Экологическое образование и воспитание школьников является на данном этапе развития общества наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.
Огромная роль в экологическом образовании и воспитании учащихся принадлежит учителям естественнонаучного цикла, в частности учителям биологии. Именно они должны раскрыть перед учащимися все богатство и красоту родного края, показать грандиозность перемен в природе, связанных с деятельностью человека, в том числе и негативных.
Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов биологии показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области естествознания нередко рождаются именно на умело проведенной экскурсии. Методически правильно организованные, хорошо подготовленные и проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках биологии знания, превратить их в стойкие убеждения.
Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия является сильным средством воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной нами темы дипломной работы.
Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...
... курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ... помощь. Во – вторых, это оказание помощи ... лет и ...
Цель работы -исследование методических аспектов организации и проведения экскурсий по экологическим тропамв курсе преподавания биологии в общеобразовательной средней школе.
Объект исследования — экскурсии по биологии в рамках программы общеобразовательной школы.
Предмет исследования — методика организации и проведения экскурсий по биологии для учащихся общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы организации и проведения экскурсий по биологии в ОШ.
Разработать ботаническую экскурсию в мир природы для учащихся 7 класса.
Разработать зоологическую экскурсию в мир природы для учащихся 8 класса.
4. Разработать экологическую тропу на территории государственного ландшафтного заказника «Мозырские овраги» для учащихся 11 класса.
ГЛАВА 1. ОБОР ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/biologicheskie-ekskursii-v-shkole/
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии
Изучение биологических объектов невозможно представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия — экскурсии.В разные времена в понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» — выбегаю) вкладывалось различное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию.
Известный методист В. А. Герд определял понятие «экскурсия» как форму «общественно-просветительной работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения» [8].Один из первых методистов экскурсионного дела Б. Е. Райков трактовал экскурсию и сущность экскурсионного метода следующим образом: «…под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип).
Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода» [26].В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова экскурсия определяется как коллективная поездка куда-либо, с образовательной, познавательной целью.В вопросе определения экскурсии для учащихся в начале ХХ в. выделились два основных направления: экскурсия — единственная ведущая база процесса обучения, экскурсия — существенная часть учебного плана школы [29].Наиболее полное определение понятия экскурсия, исходя из особенностей образовательного процесса представили Н. М Верзилин и В. М. Корсунская:«Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой» [6].П. И.Пидкасистый в своей книге «Педагогика» трактует понятие «экскурсия» как форму организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении [24].Ю.
Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика ...
... учащиеся узнали нового во время ее проведения. 5. Виды экскурсий (примеры) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА" ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия ... экскурсии, ее содержании, методике объяснения. П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной ... экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. ...
Л. Хотунцев трактует понятие экологическая экскурсия — как форму экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях [30].Проанализировав подходы ученых к определению «экскурсия» мы будем понимать под экскурсией любой выход в природу, если это совершается с учебной целью, причем не зависимо от того, на какое расстояние придется идти, насколько времени и когда. Экскурсией одинаково будет являться и выход в «большую природу», на пришкольный участок и в ближайший сквер. Соответственно и времени экскурсия будет занимать от нескольких часов до десятка минут. Она может проводиться и в специально отведенное по расписанию время, и за счет части обычного урока.Экскурсии в природу дают возможность изучать растения и животных в их естественной среде. При этом удается выяснять приспособления организмов к конкретным условиям. Именно на экскурсиях наиболее ярко наблюдается связь между организмом и окружающей средой. Экскурсии придают преподаванию биологии краеведческую направленность. Они помогают расширить знания о живой природе, содействовать развитию наблюдательности и самостоятельности, интереса к живой природе, воспитывать внимательно и бережное отношение к природе[20].Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям [9].Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью [14].
1.2 Виды экскурсий и их характеристика
Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я.Герд, Б.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, А.Н.Мягкова, Б.Д.Комисаров и др.В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько различных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников и др.
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:
Рисунок 1. — Классификация экскурсий по местоположению в темах учебных курсов.
1. Вводные к изучению соответствующей темы, создающие образную опору для возбуждения интереса к новой теме и последующего изучения сложных вопросов в классе.
Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом;
«Роль краеведческих экскурсий в изучении родного края»
... Цель написания работы: определить роль краеведческих экскурсий в изучении родного края. Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии Краеведение включает следующие основные моменты: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; ...
