Музеи, экспозиции Республики Алтай как объекты экскурсий

Курсовая работа

Туризм очень давно стал лучшим времяпровождения для российского народа. Примечательно, что, если в первое время Россия стремилась отдыхать в Европе, то постепенно стал привлекать внимание внутренний туризм, что и не удивительно – в стране есть не только все типы климата, но и различная культура. Впрочем, из-за относительно низкой развитой линии туризма, преобладают только два вида – исторический туризм и туризм экологический.

В этой работе хотелось бы остановиться на одной из частей исторического туризма – истории республики Алтай, который не только становится одним из туристических экологических маршрутов, но и, благодаря историческим находкам, становится свидетельством золотого века скифской эпохи.

Находки археологов сосредоточены в большинстве музеев республики Алтай и Алта йского края. Данная работа представляет собой попытку осмысления исторического прошлого Алтая в ее культурном аспекте. Позиция курсового проекта такова, что экскурсии, раскрывающие страницы жизни республики через экспозиции будут не менее интересными для туристов.

Актуальность исследования состоит в том, что история территории, которая освещается в данной работе, становится интересной не только ее жителям, но и туристам.

Объект исследования – культурно-познавательный туризм на базе исторических туристских ресурсов музеев республики Алтай

Предмет исследования – программа обслуживания нового тура для внутренних потребителей при помощи экспозиции музеев.

Целью исследования является рассмотрение ресурсов республики Алтай для исторического туризма.

В соответствии с поставленной целью в работе решается комплекс следующих взаимосвязанных задач.

1. Дать характеристику экскурсиям и их типам

2. Исследовать ресурсы республики Алтай

3. Провести анализ предложений туроператоров в исследуемом сегменте рынка.

4. Выявить наиболее востребованный туристами маршрут в данном направлении.

5. Подобрать оптимальный комплекс услуг для разработки программы культурно-познавательного тура

Теоретико-методологической базой исследования являются нормативно-правовые документы, анализ научной и учебной литературы, маркетинговые исследования рынка культурно-познавательных туров, анализ опросов для выявления сегмента для культурно-познавательных туров.

17 стр., 8090 слов

Туристский потенциал Республики Алтай

... туризма Золотых гор Алтая, как новой тур-рекреационной зоны. Для этого были поставлены следующие задачи: изучить природно-ресурсный потенциал Республики Алтай; дать оценку туристско-рекреационных ресурсов Республики Алтай; рассмотреть перспективы развития Горного Алтая. ... этнические (различные нации и народности, которые имеют свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию); культурно- ...

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматривается существующее положение культурно-познавательного туризма на рынке туристских услуг. Вторая глава содержит в себе разработку продвижения Алтая на предмет исторического туризма. Третья глава – пути продвижения эффективности исторического туризма.

Практическая значимость результатов курсовой работы состоит в том, что разработанная программа обслуживания является актуальной и может применяться в деятельности туроператоров по внутреннему туризму.

Фрагмент работы для ознакомления

У республиканского краеведческого музея огромная экспозиция, которая на сегодняшний момент включает в себя приблизительно 66 тысяч экспонатов. Среди них имеются палеонтологические и археологические находки, предметы быта различных алтайских народностей и старообрядцев, книги XVII-XX веков, фото и документы из архивов и личных собраний, коллекция минералов, образцы животного и растительного мира Алтая.В музее есть уникальная коллекция работ Г. И. Чорос-Гуркина. Это первый алтайский художник, в честь которого была названа улица, на которой расположен музей. Здесь так же можно увидеть и работы современных художников республики. В 1999 году фонды музея вошли в перечень ценных культурных объектов Алтая.Музей на сегодняшний момент имеет 4 филиала, но основная экспозиция находится именно в Горно-Алтайске, где и зародился краеведческий музей республики Алтай.Музей «Пазырык». Определенной достопримечательностью Улагана является историко-этнографический музей «Пазырык», расположенный на центральной улице А. Санаа, 8 напротив здания районной администрации.Историко-этнографический музей «Пазырык» в селе Улаган был открыт в 1998 году. Целью создания музея явилось изучение, сбор, сохранение и популяризация археологических памятников различных исторических культур, предметов материального и духовного наследия теленгитов.Музей «Пазырык» явился преемником сельского музея в Балыктуюле, существовавшего в здании бывшей церкви.

