Анализ деятельности турфирм г. Серпухова по экскурсионному обслуживанию населения

Дипломная работа

Тема моей выпускной квалификационной работы «Анализ деятельности турфирм города Серпухова по экскурсионному обслуживанию населения».

Тема является актуальной для нашего города, так как в настоящее время туристические фирмы активизируют свою деятельность по внутреннему туризму, в первую очередь вовлекая в экскурсионную деятельность местное население. С этой целью фирмы используют и разработанные и действующие экскурсионные маршруты и формируют новые.

Целью дипломной работы является анализ деятельности турфирм города Серпухова по экскурсионному обслуживанию населения.

Для достижения поставленной цели мною проанализирована тематика экскурсионных маршрутов, их приоритетность и перспективность.

При работе над темой мною изучена деятельность турфирмы «Ривьера-Тур», которая работает не только на рынке выездного туризма , но и на внутреннем рынке, организуя экскурсионные маршруты и туры для местного населения.

Методологической основой исследования мною использованы труды: Емельянова Б.В «Экскурсоведение», Хуусконен Н.М и Глушанок Т.М «Практика экскурсионной деятельности».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Туристско-экскурсионная деятельность осуществляется предприятиями, которые могут быть различными по организационно-правовым формам, но все они в настоящее время активизируют свою работу на внутреннем туристском рынке.

1.1 Виды деятельности туристско-экскурсионного предприятия

Направленность деятельности туристско-экскурсионного предприятия определяется характером туризма:

  • внутренний -это активный туризм обслуживания российских туристов и экскурсантов, а также местного населения. Приимером может быть экскурсионный тур «Сказочный Санкт-Петербург»
  • вьездной активный (приём и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов).Для этой категории посетителей необходима подготовка специалистов гидов -экскурсоводов ,а также знание специфики обслуживания иностранных туристов и экскурсантов;
  • внутренний пассивный -отправка туристов своего региона на обслуживание в другие районы Российской Федерации,например,тур на Байкал.

Организации, занимающиеся созданием и представлением экскурсионных услуг называются туристско-экскурсионными предприятиями, и их деятельность направлена на создание, проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг.

На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций-субъектов рынка,которые представлены на схеме:

15 стр., 7203 слов

Анализ состояния и динамики развития туроператорской деятельности ...

... в производственном менеджменте на предприятии (на примере туроператорской компании «Натали турс») указать возможные пути совершенствования производственного менеджмента проанализировать рынок туристских услуг России. ... о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского ...

Поставщики услуг ->Туроператор ->Посреднеческие ->Торговля экскурсионными услугами .

Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации обслуживания экскурсантов.

1.2 Формы экскурсионного обслуживания населения

Туристско-экскурсионные предприятия используют в своей работе различные формы экскурсионного обслуживания населения

1.Экскурсия-как отдельная услуга: обзорные и тематические экскурсии, пешеходные с использованием различных видов транспорта ,производственные экскурсии, экскурсии в музеи, на выставки ,в заповедники и заказники. Например, экскурсия природоведческой тематики «В чудесный мир природы» с посещением зубрового питомника в Приокско-террасном заповеднике.

2.Экскурсия в составе тура ,маршрута выходного дня, которая является составной частью предлагаемого тура. Например, тур по Золотому кольцу, в составе которого несколько познавательных экскурсий.

3.Организация экскурсий, культурно-зрелищных услуг. Например, экскурсия с посещением театра или исторической реконструкции какого -то выдающегося события.

4.Оказание услуг гидов, экскурсоводов, турлидеров, организаторов экскурсий.

5.Путевая экскурсионная информация. Данная услуга предлагается на длительных внутримаршрутных перевозках. Экскурсовод или турлидер даёт краткую информацию в виде экскурсионой справки об экскурсионных обьектах, расположенных на пути следования группы. Например, на маршруте Серпухов-Коломна экскурсовод раскажет о монастыре Давидова Пустынь,об усадьбе Орловых в селе Семёновское и других интересных объектах.

Туристско-экскурсионные предприятия комбинируют услуги непосредственных производителей: музеев, транспортных, зрелищных и других организаций по усмотрению фирмы и по желанию потребителей, являясь туроператорами на рынке туристких услуг. Например,на автобусном экскурсионном маршруте «Зовёт прекрасное» в усадьбу В.Д. Поленова экскурсантам будут предложены путевая экскурсия, экскурсия в Дом-музей Поленова, прогулка по парку, посаженному художником, и на берег реки Оки.

1.3 Экскурсионная аудитория

Среди туристко-экскурсионных предприятий может наблюдаться ориентация на рыночный сегмент: школьники, студенты, взрослые, и тд.

Подготовку экскурсии лучше начинать с анализа будущей экскурсионной аудитории: необходимо установить, что она собой представляет как целостное образование, что ее характеризует, каковы те общие свойства, которые присущи любой аудитории. Следует иметь в виду, что экскурсионная аудитория никогда не является простой суммой входящих в нее личностей, объединенных лишь совместным пребыванием в экскурсионной группе. Она всегда есть нечто больше, это особый социально-психологический конгломерат. Экскурсионной аудиторией следует называть кратковременную общность людей, одновременно участвующих в общем для них виде деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта, имеющих контакт между собой, интересующихся одним и тем же предметом и испытывающих сходные переживания .

5 стр., 2129 слов

Разработка обзорной познавательной экскурсии по Санкт-Петербургу, ...

... экскурсий. Третий путь – детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов. ... экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, ... дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только ...

