Тенденции, проблемы и перспективы развития яхтенного туризма в России

Курсовая работа

В нашем современном обществе достаточно трудно быть конкурентоспособным на мировой арене. И чтобы не оказаться на периферии глобального развития, необходимо поспевать за различными новшествами во всех сферах жизни. Так, яхтинг получил довольно широкое распространение за границей. Ещё в поздний Викторианский период (вторая половина XIX века) было широко популярно хождение под парусами по акватории наперегонки. А с 1900 года парусный спорт был включен в программу современных Олимпиад. С тех пор его популярность только растет.

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что яхтинг может внести существенный вклад в развитие туризма в России, повышение привлекательности Российской Федерации, а также положительно повлиять на развитие экономики.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

  • Сформулировать понятие яхтенного туризма.

2. Проанализировать тенденции развития яхтенного туризма в России.

  • Обозначить проблемы развития проблемы развития яхтенного туризма.

Определить перспективы развития яхтенного туризма в России.,

Яхтенный туризм — вид отдыха, предполагающий временные выезды туриста за пределы постоянного места проживания с целью краткосрочного путешествия, на протяжении которого средством передвижения и основным местом ночевок является маломерное судно (парусная или моторная яхта), находящееся в собственности либо взятое в аренду.

Появление и распространение яхтенного чартера (аренды яхты на период отдыха) оказало влияние на развитие яхтенного туризма и способствовало его доступности для среднего класса (по зарубежным меркам).

На сегодняшний день данное направление отдыха генерирует существенную часть туристского потока на популярных курортах стран мира, в том числе в Европе. Так, например, ежегодное количество яхтенных туристов в Греции составляет порядка 2 500 тысяч человек, во Франции — 1 200, в Италии — 700, в Швеции — 120, в Финляндии — 30, в Эстонии — 20.

Привлекательность данных стран для яхтенных туристов обусловлена природно-климатическими факторами, высоким уровнем сервиса и доступностью. К ним относятся:

  • Наличие безопасных маршрутов
  • Достаточное количество марин приемлемого качества (специально оборудованные стоянки для яхт)
  • Наличие чартерных компаний, занимающихся организацией яхтенного отдыха.

Яхтенные туристы делятся на тех, кто прибывают в дестинацию на собственной яхте и на тех, кто снимает яхту в аренду у оператора непосредственно на курорте. В первом случае, средний чек яхтенного туриста включает исключительно оплату стоянки судна в марине и дополнительные услуги (подключение к электропитанию, услуги прачечной либо др.).

8 стр., 3728 слов

Особенности организации и управления туризмом в современной России

... для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае. Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет ...

В случае аренды яхты, суточный средний чек помимо стоянок и услуг на маринах подразумевает стоимость аренды яхты без команды (сюда же включаются обязательные платежи по уборке яхты по окончанию периода аренды судна).

Наиболее привлекательными направлениями яхтенного туризма с позиции оценки «цена-качество» является Средиземноморье — Турция, Греция, Кипр, Хорватия, Италия. Стоимость недельного яхтенного тура на человека начинается с суммы в 600-700 евро, что вполне равнозначно отдыху в отелях Турции. Самые раскрученные яхтенные города — Бодрум, Мармарис, Фетхие. Большое количество островов в прибрежной зоне делает путешествия необычайно увлекательными. Там также хорошо развита и прибрежная инфраструктура — удобные марины (яхтенные порты), множество небольших ресторанов.

В Греции — живописные острова, множество достопримечательностей, удобные марины. Однако развитая инфраструктура марин существует, в основном, на материковом побережье (например, порт Каламаки под Афинами) или на крупных островах. В общем, греческий яхтинг — и по ценам, и по качеству — соответствует европейскому уровню.

Более экономичной дестинацией для яхтенного туризма является Хорватия. Здесь можно сэкономить 10-15 % стоимости тура без потери в качестве отдыха. Марины Дубровника, Сплита, Поречи располагают развитой инфраструктурой.

