«Организация проектных работ»

Дипломная работа

Проект

ом включает в себя составление обоснованного плана действий, методов формирования творческой личности, направление совместного творчества, создание банка идей и результатов работы.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать себя , деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

Работая над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения

заданий, в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты

но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

— личностно

— использует множество дидактических подходов;

— самомотивируемо

— позволяет учиться на собственном опыте

— приносит удовлетворение учащегося, использующих свой продукт труда

Именно метод проектов позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего среднего образования:

— интеграцию учебного содержания;

8 стр., 3879 слов

«Производственная практика обучающихся на предприятии, как ...

... работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, ... обучения: в период введения в профессию; в период овладения профессией; в период производственной практики на предприятиях. 1. Производственная практика как элемент формирования профессиональных компетенций выпускника Производственная практика ... у учащихся самостоятельность ...

— развитие пользовательских навыков в ИКТ;

— формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

— формирование у учащихся особого отношения к себе как субъекту знаний, практических умений и способностей.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

— учащиеся чаще всего не умеют превращать информацию в знание;

— отсутствие у учащегося интереса, мотива к личностному росту и приобретению знаний;

— ведущий тип деятельности учащегося- репродуктивный.

Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов программы « Технология»,

быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творчества и мышления,

исследовательских навыков, умения интегрировать знания.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении,

Активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровенъ склонности проекта для каждого .

Особенность системы выполнения проектов- совместная творческая работа учителя и учащихся. Развитие пространственного воображения, поиск вдохновения- это возможность расширить обозначенные направления трудовой творческой деятельности тем самым мы вместе взращиваем качества каждой творческой деятельности: целеустремленность, воля, познавательная деятельность, эмоциональность, любознательность, лидерство, смелость, самоконтроль, решительность, открытость, независимость, инициатива, яркое воображение, чувство юмора, оригинальность, увлеченность, сообразительность, гибкость мышления.

Работа над проектом заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.

Работа над проектом позволяет полностью раскрыться ученику и учителю.

Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу . Необходимо постоянно пополнить свои знания по тематике проектов, наращивать наполняемость мастерской(демонстрационные, справочные, наглядные средства обучения,

специнструменты, материалы. Учащиеся в XXI веке должны адаптироваться в меняющихся условиях жизни, самостоятельно мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

23 стр., 11149 слов

Экспертный расчет оценки степени риска по инвестиционному проекту ...

... деятельности)., Общие сведение о проекте Инвестиционный проект разработан Открытым Акционерным Обществом «Алемар Девелопмент». В 2004 году было создано предприятие ЗАО «Горнолыжный комплекс «Манжерок» (ЗАО «ГЛК Манжерок») ... детские и учебные трассы, автостоянки, ... работа части подъемников в летнее время; - в летнее время работа ... прогулки, сеть маршрутов экологического туризма;, - парк приключений (полоса ...

То есть речь идет о формировании ключевых компетенций:

-общенаучной

— познавательной

— коммуникативной

— ценностно-смысловой

-социальной

— компетентными личностями

Учебное заведение должно создавать условия для формирования личности. Наиболее адекватным на мой взгляд является- ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ФГОС предусматривает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта. При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются сформированные компетенции, включающими в себя навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения».

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:

  • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
  • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
  • основы ценностных суждений и оценок;
  • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
  • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его результатам»; Личностные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

14 стр., 6742 слов

Организация туристской деятельности

... проект «10000 шагов здоровья». Объектом исследования является спортивный туризм. Предметом исследования данной работы является – организация спортивного туризма. Для ... Согласно автору классификации, спортивный туризм представляет собой традиционную форму туристской деятельности, в последнее ... первопроходца. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события ...

— сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося.

— сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных — ситуациях». Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

11 стр., 5479 слов

Анализ туроператорской деятельности в РФ

... крупным объемом и широкой специализацией. На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров ... туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта. Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, ... не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно ...

В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» Обучающийся, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить основные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения преподавателей и обучающихся.

Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:

  • исследовательской, коммуникативной компетентности;
  • познавательных интересов;
  • умения проводить рефлексию;
  • умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • умения самообразования;
  • умения публично выступать;
  • критического мышления.
  1. Метод проектов.

Метод проектов

Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта деятельности. Существуют различные подходы к определению типов учебных проектов, которые выделяются по различным основаниям: по содержанию, по организационной форме, по времени, затраченному на выполнение, по характеру контактов, по виду деятельности учащегося

По содержанию

  • Монопредметный проект: проект по одному учебному предмету.
  • Межпредметный проект: проект, объединяющий несколько предметных областей.

