я выбрала данную тему реферата. Роль книги в жизни общества Первые книги, состоявшие из длинных свитков папирусной бумаги, появились в ...
Значительный рост числа музеев-усадеб, музеев-заповедников, этнографических музеев обусловлен осознанным желанием населения сохранить природное и историко-культурное наследие в их единстве.
Около 90% музеев страны составляют небольшие региональные музеи, расположенные в городах и посёлках с населением, не превышающим 100 тыс. человек. Их деятельность ориентирована, прежде всего, на местное население.
Устойчивой является тенденция роста музеев, хранящих не только так называемые движимые музейные предметы, но и недвижимые объекты, среду, ландшафт, нематериальные формы наследия. Появились новые формы музейных учреждений (исторические парки, музеи-заводы, школы-музеи, музеи-библиотеки).
В последние годы особенно активно создавались музеи в Сибири (Якутия, Тюменская обл.), в т.ч. там появилась новая для России категория экомузеев. С конца 1980-х гг. возрождаются частные музеи, появились корпоративные музеи и коллекции. Активизируется выставочная деятельность музеев. В 1990-е гг. увеличилось число зарубежных выставок. В 2000 в музеях РФ хранилось около 60 млн музейных предметов; посещаемость составила св. 68 млн (в 1999 — 71,8 млн посещений); проведено около 1,3 млн традиционных экскурсий. В музеях работали 53 290 сотрудников, из них научных сотрудников и экскурсоводов — 16 069 человек. Большинство имели высшее, но не специальное музееведческое образование. В 1990-е гг. кафедры музейного дела созданы не только в Москве и С.-Петербурге, но и в ряде крупных городов. В эти же годы основано около 20 ассоциаций музейных работников и других объединений. В 2001 образован Союз музеев России. Старейшая в стране и самая авторитетная профессиональная организация — Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России)[14].
Музейное дело на Алтае развивается уже в течение двухсот лет. За это время в регионе появилось несколько десятков разнообразных музеев, и их число продолжает расти. Пять самых крупных находятся в Барнауле и сейчас переживают весьма интересные изменения, связанные с проведением Года культуры в России.
История Государственного художественного музея Алтайского края не менее интересна, чем история его экспонатов. В основу создания была положена коллекция художественного отдела Алтайского краеведческого музея, основанного в 1823 году. Картины кисти русских и западноевропейских художников были собраны известным ученым-изобретателеми начальником Колывано-Воскресенских заводов Петром Фроловым.
Сейчас ведутся работы по реконструкции здания музея, и собрание картин перевезли в другое место, но уже близится этап отделки помещений, и музей ждет переезд в старые новые стены. В 2015 году завершается ремонт, и пока идёт работа над экспозициями, реставрацией картин. Здесь откроется новый зал, посвященный искусству Колывани. Камнерезные фабрики заказу музея уже начали изготавливать изделия по образцам XIX века, а художница Ольга Алексеева уже представила эскиз исторического пейзажа Колывани. Кроме того, сейчас в крае подлинных изделий XIX столетия очень мало, и губернатор предложил попросить необходимые произведения у Эрмитажа, которые смогут увидеть барнаульцы и гости Алтайского края.
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая появился в 1989 году, здесь можно узнать всю историю литературы, театра, музыки, кино, народного творчества и живописи региона. Двенадцать тематических залов рассказывают о жизни края от времени скифов до современности. В музейный фонд входят личные фонды Василия Шукшина, Николая Рериха, Георгия Гребенщикова. Но одними выставками работа музея не ограничивается: литературные чтения, бальные и музыкальные вечера — это серьезная просветительская работа, расширяющая культурные горизонты посетителей.
Львов – город-музей и город музеев
... РАЗДЕЛ 1 . ЛЬВОВ – ГОРОД МУЗЕЙ 1.1 Город-воин, город-купец: возникновение и развитие Львова Немного городов можно сравнить с музеем под открытым небом. ... скамейка должна была подняться за ним... К 1938 году во Львове, кроме прочих, было 6 ликеро-водочных ... этими организациями было бы не полным. Более того, у музеев, территориальных комплексов и музейных организаций начинают укрепляться более ...