А самыми дорогими по обслуживанию яхтенного туризма странами являются Италия и Франция. Здесь — повышенные цены за стоянку яхты (€30) и дорогая еда.

яхтенный туризм россия яхтинг

Говоря о России, следует отметить, что здесь чартер не развит, рынок таких услуг только формируется.

Если рассматривать крупные города и такие места, как Онега, Ладога, курорты Черного моря, то стоимость аренды яхты на сутки с капитаном и питанием (лодку без капитана в России практически не сдают) стоит 10-15 тысяч рублей, а на неделю 40-60 тыс. руб. Обычно на такую лодку берут 3-5 человек и Капитана.

При этом чтобы получить Диплом или сертификат Капитана или Права ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам), необходимо отучиться в Школе (2-4 месяца теории и 1-2 недели практики в Европе), стоимость этого будет 3-5 тыс. евро.

Однако всё это затрачивает достаточно много времени и средств, поэтому всё чаще встречаются яхтсмены, предпочитающие иметь в России яхту Микро класса, а на больших яхтах уходить в Европу на 1-2 недели в год. Это является результатом того, что яхты класса микро не требуют большого ухода и большой команды, они гораздо дешевле при покупке и при эксплуатации, позволяют быстро перевозить их на любой водоем и даже в Европу, их можно хранить где угодно, а не в яхт-клубах, они безопасны. Это самый распространенный класс яхт в России. Стоимость таких яхт лежит в пределах 0.5-1 млн. руб. За стоянку таких яхт в яхт-клубах взимают 10-30 тыс. р. /год, а если стоять только сезон, то вдвое меньше.

8 стр., 3926 слов

Круизный туризм России

... речные маршруты. Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах ... развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в ... отдыха. Крупные круизные лайнеры - дорогостоящие суда, средняя стоимость ... речных круизных судна класса «люкс». В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в ...

За последние 12-15 лет Россияне реализовали множество вариантов рекреации. Путешествуя по миру, люди получили возможность сравнивать. Не удивительно, что практически все стали предъявлять повышенные требования к различным вариантам отдыха, как в отпускной период, так и в короткие промежутки отдыха в рабочий период.

Весьма быстро стало ясно, что одним из лучших видов отдыха, завоевавших в мире большую популярность, является отдых на воде — круизы на парусных и моторных яхтах. Россияне, в основном, выезжают за рубеж: Хорватия, Франция, Греция, Турция, на острова в океане, покупая Чартер. В России яхтинг в целом не развит. Причин тут несколько:

  • новых, современных яхт, отвечающих требованиям Чартера, очень мало;
  • дороговизна новых яхт, слишком большие таможенные пошлины на их ввоз, большие расходы на содержание лодок;
  • отсутствие береговой инфраструктуры на внутренних водных путях;
  • отсутствие яхтенной атмосферы, присущей современным западным;
  • отсутствие массового яхтинга.

Индустрия отдыха и туризма для любой страны, а для России в особенности, должна являться одной из самых значимых частей дохода. В связи с этим необходимо создавать условия для привлечения капитала в развитие инфраструктуры отдыха и туризма, в частности в развитие яхтенного туризма. Создать структуру без развитого спроса на услуги невозможно, следовательно, необходимо формировать спрос, чем и занимаются пока еще не многие компании, отправляющие желающих отдыхать на яхтах и вкладывающие деньги в строительство яхт-клубов.

История развития Мирового яхтинга показывает, что в каждой стране развитию массового яхтенного туризма предшествовали громкие победы яхтсменов этих стран в крупных международных океанских гонках. Ярким примером может служить Франция, где после побед Эрика Табарли в гонках через Атлантику, начался бурный расцвет яхтинга. В следствие этого Франция стала Мировым лидером в области производства парусных яхт и катамаранов, а ее яхтсмены стали обладателями, практически, всех рекордов скорости в океанских гонках. Яхтинг во Франции стал массовым явлением. В многочисленных яхт клубах Франции стоят тысячи яхт, а для их владельцев созданы все условия отдыха и содержания яхт.

