Великие географические открытия

Аттестационная работа
Содержание скрыть

Земля помогает нам понять самих себя,

как не помогут никакие книги. Ибо земля

нам сопротивляется. Человек познаёт

себя в борьбе с препятствиями.

Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей.

Я хотела бы рассказать о некоторых географических открытиях. Я выбрала именно эту тему, потому что мне кажется, что люди должны знать свою историю и хранить память о великих людях, которые её создали. Географические открытия, которые заслуживают определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV — серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира. Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи ойкумены были раздвинуты; мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии.

В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода.

— середина или конец XV – середина XVI вв. — период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана;

— середина XVI – середина XVII вв. период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия в Австралии и Океании.

Великие открытия дали новый обширный материал для многих других областей знания – истории, этнографии, ботаники, зоологии. Именно в результате Великих географических открытий пришли в Европу картофель и томаты, кукуруза и табак. Не менее важным было глубокое влияние открытий на социально-экономические процессы в Европе. Торговые пути неудержимо перемещались из Средиземноморья на просторы Атлантики. Открытия связали между собой прежде изолированные континенты в единое целое: так рождался мировой рынок.

4 стр., 1884 слов

Великие географические открытия

... путешествий были открыты многие острова, уточнены береговые линии уже известных земель, сделан важный вывод о том, Великий океан является единым. 5. Открытие Австралии Последним из Великих географических открытий стало открытие ... с лица земли целые цивилизации. К середине XVII в. наибольшими заморскими территориями обладали Испания, Португалия, Голландия, Франция и Англия. Заключение До XV-XVII вв. ...

Актуальность, Целью работы , Задачи:

— проанализировать содержание современных программ и учебников по теме: Великие географические открытия в 5-6 классах;

— выявить формы и методы в обучении темы: Великие географические открытия в 5-6 классах;

— привести пример урока на тему: Великие географические открытия.

Объект исследования:, Предмет исследования:

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В основной части рассматриваются содержание современных программ и учебников, изучаются формы и методы в обучении великих географических открытий в начальном курсе географии, составлению урока в 5 классе на тему:

В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по изученной теме.

Глава I . Отражение темы «Великие географические открытия» в

содержании современных программах и учебниках

ФГОС предлагает смену парадигмы получения образования – от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно деятельному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы должен дать школьникам не столько знания, сколько в первую очередь научить детей учиться, сделать процесс познания интересным и привлекательным. Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: «мотив – цель – способ – результат» с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.

Анализ содержания программы и учебника

Целями изучения географии по теме: «Великие географические открытия» являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • формирование целостного географического образа планеты Земля;
  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;

формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций.

14 стр., 6906 слов

Учебная экскурсия как компонент географического образования

... разработаны методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий в природу, составлены их программы и разработано содержание (А.А. ... географическое положение своего района до точки, должен знать все перспективы развития этого района. Нужно, чтобы и учащиеся это знали» [9]. Профессор А.С. Барков обосновал научность учебной экскурсии. ...

Личностные результаты обучения

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

— сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, целостно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты обучения

— освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

— способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

— самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения

— освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях;

— формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ. ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ.(5—7 КЛАССЫ)

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 5 ч — резервное время)

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле, Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (3 ч)., Тема 3. План и карта (10ч)., Тема 4. Человек на земле (3ч)., Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10ч).

УРОКА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

1

Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

9 стр., 4123 слов

Географические точки и линии как объекты туристического интереса

... учения играет организация учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации. Работа с атласом и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению ... сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как образование нашей ...

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

2-3

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле

Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири

4

Современный этап научных географических исследований

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии

Анализ содержания программы и учебника

Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально — ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».

предметных результатов , метапредметных результатов , личностных результатов

Таким образом, содержание учебников: реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода; создает мотивацию для изучения предмета; способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.

51 стр., 25012 слов

Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках ...

... географическую картину мира; – географическое мышление; – методы географии; – язык географии [25]. Географическая картина мира – основополагающее понятие, элемент географической культуры, который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в ... замечательный шведский географ 30-х – 70-х гг. В. Вильям-Уолсон [5]. На наш взгляд именно знания о ...

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время) ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Что изучает география.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч).

