В своей работе я выбрала компанию ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», потому что она является лидером воздушных перевозок в РФ, на ее примере можно подробно изучить авиаиндустрию.
Не смотря на то, что эта компания является флагманом нашей экономики, у нее тоже есть свои проблемы, слабые стороны. В этой отрасли последнее время происходят значительные изменения, многие компании уходят с рынка, другие объединяются и образуют альянсы, появляются новые методы видения бизнеса, изменяется законодательство. Все эти новшества характерны не только для России, но и для других стран.
Основные проблемы авиакомпаний:
1) Дорогое авиатопливо;
2) Дорогостоящее обновление авиапарка;
3) Низкая покупательная способность населения России;
4) Недостаточная поддержка государством данной отрасли.
Основные проблемы компании Аэрофлот:
1) Нехватка летного персонала;
2) Проблема подготовки и переподготовки кадров;
3) Слишком сложная и запутанная система контроля и информации;
4) Долгое принятие решений.
Цель данной работы:
Изучить авиационную отрасль на примере компании ОАО «Аэрофлот»
Задачи:
- o Собрать необходимый материал;
- o Изучить тенденции и проблемы воздушных перевозок;
- o Выявить сильные и слабые стороны организации;
- o Определить воздействие внешней среды на деятельность организации;
- o Выработать рекомендации для компании Аэрофлот.
o Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом — 51.173%
o Закрытое акционерное общество «Депозитарно-Клиринговая Компания» — 23.004%
o Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Национальный Резервный Банк» — 8.953%
o Общество с ограниченной ответственностью «Аэрофлот-Финанс» — 5.53%
Компания является стратегически важной, поэтому больше 50% акций принадлежит Правительству РФ.
Число сотрудников: 14 500 (в том числе около 2000 летных специалистов)
Аэрофлот — участник глобального альянса Sky Team. Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (по России — 28 пунктов).
В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане, Красноярске, Калининграде и Владивостоке. Приоритетное значение придает развитию внутреннего рынка, прежде всего присутствию в Сибири и на Дальнем Востоке.
Роль природных ресурсов в общественном развитии. Проблемы взаимоотношения ...
... и охраны природы - обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества. Роль природных ресурсов в общественном развитии. Классификация природных ресурсов. Природные ... стороны, многие экологические проблемы универсальны, характерны для большинства стран. С другой – ...
Миссия Аэрофлота — помогать пассажирам осуществлять свои жизненные планы и мечты — эффективно работать, приятно отдыхать, встречаться с родными и близкими, открывать для себя новые страны и города.
Долгосрочная цель Аэрофлота — построение глобальной сетевой компании, что предполагает:
- o достижение ведущих позиций по объему перевозок;
- o наличие эффективной системы транспортных узлов, включая крупный конкурентоспособный хаб в аэропорту «Шереметьево»;
- o доминирование на внутреннем рынке;
- o наличие развитой дальнемагистральной сети;
- o лидирующие позиции по качеству продукта.
Дочерние авиакомпании:
«Джеталлианс Восток» (ранее «Аэрофлот Плюс»): 100 % акций, чартерные и VIP-перевозки.
«Аэрофлот-Карго»: 100 % акций, является банкротом.
«Донавиа»: с 2007 года 100 % акций.
В ноябре 2011 года «Аэрофлот» завершил сделку по приобретению у «Ростехнологий» акций пяти авиакомпаний:
«Владивосток Авиа» — 52,1 %
«Сахалинские авиатрассы» — 100 %
«Россия (авиакомпания)» — 75 % минус 1 акция
«Оренбургские авиалинии» — 100 %
Совет директоров «Аэрофлота» уже решил, что с учетом значительного расширения группы понадобятся мероприятия по их ребрендингу. Но будет ли разработан единый бренд, пока не определено.
Аэрофлот имеет на балансе 113 авиалайнеров, большую часть которых составляют самолеты семейства А320, А330 и В767
Потребители
- Увеличение потребности в авиаперевозках в России (на 13% по сравнению с прошлым годом)
- Сезон отпусков, т.