В нашей стране интерес к яхтингу только растет: в Россию все больше ввозится яхт, все чаще люди проводят отпуска, покупая чартер. В гоночной среде тоже наблюдается подъем — новые регаты, проекты организации новых классов, возрождение старых, хорошие призовые фонды, увеличение числа спонсоров.

Итак, в России яхтенный туризм, как отдельное направление туризма пока отсутствует. Причинами являются:

  • законодательные и визовые барьеры: действующее законодательство запрещает плавание судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации. А существующий визовый режим осложняет организацию туристской поездки в России, что сдерживает развитие яхтенного туризма. В стране отсутствует законодательное регулирование создания транспортной инфраструктуры для маломерных судов;
  • загрязненные трудно проходимые фарватеры;
  • отсутствие разработанных яхтенных маршрутов и необходимого навигационного обеспечения для безопасного точного плавания малых судов: в настоящее время в России отсутствуют навигационные карты на акватории;
  • отсутствие инфраструктуры, необходимой для приема и обслуживания яхт, в том числе чартерных компаний по аренде яхт: из существующих марин, принадлежащих действующим яхт-клубам и поддерживающихся в удовлетворительном состоянии, не все обладают возможностью принять гостевые суда.;
  • нет системы поощрения и льгот для развития яхтинга;
  • не преодолено общественное отношение к яхтингу как элитарному виду спорта — достоянию узкого круга;
  • низкий средний уровень жизни жителей, не позволяющий содержание яхт большей части населения.

Власти Финляндии решили помочь Санкт-Петербургу в финансировании строительства яхтенной марины в Кронштадте. Данное решение было принято 23 марта 2012 года в г. Хельсинки (Финляндия) на седьмом заседании Совместного мониторингового комитета программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия». В ходе заседания краткая проектная заявка от Санкт-Петербурга по созданию комплексной инфраструктуры места оформления маломерных судов, яхт и членов их экипажей, следующих в международном направлении, на форте «Константин» в Кронштадте в пункте пропуска через госграницу РФ «Большой порт Санкт-Петербург», была утверждена к финансированию.

23 стр., 11242 слов

Перспективы развития горнолыжного туризма в сахалинской области

... исследования дипломной работы - является горнолыжный туризм как вид туризма. Предметом исследования - проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма в Свердловской области. Цель работы - выявить и проанализировать проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма в Свердловской области. Реализация цели требует решения ряда ...

Общая сумма вложений в строительство таможенного пункта оценивается в 2,5 млн евро, из них 2 млн евро планируется получить от Европейского союза, 10 тыс. евро — от администрации финского города Котка, и еще 490 тыс. евро — от российских инвесторов.

В развитие форта активно инвестирует пассажирский перевозчик — ОАО «Третий парк», принадлежащий Евгении и Владимиру Дьяковским. Компания арендовала форт у города в 2005 году на 49 лет и уже построила на нем трехзвездочный отель «Форт Константин» на 10 номеров, кафе-бар на воде «Форт» на 45 посадочных мест и яхт-клуб с инфраструктурой для хранения яхт зимой. «Третий парк» давно добивается открытия пункта пропуска, чтобы принимать яхтсменов.

Предполагалось, что иностранные яхты смогут причалить к форту еще весной 2011 года, но тогда реализацию проекта отложили из-за того, что Росграница долго готовила и согласовывала приказ о его организации.

Строительство форта займет 18 месяцев.

Новый пункт государственного контроля расположится на специальном дебаркадере, пришвартованном к причалу форта Константин. Объект будет функционировать сезонно в период летней навигации с мая по октябрь. В транспортном ведомстве уверены, что новый пункт пропуска увеличит туристический поток между РФ и странами ЕС.

«Проект усовершенствует приграничную инфраструктуру и процедуру управления границей, повысит безопасность в области предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также нелегального перемещения товаров и грузов», — говорит председатель комитета Алексей Бакирей.

