Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом. Длительное время учебно– воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности обучающегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы «в маленькую модель государства». Государственный Образовательный Стандарт несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. В настоящее время происходят качественные изменения во всех сферах образования, предполагающие изменения требований к качеству профессиональной компетентности будущих специалистов. Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную силу своих возможностей. Объясняется это частично тем, что не всегда применяются формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов.
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов. Вышесказанное объясняет растущее внимание педагогов к различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов.
Необходимо овладевать системой научных знаний и понятий, ориентироваться в широком спектре этих знаний и понятий, идей. Формировать умения, самостоятельно находить оптимальные достижения образовательных целей, развивать у обучающихся профессиональные умения анализа, проектирования, исследования и рефлексии. Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил. Исследования ученых во всем мире показывают, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.
Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема
... образа профессии», реализацию личного профессионального плана будущего специалиста и формирование его профессиональной культуры. Завершающий этап обучения направлен на формирование готовности к вхождению в профессиональную деятельность и адаптации к ней. Опыт показывает, что профессиональная адаптация вчерашнего выпускника ...
Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для реализации приоритетов, обозначенных самой жизнью.
Глубокие преобразования, происходящие, в области подготовки молодежи требуют резкого повышения эффективности педагогического процесса во всех типах образовательных учреждений. Как известно, образование в настоящее время рассматривают как универсальный способ сохранения и развития культуры. Необходимо максимальное использование всего арсенала возможностей учебно– педагогического процесса, требуется создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно – смыслового единства.
В таких условиях педагогический процесс в образовательном учреждении должен все больше ориентироваться на творческое развитие личности. Все это предполагает использование самых различных форм и методов обучения. Как подчеркивают многие ученые, именно в педагогической форме реализуются поставленные образовательные цели.
В педагогической науке накоплен значительный фонд знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования организационных форм и методов обучения и воспитания.
Необходимость разнообразия форм диктуется также, и разнообразием тех задач, которые призваны решать образовательные учреждения в условиях современного социально– экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, подготовку их к работе, как в процессе производственного обучения, так и теоретического.
Анализ состояния производственного обучения и научно– методической литературы говорят о существенном обострении противоречий:
-
между потребностью современного российского производства в специалистах высокой квалификации, подготовленных к осуществлению производственно – технической творческой деятельности, и несоответствующим ей уровнем подготовленности выпускников учреждений профессионального образования к такой деятельности;
-
между стоящей перед учреждениями среднего профессионального образования задачей, формирования у будущих специалистов специальных компетенций, а именно опыта производственно– технической творческой деятельностью и недостаточной научной разработанностью педагогических условий на современном социально приемлемом уровне.
Следовательно, для ускорения технолого– технического прогресса в нашей стране нужны специалисты , обладающие не только особенностями, привносимыми самой личностью, но и созидателями. Следовательно, именно производственное обучение в условиях СПО выступает как важный фактор формирования и развития творческих черт и качеств личности.
Исследование организации и проведения специальных PR-мероприятий
... работы является анализ организации и проведения специальных PR-мероприятий. В рамках курсовой работы ... мероприятий, а так же их техническое и административное обеспечение. Пресс-конференция Мероприятие ... Брифинг Особая форма встречи ... мероприятие; разработка концепции и сценария мероприятия; подготовка выступлений представителей компании, а также перечня предполагаемых вопросов и ответов; подбор ...
проблема исследования: , тема исследования: «
Объект исследования: процесс организации производственного обучения.
Предмет исследования: формы и методы производственного обучения. Цель: Выявить особенности организации производственного обучения. Гипотеза исследования: В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой применение современных форм и методов обучения в организации производственного обучения позволит более эффективно организовать процесс обучения. При применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, и нетрадиционных учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание и повышение уровня организации учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, содержание и место производственного обучения в профессиональном образовании;
2.Проанализировать существующие формы и методы организации производственного обучения;
3.Выявить особенности организации производственного обучения;
4.Разработать урок учебной практики с учётом изученных особенностей организации производственного обучения.
методы исследования:
-
теоретические – анализ литературы, анализ документов, обобщение и систематизация материала;
-
эмпирические – изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа с обучающимися, анализ результатов деятельности обучающихся, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.
база исследования: , Практическая значимость исследования: , Апробация и практическое внедрение результатов исследования. , Структура работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация производственного процесса на предприятии сервиса ...
... эффективной и рациональной организации производственного процесса являются весьма актуальными в настоящее время. Цель курсовой работы - исследование организации производственного процесса на предприятии. Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие производственного процесса; охарактеризовать элементы производственного процесса; проанализировать производственный процесс на примере предприятия ...
1.1. Сущность и специфические особенности процесса производственного обучения в условиях СПО
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Многое из того, что еще несколько лет назад казалось незыблемым, сегодня представляется не столь непреложным.