к. скоро начнется лето, и многие пассажиры собираются в отпуск, то компания получит неплохую прибыль;
— Перевоз пассажиров Сочи-2014, Аэрофлот стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Игр 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки», на него придется основной поток пассажиров. Аэрофлот уже сейчас осуществляет перевозки делегаций и комиссий в рамках подготовки к олимпиаде.
Конкуренты
Аэрофлот |
АК Трансаэро |
Авиакомпания ЮТэйр (UTair Aviation JSC) |
Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines) |
Авиалинии Кубани |
||
Капитализация, млн. $ |
1660.56 |
775.07 |
390.46 |
112.7 |
2.1 |
|
Выручка, млн. $ |
5078.9 |
1127.45 |
1568.88 |
1540.25 |
150.75 |
|
EBITDA (прибыль до уплаты налогов, амортизации), млн. $ |
734.8 |
201.95 |
213.81 |
— |
— |
|
Операц. прибыль (EBIT), млн. $ |
522.6 |
110.43 |
108.09 |
117.28 |
-23.51 |
|
Чистая прибыль, млн. $ |
372.1 |
-62.2 |
18.52 |
24.96 |
-26.66 |
|
Период |
3 кв. 2010 — 3 кв. 2011 |
4 кв. 2008 — 4 кв. 2009 |
2 кв. 2010 — 2 кв. 2011 |
4 кв. 2010 — 4 кв. 2011 |
3 кв. 2010 — 3 кв. 2011 |
|
*Данный предоставлены аналитической программой Quote
Согласно данным приведенным в таблице можно сказать, что Аэрофлот занимает пока лидирующие положение среди остальных авиакомпаний. Он имеет наибольшую капитализацию и чистую прибыль. Но следует опасаться конкуренции, т. к. S7 развивался довольно быстро, и при довольно низкой капитализации получает неплохую выручку и прибыль, это говорит об эффективных методах управления и экономии.
Некоторые другие конкуренты Аэрофлота, такие как Трансаэро и Авиалинии Кубани, имеют отрицательный баланс. Но даже с учетом этого не стоит списывать их со счетов.
Рассмотрим основных конкурентов в динамике.
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок
N |
Наименование |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % |
|||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
|||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
87,6 (2009) |
19,1% |
18,1% |
18,6% |
19,4% |
19,8% |
21,8% |
|
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
35,8 (2009) |
5,6% |
7,2% |
9,7% |
11,1% |
11,7% |
13,2% |
|
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
31,9 (2008) |
12,9% |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
10,2% |
|
4 |
UTair |
Россия |
33,1 (2009) |
6,4% |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
8,9% |
|
* данные за период январь-ноябрь 2011 г.
Источник данных: Транспортная Клиринговая Палата, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ
В динамике Аэрофлот медленно увеличивает свое присутствие на рынке, но увеличение доли его ближайшего конкурента Трансаэро происходит гораздо быстрее. Если тенденция сохранится, то возможно через некоторое время они будут основными конкурентами.
В предыдущей таблицы Трансаэро имел отрицательную прибыль, такое расхождение можно объяснить тем, что для расширения своего присутствия данная компании обновляет свои основные средства, в том числе авиапарк.
S7 пока снижает свою долю присутствия на рынке на 0,2% по сравнению с прошлым годом, а UTair увеличивает на1,1%.
В целом, Аэрофлот имеет некоторый отрыв от других компаний, что делает его лидером национальных перевозок, но не абсолютным лидером. Эти четыре компании контролируют 54,1% международных пассажирских перевозок.
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе грузовых перевозок на международных направлениях и на внутренних рейсах
N |
Наименование |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % |
|||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
|||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
— |
22,7% |
20,0% |
19,5% |
20,0% |
17,7% |
16,2% |
|
2 |
Air Bridge Cargo |
Россия |
39,8 (2009) |
— |
— |
16,8% |
27,8% |
33,7% |
37,4% |
|
3 |
Волга-Днепр |
Россия |
24,2% |
17,4 |
17,5% |
11,8% |
9,2% |
6,2% |
||
* данные за период январь-ноябрь 2011 г.