2. Текущие, проводимые в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках в классе;
3. Итоговые — после изучения одной или нескольких тем — закрепляющие и обобщающие изученный в классе материал. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность [7].
Наиболее полная классификация экскурсий предложена В.П.Соломиным и И.Я.Ланиной в работе «Экскурсии в природу по биологии» [22]. Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие:
Рисунок 2. — Классификация экскурсий по В.П. Соломину и И.Я. Ланиной.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы.
Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые раскрывают окружающий природный комплекс. Объектами многоплановых экскурсий в природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная экскурсия в лес, которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Комплексные экскурсии проводятся в природу и на производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся[30].
Экскурсии к объектам природы — например «лес»- можно использовать для изучения живых (растения, грибы, животные, насекомые) и неживых (почва) объектов.
Экскурсии на объекты, изучающие природные явления. Например повреждение деревьев, является результатом влияния разрядов молнии
Рисунок 3. — Классификация школьных биологических экскурсий по месту проведения.
Экскурсии в научные лаборатории и институты обычно организуют учителя с учащимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Эти экскурсии знакомят с методами научных исследований, оборудованием лабораторий. При подготовке таких экскурсий особенно важно обеспечить интересное, познавательное, ценное содержание, связанное с темами курса, и получить объяснение от научного сотрудника в доступной форме.Опыт школ показывает, что целесообразно осуществлять экскурсии в лаборатории после изучения соответствующего программного материала на уроке; тогда учащиеся подготовлены к восприятию сложных вопросов, с которыми они встретятся на экскурсии. Учитель в процессе изучения темы сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той или иной научной лаборатории. Если экскурсия проводится до изучения соответствующего материала на уроке, то учащиеся, оказавшись в лаборатории, отвлекаются в необычной для них обстановке многими деталями и упускают главное. В результате они хуже усваивают содержание экскурсий.Ценность экскурсий в лаборатории состоит в том, что они вводят учащихся в обстановку научных исследований, конкретно знакомят их с тем, как «добываются» научные знания. Экскурсии в лаборатории способствуют развитию интереса учащихся к физиологии. Экскурсии на производство. Производственные экскурсии в курсе «Человек и его здоровье» имеют практическую направленность, показывая значение охраны, гигиены и физиологии труда. Их огромное образовательная и воспитательная ценность заключается в том, что они знакомят учащихся с применением научных знаний в практике производства. Производственные экскурсии бывают двух типов: предметные и комплексные. Примером предметной экскурсии по данному учебному предмету может служить экскурсия на хлебозавод. В неё включены следующие вопросы: требование к здоровью рабочих, поступающих на завод; соблюдение правил личной гигиены; спецодежда; техника безопасности работы у машин; борьба с пылью; питьевой режим работающих у печей и т.д.Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить последних с научными основами производства с разных сторон: изучать в условиях производства использование законов физики и химии, пути совершенствования техники, история предприятия и его традиции, улучшение условий труда и жизни рабочих. Но в одной экскурсии невозможно включить сразу все эти вопросы. Поэтому комплекс целесообразно ограничить двумя-тремя учебными предметами. Проведение экскурсий требуют четкого планирования, согласованного определения задач, вопросов и маршрута.Наиболее ценны с познавательной точки зрения экскурсии, которые проводит сам учитель, а не работник предприятия. Учитель лучше обеспечивает методическую выдержанность и соответствие экскурсии учебно-воспитательными задачами [1] .
Экскурсии в музей. Руководит экскурсиями в музеи чаще всего специалист-экскурсовод или научный сотрудник, а роль учителя сводится к подготовке, организации и использованию материалов экскурсии в последующей учебной работе. Типичным недостатком таких экскурсий бывает употребление трудных для учащихся терминов без их разъяснения, а также то, что экскурсоводы не учитывают реальной подготовки учащихся по учебному предмету. Например, экскурсоводы музеев слишком подробно разъясняют хорошо знакомые учащимся вопросы кровообращения, дыхания, пищеварения, но усложняют изложение материалов о болезнях. Эти недостатки снижают педагогический эффект экскурсии. Учащиеся нередко говорят, что в музее было интересно рассматривать экспонаты, но пояснения экскурсовода были им непонятны, или ничего нового не дали. Преодолеть этот недостаток можно или путем совместной разработки экскурсии учителем и сотрудником музея, или проведение её самим учителем.
В этих целях полезно проводить для учителей специальные предварительные экскурсии с последующим их обсуждением. В результате вырабатывается план экскурсий в соответствии с уровнем подготовки учащихся, устанавливается содержание объяснений, маршрут экскурсии.