Музей располагает этнографическими коллекциями одежды и предметов быта теленгитов в дореволюционное время, копиями и фотографиями изделий Пазырыкской культуры, фотодокументальным фондом фронтовиков — ветеранов Великой Отечественной войны, известных людей района.Также в музее хранятся работы самодеятельных и профессиональных художников и скульпторов района и республики. К сожалению, из расположенных в 15 километрах от Улагана Пазырыкских курганов серьезных экспонатов музею не досталось. На рисунке приведена вся музейная витрина с подлинниками.Скудная экспозиция музея знакомит посетителей с предметами быта скифской культуры, получившей мировую известность как «Пазырыкская» по названию урочища, где были сделаны находки. В урочище Пазырык были обнаружены 5 крупных курганов, сохранивших множество изделий и утвари, созданных мастерами народа, проживавшего на территории Алтая в VII-II вв. до н.э. Многие находки курганов стали экспонатами Эрмитажа. Гордость музея составляет копия древней Пазырыкской колесницы в натуральную величину, оригинал которой находится в Эрмитаже.Дом-музей Николая Константиновича Рериха находится в селе Верхний Уймон, Усть-Коксинского района, Республики Алтай.

12 стр., 5952 слов

Музеи Москвы до 1917 года

... Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие ... 1892; И.Е. Цветков в 1909) К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и ... вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но ...

Последователи супругов Рерихов видят на Алтае нахождение Шамбалы — страны великих учителей — Махатм. Шамбала – одно из священных мест человека Востока. Именно этим открытиям посвящена деятельность музея. Экспозиция музея традиционно поделена на три взаимосвязанных периода: раннее творчество Н.К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и Пакт Рериха, институт «Урусвати» и индийский период творчества. Важнейшим экспонатом музея становится эскиз к картине «Гонец. Восстал род на род» (1890-е гг.), археологическая коллекция Н.К. Рериха, а также ряд важных документов и личная библиотека. На базе данного музея можно также и посмотреть выставку староверов. Фонды содержат в себе уникальнейшие экспонаты – сборники книг, которые содержатся в хранилищах. Присутствуют также традиционные костюмы и традиционные предметы декоративной культуры. В целом количество экспонатов — свыше 3 тыс. единиц хранения. Музей «Камни Алтая». Находится в самом центре села Майма в здании Дома культуры на втором этаже. Это единственный специализированный геологический музей в Республике Алтай. В экспозиции представлены горные породы, минералы, руды, изделия из камня, отпечатки древних растений и окаменевшие останки ископаемых животных, найденных на территории Горного Алтая.

Горный Алтай – настоящий геологический музей под открытым небом, где можно разгадать многие тайны далекого прошлого Алтая, даже всей нашей планеты. Имеющиеся разнообразные формы рельефа, горные породы, минералы позволяют изучать природные явления, происходившие миллионы и тысячи лет назад, крупные геологические катаклизмы, включая землетрясения и наводнения. Майминский районный краеведческий музей был создан на основе геологического музея экспедиции в 2003 году. Музей камня находится на муниципальном содержании. С 1955 года в районном центре базировалась Алтайская геофизическая экспедиция. За столь долгий срок геологи прошли сотни километров маршрутов, отобрали десятки тысяч образцов и проб. Самые интересные, красивые образцы, необычные и диковинные были собраны и хранились в экспедиции. Хранили где угодно, в шкафах, подвалах, прямо на рабочих столах и даже дома. В 1986 году Анатолий Кириллович Захаров – сотрудник АГЭ, известный геолог, настоящий профессионал, знаток и любитель камня, организовал в помещении экспедиции геологический музей. Экскурсии в музее долгие годы проводила геолог Винокурова Галина Алексеевна на общественных началах. В 2002 году в связи с резким сокращением финансирования геологических работ музей был закрыт.Краеведческий музей в селе Кокоря.