Источник данных: Транспортная Клиринговая Палата, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ
Аэрофлот уступает свои позиции быстро растущей компании Air Bridge Cargo, которая уже имеет 37,4% рынка. Доля компании Волга-Днепр снижается еще быстрее. В такой ситуации Аэрофлоту необходимо срочно пересмотреть свои основные позиции, улучшить менеджмент и контроль за качеством произведенной услуги. При сохранившейся тенденции Аэрофлот через 5 лет будет иметь 10-12% рынка, Волга-Днепр либо 2-3%, либо полностью уйдет с рынка.
Поставщики
Возможность взятия основных средств (самолетов) в лизинг, что значительно упрощает работу компании, уменьшает налоги, расходы на ремонт. В последнее время почти вся авиаиндустрия не покупает самолеты, а берет их в лизинг. В связи с упрощенным налогообложением это даже дешевле, чем покупать их на собственные финансовые ресурсы.
В 2007 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение 22 дальнемагистральных самолетов Boeing B787 Dreamliner с началом поставок с 2016 года и 22 лайнеров Airbus A350 — с 2018.
Технологии, научно-технический прогресс
Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии, включая электронный билет (с 2006 г.), как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Компания развивает услугу интернет-продаж, предоставляет возможности веб-бронирования, самостоятельной регистрации на рейсы.
Аэрофлот развивает сотрудничество в рамках соглашений о код-шеринге с участниками альянса SkyTeam. Это позволяет расширять географию полетов и предлагать пассажирам дополнительные возможности путешествий.
План работ по разработке и внедрению инновационных решений и участию в НИОКР ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.
№ |
Наименование темы |
Цель темы |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
|
Управление |
|||||
1. |
Разработка системы оптимизации управления воздушным движением в зоне аэропорта «Шереметьево». |
Увеличение количества взлетно-посадочных операций. |
Достижение уровня пиковых показателей выше существующего на 20-30% в соответствии с лучшей мировой практикой. (В настоящее в Шереметьево осуществляется время 36 ВПО, потребность к 2015г. — 62, 2020 — 76, 2025 — 85).
|
— Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (Москва) — Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) |
|
2. |
Разработка системы глобального управления полетами воздушными судами (ВС) ОАО «Аэрофлот» на основе системы ГЛОНАСС. Разработка двухсистемных навигационных устройств |
Обеспечение точности и устойчивости системы управления полетами. |
Дублирование системы по отказоустойчивости, повышение уровня безопасности полетов и движения ВС на ВПП. Сокращение издержек за счет случаев повреждения ВС на перроне. |
— Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва — Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) |
|
*данные взяты из отчета Аэрофлота за 4 квартал 2011г.
Состояние экономики.
2008 год был самым убыточным для авиакомпаний, в 2010 наблюдался бурный рост этой отрасли, сейчас идет умеренный рост. Пока тенденция сохраняется.
Финансовая система.
Возможность заключить с банком договор относительно цен на топливо. Аэрофлот реализует программу «Тенкеринг», согласно которой цена может колебаться лишь в определенном коридоре, при превышении этого коридора банк выплачивает компании издержки, при снижении Аэрофлот выплачивает из сэкономленных денег разницу банку. Сделка рассчитана на три года с выплатами один раз в полгода.
Действия властей (правовая система и нормативно-технические требования).
- Гармонизация работы московских аэропортов
- Передача Шереметьево и Внуково одному оператору, что соответствует процессам глобализации
- Новые правила полетов по увеличению пропускной способности аэропортов
- Стимулирование региональных перевозок
- Принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма в 2011г, что поможет развить качество региональных перевозок
Природные ресурсы и экология.
Законодательство относительно экологии в РФ слабое, что дает возможность Аэрофлоту не тратить дополнительные средства на предотвращения загрязнений и выхлопов реакторов.
