«Организация туристической деятельности» ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Курсовой проект

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТСВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА» ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА КАФЕДРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «Организация туристической деятельности» ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Выполнила: студентка 2 курса группы 5321 Гарифуллина Д.М. Руководитель: Доцент, к.э.н. Веслогузова М.В. Казань, 2017

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА Сущность и история развития религиозного туризма Современные требования к организации религиозного туризма РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА Особенности развития религиозного туризма в Российской Федерации Особенности развития религиозного туризма в Республике Татарстан Анализ деятельности туристических фирм Республики Татарстан в сфере организации религиозного туризма РАЗРАБОТКА РЕЛИГИОЗНОГО ТУРА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3 ВВЕДЕНИЕ Посещение святых мест издревле считалось одной из наиболее важных и почитаемых традиций. С каждым годом все больше и больше людей стараются посетить разнообразные религиозные объекты, с целью участия в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Объектами привлечения паломников служат различные святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены религиозными праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. Сегодня религиозные убеждения являются огромной мотивацией для совершения путешествий. Каждый год более 200 млн. человек совершает паломничество. Из них 150 млн. христиан, млн. индуистов, 40 млн. мусульман и представителей других конфессий. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом. Роль религии в жизни человека играет все большую и большую роль. Смысл и назначение многих культурных объектов приобретает свое изначальное содержание, они становятся объектами поклонения и познания. Чтобы поклониться на них со всех стран мира съезжаются миллионы паломников. В связи с этим религиозный туризм обосновался как отдельный вид туризма. Этим, я думаю, вполне можно объяснить актуальность данного курсового проекта. Также, религиозный туризм имеет множество перспектив развития. Тем более, учитывая нынешнюю политическую ситуацию в мире, стоит развивать туризм на территории России. Курсовой проект посвящен организации религиозного туризма на территории Республики Татарстан. Цель курсового проекта: на основании изученных технологий организации религиозного туризма и анализа состояния религиозного туризма в стране и в 3

15 стр., 7065 слов

Особенности организации религиозного тура в Татарстане

... и перспективы развития, а также разработка религиозного тура на территории Республики Татарстан. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: * изучить теоретические основы религиозного туризма и особенностей его организации * проанализировать состояние религиозного туризма на ...

4 республике, выявить имеющиеся проблемы и перспективы развития, а также разработка религиозного тура на территории Республики Татарстан. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы религиозного туризма и особенностей его организации проанализировать состояние религиозного туризма на территории Российской Федерации и Республики Татарстан разработать религиозный тур на территории Республики Татарстан Объектом курсового проекта является религиозный туризм. Предметом проекта является организация религиозного туризма. При написании данного курсового проекта были использованы интернетисточники, профессиональная литература на тему религиозного туризма. Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 4

5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА 1.1. Сущность и история развития религиозного туризма. Религиозный туризм, как отдельный вид туризма, был включен в классификацию туризма совсем недавно, но паломнические поездки были известны уже издревле. Что же такое религиозный туризм? Религиозный туризм это вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрами, находящимся за пределами обычной для них среды. Туристом, который путешествует с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и религиозных центров. В настоящее время наблюдается активный и устойчивый рост интереса туристов к посещению религиозных объектов как в России, так и в зарубежных странах. Мнения экспертов по поводу стремительного роста религиозного туризма разделились. Одни считают, что причина роста религиозного туризма, который неподвластен даже влиянию экономического кризиса, заключается в том, что большая часть такого рода туристов являются весьма состоятельными людьми, не жалеющими средства на «вечные ценности». Эксперты и специалисты ВТО видят причину устойчивости религиозного туризма к давлению мирового экономического спада в том, потому что он рассматривается людьми не в качестве атрибута роскошной жизни, а как скромное путешествие с небольшим набором обязательных и недорогих услуг, а также познавательных и культурных целей. Причина широкого распространения религиозного туризма может заключаться также и в том, что люди постепенно начинают понимать, что многополярный и безопасный мир можно создать только через продуктивный диалог цивилизаций, как общее пространство многогранной духовности. Поэтому одним из основных средств совершенствования общества продолжает 5