Профессиональное образование должно подготовить новые поколения студентов к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий в различные сферы производства. Поэтому подготовка молодых специалистов среднего звена в настоящее время переносится в средние профессиональные образовательные учреждения.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно– полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования.
Подготовка квалифицированных специалистов в учебных заведениях системы среднего профессионального образования производится преимущественно путем специально организованного целенаправленного процесса обучения с выделением специальных лиц, организующих и ведущих этот процесс – преподавателей и мастеров производственного обучения.
Процесс подготовки квалифицированных специалистов в средних профессиональных учреждениях включает две относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение[16].
Теоретическое обучение включает изучение учащимися общеобразовательных, общественных, общетехнических и специальных дисциплин. Оно имеет целью сформировать у обучающихся систему компетенций, т.е. знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и для дальнейшего повышения производственной квалификации.
Под компетенциями понимают готовность специалиста к профессиональной деятельности. В ФГОС СПО выделяют следующие компетенции: общие компетенции (ОК) и профессиональные (ПК), которые необходимо формировать мастеру производственного обучения в практической деятельности, а преподавателям теоретические знания.
Под знаниями понимаются сознательно воспринятые, приведенные в систему и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения, обучающихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта.
Для содержания и организации профессионального обучения особое значение имеют общепрофессиональные и специальные циклы теоретического обучения. Общепрофессиональные предметы по содержанию и месту в учебном процессе являются своеобразным связующим звеном между предметами общеобразовательного и специального циклов.
Системный подход к управлению производственными процессами
... исследования являются производственные операции. Предметом Основной целью курсовой работы является изучение сущности системного подхода. Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач : 1. Раскрыть содержание и характеристику системного подхода. 2. Рассмотретьразновидности системного подхода . 3. ...
Задача изучения МДК – приобретение обучающимися знаний о первичной обработке сырья, подготовке полуфабрикатов, о технологии приготовления блюд и организации производства, организации труда. Их изучение способствует формированию у обучающихся способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ типичных для соответствующей профессии. Специальные предметы по содержанию и месту в учебном процессе тесно связаны с производственным обучением. Изучение их спланировано таким образом, чтобы обучающиеся проходили производственное обучение, имея необходимые теоретические знания, т.е. чтобы теория опережала практику[16].
Основное назначение производственного обучения – подготовить учащихся, будущих квалифицированных специалистов к непосредственному осуществлению деятельности в области определенной профессии (профессий), сформировать необходимые профессиональные умения и навыки.
Производственное обучение – важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, на него отводится значительная часть учебного времени. На процесс подготовки квалифицированных специалистов в СПО учреждениях определенное влияние оказывают специфические особенности профессионально– технического образования[16].
Мы поддерживаем, что процесс обучения, во– первых, происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению.
Во– вторых, общая прикладная профессиональная направленность учебного процесса, что определяет ориентацию учащихся на овладение умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их технического мышления.
В– третьих, особая роль в СПО учреждениях принадлежит мастерам производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса и во многом определяет специфику деятельности педагогического коллектива по обучению и воспитанию учащихся.
В– четвертых, особое место в общем процессе подготовки квалифицированных специалистов имеет производственное обучение. Производственное обучение – это самостоятельная составная часть учебного процесса, имеющая свои специфические по сравнению с теоретическим обучением цели и задачи, содержание, методы и формы, средства.
Далее рассмотрим особенности процесса производственного обучения. Целью производственного обучения является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту– профессионалу. Мы разделяем мнение, мастерство у учащихся может формировать только тот, кто сам этим мастерством владеет в совершенстве.
Роль профессионального развития и обучения персонала в обеспечении ...
... совместной деятельности. Но наивно было бы полагать, что управление персоналом туристской фирмы может стать столь же управляемой сферой, как, допустим, производственный процесс. Сбои случаются даже в работе самого совершенного механизма, а в управлении персоналом ...
Основы профессионального мастерства формируются постепенно, в течение всего периода обучения в СПО учреждениях. Это определяет необходимость разработки и решения взаимосвязанной системы учебно– производственных задач, определенной педагогической стратегии в подходе к реализации основной цели профессиональной подготовки учащихся применительно к различным периодам процесса производственного обучения[9].
Основой производственного обучения является производительный труд обучающихся, подчиненный решению учебно– воспитательных задач. Это предъявляет особые требования к подбору учебно– производственных работ обучающихся, к материально– техническому оснащению процесса производственного обучения. Участие обучающихся в производительном труде, необходимость самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях объективно определяют высокий уровень познавательной и производственной активности учащихся. Все это влияет на характер, методику и организацию процесса производственного обучения.
Основным содержанием процесса производственного обучения является формирование у учащихся умений, навыков и практического опыта, характерных для изучаемой профессии. Это находит отражение в выборе и применении форм, методов и методических приемов обучения. В деятельности мастера по сравнению с деятельностью преподавателя значительно снижается «удельный вес» информативной функции и усиливается руководящая, направляющая, инструктивная функция. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование учебной и производственной документации.
Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются[12].
Это определяет необходимость, во– первых, координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, во– вторых, высокого уровня специальных знаний мастера производственного обучения, в– третьих, осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специальных предметов (специальной технологии).
Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных, в том числе смоделированных условиях (учебные мастерские, учебные лаборатории, учебные участки и т.п.) и в условиях производства.
Основная цель процесса производственного обучения – формирование у учащихся основ профессионального мастерства и определяет специфику средств осуществления этого процесса. Наряду с дидактическими средствами особое значение имеет – материальное оснащение учебно– производственного процесса: оборудование, приспособления, технологическая документация.
Все эти специфические особенности, характеризующие процесс производственного обучения, необходимо учитывать при определении конкретного содержания, форм, методов и средств производственного обучения учащихся.
Курсовая работа по технологические процессы сферы обслуживания
... обслуживания различного рода поручаются второму подразделению, а в третьем – разрабатывается структура управления производственным процессом, формируются органы управления и т.д. Полезно выделять вспомогательный производственный процесс. Он может предусматривать обеспечение производства технологической ...
В своем исследовании проанализируем задачи производственного обучения. Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами, происходящими в обществе, с учетом основных целей среднего профессионального образования.
Мы принимаем точку зрения, что в соответствии с концепцией среднего профессионального образования, основные цели его, в реализации компетенций, выглядят следующим образом:
-
создание условий для получения каждым человеком профессии и включения его в общественно полезный производительный труд в соответствии с его интересами и способностями;
-
удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики в квалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих широким политехническим кругозором, профессиональной мобильностью, общей культурой;
-
обеспечение переподготовки рабочих кадров, повышения их квалификации применительно к современным требованиям научно– технического прогресса, быстро меняющихся потребностей производства;
-
воспитание общечеловеческих ценностей, социально активных, творческих членов общества.
Профессиональные компетенции (ПК) рассматриваются в единстве с общими компетенциями (ОК) и реализуются через содержание, организационные структуры, формы, методы, средства профессионального обучения и воспитания с учетом возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, отраслевых и территориальных потребностей, с опорой на исторические и национальные традиции соответствующих регионов.
Обучение в СПО является предпосылкой для непрерывного общего и профессионального развития личности человека на протяжении всей его жизни, роста его интеллектуального уровня и профессиональной культуры.
Основными характеристиками социального заказа на подготовку квалифицированных специалистов является профессия и уровень квалификации.
Под профессией понимается род постоянной трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения компетенций т.е. быть готовым к тому или иному виду деятельности, используя при этом знания, умения и практический опыт в той или иной отрасли производства.
Квалификация – это степень, уровень овладения рабочей профессией, специальностью. Квалификация характеризуется разрядом, классом, категорией. В учебных заведениях СПО готовятся в основном рабочие и служащие среднего уровня квалификации.
В труде квалифицированных рабочих все большее значение приобретают функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Такие функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технологических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий в условиях постоянных изменений в технике и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.
Отчет по производственной практике в ооо ленатурфлот
... деятельности предприятию необходимо учитывать интересы именно данного сектора рынка (рис. 1). Рисунок 1 - Сегменты рынка продукции ООО «Ритм» (по географическому принципу) В составе фирмы выделяют следующие производственные ... материалов; Изучить учет труда и его ... В сферу заместителя директора по режиму, кадрам и социальным вопросам входят следующие подразделения: отдел кадров и технического обучения, ...
Основные цели профессионального образования определяют цели и задачи производственного обучения. Задачи производственного обучения необходимо рассматривать как пути, этапы в определенной степени средства достижения основной e го цели – формирования основ профессионального мастерства будущих молодых квалифицированных рабочих в области определенной профессии.
Исходя из такого понимания задач производственного обучения, выделим основные критерии– показатели, определяющие сущность понятия «профессиональное мастерство»:
-
качество выполнения учебно-производственных работ: выполнение технических и технологических требований к работе, соответствие ее установленным показателям и параметрам, получение ус тойчивых положительных результатов;
-
производительность труда: выполнение установленных норм времени и выработки, способность ценить фактор времени, стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда;
-
умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы, методы и способы труда передовиков и новаторов производства;
-
производственная самостоятельность: умение выбрать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда, наметить рациональный процесс выполнения учебно-производственных работ, самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение, осуществление рационального самоконтроля хода и результатов работы;
-
творческое отношение к труду: способность вносить в процессе выполнения учебно-производственных работ новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда, трудовые приемы, инструменты, приспособления; стремление и способности к техническому изобретательству и рационализации;
-
культура труда: способность к привычке планировать свой труд; умение рационально использовать рабочее время, рационально организовать и содержать рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда; соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ правил безопасности труда, санитарии и гигиены.
2 стр., 855 словВнедрение информационных технологий в процесс управленческого ...