Во время проведения экскурсии действуют факторы, объединяющие экскурсионную аудиторию общие условия восприятия, содержание экскурсии, фигура экскурсовода, общая деятельность, и факторы, разъединяющие ее мотивы прихода на экскурсию, уровень понимание материала, отношение к экскурсии.

В первую очередь рассмотрим объединяющие факторы, к ним относятся следующие: наличие непосредственного контакта, важной характеристикой экскурсионной аудитории является наличие у ее членов непосредственного зрительного и слухового контакта с экскурсоводом, друг другом, объектами показа.

Прямое общение экскурсантов с экскурсоводом, возможность видеть то, о чем он говорит, наблюдать реакцию присутствующих, другими словами, непосредственная включенность человека в событие оказывает на него огромное воздействие, повышает эмоциональность восприятия информации. Чувство общности, которое появляется в результате совместного участия в экскурсии и эмоционального влияния друг на друга. Чувство общности выражается в определенном эмоциональном настрое, осознании своей целостности, в готовности к коллективным действиям. Наличие общего центра внимания. Люди, собравшиеся вместе до начала экскурсии, несмотря на уже существующий контакт между ними и определенный интерес к теме экскурсии, еще не образуют экскурсионную аудиторию. Аудиторией они становятся только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — экскурсовод.

Гомогенность аудитории, то есть степень однотипности, подобие участников экскурсии друг другу по культурным, социально-психологическим, возрастным, профессиональным, географическим признакам. Предварительный настрой и наличие прошлого опыта. Хорошее настроение экскурсантов способно вызвать у них дополнительную активность, усилить интерес к теме экскурсии, одним словом, создать наиболее благоприятную почву для восприятия предстоящей экскурсии. Наоборот, отрицательный эмоциональный настрой экскурсантов (безразличие, апатия, подавленность) являются препятствием для деятельности экскурсовода и могут снизить эффективность его общения с аудиторией. Что касается прошлого опыта экскурсантов, то сознание аудитории никогда не бывает свободно от него.

Любая экскурсионная аудитория имеет коммуникативные препятствия, которые экскурсовод должен преодолеть. К последним относятся установки, стереотипы, мнения, оценки экскурсантов, приобретенные ими в прошлом. Организация и порядок проведения экскурсии. Экскурсия, как и любое социально-культурное мероприятие, имеет правила, которые должны признаваться и соблюдаться ее участниками. Экскурсионная аудитория должна это осознавать и выполнять правила взаимодействия с экскурсоводом и друг с другом. Разъединять участников экскурсии могут прежде всего мотивы посещения экскурсии. Выделяют три основных группы мотивов: интеллектуально-познавательные, эмоционально-эстетические и морально-дисциплинарные.

Интеллектуально-познавательные мотивы посещения экскурсии являются доминирующими, если экскурсанты желают узнать новое, расширить представление о предмете или явлении, получить возможность углубить и систематизировать знания. Эмоционально-эстетические мотивы связаны с желанием соприкоснуться с прекрасным, увидеть некогда услышанное и поразившее воображение. Эта группа мотивов характерна для восприятия и осмысления искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных экскурсий.

9 стр., 4494 слов

Показ в экскурсии как основа принципа наглядности

... экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, ... как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты ... защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ...

Морально-дисциплинарные мотивы доминируют, когда приход на экскурсию обусловлен не интеллектуально-познавательной потребностью, а чувством долга, ответственности, дисциплинированности. Активность восприятия материала экскурсантами может быть очень низкой. Экскурсоводу следует как можно раньше выявить доминирующий мотив, объединяющий большую часть экскурсионной аудитории, и, исходя из этого, сделать необходимые корректировки в содержании экскурсии и форме ее подачи.

Таким образом, прежде всего возникает необходимость в типологии экскурсантов в зависимости от их отношения к экскурсии как форме социально-культурной деятельности. С этой точки зрения экскурсанты отличаются большим или меньшим интересом к экскурсии. Профессиональные, социально-культурные, возрастные показатели, а также уровень образования в этой типологии не учитываются. Группируя таким образом экскурсантов, мы опираемся на типологию, предложенную Б.Ф. Омельченко.

К первой психологической группе относятся экскурсанты, действительно интересующиеся темой экскурсии и стремящиеся получить необходимые им сведения и знания. Они стараются не пропустить ни одного слова, ни одного объекта показа. Это союзники и главные помощники экскурсовода. Данный тип можно назвать конструктивным.

Ко второй группе относятся экскурсанты, образующие сверхактивный тип. Они ждали эту экскурсию и хотели не просто ее посетить, но и активно в ней поучаствовать. Однако из-за каких-то обстоятельств (опоздание автобуса, плохая погода и т. д.) начали экскурсию с испорченным настроением, за этим может последовать громкое выражение недовольства, выкрикивание реплик, вскакивание с мест. Если экскурсоводу не удается найти подход к экскурсантам этого типа и успокоить их, то они способны разрушить экскурсию.

Третью группу образуют экскурсанты соглашательского типа. Эти люди пришли на экскурсию без особого желания, поэтому не ждут от нее ничего интересного. Во время экскурсии они занимаются только осмотром достопримечательной. Иногда они могут прислушаться к тому, что говорит экскурсовод, и если это покажется им интересным, то они могут включаться в процесс восприятия экскурсии. Дальнейшее их поведение не отличается от первой группы экскурсантов, а экскурсовод чувствует растущую их поддержку.