При Кокоринской средней школе находится уникальный краеведческий музей. Музей занимает отдельное деревянное здание, состоящее из четырех залов.В первом историческом отделе представлены материалы по истории местного колхоза. Этнографический отдел отражает материальную культуру коренного населения (теленгитская юрта с утварью, фотоальбомы, материалы по устному народному творчеству).В археологическом отделе можно познакомиться с экспонатами, отражающими все эпохи — с раннего неолита до средневековья: лук и стрелы, мумия головы воина, руника, петроглифы, стелы. Четвертый отдел посвящен родословной Чуйской степи. Экспозиции по археологии, истории и этнографии Алтая отличаются большим разнообразием. В одном из залов оформлена алтайская юрта с традиционной обстановкой внутри.Таким образом, спектр музеев Алтая очень широк. Однако, музеи находятся на отдалении друг от друга и не представляют собой четко продуманной структуры. Большинство музеев сосредоточены на культуре Алтая и его самобытной природе. Анализ современного состояния музеев и экспозиций Республики АлтайОбзор ресурсного потенциала, которыми обладают музеи республики Алтай показывает, что музеи обладают необходимыми условиями для дальнейшего развития.

25 стр., 12099 слов

Музей и наука. Научно-исследовательская работа как неотъемлемый ...

... всех основных направлений деятельности музеев: научному комплектованию, исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, образовательно- ... хранения, уже известные и апробированные на практике, но и разрабатывать и применять новые технологии. Построение экспозиции, ... собрания и памятников. Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев (мира) ...

Вместе с тем, это развитие сдерживается существованием ряда проблем в разных областях музейной работы. Суть этих проблем сводится к следующему.В области хранения и реставрации памятников архитектуры.Современный методологический подход к сохранению объектов наследия предполагает создание условий, при которых поддерживается стабильное состояние памятников, а необходимость в их реставрации отсутствует и с течением времени не наступает. Для этого музеям необходимо иметь мощную, хорошо оснащенную службу по контролю состояния памятников и их текущему содержанию. В настоящее время в музее сложилась практика, когда главный акцент в работе делается на реставрацию, а не на сохранение памятников. В музеях создана уникальная материальная база по реставрации памятников декоративно-прикладного искусства, памятников литературы. Широко привлекаются для выполнения реставрационных работ подрядные организации. В тоже время служба сохранения памятников в нынешнем составе не может в полной мере реализовать функцию по сохранению архитектурной коллекции музея. Затрачиваемых на консервацию и мониторинг сил и средств недостаточно для того, чтобы существенно замедлить деструкцию материала памятников.Значительная антропогенная нагрузка на памятники в основной экспозиции и особенно на памятники архитектуры. В результате прохождения экскурсионного потока идет физический износ элементов конструкций от истирания и вибрации.Проживание в домах-памятниках и приспособление их под современное использование отрицательно сказывается на их сохранности (любое приспособление влечет за собой внедрение чуждых памятнику конструкций, деталей и пр., а также изменение требуемого температурно-влажностного режима).

Современные инженерные системы (электроснабжение, сигнализация, водопровод и пр.), не адаптированы к памятникам и нарушают их структуру и целостность. Современные пожарные нормы не учитывают требование сохранения памятников (пожарные выходы, габариты, антипиренная обработка негативно влияет на материал).