... в туризме средств автоматизации бизнес-процессов и использования глобальной сети Интернет. Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современных информационных технологий, применяемых в туризме; определение эффективности использования информационных технологий белорусскими туристскими предприятиями. Задачи данной курсовой работы ...
Далее проанализируем роль содержания производственного обучения. Под содержанием производственного обучения понимается система профессиональных и общих компетенций основанных на готовности к профессиональной деятельности с использованием конкретных знаний, умений и практического опыта, владение которыми обеспечивает квалифицированному рабочему, подготовленному в СПО учреждении, возможность успешно выполнять трудовую деятельность, характерную для профессии и соответствующего уровня квалификации.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания общих и профессиональных компетенций квалифицированного рабочего, соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов, составляющих предмет изучения и обучения.
Трудовая деятельность – это совокупность трудовых действий рабочего (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда (оборудования, инструментов, приспособлений и т. п.).
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения; функциональной, структурной и педагогической.
Функциональный анализ трудовой деятельности. Трудовая деятельность по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование, подготовка, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.
При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно– технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса.
Структурный анализ трудовой деятельности. Не меньшее значение имеет расчленение содержания трудовой деятельности на относительно законченные структурные элементы – трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупной единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для данной профессии. Для кондитера, например, законченной работой будет оформление торта или пироженного, для повара – приготовленное, изделие или блюдо, для технолога – разработанная технологическая карта.
Для большинства профессий квалифицированных рабочих характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ носит сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных «законченных» технологических процессов, использование разных инструментов и приспособлений. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят в качестве основы для определения содержания производственного обучения. Поэтому трудовые процессы принято расчленять на трудовые операции , каждая из которых характеризуется применением одних и тех же или родственных способов труда. Так, трудовые процессы по изготовлению бисквитного теста, предусматривают такие операции как взбивание яиц с сахаром, до увеличения в объёме, добавление муки и взбивание с мукой, переливание теста в форму, выпекание, охлаждение.
Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнении трудового процесса, включающего трудовые операции и приемы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием. Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, по наличие их обязательно.
Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего определенной профессии и уровня квалификации в определенной отработанной системе отражаются в программе, которая представляет проект содержания производственного обучения будущего квалифицированного рабочего.
Вывод: На выпуске студентов, нам хочется видеть, что они, уже как специалисты, в условиях постоянных изменений в технике и технологии производства имеют высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладают способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Они подготовлены не только к современным, но и к будущим условиям производства. Но это не всегда так и на это есть объективные и субъективные причины. С одной стороны, не все СПО учреждения одинаково обеспечены материально-технической базой. С другой стороны, несоответствующим уровнем подготовленности некоторых выпускников, учреждений профессионального образования, к трудовой деятельности: нежелание обучающихся получать образование по данной профессии или специальности, в виду каких-то индивидуальных особенностей обучающихся, отсутствие мотивации к обучению.
1.2 Система производственного обучения
Результаты анализа трудового процесса, характерного для квалифицированного рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации обрабатываются и компонуются в учебную программу – документ, определяющий проект содержания производственного обучения. Характер такой обработки и проектирования будущего процесса обучения определяется принятой системой производственного обучения. Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. Исходя из принятой системы производственного обучения, определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.
Сущность производственного обучения: всестороннее и полное изучение трудовых приемов, операций и процессов, применяемых для данной профессии, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Процесс производственного обучения завершается освоением технологических процессов приготовления блюд, изделий, соответствующего задачам учебного процесса уровня сложности.
Анализируя сущность производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания процесса производственного обучения, характерный для всех систем. Сущность такого подхода в том, что содержание процесса труда в целях обучения расчленяется на составные части – приемы, операции, виды работы, ситуации, проблемы, функции, которые изучаются в определенной степени изолированно, вне связи друг с другом; затем эти изученные части трудового процесса объединяются (синтезируются) в законченный технологический процесс выполнения типичных работ по профессии, умения, выполнять который отрабатывается на базе изученных элементов трудового процесса. Этот аналитико-синтетический принцип построения содержания процесса производственного обучения объединяет все до сих пор предложенные и применяемые системы производственного обучения. Этот принцип заложен в построении программ производственного обучения.
Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.
Содержание обучения в СПО учреждениях, в том числе производственного, определяется, исходя в основном из задачи подготовки квалифицированного рабочего на средний уровень квалификации (применительно на 3– 4 разряд).
Исходным документом для определения проекта содержания подготовки квалифицированных рабочих в системе СПО являются характеристика профессиональной деятельности выпускника вместо квалификационной характеристики по соответствующим профессиям. В них указывается требование к результатам освоения основной образовательной программы, будущий специалист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Характеристика точного наименования профессии (специальности) включала: уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду.
В квалификационных характеристиках отражаются только общие «выходные» требования к знаниям и умениям, которыми будущий рабочий должен владеть к концу обучения. Они являются ориентиром при разработке учебных программ по специальным предметам и производственному обучению, а также исходным документом при проведении выпускных квалификационных экзаменов.