Четвертая группа объединяет безразличных к экскурсии экскурсантов, которые абсолютно не заинтересованы в ней и уверены, что она им не нужна. Такие экскурсанты не мешают экскурсоводу, однако вид экскурсантов, лишь физически присутствующих на экскурсии, не доставляет ему удовольствия. Этот тип экскурсантов называют поверхностным.

Пятую группу составляют экскурсанты, относящиеся к конфликтному типу. Это настоящие противники экскурсовода. Они заранее настроены против содержания экскурсии: им не нравится экскурсовод, его высказывания, объекты показа и пр. Основная их задача — противопоставить себя экскурсоводу и остальным участникам экскурсии.

Чаще всего экскурсионная аудитория представляет собой комбинацию, если не всех, то большинства названных типов экскурсантов. Понимание экскурсоводом, что в одной экскурсионной группе реально присутствуют в разном соотношении все отмеченные типы экскурсантов, помогает выбрать точную стратегию и правильную тактику проведения экскурсии.

11 стр., 5213 слов

Технология создания экскурсии и техника ее проведения

... подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей. Итак, вопрос организации и технологии проведения экскурсии вызывают интерес и актуальны для ... методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов. Предметом 1.2 Технология подготовки экскурсии Создание новой экскурсии по любой теме ...

Экскурсоводу следует знать и учитывать при работе с разными типами экскурсантов, что постаменты экскурсии: глубокое содержание, умело подобранные объекты показа, запоминающиеся факты, жизненно полезные примеры, привлекательная манера проведения экскурсии.

Существует другая типология экскурсантов на основании нескольких показателей. К таким показателям относятся возраст, род занятий экскурсантов, место жительства. Учитывая возрастной показатель, создаются однородные экскурсионные группы детей, молодежи, людей среднего возраста, пенсионеров.

Экскурсии для разных возрастных групп отличны друг от друга по способу передвижения, продолжительности, содержанию, методике преподнесения материала. Так, экскурсии для детей и молодежи характеризуются более активной формой проведения, а также имеют и другие особенности: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории с целью сосредоточить внимание на определенной проблеме, задание — самостоятельно провести различные наблюдения и сделать выводы по подтеме, более быстрые темпы передвижения по маршруту, значительный удельный вес пешеходных экскурсий. Экскурсионные группы могут создаваться с учетом рода занятий экскурсантов, то есть с учетом профессиональных интересов каждой из таких групп. Основой для изложения материала служит степень их подготовки для восприятия темы экскурсии. Это дает возможность проводить экскурсии, излагая материал, в зависимости от состава аудитории, большей или меньшей сложности. Так, для профессионалов в какой-либо области можно проводить экскурсии, более глубокие по своему содержанию. Главное отличие экскурсий для таких экскурсионных групп заключается в их содержании, зрительном и словесном материале. В зависимости от уровня подготовленности аудитории может быть создано по нескольку вариантов одной экскурсии. Работая с экскурсионными группами, сформированными на основе такого показателя, как место жительства, важно учитывать содержательную сторону экскурсии. Так, в экскурсию для местных жителей, может быть не стоит включать показ всем хорошо известных объектов и рассказ о них. Следует сосредоточиться на объектах, в широких кругах известных мало, но, несмотря на это, имеющих немалую историко-культурную ценность.

Для приезжих экскурсантов (сельских жителей, иногородних, иностранцев), конечно, следует включить в экскурсию объекты, являющиеся визитной карточкой данной местности. Кроме этого, для приезжих целесообразно, если это органично вписывается в экскурсию, для большей наглядности проводить параллели, сравнения, аналогии с той местностью, откуда они прибыли. Таким образом, очень важно, чтобы экскурсия не была перегружена потоком ненужной экскурсантам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал эффективному восприятию той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсий, методика ее проведения и многое другое непременно должны быть сориентированы на определенную экскурсионную аудиторию. Учет запросов, интересов, уровня подготовки, возраста, места жительства и других особенностей потенциальной экскурсионной аудитории при подготовке и проведении экскурсии называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию.

30 стр., 14882 слов

Проблемы современной экспозиции в музее

... - современная экспозиция в музее. Предмет исследования - проблемы современной экспозиции в музее. Цель исследования - охарактеризовать проблемы современной экспозиции в музее. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2.Дать характеристику основным понятиям работы .Выявить ...

От умелого применения дифференцированного подхода к организации, содержанию, методике подготовки и проведения экскурсии зависит эффективность экскурсионной работы конкретного экскурсионного учреждения.

2. Анализ деятельности туристсткого предприятий Серпухова по продвижению экскурсионного обслуживания населения

2.1 Экскурсионная аудитория Серпухова

В Серпухове не мало людей, живо интересующихся историей, достопримечатеностями своей малой родины. Люди с интересом участвуют в экскурсионных турах не только по Подмосковью, но и по всей России. Популярными турами для серпуховичей является Санкт-Петербург, Карелия, Золотое Кольцо, Коломна и другие старинные города Подмосковья.

2.2 Характеристика турпредприятий города, работающих с местным населением

Среди туристических фирм нашего города видное место занимает агентство Визит тур. Фирма Визит тур Серпухов обеспечивает своими услугами уже несколько лет. Здесь вам предложат как внутри российские, так и зарубежные туры.

Одна из наиболее востребованных услуг компании Визит тур — прием туристов в Серпухове. Менеджеры организуют интересные экскурсии по городским достопримечательностями, закажут обед в одном из местных ресторанов. Школьникам Серпухова Визит предлагает туры по родному краю, которые позволят глубже узнать историю места, где мы живем.

