Тема данной курсовой работы «Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула»
Актуальность работы.
Данное направление в музейной работе сформировалось раньше других, но в зависимости от социально-культурной, экономической и идеологической ситуации, принципы комплектования меняются, создаются новые требования для комплектования предметов музейного значения.
В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула представлены материалы по истории Алтайского края, его природном и культурном наследии, о его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. А сегодня это представляется наиболее интересным и важным, так как в настоящее время изменения в обществе происходят очень быстро и мы рискуем потерять много фактов, знаний о прошлом.
Поэтому важно изучить комплектование, учёт и хранение музейных фондов в данном музее, чтобы, используя этот опыт, создавать новые школьные музеи.
Новизна курсовой работы заключается в том, что данное направление работы музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула на теоретическом уровне не изучено и объектом исследования данный музей становится впервые.
Объект исследования, Предмет исследования
Цель работы: рассмотреть комплектование, учет и хранение фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.
Задачи данной курсовой работы:
— изучить теоретические основы научно-фондовой работы в музеях;
— изучить литературу по комплектованию, учёту и хранению музейных фондов;
— ознакомиться с источниками, характеризующими комплектование, учёт и хранение фондов в данном музее;
— проанализировать процесс комплектования фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;
— дать анализ системе учета фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;
Хронологические рамки —
Нижняя временная граница обусловлена началом учётной и хранительской деятельности в музее, верхняя — последним отчетным годом.
Территориальные рамки, Практическая значимость работы.
Материал может быть использован музейными педагогами в научно-исследовательской деятельности, а также сотрудниками самого музея в качестве методического пособия по комплектованию музейных фондов.
Литературно-краеведческий музей МОУ «Гимназия № 27
... значения в процессе комплектования фондов, на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27». Задачи: 1. Раскрыть научные методы отбора предметов музейного значения. 2. Проанализировать работу литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27» ...
Методы исследования
— сравнительно-исторический метод позволил выявить общее в развитии музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, на этапе изучаемого хронологического периода.
— историко-типологический метод использовался для систематизации данных о музее.
— метод контент-анализа применялся для обработки музейных отчётов, для выявления числа различных мероприятий проводимых за год.
— метод анализа документов.
Полученные в результате данные обрабатывались сравнительно-историческим и историко-типологическим методами для получения качественных выводов.
Также при написании курсовой использовались принципы исторической объективности и системного подхода, а также логический и проблемно-исторический методы.
Историография.
Например, Труевцева О.Н. в своей монографии представила материал о музеях Сибири в 1945 — 1985 гг., при этом дала анализ комплектованию, учёту и хранению фондов.
В работе также были использованы материалы Научно-исследовательского института культуры под ред. Л.В. Лашкевича «Актуальные проблемы фондовой работы музеев», которые включают статьи, посвященные вопросам музейных фондов. Авторы отмечает, что все сферы деятельности музея неразрывно связаны с образованием и постоянным пополнением фондовых коллекций.
Создание таких коллекций главное условие существования и развития музея, определяющее характер его деятельности как специфического научно-исследовательского и научно-просветительного учреждения, призванного хранить памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, подлинные памятники материальной и духовной культуры, естественной истории, хранящиеся в музеях, которые составляют государственный музейный фонд Российской Федерации.
Ю.У. Гуральник в работе «Музейное дело России» сформулировал современные проблемы комплектования музейных фондов.
Казакова С.Ф. в конспекте лекций «Научное комплектование фондов музеев исторического профиля. Использование фондовых собраний» пишет, что в отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, основное направление их фондовой работы.
В 70-80-е гг. ХХ века наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться как важнейшее звено документирующей функций музеев, её реализация.
Многие отечественные музеи, ещё до появления термина «научное комплектование фондов», занимаясь «собирательской работой», фактически осуществляли документирующую функцию. Они постоянно, целенаправленно выявляли и привлекали в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.
Экскурсии, экспозиций и фондов музеев
... ассоциации, дать простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Преимущества заочной экскурсии перед другими приемами и методам обучения в том, что ... слова рассказа. Такие частые сопоставления не способствуют активной работе творческого воображения. По своему содержанию заочная экскурсия демонстрирует локальный материал; по способу отражения действительности он ...
С.Ф. Казакова отмечает также, что с изменением социально-экономической и общественно политической ситуации в стране недостатки тематического комплектования фондов стали более очевидны. Тематическое комплектование в большинстве музеев прекратилось, или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающих «запретные темы». И лишь отдельные музеи продолжали совершенствовать комплектование фондов.
Подробно С.Ф. Казакова останавливается на принципах комплектования. Она говорит, что важнейшим вопросом, от решения которого зависит результативность формирования фондов, является умение определить для каждого музея свой предмет исследования. Музей как бы определяет своё поле, в рамках которого привлекает в музей предметы музейного значения. Происходит определение хронологических, топографических границ, основных содержательных аспектов.
Существующая в настоящее время свобода выбора предмета исследования не исключает, а предполагает глубокое научное обоснование данного выбора. Документированию может подлежать жизнь региона в целом или отдельных его сфер, могут выявляться первоисточники только по отдельным проблемам или их аспектам, но в любом случае функции музея по документированию исторической действительности должны быть аргументированы.
Осуществление комплектования, по мнению С.Ф. Казаковой, на научной основе предполагает не только уточнения предмета исследования, но и уточнение принципов комплектования, разработку новых подходов выявления и привлечение в музей первоисточников.
Некоторые принципы комплектования, утвердившиеся в 60-70-е гг. ХХ в., сохраняют силу и в настоящее время. Документирование событий, явления, факты, жизнь и деятельность человека считалось необходимым в развитии и взаимодействии, избегая фрагментарности, что не утратило актуальности и в настоящее время.