В настоящее время музей не располагает специальным оборудованным хранилищем для хранения извлеченных при реставрации подлинных элементов памятников.В области фондового хранения.Исторически сложившая в музеях практика, когда фондовые хранилища с этнографическими коллекциями, а штат сотрудников базируется в городе Горно-Алтайске и активно работает с коллекциями только в течение летнего сезона, не способствует проведению систематической работы по изучению и публикации музейного собрания. В настоящее время в городе Горно-Алтайске отсутствует специализированное, соответствующее требованиям фондового хранения и оснащенное необходимым оборудование фондохранилище. Это отрицательно сказывается на состоянии фондового хранения музейных коллекций.В настоящее время в качестве фондохранилищ используются деревянные здания имеющих низкую противопожарную безопасность, что является нарушением правил хранения музейных ценностей. Имеет место недостаточная приспособленность данных зданий для фондового хранения.Имеет место разбросанность мест хранения фондовых коллекций по территории республики, что создает трудности в организации охраны и режима хранения.Имеет место перегруженность существующих хранилищ в городе Горно-Алтайске, оставшаяся даже после перевозки части коллекций в городское хранилище.

19 стр., 9037 слов

Школьный музей как форма воспитательной работы

... ённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается ... хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, ... своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, ...

Эта проблема с годами будет усиливаться по мере роста фондового собрания. В настоящее время дефицит площадей фондохранилищ составляет порядка 1500 кв. м (без учета площадей под инженерно-технические помещения).В области реставрации фондового собрания.Объем фондового собрания музеев и численность штатных художников-реставраторов несоизмеримы. В своем нынешнем составе отдел реставрации недостаточен и способен контролировать только часть музейного собрания.Отсутствие условий для реставрации крупногабаритных предметов.В соответствии с государственными требованиями, реставраторы должны быть аттестованы государственной комиссией и проходить переаттестацию каждые пять лет. Однако федеральная государственная комиссия не работает уже более 15 лет; аттестация художников не проводится, что порождает серьёзные проблемы с допуском к работам, с уровнем сложности проводимых мероприятий.В области экспозиционной работы.В настоящее время коллекция памятников не укомплектована в полном объеме. Это обстоятельство не позволяет завершить формирование экспозиционных секторов по ряду этнических групп.Существует проблема по формированию коллекции памятников архитектуры недостающими для завершения экспозиции объектами.

Не все нужные музею виды построек сохранились на местах. Данная проблема может решаться путем макетирования, однако в настоящее время среди музейных специалистов в России отсутствует единое мнение о возможности и целесообразности использования макетов памятников архитектуры в составе экспозиции историко-архитектурного музея. Высказывается мнение, что макетирование возможно только в отношении малых архитектурных форм. По мнению некоторых специалистов, макетирование жилых и хозяйственных построек, а также общественных зданий нецелесообразно, так как макеты не обладают таким свойством музейного предмета как информативность, то есть не могут являться источниками научной информации, что является важным для любого музейного памятника.В музеях в большинстве своем отсутствуют оборудованные выставочные помещения, в которых можно было бы делать современные выставочные экспозиции. Экспозиция архитектурно-этнографического музея-заповедника предполагает, прежде всего, интерьерный показ. Однако интерьерная экспозиция не позволяет представить традиционную культуру во всем многообразии ее проявлений. Для этих целей используются тематические выставки, для размещения которых необходимы специальные помещения, оснащенные экспозиционным оборудованием, светильниками и т.п.