Летом у клиентов агентства Визит тур города Серпухов пользуются особой популярностью автобусные поездки к морю. К вашим услугам курорты Сочи, Лазаревского, Туапсе, Геленджика, Кабардинки. Можно отдохнуть на пляжах Анапы, Витязево, Джемете. Ну а если клиента интересует не столько пляжный, сколько познавательный отдых, агентство Визит в Серпухове предложит поездки по городам Золотого кольца или организует экскурсии по Санкт-Петербургу.

Уже осенью многие задумываются о том, где встречать Новый год, Рождество. Если привычные домашние посиделки с друзьями надоели, возможно, Визит тур предложит что-то, способное заинтересовать. Также жителям города Серпухов Визит предлагает зарубежные поездки. Путешествие в Таиланд, Египет, Вьетнам, Индию, Китай — это возможность не только отдохнуть и сменить обстановку, но и поближе познакомиться с непривычной культурой, совершенно иным образом жизни.

Среди партнеров компании Серпухова Визит тур — крупные туроператоры: Тез-тур, Корал-Трэвэл, Мультитур, Мострэвел, Пегас-туристик и др.

«Уездный город»: путешествия под данной туристической марки — это гарантия отличного настроения, массы приятных эмоций, качественного и приятного отдыха, который удовлетворит запросы даже очень привередливых туристов. Менеджеры могут составить анимационную программу Масленицы на Карповой поляне, рождественские колядки и подобрать тур по Золотому кольцу России.

Ривьера-тур — туристическое предприятие организующая экскурсионные маршруты по Золотому кольцу также менеджеры занимаются лечебно-оздоровительным туризмом. Например лечебно — оздоровительный тур в Краснодарский край .Они осуществляют туры по Европе,Азии, Латинской Америке, Карибским островам. Недостатком проведения экскурсионно — краеведческих маршрутов по Серпухову является мало сохранившихся исторических мест где проводились знаменательные события

4 стр., 1816 слов

Музейная экспозиции

... единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль Музейные предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, ...

2.3 Рекреационные возможности региона для активизации туристско-экскурсионной работы с населением

Серпухов расположен на реке Нара, недалеко от места ее впадения в Оку. Серпуховской район расположен на площади примерно сто один гектар. Природа Серпухова характерна для Окско-Москворецкой равнины, на которой располагается район. С юга территория ограничена рекой Окой с живописной долиной. На северо-востоке район прилегает к Подмосковной Мещере. А на северо-западе природа Серпухова формируется под воздействием склонов Смоленско-Московской возвышенности.

По территории Серпуховского района протекает много рек, самые глубоководные из них — это Нара и Ока. Природа Серпухова славиться своими живописными пейзажами, непременными участниками которых становятся реки и многочисленные ледниковые озера. Все водоемы района могут использоваться для рекреационных целей, так как относятся ко второй категории использования. Хорошее обводнение местности создает прекрасные условия для развития лесных массивов в природе Серпухова. Но леса расположены неравномерно по территории района. Наибольшую плотность имеют леса, расположенные в восточной части. А для Заокской части района характерна более открытая природа Серпухова с низкой плотностью деревьев.

Живописные ландшафты сочетаются с умеренным континентальным климатом. Погода формируется под воздействием влажных и теплых воздушных масс Атлантики и холодного воздуха с Арктики. Для природы Серпухова характерны зимние оттепели, чередующиеся с сильными холодами, а также сырые и прохладные дни в летнее время.

В двенадцати километрах от города расположен Приокско-Террасный заповедник, на территории которого расположен питомник для зубров. Уникальная природа Серпухова создает благоприятные условия для сохранения удивительных зверей — зубров.

Сам город расположен в месте слияния рек Нары и Серпейки. Древний центр города, который обозначен остатками стены белокаменного кремля и Троицким собором, занимает высокий холм. Природа Серпухова характеризуется большим количеством садов и скверов. Также на территории города расположен парк имени Степанова, городской дендропитомник и сосновый бор, которые жители называют «легкими Серпухова».

Также в Серпухове осуществляются речные прогулки по рекам Ока и Нара. По Оке проходит речной маршрут в Тарусу с посещением музеев Марии Цветаевой и Константина Паустовского, Поленово с посещением Музея В.Д. Поленова

По реке Нара возможны мини-круизы вверъ по течению до Тарутино и Райсемёновского на лодках с посещением в Тарутино музея связанного с двумя знаменательными событиями 1812 и 1941 годов. Организация музейной и выставочной экспозиции Уникальными ресурсами для развития культурно-просветительного туризма являются музеи и выставки. Существуют музеи следующих видов: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские) исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы) искусствоведческие (изобразительного, театрального, музыкального искусства, художественных промыслов) литературные технические (политехнические, технические отраслевые связи, автомобильного, железнодорожного транспорта, космонавтики) мемориальные (их экскурсии посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства) комплексные (преимущественно краеведческого профиля) музеи-заповедники (в их состав входят не только экспозиции, находящиеся в закрытых помещениях, но и архитектурные, исторические, природные памятники, расположенные на территории заповедника).

7 стр., 3013 слов

Музеи, экспозиции Республики Алтай как объекты экскурсий

... Объект исследования – культурно-познавательный туризм на базе исторических туристских ресурсов музеев республики Алтай Предмет исследования – программа обслуживания нового тура для внутренних потребителей при помощи экспозиции музеев. Целью исследования является рассмотрение ресурсов республики Алтай ...