Принцип партийности потерял свою актуальность в настоящее время. Принципиально новый подход наметился при документировании жизни и деятельности человека. Прежде всего, С.Ф. Казаковой представляется необходимым расширить круг персоналий, сделать объектом внимания не только выдающиеся личности, но обратить внимание на представителей различных слоев.
В 2002 году специалистами Алтайского государственного краеведческого музея в целях оказания помощи сотрудникам музеев было подготовлено пособие «Вопросы теории и практики музейной работы». В его основу были положены исследования в области научно-фондовой работы ведущих музеев страны и практический опыт работы сотрудников АГКМ. Авторы руководствовались законодательными актами Российской Федерации о Музейном фонде, нормативными документами Министерства культуры и действующими инструкциями по учёту и хранению музейных ценностей.
Могилат Н.А. в своей статье «Мониторинг состояния сохранности и использования фондовых коллекций в муниципальных музеях юга Тюменской области» говорит, что негосударственная музейная сеть Тюменской области сложилась в 1980-1990-е гг. Музеи имеют преимущественно историко-краеведческий профиль. В фондах муниципальных музеев хранится более 115 тыс. памятников истории и культуры. До недавнего времени, в силу многих причин, значение учётно-хранительской и научно-фондовой работы в муниципальных музеях недооценивалось, этим видам деятельности уделялось недостаточно внимания и времени. В результате во многих муниципальных музеях можно констатировать нарушение правил учёта, хранения и научной обработке музейных коллекций и предметов. Автор отмечает, что комплектование музейных коллекций — это один из видов музейной деятельности, который почти не финансируется в муниципальных музеях, что влияет на количественный и качественный состав коллекций и, в конечном результате, на сохранность движимых памятников истории и культуры региона и страны в целом. Ежегодно количество предметов основного фонда в муниципальных музеях Тюменской области увеличивается всего на 3-4 тыс. единиц хранения, причём большая часть приходится на крупные музеи с коллекциями более 6-7 тыс. единиц хранения. Средние и малые музеи показывают невысокую динамику комплектования
Технология формирования музейного фонда: процессуально-операционный анализ
... Методика работы музеев в нашей стране в комплектовании музейных фондов в основном совпадает. Это планирование комплектования фондов, которое исходит, ... комплектование фондов представляет собой как теоретическую, так и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собрание памятников материальной культуры. ...
А.И. Цапко в статье «Использование фондовых и архивных материалов в формировании музейной экспозиции» отмечает, что музейные предметы представляют ценность как исторические источники. Кроме источникового значения, музейный предмет должен обладать ценностью нравственной, художественной и коммуникативной. Попадая в экспозицию, предмет становится обобщением целой категории себе подобных. А.И. Цапко так же упоминает о том, что в процессе подготовки музейных экспедиций часто возникают вопросы, которые ещё не нашли полного отражения в исторической литературе. В таком случае музей организует проведение собственных исследований. Иногда эти исследования выявляют необходимость комплектования новых музейных коллекций. Такая научная подготовка способствует пополнению фондов ценными материалами, собираемыми непосредственно для новых экспозиций.
В статье «Как подготовиться к фондовой проверке?» Л.П. Брюшкова пишет, что краткое описание музейных предметов входит во многие учётные документы, действующие в музее, в том числе в документы по проверке наличия коллекций. Краткое описание включает автора, наименование предмета, место изготовления, датировка, материал и технику исполнения, размеры. Также она говорит о том, как формировать шифры специальных инвентарных книг учёта. В статье затрагивается также понятие структуры и ступеней учёта.
О проблемах обеспечения безопасности музейных ценностей в статье «Насколько защищен музей?» пишет М. Е. Кольцов. Он выделил три проблемы:
1) Российское государство, как юридический собственник музейных коллекций, поручает Министерству культуры организация их хранения, а Министерству внутренних дел — охрану. Однако, специального финансирования этой деятельности не предусмотрено, оно осуществляется только через финансирование учреждений культуры — музеев, библиотек, архивов. Для того, чтобы милицейские подразделения начали выполнять свои охранные функции, учреждениям культуры необходимо выделить из своего бюджета финансовые средства на содержание этих подразделений. Таким образом, учреждениям культуры несут и субсидиарную ответственность за охрану культурных ценностей
Музей и наука. Научно-исследовательская работа как неотъемлемый ...
... отдельных типов и видов музейных предметов. Вопросам музееведения, и в особенности комплектованию музейных фондов, посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ...
2) В Министерстве внутренних дел РФ имеется специализированное подразделение, осуществляющее охрану на возмездной основе, это Департамент государственной защиты имущества Министерства внутренних дел России. Исходя из названия, можно предположить, что эта силовая структура защищает те объекты, охрану которых государство считает своей обязанностью. Однако, это не так, услуги департамента музеем должны быть оплачены.
3) Третья проблема заключается в примерном договоре, обязательном к заключению учреждением культуры и подразделением вневедомственной охраны. Он разработан на основе базовых требований Министерства внутренних дел и регламентирует взаимоотношения между милицейскими подразделениями вневедомственной охраны и учреждениями культуры, но не с позиции равноправного партнёрства, а с дискриминационным уклоном: за всё платит «клиент», и он же, за всё отвечает.
Источниковедческую базу исследования составили устав, положение, отчеты, планы музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Из отчётов взяты данные о количестве экспонатов. Из устава взято полное наименование музея, его учредитель и территориальные рамки исследования. Изучение книг поступлений основного и вспомогательного фондов позволило дать оценку работы поисковой работы директора и актива музея.
Структура работы.
В первой главе изложены теоретические основы комплектования музейных фондов, раскрывается сущность понятия «комплектование фондов», основные направления, этапы, формы, методы и принципы комплектования, учета и хранения музейных фондов. Вторая глава посвящена научно-фондовой работе музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула с 1997 по 2010 г., анализу комплектования, учета и хранения фондов в музее с момента начала сбора экспонатов.