Потребители
· Низкая покупательная способность населения России
- Рост цен на традиционных курортах
- Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков
- Сезонность спроса, трудно заранее прогонозировать, что ведет к излишним расходам
Конкуренты.
Усиление конкуренции из-за вступления других участников рынка в глобальные альянсы, сделок m&a, ослабление законодательства относительно иностранных перевозчиков (раньше на российском рынке могли присутствовать только российские авиакомпании)
Поставщики.
Высокие цены на авиатопливо. Аэрофлот может захеджировать только 15% топлива, покупаемого за рубежом.
Технологии, научно-технический прогресс
Благодаря развитию НТП модели самолетов, которые использует Аэрофлот, устаревают. А обновления парка является довольно затратным и длительным процессом.
Состояние экономики.
2008 год сильно подкосил российскую авиацию, после него многие компании так и не смогли оправиться, авиатопливо остается дорогим.
2012 может стать самым дорогим годом относительно топлива. Это связано с региональным конфликтом в Иране. Весною этого года можно будет ожидать большого скачка цен из-за военной кампании США в Иране. (Иран является крупным экспортером нефти).
Уже сейчас идет быстрый рост цен, это связано с наложенными санкциями на Иран относительно реализации его нефтяных ресурсов. Все это негативно скажется на русских перевозчиках, в том числе и на Аэрофлоте, многие компании могут уйти с рынка.
Финансовая система.
- Существуют валютные риски колебания курсов (может повлиять на цену закупаемого топлива и дивиденды по акциям).
Не являются серьезными
- Процентный риск (увеличение процентной ставки по кредитам и заимствованием, лизингу)
Действия властей (правовая система и нормативно-технические требования).
- Большое количество ограничений, налагаемых российскими и международными правовыми нормами (Пр. с 2012 года в РФ только компании, имеющие не меньше десяти лайнеров, имеют право выполнять регулярные рейсы, с будущего — не меньше 20).
— Недостаточная поддержка авиапрома со стороны государства. Пример, компании приходится покупать авиатопливо на внешних рынках в то время, как наша страна является экспортером энергоресурсов. Это связано с высокими внутренними ценами и отсутствием реакции властей. Все это приводит к высоким ценам на билеты и валютным рискам для компании.
- Слабая законодательная и судебная практика
- Отсутствие надлежащего контроля
Природные ресурсы и экология.
Российская Федерация обладает необходимыми природными энергоресурсами для авиаотрасли, но из-за больших цен на внутреннем рынке большинство компаний реализует топливо у иностранных поставщиков.
Законодательство в РФ позволяет Аэрофлоту не беспокоится о состоянии окружающей среды. Но Аэрофлот так же входит в альянс Skyteam, а значит ему приходится выполнять некоторые требования этого альянса относительно загрязнений. Это так же необходимо для привлечения зарубежных инвесторов.
План работ по разработке и внедрению инновационных решений ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.
Наименование темы |
Цель темы |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
|
Экология |
||||
Разработка и внедрение технологий по снижению выбросов СО2. |
Обеспечение конкурентоспособности российских ВС в условиях ужесточения европейских правил по выбросам СО2 . |
Сокращение издержек на приобретение квот по выбросам СО2 на специализированных биржах в связи с ростом количества выполняемых полетов. (С 2012 г. АФЛ столкнется с необходимостью приобретения квот при увеличении выбросов СО2 в сравнении с 2010 г.) |
— Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва — Московский авиационный институт |
|
Разработка и внедрение технологий, обеспечивающих снижения уровня шума ВС в зоне аэропортов. |
Снижение воздействия полетов на окружающую среду. |
Снижения уровня шума ВС в зоне аэропортов в соответствии с европейскими стандартами. |
— Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва — Московский авиационный институт |
|
Разработка системы энергопитания на борту ВС на основе топливных элементов. |
Снижение расходов на топливо, снижение уровня негативного влияния на окружающую среду. |
Повышение рентабельности операционной деятельности за счет сокращение доли ГСМ в издержках производства, снижение выбросов СО2. |
— Московский авиационный институт |
|
Разработка и внедрение технологий по утилизации и вторичному использованию противообледенительной жидкости (ПОЖ).