Основная функция музеев — собирание и хранение ценных историко-культурных материалов и памятников. Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок — выставка как художественное явление. Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию.

Они классифицируются по нескольким признакам:

* по месту проведения: стационарные, передвижные, выездные

* по частоте проведения: периодические, ежегодные

* по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные

* по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею — новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения) . Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) — это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса.

Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью. Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади. Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией — это определение темы и идеи экспозиции. Тема — это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию идея — то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно. Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.

12 стр., 5601 слов

Особенности разработки и проведение музейных экскурсий

... экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. ...

Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы. Следующий этап в подготовке экспозиции — отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы. В музееведении экспонаты делятся на вещественные, письменные, изобразительные. Рассмотрим более подробно каждый из видов экспонатов. Вещественные экспонаты — это предметы, характеризующие процесс, событие, явление, личность, одним словом то, чему посвящена экспозиция. В качестве вещественных экспонатов могут использоваться предметы личного пользования (одежда, обувь, аксессуары), мебель, домашняя утварь, предметы, характеризующие государственную власть и политику государства (регалии, нумизматический материал, ордена, образцы вооружения и снаряжения армии), предметы, связанные с религиозными обрядами и т. д. Все эти предметы, помещенные в экспозицию, дают возможность непосредственного знакомства с историей чьей-то жизни или с какой-либо сферой жизни человека. Письменные экспонаты — это документы архивов, статистические материалы, законодательные акты, листовки, частные письма, научные и публицистические труды, литературно-художественные произведения. К письменным источникам могут быть отнесены историографические материалы, подлинные схемы и чертежи. Иногда письменные источники, рукописные или печатные, выставляются как предметы материальной культуры. В этом случае внимание посетителей направляется на бумагу, на которой написан текст, на характер рукописного или печатного шрифта, на технику книгопечатания, на внешнее оформление книги или документа. Изобразительные экспонаты — это могут быть портреты, зарисовки с натуры, картины, чертежи фасадов зданий, форменной одежды, картинки журналов мод, исторические и художественные произведения, плакаты. К изобразительным материалам относятся и диорамы: сочетание изобразительного фона с предметным передним планом при помощи специального освещения создает иллюзию реального пространства и открывает большие возможности для образного воспроизведения исторического события или объекта природы. К изобразительным материалам также относятся фотографии с натуры, рассказывающие о каком-либо событии или человеке. Они имеют индивидуальную документальную ценность. Важно, чтобы у фотографии было высокое качество исполнения, так как в большинстве случаев плохо воспринимаются фотографии, технически слабо выполненные. Исключение составляют экземпляры, имеющие материальную ценность. Такие экспонаты должны быть выставлены независимо от их качества и внешнего вида (бледные, пожелтелые, обгорелые и т. п.)Кроме подлинных предметов, для оформления экспозиции необходимы научно-вспомогательные материалы. К ним относятся воспроизведения подлинных предметов, которые по каким-либо причинам не могут быть выставлены для обозрения: схемы, диаграммы, планы, модели, макеты, рисунки. Эти материалы помогают понять содержание экспозиции в наглядной и быстро воспринимаемой форме. Однако использование научно-вспомогательного материала должно быть продуманным и умеренным, так как он не должен отвлекать посетителей экспозиции от подлинных музейных предметов. Важен в экспозиции и текстовой материал. Часто предметы сами по себе не способны донести до посетителей заложенную в них информацию, поскольку она может быть скрытой, лежащей за пределами зрительного восприятия. Для того чтобы такую информацию выявить, необходимы тексты, которые делятся на ведущие, оглавительные, пояснительные и этикетаж (этикетки с аннотациями).

Ведущие тексты раскрывают идейную направленность экспозиции. Это могут быть высказывания выдающихся общественных деятелей, писателей, ученых. В недалеком прошлом в качестве ведущих текстов употреблялись высказывания классиков марксизма-ленинизма или выдержки из партийных документов, в настоящее время в экспозициях ведущие тексты употребляются неоправданно редко. Оглавительные тексты отражают тематическую структуру экспозиции: это название залов, разделов, тем. Они помогают посетителям ориентироваться в определении маршрута осмотра экспозиции. Интересные для посетителей сведения могут содержаться в пояснительных текстах. Они относятся к экспозиционному залу в целом, реже к отдельной теме. В пояснительных текстах обычно раскрываются основные моменты содержания зала или темы, возможно указание на наиболее интересные экспонаты и материалы, а также на порядок осмотра экспозиции. Все перечисленные виды текстов, сопровождающих экспозицию, имеют факультативный характер: они могут использоваться, а могут и не использоваться в экспозиции все зависит от авторского замысла. Обязательным для экспозиции текстовым материалом является этикетаж, то есть этикетки с аннотациями. Этикетка заключает в себе краткие сведения о каждом экспонируемом предмете, которые располагаются в определенном порядке. В этикетке указывается название экспоната, материал, из которого он изготовлен, место изготовления, автор. Далее могут быть указаны дополнительные сведения о предмете: его отдельные детали, способ употребления, связь с событием или лицом. Заполняется этикетка литературным языком, четким шрифтом без переносов, располагается под предметом или справа от него. При большом количестве мелких предметов (археология, нумизматика, ювелирные изделия), их следует пронумеровать, а этикетку в соответствии с нумерацией дать на отдельном листе, расположенном в непосредственной близости от экспонатов. Так как экспозиция должна размещаться в пространстве, после отбора экспонатов проводят так называемые раскладки. В процессе раскладок отобранные экспонаты размещаются в заданном пространстве в соответствии с темой экспозиции и с проектами оформления экспозиции, предлагаемыми художником. При этом выясняется, как экспонаты соотносятся друг с другом, какова роль каждого из них, уточняется взаиморасположение экспозиционных рядов и комплексов.