6 оставаться процесс познания, которое помогает человеку сформировать отношение к универсальным ценностям культуры и на их основе выработать свое собственное мировоззрение. Религиозный туризм в XXI в. присутствует в той или иной форме во многих сегментах туристского бизнеса, и даже в тех, которые с ним напрямую не связаны. Целями религиозного туризма в настоящее время являются познание традиционных культур, истории религий, национальных религиозных традиций, ритуалов, обрядов, церемоний, участие в них в качестве зрителей, знакомство с уникальными памятниками архитектуры, в том числе с традиционными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики и декоративного оформления. Нередко при выборе направления религиозных поездок современными туристами мотивом служит полученная информация об исторических путях древних и нынешних паломников. Религиозный туризм подразделяют на два вида: паломнический туризм (паломничество) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломничество это: 1) путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, им еющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; 2) хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом. Также, с точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи 6

40 стр., 19947 слов

Религиозный туризм

... рассматриваются особенности организации религиозных туров российскими туристическими компаниями. 1. Понятие религиозного туризма 1.1 Виды и формы религиозного туризма Паломничество - это ... работы является изучение стратегии становления религиозного туризма в Российской Федерации. Рабочие задачи: 1) Знать понятие, виды и формы религиозного туризма. 2) Изучите тему популяризации религиозного туризма ...

7 направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Интересно, что слово «паломничество», в русском языке, произошло от слова «пальма». Объясняется это тем, что, отправляясь в Иерусалим, путешественники брали с собой пальмовые ветки, листья, повторяя встречу, описанную в Евангелии, когда Спаситель входил в Иерусалим, и ученики чествовали его, размахивая именно пальмовыми ветвями. Паломничество встречается почти во всех религиях и является очень большой загадкой. Никто доподлинно не знает, что именно двигало человеком, который первым отправился в паломничество. При том, что в древности, это был достаточно опасный вид путешествия. Многие паломники просто навсего не возвращались домой. Длительные паломнические путешествия, являясь традиционным инструментом межкультурного общения, приобрели в мировой истории особое значение в качестве средства взаимообогащения культур различных народов и религиозных традиций. Религиозное паломничество напрямую связано с межкультурной коммуникацией. Паломники, выходя за границы привычного им «своего» национального культурного мира и добираясь до святых мест, оказывались на «перекрестке культур», поскольку их путь, как правило, проходил через земли, представлявшие сложные этно-религиозные образования, переплетение цивилизационных моделей и традиций. Важным аспектом коммуникативной функции являлось общение паломника с представителями иных культур. Эти контакты способствовали проникновению некоторых элементов «чужой» культуры, а также адаптации к этим «культурным имплантатам» в процессе формирования общей картины мира, которая складывалась в сознании паломников на основе культурно-исторических стереотипов. Среди них особую роль играли устойчивые представления о родной стране. Культурно-исторические стереотипы помогали и помогают паломникам 7

6 стр., 2672 слов

Религиозный туризм

... ]. религиозный туризм паломничество объект Религиозный туризм стал важной составляющей современной туристической индустрии. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры постоянно растут. На рынке туристических услуг появляются компании, специализирующиеся на организации религиозных туров ...

8 приготовиться к встрече с другими культурами, ослабляют культурный шок от их первоначального восприятия. В истории русского паломничества есть два опорных момента, когда паломничество было невозможным: в XIII в., во время монгольского нашествия и XX в., когда в стране был период советского атеизма. Только после падения «железного занавеса» советские паломники получили возможность посещать как отечественные, так и зарубежные святые места. Массовые поездки паломников внутри страны были не на высоком уровне из-за нехватки инфраструктуры и народ стал ездить за рубеж, где религиозный туризм, как отдельный вид туризма, уже активно работал. В настоящее время религиозный туризм в нашей стране только начал расцветать. Отечественные эксперты дают количественную оценку религиозному туризму. Религиозный туризм может составлять, по некоторым оценкам, около 70% всего внутреннего туризма. То есть, если в 2014 г., согласно данным Ростуризма, внутренний туристский поток России составил 41,5 млн человек, то более 30 млн человек совершили религиозные поездки. Это можно объяснить тем, что в культурно-познавательном потенциале российского туризма доля религиозной составляющей весьма велика. Таким образом, в настоящее время спрос на культурно-познавательные путешествия с религиозными целями постоянно растет. Такая тенденция связана с растущими потребностями современных людей в более глубоком ознакомлении с мировыми религиями и культурами, с ними связанными, с различными знаниями об особенностях религиозной жизни отдельных стран и регионов, а также с желанием более полного интеллектуального обогащения посредством подобных путешествий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозное паломничество на протяжении многих веков играло важную роль в межцивилизационных контактах различных народов и являлось уникальным средством межкультурной коммуникации. В святых местах Вселенского 8