При подготовке к проведению экскурсий в музей учитель, после предварительного знакомства с экспозицией музея и согласованием содержания объяснения с экскурсоводом проводит в классе беседу о задачах экскурсии, времени и периоде её проведения, заранее дает вопросы по материалу экскурсии и рекомендует соответствующую научно-популярную литературу.
Во время экскурсии учитель помогает экскурсоводу в её организации, направляет внимание учащихся на наиболее существенное, следит за выполнением полученных ими заданий (записи, зарисовки, фотографирование).
После экскурсии учащиеся готовят краткие отчеты, организуют выставку. Результаты экскурсии обязательно используются на последующих уроках.
Рисунок 4. — Классификация экскурсий по форме проведения.
экскурсия — урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для слушателей различных курсов, семинаров, молодежи. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин. Для того чтобы экскурсия действительно стала органической частью учебно-воспитательного процесса в начале и конце этого мероприятия вводятся необходимые логические переходы, связывающие их между собой. По окончании экскурсии формируются новые задачи;
- экскурсия — лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп школьников, представляет собой форму получения знаний в аудитории в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории используются явления действительности и естественные условия;
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определеннуюподтему и т.д.;
- экскурсия — спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
- экскурсия — концерт. Примером может быть организация маршрутов: для городских жителей — выезд на праздник народного творчества, для сельских жителей — на праздник города;
- экскурсия — прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-массовка — Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод.
Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
- рекламные — экскурсии. Проводятся с целью включения населения в обслуживание новых маршрутов, презентации туристских мероприятий[13].
1.3 Особенности организации ботанических и зоологических экскурсий в мир природы
Общими особенностями как ботанических, так и зоологических экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы [16].
Во время экскурсии большое значение имеют методы правильной демонстрации различных объектов, чаще экскурсанты толпятся вокруг экскурсовода и учителя тем самым мешают его передвижению, и не дают возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди и сам объект демонстрации.Существуют различные методические приемы демонстрации объектов во время экскурсии, которые позволяют выделить объект с окружающей среды, увидеть его с разных сторон в целом и детально организовать его изучение и наблюдение.
При показе какого-либо крупного объекта (дерево, скала т.е. памятники природы) учитель должен располагаться в пол оборота к этому объекту, чтобы объект находился перед глазами. Такие объекты желательно показывать с двух точек, с начала зданий (общий вид объекта или ландшафта), затем с ближней точки для изучения деталей.
На экскурсии чаще бывает нужно продемонстрировать мелкие объекты- небольшие семена, листья, следы животных, для этого учитель должен подождать пока вокруг него не соберется вся группа, образуя вокруг себя свободный полукруг, диаметром не менее 2 метров.
Необходимо учитывать количество участников, чем больше участников, тем шире полукруг; если объект показа находится на земле (следы животных, муравейник), то необходимо заранее предупредить, чтобы не затоптали его.
Необходимо создать условия, чтобы каждый участник группы мог рассмотреть объект в деталях.
После демонстрации и рассмотрения объекта в ходе учебной экскурсии нужно закрепить материал, расспросить участников, что видели и что запомнили, а при необходимости предложить им сделать записи в дневнике.
Главное правило ботанической и зоологической экскурсий заключается в том, что учитель должен служить для экскурсантов примером бережного отношения к природе.