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)., Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)., Раздел IV. Земная кора (11 ч).

УРОКА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

2

Познание Земли в древности

Древняя география и географы. География в Средние века .

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока

3

Великие географические открытия

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий.

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

5

Современная география.

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

4 стр., 1686 слов

Экономико-географическая характеристика и развитие географии ...

... хозяйства Природные ресурсы Восточной Азии благоприятствуют развитию промышленности и сельского хозяйства. Страны Восточной Азии наиболее неоднородные в ... гористой. Для региона характерна активная сейсмическая и вулканическая деятельность. Существенны климатические контрасты. Восточная часть, ... Животноводство. Поскольку в земледельческих районах все земли распаханы, в регионе главное внимание отводится ...

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования.

6

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом

Содержание тем позволяет познакомить учащихся с хронологией, историей Великих географических открытий, их значимостью для формирования географической карты. Данные темы представляются особенно актуальными, так как вооружают учащихся элементарными знаниями по физической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Темы «Великих географических открытий и исследований» могут иметь существенные образовательные значения для дальнейшего изучения географии и истории.

В учебнике под редакцией Е. К. Липкина на тему: Развитие географических знаний о Земле, уделено 4 ч. Параграф второй и третий рассказывает нам о том, как люди открывали землю. А в учебнике под редакцией В. П. Дронова уделяется 5 ч. Параграфы второй и третий и четвертый раскрывают нам географические открытия.

Начальные географические знания начали появляться более 3 тыс. лет назад в Древнем Египте. Необходимость знаний была связана с ведением орошаемого земледелия, торговлей, военными походами и завоеваниями земель. Как только люди научились строить гребные и парусные суда, начались далёкие морские путешествия. С развитием мореплавания и торговли накапливались знания о природе различных территорий Европы, Азии, Африки и населяющих их народах. Огромная роль в познании Земли и развитии географии принадлежит учёным и философам Древней Греции и Древнего Рима.

С конца 15 до середины 17 в. продолжался период, который называют эпохой Великих географических открытий. Никакое другое время в истории человечества не было столь насыщено важнейшими географическими открытиями. Никогда они не имели такого исключительного значения для народов Европы и всего мира. Были открыты Северная и Южная Америка, состоялись первые кругосветные плавания, исследованы многие районы Африки, севера Азии и Северной Америки, произошло первое открытие Австралии и Океании. Грандиозные путешествия стали возможны благодаря целому ряду обстоятельств.

Экспедиции Христофора Колумба . “Господь сделал меня посланцем нового неба и новой земли, им созданных, тех самых, о которых писал в Апокалипсисе св. Иоанн…, и туда Господь указал мне путь.” (Христофор Колумб). В поисках морского пути были организованы четыре экспедиции под руководством Христофора Колумба. Первое плавание началось 3 августа 1492 г. На каравеллах «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» Колумб отправился в экспедицию, взяв курс на Канарские острова. Он пересёк Атлантический океан и 12 октября 1492 г. причалил к одному из Багамских островов. Этот день считается датой открытия Америки европейцами. Путешественники посетили также острова Куба и Гаити. Полагая, что достигнута Индия, Колумб назвал местных жителей индейцами. С 1493 по 1504 г. Колумб совершил еще три плавания к берегам Америки. Открыл много островов в Карибском море, часть побережья Центральной и Южной Америки. Однако до конца своих дней он так и не узнал, что обнаружил новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиций Америго Веспуччи. Именно в честь него земли, открытые Колумбом, стали называть «страной Америго», а в последствии – Америкой.

14 стр., 6925 слов

Методы исследования в курсовой работе с примерами — инструменты ...

... может поинтересоваться, зачем и где они использовались. Примеры методов исследования в курсовой работе: Педагогика . В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. ... предмету подбирают подобный ему по характеристикам и свойствам объект. На основе знаний о рассматриваемых аспектах делаются выводы. Такой приём эффективен, но не ...