9 Православия и, в первую очередь, в Иерусалиме и Афоне собирались паломники из многих стран мира, которые взаимодействовали друг с другом, а также с местными культурами и народами. Во время паломнических путешествий происходил массовый обмен и усвоение информации, знаний и опыта между представителями разных религий и многих народов. Религиозное паломничество в нашей стране более тысячи лет играло и продолжает в настоящее время играть важную коммуникативную и цивилизационную роль. Важную роль в деле возрождения религиозного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и освоить представители церковных структур в России. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции и отражают лишь определенный культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности. Возможность же проявить личное благочестие для каждого паломника в святом месте всегда найдется. Главную роль в этом играют духовные организации той или иной религии. Также появились паломнические миссии, организующие паломнические поездки по всему миру. По данным ВТО более половины паломников, приезжающих в Иерусалим, составляют именно православные из России. По мимо Палестины популярными паломническими направлениями считаются греческий Афон, итальянский город Бари, черногорская столица Цетине. Причинами паломничества можно выделить: желание исцелиться духовно и физически; помолиться; обрести благодать; 9

2 стр., 951 слов

Перспективы развития религиозного и паломнического туризма в ...

... развития религиозного и паломнического туризма в России (на примере, в частности, Соловецкого архипелага). Конечной целью дипломной работы является разработка перспективного направления религиозного и паломнического туризма Архангельской области, ... моря до Индийского океана. Во всем мире религиозный туризм имеет широкое распространение. В нашей стране этот вид туризма пока еще плохо развит. ...

10 выполнить богоугодную работу; отмолить грехи; проявить преданность вере; обрести смысл жизни. Познавательный туризм религиозной направленности это второй тип религиозного туризма. В рамках таких туров предполагается посещение экскурсантами религиозных центров, в которых они смогут увидеть разнообразные религиозные объекты, побывать в музеях и на выставках. В рамках религиозного туризма предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы могут увидеть какие-либо священные религиозные объекты. Так же туристам предлагается посещение богослужений, участия в крестных ходах, разного рода религиозных мероприятиях и медитациях Современные требования к организации религиозного туризма Специалисты Всемирной туристской организации (ВТО) считают религиозный туризм одним из самых перспективных видов туризма XXI века. Мировой рынок религиозного туризма, на сегодняшний день, оценивается в 18 млрд. долларов. Интерес к религиозному туризму с каждым годом неуклонно растет. Поэтому нужно серьезнее и тщательнее относиться к организации данного вида туризма. Современный религиозный туризм повторяет все основные модели массового туризма, который подвержен коммерциализации и экономическим критериям оценки его эффективности. Он содержит все единообразно определяемые признаки туризма: планирование, безопасность, перевозка, размещение, питание, культурное обслуживание, дополнительные услуги, торговля, сопровождение и прочее. При организации паломнического тура нужно, прежде всего, обратиться к научной классификации разновидностей паломничества. Выделяется 6 видов: по числу участников и семейной принадлежности индивидуальные, семейные и групповые туры; 10

11 по продолжительности длительные и кратковременные; по сезонности круглогодичные и приуроченные к религиозным праздникам; по объектам посещения посещения конфессиональных культовых мест и посещения природных культовых мест; по местоположению объекта паломничества внутренние и зарубежные туры; по признаку обязательности добровольные и обязательные паломнические туры. В плане организации также следует учитывать, что вход на некоторые религиозные объекты представителям некоторых религий запрещен, либо запрещен частично. При организации питания также нужно учитывать особенности той или иной религии. Например, для группы мусульман будет неприемлемой пища «не халяль», то есть не разрешенная религией пища. Это могут быть: 1) Рестораны, кафе, расположенные в религиозных центрах. Еда соответствует религиозным требованиям, имеется возможность выбора. 2) Монастырские столовые. Ассортимент не особо разнообразный, в основном постная пища, подается только в определенное время, часто без возможности выбора. В плане транспорта используются все виды, но во внутреннем религиозном туризме чаще всего используются личные автомобильные, или частные автобусные средства. В сектор религиозных объектов входят: Культовые сооружения монастыри, храмы, мечети и т.п.; Природные объекты святые источники, колодцы, горы, водоемы. 11

3 стр., 1050 слов

Религиозная составляющая России и Юга России

... религии на определенных этапах развития общества. Целью настоящей работы является изучение религиозной составляющей России и юга России. Фрагмент работы для ознакомления 47 166 2999 Приволжский 2570 83 ... Структуры Русской православной церкви составляют более 50% всех зарегистрированных религиозных объединений. Их присутствие весьма заметно в Европейской части России. Однако в Дальневосточном округе ...