По организационной форме

  • Индивидуальный проект: проект, выполняемый одним учащимся.
  • Парный проект: выполняется двумя обучающимися.
  • Групповой проект: проект, выполняемый группой (группами) обучающихся.

По времени выполнения

— Мини – проект: один урок

4 стр., 1579 слов

Методическая разработка по выполнению проектной работы «по местам боевой славы»

... фестиваля городов Воинской славы. 3 4. Краткая характеристика жанра работы Аттестационная работа представляет собой методическую разработку по выполнению проекта «ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ» Аттестационная работа представляется в ... Результатом проектной деятельности будет расширение знаний о событиях Великой отечественной войны, воспитание патриотических чувств, любви к Родине, знакомство обучающихся ...

-Кратковременный: несколько уроков.

— Долговременный: от недели до года и более

По характеру контактов:

-Внутренний (региональный).

-Международный.

Особый интерес представляет собой классификация проектов по ведущему виду деятельности :

-Исследовательские проекты- предполагают доказательство или опровержение какой либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.

— Практико- ориентированные проекты -направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.д.

-Информационные проекты- направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т .п).

-Творческие проекты- результатом становится создание литературных произведений , произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства , видеофильмов.

— Игровые проекты- предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.)

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.

Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:

— продукт как материализованный результат,

— процесс как работа по выполнению проекта,

-защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий ГАПОУ БСТТ им.Л.Я.Кучеева, а также характеристики рабочей предметной программы.

Результаты (продукт) проектной деятельности

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

16 стр., 7935 слов

Применение инструментов управления проектами при реализации проекта ...

... исследования, Методология исследования 1.1 Проект и задачи, решаемые проектным подходом Свод знаний по управлению проектами PMBoK даёт следующее определение проекта: проект - это временная организация, деятельность которой направлена на создание уникальных продуктов, ...

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
  • постеры, презентации;
  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • реконструкции событий;
  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;
  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
  • документальные фильмы, мультфильмы;
  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;
  • сценарии мероприятий;
  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов. Итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ГАПОУ БСТТ им.Л.Я,Кучеева или на конференции, проводимой в техникуме.. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В результате выполнения проектной деятельности выпускник научится:

— планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные проблеме;

— выбирать и использовать методы;

-распознавать и ставить вопросы, формировать вытекающие из исследования выводы;

17 стр., 8316 слов

«Проектная деятельность в современном образовательном учреждении»

... роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология». Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного ...

-использовать: математические методы и приемы, естественнонаучные методы и приемы (наблюдение, постановка проблем, моделирование, выдвижение гипотезы и т.д.), методы и приемы характерные для социальных и исторических наук (описание, наблюдение, опросы, постановка проблемы, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов);

— ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

— отличать факты от суждений, мнений и оценок;

— видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок. Выпускник получит возможность научиться:

-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект, учебное исследование;

— использовать догадку, озарение, интуицию;

— использовать такие математические методы и приемы как перебор логических взаимосвязей, математическое моделирование;

-использовать естественнонаучные методы и приемы: как абстракция от привходящих фактов, проверка на совместимость с другими фактами;

  • использовать методы и приемы, характерные для социальных и исторических наук (моделирование, анкетирование, поиск исторических образцов);

— использовать приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

— целенаправленно и осознано развивать свои коммуникативные способности;

— осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

2. Организация и этапы проектной деятельности

Руководителем проекта является преподаватель (преподаватели), координирующий конкретный проект. Темы проектов могут предлагаться как преподавателями, так и обучающимися. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с преподавателем. Проект может быть групповым или индивидуальным. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность, с учетом профильной направленности обучения Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.

Этапы работы над проектом: выбор темы проекта. Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методическое литературе обычно отмечают, что проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация ( и можно выделить шестое П – портфолио).

Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. Желательно не предлагать готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих: чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий:

3 стр., 1248 слов

«Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе»

... учебной деятельности. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей. Самостоятельные работы, различающиеся по ... дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового ...

1. Знакомство группы с общей темой (разделом учебника).

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор темы проекта.

5. Выбор проектного продукта.

Преподаватель выбирает общую тему или организует её выбор обучающимися. Основанием выбора темы может быть желание реализовать проект, связанный по сюжету с какой-либо областью интересов обучающегося. При выборе направления работы преподаватель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимся, как они могут сами их сформулировать.