Первое кругосветное плавание. Мореходами всё больше овладевала идея совершить кругосветное путешествие. Первым это сделал испанский мореплаватель Фернан Магеллан. 20 сентября 1519 г. его экспедиция отправилась в путь через Атлантический океан на пяти кораблях. Обогнув южную оконечность Америки, мореплаватель открыл пролив (названный впоследствии его именем) и острова, которые он назвал Огненной Землёй. Последующие четыре месяца суда пересекали неведомый океан. В период их плавания не было ни одного шторма, и поэтому океан назвали Тихим. С огромными потерями экспедиция добралась до Филиппинских островов. Здесь в стычке с туземцами Магеллан был убит. Лишь одно судно «Виктория» с 18 члена ми экипажа из 265 участников экспедиции 6 сентября 1522 г. вернулось в Испанию. В результате путешествия Магеллана было установлено наличие огромного океана (Тихого) и единство водного пространства всего Мирового океана. Отправившись на запад, экспедиция вернулась с востока. Это стало важным аргументом в доказательствах шарообразной формы Земли. На карте мира появилось много новых географических названий.

Первооткрыватели Антарктиды . В поисках самого южного материка всех превзошли русские моряки. В 1819—1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев (рис. 9, 10) совершили наиболее выдающуюся по научным результатам экспедицию в Антарктиду. Её целью было исследовать неведомые воды Антарктики и обнаружить сушу у Южного полюса Земли. На шлюпах «Восток» и «Мирный» участники экспедиции 28 января 1820 г. приблизились к ледяной стене, преградившей дальнейший путь на юг. Это были материковые льды неизвестного Южного материка. 28 января считается датой одного из величайших географических открытий — открытия последнего, шестого континента Земли — Антарктиды.

Русское кругосветное плавание . В 1803—1806 гг. состоялась первая русская кругосветная экспедиция под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Корабли «Надежда» и «Нева» пересекли Атлантический океан, а затем, обогнув мыс Горн — южную оконечность Америки, вышли в Тихий океан. Во время плавания делались описания всех гаваней и островов, где имелись стоянки, на карты наносились новые острова, проливы, рифы, мысы. Естествоиспытатели наблюдали за морскими течениями, приливами и отливами, измеряли температуру воды на разных глубинах. Изучались обычаи, верования и даже языки островитян Тихого океана. Были собраны ценные ботанические и зоологические коллекции. Первое русское кругосветное плавание положило начало новой науке — океанографии. По результатам кругосветной экспедиции Ю. Ф. Лисянский подготовил научный труд «Путешествие вокруг света в 1803—1806 гг.». Составленный И. Ф. Крузенштерном «Атлас южных морей» на долгие годы стал руководством для всех моряков, чьи суда бороздили воды Тихого океана и южных широт.

13 стр., 6182 слов

Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...

... курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ... помощь. Во – вторых, это оказание помощи ...

Таким образом, к концу 18 — началу 19 в. стали известны все материки Земли. Время путешественников-землепроходцев уходило в прошлое, наступало время учёных-географов.

Все материки были открыты и нанесены на карту, географы начали заниматься исследованием отдельных территорий. Они изучали и детально описывали особенности земной поверхности, растительного и животного мира, населения и хозяйства. Первоначально география изучала преимущественно сушу. Но постепенно начались крупные исследования морей и океанов, атмосферных процессов. Эту информацию можно найти в параграфе четвертом в учебнике под редакцией Е. К. Липкиной География сегодня, и соответственно, в параграфе пятом в учебнике под редакцией В. П. Дронова Современная география.

Таким образом, проанализировав рабочие программы и учебники двух линий, можем сказать, что в учебнике под редакцией В. П. Дронова больше выделено часов для изучения этой темы, интереснее изложен материал, чем в учебнике под редакцией Е. К. Липкиной.

1.1 Эффективные методы и формы изучения материала.

1.2 Возрастные особенности учащихся 5-6классов.

Психологические особенности младшего подросткового возраста в общем виде можно представить следующим образом. В связи началом полового созревания в организме ребенка происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Поэтому при разработке практических заданий следует предусмотреть различные варианты выполнение заданий, которые будут учитывать темп работы различных учеников.

Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Необходимо знать основные психологические особенности младшего подростка:

1.«Чувство взрослости»

2. «Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего». Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Для того, что бы избежать данной ситуации следует в рамках проведения практической работы продумать такие моменты, где ученик мог бы проявить свое творчество.