12 2. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА 2.1. Особенности развития религиозного туризма в Российской Федерации Религиозный и паломнический внутренний туризм в России имеет важное направление духовно-нравственного и патриотического воспитания и в настоящее время этот вид туризма переживает особенный подъем. Для планомерного внедрения и развития внутреннего туризма Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. 941-р «Об утверждении Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» бала утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. В Стратегии особое внимание направлено на переориентацию части потребительского спроса на внутренний туризм, для реализации стратегической роли туризма в духовном развитии, кроме того в Стратегии отмечается несколько перспективных регионов для развития религиозного и паломнического туризма. В октябре 2015 г. было подписано соглашение между Международной общественной организацией «Императорское Православное Палестинское Общество» и Министерством культуры Российской Федерации. В рамках соглашение планируются реализация проектов, направленных на привлечение иностранных туристов и паломников к святым местам в России. В России есть возможность совершить религиозно-образовательный или паломнический тур отвечающий потребностям нескольких конфессий. Можно отметить следующие наиболее интересные места для религиозного тура по России: Кострома (Костромская область) — имеет главную религиозную достопримечательность — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, основанный в конце XIII века, древний Богоявленско-Анастаиин женский монастырь, где хранится чудотворная икона Федоровской Божией Матери; Арзамас (Нижегородская область) — является одним из религиозных центров страны благодаря расположенным неподалеку знаменитым Дивеевскому и 12

13 Саровскому монастырям. Одна из главных достопримечательностей города — расположенный на Соборной площади пятиглавый собор Воскресения Христова; Владимир (Владимирская область) — где расположен Успенский собор, Золотые Ворота, костёл Святого Розария и т.д. Из Владимира туристы попадают в Суздаль, где находится легендарная белокаменная Церковь Покрова на Нерли; Музей-заповедник Кижи (Республика Карелия) — архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одна из главных и впечатляющих достопримечательностей Кижей — церковь Преображения Господня; Сергиев Посад (Московская область) — Это единственный город Подмосковья, входящий в Золотое Кольцо России. Сергиев Посад называют и «столицей православия», и «русским Ватиканом», и «духовным центром России». В городе большое количество историко-религиозных достопримечательностей, в частности, здесь находится самый почитаемый в России монастырь — Свято- Троицкая Сергиева лавра; Остров Валаам — центральная достопримечательность архипелага — ансамбль Валаамского Преображенского монастыря с каменной часовней, освященной во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих радости».

5 стр., 2111 слов

Основные сведения о Республике Татарстан

... населения республики. 4. РЕЛИГИЯ На территории Республики Татарстан зарегистрировано более тысячи религиозных объединений. Наибольшее распространение в Республике Татарстан получили две религии: ислам и православное христианство. ... сопротивление народа, потребовался не один десяток лет. Казань становится одним из важнейших промышленных и культурных центров России, а в 1708 году - центром огромной ...

Не менее интересны пятиглавый Спасо-Преображенский собор, часовня Благовещения, часовня во имя иконы Знамения Богоматери, пятиглавый Спасо-Преображенский собор; Казань (Республика Татарстан) — удивительный город, где мирно уживаются культовые объекты двух великих религий — православия и ислама. Главная мечеть Казани Кул-Шариф соседствует с главным православным храмом — Благовещенским собором. Сердце города — Казанский кремль; Иволгинский дацан (Республика Бурятия) — храмовый комплекс, считающийся главной святыней буддизма в России. На территории дацана расположены десять храмов, усыпальница, библиотека, оранжерея священного дерева Бодхи, резиденция ламы — главы буддистов России, а также буддистский университет. 13

14 Религиозный туризм, как часть комбинированного тура предполагает и посещение не только комплекса религиозных памятников, но и возможность посещения знаковых соборов и монастырей. В православии особое почтение отдается мощам святых, по местам их упокоения святых угодников, также совершаются туры. Религиозный туризм в России развивается в двух направлениях: организацией тура может заниматься турфирма либо паломнические службы при крупных религиозных и светских организациях («Радонеж» — Московская Патриархия, «Паломник» — Международный фонд единства православных народов), а также паломнические службы, которые существуют при многих храмах. Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма, но имеется ряд трудностей для полноценного его развития, отметим следующие: организациями; неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые связи между туристическими фирмами и религиозными недостаток сфере квалифицированных кадров; запущенность некоторых религиозных объектов. Таким образом, на сегодняшний день со стороны Правительства с поддержки РПЦ осуществляется развитие религиозного туризма в России. Паломнические службы совместно с туристическим организациями смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать возможность для туриста посетить данные интересные места Особенности развития религиозного туризма в Республике Татарстан Религиозная обстановка в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан в той или иной степени отражает последствия изменений 14