Арендатор надеется, что дополнительная опция форта позволит ему увеличить обороты бизнеса по всем направлениям. По словам заместителя генерального директора по развитию ОАО «Третий парк» Кирилла Дьяковского, зимняя стоянка яхт-клуба работает с полной загрузкой, а гостиница загружена на 20% зимой и на 60% летом.

58 стр., 28842 слов

Развитие историко-культурного туризма на Дальнем Востоке

... внимание на тему интервенции на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в повышенном интересе к Дальнему Востоку в сфере туризма. Туризм признан одной из наиболее перспективных ... До сих пор достоверно не известно, как именно проходил их путь: по северо-западному или по северо-восточному побережью. Следующей весной путешественники вернулись в ...

Планируется, что с открытием таможенного пункта количество судозаходов через российскую границу увеличится в 2-5 раз.

Перспективы развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края

Один из главных недостатков водоемов России для развития яхтинга — это их сезонность. В связи с этим его развитие на Черноморском побережье выступает главным направлением, и это положит начало развитию яхтинга в России в целом. Формирование яхтенной структуры на Черноморском побережье обеспечит выход яхт из внутренних водоемов России.

К счастью, проблемы в формировании яхтенной структуры постепенно решаются. Недавно был принят закон, который разрешает водному транспорту под иностранными флагами заходить в воды РФ. Более того, создается туристический маршрут Большого кольца (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Краснодарский край).

Формирование яхтенной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности и развития приморских территорий. Так, органы государственной власти Краснодарского края готовы оказать содействие в создании объектов яхтинга на Черноморском побережье.

В настоящее время на Черноморском побережье Краснодарского края общее число оборудованных стояночных мест для яхт составляет около 600. До начала Олимпиады 2014 года планируется ввести в эксплуатацию еще 910 мест, доведя общее количество до 1510.

Приложении 1, Приложении 2

Меры

Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, предусматривающий возможность безвизового въезда и пребывания в течение 72 часов на территории страны иностранных граждан, прибывающих в туристических целях на борту спортивных парусных и прогулочных судов. Об этом говорится в материалах ведомства.

Как отмечается, в настоящее время указанный вопрос законодательством РФ не урегулирован.

Законопроект учитывает необходимость избирательного учета тех регионов, где привлечение иностранных туристов на безвизовой основе является «экономически выгодным и вполне оправданным», а также тех регионов, где установление подобного безвизового режима «по целому ряду причин нецелесообразно либо вообще недопустимо».

Поэтому число пунктов, через которые будет разрешен безвизовый въезд туристов на спортивных парусных и прогулочных судах, предлагается ограничить. Такие пункты пропуска будут специально определены соответствующим постановлением правительства РФ.

Как отмечается в материалах Минтранса, принятие законопроекта позволит создать дополнительные благоприятные условия для привлечения большего числа иностранных туристов в наиболее привлекательные в туристическом отношении регионы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию и дальнейшему развитию в данных регионах необходимой туристической и иной социальной инфраструктуры.

Предлагаемые изменения направлены на упрощение порядка въезда на территорию России иностранных граждан, посещающих страну с целью туризма, в том числе яхтенного.

14 стр., 6617 слов

Оценка туристско-рекреационного потенциала Кавказско-Черноморского ...

... и оценка культурно-исторического и природного потенциала Кавказко-Черноморского района; оценка возможности использования природных рекреационных ресурсов региона для организации различных видов отдыха и туризма; изучение современного состояния туристского рынка и перспектив его развития в области. Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал ...

Согласно внесенным в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ изменениям, вступившим в силу с апреля 2012 г., уже утвержден перечень портов, открытых для захода спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств, и перечень внутренних водных путей, по которым разрешено плавание подобных судов. Как отмечается в материалах ведомства, эти изменения способствуют увеличению посещений РФ в целях яхтенного туризма.

Напомним, в соответствии с действующим законодательством аналогичный безвизовый режим въезда в РФ и пребывания на территории страны в течение 72 часов применяется только в отношении иностранных туристов, прибывающих на специализированных круизных судах и на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки.