7 стр., 3166 слов

По географии «Австралия» (работа ученика)

... Австралии, вам, конечно же, захочется увезти с собой что-нибудь на память, что-то, что будет напоминать о путешествии ... н. э. Крупные города Мельбурн . Мельбурн — второй по величине промышленный и финансовый центр страны, здесь расположены крупнейшие ... в эту замечательную страну. В сувенирных магазинах вы можете приобрести различные изделия ручной работы, созданные ...

3. «Стремление экспериментировать» , используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме — в экспериментах с внешностью. Для того что бы удовлетворить данную потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.

Так же не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей.

Рефлексия является средством личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции. Поэтому, следует ориентироваться на следующие психологические основания:

1. Перестройка самосознания не может осуществляться в отрыве от рефлексивных способностей.

3. В младшем подростковом возрасте происходит осмысление границ и возможностей своего «Я» через рефлексию.

3. Переходный кризисный период 10-12 летнего возраста требует от индивида самоанализа, формирования нового знания о себе, которое достигается посредством рефлексии.

Таким образом, проанализировав основные психологические особенности младшего подросткового возраста важно включать в практические работы моменты саморегуляции и рефлексии.

1.3 Возможные методы изучения темы

Методы являются не только способами работы учителя, но и путями, позволяющими наметить в определенной степени ход мыслительного процесса учеников. Пользуясь тем или иным методом обучения, учитель может заранее предвидеть некоторые процессы познавательной деятельности школьников. Составной частью метода является прием. Чем большим количеством приемов владеет учитель, тем результативней осуществляется процесс обучения. Умелое сочетание методов и методических приемов на уроке один из показателей профессиональной компетенции учителя географии. Так, например, в работе с географической картой «Великих географических открытий» в 5-6 кл., можно выделить такие приемы: а) описание по картам отдельных походов мореплавателей; б) надписывание на контурных картах названий географических объектов, которые были открыты в эпоху географических открытий; в) составление по картам описаний походов открывателей. Каждый из приемов в отдельности не охватывает всей работы, но все они включаются в метод работы с картой.

Точно так же приемами работы с учебником является объяснительное чтение текста, составление плана статьи, использование текстовых карт и иллюстраций, презентаций. В преподавании географии, один из основных источников знаний — живое слово учителя — находятся в органической связи с картой, а также с учебником.

Рассказ — наилучшая форма изложения этого материала. Акцент следует сделать на том, что великие путешествия не были случайностью. Они состоялись благодаря тому, что для этого созрели определенные предпосылки: государственные, экономические (рост производства, необходимость торговли), материальные (карты, суда, приборы, инструменты), социальные (мореходы получали специальное образование).

Знания о многих географических объектах и явлениях образуются на основе восприятия их изображения с помощью различных наглядных пособий.

Усвоение знаний учащимися предполагает широкое использование учебника и других книг, а также имеющихся конкретных представлений у школьников о географических объектах и явлениях.

В зависимости от выполняемой дидактической функции выделяют три группы методов обучения: стимулирования и мотивации учебной деятельности, организации и осуществления учебной деятельности и методы контроля результатов учебной деятельности учащихся.

В свою очередь методы организации и осуществления учебной деятельности представлены группой методов по источникам знаний и методами по характеру познавательной деятельности учащихся.

К группе методов по источникам знаний относятся словесные, наглядные и практические методы. К словесным методам обучения относится рассказ, объяснение, беседа, диспут, школьная лекция, работа с текстом учебника. Наглядные методы представлены обучающими действиями с наглядными средствами обучения. Практические методы обучения служат не только для информации новых знаний, но их важнейшее назначение определяется и формированием системы географических умений и навыков.

Методы по характеру познавательной деятельности представлены объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, методом обучения, методом проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским методом обучения.

Из всего разнообразия методов изучения темы Великие географические открытия можно использовать следующие методы:

— методы иллюстрации (от лат. i llustration – освещение, наглядное изображение), объяснение с помощью наглядных примеров, изображение, сопровождающее и дополняющее текст;

— методы демонстрации (с лат. demonstration — показывание) наглядный способ ознакомления с темой;

— практические методы обучения. Дидактическая сущность практических методов обучения заключается в обучении учащихся способам познавательной деятельности с географическими объектами или их моделями с целью приобретения новых для себя знаний;

— метод упражнений;

— методы выполнения практических работ.