15 в государственном и политическом строе, которые произошли внутри страны за последнее десятилетие. В Татарстане отношения руководства республики и религии строятся на основании Конституции РФ, то есть на принципе свободы совести, включающим в себя такие понятия, как равенство всех религий перед законом; гражданским правом исповедовать любую религию или не придерживаться никакой вообще; светский характер государства, то есть полное отделение от управления республикой каких-либо отдельных религиозных групп, общностей, объединений. Наверное, во всей России трудно найти регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей разных конфессий. Это и мусульмане, и христиане, а также иудеи, кришнаиты, буддисты. Главной задачей, религиозного туризма в Республике Татарстан выступает, по моему мнению, именно сохранение уникального мирного сосуществования разнообразия конфессиональных групп. Сегодня в Татарстане различных религиозных организаций насчитывается около тысячи. Число мусульманских общин приближается к семистам, а православных — более ста пятидесяти. В последние годы в республике идет интенсивный процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости.

14 стр., 6527 слов

Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма Республики Алтай

... подтверждается и целевой региональной программой развития туризма в Республике Алтай, перспективной для развития инновационных видов туризма и отдыха. ... уровнем моря. Находится на территории современных государств Казахстана и Китая. На востоке Алтай ... Горно-Алтайск. Расстояние от Москвы 3640 км. В административном отношении Республика Алтай делится на 10 районов. На северо-западе граничит с Алтайским ...

Начиная с 1988 года, религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий — памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская «Иске- Таш», мечети в городе Казань, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики; Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Богоявленская, Старообрядческие церкви, Ивановский монастырь в Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах. Только в 1996 году в столице республики верующим были переданы следующие культовые здания (помимо упомянутых): синагога — еврейский дом 15

16 молитвы, лютеранская кирха — христианская церковь, католическая часовня. Органы государственной власти и управления в столице республики и на местах положительно решают вопросы передачи культовых зданий религиозным организациям с соблюдением установленного порядка. В настоящее время в большинстве городов и районов республики этот вопрос решен практически полностью. Несмотря на то, что религия отделена от государства, власти изыскивают средства и возможности для реставрации и ремонта культовых зданий — памятников. К началу 1997 года было завершено строительство, отреставрировано и сдано в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадии строительства и реставрации находились 182 культовых здания, в том числе мечетей — 148, церквей К 1997 году в распоряжении мусульманских общин находилось 386 зданий мечетей, у православных обществ — 99 церквей. Наиболее традиционными для Татарстана религиозными конфессиями являются ислам и православие. Они оказывают наибольшее влияние на общественно-политическую обстановку в республике. За многие годы сосуществования между ними сложились нормальные, доверительные отношения. Ислам в Татарстане имеет более чем тысячелетнюю историю. На основании дошедших до нас документов установлено время официального принятия предками казанских татар — волжскими булгарами ислама год. Ислам в Татарстане — суннитский, ханафитского масхаба, одной из черт которого является терпимость и взаимоуживаемость с другими религиями. К концу 1996 в республике действовало зарегистрированных 653 мусульманских, 168 православных организаций и 52 религиозные организации других конфессий. Государственные структуры, и, прежде всего, Совет по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан, оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем — в первую очередь, в повышении правовой культуры, формировании цивилизованных 16

36 стр., 17557 слов

Экономические инструменты государственной поддержки в сфере туризма ...

... на аграрный сектор экономического региона. Целью выпускной квалификационной работы является анализ роли государственной поддержки в развитии агропромышленного комплекса региона. Объект исследования - агропромышленный комплекс Республики Татарстан. Объект исследования - государственная поддержка развития агропромышленного комплекса на региональном уровне. В ...