|
Снижение издержек производства и уровня негативного влияния на окружающую среду. |
Доведение уровня вторичного использования ПОЖ до 60% в соответствии с лучшими зарубежными практиками. |
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва |
|
1. Журнал АТО (Air Travel Observer)
2. Интернет-журнал Авиаглобус
3. Senturia daily. Ежедневная газета об авиации и туризме
4. Журнал Космостар
5. Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация»
Фактор внешней среды |
Показатель, характеризующий состояние фактора |
Источник информации о величине показателя |
Параметры надежности информации |
Периодичность контроля |
|
Конкуренция |
Острота конкурентной борьбы |
http://quote.rbc.ru/exchanges/emitent/643/ |
удовлетворительно |
Каждый месяц |
|
Состояние экономики |
Период развития (спад/взлет) |
Газета «Ведомости» |
удовлетворительно |
Каждый месяц |
|
Финансовая система |
Наличие стабильность |
РИАНовости |
удовлетворительно |
Каждый день |
|
Действия властей |
Скоординированность, целенаправленность |
Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация» |
надежно |
Каждый месяц |
|
Поставщики |
Колличество поставщиков |
РИАНовости |
удовлетворительно |
Каждый год |
|
Распределение функций, полномочий и ответственности.
Основные вопросы решаются на собрании акционеров. К ним относят вопросы размещения акций, будущее развитие организации, вопросы по обновлению авиапарка, вопросы о приобретении других активов.
Главным акционером является государство, поэтому большинство полномочий и ответственности лежит на нем. Государство предоставляет определенные привилегии фирме.
Система прогнозирования и планирования.
Системой прогнозирования и планирования занимается ряд отделов. В их полномочия входят обязанности слежки за конкурирующими фирмами, предоставления информации о последних новшествах и нововведениях, о планируемых законопроектах, о финансовых изменениях на биржах, о поставщиках, о выявлении ошибок с их последующим устранением.
Основные отделы:
ь Финансовый отдел прогнозирования
ь Отдел маркетинга и лицензирования
ь Отдел исследования неисправностей полетов
ь Отдел повышения качества обслуживания
Одной из заслуг Аэрофлота является его придирчивое отношения к каким-либо нестыковкам. Каждое упущение, помеха, недоработка тут же полностью проверяется Отделом повышения качества обслуживания. На это идут большие средства, но благодаря этим разработкам Аэрофлот имеет имя безопасного перевозчика.
Финансовый отдел помогает избежать валютных рисков, что крайне важно для такой большой компании с огромной ликвидностью.
Система мотивации.
Основной мотивацией является переподготовка кадров. Летные специалисты получают достойную зарплату.
Система контроля.
Контроль за финансово — хозяйственной деятельностью Общества осуществляется Советом директоров Общества и его комитетом по аудиту, Ревизионной комиссией Общества, департаментом внутреннего аудита Общества, а также аудиторскими организациями (аудиторами) Общества.
Наличие специального органа — Ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации предусмотрено действующим законодательством, компетенция и порядок их деятельности определены ст. 23 Устава ОАО «Аэрофлот». Для организации внутреннего контроля в Обществе создан департамент внутреннего аудита. В год департаментом проводится около 40 проверок (ревизий) с оформлением соответствующих заключений (актов).
По существу проведенных проверок представляются и реализовываются рекомендации, направленные на повышение эффективности существующей системы внутреннего контроля и совершаемых хозяйственных операций.
Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полётами. Создал высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуаций позволяет эффективно руководить производственными процессами.
Информационная система. Коммуникации
- Покупка-продажа акций, облигаций и ГДР на рынке ММВБ
- Появились представительства Аэрофлота в социальных сетях «В контакте», Facebook и в системе микроблогов Twitter. Открыты личный блог генерального директора Аэрофлота Виталия Савельева на платформе LiveJournal и микроблог в Twitter.