Внеурочные формы со школьниками включают в себя:

— школьные географические кружки;

— викторины;

— неделя географии в школе.

Для сознательного усвоения основ географии очень важно не только знакомить учащихся с различными методами научного исследования, но и формировать простейшие умения по их практическому использованию.

Глава II . Методика изучения темы в 5 -6 классах.

2.1 Формы организации обучения, Знания в собственном смысле, слова сообщить не возможно., Можно их человеку предложить,, подсказать, но овладеть ими, он должен путем, собственной деятельности., А. Дистерверг

Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа — открывать мир. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.).

главная цель учителя

Современный преподаватель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методами обучения, и новыми технологиями. А каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно.

Урок — часть жизни ученика,, уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий.

Другая не менее интересная форма проведения уроков игры.

Для учащихся игра — прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся — логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний, и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на уроках очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.

практические работы,, Проверка и контроль знаний, внеклассная работа, олимпиадах,

Использование нетрадиционных форм обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

2.2. План-конспект урока в 5 классе

Конспект урока географии «Великие географические открытия» составлен в рамках ФГОС ООО. По учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. В конспекте отражены цели, результаты обучения, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, результаты урока.

«Великие географические открытия»

Цели: — познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана,

развивать общегеографические и общеучебные умения., : проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке, знать результаты путешествия Х.Колумба, Ф.Магеллана, Дж.Кука, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева; уметь на карте находить маршруты важнейших географических открытий, наносить на контурную карту маршруты великих путешественников.

умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

  • Учащиеся должны уметь составлять план текста,

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников;

  • Получать различную информацию из различных источников.

учебник, атлас, контурные карты, физическая карта полушарий, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя, Деятельность, обучающихся, Ход урока:

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

Готовятся к уроку, слушают, формулируют цели и задачи урока

2. Проверка домашнего задания

Дидактические карточки.

Устно:

  1. рассказать о путешествиях финикийцев и Пифея,

  2. рассказать о деятельности Эратосфена и Геродота,

  3. рассказать о путешествиях Марко Поло, Бартоломео Диаша и Васко да Гама.

Работают с карточками

Отвечают устно на вопросы учителя

3. Домашнее задание.

&6, вопросы и задания, задание по желанию: подготовьте сообщение об одном из великих путешественников.

Записывают домашнее задание в дневник.

4. Введение нового материала.

«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти 50 лет, когда впервые с тех пор, как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во Вселенной».

Рассказ.

Плавание Х.Колумба. , Путешествие Ф.Магеллана.

Работа в парах: 1 варианты осваивают информацию об открытии Австралии, 2 варианты – об открытии Антарктиды. Затем 1 варианты обучают 2, а потом 2 варианты 1.

Слушают, анализируют, запоминают

Работа с текстом учебника, работа в парах.

5. Закрепление.

Работа с электронным приложением, презентацией.

Беседа.

Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?, Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Найдите на картах атласа объекты, названные в честь знаменитых путешественников, о которых вы услышали на уроке или прочитали в параграфе.

Работа с контурными картами:

  1. Подпишите на контурной карте все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.

  2. Нанесите маршрут путешественника по вашему выбору.

Смотрят, слушают, анализируют, выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы, выполняю задания на контурных картах

6. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зеленый – всё понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного)

Оценивание своей деятельности на уроке

7. Окончание урока

Подведение итогов урока

Результаты урока:

— формирование пространственных представлений у пятиклассников,, — развитие предметного умения работать с контурной картой,, — знакомство с именами путешественников, их заслугами,, — правильное использование в речи географических терминов,

— формирование умений устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Заключение.

Я рассказала об основных путешествиях эпохи географических открытий. Эта эпоха началась с поиска морского пути в Индию, в ходе которой была случайно открыта Америка, и закончилась открытием Антарктиды. Но с окончанием эпохи географических открытий экспедиции с целью освоения новых земель не прекратились. К берегам новых материков направились экспедиции для освоения новых территорий, нанесения на карту их береговых линий, изучения их поверхности.

География сделала человечеству поистине царский подарок: она преподнесла ему целую планету – Землю, на которой мы живём. На этом география, как наука открывателей и путешественников, практически прекратила свое существование.