17 отношений, основанных на уважении к закону. Следует отметить, что Советом по делам религий разработан проект Закона Республики Татарстан «О религиозных организациях». В последние годы в русле демократических преобразований общества, разрушения прежней идеологической системы, влияние религии на общество возросло. Достаточно привести такие цифры: десять лет назад в республике было зарегистрировано 38 религиозных общин, в том числе 18 мусульманских и 15 православных. На территории республики расположены объекты поклонения практически всех религиозных культов. В последнее время в подобных поездках участвуют не только глубоко верующие люди, но и та часть общества, для которой религия выступает частью культурного наследия народа, поскольку объекты поклонения чаще всего являются уникальными памятниками истории, искусства, архитектуры, имеют важное международное значение. Тем самым сливается религиозная, познавательная и рекреационная цели туризма. В республике много делается для сохранения и строительства многочисленных памятников, православных храмов, мусульманских мечетей, католических соборов. Внутренний религиозный туризм в Татарстане связан прежде всего с такими святыми местами как Древний город Болгар, Остров-град Свияжск, святой ключ в Билярске Анализ деятельности туристических фирм Республики Татарстан в сфере организации религиозного туризма В настоящее время в Республике Татарстан мало туристических фирм, отправляющих в религиозные туры за рубеж. Есть варианты отправки в Грузию, Армению, Грецию, Италию. А вот выбор внутренних туров религиозной направленности очень большой. Например, из Татарстана можно отправиться в религиозный тур в Дивеево, в Москву, в Дивногорье, Сергиев Посад и т.д. Также есть варианты религиозных туров и в самом Татарстане. Обычно в роли религиозных центров 17

18 здесь выступают: Древний Болгар, Елабуга, Святой Ключ в Билярске, Островград Свияжск. Также в столице Татарстана Казани очень много церквей, мечетей, которые так же могут выступать в роли религиозных центров. «Лидер-Казань» — туристическая фирма, которая занимается внутренними религиозными турами, также есть туроператор «Ахат-Тур». Примерный вариант паломнического тура в Болгар: СУББОТА 08:05 08:15 посадка в автобус паломников, прибывших на ж/д вокзал «Казань 2» (в билете как «Восстание Пасс») 08:15 08:30 дорога по Казани до Центрального ж/д вокзала 08:30 08:40 посадка в автобус паломников, прибывших на Центральный ж/д вокзал (в билете как «Казань Пасс») 08:40 08:50 дорога до Богородицкого монастыря к иконе Божией Матери «Казанская» 08:50 09:50 посещение монастыря, молитва перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери 09:50 13:00 дорога из Казани до Болгара на автобусе (180 км).

Автобусная поездка будет сопровождаться рассказами о батюшке Владимире, о Свято- Авраамиевском храме, обсуждением организационных вопросов (как формулировать личные вопросы к батюшке Владимиру и т.д.).

13:00 13:30 обед (постный) 14:00 17:00 базовая проповедь батюшки Владимира Головина. Отдаём записки с личными вопросами, ответы на записках получаем в гостинице 17:00 17:30 ужин (постный) 18:00 18:30 размещение в гостинице «Регина» в Болгаре 20:00 21:00 соборная молитва по соглашению в Свято-Авраамиевском храме (для желающих) ВОСКРЕСЕНЬЕ 18

19 07:30 09:00 посещение места мученичества св. Авраамия Болгарского колодца со святой водой. У паломников будет возможность помолиться на месте мученичества св. Авраамия; совместно прочитать акафист мч. Авраамию; набрать воды, облиться ей в оборудованных кабинках 09:00 13:00 богослужение в храме св. Авраамия Болгарского 13:00 14:30 духовное лечение. 14:30 15:00 обед 15:30 17:00 посещение храма Рождества Богородицы в селе Три озера, где находится икона Божией Матери «Чадоподательница». Посещение этого храма будет при наличии в нем иконы, т.к. иногда по распоряжению правящего архиерея икону увозят на православные выставки. 17:00 около 20:00-21:00 дорога из Болгара в Казань. Автобусная поездка будет сопровождаться просмотром православных фильмов. Прибытие автобуса в Казани сначала на ж/д вокзал «Центральный», потом на ж/д вокзал «Казань 2». 19