Другим документом, который используется при определении содержания производственного обучения, является учебный план. Учебный план предусматривает такую последовательность изучения предметов, чтобы общеобразовательные знания являлись базой для изучения общетехнических и специальных предметов, они в свою очередь обеспечивали теоретическую основу для производственного обучения.
Учебные планы разрабатываются в условиях СПО учреждениях на основе ФГОС СПО применительно к каждой профессии (или группе родственных профессий), а также к типу среднего профессионального учебного заведения.
Конкретное содержание и структура процесса производственного обучения отражаются в программе производственного обучения.
Мы поддерживаем точку зрения, что при разработке программ производственного обучения исходят из следующих общих принципов – требований к содержанию производственного обучения:
-
универсальность, гибкость: содержание учебной программы должно обеспечивать возможность готовить рабочего, способного выполнить работы по профессии в различных условиях;
-
всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития учащихся;
-
связь теории и практики по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала;
-
современность и прогностичность: соответствие содержания обучения современным требованиям научно-технического прогресса и перспективам его развития;
-
системность и доступность учебного материала;
-
утилитарность: обучение на основе производственного труда учащихся;
-
преемственность: а) с содержанием трудового обучения в средней школе; б) между основными этапами производственного обучения – в учебной мастерской, в условиях производства, производственная практика;
-
перспективность программы производственного обучения предусматривают выполнение учебно-производственных работ, как правило на один разряд выше тарифного уровня квалификации подготавливаемых рабочих, что обеспечивает возможности быстрого профессионального роста выпускников;
-
мобильность: обеспечение возможностей быстрого освоения смежных по технологии работ, расширение профиля подготовки.
В целях приведения учебных программ в соответствие с требованиями ФГОС СПО они регулярно один раз в год перерабатываются. Переработками в учреждениях СПО направляются рекомендации по внесению корректив в программы, отражающих существенные изменения в технике и технологии соответствующих производств, которыми должны руководствоваться мастера при проведении учебного процесса.
Деятельность учащихся, как основы учения, определяется ее мотивами и включает внешнюю (процессуальную, предметную) и внутреннюю стороны учения.
Учащийся, в процессе обучения слушает мастера, отвечает на его вопросы по технологии приготовления блюда или изделия, производит расчёт продуктов, определяет ход технологического процесса, контролирует приготовление блюда, дегустирует и т.п. – все это составляет внешние, предметные действия учения. Каждая изучаемая трудовая операция, способ выполнения работы выдвигает перед учащимся множество учебно-производственных задач и определяет множество предметных действий, требующих оперирования приобретенным опытом (знаниями и способами деятельности).
Вместе с тем, в процессе выполнения предметных действий происходит не просто практическая деятельность как таковая, не только «делание», но совершается процесс познания, накопления опыта, становление профессионального мастерства учащихся. Внешняя процессуальная, предметная сторона учения происходит в тесной связи с психическими процессами, составляющими внутреннюю его сторону.
Внутренняя (умственная) сторона учебной деятельности учащегося в процессе его производственного обучения включает восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предложений, их проверку и т. п.
Эти психические процессы включаются в процесс учения благодаря реальной предметной деятельности, которая их вызывает и формирует. Они протекают не стихийно, не сами по себе, a являются результатом действий учащегося в условиях выполнения познавательных и учебно-производственных задач. С другой стороны, характер протекания внутренних, психических процессов обучения определяет характер внешней, процессуальной стороны деятельности учащегося.
Таким образом, внешний и внутренний план учения переходят друг в друга, находятся в тесном диалектическом единстве. В результате такого единства внутренней и внешней сторон учебной деятельности у учащихся формируются умения и навыки, закрепляются, расширяются, конкретизируются ранее приобретенные знания.
Внешняя и внутренняя стороны учебной деятельности требуют владения учащимися способами выполнения этой деятельности, т.е. способами учения. Кроме чисто производительных, к ним относятся умения наблюдать, планировать и контролировать свой учебно-производственный труд, сравнивать, сопоставлять, выделять, обобщать, доказывать, находить причинно– следственные зависимости, принимать обоснованные решения и т.п. Без уверенного владения этими способами учение невозможно и без yc пешно.
Результатом учебной деятельности обучающихся является усвоение содержания образования – знаний, способов профессиональной деятельности, опыта мышления, а также формирование их личностных качеств.
Вывод: Содержание подготовки квалифицированного рабочего, специалиста в СПО вытекает из социального заказа на его подготовку. Оно определяет, какими знаниями и умениями должен обладать будущий квалифицированный рабочий, какие качества личности должны быть у него сформированы, чтобы успешно выполнять работы по профессии, соответствующие по содержанию, сложности, точности и другим требованиям проектируемому уровню квалификации такого рабочего, специалиста.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СПО
2.1. Система организационных форм и методов производственного
обучения в условиях СПО
Процесс производственного обучения осуществляется в определенных формах, с применением определенных методов и в определенных условиях. Формы и методы являются своеобразными педагогическими средствами процесса обучения.
