«Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе»

Эссе

Мудрый.

Я штатный учитель русского языка и литературы. Чтобы урок был интересным и насыщенным, я часто использую элементы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа — это, с одной стороны, учебное задание, с другой — форма проявления соответствующей активности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, что в конечном итоге приводит ученика к получению ранее новых знаний незнакомого ему или углубить и расширить объем уже полученных знаний.

Следовательно, самозанятость — это дидактический инструмент, который в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче. Кроме того, он тренирует ученика на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимого объема и уровня знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач. Самостоятельная работа формирует у студентов психологическое отношение к самостоятельному систематическому пополнению своих знаний и развитию умения ориентироваться в потоке научной и общественной информации путем решения новых познавательных задач.

Считаю, что роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с изменением цели обучения, его ориентации на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией образования. Фактический процесс самостоятельной деятельности представлен в виде триады: мотив — действие — результат.

Самостоятельная занятость студентов, включенная в учебный процесс, — это работа, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его указанию в специально отведенное время. При этом учащиеся сознательно стремятся достичь намеченной цели, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий (или и того, и другого вместе) [6].

Самостоятельная работа предполагает активные мыслительные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов решения поставленных преподавателем задач, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

13 стр., 6179 слов

Организация работы сервис–центра на железнодорожном вокзале

... Цель данной, Исходя из цели работы были определены следующие задачи:, — оценить специфику и особенности железнодорожного направления Москва — Кисловодск — разработать железнодорожные туристические маршруты на заданном направлении. Составить схемы прокладки туристских поездов и программ туристско-экскурсионного обслуживания ...

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Очевидно, что включение самостоятельной работы в содержание уроков в начальной школе является насущной необходимостью.

В связи с этим учитель должен четко представлять себе структуру самостоятельной работы на уроке и уметь правильно построить ее, максимально задействовать потенциальные силы учащихся.

В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.

Конечной целью формирования учебной деятельности является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Сегодня бесспорным является следующее: повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отыскиванию подобных знаний и действий. Формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия. Степень самостоятельности учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем. Повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей.

13 стр., 6182 слов

Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...

... курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ... помощь. Во – вторых, это оказание помощи ... лет и ...

Самостоятельные работы, различающиеся по дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление и расширение, и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.

К самостоятельной работе, требующей выполнение новой задачи, учащихся необходимо готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают необходимыми умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, в планировании работы и т.п..

Большое место на уроках русского языка и литературы занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.

Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой я отрабатываю компоненты работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Третьим важным компонентом считаю умение составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.

В условиях школьного обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления.

21 стр., 10026 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ЭКСКУРСИЯХ

... Краснодара, Воронежа и др. Пособие А.Ф. Родина и Ю.Е. Соколовского «Экскурсионная работа по истории» обобщает опыт экскурсионной работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися. «Внеклассная работа по истории» ...

Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.

Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.

Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.