- Представляют данные о себе на официальном сайте в виде отчетов, финансовых планов
Корпоративные нормативы и стандарты.
В Аэрофлоте действует система экологического управления и производственного экологического контроля, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты. Принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности, полностью соответствующая экологической стратегии IATA.
Маркетинг (сбыт) и продвижение продукта.
Аэрофлот — один из самых известных и узнаваемых брендов, которые ассоциируются с Россией.
Компания Аэрофлот создает имидж глобального национального перевозчика, обеспечивающего безопасный перелет и стабильную финансовую отчетность. И проводит определенные социальные программу, что укрепляет его позиции на рынке, повышает узнаваемость бренда.
Аэрофлот играет активную роль в жизни общества, оказывая постоянную поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций. В 2010 году вошел в топ-10 в Рейтинге социальной ответственности российских компаний, заняв 4-е место. К числу программ и акций с участием Аэрофлота относятся:
«По местам боевой славы» — эту акцию в честь Дня Победы Аэрофлот проводит ежегодно с начала десятилетия, помогая ветеранам встретиться со своими боевыми товарищами. В рамках этой программы им предоставляется возможность совершить бесплатные полеты в Европу и самые отдаленные российские города. Чтобы донести наиболее полную информацию о возможностях участия в акции до всех её адресатов — ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, блокадников, по всей России регулярно проводится широкая информационная кампания.
Акция «Мили милосердия» инициирована Аэрофлотом как одна из форм помощи тяжело больным детям. Участники программы «Аэрофлот Бонус» имеют возможность пожертвовать часть накопленных миль в благотворительный фонд «Подари жизнь», одним из учредителей которого является известная актриса Чулпан Хаматова. Эти мили превращаются в авиабилеты для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и направляемых на лечение за границу или в Москву из российских городов. В 2010 году к этому проекту присоединился новый партнер — фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
Авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями в перевозке больных детей в зарубежные клиники.
Аэрофлот поддерживает всероссийскую благотворительную акцию «Поезд надежды», проводимую в рамках социального проекта «Детский вопрос».
Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту, в том числе Олимпийскому движению. Он стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки» — соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом «Сочи 2014».
Бренд — это не только имиджевая, но и экономическая категория. Согласно исследованию, которое провела британская компания Brand Finance, на конец 2010 года стоимость бренда Аэрофлота составила 1,086 млрд долл. США. Таким образом, Аэрофлот входит в 20-ку наиболее дорогих брендов авиакомпаний мира (самым дорогим среди воздушных перевозчиков является бренд Lufthansa — 3,8 млрд долл. США).
У бренда Аэрофлота очень большой потенциал, который может быть раскрыт с помощью точного позиционирования, грамотной дифференциации от конкурентов и эффективных маркетинговых коммуникаций.
Производство
- Географическое положение (через Россию проходят пути, которые связывают Европу с Дальним и Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией)
- Разветвленная инфраструктура
- Возможности экономии на масштабах производства
- Новый авиапарк (относительно других российских авиакомпаний, у которых износ на 2010 г 16,3года, у Аэрофлота 5 лет)
- Осенью 2009 был открыт новый терминал D в аэропорте Шереметьево, закрепленный за Аэрофлотом
- Соглашение код-шеринг с альянсом SkyTeam, что позволяет производит дополнительные полеты
Персонал (состояние и управление)
В 2011 году открыл собственную Авиационную школу с запланированным объемом выпуска 160 пилотов (80 экипажей) в год. Подготовка кадров предусмотрена по 120 авиационным специальностям.
Приняты социальные программы для привлечения сотрудников. Летным специалистам, приходящим в Аэрофлот с эксплуатации самолетов зарубежного производства, выплачивается материальная помощь.
В Аэрофлоте более 14 тыс. рабочих мест в России и за границей на период 2011 года.
План работ по разработке и внедрению инновационных решений ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.