При оформлении экспозиции используют следующие методические приемы:

1) основным приемом составления экспозиции является выделение ведущих экспонатов и тех, что привлекаются для большей конкретизации и наглядности ведущих

2) прием взаимной документации разнотипных материалов, например подлинный предмет и репродукция (фотография селекционера за работой и образец нового сорта портрет и подлинная одежда, репродукция интерьера и соответствующая мебель и т. д.)

3) прием овеществления обычно применяется для ознакомления с трудно воспринимаемыми письменными источниками и заключается в подборе к документу изобразительных материалов и вещественных памятников, упомянутых в нем, соответствующих ему по хронологии или по содержанию

4) прием сопоставления строится на контрастном показе, например фотографий дворца до реконструкции и после нее

5) прием массированного показа используется для усиления впечатления от увиденного, например ряды оружия, рулоны тканей, груды военных трофеев и т. д.

Последний этап подготовки экспозиции — разработка тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план (ТЭП) — это перечень экспозиционных разделов и комплексов с кратким раскрытием их содержания и список экспонатов, входящих в их состав. Кроме этого, даются точные названия экспонатов, данные об их типе, характере, происхождении, ссылки на источники, указание на места экспонатов в экспозиции (витрина, стенд, подиум) и их размеры. Информация об экспозиционных материалах должна быть исчерпывающей и предельно точной.

Для удобства ТЭП оформляют в виде таблицы, состоящей из 6 граф:

1) название раздела, темы, подтемы, комплекса

2) порядковый номер экспоната

3) название экспоната

4) вид экспоната (подлинник, научно-вспомогательный материал, муляж, макет, фотография, график и т. д.)

5) размер экспоната

6) место расположения экспоната в экспозиции.

К ТЭПу прилагается текстовой материал, заранее отредактированный и утвержденный. В дальнейшем ТЭП со всем текстовым материалом и методическими разработками для создания макетов, муляжей и др. передается художнику-оформителю, который на основе всего полученного составляет проект художественного оформления экспозиции. Под последним подразумевается архитектурное оформление помещения, окраска стен, освещение зала, оборудование экспозиционной мебелью, а также размещение экспозиционных разделов и комплексов и самих экспонатов. Художник создает экспозицию в определенных пространственных границах. Размеры экспозиционного пояса установлены исходя из среднего роста человека и уровня его глаз относительно пола. Его высота не превышает 2 — 2,5 м, угол зрения по горизонтали составляет 25 — 30 градусов, по вертикали до 40 градусов. Лучшая для обозрения экспозиционная площадь находится на уровне глаз человека (примерно 1,5 — 1,55 м от уровня пола).

Если верхний уровень экспозиции повышается, то, чтобы сохранить пропорциональность размещения предметов в высоком помещении, дополнительную площадь занимают крупными экспонатами (фотоувеличение, живописными панно и т. п.).

Ниже 70 см от уровня пола не помещают мелких предметов, так как осложняется их осмотр и восприятие. Наклонное, под углом в 45 градусов, дно горизонтальных витрин наиболее удобно для рассмотрения экспонатов и прочтения текста. В экспозиционных разделах и комплексах ведущие экспонаты помещают в центре, подчеркивают их роль введением активного цветового фона, направленным освещением, созданием вокруг свободного пространства, что обязательно привлекает внимание посетителей. После этого художник разрабатывает монтажные листы, в которых фиксируется место каждого экспоната и текстов в точном масштабе. Особого внимания требует оформление текстового материала в экспозиции. В современных экспозициях широко применяется типографический шрифт и компьютерный набор. Допустима стимуляция шрифта под определенную эпоху, если это не затруднит чтения текстов посетителями. После окончания работ над художественными элементами, научно-вспомогательными и текстовыми материалами, оборудованием проводится монтаж экспозиции. В процессе монтажных работ могут быть внесены некоторые изменения в содержание экспозиции или их размещение. Однако они не представляют собой принципиальных решений и носят, как правило, частный характер. Когда экспозиция смонтирована и полностью подготовлена, организуется ее предварительный просмотр с привлечением специалистов по всем разделам экспозиции. Только после этого экспозиция может быть открыта для посетителей. По залам экспозиции могут проводиться экскурсии. Материалы к экскурсии начинают готовиться автором обычно на стадии разработки ТЭПа. Затем они передаются экскурсоводу. Автор материалов к экскурсии проводит несколько занятий с экскурсоводом, поясняя сведения о наиболее интересных экспонатах. На основе полученных материалов и консультаций экскурсоводы самостоятельно готовят экскурсии.

Важным фактором увеличения услуг туристско-экскурсиого предприятиля является организаторская работа по изысканию и использованию дополнительных резервов. Эта работа помогает расширить круг участников, охватить больше экскурсионных объектов,лучше организовать обслуживание экскурсантов с учётом особенностей различных групп посетителей.

Резервы расширения экскурсионной работы делятся на следующие группы:

1.Увеличение количества экскурсионных объектов (составление картотек экскурсионных объектов региона по темам).

2.Расширение тематики экскурсий.

3.Улучшение работы с персоналом.

4.Использование различных видов транспорта.