Глава 1. Теоретические основы научно — фондовой деятельности музеев
1.1 Комплектование музейных фондов
Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х гг. и на протяжении трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов — практическая деятельность по реализации программы комплектования.[9, 10]
По Т.Ю. Юреневой комплектование музейных фондов — целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. [25]
У Э.А. Шулеповой данным термином обозначается так же работа, направленная на фиксацию сведений о духовной стороне жизни людей, так называемого «неосязаемого (нематериального) достояния» человечества, т.е. об образе жизни разных слоев населения, их представлениях об устройстве мира и места в нём человека, их знаниях, умениях, обрядах, обычаях, художественном творчестве. [23]
Документы Архивного фонда в собраниях музеев и библиотек
... рассмотрим порядок их учета и описания в музейной документации. Классификация документов Архивного фонда Под классификацией документов Архивного фонда РФ в музеях понимается их группировка: - по историческим эпохам ( ... можно утверждать, что таковых единицы. Зеркальная ситуация по отношению к музейным предметам и книгам редкого фонда существует и в архивной, и библиотечной сферах. Игнорирование норм ...
В зависимости от методов различают три основных вида или способа комплектования — систематическое, тематическое и комплексное. Систематическое комплектование регулярно пополняют музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными словами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций. Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, оно предполагает процесс выявления и отбора из реальной действительности памятников, имеющих музейное значение. Это могут быть вещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.
Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Они представляют собой определённые действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейного значения. Э.А. Шулепова выделяет четыре формы комплектования: экспедиция, научные командировки и приобретение предметов непосредственно от организаций и частных лиц, на выставках, аукционах и в антикварных салонах, обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания. [25]
Экспедиция — это выезд сотрудников музея к выбранным для документирования жизненным объектам. Все материалы, собранные во время экспедиции, фиксируются в так называемых полевых документах: в полевой описи и полевом дневнике. Полевая опись представляет собой документ, в котором фиксируются сведения о приобретенных для музея памятниках, отснятых фотокадрах и кино-, видеоматериалах. Полевой дневник представляет собой запись о ходе работы в экспедиции, а также все сведения, полученные в ходе работы у информаторов, итоги наблюдения участников экспедиции, описание событий, происходивших во время работы экспедиции.
Т.Ю. Юренева к полевой документации помимо полевой описи и полевого дневника относит: тетрадь для записи памятников фольклора, воспоминаний очевидцев и участников, интересующих музей событий, легенды предметов, реестр фотосъёмок с указанием порядкового номера негатива, места, времени и сюжета снимка. [24]
Экспедиции являются наиболее эффективной формой комплектования музейного фонда, так как в результате их проведения в музей поступает достаточно большое количество взаимосвязанных предметов, более или менее объективно отражающих документируемое музеем явление культуры. Экспедиционная работа обычно организуется в целях систематического комплектования музейного фонда, в ходе ее создаются типологически коллекции.
Научные командировки — это краткосрочные поездки на предприятия, в учреждения, к лицам, готовым передать музею личные архивы или комплексы вещей, принадлежавших известному человеку. Основной целью научных командировок является комплектование тематических коллекций, а также выявление и отбор экспонатов для выставок и экспозиций.
Приобретение предметов от организаций и частных лиц — одна из типичных для музеев форм комплектования музейного фонда. Она позволяет музею пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новые типологические или тематические коллекции, отражающие исторические события, развитие производства, быта, науки, техники и т.п.
Создание школьного музея
... хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года. В современном понимании музей - это: Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников ...
Т.Ю. Юренева также выделяет эти формы комплектования музейных фондов. Но она приобретение предметов от организаций и частных лиц разделила на безвозмездную передачу (дар) в собственность музея коллекций или предметов и на закупку за счёт специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея.[25]
Так же Т.Ю. Юренева выделила пятую форму комплектования музейных фондов — целевые заказы на выполнение оригинальных работ.
А.Д. Тельчаров выделяет ещё формы комплектования музейных фондов: передача по завещанию; передача конфискованного имущества; комплектование по месту жительства, по переписке, путём архивного розыска. [16]
Т.Ю. Юренева, Э.А. Шулепова и А.Д. Тельчаров выделяют следующие этапы комплектования: разработка научной концепции комплектования музейных фондов, разрабатывают план комплектования, далее приступают к собирательской деятельности и заключительный этап это включение предметов музейного значения в фонд музея и присвоение им статуса музейных предметов.
По Т.Ю. Юреневой научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщённое системное представление о задачах, направлениях формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учётом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.[24]
Исходя из научной концепции комплектования и учитывая конкретные задачи музея, составляют планы комплектования фондов. Они могут быть перспективными, рассчитанными на 5-10 лет, и текущими, то есть годовыми. [25]
Собирательская работа включает: подготовку к ней сотрудников и собственно собирательскую работу.
Но прежде чем попасть в фонды музея предмет проходит длинный путь. Сначала составляют акты на получение предмета у владельца, а затем легенду на предмет.
Т.Ю. Юренева говорит, для того, чтобы при решении вопроса — обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, не ошибиться, необходимо проводить коллективную экспертизу. При этом органом, который её осуществляет, она называет фондово-закупочную комиссию, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Фондово-закупочная комиссия, продолжает Т.Ю. Юренева, не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Её решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. Также она утверждает, что в некоторых музеях существуют две раздельные комиссии — фондовая и закупочная. [24]
Специалисты сходятся во мнении, что существует три основных способа комплектования музейных фондов: тематический, систематический и комплексный. Кроме того, Э.А. Шулепова выделяет четыре формы комплектования: экспедиция, научные командировки и приобретение предметов описаны основные формы комплектования фондов: дарение, целевые заказы, обмен материалами и экспедиции. Т.Ю. Юренева выделила пятую форму комплектования музейных фондов — целевые заказы на выполнение оригинальных работ. А.Д. Тельчаров выделяет ещё формы комплектования музейных фондов: передача по завещанию; передача конфискованного имущества; комплектование по месту жительства, по переписке, путём архивного розыска. Было отмечено, что данные виды работ зависят от научной концепции конкретного музея, которая содержит представления о задачах, направлениях, формах и методах комплектования фондов музея.