К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:

  • в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
  • название должно выражать главную идею;
  • название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
  • название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Проектный продукт

Проектный продукт — это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен. Можно отметить, что одна и та же тема в зависимости от конкретной учебной ситуации может быть реализована в различных проектных продуктах. Например, продуктом проекта может быть мультимедийная презентация, или бизнес проект. Выбор зависит от желания и возможностей обучающихся.

Этапы проектной деятельности

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов:

Этап 1. Подготовительный -определение темы, целей проекта и конечного продукта.

Этап 2. Планирование- уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов, составление оптимального плана работы.

Этап 3. Реализация проекта- сбор и обработка информации. Решение возникающих вопросов и проблем. Корректирование планирования (при необходимости), Оформление документации проекта.

Этап 4. Презентация (представление) проекта- представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии).

Ответы на вопросы. Интерпретация полученных результатов.

Этап 5.Осмысление и оценка проекта

  • Подведение итогов.
  • Оценка итоговых и промежуточных результатов.
  • Самоанализ работы в группах.

Все этапы работы над проектом находят отражение в портфолио проекта. Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Этап 1. Подготовительный. Обучающиеся выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению. Преподаватель побуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта. На подготовительном этапе обучающиеся под руководством преподавателя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?». Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт. Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию обучающегося, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности. Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько обучающихся, перед преподавателем стоят следующие задачи:

1) собрать различные идеи обучающихся;

2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;

3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Выявлению идей обучающихся может способствовать такой технологический приём, как «мозговой штурм». «Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, который позволяет найти решение сложных проблем. Отправным моментом «мозгового штурма» является проблема, которая не нашла приемлемого решения. Для успешного проведения «мозгового штурма» члены группы должны придерживаться следующих правил:

1)принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей;

2)приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи;

3)идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;

4)нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;

5)необходимо записывать все идеи.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения. Таким образом, предварительный этап заканчивается формулированием темы (что мы будем делать?), цели (для чего мы это будем делать?) и задач проекта (как мы это будем делать?), определением проектного продукта (что должно получиться в результате?).

Этап 2. Планирование. Преподаватель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Обучающиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами — это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, предусмотренные ФГОС. Таким образом, обучая планированию формируются умения, которые понадобятся обучающимся не только в учебной деятельности, но и в жизни. На этапе планирования окончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности. На этапе планирования не нужно увлекаться чрезмерной детализацией плана работы: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности. Следует помнить о законе Хеопса: «Ничего не строится в срок и в пределах сметы». Существуют разные виды оформления планирования

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема проекта _______________________________________________________

Этапы работы:

Цель:

Задачи:

Что знаем:

Что ещё нужно найти:

Что можно использовать:

Вид информации:

Какую информацию и у кого можно получить:

Координатор в группе:_________________________________________________ Распределение обязанностей и план работы:

Что делать:

Обучающийся 1

обучающийся 2

Обучающийся 3

обучающийся 4

Что сделано:

Преподаватель может предложить обучающимся алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (Отвечая на этот вопрос, формулируется проблема и цели проекта.)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта.)

Шаг 3. Кто это будет делать? (Назначение ответственных, формирование групп.)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что ещё необходимо? (Выявление имеющихся и недостающих ресурсов.)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Перечисление основных этапов работы.)

Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы.)

Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы.)

ЭТАП 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Обучающиеся ↔ Преподаватели

Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Оказывают помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляют контроль за соблюдением сроков.

Именно на этапе реализации проекта преподаватель и обучающийся сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть:

— информации мало, или наоборот, слишком много;

— одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела;

  • в группах возникают конфликты между участниками;

— из- за продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе т.д.

Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично развивающемся обществе. Важнейшая задача преподавателя на данном этапе – грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность обучающихся и в тоже время при необходимости поддерживать, направлять, помогать, создавать условия для проявления творческой активности. Очевидно, что степень участия преподавателя в проектной работе варьируется в зависимости от особенностей обучающегося. Одним оказывает организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, стараясь поддержать самостоятельную работу. Для других обучающихся помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. В основном обучающиеся как правило нуждаются в минимальном участии преподавателя.

Таким образом педагогическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы поддерживать самостоятельность обучающихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу.

Проект можно разделить на небольшие этапы, связанные со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта, и его составляющих, подготовкой документации проекта, подготовкой к презентации. Часто обучающиеся настолько увлекаются доработкой и совершенствованием продукта, что забывают о намеченных сроках, которые бывают принципиально важны. Многие из нас работают импульсивно, путём перенапряжения, в короткий срок, решая сложные задачи. Обучающиеся так же перенимают подобный стиль работы, глядя на старших. В этом случае тем более важно рациональное распределение усилий на всех этапах работы и следование намеченному плану (в том числе и в сроках).