20 3. РАЗРАБОТКА РЕЛИГИОЗНОГО ТУРА Тур рассчитан на 2 дня и 1 ночь, на группу из 20 человек. Также на протяжении всего маршрута с группой будет сопровождающий. Такой тур подойдет для потребителей, которые не нацелены на длительные путешествия. Оба дня тура насыщены экскурсиями, которые будут рассказывать о двух основных религиях, распространенных на территории республики: ислам и христианство. В этом туре будет предусмотрено и посещение паломнических мест, и небольшой обзор культурно-исторических памятников. То есть данный тур можно предлагать, как паломникам, так и обычным туристам. Главным отличием данного тура можно считать именно то, что он построен на диалоге двух религий и культур. Это должно повысить интерес со стороны паломников обеих религий и обычных туристов, которые интересуются религией. Полная программа тура: 1 день Время Мероприятие Место 08:30 Приезд в Казань (трансфер до отеля, Ж/Д вокзал, гостиница «Татарстан» получение номеров, завтрак в отеле) 10:00 Экскурсия в Свияжск Свияжск 12:00 Комплексный обед Свияжск 17:30 Приезд в Казань, Казань ужин в одном из кафе Казани 20:30 Экскурсия «Вечерняя Казань» (по желанию) (стоимость 550 рублей) Казань 2 день Время Мероприятие Место 08:30 Завтрак Гостиница «Татарстан» 09:00 Экскурсия «Древний город Булгар» Булгар 20

21 12:00 Комплексный обед Булгар 19:00 Приезд в Казань, ужин в одном из кафе Казани Казань С целью распространения маршрута среди потенциальных клиентов необходимо определить каналы продвижения туристского продукта. В первую очередь, необходимо использовать рекламу на телевидении, радио, в интернете. Участие в туристических выставках и ярмарках, безусловно, повысит уровень распространения информации о маршруте. Но при продвижении религиозного тура нужно очень правильно использовать рекламу. Самое главное, чтобы она не оскорбляла чувства верующих, иначе рекламная кампания просто навсего провалится. Информация должна быть точной и представлена самым благопристойным образом, помещена в преимущественно авторитетных известных источниках. Также можно использовать сами религиозные святыни, но использовать опять-таки очень осторожно, дабы не оскорблять чувства верующих и не стать источником конфликта. Расчет стоимости данного тура осуществляется за счет множества факторов. Просчитаем себестоимость продукта и стоимости продукта для туристов. Для этого необходимо учитывать: стоимость номера в отеле, стоимость питания, стоимость перевозок и стоимость экскурсий. Проживание будет осуществляться в гостиничном комплексе «Татарстан» (3*) (ул. Пушкина, 4).

В стоимость номера включен завтрак. Гостиничный комплект «Татарстан» предлагает нам: одноместный номер 1400 рублей за ночь; двухместный номер 2800 рублей за ночь; люкс 3600 рублей за ночь. Добавим к ней стоимость экскурсионного обслуживания в каждом городе по пути следования, информация о котором была взята с официальных сайтов туристско-информационных центров Татарстана. 21

22 1. Экскурсия на остров-град Свияжск, в Раифский монастырь и Храм всех религий 1200 рублей 2. Экскурсия «Древний город Булгар» 1600 рублей 3. Экскурсия «Вечерняя Казань» 550 рублей (по желанию) При экскурсии в Свияжск и в Булгар предусмотрены комплексные обеды по 300 рублей каждый. Итого. В зависимости от определенных предпочтений размещения себестоимость туристского продукта соответственно будет примерно такой: 4800 руб., 6200 руб., 7000 руб. Учтем прибыль туроператора, оценим ее в 20%. Отсюда следует: 5760 рублей за базовый пакет, 7440 рублей за пакет на двоих, 8400 рублей за улучшенный пакет. Итак, приблизительные цены на данный религиозный тур, длительностью 2 дней, от 5760 рублей до 8400 рублей. 22

23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Религиозный туризм один самых древних видов туризма, в России и в частности в Республике Татарстан данный вид туризма только начал набирать свои обороты. Религиозный туризм уже стал составной частью современной индустрии туризма. С каждым годом спрос на различные религиозные туристские объекты возрастает. Религиозный туризм можно подразделить на два вида: паломничество и познавательный туризм религиозной направленности. Также можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Различие паломнических поездок и познавательных религиозной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии. Сегодня в Татарстане различных религиозных организаций насчитывается около тысячи. Число мусульманских общин приближается к семистам, а православных — более ста пятидесяти. В последние годы в республике идет интенсивный процесс возвращения культовых зданий верующим, в чем видится восстановление исторической справедливости. Несмотря на то, что религия 23