Организационные формы обучения варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между педагогом и обучающимися в учебно-воспитательном процессе. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации. (Приложение 1)
В производственном обучении применяются три основных формы организации учебно-производственного труда учащихся: фронтально-групповая; бригадная (звеньевая); индивидуальная. К оценке каждой из этих форм следует подходить с двух точек зрения: как они способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, т.е. умений и навыков; какая из них позволяет создать более полное, отчетливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить учащихся к выполнению его профессиональных обязанностей.
Фронтально-групповая форма организации работы учащихся предполагает, что учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому мастер имеет возможность руководить одновременно работой всей группы, применяя групповое инструктирование учащихся, коллективное обсуждение ошибок и т.п.
Бригадная (звеньевая) форма предполагает, что группа делится на бригады или звенья (количественный состав определяется спецификой заданий), которые выполняют различные по характеру и учебно-производственным задачам задания. Организация работ при этом может быть с разделением труда в бригаде, т.е. каждый член бригады выполняет определенную часть бригадного задания, без разделения труда, совместно выполняет сложную работу, и работа по поточному методу, когда общее групповое задание разделяете между ученическими бригадами и каждая бригада выполняет определенную его часть, передавая другой бригаде на потоке.
При бригадной форме обучения усложняется руководство учебным процессом со стороны мастера, которому приходится осуществлять контроль и инструктирование при выполнении разнообразных работ. Устранение этой трудности можно достичь за счёт широкого применения документации письменного инструктирования. Вместе с тем бригадная форма обучения позволяет более эффективно, чем групповая, готовить учащихся к будущей работе на производстве, где бригадные формы широко распространены. Бригадная форма труда учащихся, особенно при его разделении, более эффективна с финансовой стороны.
Индивидуальная форма организации ученического труда характерна тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. При обучении в учебных мастерских она может применяться при обучении профессиям, связанным с выполнением большой номенклатуры работ, требующих для своего выполнения незначительного времени. Индивидуальная форма применяется главным образом для организации индивидуальной работы с сильными и «слабыми» учащимися, которые по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей.
Не следует смешивать урочную форму организации процесса производственного обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственного труда учащихся. Фронтально-групповая деятельность учащихся применяется главным образом при урочной форме учебного процесса. Вместе с тем на уроке широко применяются и бригадные, и индивидуальные формы учебно-производственного труда учащихся. Таким образом, формы организации учебного процесса и формы деятельности учащихся следует рассматривать в единстве. [15]
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и обучающихся, направленный на овладение обучающимися знаниями, умениями и опыта на их воспитание и развитие. Существует и другой подход к толкованию метода обучения. Под методом обучения понимается подход к процессу обучения. Примером такого толкования сущности метода обучения может служить производственное обучение, т. е. формирование профессиональных знаний, умений и опыта, обучающихся в специально созданных для этого условиях (учебных заведениях) и производственное обучение, непосредственно на производстве. Однако и в теории, и на практике осуществления учебного процесса методом обучения в основном считается «способ» совместной деятельности педагога и обучающегося. Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации. Такими источниками являются слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании. По данному основанию выделяют три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные и практические. [13]
Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).
По– разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений и навыков. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения. При выборе, методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Вместе с тем учет возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности. И, наконец, выбор методов обучения необходимо соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь на те, стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект. [9]
Классификация методов производственного обучения:
1. Перцептивные, т. е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой, письменное инструктирование).
2. Наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций).
3. Упражнения-многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны: производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).
4. Методы развития самостоятельности и активности учащихся:
(самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).
5. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).
За последние годы педагогической наукой разработана и в практике апробирована система методов обучения, в основу которых заложены уровни познавательной деятельности учащихся. Такая система методов находит применение в практике педагогической деятельности преподавателей СПО. Основные идеи этой системы методов обучения вполне применимы и для использования в процессе производственного обучения. Методы обучения, выделяемые по уровню познавательной деятельности учащихся можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые. [2]
Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) характерны тем, что с их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. Но вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. При преимущественном применении они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность.
Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленно включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному формированию практических умений. Вместе с тем эти методы не могут быть единственно применимыми в практике учебного процесса, несмотря на то, что их большие достоинства могут склонить к этому преподавателей и мастеров. Дело в том, что применение поисковых методов требует значительно больших затрат времени на изучение учебного материала, чем при репродуктивном изучении, а также необходимого запаса знаний учащихся и специальной их подготовки к поисковой деятельности. Применение этих методов требует высокого уровня, педагогического мастерства преподавателя, мастера[6].
Поисковые и репродуктивные методы в практической работе обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса. Подход к такому пониманию методов обучения вызван общей тенденцией к усилению развивающей функции учебного процесса в связи с повышением общего теоретического уровня содержания обучения.