В настоящее время выставки размещаются в интерьерах памятников, что с точки зрения организации экспозиционного показа не совсем правильно.Одним из показателей деятельности музеев является доля экспонируемых музейных предметов от общего количества музейного фонда. В связи с постоянным увеличением размеров фондового собрания музея при неизменном количестве экспозиционных площадей, будет иметь место тенденция сокращения доли экспонируемых музейных предметов от общего количества музейного фонда. Это может отрицательно сказываться на выполнении показателей деятельности.Низкая посещаемость объектов показа музея-заповедника в центральной и северной частях острова, что обусловлено спецификой прохождения экскурсионного потока. Это сдерживает развитие экспозиции, создание новых интерьеров и выставок, поскольку при существующем ныне положении дел они не достаточно востребованы посетителями.Недостаточная интерактивность экспозиции музея. Экспозиционная работа современного музея-заповедника народной культуры предполагает, что посетители являются не просто внешними наблюдателями, но непосредственными участниками экспозиционного процесса. Место статической картинки занимает динамический процесс с использованием аутентичного инвентаря (топка печи, приготовление пищи, домашние хозяйственные работы, работы в поле и на огороде и т.п.), в котором посетители могут принять участие.В области научно-исследовательской работы.Проблемы в области научно-исследовательской работы музея- носят внешний характер и связаны с недостаточно определенным статусом, который имеет научная работа в государственных музеях. Согласно федеральному закону «О музейном фонде в Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» одной из целей создания музеев является осуществление научно-исследовательской деятельности. Однако в настоящее время Минкультуры не разработаны объективные показали результативности данной деятельности в федеральных музеях, а также отсутствует система критериев оценки научной работы. Такая организационная неоформленность не способствует развитию данного направления музейной работы.В настоящее время в музеях нет приспособленного помещения для проведения научных мероприятий (совещаний, семинаров и конференций), что отрицательно влияет на организацию научно-исследовательского процесса, а также на развитие научного туризма.В области управления природно-ландшафтным комплексом территории.Наличие в пределах охранной зоны музеев большого числа собственников земельных участков и владельцев домохозяйств. Такая ситуация затрудняет работу музея по контролю за состоянием территории и препятствует проведению музеем согласованной политики в области развития территории, фоновых деревень и экспозиционных объектов в пределах охранной зоны.В музее существуют проблемы в области формирования ландшафта экспозиционных секторов. Современный подход в области моделирования музейных архитектурно-этнографических комплексов предполагает, что объектом такого моделирования является не только пространственно-планировочная структура поселения, интерьеры построек, «живая экспозиция» (демонстраторы), но и элементы ландшафта, прежде всего типичные для той или иной местности дикорастущие растения, а также животные и растения доместикаты. В настоящее время данная работа в ограничивается рубками ухода и созданием визуальных коридоров для оптимального восприятия памятников посетителями музея.В области экскурсионной, музейно-образовательной и туристской деятельности.Неразвитость и дороговизна транспортного сообщения, особенно в зимнее время. Это обстоятельство препятствует притоку в разбросанные по всей территории республики музеи «некруизного» посетителя, который сам покупает билет и может оценить соотношение цены и качества приобретенного им продукта. Из-за дороговизны транспортного сообщения музей стал практически недоступен для людей имеющих уровень дохода на уровне среднестатистического.Крупный музей, имеющий существенный поток посетителей, должен предоставлять своим посетителям качественный ресторанный сервис. В настоящее время уровень общественного питания, которым могут воспользоваться посетители, не соответствует статусу музея.В настоящее время музей предлагает качественный туристский продукт — программы детского музейного центра «Летняя музейно-этнографическая школа» и «Летний университет». Спрос на эти программы достаточно велик — отбор групп ведется на конкурсной основе. В настоящее время музеи испытывают проблемы, связанные с формированием аудитории массовых мероприятий. Как известно, массовые мероприятия музеями проводятся для привлечения посетителей из числа местных жителей, которые в деревнях немногочисленны. Музей оказывается в ситуации, когда он должен организовать приезд как участников мероприятия (организаторы, журналисты, торговля и пр.), так и собственно аудиторию, на которую данное мероприятие рассчитано. Посещение массовых мероприятий свободное и фактически не является платной услугой музея.В области работы с посетителем в городе Горно-Алтайске.Маленькие залы не позволяют создавать масштабные выставки из фондов музея или принимать крупные выставки из других музеев. Отсутствует помещение для складирования неиспользуемого выставочного оборудования.Размеры помещений музея в городе, в которых организуются программы для посетителей, недостаточны для организации нормальной работы. Это отрицательно сказывается на качестве оказываемых музеем услуг.Программы музеев в городе за последние годы становятся все менее конкурентоспособны на фоне других городских предложений, в том числе и других музеев. Потенциальные конкуренты становятся все более активны, при этом они обладают рядом преимуществ — большие комфортные здания, где есть необходимые помещения, удобный подъезд для автобусов, возможность принимать большие группы, организовывать питание и т.п.Помещение Инфоцентра не подходит для работы с посетителями ни по каким параметрам и фактически таковым не является (помещение проходное, используется как офис, часто занимается под внутримузейные мероприятия, имеет ряд других недостатков).В области информационного обеспечения деятельности музея.В настоящее время созданная в музее корпоративная компьютерная сеть связывает компьютеры, находящиеся в административных помещениях музея. Однако, в силу технологических причин, используемые линии связи по скорости и надёжности значительно уступают городским, что препятствует внедрению современных технических систем и затрудняет работу пользователей компьютерной техники.В области обеспечения безопасности.Часть используемого музеями жилого фонда располагается в памятниках деревянного зодчества, что является нарушением действующих пожарных норм.Существует противоречие между требованиями пожарной безопасности и интересами внедрения элементов интерактивности в экспозиционный показ. В частности, российские правила пожарной безопасности не разрешают использование открытого огня в учреждениях культуры. В тоже время в европейских этнографических музеях широко практикуется использование топки печей для демонстрации традиционных способов обогрева помещений и приготовления пищи. Существует опасность актов вандализма и повреждения удаленных памятников.Инфраструктура.Музеи испытывают недостаток служебного жилья для постоянного и временного проживания сотрудников. Часть жилья нуждается в ремонте. Это обстоятельство затрудняет развитие музея, в частности развитие экспозиционной работы, поскольку это связано с увеличением числа объектов показа, а значит дополнительным приемом на работу смотрителей, демонстраторов, обслуживающего персонала, для расселения которых требуются дополнительные жилые площади.