№ |
Наименование темы |
Цель темы |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
|
Обучение |
|||||
3. |
Разработка и внедрение системы дистанционного обучения. |
Обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации летно-техническим составом и бортпроводниками. |
Повышение качества работы летно-технического состава и уровня безопасности. Сокращение издержек на обучение. |
— Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) — Московский государственный университет, — Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) |
|
4. |
Разработка технологии смешанной (комбинированной) реальности (КР), совмещающей объекты реального мира и виртуальные, созданные компьютером артефакты. |
На основании данной технологии разработать и внедрить инновационную методику обучения пилотов и диспетчеров действиям в условиях нештатных ситуаций. |
Повышение профессионального уровня пилотов и диспетчеров и уровня безопасности полетов. |
Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) |
|
*данные взяты из отчета Аэрофлота за 4 квартал 2011г.
Финансы (состояние и управление)
- Устойчивое финансовое положение компании
- Умение привлекать финансовые средства для реализации проектов компании
Производственно-финансовая деятельность гражданской авиации РФ за период 2005-2011 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
|
Пассажирооборот, млрд. пасс. км |
85,77 |
93,91 |
111,01 |
122,6 |
112,47 |
147,12 |
166,59 |
|
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
35,09 |
38,01 |
45,10 |
49,8 |
45,11 |
56,95 |
64,06 |
|
Перевезено грузов, тыс. т |
628,9 |
640,3 |
732,2 |
779,3 |
712,15 |
926,42 |
976,77 |
|
Доходы авиакомпаний РФ на транспортной работе, млрд. руб. |
163,6 |
178,7 |
263,7 |
345,5 |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
|
Прибыль авиакомпаний РФ на транспортной работе, млрд.руб. |
0,47 |
5,20 |
2,76 |
-11,7 |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
|
* предварительные данные за период январь-декабрь 2011 г.
Источник данных: Федеральное агентство воздушного транспорта РФ.
Производственно-финансовая деятельность авиакомпании Аэрофлот за период 2005-2011 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
|
Пассажирооборот, млрд. пасс. км |
20,69 |
22,41 |
24,68 |
27,25 |
25,99 |
34,78 |
38,56 |
|
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
6,67 |
7,29 |
8,17 |
9,27 |
8,76 |
11,29 |
12,98 |
|
Перевезено грузов, и почты тыс. т |
145,46 |
145,28 |
95,93 |
87,95 |
86,76 |
163,40 |
144,50 |
|
Доходы SU, млрд. руб. |
62,85 |
71,35 |
77,09 |
95,01 |
87,64 |
114,45 |
Нет данных |
|
Прибыль SU, млрд. руб. |
6,03 |
7,98 |
6,07 |
5,81 |
1,55 |
12,05 |
Нет данных |
|
* данные за период январь-ноябрь 2011 г.
Источник данных: Транспортная Клиринговая Палата, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ
Чистая прибыль Группы компаний «Аэрофлот» по итогам первых девяти месяцев 2011 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила 383,7 млн. долл. США, — на 36,6% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
1. Распределение функций, полномочий и ответственности
- Слишком большое количество отделов, путанность с ответственностью
- Государство, имеющие контрольный пакет, не всегда принимает эффективные решения
2. Система прогнозирования и планирования
- Большое количество отделов усложняет работу
- Прогнозы не всегда опираются на точные данные
- Прогнозы могут быть неточны в силу специфики отрасли
3. Система мотивации
- Низкая зарплата нелетному персоналу
- Отсутствие возможности продвижения по службе
4. Система контроля
- Нет точного понимания о полномочиях и правах менеджмента среднего звена
5. Информационная система. Коммуникации
- Отсутствие единой информационной системы
- Запутанность и сложность всей информационной системы
6. Корпоративные нормативы и стандарты
- Большое количество актов, которым нужно соответствовать
- Строгие требования к качеству и безопасности предоставляемой услуги
7. Маркетинг (сбыт)
Недавний скандал с Лебедевым и судебное разбирательство подкосили имидж компании.