В дидактике имеются и другие подходы к классификации методов обучения: по этапам познавательной деятельности учащихся, по содержанию изучаемого материала.
Однако наличие различных классификаций не означает против сопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях: проблемное изложение, эвристическая беседа (это по сути частично-поисковый метод), исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, самостоятельные наблюдения и т.д. Здесь уже в самих названиях методов изложена направленность их применения.
Мы поддерживаем точку зрения Е.В. Евпловой, Е.В. Гнатышиной, И.И. Тубер, что в процессе производственного обучения методом контроля является проверка выполняемых производственных работ: текущая, периодическая и итоговая. [4]
Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ обучающихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию обучающихся.
При устном опросе устанавливается контакт между мастером п/о и обучающимися, в процессе которого мастер получает информацию об индивидуальном усвоении обучающимися учебного материала. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный устный опрос. Практическая проверка занимает особое место в системе контроля, позволяет выявить умение обучающихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий обучающиеся обосновывают принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний в изучаемом материале, подавая его в целостном виде. [4]
Вывод: Проведя эксперимент на уроке учебной практики с двумя подгруппами обучающихся 1 курса по теме: «Механическая кулинарная обработка и разделка рыбы», по проверке закрепления теоретических знаний, пришли к выводу, какое большое значение имеет показ трудовых приёмов мастером п/о, повторение действий обучающимися, а затем предложить обучающимся составить алгоритм механической кулинарной обработки и разделки рыбы. Одна подгруппа составляла алгоритм до практической работы, а вторая после. В первой подгруппе % хороших оценок составил – 40 %, во второй подгруппе – 90 %. Это ещё раз доказывает, применяя различные методы, приёмы и формы на уроках производственного обучения, положительно влияет в целом на профессиональное образование студентов.
2.2 Особенности организации урока производственного обучения
Урок производственного обучения – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся, постоянного состава, с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все учащиеся овладели основами профессионального мастерства в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и профессиональных способностей учащихся. [3]
Проанализируем классификацию уроков производственного обучения. В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи важно представить систему уроков производственного обучения в определенной их классификации, имея в виду, что определенный тип (или вид) урока имеет свою специфику в смысле организации и методики проведения. Это вносит большую целенаправленность в изучении методики и организации их проведения. В дидактике уроки как форма организации учебного процесса обычно разделяют на типы по ведущей дидактической их цели: уроки усвоения новых знаний; уроки закрепления и совершенствования знаний и умений; повторительно-обобщающие уроки. Уроки производственного обучения также возможно классифицировать по такому основанию: уроки формирования первоначальных умений, уроки формирования навыков, уроки формирования сложных умений. [13]
В структуре урока производственного обучения важное место занимает инструктаж, который при групповой форме обучения может быть вводным, текущим и заключительным.
1 . Вводный инструктаж урока – 12– 15% времени занятия:
-
формулирование темы;
-
формулирование целей;
-
мотивация деятельности учащихся;
-
актуализация знаний;
-
показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);
-
инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, инструкционно-технологических карт и др.);
-
пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
-
объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
-
закрепление требований безопасности труда;
-
определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
-
сообщение норм времени, критериев оценок;
-
организация рабочего места.
2. Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж мастером 70–85 % времени занятия.
Деятельность обучающихся:
-
выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;
-
самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований безопасности труда;
-
самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера производственного обучения:
-
мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;
-
наблюдение;
-
целевые обходы;
-
индивидуальное инструктирование;
-
коллективное инструктирование;
-
закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
-
приём результатов работы;
-
оценивание;
-
определение дополнительных заданий сильным учащимся.
3. Заключительный инструктаж — 5–6% времени:
-
сообщение о достижении целей урока;
-
анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
-
разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
-
анализ выполнения норм времени и выработки, соблюдения правил безопасности труда;
-
сообщение оценок;
-
сообщение темы следующего урока;
-
объяснение домашнего задания;
-
уборка рабочих мест.
Далее проанализируем формы организации труда мастера производственного обучения[8].
Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока производственного обучения взаимосвязаны, направлены на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии. По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер производственного обучения при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями: структура урока должна отражать логическую последовательность этапов, должна быть связь между структурными элементами урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока, не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами, структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.
Урок в учебных мастерских и в условиях производства, является основной формой организации производственного обучения по избранной обучающимися профессии. При подготовке к уроку мастер производственного обучения должен руководствоваться следующими требованиями, повышающими качество обучения обучающихся:
1) соответствие урока требованиям ФГОС по профессии и учебной программе;
2) определение типа, вида урока п/о, комплексно-дидактических целей, структуры урока;
3) целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;
4) определение форм организации обучения и уровней обучения;
5) соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;
6) подбор дидактического материала;
7) обеспечение связи данного урока производственного обучения с предыдущими и последующими уроками производственного обучения и теоретическим обучением;
8) применение оптимальных методов и методических приемов обучения;
9) выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;
10) определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;
11) формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;
12) формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;
13) разработка системы повторения и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков;
14) разъяснение домашнего задания;
15) овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.