Особенности ботанических и зоологических экскурсий |
||
1. Огромное разнообразие объектов исследования |
Достаточно сказать, что насекомые, с которыми чаще всего приходится иметь дело, представляют обширнейший класс, по числу известных в науке видов превосходящий всех остальных животных. Одних жуков вчетверо больше, чем рыб, гадов, птиц и млекопитающих, вместе взятых. Также велико разнообразие объектов исследования ботанических экскурсий в особенности высших растений |
|
2. Материал экскурсий |
Обследовав предварительно местность, ботаник может наверняка рассчитывать найти те или иные растения. Напротив того, у зоолога (кроме некоторых определенных случаев) такой уверенности не имеется. Чрезвычайно влияют на ход экскурсии такие обстоятельства, как температура, облачность и пр. Стоит, например, пойти дождю, и многих объектов зоологической экскурсии найти будет уже невозможно: они попрячутся в укромные места, где их можно обнаружить только случайно. Иногда бывает и так, что причиной неудачи являются сами экскурсанты, которые не умеют правильно подойти к объекту, например, неосторожно вспугнут птиц. В силу этих причин строить зоологическую экскурсию труднее ботанической: приходится считаться с переменным составом объектов вплоть до того, что могут быть не найдены даже такие формы, которые существенно необходимы для полноты рассмотрения намеченной темы. |
|
3. Небольшие размеры объектов исследования |
Например — насекомые. Иные объекты настолько незначительных размеров (тли и др.), что приходится вооружаться лупой для их рассмотрения. Другие объекты, напротив того, не допускают близко экскурсанта (как, например, птицы), и приходится прибегать уже не к лупе, а к биноклю: в ботанических экскурсиях наоборот, для изучения объектов потребности в каких-либо специальных предметах нет. |
|
4. Единичный пойманный экземпляр |
Организовать зоологическую экскурсию в природу труднее, чем экскурсию ботаническую, еще и потому, что растения чаще встречаются в массе, чем зоологические объекты. Приходя в подходящее место, вы можете предложить каждому экскурсанту взять в руки то или иное растение или его часть. На зоологической экскурсии сплошь и рядом приходится обойтись единичным пойманным экземпляром, который еще к тому же часто бывает очень мелким. |
|
5. Скрытный образ жизни объектов исследования |
Констатировать присутствие того или иного растения на ботанической экскурсии, посвященной высшим растениям, в большинстве случаев нетрудно. Для этого достаточно небольшого навыка. Не то на зоологической экскурсии. Насекомые скрываются под карою деревьев, во мху, среди травы и древесной листвы, где обнаружить их может лишь опытный глаз. Там, где начинающий не видит ничего, более искушенный руководитель обнаружит богатую добычу [17]. |
|
Таблица 1. — Сравнительная характеристика особенностей проведения ботанических и зоологических экскурсий в мир природы.
Таким образом,следует помнить, экскурсии не являются простой прогулкой, а требует внимания, мгновенной реакции на каждый незначительный шорох, звук, движение в траве.Во время экскурсии учитель должен говорить прерывно между отдельными частями его рассказа; должны быть перерывы, между которыми экскурсанты могут обдумать то, что они услышали от учителя и увидели своими глазами, эти паузы необходимы для закрепления полученной информации в памяти, анализа и формулирования своих выводов. У каждого объекта (ботанического, зоологического) экскурсанты должны иметь несколько минут для самостоятельного осмотра, записи наблюдений в тетрадь или дневник, а также кратковременного отдыха.
1.4 Значение экскурсий в школьном биологическом образовании
Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями о совокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях [25].
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве [12].
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения в природе, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с биологическими объектами и явлениями.
Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть решены на уроке. В рамках задач биологического образования выделяют специфические задачи, которые ставятся именно перед школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Экскурсия как форма организации процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах.
Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами.
Значительной представляется нам и роль экскурсий в решении развивающих задач.
Учащиеся овладевают на уроках анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления происходят только в классе и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно, выйдя за пределы класса и школы путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.
Школьники учатся находить и различать биологические объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования. Знания, приобретенные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти [10].
Работа с определителями растений и животных на экскурсиях способствует формированию умения определять виды живых организмов.
Также на экскурсиях приобретаются навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений, животных), прогнозирование результатов.
На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные объекты, их описания, результаты проведенных наблюдений, рисунки и схемы), которые будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках.
Кроме того, на экскурсии учащиеся знакомятся с некоторыми приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью защиты растительных сообществ от факторов загрязнения и вытаптывания, с посадками леса (видовым составом, состоянием растений).
При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам.
Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений позволяет не только сформировать у учащихся конкретные знания и умения, но имеет и большое воспитательное значение.
На биологических экскурсиях, по возможности, необходимо вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Например, озеленение пришкольной территории, сквера, уход за растениями, уборка территории [27].
Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, ее сложных взаимодействий. Изучение вопросов экологии имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу учитель обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных видов растений и животных, на гармонию природы. Воспитание эстетических чувств, мировоззрения, мышления, приобретение умений наблюдать в природе — все эти возможности используются при проведении экскурсий.
Важно также отметить, что экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе познавательной совместной деятельности [18].
Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий в повышении познавательного интереса учащихся к дисциплинам биологического цикла. Эмоциональное восприятие учащимися натуральных объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для школьников, свойствами объектов, стимулирует развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, в естественной и экспериментальной ситуациях.
Значимой является также профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь такие содержательные компоненты профориентационной работы, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.