«Город» — один из самых молодых музеев Барнаула, появился он только в 2007 году, но идея создания принадлежала еще первому мэру Барнаула Владимиру Баварину. Концепция музея заключается в отражении истории города через судьбы людей, внесших свой вклад в его развитие, — промышленников, учителей, купцов, военных. Это самые разные люди — от основателей города до современников. Сотрудники музея занимаются научно-исследовательской работой, проводят экскурсии и лекции по истории города, храмовому зодчеству Барнаула конца XVIII — начала XIX веков, становлению барнаульской медицины. Здесь ведется и активная выставочная деятельность, как своя, так и привозная.
Правило «экспонаты руками не трогать» в этом музее не работает. Сотрудники «Мира времени» позволяют посетителям сполна ощутить дух эпохи — подержать в руках осколок метеорита, покрутить рукоять сирены воздушной тревоги, вдохнуть аромат «Красной Москвы». В фонде музея более 10 тысяч экспонатов, каждый из которых, по мнению работников, должен вызывать интерес у посетителя. Здесь можно окунуться в дореволюционную эпоху и советское время. Есть в «Мире времени» и небольшая библиотека, включающая книги, журналы, газеты, открытки конца ХIX начала XX века.
К столетнему юбилею горнорудного дела на Алтае в 1823 году был открыт Барнаульский горный музеум, правопреемником которого и стал Алтайский государственный краеведческий музей. Первые коллекции включали минералы, археологические находки и технические модели, которые рассказывали о развитии региона. Эти исторические сокровища поначалу располагались в здании Горной канцелярии на территории Барнаульского сереброплавильного завода. В 1913 году под собрание музея передали здание бывшей главной химической лаборатории, музей и ныне там.
Краеведческий музей раскинулся на несколько залов, отвечающих за разные временные периоды. Коллекция включает 150 тысяч экспонатов. Музей представляет интерес и с архитектурной точки зрения: он располагается в памятнике промышленной архитектуры середины XIX века и входит в комплекс «Барнаульский сереброплавильный завод». Сейчас дирекция музея планирует вернуться к истокам и восстановить первоначальное здание химической лаборатории, созданной на Алтае практически двести лет назад.
У краеведческого музея и серьезные выставочные планы: уже созданы выставка, посвященная освоению целины, и экспозиция алтайского фотографа Сергея Борисова, чьи снимки раскрывают жизнь Барнаула начала двадцатого века. На основе материалов музея организована акция «Фронтовое письмо» — по радио читаются письма солдат Великой Отечественной войны. Скоро появятся выставка, посвященная Белухе и экспозиция «За Родину и честь».
Алтайский краеведческий музей имеет и Венно-исторический отдел, который располагается в отдельном корпусе на Комсомольском проспекте. Здесь представлена обширная экспозиция «В труде и в бою.1941-1945 года», которая интересна не только своими собранием, но и композиционным решением залов, связанных друг с другом образом поезда. Легко представить, как идет состав с боеприпасами и техникой на фронт, а под потолком парят самолеты. Это исторически живая, восхищающая воображение экспозиция[15]. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря современным технологиям, поток туристов в музей увеличивается многократно. Музей даёт возможность посетителям не только осмотреть экспозиции, но и даже потрогать их руками, что раньше было строго запрещено. Также современных туристов притягивает к себе необычная форма здания музея. Архитектурные решения, используемые в строительстве, поражают посетителей новизной облика здания. Новаторские решения и необычные проекты создания музеев могут послужить способом возрождения культурной жизни города. Сегодня музей существует как культурная площадка, многофункциональное пространство, предназначенное для встреч, концертов, культурного отдыха. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой города.
Глава 2. Использование музеев в развитии туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе
2.1 Музеи Косихинского района
Косихинский район расположен в северо-восточной части Алтайского края. Район граничит с Первомайским, Заринским, Кытмановским и Троицким районами.
В районе 27 населенных пунктов (наиболее крупные — Косиха, Налобиха), объединенных в 11 сельских муниципальных образований.
Районный центр село Косиха расположен в 68 км от краевого центра города Барнаула.