Организация музейного дела
... среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция ...
Таким образом, можно сказать, что комплектование является одним из важнейших видов деятельности музея. Проблемой комплектования занималось значительное количество отечественных авторов. Но, не смотря на широкий круг теоретической литературы, принципиальных отличий между авторскими точками зрения не обнаруживается. Все авторы сходятся в том, что комплектование — одно из главных направлений деятельности музея, результат которого даёт возможность создать объективную картину окружающей обстановки на определённом этапе развития общества и окружающего мира. Также, основной мыслью проанализированной литературы было то, что направления и виды комплектования фондов музеев могут быть разными. Важно, чтобы предметы музейного значения, выделенные сотрудниками музеев для пополнения фондов, реально отражали действительность своего времен. Сотрудники музея выбирают направление и виды комплектования, ориентируясь на научную концепцию музея.
1.2 Учет музейных фондов
Нет единства и в определении учёта музейных фондов. Правда, и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева относят учёт музейных предметов к фондовой работе. Но Э.А. Шулепова считает целью учёта обеспечение юридической охраны музейных собраний и их определение и регистрация. Т.Ю. Юренева тоже отмечает в качестве цели учета юридическую охрану, но второй целью она видит охрану прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций.
В процессе учета музейных фондов составляется учетная документация. Такое определение дают и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева. Так же они сходятся в выделении этапов, которые отражают степень изученности музейных предметов: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов.
Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ подписывается главным хранителем, лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на материальное хранение. Утверждается директором музея. Это отмечает и Э.А. Шулепова, и Т.Ю. Юренева. Но, Т.Ю. Юренева дополняет, что акт должен быть составлен в 3 экземплярах. А Э.А. Шулепова говорит, что составляется акт по результатам фондово-закупочной комиссии.
Прежде чем поступить в соответствующее фондовое подразделение, предметы проходят первичную регистрацию, которая окончательно закрепляет их принадлежность данному музею. Они вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда).
Музейно-выставочный павильон
... кружковыеПоказЭкспозиционные и выставочные залыИнформацияИнформационные службы, библиотека Формирование и хранение коллекций Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются ...
Этот документ выделяют и Э.А. Шулепова и Т.Ю. Юренева, и М.Е. Каулен.
М.Е. Каулен говорит, что в книге поступления фиксируется инвентарный номер предмета. Э.А. Шулепова дополняет, что запись музейных предметов в книге поступлений производится попредметно или групповой записью. Книга поступления музейных предметов состоит из 12 граф. По правилам действующей инструкции книга поступлений до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровываются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции.
Т.Ю. Юренева, добавляет, что все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Целью книги поступления основного фонда Т.Ю. Юренева считает возможность зарегистрировать предмет под определённым номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск.
На стадии первичного учета создается система картотек. По Т.Ю. Юреневой и Э.А. Шулеповой составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и расположены в порядке ее номеров. На временные поступления также составляется картотека, систематизированная по источникам поступлений.
Т.Ю. Юренева и Э.А. Шулепова отмечают, что после регистрации в книгах поступлений предметы передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение. При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета — инвентаризацию, которая представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи книг научной инвентаризации — научных инвентарей. Каждый предмет, записанный в научном инвентаре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет обретает два номера: по книге поступлений и по научному инвентарю. Они оформляются, так же как и книги поступлений.
Но и Т.Ю. Юренева, и Э.А. Шулепова выделяют отличие книг поступления основного фонда от книг научной инвентаризации. Они заключаются в том, что книги научной инвентаризации заполняются по типам источников, а внутри них — по видам материалов и только попредметно.
Едины Т.Ю. Юренева и Э.А. Шулепова в выделении инвентарных карточек. Их заполнение предшествует записи в научный инвентарь.
Таким образом, проанализировав работы данных авторов, можно сделать вывод, что они относят учёт музейных фондов к фондовой работе. Не расходятся они в выделении учётной документации: акт, книга основного фонда, инвентарная книга, карточки. Но Т.Ю. Юренева даёт более подробное описание книги основного фонда Она добавляет, что все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться.
1.3 Хранение музейных фондов
Согласно определению Л. М. Шляхтиной, хранением музейных фондов называется направление фондовой работы, которое осуществляется на основе режима и системы хранения. Его цель — обеспечение физической сохранности фондов и доступности входящих в них предметов для использования. По словам Т. Ю. Юреневой, хранение музейных фондов осуществляется в фондохранилище, в экспозиции, во время всякого рода перемещений предмета. Л. М. Шляхтина замечает, что существуют общегосударственные нормативные документы, содержащие принципиальные положения об организации хранения фондов, и соблюдение их обязательно для всех музеев страны. При этом фонды каждого музея имеют свою специфику.
Авторы книги «Музейное дело России» объясняют, что режим хранения призван максимально ослабить воздействие на предметы неблагоприятных факторов. Система хранения фондов призвана решить задачи правильного и рационального размещения музейных предметов в фондохранилищах и на музейном оборудовании при обеспечении всех необходимых условий хранения.