Этап 4. Презентация проекта

Обучающиеся представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Преподаватель (жюри) принимает отчёт; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения Основная задача этого этапа — представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

Существуют различные формы презентации:

  • устное сообщение на круглом столе, семинаре;
  • публичная защита проекта;
  • театрализованное представление;
  • демонстрация видеофильма;
  • презентация веб-сайта и др.

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта. В рефлексии обучающийся должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта. Отчету придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора. Отчет может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение. Отчет поможет обучающемуся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п.

Отчет должен отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия. Устное сообщение обычно сопровождается иллюстративными материалами: показом слайдов, рисунков, чертежей, эскизов и т. п.

Преподаватель: может предложить примерный план сообщения:

1. Представьтесь (назовите своё имя, фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы и роль каждого в ней).

2. Назовите тему проекта.

3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.

4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа.

5. Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились; как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменение назовите причины возникновения этих изменений).

6. Расскажите о времени, месте и роли участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, каков вклад каждого участника в решение проблемы).

7. Продемонстрируйте результат работы группы.

Окончательный вариант выступления можно обсудить с обучающимся накануне выступления, а также ознакомиться с подготовленной компьютерной презентацией. Для публичной защиты проекта выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, обучающихся, приглашаются все желающие. Документация проекта обычно представляется жюри заранее для предварительного ознакомления. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступления участников ограничивают 7-10 минутами), ответы выступающих на вопросы жюри (вопросы слушателей).

Для подведения итогов может быть использован оценочный лист.

Проект оценивается по критериям: примеры оценочных листов

Оценочный лист№1 Название проекта, самооценка творческой группы, оценка педагога, оценка жюри, средний балл, достигнутый результат, оформление, защита, представление, ответы на вопросы, процесс проектирования, интеллектуальная активность, творчество, практическая деятельность, умение работать в команде, средняя итоговая оценка. Оценочный лист№2

1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения, практическая ценность проекта (мах — 5 баллов).

Цель выполнения проекта не сформулирована- 0.

Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работ 1-2.

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом имеет практическую ценность 3-5

2. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации (мах — 3 балла)

Библиография отсутствует- 0

Библиография содержит незначительный объем подходящей информации- 2 Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников- 3

3. Творческий и аналитический подход к работе, объем разработок, новизна решений (мах -7 баллов)

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта 1

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода 2-4

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения 5-7

4. Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядных пособий (мах — 4 баллов)

Отчет отсутствует- 0

Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий 1-3 Отчет представлен в виде презентации или текстового файла. 3-4

5. Анализ процесса и результата работы (мах — 6 баллов)

Анализ работы отсутствует 0

Анализ работы выполнен формально 1-2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся ситуаций 5-6

6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу, уровень самостоятельности (мах — 4 баллов):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора, собственные разработки и предложения 3-4

В процессе презентации проекта обучающиеся должны продемонстрировать:

— понимание цели и задач проекта;

умение представить работу над проектом в устном сообщении;

умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;

умение проводить анализ проделанной работы.

Оценивание проекта — важная и ответственная процедура. Очень важно, чтобы с критериями оценивания обучающиеся были ознакомлены заранее, поскольку это всегда позитивно влияет на их работу:

— Обучающиеся точно знают, чего от них ожидают;

— Обучающиеся получают ориентир для самооценки;

-Обучающиеся знают, что их оценивание будет последовательным и объективным.

Существенно облегчает процедуру оценивания проекта использование специальных бланков: одни и те же бланки могут применяться для оценки, самооценки и перекрёстных отзывов. Разработка собственных критериев оценивания особенно эффективно стимулирует последующую работу.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта

Обучающиеся, преподаватель (жюри) после презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить недостатки. Обсудили результаты проекта, провели самоанализ проектной деятельности. Оценили усилия обучающихся, качество отчёта, возможности дальнейшей работы использованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.

Направляя обсуждение, преподаватель может предложить обучающимся следующие вопросы:

Что было самым трудным в работе над проектом?

Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?

Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?

Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?

Что нуждается в доработке?

Чего вы до сих пор не понимаете?

В чем вы стали более уверенны?

Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

В ходе подобных обсуждений под руководством преподавателя формируются умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки и другие метапредметные результаты освоения образовательных программ, предусмотренные ФГОС.

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

Портфолио проекта (проектная папка) — это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Портфолио включает:

паспорт проекта

планы и графики выполнения этапов проекта

отчёты рабочих групп,

рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного документа;

материалы к презентации,

результаты экспертизы.