24 отделена от государства, власти изыскивают средства и возможности для реставрации и ремонта культовых зданий — памятников Во многих сегментах туристского бизнеса уже присутствует религиозный туризм, даже если сегмент бизнеса не связан с религиозным туризмом напрямую. Основными целями религиозного туризма в настоящее время выступают: познание традиционных культур, истории религий, национальных религиозных традиций, ритуалов, обрядов, церемоний, участие в них в качестве зрителей, знакомство с уникальными памятниками архитектуры, в том числе с традиционными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики и декоративного оформления. Популярность маршрутов к религиозным объектам тех или иных святых мест имеет еще более существенную зависимость от церковных праздников. Среди верующих принято, что любое отмечаемое церковью событие лучше при возможности встречать в местах, имеющих к нему исторически наиболее близкое отношение. Проанализировав туристский рынок республики, я пришла к выводу, что религиозный туризм недостаточно сильно развит, но Татарстан имеет всю необходимую инфраструктуру для полноценного развития и реализации данного вида туризма. В данной курсовом проекте был разработан примерный познавательный тур религиозной направленности. Программа тура включает в себя 3 интенсивных познавательных дня в Татарстане, где турист сможет узнать о двух самых многочисленных религиях Татарстана, принять участие в богослужениях, чтениях молитв. Одним из сильнейших побудительных мотивов к данному путешествию является культурное самовыражение народа. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению их кругозора. В настоящее время культура является одним из элементов туристского интереса, и возможность проведения такого вида отдыха привлекательна для многих. 24

25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 2. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на годы» 3. Емельянов А.С. Монастыри России: паломничество, религиозный туризм. Учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, с. 4. ХристовТ.Т. Религиозный туризм: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», с. 5. Алятина А.Г. Особенности религиозного туризм. Оренбург: Оренбургский государственный университет С Аношин Е.А., Киселев И.А., Мельников С.А. Религиозный и паломнический туризм в России. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна» С Арутюнян О.Л. Развитие религиозного туризма в России. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком» С Асадуллина С.Д. Оценка развития внутреннего туризма в Республике Татарстан / С.Д. Асадуллина // Актуализация проблем развития гостиничной индустрии. Майкоп: Индивидуальный предприниматель Кучеренко Вячеслав Олегович, 2014 С Байнова М.С., Рудзе О.В. Религиозный туризм: понятие и виды // Сборник трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, 2016 С Бердникова О.А. Развитие туристкой отрасли в Республике Татарстан / О.А. Бердникова, С.Е. Иванов // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: Соколова Марина Владимировна, 2015 С Бунаков О.А. Анализ ситуации в сфере туризма в Республике Татарстан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал

26 2011 С Говоров М.В. Перспективы развития туристского рынка в Республике Татарстан / М.В. Говоров М.В., О.В. Шпырня // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016 С Житенев С.Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева С Карнач Г.К., Гринина И.В. Развитие туризма в Татарстане: перспективы и проблемы // Научный поиск в современном мире С Корпусов И.М. К вопросу о различении терминов «паломничество» и «религиозный туризм» // Инновации в науке, 2015 С Круглова И.В. Религиозный туризм или паломничество? // Москва: Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича (ГАОУ ВО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича) С Мухаметзянов И.М. Экономические особенности развития туризма в Республике Татарстан // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств С Паю Е. Организация деятельности паломнических центров и турфирм в сфере религиозного туризма // Краснодар: НЧОУ ВПО «Кубанский социальноэкономический институт» С Печерица Е.В. К вопросу о перспективах развития религиозного туризма в РФ // Белгород: ООО «Эпицентр» С Прокопенко Т.А. Особенности практической организации поездок в религиозном туризме // Краснодар: Кубанский государственный университет С Руденко К.А. Историко-культурное наследие как основа развития внутреннего туризма в Татарстане // Вестник Кемеровского государственного 26

27 университета культуры и искусств С Сидоров В.П., Рубцов В.А., Шабалина С.А., Булатова Г.Н. Культурноисторический потенциал Республики Татарстан // Вестник Удмуртского университета. Серия биология. Науки о земле С Ситдикова А.Р. Роль религиозного туризма и паломничества в международном туризме // Геосфера: Уфа Уварова М.В. Туризм — как одна из основных отраслей национальной экономики Республики Татарстан // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования С Хайруллина Т.Ю. Туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан / Т.Ю. Хайруллина, С.Е. Седенков // Международный туризм и спорт. Москва: РГУФКСМиТ, 2013 С Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историкокультурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета (23).

С Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А С Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Тольятти: Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» С Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. Режим доступа: Федеральная служба государственной статистики по РТ. Режим доступа: 27