5.Совершенствование форм экскурсионной работы экскурсия-концерт,экскурсия-спектакль,экскурсия-наблюдение

6.Наличие по каждому разделу экскурсионной тематики нескольких экскурсий для различных сегментов туристского рынка ,а также нескольких вариантов на определённую аудиторию. Должен быть выбор экскурсий для клиента ,причём по одинаковой стоимости.

7.Организация экскурсий для участников событийного туризма

8.Организация циклов экскурсий (от 4 до 10 экскурсий по теме изучения школьных программ истории, природы, географии, литературы и искусства).

Значительным резервом роста объёмов экскурсионного обслуживания является контингент отдыхающих в санаторно-курортных комплексах. Многовариантность экскурсионого обслуживания предполагает ,что каждому туристу предоставляется право выбрать самому одному из нескольких экскурсионных программ (экскурсий

Туристско-экскурсионные предприятия используют различные формы организации этой работы. Первая форма, когда турист, зная общую стоимость всех экскурсий ,подбирает из перечня на ту же стоимость те ,которые его заинтересовали. Например, для выбора трёх плановых экскурсий ему предлагается 8-10 различных экскурсий приложен список из 2-3 наименований. Турист может выбрать любую из них, в конечном счёте получить три предусмотренные путёвкой экскурсии.

В обеих формах организации многовариантного обслуживания соблюдается следующее условие: общая стоимость всех плановых экскурсий, предусмотренных путёвкой.

Широкие возможности для туристско-экскурсионного предприятия открывает организация путешествий по местным маршрутам выходного дня. та организация расчитана в основном на организацию еженедельного отдыха, когда поездка продолжается не более двух суток — субботу, воскресенье или другие дни отдыха на предприятии. Для маршрутов выходного дня исключением по длительности являются празднечные дни.

Дальнейшее расширение туристко -экскурсионного обслуживания населения может проводить так же за счёт привлечения к ведению экскурсий и сопровождению туристких групп дополнительных кадров. Важно правильно организовать привлечение к проведению экскурсий руководителей бюро, методистов и других работников экскурсионных учреждений.

2.4 Этапы создания туристско-экскурсионного предприятия

*Организационно-правовые формы предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия — вид предприятия в соответствии с ГК РФ, в форме регистрации юридического лица,которая создаёт этому предприятию определённый правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, комерческие организации,индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Технология разработки экскурсии (обзорной, городской, загородной, природоведческой и т.д.).

*Проектирование культурно-познавательных туров при организации внутреннего и выездного туризма.

*Расчёт стоимости экскурсионого тура,экскурсии как услуги.Расчёт стоимости работы экскурсовода при обслуживании экскурсионных услуг.

*Договорные отношения с партнёрами поставщиками услуг.

*Реклама.Продвижение экскурсионных услуг. Договор с клиентом. Технология договорной компании. Продажа туристко-экскурсионных услуг.

*Обслуживание экскурсантов и туристов: диспетчерская служба, функциональные обязаности, оформление технологических документов:справки-подтверждения, путёвки задания, отзывы экскурсантов ,карточки анализа экскурсии.

*Контроль качества обслуживания.

Структура экскурсионой фирмы зависит от целей и задач,стоящих перед ней и определяется пространственным размещением видов деятельности,которые расположены на одной территории и объединяются в единое целое,подчиняясь общему руководству.

Она может формироваться выпуском определённого продукта, ориентированного на конкретного потребителя, с использванием тех или иных технологий. Наряду с территориальными и другиими принципами присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура фирмы находится в прямой зависимости от таких видов деятельности, как производство, сбыт и финансы и тд.

Цели туристкого предприятия являются отражением места и роли его а общественной системе и определяется запросами покупателей и клиентов.

Цели туристко-экскурсионной организации должны отвечать ряду требований:

  • конкретность
  • чёткая дифференциации во времени
  • достижимость с учётом имеющихся материальных, финансовых, людских и иных ресурсов
  • соответствие общим условием деятельности фирмы, её традициям ,концепции
  • нацеленность на объединение, взаимную поддержку членов коллектива,а так же ожиданиям партнёров и общественности.

С учётом потребительского спроса и диффернциации обслуживания создаются различные виды туристкого продукта (туристско-экскурсионных услуг).

Они предоставляются или непосредственно туристким предприятиям ,или любым другим.

Разработка туристкого продукта, в том числе и экскурсионного,-сложный многоступенчатый процесс,требующий комплексного системного анализа .Он осуществляется при выполнении ряда условий:

  • важно иметь представление о предполагаемом субъекте потребления
  • определить вид,форму и элементы продукта, периодичность его предоставления
  • определить потребительские качества продукта ,реальные затраты на разработку и реализацию его, а также экономическую эффективность и целесообразность разработки.

Процесс разработки и внедрения в практику туристского продукта включает 4 этапа: исследование спроса,разработка и эксперемент, обучение кадров для предоставления новой услуги и технологической проработки процесса обслуживания,организация рекламы, сбыта, а также исполнение нового продукта.

Сбыт туристского продукта-комплекс мер, предпринимаемых туроператором для обеспечения прохождения продукта от производителея к потребителю. Туроператор разрабатывает туристский продукт (организует экскурсии,предоставляет услуги транспорта, питания, музеев) и реализует его через собственную организацию или через посредников (турагентов) организует мероприятия по продвижению своего продукта .

Восприятие туристом экскурсии как качественного товара во многом зависит от качества каждой отдельной услуги,от её соответствия уровню потребностей определённой группы туристов .Поэтому при составлении экскурсии особое внимание уделяется поставщикам услуг .