Различные музейные предметы требуют неодинаковых условий хранения. Авторы книги «Музейное дело России», относительно универсальными показателями температурно-влажностного режима считают температуру 18 + 1 С и-влажность -5.5 + 5 С. Л. М. Шляхтина говорит, что температуру и влажность необходимо зафиксировать на уровне, который максимально задерживает их естественное старение. Воздействие температуры и влажности на предмет взаимозависимы. Колебание температуры приводит к колебанию влажности. Для правильной организации температурно-влажностного режима важно определить материал, из которого сделан предмет, и исследовать его устройство. Кондиционирование воздуха — это наиболее надёжный способ для обеспечения температурно-влажностного режима.
Он может поддерживаться и при помощи отопительной системы, проветриваний, увлажнителей, осушителей. Проветривание проводится с учётом погодных условий, при этом важно, чтобы поступающий воздух не попадал непосредственно на музейные предметы. Контроль температурно-влажностного режима осуществляется с помощью психрометров, гигрометров, термометров или самопишущих приборов — гигрографов и термографов.
Л. М. Шляхтина говорит, что на процесс старения музейных предметов влияние оказывают также имеющиеся в воздухе примеси (газовые засорители, такие как аммиак, хлор, сернистый газ; находящиеся во взвешенном состоянии органическая и минеральная пыль, сажа).
Способами защиты предметов от действия загрязнителей воздуха являются герметизация помещений и применение фильтровальных устройств, значительную роль играют оборудование и индивидуальная упаковка предметов.
Согласно монографии «Музейное дело России», все светочувствительные материалы следует хранить в защищённом от света фондовом оборудовании. Световой режим, говорит Л. М. Шляхтина, устанавливается в зависимости от того, из какого материала сделан предмет. По светостойкости предметы можно разделить на три группы: обладающие высокой светостойкостью (предметы из металлов, гипса, керамики); средней светостойкостью (предметы из кости, кожи, дерева, масляная и темперная живопись); низкой светостойкостью (фотографии, акварель, пастель, бумага, ткани).
Она же рассказывает, что предметы могут разрушаться биологическими вредителями: плесневыми грибами, насекомыми, грызунами. В работе «Музейное дело России» объясняется, что для борьбы с этими вредителями основным оружием являются поддержание чистоты помещений, защитные сетки на окнах и форточках, влажная уборка, обеспыливание, регулярное проветривание, обработка инсектицидами, наличие в музеях изоляторов и дезинсекционных камер для размещения и лечения заражённых предметов.
В работе Л. М, Шляхтиной говорится о защите музейных предметов от механических повреждений. Здесь важна правильная система хранения и соблюдение правил работы с музейными предметами. Кроме того, автор также замечает, что одной из важнейших задач хранения фондов является создание условий, препятствующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению музейных собраний. Важен и вопрос об их спасении в том случае, если экстремальную ситуацию предотвратить не удалось. Сотрудники музея должны знать, какие музейные предметы и коллекции нужно спасать прежде всего.
От режима охраны, направленного на предотвращение хищений, в значительной степени зависит сохранность музейных собраний. Он заключается в наличии специальных служб охраны и материально-ответственного хранения, в техническом оснащении музейного здания и музейного оборудования и предусматривает также ограничение доступа посетителей в неэкспозиционные помещения музея.
Авторы монографии «Музейное дело России» обращают внимание, что важную роль в деле обеспечения сохранности музейных предметов играют их консервация и реставрация. Консервацией называется сохранение предметов путём создания такого режима хранения, который тормозил бы процессы их естественного старения, а также пресечение с помощью химических и физических средств разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.
А реставрация — это восстановление облика предмета посредством устранения искажений и неисправностей, произошедших в результате его естественного старения, избавление от повреждений или преднамеренных изменений предмета. [7, с. 300]. Об этом же говорит Л. М. Шляхтина, указывая на то, что работа по консервации и реставрации очень ответственна [22].
Т. Ю. Юренева рассказывает о системе хранения фондов. Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение — фондохранилище (запасник).
Существует раздельная система хранения, при которой в одном изолированном помещении находятся предметы из одного или нескольких материалов, близких по нормативам хранения, и комплексная система хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях. Внутри обеих систем предметы обычно размещаются в соответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников.
Оборудование фондохранилища можно изготовлять только из тех материалов, которые не оказывают вредного воздействия на музейные предметы.
Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических повреждений, пыли и не конденсировать влагу [24].
Используются различные способы хранения предметов в фондохранилищах. Например, драгоценные металлы хранятся вместе с драгоценными камнями, нумизматика и оружие, требующие особых условий хранения — в сейфах или изолированных, специально оборудованных помещениях. Прочие предметы из металла группируются по материалу и по назначению.
Хранение предметов в экспозиционных залах музеев имеет свои особенности. Предметы из различных материалов нередко оказываются в одной витрине, и это влечет за собой сложности в создании для них микроклимата и светового режима. Кроме того, возрастает риск получить повреждения вследствие усредненного режима хранения.
Материалы, из которых изготавливается экспозиционное оборудование, должны быть химически стабильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих вред предметам. Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается внутренняя поверхность витрины.
Актуальна проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям, поэтому в некоторых музеях используется открытое хранение фондов. Авторы книги «Музейное дело России» отмечают, что решение этой проблемы тесно связано с обеспечением музеев таким универсальным фондовым оборудованием, которое позволяло бы одновременно безопасно хранить предмет и демонстрировать его посетителям [7].
Таким образом, все специалисты, сходятся в том, что хранение музейных фондов важное направление фондовой работы. Они сходятся и в выделении причин, которые влияют на сохранность предмета: температура, влажность, биологические вредители, примеси в воздухе, свет, механических повреждений. Авторы книги «Музейное дело России» говоря, что важную роль в деле обеспечения сохранности музейных предметов играют их консервация и реставрация.