Еще К.П. Ягодовский писал [23]: «Главная цель всякой естественно исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явление общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данные явления. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями» [15].В ходе проведенного анализа методической, педагогической и психологической литературы нами было выяснено место и значение экскурсий как формы организации учебно-воспитательного процесса по биологии, а именно:
В системе форм обучения биологии экскурсии занимают важное место, являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно-воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
Экскурсии в процессе обучения биологии решают важные образовательные, развивающие и воспитательные задачи: формирование системы биологических знаний, развитие предметных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также воспитание бережного отношения к природе.
Экскурсия как форма обучения характеризуется определенными признаками. Она имеет свою четкую структуру, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение. В методике разработан целый ряд требований к подготовке и проведению школьных биологических экскурсий.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Материал исследования
C целью изучения особенностей организации и проведения экскурсий по биологии в общеобразовательной школе, нами были рассмотрены территория Государственного учреждения образования гимназия имени Янки Купалы г. Мозыря, Государственный заказник «Мозырские овраги», и учебный эколого-биологический комплекс как объекты школьных экскурсий по биологии.Работа по разработке экскурсий по учебному предмету «биология» для общеобразовательной школы строится в соответствии с инструктивно- методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Биология» в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году».Целью Государственного учреждения образования «Гимназия имени Я. Купалы» является развитие ресурсов образовательной среды гимназии, обеспечивающей повышение качества образования и формирование социально- активной и творческой личности гимназиста.В учреждении образования создаются все условия для динамичного развития гимназического образования, удовлетворяющего современным образовательным запросам гимназистов, в соответствии с их потребностями, индивидуальными особенностями и способностями; осуществляется формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания гимназистов на основе государственной идеологии, историко-культурных ценностей Республики Беларуси и города Мозыря [11].Мозырская станция юных натуралистов, переименованная в последние годы в ГУО «Мозырский эколого-биологический центр детей и молодежи», располагается по адресу г.Мозырь, ул. Данилевского 4. Площадь учебного эколого-биологического комплекса составляет около 230м2
Целью деятельности ГУО «Мозырский эколого-биологический центр детей и молодежи» является организация системной и комплексной работы по созданию целостной образовательной системы, способствующей развитию творческих способностей, формированию общественно-патриотических, идейно-нравственных качеств личности средствами экологического воспитания.
В учреждении делается все возможное, чтобы учащимся было интересно проводить свободное от учебы время. Работа центра строится на проведении мероприятий, акций, выставок, фестивалей, семинаров, слетов, организованные педагогами учреждения.
Учащиеся, пришедшие на занятия в названное учреждение дополнительного образования, занимаются изучением флористики, основ озеленения, работой с соломкой, изучением лекарственных трав, экотуризмом, основами выращивания сельскохозяйственных культур и др.
Ведется также практическая работа: работа с природными материалами, наблюдения за саженцами в питомнике, уход за сельскохозяйственными растениями, проводятся опыты, тематика которых разработана по заданию ученых нашего университета и ученых РБ и многое другое.
В состав Мозырского эколого-биологического центра детей и молодежи входят четыре учреждения: методический кабинет, клуб «Юность», учебный эколого-биологический комплекс, основное здание.
Уже десять лет подряд в нашем городе проводится районный экологический конкурс-фестиваль «Радуга над домом», организуемый центром. Не остаются незамеченными ежегодные выставки работ воспитанников и руководителей кружков центра «Альтернативная елка», «Рождественские и новогодние букеты», «Весенние мотивы» и др.
ГУО «Мозырский эколого-биологический центр детей и молодежи» — это уникальное учреждение дополнительного образования детей с многолетней историей и традициями.Государственный ландшафтный заказник «Мозырские овраги» создан по Постановлению Совета Министров БССР № 60 от 21.02.1986 г. Целью его создания явилось сохранение уникального для Белорусского Полесья балочно-овражного комплекса как природного элемента с разнообразным рельефом, а также охрана находящихся в пределах этой территории редких, исчезающих и хозяйственно полезных видов растений.
Территория заказника располагается в пределах г. Мозыря и его пригорода. Имеет четыре склона: северный, восточный, западный и южный. Как правило, овраги облесены и покрыты довольно густыми зарослями деревьев и кустарников. На склонах южной экспозиции преобладают сосновые и сосново-березовые, на противоположных склонах — грабово-дубовые насаждения, у основания склонов и по ручьям — с примесью черной ольхи. На наиболее высоких местах произрастают одиночные старые дубы, по склонам — березняки ракитниковые с естественными зарослями барбариса в подлеске. Встречаются фрагменты остепненных лугов. Общая площадь заказника составляет 1141,5 га, включая земли г. Мозыря, занятые оврагами (457 га).
Государственный ландшафтный заказник «Мозырские овраги» расположен на самой возвышенной и расчлененной части Мозырской гряды, которая протянулась с северо-запада на юго-восток на 33 км, шириной 3-10 км (максимально 14 км) и поднимается над окружающей местностью на 100 м (абсолютная высота 220 м).
На территории заказника насчитывается 13 оврагов. Плотность оврагов достигает 30 м/км2, а густота овражного расчленения доходит до 1800 м/км2.
Территория Мозырских оврагов входит в восточную подобласть южной агроклиматической области. Средняя температура января — 6,4С, июля 18,8С, осадков 600 мм за год, вегетационный период 197 суток. Средняя максимальная высота снега за зиму достигает 22 см, в отдельные годы, до 40 см.
Овраги, рассекающие Мозырскую гряду в пределах и в окрестностях Мозыря, в совокупности с возвышенными платообразными участками представляют собой своеобразный ландшафтный комплекс высокого рекреационно-эстетического значения, уникальный в масштабе республики и тем более Полесской низменности.
В заказнике выявлено 496 видов сосудистых растений, древесных пород — 18 видов, кустарников — 38 и травянистых растений свыше 700. Многие из них занесены в Красную книгу. С ботанической точки зрения, Мозырские овраги представляют естественный уголок-убежище, в котором сохраняются редкие виды растительного мира и представляют собой определенный интерес для туристов.
Согласно почвенно-географическому районированию Беларуси, территория Мозырского ландшафтного заказника относится к Мозырско-Хойникско-Брагинскому району дерново-подзолистых почв, развивающихся преимущественно на водно-ледниковых лессовидных почвообразующих породах различного гранулометрического состава.
Ландшафтный заказник дренируется временными водотоками, протекающими по балкам и впадающими в р. Припять, которая относится к типу равнинных рек бассейна Черного моря.
На территории заказника в настоящее время проложена экологическая тропа, имеющая две трассы: большая — 6,0 км, малая — 2,0 км [2].
2.2 Методы проведения исследований
Исходными данными для выполнения исследования явились:
1)изучение специальной научной литературы, методические пособия, учебная программа по учебному предмету «биология», другие литературные источники и документы по проблемам проведения исследований;
2)картографический метод (карта ландшафтного заказника республиканского значения «Мозырские овраги»);
3) полевые исследования маршрута экологической тропы;
4) исследование территории ГУО гимназии им. Я.Купалы;
5) исследование территории ГУО Мозырского эколого-биологического центра детей и молодежи;
— Видовое разнообразие растений и насекомых-вредителей изучалось традиционным маршрутным методом флористических и фаунистических исследований. Исходные материалы получены в ходе анализа полевых флористических и фаунистических описаний, а также литературных источников.
Разработка методики исследования складывается из следующих пунктов:
- выбор участков территории исследования;
- выбор маршрутови их протяженности;
- фиксация всех встречаемых памятников природы, видов растений, насекомых-вредителей сада;
- работа с определителями растений;
- работа с определителями насекомых-вредителей;
- описание памятников природы, растений, насекомых- вредителей.При организации и проведении экскурсии по биологии в общеобразовательной школе учитываются следующие условия: структура учебной экскурсии и методика ее проведения.Учебная экскурсия- сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися в природе, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.Подготовка экскурсии включает в себя 3 основных этапа:1) подготовка учителя к экскурсии;2) подготовка учащихся к экскурсии;3) проведение экскурсии.Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии включает: 1) формулировку цели и задач экскурсии, ознакомление с научной и методической литературой, разработка структуры экскурсии;2) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности;3) определение содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке, разработку инструктивных заданий для самостоятельной работы учеников;4) определение формы отчетности учащихся (индивидуальной или групповой);5) составление плана проведения экскурсии;6) подготовку достаточного количества инструктивных и определенных карточек, оборудования;7) определение характера подготовки учащихся к экскурсии;8) определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках и во внеклассной работе [19].
Формулируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований программы. Если предполагается на экскурсии воспользоваться услугами специалиста (биолога, работников экологических центров, инспекторов по охране природы), надо заблаговременно встретиться с ним, договориться, условиться, что показать учащимся, что рассказать, на что обратить внимание, исходя из конкретной задачи экскурсии. Не следует в этом случае полагаться на личное усмотрение экскурсовода: специалист в своей области, но не педагог, он может увлечься и увести ребят от того предмета, который, по мысли учителя, должен был составить основное, определяющее, содержание экскурсии.Для проведения экскурсий в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Выбрав место, учитель приступает к предварительному его изучению- рекогносцировке, основной целью которой является выяснение расположения объектов, которые могут быть использованы для изучения. На основании рекогносцировки и содержания учитель разрабатывает маршрут экскурсий. При разработке движения класса (группы) по маршруту наиболее удачен замкнутый маршрут, без повторных переходов.Никогда не следует вести ребят на авось: вы рискуете попросту не обнаружить во время экскурсии то, с чем предполагали познакомить учащихся, придется довольствоваться более или менее случайными объектами.
Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Экскурсия не должна быть неожиданностью для учащихся, о ней надо известить их заблаговременно, чтобы ребята смогли должным образом подготовиться: что-то указанное учителем повторить из пройденного, подчитать что-то новое, если это нужно, приготовить подходящую одежду и обувь, запастись экскурсионным инвентарем, принадлежностями для записей- т.е. всем тем, что потребуется для экскурсии.Школьники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы района экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях.Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии.Организационная подготовка учащихся сводится к следующему. Накануне следует договориться с классом по организационным вопроса: выделить «командиров»; договориться о способах оповещения (на случай, если кто-нибудь, в пути отстанет или заблудится)- голосом, горном, барабаном (это особенно важно в лесу); обеспечить «неотложную медицинскую помощь» с аптечкой; наконец, твердо договориться о правилах, которым неукоснительно должен действовать каждый участник экскурсии.Учитель сообщает тему, цели и план экскурсии, разбивает класс на группы по 6-7 человек, назначает и инструктирует руководителей групп, сообщает список индивидуального и группового снаряжения, указывает время и место сбора, форму одежды и т.п.Особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в природе, на выполнение требований техники безопасности на посещаемой территории.Непосредственно перед выходом (выездом) на экскурсию выстроить ребят и, конечно, проверить, насколько они готовы к работе- понимают ли ее задачу, знают ли свои обязанности ответственные лица, все ли явились, как одеты или обуты, все ли в порядке.Особенно важно при этом еще раз обратить внимание ребят на то, что предстоит не прогулка, а работа, такая же, как и на любом уроке. В результате этой работы они должны получить знания (или умения), положенные по программе, следовательно, обязательные.Проведение экскурсии. Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки.Структура каждой экскурсии обычно такова:1. Вводная беседа;2. Выполнение учащимися заданий;3. Заключительная беседа.Экскурсия начинается с вводной беседы, проводимой обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии. Непременным условием хорошего проведения экскурсии является ее четкая организация- разбивка на отдельные части, последовательность их проведения, определенность задания, организация учащихся. В беседе напоминаются правила поведения на экскурсии(или даются вновь на первой экскурсии), дается задание для самостоятельной работы, проводится организация учащихся для ее выполнения; если это требуется, распределяется оборудование с выделением ответственных за него учащихся. Вступительная беседа завершается распределением заданий между учащимися. Только после этого учащиеся приступают к самостоятельной работе.Основная часть экскурсии — работа на месте изучения- может проводиться в двух формах: иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы.При иллюстративной экскурсии знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя. Он обращает внимание учащихся на учебный материал, рассматривает его по частям и тут же разбирает в беседе. В других случаях учащиеся самостоятельно собирают материал и предварительно изучают его, самостоятельно проводят наблюдения. И при той, и при другой форме необходимо привлекать учащихся к самостоятельным выводам, вести изучение в исследовательском плане, на основе наблюдений.Задание для самостоятельной работы должно быть вполне определенным, ясным и сформулировано кратко и отчетливо. Сообщается оно или во время вводной беседы в классе, или непосредственно перед выполнением на месте. Самостоятельную работу можно разбить на несколько заданий, включая между ними беседу.Во время самостоятельного выполнения задания учащимися учитель ведет наблюдение за работой, контролирует выполнение ее каждым учащимся и оказывает помощь отстающим.Когда все задания выполнены, учитель собирает учащихся и заслушивает краткие отчеты о полученных результатах. Доклады делают представители от каждой группы. Здесь же на земле, на кусках газет раскладываются собранные для коллекции материалы.Учитель должен быть знаком с результатами работ каждой группы еще до «докладов» и должен помочь сформулировать основные мысли сообщения, привести в порядок сборы. Только при таком характере работы доклады будут интересны и ценны. После каждого доклада учеников учитель делает свои замечания и формулирует тот общий вопрос, который может быть решен на основании проделанных работ.В заключительной беседеучитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность их выполнения и дает задание на дом — оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради. Благодаря заключительной беседе у школьников создается целостное впечатление от экскурсии. Успех экскурсии в значительной степени зависит от выполнения учителем определенных правил их проведения. Педагогическая наука и многолетняя практика дают основание сформулировать перечень таких правил:1. Помнить, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. Экскурсия — тот же урок. Но, урок, проходящий в несколько необычных условиях. Все требования к уроку действительны и для экскурсии. Кроме того, есть ряд специфических требований.2. Необходимо определить тему и цель экскурсии, изучить место, куда поведете экскурсантов, составить план и маршрут. Заранее подберите место, где объекты находятся недалеко друг от друга. Наметьте места остановок для выполнения наблюдений и самостоятельных работ и соедините их последовательно линиями переходов. Это будет маршрут экскурсии. Не планируйте больших переходов между остановками. Оптимальная продолжительность маршрута 1,5-2 км. Чтобы преодостерчься от разных неожиданностей, за 1-2 дня до экскурсии снова пройдите уже известный маршрут.3. Обязательно нужно выдерживать тему экскурсии.Не касайтесь случайных вопросов. Основное внимание на экскурсии уделяйте изучению приспособлений растений и животных к условиям существования, установлению взаимных связей между отдельными группами организмов в биоценозах. Подробное изучение деталей строения организма и его окончательное определение лучше проводить на занятиях в школе. Если у учеников возникают вопросы, которые выходят за рамки темы экскурсии, используйте один из следующих приемов: сошлитесь на изучение этого вопроса в будущем: предложите сделать самостоятельные наблюдения или прочитать соответствующую книгу.4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать. Если объекты не встречены или их по каким-либо причинам невозможно показать, то о них лучше не упоминать. 5. Всем должно быть видно всё. Возле неподвижных объектов (растение, муравейник) выстраивайте учеников полукругом в два ряда с учетом их роста. 6. Не утомляйте излишне экскурсантов: они перестанут работать. Объяснения учителя должны быть краткими. Не превращайте экскурсию в лекцию на свежем воздухе. Направляйте внимание учеников на самое существенное в изучаемом объекте. Если экскурсия рассчитана на 2 часа, то сделайте перерыв между заданиями на 10 минут. Это время можно использовать для организации игр. 7. Не забрасывайте экскурсантов множеством названий: они их забудут. Оптимальное количество новых названий 10-12. Лучше иметь дело с ограниченным количеством объектов, но изучить их более подробно.8. Не объясняйте на ходу. Если нужно сделать какое-то пояснение или начать выполнение очередного задания, подождите, пока соберутся все ученики. Для быстрого сбора учеников в лесу полезно иметь средство звуковой сигнализации (горн или свисток).9. Не оставляйте экскурсантов только слушателями. Привлекайте их к активной работе. С этой целью ставьте перед учениками проблемные вопросы, давайте познавательные задачи и самостоятельные работы, привлекайте к обсуждению вопросов, сравнениям и выводам. Полезно организовывать соревнования по наблюдательности и пытливости, поощрять задавание вопросов по теме экскурсии. 10. Требуйте записи основных сведений. Ученики записывают места остановок, названия растений или животных, результаты наблюдений, выводы. После экскурсии записи используют для подготовки отчета.11. Закрепите экскурсию в памяти учеников. Экскурсия может считаться законченной, когда весь собранный материал обработан и подведены итоги. Результаты работы учащихся на экскурсии оформляются во внеурочное время в виде группового или индивидуального отчета о проделанной работе. В отчет включают тему и цель экскурсии и раскрывают содержание выполненных заданий, включая чертежи и рисунки.Особенно следует остановиться на дисциплине во время экскурсий. Нарушения дисциплины вызывают у некоторых малоопытных учителей стремление уклоняться от проведения экскурсий. Кроме того, возможны и несчастные случаи на экскурсиях[21].Поэтому требуется строгое выполнение всеми учащимися следующих правил:
- не уходить самовольно с экскурсии без разрешения учителя;
- строго соблюдать принятый план экскурсии, не допуская самостоятельных дополнений;
- не лазить по деревьям и оврагам;
- вообще, не уходить дальше, чем это разрешено учителем.