При работе с поставщиками услуг необходимы:

  • серьёзный подход к качеству услуг ,предоставляемых партнёром ,а также учёт репутации фирмы -поставщика услуг среди других партнёров туристского рынка;
  • cоблюдение соответствия уровня и типа гостиницы, предприятия питания,транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур;

— *внимательный и квалифицированный подход к составлению всей договорной документации по сотрудничеству, так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет фирмы. Ведь ответственность перед клиентом за своих партнёров несёте вы, а значит, эти моменты должны быть предусмотрены во внутренней договорной документации.

Поиск перспективных партнёров заключается в том, что из большего числа поставщиков услуг нужно выбирать те, которые проявили бы интерес к сотрудничеству с вами, и при этом они должны соответствовать вашим интересам и требованиям в отношении обслуживания туристов. Для этого необходимо использовать различные справочники.

Выбирая партнёров в обслуживании, важно помнить о нежелательности работы только с одним партнёром. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возврастном, социальном и экономическом плане.

Необходимость постоянного увеличения объемов работы бюро путешествий и экскурсий вызывается прежде всего возрастающим спросом населения на туристско — экскурсионные услуги. При расширении объемов обслуживания транспортными путешествиями используются два основных резерва: база для размещения и транспортные средства.

Рекомендуется более активно организовать работу по обеспечению сувенирами и печатными изданиями туристов и экскурсантов за счет личных средств. При этом нужно использовать принцип материальной заинтересованности работников бюро.

Большим резервом для роста объемов является предоставление экскурсантам питания на экскурсии. Расходы на питание бюро закладывает в калькуляцию стоимости экскурсии. Обычно делается два варианта экскурсий — без питания и с питанием. Право заказчика выбрать ту экскурсию, которая ему больше подходит.

Постоянно действующий резерв — расширение экскурсионной тематики, разработка новых тем экскурсий, где используются новые экскурсионные объекты — памятники истории и культуры, новые для данного бюро достопримечательности и исторические места. Речь идет о более полном использовании памятников, включенных в списки. Эту работу следует начинать с учета всех памятников и памятных мест, которые могут быть использованы в экскурсионном показе. Для удобства пользования следует завести карточку на каждый объект. К заполнению карточек можно привлечь экскурсовода.

Учет памятников истории и культуры, достоверные, подробные сведения о них позволяют работникам бюро постоянно разрабатывать новые темы экскурсий. Правильно составленная тематика служит основой для комплексного подхода к воспитанию, для обеспечения всестороннего гармоничного развития людей.

В числе резервов важное место занимает использование различных видов транспорта. Необходимо лучше использовать свой автобусный парк, обратив внимание на такой показатель работы, как размер ежегодного дохода от эксплуатации автобусов. При организации экскурсий нужно добиваться сокращения простоев автобусов. Обслуживание туристских поездов и теплоходов позволяет использовать один автобус для передвижения нескольких экскурсионных групп по маршруту. Делается это путем поочередной доставки по челночному методу групп к объектам для их показа. Задача бюро — обеспечить более гибкие отношения с городскими автохозяйствами, добиваться четкого соблюдения обязательств, установленных двусторонними договорами между экскурсионным учреждением и автохозяйством, строить всю работу на взаимовыгодных началах, лучше использовать арендованный транспорт.

Рост объемов услуг бюро путешествий и экскурсий способствует более равномерному использованию автобусов, собственных и арендованных, их хорошо организованной и равномерной работе в течение всей недели. Неправильно видеть в деле использования автотранспорта лишь один резерв — получение в туристском и городском автобусных хозяйствах возможно большего количества автобусов для проведения экскурсий в субботние, воскресные и праздничные дни.

В экскурсионной практике существуют два понятия «место начала экскурсии» и «место посадки экскурсионной группы». Место начала экскурсии — тот объект, где согласно методической разработке начинается экскурсионный маршрут, раскрытие темы экскурсии. Место посадки группы, как говорит само название, место сбора группы и ее посадки в автобус. В ряде случаев по взаимной договоренности между заказчиком и бюро по окончании экскурсии группа доставляется к месту посадки.

Имеются неудобства в подаче экскурсионного автобуса к месту посадки группы — водитель тратит время на отыскивание экскурсантов. При направлении экскурсовода для встречи с группой на месте ее посадки в автобус он затрачивает немало времени, которое может быть использовано более продуктивно.

По существующему порядку в том случае, когда экскурсоводу поручено встретиться с группой в пределах города, время, необходимое к месту встречи не оплачивается. Время, затраченное им на доставку группы к месту начала экскурсии, оплачивается по ставке руководителя туристской группы. Если экскурсоводу поручено встретится с экскурсионной группой за пределами города, где расположено бюро путешествий и экскурсий, то ему оплачивается стоимость проезда к месту встречи и время, затраченное на поездку к месту встречи с группой, и время на проезд с группой к месту начала экскурсии по ставке руководителя туристской группы. Расходы, связанные с такой организацией обслуживания, должны быть заложены в калькуляцию стоимости экскурсии.

Необходимость экономии горючего и времени, затрачиваемого на пробег автобуса, и в целом повышение эффективности использования автотранспорта подсказывают другую форму организации экскурсий. В больших городах доставку участников к месту начала экскурсии следует производить на внутригородском транспорте. Может быть рекомендовано выделение двух-трех мест сбора экскурсантов для посадки в автобус.