Представители ОАО «Аэрофлот» обратились в суд после того, как Лебедев написал в своём блоге, что авиакомпания украла у него деньги. Как утверждал дизайнер, он приобрёл билет на отбывающий рейс, но в посадке на борт ему было отказано, так как регистрация на тот момент уже была закрыта. После этого недовольный блогер начал активную информационную кампанию против «Аэрофлота», в результате компания обратилась в суд.
8. Производство
- Неэффективная эксплуатация некоторых линий
- Частые задержки и простои
9. Персонал (состояние и управление)
- Плохие условия работы обслуживающего персонала из-за стремления компании экономить.
- Недостаток летного персонала
- Недостаточная начальная подготовка летного персонала
10. Финансы (состояние и управление)
- Консолидация активов от госкорпорации «Ростехнологии» повысила долговую нагрузку
- Дорогое обслуживание в аэропорту
- Дорогой сервис обслуживания в связи со статусом компании
- Занижение стоимости на перелеты из-за конкуренции
Сильная сторона организации (ССО) |
Варианты применения ССО для реализации возможностей, предоставляемых внешней средой |
Варианты применения ССО для устранения угроз внешней среды |
Предложения, способствующие лучшему использованию ССО |
|
Новый авиапарк |
Можно использовать как рекламу для привлечения пассажиров, акционеров |
Использовать как явное преимущество среди конкурентов |
Продолжать обновлять авиапарк, создать имидж компании с самым молодым аэрофлотом |
|
Имидж национального перевозчика |
Дополнительная реклама, обеспечения высокого курса акций |
Уменьшение налогообложения |
Продолжить развиваться в том же направлении |
|
Открытие терминала D в аэропорте Шереметьево |
Увеличение пассажирооборота |
Уменьшение простоев |
Закрепление этого терминала за компанией |
|
Устойчивое финансовое положение |
Возможность легко брать кредиты |
Отсутствие больших задолжностей |
Желательно приобретать основные средства в лизинг, т. к. это является наиболее экономичным способом, способствует снижению издержек, стабильному финансовому положению |
|
Проблема (слабая сторона) организации |
Факторы внешней среды, способствующие разрешению проблемы |
Предлагаемые изменения |
|
Частые задержки и простои |
Закон об увеличении пропускной способности должен немного улучшить положение |
Согласованность действий, ужесточение контроля |
|
Запутанная информационная система |
Развитие НТП |
Применять более современные информационные, бухгалтерские программы |
|
Недостаток летного персонала |
Готовится законопроект о привлечении зарубежных специалистов |
Активное сотрудничество с летными школами, институтами |
|
Отсутствие точного понимания своих полномочий и обязанностей |
Проследить как подобные проблемы решают конкурирующие организации |
Прописать в инструкции подробно об обязанностях и правах каждого менеджера |
|
Происходившие в 2011 году изменения в области управления российскими аэропортами способствовали повышению эффективности российской инфраструктуры, а через это — делали среду работы авиакомпаний на российском рынке более благоприятной. Изменения касались как московского авиаузла, так и крупных по российским масштабам региональных аэропортов.
Ситуация в российских регионах также изменялась в положительную сторону. Управление рядом крупных российских аэропортов перешло к специализированным операторам. Среди них были как российские: «Ренова», «Базел», «Новапорт». Продолжилось проникновение ведущих мировых операторов на российский рынок. Вслед за Fraport (аэропорт Пулково -Санкт Петербург), в России начал работать корейский Incheon International (IIAC).
Он стал совладельцем аэропорта Хабаровска и разработчиком плана его дальнейшего развития. Российская отрасль медленно уходит от неэффективной модели регионального развития, образовавшейся в 90-х годах. Тогда, в силу глубокого экономического кризиса в стране исчезли межрегиональные пассажиропотоки и около 70-75% пассажиропотока теперь приходится на московский авиаузел. Постепенно начинает расти прямой пассажиропоток, минующий Москву.