В районе действуют общеобразовательные школы, детские сады, оздоровительный лагерь «Орлёнок», сельские дома культуры.
С Косихинским районом связаны известные люди, памяти которых посвящены музеи, расположенные в районе [7].
Небольшое село Полковниково расположено недалеко от Барнаула, в Косихинском районе. Рядом с этим селом находится поселок Майское Утро, где родился Герман Степанович Титов. Для того чтобы попасть в музей второго космонавта планеты, нужно проехать через весь посёлок.
Изначально весь музей размещался в небольшой деревянной школе, где некогда учился Герман Титов. В 2011 году он получил свое второе рождение — была проведена масштабная реконструкция, фонды музея пополнились новыми уникальными экспонатами. Сейчас гостей Полковниково встречает новый музейный комплекс. Он включает в себя два объекта: школу-семилетку, в которой учился Герман Титов (старое здание музея), и новое здание, где расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. Общая площадь нового музейного комплекса теперь превышает тысячу квадратных метров. (см.приложение 3)
Инициатива реконструкции принадлежит Губернатору Александру Богдановичу Карлину. Только в день открытия в обновленном музее побывало более двух тысяч человек. В их числе — жена космонавта Тамара Васильевна, дочери Татьяна и Галина, внуки Мария и Иван, его товарищи — летчики-космонавты СССР, дважды Герои Советского Союза Борис Волынов и Виктор Горбатко.
Музей необычен — его экспозиции посвящены не только космонавту, но и его отцу, интересному, самобытному человеку, учителю, певцу, композитору, художнику.
Представлены художественные работы отца Германа Титова, семейные фотографии и личные вещи. Отдельно представлена космическая тематика. Безусловно, внимание посетителей привлечет макет корабля «Восток-2», в котором Титов 6 августа 1961 году за 25 часов 18 минут облетел вокруг Земли (он был вторым человеком после Юрия Гагарина, совершившим полет в космос).
Здесь можно также увидеть кусочек настоящего лунного грунта, подаренного космонавтом музею, космическую пищу, форму космонавта. Во дворе музея стоит одноместный самолет, на таком же когда-то тренировался Герман Титов[8]. (см.приложение 4)
В селе Косиха 20 июня 1932 года родился известный русский поэт
Но Роберт Рождественский — не только автор многочисленных сборников стихов и прозы. Уникальную музыкальность стихов поэта оценили многие композиторы, в результате появились замечательные песни, которые живут уже не один десяток лет. Среди них — «Мгновения», «Притяжение Земли», «Позвони мне, позвони», «Песня неуловимых мстителей», и многие другие.
Земляки бережно хранят память о знаменитом поэте. Косихинская модельная мемориальная районная библиотека носит имя Роберта Рождественского. В 2012 году Губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал распоряжение о создании к 80-летнему юбилею Роберта Рождественского мемориального музея. Новый мемориальный музей действует в статусе филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА).
(см.приложение 5)
В формировании фонда мемориального музея Роберта Рождественского активно участвует его семья — в дар первому мемориальному музею поэта уже передано более 100 предметов музейного значения: фотографии, книги, пластинки, документы, личные вещи — кружка, пепельница, телефонный аппарат (см.приложение 6).
С особой гордостью сотрудники музея рассказывают об уникальном экспонате, найденном московскими режиссерами Юрием и Ренитой Григорьевыми. В их архивах отыскалось ранее не опубликованное стихотворение Роберта Рождественского. Это текст песни о студентах к документальному фильму «Дороги фестиваля» о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, который снимали в 1957 году на учебной студии ВГИКа. Песня в фильм не вошла, в результате и о стихотворении почти полвека не вспоминали.
За первый год работы Мемориального музея Роберта Рождественского в нем побывали более 3 тысяч посетителей, коллектив провел свыше 200 мероприятий.