Целесообразно выбрать ответственного за наполнение портфолио, к которому будет стекаться информация от всех членов группы.

Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих, обязательных для заполнения элементов:

1. Название проекта.

2. Учебный предмет (предметы) в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины.

3. Тип проекта

4. Цель проекта

5. Задачи проекта

6. Руководитель и консультанты проекта

7. Возраст обучающихся проекта

8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников).

9. Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение).

10. Предполагаемые продукты проекта.

11. Этапы работы над проектом (продолжительность, этапы работы над проектом, ответственные).

12. Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проектной работы составляется обучающимися под руководством преподавателя. В некоторых случаях преподаватель может только утверждать (и при необходимости корректировать) паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

Отчёт обучающегося по итогам выполнения проекта может иметь следующую структуру:

титульный лист (название проекта, автор, класс, координатор проекта и консультанты, дата исполнения);

вступление (включает обоснование выбора темы, цель проекта и план работы);

основная часть содержит описание основных этапов создания проекта;

заключение (содержит основные выводы, самооценку и рефлексию);

библиография и источники информации;

приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограммы интервью, анкеты и т.п.).

Если отчет текстовый файл или файл презентации, то он должен быть представлен на дискете, на которой надписаны: имя автора, группа, название работы, имя файла. К заполнению проектной папки следует относиться серьёзно и в то же время не увлекаться сбором большого числа документов. Записи должны быть ёмкими и краткими, отражать развитие идеи и ход работы. Работая над проектной документацией, обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности.

Преимущество метода проектов

МЕТОД ПРОЕКТОВ:

— позволяет обучающимся находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;

— даёт возможность связать теорию с практикой;

— развивает исследовательские и творческие способности обучающихся;

— создаёт условия для самостоятельной деятельности обучюащихся в ситуации выбора;

— позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и со сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личное познавательное и коммуникативное развитие обучающегося.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Адресация

1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета (предметов).

2. Тема проекта

3. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

4. Задачи учебно-педагогические (класса, каждого студента)

5. Время работы над проектом.

6. Режим работы.

Обеспечение

1. Материально – техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.

2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, или информационные и материально-технические ресурсы).

3. Общеучебные умения и навыки, необходимые обучающимся для работы в проекте.

4. Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения:

1. Новое содержание по каждой теме.

2. Новые практические приемы.

3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

4. Развитие навыков:

самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями;

самостоятельного принятия решений;

коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

— мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании.

самоанализа и рефлексии.

5. Воспитание толерантности.

6. Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

Опыт использования (апробация)

Степень распространения: ГАПОУ БСТТ им Л.Я.Кучеева.

Содержание рецензии на проект:

К проекту должна прилагаться рецензия преподавателя с оценкой предоставленного материала:

1 название работы, ее цель;

2 фамилия, имя автора (ов);

3 название образовательной области и учебных предметов, к которым относится проект;

4 перечень методов, использованных при работе над проектом;

5 перечень источников информации, использованных при работе над проектом;

6 актуальность выбранной темы и ее практическая значимость;

7 качество изложения материала (доступность, научность, логичность).

Заключение, Советы руководителю проекта

Подходите к проведению работы творчески.

Не сдерживайте инициативу обучающихся.

Поощряйте самостоятельность обучающихся, избегайте прямых инструкций.

Помните о главном педагогическом результате — не делайте за обучающегося то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Старайтесь обучать обучающихся умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. В процессе работы не забывайте о воспитании обучающихся.

Памятка для преподавателя:

1. Имей определенный план.

2. Давай обучающемуся возможность ставить вопросы.

3. Держи наблюдение за работой проекта по необходимости, чтобы держать работу на высшем стандарте.

4. Смотри за записями в определенные промежутки времени.

5. Планируй проект так, чтобы он не потребовал много ученического времени.

6. Если возникают сомнения в выполнимости указаний, составь письменные задания.

7. Дай возможность обучающемуся самостоятельно мыслить.

8. Ободряй обучающегося при трудовых проблемах.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/razrabotka-zadaniya-na-organizatsionnoe-proektirovanie-v-sootvetstvii/

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.

2.Гуръе Л.И. Проектирование педагогических систем. — Казань, 2004. 3.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 2000. 4.Нарушевич А.Г. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе //Русский язык. Первое сентября. 2010. № 10. С.7-12.

5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М., 2008.

6.Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения.—М., 2011.

7.Полат Е.С. Как.рождается проект. — М., 1995.

8.Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47.

9.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М., 2005.

10.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? — М., 2010.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.—М., 2011.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.—М., 2012.