Правила инструктирования: четко определять цель деятельности обучающихся (упражнений, самостоятельных работ), добиваться осознания ее учащимися. Вникать в работу каждого обучающегося, не упуская из поля зрения работу всей группы. Постоянно развивать у обучающихся способность самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, их причины, способы устранения и предупреждения. Побуждать обучающихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество работы; наблюдать за обучающимися тактично, не вмешиваться без крайней необходимости в их работу. Не давать обучающимся готовых указаний, по исправлению ошибки, добиваться, чтобы они сами увидели ее, нашли способ исправления. Своевременно оказывать помощь обучающимся, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок. Не доделывать работу за обучающихся, так как это может приучить их к безответственности. Поощрять творческий подход к выполнению задания, постоянно приучать к планированию своего труда, независимо от периода обучения, особое внимание уделять контролю правильности применяемых трудовых приемов и способов. Постоянно воспитывать у обучающихся культуру труда, побуждать обучающихся применять передовые, высокопроизводительные приемы и способы работы. Практиковать прикрепление лучших обучающихся к менее успевающим, для оказания товарищеской помощи, следить за правильностью оказания такой помощи. [10]
Оснащение урока – комплекс наглядных дидактических материалов данного урока.
Основные виды документов письменного инструктирования:
-
инструкционные карты – раскрывают последовательность, способы выполнения трудовых приё мов трудовой операции;
-
инструкционно-технологические карты – раскрывают технологическую последовательность, технические условия, средства и рациональные способы труда при выполнении учебно-производственных работ;
-
карты-задания – содержат задания по изучению устройства и работы оборудования, обобщению накопленного опыта;
-
карточки контроля – содержат указания по само– и взаимоконтролю выполненных работ;
-
карточка дефектов – содержит указания возможных дефектов и способов их устранения.
Правильное определение целей урока – основа качества урока производственного обучения. Определяющим компонентом учебного процесса обучения является цель.
Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения:
-
обучить обучающихся трудовым движениям;
-
обучить трудовым действиям и приемам;
-
сформировать (отработать) у обучающихся профессиональные навыки и привычки;
-
усовершенствовать трудовые действия и приемы;
-
научить обучающихся производить, осуществлять,
-
сформировать у обучающихся прочные практические знания о…(указать конкретно);
-
обучить обучающихся умению предвидеть возможные виды брака; углубить ранее полученные знания при отработке приемов; сформировать умения;
-
подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену;
-
подбирать инструмент, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты, пользоваться технологической документацией, обучать само и взаимоконтролю, развивать самостоятельность при выполнении;
-
осуществлять контроль за качеством знаний, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ.
Примерный перечень развивающих целей урока производственного обучения:
-
формировать и развивать умения анализировать;
-
научить обучающихся умениям: рационально организовывать и планировать свой труд;
-
распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков движений, действий и операций;
-
развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию.
-
формировать умения: осуществлять планирование своих действий, своевременно предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы.
Примерный перечень воспитательных целей урока производственного обучения:
-
формировать нравственные, поведенческие и другие качества личности: коллективизма, исполнительской инициативы, целеустремлё нности, деловитости, трудолюбия, способности к са мовыражению, умение работать в команде, бригаде;
-
способствовать формированию профессионально значимых качеств личности: предприимчивости, потребности искать и использовать в работе новое и прогрессивное;
-
стремление к высоким результатам; активности и самостоятельности; сознательного и творческого отношения к труду;
-
стремление к саморегуляции и самоконтролю.
Активные методы и приемы проведения вводного инструктажа.
Начало занятия: оргмомент, целевая установка, мотивационный этап:
-
рассказать о значении данной темы для изучения профессии;
-
показать готовое изделие – вы сегодня научитесь так делать;
-
показать испорченное изделие или другую плохо выполненную работу и попросить ответить, почему не получилось – потому, что рабочий не знал /не умел того, что сегодня будет изучаться.
Актуализация базовых знаний и умений:
-
«Да– нетка» – в ответ на альтернативный вопрос мастера обучающиеся поднимают карточку «Да» или карточку «Нет»;
-
взаимоопрос «ты – мне, я – тебе» – парная работа: один обучающийся задаё т вопрос, другой отвечает, затем – наобо рот;
-
тесты с мгновенной проверкой ответов;
-
составление технологической последовательности – фронтально, индивидуально, в малых группах;
-
ролевая игра (бригадир, мастер выясняет, что и как будут делать рабочие, выполняя его задание).
Разобрать технологическую последовательность:
-
вписать пропущенную информацию в технологическую карту;
-
составить последовательность по рассказу мастера.
Первичное закрепление:
-
предложить обучающемуся повторить показанные мастером трудовые приё