Однако задача географии – не просто описать географические объекты, но и объяснить, как они образовались, что с ними происходит сейчас и попытаться предсказать, что будет в будущем.

Поверхность Земли не всегда была такой, какой мы её представляем себе (например, на глобусе).

Когда-то все материки были объединены в один, и все океаны были объединены в одном океане. За многие миллионы лет материки перемещались, путешествовали, сходились и расходились, и сейчас они движутся, перемещаются по поверхности Земли.

Эпоха великих географических открытий занимает особое место в начальном курсе географии. Во-первых, потому, что в наибольшей степени, овеян романтикой дальних странствий, преодоления трудностей неизведанных путей, поиском нового и познания неизведанного. Во-вторых, именно здесь прослеживаются связи географии с другими науками – математикой, историей и т. п. В-третьих, на примере географических открытий от древности до наших дней прекрасно видно, как изменялись и совершенствовались методы географических исследований, как углублялись и расширялись знания о Земле, как осваивались новые территории и исчезали с карты «белые пятна». В-четвертых, знакомство с путешественниками, мореплавателями, географами, людьми мужественными и целеустремленными, несомненно, окажет влияние на формирование личностных качеств современных школьников.

В учебниках содержится много информативных иллюстраций. Важно показывать школьникам этих отважных, умных, любознательных людей, которые внесли огромный вклад в изучении и освоении нашего общего дома – планеты Земля.

Хотелось бы надеяться, что изучение этого раздела будет способствовать пробуждению интереса пятиклассников к чтению, что им захочется прочитать (а не просто посмотреть!) книги о замечательных путешественниках, о приключениях первооткрывателей и землепроходцев, об их непростых судьбах; полистать атласы и найти маршруты их путешествий на карте.

Много сотен лет понадобилось географам для того, чтобы побывать во всех её уголках, восхитится разнообразием слагающих её частей. Но, открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озёра и острова, учёные поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира. Как из хаоса газов и мертвых камней, испепелённых солнечными лучами, в узком слое на границе расплавленной магмы и газового облака возник этот нежный и уютный порядок? Как удаётся этому тонкому миру, состоящему из белоснежных облаков, ласковых ручьёв и мягких трав, противостоять разрушительным ударам окружающих его глубинных и космических стихий и сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая «дисциплина» в этом многосложном переплетении текущих вод, дующих ветров, неживых камней, дышащих почв, рыскающих зверей, думающих людей? На эти и многие другие вопросы ищет ответы современная география.

Список литературы:

  1. География. Начальный курс. 5 кл. : учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.–140 с.

  2. География. Землеведение. 6 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, М. Н. Белова, Э. В Ким и др.; под ред. О. А. Климановой. – 2-е издание, стереотип. – М.; Дрофа, 2007. – 237 с.

  3. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей образовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.; Просвещение, 2013.

  4. География. Землеведение. 5—6 кл. : учебник / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 283.

  5. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина и др. – М.; Просвещение, 2012. – 192 с.

  6. География. Начальный курс. 5 кл. Методическое пособие учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 кл . / И. И. Баринова, Т. А. Карташева. –М.; Дрофа, 2013.–119 с.

  7. География с основами экологии: учебное пособие / М.; Издательство гимназии «Открытый мир», 1995. – 96 с.

  8. (Теоретические основы методики обучения географии)

    Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.

  9. Меньшиков А.С. Великие географические открытия. — М.:1983.

  10. Начальный курс географии. 6 кл. – М.; Дрофа, 2001. 136. – ( Рабочая тетрадь для учителя).

    Н. Н. Петрова.

  11. Научно – методический журнал. География и экология в школе 21 века. N 2 – 2011. Гл. ред. И.И. Баринова.

  12. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – 2-е изд.,стереотип. – М. : Дрофа, 2013.

  13. Субботин В. А. Великие открытия. Колумб, Васко да Гама , Магеллан , М. 1998.

  14. Тематическое планирование по географии. 6-10 кл. / под ред. И. И. Бариновой. – М.; 2003.

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  16. Ялышева Л.В. Проектно-деятельностное обучение в школьной географии: на уроке и во внеурочное время: Монография. – М.:ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 184 с.