В данной главе были рассмотрены теоретические основы научно-фондовой деятельности, и выявлено, что комплектование, учёт и хранение фондов являются важными направлениями музейной работы.
Можно сделать вывод, что научно-фондовой деятельностью занималось значительное количество отечественных авторов. Но, не смотря на широкий круг теоретической литературы, принципиальных отличий между авторскими точками зрения не обнаружено.
комплектование хранение музейный фонд
Глава 2. Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула
2.1 Комплектование фондов музея
Любой музей начинается с коллекционирования памятников истории и культуры, документирующих общественные процессы, явления, события и факты во всех областях человеческой деятельности. От того насколько полно они отражают действительность, от их репрезентативности, способности привлечь внимание посетителя, заинтересовать его, обращаясь к разуму и чувствам, зависит притягательная сила музея, его популярность. В этом плане музей МОУ СОШ № 84 г. Барнаула не стал исключением. Первый директор музея, учитель истории школы № 84, Болдырев Николай Михайлович, начал именно с поисково-собирательной работы. Комплектование фондов школьного музея началось еще на стадии отбора музейных предметов. Это и было на первых этапах его основной деятельностью. Работа над сбором экспонатов началась задолго до открытия музея. Фонд музея представляет собой совокупность всех материалов, которые в соответствии с установленными правилами поступали на постоянное хранение в музей. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность.[5]
Содержание фондов должно соответствовать профилю музея. Исходя из этого директор и актив музея, подошли очень основательно к комплектованию фондов.
В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула существует два фонда: основной фонд и фонд научно-вспомогательных материалов. В основной фонд музея входят экспонаты преимущественно по краеведению. В научно-вспомогательный фонд входят особо редкие, ценные экспонаты не по профилю музея, но, тем не менее, значимые экспонаты.
Комплектование фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула происходит комплексным путём. [9]
Комплектование фондов школьного музея происходило в основном путём дарения. Именно так поступил в запасники музея первый экспонат. Им стал тульский самовар. Его принёс житель Индустриального района г. Барнаула Николай Григорьевич Овчинников. Самовар уникален в своём роде. Изготовлен он был в 1892 году. Об этом свидетельствовала проставленная на нём дата. На его боках можно увидеть множество медалей. Фонды музея активно пополняются архивными материалами, фотодокументами, предметы материальной культуры, принесенными в дар учениками школы, их родителями, жителями района. Так, например Е.А. Кузнецов подарил музею коллекцию фотографий с видами г. Барнаула. Р.А. Осипова подарила коллекцию полотенец с собственной вышивкой.
Второй путь комплектования фондов музея — поступление предметов, найденных в ходе поисковой работы, организованной музеем.
В ходе экспедиции ведётся полевая документация. К данной документации относятся полевой дневник и полевая опись. Ведение «полевого дневника» имеет большое значение. В него последовательно заносится весь ход поиска.
Полевая опись служит для описания предметов, предназначенных для учёта и хранения в музее. Каждому отряду поисковой группы целесообразно вести черновик дневника, сведения из которого оперативно переносятся в «полевой дневник» группы. В заголовках всех полевых документов должны найти отражения следующие данные:
1. Название группы и ее принадлежность к школе или внешкольному учреждению;
2. Тема поисковой работы;
3. Маршрут поиска, сроки его проведения;
4. Состав поисковой группы;
5. Руководитель поисковой группы;
. Дата начала и окончания ведения документа.
Комплектованием фондов занимаются директор музея и группа «Поиск», состоящая из учащихся 7-9 классов школы № 84 г. Барнаула. В процессе посещений ветеранов Великой Отечественной войны проводились беседы с ними, интервьюирование родственников, сбор интересных экспонатов. В результате фонды музея пополнились такими предметами как фотографии участников Великой Отечественной войны, каски, гильзы, письма с фронта, старинные монеты и т.д.
Комплектование фондов музея включало несколько стадий:
— первая стадия — это концепция комплектования. В неё входит разработка направленности комплектования и обоснованность этой направленности.
— вторая стадия — план комплектования.
К 2006 году число экспонатов основного фонда равнялось 373. Число экспонатов научно-вспомогательного фонда равнялось 74.
Сейчас основной фонд музея насчитывает около 464 предметов, из них 300 — подлинных, а вспомогательный — около 124 предметов.
Среди материалов фондов музея наибольшее количество составляют письменные источники (письма, воспоминания), фотоисточники, документальные источники (удостоверения), также награды (медали, грамоты, благодарности) и личные вещи фронтовиков (фуражка, шинель и др.).
В 1997 году в фонды музея поступило 43 экспонатов: 28 из них это личные вещи, письма, благодарности, которые принесла сестра ветерана Великой Отечественной Войны Фунтикова М. С., и 15 монет.
В 1998 году музей пополнился 9 экспонатами, из них 4 экспоната это личные вещи ветерана войны Г.Д. Мамонова, и 5 — награды М.П. Самородова. В 1999 году в фонды музея поступило 24 предмета: Н.Е. Болдырев передал музею фотографии с видами г. Барнаула конца XIX — 70-х гг. ХХ в., 19 экспонатов было найдено в результате поисковой деятельности актива музея. В 2001 году музей стал обладателем коллекции из 41 монет советского периода различного достоинства, которую передал П.И. Аникин. [4] Согласно книге поступлений за 2002 год поступлений не было.
На 2003 г. поступление музейных предметов составило — 54 экспонатов. В числе которых: коллекция из 5 утюгов, переданная музею Л.Н. Куриленко, 1 самовар и 7 салфеток переданных Е.Г. Цембер.
В 2004 году музею были переданы 22 предмета: 7 деревянных ложек (А.А. Петренко), чернильница (Т.П. Исаченко), 15 предметов хохломы.
