У турфирм, занимающихся формированием туров (туроператоров), основную часть расходов, как и два года назад, составляли расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций (75,8%).
Хотя их доля в общем объеме затрат в 2002 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилась на 2,6 процентного пункта.
Как показывают результаты повторного обследования, за два года произошло снижение выручки, полученной турфирмами от оказания услуг, на 10,5% при одновременном увеличении суммы затрат на 16,4%. Доля прибыльных и убыточных турфирм в 2002 г. по сравнению с 2000 г. осталась практически без изменений, составив соответственно 54,5 и 39%.
Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, по обороту (общая стоимость проданных путевок) — выездной (табл. 2).
Таблица 2
Стоимость проданных путевок и численность туристов по видам туризма в 2002 г.
Общее число проданных путевок, тыс. |
Общая стоимость проданных путевок, млн. руб. |
Число обслуженных туристов, тыс. чел. |
В % к итогу |
||
стоимость проданных путевок |
число туристов |
||||
Всего |
1638,7 |
15510,6 |
2820,3 |
100 |
100 |
В том числе: внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России) |
661,4 |
4210,6 |
1182,3 |
27,2 |
41,9 |
въездной туризм (туры по России, проданные иностранным гражданам) |
202,6 |
2794,2 |
532,8 |
18,0 |
18,9 |
выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России) |
774,7 |
8505,8 |
1105,2 |
54,8 |
39,2 |
Процесс объединения туристических предприятий происходит пока еще не столь активно, как на зарубежных туристских рынках. В России наиболее заметно это происходит в гостиничном бизнесе. Так, Best Eastern Hotels (BEH) объединяет совместные усилия российских гостиниц по продвижению турпродукта. Наиболее широко сеть представлена в России (157 гостиниц), Украине (36), Литве (30), Латвии (20) и Эстонии (18).
Оператором BEH является его основатель «Академсервис ДМС».
Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Члены объединения представлены в глобальных сетях бронирования, Интернете, в каталоге объединения, публикациях в сетевых информационных бюллетенях, на туристских выставках и ярмарках. Действует совместная программа обучения и повышения квалификации персонала.
Происходит объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть. Так, объединение туристической компании «Инна Тур» с холдингом «Госинкор» позволило компании открыть свои представительства в С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Тольятти. За два года, 2001—2002 гг., оборот «Инна-Тур» вырос с 40 до 120 млн. долл., число обслуженных компанией туристов возросло до 550 тыс. Однако этот опыт оказался не вполне удачным — бывшим владельцам «Инны Тур» пришлось покинуть холдинг. Видимо, сказалась недостаточно детальная проработка правовой базы объединения, вопросов оценки интеллектуальной собственности и предпринимательской способности, процесса принятия стратегических решений.
Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг. Например, «Роза ветров» со времени основания выросла из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн. долл. В настоящее время группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе управляющую компанию, центр красоты и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской и турагентской деятельности.
Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами. Сетевая торговля туруслугами представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туринфо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greenex, «Куда.ru», «Роза ветров».
На российском туристском рынке активно ведут себя финансовые структуры, которые создают туристические фирмы по собственным инвестиционным проектам. В 2001 г. финансовая группа «Тантьема» создала в России сеть бюро путешествий, используя современные западные технологии. Принципы работы сети разрабатывались с привлечением американских и европейских консультантов. Держателем торговой марки является новая компания «Туральянс». Компании сети обеспечены единой информационной системой, корпоративными тренингами, собственной маркетинговой службой, занимающейся исследованиями рынка и надежности туроператоров.
2.2.
Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области.
Ростовская область обладает необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день регион характеризуют:
- высокие темпы развития экономики;
- инвестиционная привлекательность;
- ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;
- политическая и социальная стабильность;
- выгодное геополитическое и географическое положение;
- высокая транспортная доступность;
- большое количество событийных мероприятий всероссийского и международного значения;
- современная деловая инфраструктура;
- индустрия развлечений;
- благоприятные природно-климатические условия;
- богатейшее историческое и культурное наследие;
- вековые традиции гостеприимства;
- наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры туристской индустрии.
Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок «Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург) и Национальным агентством прямых инвестиций (г. Москва) по заказу Администрации Ростовской области для разработки Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, показал, что в настоящее время преобладающим туристским продуктом Ростовской области является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Конгрессно-выставочный профиль региона подтверждается также инвестиционной активностью в этой сфере: сегодня реализуются проекты развития перспективных территорий, инвестиционные проекты строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей. Таким образом, именно предоставление услуг в сфере делового туризма определяет специализацию крупных деловых центров Ростовской области на туристском рынке.