С 2007 года в Косихе проводятся литературные чтения, посвященные его памяти. На Яру Любви — невероятно красивом месте в окрестностях Косихи — в этот день собираются алтайские литераторы, представители власти и просто почитатели таланта поэта. Здесь проходят межрайонный песенный фестиваль «Песни главные есть в судьбе любой», такой же статус имеет и поэтический праздник «Надо собственною жизнью доказать свои стихи». В программу Рождественских чтений гармонично вписывается и фестиваль национальных культур. В этот день в Косихе происходит еще одно особое событие — вручают литературную премию имени Роберта Рождественского. Ее учредил Губернатор Алтайского края Александр Карлин в 2012 году — в год 80-летия нашего знаменитого земляка. Первым лауреатом этой премии стал московский поэт Виктор Верстаков. Губернаторскую литературную премию имени Роберта Рождественского вручают раз в два года (также как и еще одну учрежденную Губернатором края литературную премию — Шукшинскую) [9].
В школьном музее
На столах и стеллажах первой кроме документов, наград, фотографий, рассказывающих о трудовых и боевых подвигах односельчан, папки с надписями: выпуск такого-то года… Когда школа проводит вечера встречи с выпускниками, гости первым делом просматривают эти папки. В папках собраны материалы не только о выпускниках школы, но и о выдающихся людях села, некоторые из которых уже умерли.
В «Русской избе» располагалась экспозиция из предметов одежды, кухонного и прочего хозяйственного обихода предков, представлены работы мастеров и мастериц села: ручная вышивка, резьба по дереву и т.д.
Заключение
В курсовой работе рассмотрены основные понятия и роль музеев в туристско-экскурсионной деятельности. На основании данного материала был сделан вывод о том, что музей, имевший в прошлом ореол сакральности, табуированности и закрытости, живет в едином ритме жизни со своими посетителями, полезен как в области научных интересов, так и досуге, а так же туризме, который является разновидностью досуговой деятельности.
Далее была рассмотрена классификация музеев в России, что позволило сделать вывод о том, что в России имеется большое количество музеев разных типов. Наиболее распространены комплексные музеи — краеведческие. Буквально в каждом регионе, имеется свой краеведческий музей, а чаще всего и не один, который отражает культуру и историю именно этого региона.
Затем было исследовано использование современных музеев в туристско-экскурсионной деятельности, на основе данного исследования был сделан вывод о том, что благодаря современным технологиям, поток туристов в музей увеличивается многократно. Музей даёт возможность посетителям не только осмотреть экспозиции, но и даже потрогать их руками, что раньше было строго запрещено. Также современных туристов притягивает к себе необычная форма здания музея. Архитектурные решения, используемые в строительстве, поражают посетителей новизной облика здания. Новаторские решения и необычные проекты создания музеев могут послужить способом возрождения культурной жизни города. Сегодня музей существует как культурная площадка, многофункциональное пространство, предназначенное для встреч, концертов, культурного отдыха. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой территории.
Также были рассмотрены и школьные музеи на примере музея Лосихинской СОШ. На основе материала о школ ьных музеях можно сделать вывод о том, что большинство из них находятся в плачевном состоянии, либо подлежат расформированию, так как не получают нужного финансирования.
Данная курсовая работа позволила сделать вывод о том, что, не смотря на увеличение туристского потока в музеи, интерес к ним со стороны людей остаётся очень слабый. К сожалению, люди довольно часто, в частности молодое поколение, считают поход в музей пустой тратой времени. Туроператоры при создании туров не всегда включают экскурсии по новым музейным экспозициям, это приводит к тому, что экскурсанты практически не посещают новых музейных экскурсий.
Хотелось бы верить, что в будущем тенденция на увеличение популярности среди детей и молодежи будет только расти. В музеях сейчас стали развиваться передовые технологии, которые могут позволить проводить видео-конференции и видео-презентации. Увеличение интереса к своей истории, культуре среди подрастающего поколения позволит поднять уровень патриотизма. Люди научатся больше ценить свою Родину, как большую, так и малую, зная свои корни, свои истоки. Поэтому для сохранения и дальнейшей передачи потомкам информации о прошлом необходимо сохранять и развивать музеи, пусть и даже в небольших селах и деревнях, а не закрывать и сокращать их. Ведь и музей космонавтики им.Г.С.Титова сначала был небольшим, но получив необходимую финансовую помощь его удалось превратить в прекрасный музей с очень интересными и познавательными экспозициями.