В 2005 году в музей поступил набольшее количество предметов — 59. В их числе: коллекция столовых приборов в количестве 29 штук. Это ложки, ножи, тарелки, стаканы, вилки (Л. А. Баранова), 30 экспонатов передали ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Индустриальном районе г. Барнаула А.Т. Горбачёв, М.И. Иванов, Е.А. Федорова, М.Г. Фомин.
В 2007 году было еще одно крупное поступление — это 15 экземпляров бумажных денег дореволюционного и советского периода, которые музею подарил В.П. Тимошенко.
В 2009 году было 9 поступлений: это полотенца и салфетка, подаренные музею З.А. Иванченко, 4 фотографии ветеранов Великой Отечественной войны .[4]
Таким образом, можно сделать вывод, что комплектование фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула носит тематический характер. Всего в музее более 500 предметов, среди которых воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, фотографии, газетные статьи, документы, награды, личные вещи фронтовиков, остатки с мест сражений и др. Фонды пополнялись благодаря обходу, дарению. Огромная роль в комплектовании фондов принадлежит поисковым группам и активу музея.
2.2 Учет фондов музея
В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула учётом занимается директор музея Е.Н. Тарасова. Учет музейных предметов в данном музее начинается с того, что на все поступившие предметы заключается акт приема на хранение. Акт подписывается лицом, доставившим этот предмет, директором музея и скрепляется печатью школы.
Акт — юридический документ, удостоверяющий факт получения представителем музея предмета музейного значения и научно-вспомогательного материала от их владельцев с целью принятия в фонды музея на постоянное или временное хранение. Одновременно с этим составлялась легенда музейного предмета. В неё входили: сведения о предмете, сведения его бытования, способы применения предмета. Далее давали оценку ценности музейного предмета. [25]
Позднее к акту в обязательном порядке прилагается коллекционная опись, являющаяся вспомогательной формой учета. В коллекционной описи указывается:
1. Время поступления материалов.
2. Количество описанных предметов.
3. От кого и по какому документу получены материалы.
4. Фамилия, имя, отчество составителя описи.
Коллекционная опись составляется в двух экземплярах: один в качестве приложения к акту приема остаётся вместе с собранными материалами остаётся в музее, второй передается сдатчику.
Заполняя акты приема от руки, научный сотрудник должен писать разборчивым почерком, без сокращений, оставляя интервал в одну строчку между пунктами.
В акте заполняются следующие графы:
1. Место и дата составления акта.
2. От кого получены материалы.
3. На каких условиях материалы передаются в музей: в постоянное или во временное пользование.
4. Наименование и краткое описание предмета. [14] Акты в школьном музее раскладываются по годам. Музей для учета своих фондов использует 2 основные книги, это книга поступлений основного фонда и книга вторичного учёта.
В книгу основного поступления предмет заносится после того, как на него составлен акт. Книга поступлений Основного фонда содержит следующие графы: порядковый номер, наименование предмета, краткое описание предмета, материал изготовления, сохранность, примечание. Она прошнурованы, скреплены печатью, листы их пронумерованы. В этой книге предмету присваивается номер. Этот же номер проставляется и на самом предмете.
Также в книге поступлений дается описание предмета: внешний вид и наличие всех дефектов. Так, например, в книге поступлений за 2000 год дается описание дефекта кружки: 2 царапины и трещина на ручке.
В книгу поступления основного фонда заносятся все предметы по мере поступления, а в книгу вторичного учёта в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула: фотографии, нумизматика, этнография, вещественные экспонаты, документы, и предметы в них заносятся в зависимости от свойств экспоната.
Помимо записи в книгу учета фонда на каждый предмет наносится инвентарный номер, который необходим для правильного счета и для удобства. Требования к описанию собранных материалов во всех документах поступления одинаковы.
На заключительном этапе на предмет заводится карточка, номер которой совпадает с номером предмета в книге поступлений и номером на самом предмете. В карточке дается полное описание предмета: фамилия его бывшего владельца, дата поступления предмета в музей, описание его внешнего вида, дефектов, указание его месторасположения. [14]
Таким образом, в данном школьном музее ведётся первичная и вторичная регистрация музейных предметов. В ходе первичной регистрации на предмет составляется акт, и он заносится в книгу основного фонда, в результате чего экспонату присваивается инвентарный номер. В ходе вторичной регистрации предмет заносят в книгу вторичного учёта. В музее не ведётся третья форма регистрации, хотя имеются монеты и ордена, содержащие серебро.
2.3 Хранение фондов музея
Поступившие в фонды музейные предметы нуждаются в специальных условиях хранения, предупреждающих их искусственное повреждение и замедляющих процесс естественного старения. Хранение фондов осуществляется на основе режима и системы хранения в целях безопасности физической сохранности и доступности для использования музейных предметов.[24]
Большое значение имеет правильный выбор помещений для фондохранилищ. Они должны быть изолированными, отвечать требованиям защиты музейных предметов от всех возможных нарушений режима их хранения. Основными требованием к ним является хорошее состояние помещения в целом, а также его отопительной и вентиляционной систем. Пол хранилищ должен выдержать значительные нагрузки. Их размеры должны позволять размещение в них всех фондов музея. [24]
В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула такого помещения нет. Для музея в школе выделено два смежных кабинета. Поэтому, под фондохранилище используется всего одна комната размером примерно 10 м2. [1]
В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула используется комплексная система хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях.
Не соблюдается в фондохранилище тепловой режим, так как в нём отсутствует отопительная система. Кондиционер там тоже отсутствует, но с загрязнением воздуха борются влажной уборкой. Её активисты музея проводят минимум два раза в неделю, и не только в фондохранилище, но и в выставочном зале. Летом влажная уборка проводится реже. Влажная уборка также предотвращает распространение на музейных предметах бактерий и плесени.