11 стр., 5051 слов

Культурно исторические центры России во внутреннем туризме

... на развитие внутреннего туризма России. На основе поставленной цели определены следующие задачи работы: раскрыть цели культурного туризма; раскрыть влияние культурно-исторических центров на население ... духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса [7]. Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек ...

4 стр., 1870 слов

Организация работы службы консьержей в гостинице

... В данной курсовой работе я хочу показать технологию функционирования службы консьержей в гостинице. Степень разработанности данной темы в учебной и научной литературе достаточно невелика. Актуальность данного исследования в области изучения работы службы ... генеральный директор. Бронированием билетов в театры и музеи, организацией трансфера (доставка гостей из аэропорта в отель и обратно), заказом ...

15 стр., 7040 слов

Организация работы службы room-service в гостиницах и пути ее совершенствования

... рекомендации по их устранению . Раздел 1. Теоретические основы организации работы службы room-service в гостиницах 1.1 Понятие услуги room-service На сегодняшний день room service пользуются большим спросом в элитных отелях всего мира. Эта ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzei-ekspozitsii-respubliki-altay-kak-obyektyi-ekskursiy/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzei-ekspozitsii-respubliki-altay-kak-obyektyi-ekskursiy/

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник/А. Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 470 с.

2. Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод. материалов. – СПб.: Недра, 2012.

3. Богатов А.П. Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2012.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — 8-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Невский фонд, 2014.

5. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. — СПб.: Герда, 2011.

6. Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. — СПб.: Герда, 2013.

7. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М.: Юнити, 2012.

8. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: Март, 2012.

9. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2013.

10. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие. — СПб.: Герда, 2012.

11. Козырева Т.В. Бухгалтерский учет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2013.

12. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: уч. пособие. — М.: Академия, 2014.

13. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Academia, 2013.

14. Саак А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Питер, 2011.

15. Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: Герда, 2012.

16. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2013.

17. Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. И.А. Рябовой. – М.: Кнорус, 2011.