В среднесрочной перспективе у региона есть предпосылки для дальнейшего развития делового и развлекательного туризма. Этому способствуют высокие темпы экономического роста, наличие крупных успешно развивающихся компаний и административных структур (которые инициируют большое количество проводимых мероприятий), а также принятие решения о формировании игорной зоны на территории Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области.
Придать уникальность уже имеющемуся деловому предложению призвано развитие, прежде всего, познавательного и рекреационного туризма, что в долгосрочной перспективе обеспечит комплексный туристский продукт, конкурентоспособный на российском и международном рынках. В основе создания такого продукта лежат благоприятные климатические условия, наличие водных ресурсов, бальнеологических ресурсов, богатый ландшафтно-рекреационный потенциал, а также самобытное историко-культурное наследие, наличие уникальных музейных комплексов, имеющих международное значение. На территории Ростовской области расположены памятники от эпохи палеолита до настоящего времени (по состоянию на 1 января 2005 года на государственную охрану поставлено 9295 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 8066 – федерального значения) и историко-культурные музеи-заповедники, формирующие стержень экскурсионного туризма.
Основными туристскими центрами Ростовской области являются города Ростов-на-Дону, Азов, Новочеркасск, Таганрог, станицы Старочеркасская (Аксайский район), Вёшенская (Шолоховский район), Раздорская (Усть-Донецкий район), хутор Недвиговка (Мясниковский район).
Усилить привлекательность региона и обеспечить туристские потоки может и активизация сельского туризма в сочетании с этнографическим и событийным видами туризма. Уже сегодня Ростовская область обладает некоторыми традициями в сфере этнографического и событийного туризма, причем, областной календарь событий включает в себя не только мероприятия культурной и деловой направленности, но и спортивные мероприятия. Развитие этих видов туризма будет способствовать не только формированию устойчивых потоков внутреннего и въездного туризма, но и формировать образ Ростовской области как региона благоприятного для туризма.
Заключение
В последние годы наша страна пытается перевести экономику на рыночные принципы развития и хозяйствования. В рыночной экономике огромная роль принадлежит индустрии гостеприимства. Эта отрасль народного хозяйства призвана быть, визитной карточкой страны. Помимо всего прочего эта отрасль приносит большие прибыли и вносит существенный вклад в развитие национальной экономики. Развитие отрасли гостеприимства приведет в конечном итоге к тому, что туристы со всех стран мира, посещая Россию, дадут толчок к развитию и других отраслей народного хозяйства нашей страны. В настоящее время проявляется интерес и к туризму, как одной из составляющей индустрии гостеприимства.
В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Гостеприимство — одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации, в настоящее время под воздействием научно-технического процесса превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая уют и комфорт на благо людей.
Индустрия гостеприимства объединяет различные профессиональные сферы деятельности людей: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций, семинаров и выставок, спортивную, музейно — выставочную, экскурсионную деятельность, а также сферу профессионального образования в области гостеприимства. Индустрия гостеприимства — сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей.
Индустрию туризма и гостеприимства нельзя рассматривать как разные индустрии, так как туристы — это, прежде всего потребители, имеющие разнообразные потребности, в том числе и специфические, зависящие от целей и мотивов путешествий, а также от целого ряда моментов. Однако туристы — это, прежде всего потребители вообще, следовательно, индустрия туризма и гостеприимства должна рассматриваться как единое целое по причине неразрывной общности.
Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям комплексный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/otchet/v-turisticheskom-agentstve-tui/
1. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
3. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2002 г.
4. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. Российский международный институт туризма. М.: .2000 г.
5. Волков Ю.Ф., Экономика гостиничного бизнеса; Ростов н/Д, «Феникс» 2003 г.
6. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / 2003 г.
7. Дмитриев М.Н., Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме; М.: Юнити-Дана, 2006 г.
8. Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов. — М.: ООО «Новое знание», 2000 г.
9. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб., 2005 г.
10. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., 1998 г.
11. Лесник А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом.- М.: «Интелуниверсал», 2002 г.
12. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства:(отели и рестораны) : учебник / Папирян Г.А., 2000 г.
13. Российские гостиницы в цифрах // Турбизнес. — 2002. — №13.
15. Туризм, гостеприимство, сервис: Слов.- справ. / Ред. Л.П.Воронкова, 2002 г.
16. Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.
17. Туристический бизнес. Информационно-аналитический журнал для профессионалов. — 2003. — №16. — С. 46.
18. Ульянов В.А., Малые гостиницы в индустрии гостеприимства; г. Москва, РИБ «Турист», 2004 г.
19. Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учеб. / Уокер Д., 2004 г.
20. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова, 2003 г.
21. Шматько Л.П., Туризм и гостиничное хозяйство; ростов н/Д/ ИКЦ «МарТ», 2005 г.
22. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: Издательство РДЛ, 2004 г.