Нарушается в музее световой режим, т.к. в комнате находится всего одна лампа. Для предотвращения механических повреждений стараются соблюдать правила работы с музейными предметами.
Фондохранилище не оснащено ни сигнализацией, ни решетками на окнах, ни железной дверью, что может привести к хищению музейных экспонатов, для предотвращения пожара был приобретен огнетушитель. [1] Для сохранности музейных предметов посетителей в фондохранилище не пускают. Для хранения ценных экспонатов — орденов и медалей с содержанием драгоценных металлов — в музее имеется сейф.
Давая оценку качеству хранения фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, можно сказать, что этот процесс находится на достаточно низком уровне, почти все режимы хранения не соблюдены или соблюден только минимум.
Таким образом, было выявлено, что комплектование в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула ведётся с помощью, дарения, обхода, поисковых экспедиций, непрерывно, с самого основания музея. Полученные предметы проходят две степени регистрации, в ходе которых на экспонат составляется акт, он заносится в книгу основного фонда и в книгу вторичного учёта и ему присваивается инвентарный номер. Специально оборудованного помещения для хранения предметов в школьном музее нет.
Заключение
Автором была изучена литература по комплектованию музейных фондов, теоретические аспекты данного процесса, освещены современные проблемы комплектования фондов, была рассмотрена научно-фондовая деятельность музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Исходя из этого можно сделать вывод: учетная документация в музее ведется в ненадлежащем виде. Проанализировав книги поступлений музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, автор пришел к выводу, что пополнение фондов данного музея идет за счет дарения экспонатов жителями Индустриального района г. Барнаула. Так же фонды музея пополнялись методом поквартирного обхода в Индустриальном районе г. Барнаула, ограниченного улицами Энтузиастов, Георгиева, Малахова, Павловским трактом. В данном музее комплектованием занимаются директор музея, которая не имеет специального образования и актив музея, состоящий их учеников 7 — 9 классов, что влияет на правильное ведение учета и систематическое комплектование фондов.
Несмотря на недостатки комплектования, учета и хранения, фонд музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула продолжает пополняться за счет научно-практической деятельности, что немаловажно для дальнейшего развития музея как центра исторического наследия. Активно способствуют пополнению фондов музея учащиеся школы, которые приносят интересные предметы и совместно с директором музея посещают ветеранов Великой Отечественной войны с целью сбора экспонатов.
Ещё одним источником пополнения фондов являются поисковые экспедиции, которые музей иногда проводит.
За период с 1997 по 2009 годы общее количество принятых музеем экспонатов составило 588 предметов.
Учет в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула ведется не на должном уровне, но даже ведение книг основного фонда и научно-вспомогательного фонда позволяет говорить об организации учетной деятельности музея, что бывает не во всех школьных музеях. А низкий уровень хранения в первую очередь обусловлен нехваткой денежных средств, были бы деньги, было бы и специально оборудованное помещение, и возможность обеспечения специальных условий хранения. Не смотря, на все проблемы музей активно, развивается.
Список источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/uchet-i-hranenie-muzeynyih-fondov/
1. Отчёты музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула за 1997 — 2009 гг.
. Положение о музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.
. Устав музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.
. Книга поступлений музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/uchet-i-hranenie-muzeynyih-fondov/
1. Брюшкова, Л.П. Как подготовиться к фондовой проверке? / Брюшкова Л.П. // Музей. — 2007. — № 4. — с. 32-36.
. Брюшкова, Л.П. Как подготовиться к фондовой проверке? / Брюшкова Л.П. // Музей. — 2007. — № 5. — с. 62-68.
. Брюшкова, Л.П. Как подготовиться к фондовой проверке? / Брюшкова Л.П. // Музей. — 2007. — № 6. — с. 47-52.
. Ванслова, Е.Г. Музей и школа / Е.Г. Ванслова. — М., 1985.
. Ерошкевич, Н. Как организовать краеведческий музей в школе / Н. Ерошкевич. — Барнаул, 1955.
. Калинина, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Калинина. — м., 1992.
. Каулен, М.Е. Музейное дело России / М.Е. Каулен. — М., 2005.
. Кольцов, М.Е. Насколько защищены музеи? / Кольцов М.Е. // Музей. — 2008. — № 2. — с. 13-18.
. Кунаева, Н. Основы работы музея / Н. Кунаева Алтайская правда.1971.№ 9.
. О деятельности музеев образовательных учреждений // Вестник образования России. — 2003. — № 11.
. Панов, А.П. Музей жив активностью людей / Панов А.П. // Патриот Алтая. — 2006. — № 58. — с. 10-11.
. Сотникова, С.И. Музеология / С.И. Сотникова. — М., 2004.
. Стариков, А.В. Музееведение / А.В. Стариков. — М., 2006.
. Столяров, Б.А. Музейная педагогика / Б.А. Столяров. — М., 2004.
. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела: введение в специальность: курс лекций / А.Д. Тельчаров. — М., 2005.
. Труевцева, О.Н. История сибирских музеев / О.Н. Треувцева. — Томск, 1999.
. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века / О.Н. Труевцева. — Томск, 1999.
. Труевцева, О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири. Исторический опыт и современность / О.Н. Труевцева. — Барнаул, 1998.
. Турулина, В.К. Из глубины веков / В.К. Турулина // Патриот Алтая 2007. — № 14. — с. 8-10.
. Турулина, В.К. Опасная находка / В.К. Турулина // Патриот Алтая 2007. — № 19. — с. 8-10.
. Шляхтина, Л.А. Основы музейного дела / Л.А. Шляхтина. — М., 2005.
. Шулепова, Э.А. Основы музейного дела / Э.А. Шулепова. — М., 2005.
. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. — М., 2006.
. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. — М., 2000.