Яхтинг в России можно сделать массовым. И чем больше состоятельных людей будет заниматься парусом, понимая как это дело развивает, оздоровляет и заставляет учиться, тем больше будет спонсоров, а следовательно, и результатов в спортивном яхтинге и все больше будет строится марин и все лучше в них будут условия, а цены ниже.

У бизнеса и властей есть желание инвестировать в развитие парусного спорта и туризма, однако на этом пути есть целый ряд проблем: отсутствие необходимой инфраструктуры, сложная процедура получения разрешения на прохождение внутренних водных путей (ВВП) для судов под иностранными флагами, а также необходимость создания единой стратегии развития туризма у Петербурга и Ленобласти. Федеральные ведомства пытаются улучшить ситуацию. Например, Минтранс РФ еще летом 2011 года внес поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) и разрешил судам под иностранными флагами находиться в российских водах. Согласно этим поправкам, предполагается, что на оформление документов для прохода по ВВП РФ потребуется около недели. Однако порядок получения разрешения остается прежним, потому что Минтранс в настоящее время не выпустил Правила плавания по ВВП судов под иностранными флагами. Поэтому на данный момент владельцу иностранного судна необходимо за 2 месяца до предполагаемой поездки подать заявку в Минтранс, после чего он должен согласовать проект с 11 ведомствами, среди которых Минобороны, ФСБ, МИД, МВД и другие.

Решение этой проблемы позволит значительно интенсивнее развивать туристическую инфраструктуру, как в прибрежных городах, так и внутри страны, что даст новые рабочие места, послужит развитию регионов, а также увеличению бюджета страны на миллиарды рублей.

Порты других стран, например скандинавских, заранее не требуют никаких запросов и разрешений. Например, отправиться на яхте в Финляндию будет так же просто, как на автомобиле: достаточно иметь шенгенскую визу и произвести пограничное и таможенное оформление судна в одном из пропусков. В Финляндии все стоянки стоят в среднем от 20 до 50 евро за сутки. В Петербурге цены приблизительно такие же, но эксперты рынка отмечают, что уровень сервиса по большей части далек от европейского.

В случае если будут решены проблемы с хождением по российским внутренним водным путям, наличием необходимого числа стояночных мест, качественным сервисным обслуживанием, число ежегодных заходов, например в Петербург, через российские воды может увеличиться с сотни яхтсменов до нескольких тысяч.

11 стр., 5127 слов

Методы формирования и поддержания корпоративной культуры в организациях ...

... его требованиям (ожиданиям). Еще одной особенностью корпоративной культуры организаций индустрии туризма является то, что отношения работников в них ... корпоративная культура», разные специалисты определяют его по-разному. Например, А.Я. Кибанов определяет корпоративную культуру («организационную культуру», «фирменную культуру») как «набор наиболее важных положений, применяемых членами организации ...

1. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2009. — 192 с.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник для вузов. — Минск: Новое знание, 2005. — 408 с.

  • Матюхина Ю.А. Организация туристской индустрии: учеб. пособие. — М.: Альфа-М, 2007. — 299 с.

4. Коновалова, Н.В. Оценка туристического потенциала территории с применением геоинформационных методов / Н.В. Коновалова, Е.В. Смиренникова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки <#»802881.files/image001.gif»>

  • Марина «Имеретинская» на 930 яхт г. Сочи Адлерский район:

Марина «Фортуна» на 700 яхт в ст. Благовещенская:

Марина в п. Алексино г. Новороссийск на 1540 яхт:


, Приложение 2

«Гостевые марины»

Марина-деревня в Анапе «Высокий берег» на 480 яхт:

Марина Большой Утриш на 195 яхт в п. Большой Утриш:

Марина «Курортная» на 385 яхт г. Геленджик-Тонкий мыс:

Марина в Геленджике на 450 яхт:

Марина в п. Криница на 300 яхт Геленджикский район:

Марина «Майская» на 300 яхт п. Небуг Туапсинского района:

Марина Лермонтово на 600 яхт в п. Лермонтово Туапсинского района:

Марина Зубова на 540 яхт, Лазаревский район г. Сочи: