2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся среднего звена на уроках географии
2.1 Роль географии в развитии познавательного интереса
Географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. О роли географии в образовании, о ее вкладе в общечеловеческую культуру высказывали мысли многие выдающиеся личности — М.В. Ломоносов, Н.В. Гоголь, К.Д. Ушинский и другие. Многие ученые — географы (Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, В.С. Преображенский и другие) писали о значении географической культуры. [25]
Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территориями, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умениями всестороннего пространственного видения мира.
Географическая культура школьника слагается из следующих составных частей:
- научное восприятие окружающего мира;
- владение языком географической науки (понятиями, терминами);
- развитое географическое (аналитическое) мышление, связанное с умением определять причинно — следственные связи;
- развитые пространственные представления, умения «переложить» географическое знание на карту, умение пользоваться картой;
- географическая образованность, экологическое сознание;
- умение использовать географические знания на практике, в повседневной жизни. [14]
География — единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему:
«природа — человек — хозяйство». Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики. Само содержание школьной географии, тесная связь с современными событиями — это уже мотивация учебной деятельности школьника. Личные мотивы учащихся строятся на основе положений, связанных с исследовательским характером самой географической науки, с потребностями практики хозяйственной деятельности, а также со здоровьем человека. Для того чтобы сформировать у школьников учебно-познавательные мотивы, перед ними надо поставить вопрос: «для чего необходимо» изучать тот или иной материал. Например, путешественников-первооткрывателей, необходимо знать для формирования полной картины мира. Какие материки, океаны, моря, горы и т.д. были открыты и нанесены на карту. Исторический аспект в географии играет очень большую роль, что бы понять настоящее и спрогнозировать будущее, необходимо знать историю прошлого.
Великие географические открытия
... Целями изучения географии по теме: «Великие географические открытия» являются: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; формирование целостного географического образа планеты ... Великие географические открытия в 5-6 классах; - привести пример урока на тему: Великие географические открытия. Объект исследования:, Предмет исследования: Курсовая работа состоит ...
Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. В масштабах своего региона знание географии, владение географической культурой помогут составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства, оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища. На глобальном уровне географическая культура позволяет человеку понимать взаимосвязь между активностью Солнца и засухами в Северной Африке, взаимосвязь между ледовитостью Арктики и уровнем воды в озерах Африки, изменениями в циркуляции атмосферы и климатическими показателями территорий, расположенных в умеренных широтах.
География широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к новому, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, стихийные явления, происходящие в оболочках Земли (землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, цунами, миражи т.д.), а также жизнь и занятия различных народов мира, растительный и животный мир материков и океанов, и многие другие объекты и явления, вызывают большой интерес у школьников, который лежит в основе мотивов учения. Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.
Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации. Работа с атласом и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь. Также работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта — второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.
При обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений. В хорошо оборудованном кабинете географии школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в постоянной деятельности с географическими картами, дидактическими материалами, приборами, инструментами, коллекциями горных пород и минералов.
Для развития познавательного интереса, можно использовать приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение).
«Развитие познавательного интереса у дошкольников»
... возникает. ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников Цель диагностики – проверить сформированность познавательного развития дошкольников. Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях ...
Развитию познавательного интереса способствуют уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др.[14] В последнее время в географии применяются различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, познавательный интерес, инициативу, творчество. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, используя при этом ассоциации, аналогии, и все то, что вызывает чувство нового, повышает интерес, любознательность. Именно содержание предмета дает мощную мотивационную установку на познание. Но все зависит от личности учителя, если это профессионал своего дела, то каким бы ни было содержание — простым, сложным, интересным или весьма скучным, учитель преподнесет его так, что ни у кого не останется сомнений: учить или не учить данный предмет, нужен он или нет.
Для проверки гипотезы данной работы, была проведена опытноэкспериментальная работа, направленная на развитие познавательного интереса учащихся среднего звена в процессе изучения географии. Опытноэкспериментальная работа была осуществлена в 3 этапа:
1 этап — констатирующий этап, который предлагает выявление уровней познавательного интереса учеников;
- На 2-м этапе осуществлялась непосредственная роль по развитию познавательного интереса;
3 этап был заключительным, на котором была выявлена и проведена динамика результатов опытно-экспериментальной работы.
Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сывтывкара, в 7 «А» классе, где учатся 29 человек: 17 мальчиков и 12 девочек. Следует отметить, что этот класс дружный, с хорошим потенциалом. На уроках активны, хорошо и быстро воспринимают новый материал. Коллектив у ребят достаточно сплоченный, они умеют выполнять коллективные задания, в трудностях помогают друг другу. Отношения между учениками дружелюбные, теплые. Они могут оценивать свою работу и работу своих товарищей.
На 2-ом этапе было проведено несколько уроков по географии с целью развития познавательного интереса. В соответствии с положением о развитии познавательного интереса, который проходит 4 стадии (п. 1.2): любопытство, любознательность, познавательный интерес, устойчивый познавательный интерес были разработаны задания для учащихся.
В процессе прохождения практики было проведено четыре урока по географии с целью развития познавательного интереса. План-конспект одного из уроков представлен в Приложении В.
Тема первого урока — «Путешествие по Мировому Океану».
Здесь используется игровой метод, направленный на развитие любопытства. Цели и задачи урока:
Образовательная — обобщение представлений об океанах на Земле (площадь, расположение, глубины, рельеф дна, течения)
Развивающая — обобщение полной картины Мирового океана
Воспитательная — формирование мировоззренческих идей: целостности мира, формирование чувства коллективизма, радости, занимательности.
Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира, учебник «География 7кл. Материки и океаны», атлас по географии за 7 кл., презентации.
Организация культурно-познавательного тура «По местам Гауди» в Испанию
... одного из основных видов туристской индустрии, анализ причин возникновения потребностей человека в культурно - познавательном туризме. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Определить место культурно - познавательного туризма в туристской индустрии; Выявить элементы культуры и познания, влияющие на ...
Весь класс делится на 4 группы — т.к. 4 океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный-Ледовитый), в каждой группе по 6-7 учеников. Каждый должен подготовить материал для выступления. Развитию познавательного интереса в данном случае способствует само содержание заданий:
1 ) основные сведения об океане (географическое положение, площадь океана, особенности).
Ученики хорошо отвечают, рассказывают интересные факты.
2) путешественники-исследователи данного океана, история открытия. По I и II пункту ребята очень много и долго отвечали — практически весь урок, т.к. очень большой объем информации и большое количество выступающих.
Учитель: Почему Тихий Океан называют Тихим?
Марина Г.: Так как там не было пиратов.
Учитель: Почему Индийский Океан самый Соленый?
Василий С.: Индийский океан находится на тропике, где большая испаряемость.
Учитель: А какой океан является самым пресным и почему?
Владимир П.: Северный-Ледовитый, там огромные запасы пресной воды в ледниках.
3) течения в океане (холодные и теплые), как влияют на климат.
4) рельеф дна океана (средняя и максимальная глубина).
Были и вопросы со стороны учеников.
Тимур Н.: Где находится Марианская впадина?
Учитель: Ответил на данный вопрос, чему Тимур был очень рад
5) жизнь в океане.
6) самый-самый!!! (самый большой, самый соленый и т.д.)
Данный метод с элементом игры очень способствует развитию познавательного интереса: здесь и выступление за команду, дух
соперничества, и ожидаемый результат. Подготавливая домашнее задание, да и во время урока учащиеся узнают много нового о Мировом океане, помимо страниц учебника, а также хорошо закрепляют известный им материал. В ходе данной игры очень хорошо себя проявили Андрей Д., Владимир П., Марина С., Алина Т. Было очень весело на уроке, ребята много отвечали, задавали друг другу каверзные вопросы, а Вова П. от доски с картой просто не отходил.
Тема второго урока — «Климат Африки».
Цели и задачи урока:
Образовательная — сформировать представление о климате Африки: основных факторах климатообразования, и особенностях климатических поясов.
Развивающая — продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитательная — формирование мировоззренческих идей: целостности мира и взаимосвязях между компонентами природы.
Оборудование: климатическая карта Африки, физическая карта Африки, учебник «География 7кл. Материки и океаны», атлас по географии за 7 кл., мультимедийный учебник.
Задания, направленные на развитие любопытства
1) Показать на карте, где Африку пересекают: экватор, нулевой меридиан, северный и южный тропики. На данный вопрос отвечают девочки: Ольга П. и Регина М.
2) Показать на карте и назвать, какие океаны, моря, заливы и проливы омывают Африку. Класс хором отвечает на данный вопрос, но правда не совсем точно. В результате, к доске выходят отвечать Андрей Д., Андрей К., Владимир П.
Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического ...
... химии способствует развитию мыслительной деятельности, познавательного интереса учащихся, более прочному и глубокому усвоению ... учащиеся во время экскурсии. При этом следует учитывать содержание соответствующего учебного вопроса по действующей программе. Маршрут ... процессе обучения и воспитания; 3) разработка уроков - экскурсий с ... помощь учителям в этой работе оказывают кабинеты химии областных ...
3) Показать на карте крайние точки Африки (северная, южная, западная, восточная) и назвать их. Класс пытается хором ответить на данный вопрос, но я вызываю к доске Марину С., Алину Т. — и девчонки отвечают.
4) Самая высокая вершина Африки, ее высота и где находится. На этот вопрос трое учеников отвечали у доски, точнее сказать искали — Сергей Г., Вова П., Андрей Д., а остальные искали ответ в учебнике и в атласе.
Задания, направленные на развитие любознательности (в заданиях данного типа надо рассуждать, логически мыслить)
5) Что такое «климат», «погода», это разные понятия или нет? Для учащихся это одно и тоже понятие.
6) Показать на карте и назвать холодные и теплые течения вокруг Африки, влияют ли они как-нибудь на климат. «Конечно влияют!» — первым крикнул Вова П., и начал рассказывать, правда вскоре запутался и тут ему на выручку пришел Сергей Г.
7) Прием новизны, когда заинтересовываешь учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое.
Учитель: Из чего состоят облака?
Ученики: Из воды.
Учитель: А что тяжелее: воздух или вода?
Ученики: Конечно, вода.
Учитель: А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
Задания, направленные на развитие познавательного интереса
8) На проведение анализа климата Африки с последующими выводами. По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части, а какой в западной части Африки. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате севера и юга Африки? В чем различие климата этих территорий?
- На данный вопрос отвечали всем классом: начал Тимур Н., потом Андрей Д., Андрей К., Владимир П., Марина С., Сергей Г., Ольга П., Алина Т и др. ребята.
9) На раскрытие причинно-следственных связей климата Африки. Определить черты климата, вытекающие из этих особенностей (причин):
- Африка имеет большую протяженность с севера на юг. Северная Африка имеет наибольшую протяженность с запада на восток, по сравнению с южной. Большая часть Африки близ экватора.
- Класс сразу оживился, все стали высказывать свои мысли, но правильной среди них была только одна — Сергей Г. просто молодец.
Также в ходе данного урока был использован проблемный подход, направленный на развитие познавательного интереса — нужно было доказать «Африка — самый жаркий континент!».
I Перед школьниками было поставлено утверждение: Африка — самый жаркий материк! Ребятам необходимо доказать это, привести свои
доказательства, причины. Поэтому, они вспоминают следующее: формирование климата, влияние окружающего ландшафта на климат, характер подстилающей поверхности, географическое положение, и знания относительно Африки (климатические пояса, что происходит на экваторе, а что на тропиках, почему северная Африка более засушливая чем южная, влияние холодных и теплых морских течений, рельеф материка).
Экономико-географическая характеристика и развитие географии ...
... млн.). 1.4. Общая характеристика хозяйства Природные ресурсы Восточной Азии благоприятствуют развитию промышленности и сельского хозяйства. Страны Восточной Азии наиболее неоднородные в социально-экономическом аспекте. Япония, ... бобовых наиболее распространены соя, кормовые бобы, горох. Большое значение для экономики стран региона имеет производство технических культур, важнейшими среди которых ...
Все ребята задумались, а почему в Африке и впрямь так жарко!
II Учащиеся высказывают свои мнения, их взгляды на данный вопрос меняются. Почему же в Африке именно такой климат? Причем Северная Африка значительно отличается от Южной, что послужило для формирования такого климата? Самые активные Андрей К. и Владимир П., особенно Вова — он постоянно отвечает у доски, и очень часто у него меняется точка зрения, просто он очень сообразительный, умный и начитанный мальчишка.
III Отталкиваясь на приобретенные ранее географические знания, учащиеся приходят к единому мнению и совместными усилиями доказывают данное нами утверждение: «Африка — самый жаркий материк!». Очень активное участие в данном обсуждении приняли: Владимир П., Андрей Д., Андрей К., Сергей Г. — мальчишки молодцы, много чего знают, а вот девочки большую часть молчали. В ходе данного задания, у учащихся повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, умение применять географические термины
Также была использована групповая форма обучения при изучении климатических поясов Африки. Класс делится на 4 группы — 4 климатических пояса (1 гр — 3 парты).
Задания группам: изучение климатических поясов по атласу, учебнику.
1 гр. — экваториальный пояс.
2 гр. — субэкваториальный пояс.
3 гр. — тропический пояс.
4 гр. — субтропический пояс.
В ходе данного упражнения, групповая форма показала свои плюсы — это возможность высказаться большему количеству учащихся и все что они думают, также проверить себя на правильность рассуждения, почувствовать себя в команде.
В ответе на данный вопрос выделились: Марина С., Сергей Г., Андрей К., Андрей Д., Владимир П., Тимур Н. — эти ученики лучше разбираются в географическом материале, быстрее мыслят, более точно могут сформулировать свою точку зрения
Тема третьего урока — Физико-географическое положение Африки Цели и задачи урока:
Образовательная — познакомить с физико-географическим положением Африки, научить давать характеристику ФГП материка.
Развивающая — продолжить формировать умение работать с картами
Воспитательная — развитие мировоззренческих идей: целостности мира и взаимосвязи компонентов.
Задания, направленные на развитие любопытства На контурной карте Африки:
1) обозначить, определить и указать географические координаты крайних точек Африки;
2) подписать объекты береговой линии:
Проливы — Гибралтарский, Мозамбикский.
Мысы — Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды. Суэцкий канал, п-ов Сомали, о. Мадагаскар, о. Сокотра, Гвинейский залив, Красное море, Средиземное море.
3) На заинтересованность учащихся. Интересный рассказ учителя, например: история открытия и исследования Африки, история становления Северной Африки (Египет, Карфаген) — то, что ребятам как раз интересно. Они с увлечением слушают и задают вопросы.
4) Учитель: На рассмотренном плане местности Африки необходимо сделать футбольное поле. Где это легче создать? Почему?
Разработать направления совершенствования развития морских путешествий в россии
... сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса учащихся к предмету. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации учеников к изучению географии. Основная цель моей работы: совершенствование практических ...
Ученики: мальчишки сразу оживились, этот вопрос им очень
понравился. А вот девочки наоборот, все притихли. Больше всех высказывал свое мнение Вова П., и не случайно — в 14 лет, он играет за детский состав ФК «Газовик», присутствует на официальных встречах ФК «Газовик» в качестве помощника. Также от Вовы П. не отставал Максим Г. тоже играющий за «Газовик» и Андрей К.
Также на уроке был использован проблемный метод. Весьма действенным может стать прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить даже самую нелепую или абстрактную мысль, возбудить интерес к ней. Рассказ учителя про безжизненную пустыню Сахара, про ее быстрое распространение по континенту.
Самый беспроигрышный вариант на всех стадиях развития познавательного интереса — юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активизируют внимание и мышление. Однако, смешная история, рассказанная не к месту, явится только помехой и может все испортить.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа с применением различных методов повысила интерес учащихся к изучению географии. География — синтезирует знания из области естественных и общественных наук. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, стихийные явления, происходящие в оболочках Земли, а также жизнь и занятия различных народов мира, растительный и животный мир материков
и океанов, и многие другие объекты и явления, вызывают большой интерес у школьников, который лежит в основе мотивов учения.
2.2 Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географии
Основная задача опытно-экспериментальной работы — развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии. Для опытно-экспериментальной работы были использованы методы диагностики:
1 Наблюдение — длилось на протяжении всей опытно-экспериментальной работы
2 Анкеты — цель которых выявить уровень развития познавательного интереса
3 Анализ результатов
Для распределения детей по уровням познавательного интереса были использованы следующие уровни: высокий, средний и низкий уровни развития познавательного интереса (п. 1.2).
Низкий уровень — открытый, непосредственный интерес к новым фактам, полученных учеником на уроке.
Средний уровень — интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.
Высокий уровень — связан не только со стремлением к познанию теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения.
Как уже отмечалось ранее, работа проводилась в несколько этапов, на 1 и заключительном, осуществлялась диагностика, цель которой выявить динамику развития познавательного интереса.
На начальном этапе проводилась анкета, на выявление интереса к предмету география (Приложение А) и был сделан анализ успеваемости учащихся:
12 учеников занимались на тройки, 14 учеников на четыре, и лишь трое на оценку пять. При диагностировании развития познавательного интереса учащихся, возникает вопрос об уровнях развития, взаимосвязи
Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках ...
... грамотности учащихся в соответствии с формируемыми стандартами. Цель работы заключается в развитии географической грамотности учащихся при изучении русских исследователей-путешественников в школьном курсе географии. Задачи работы: ... развитию познавательного интереса у студентов, обладая при этом большим образовательным потенциалом. С другой стороны, сокращение часов на некоторые курсы географии ...
«познавательный интерес — оценка». В данном случае оценка не соответствует уровню развития познавательного интереса. Ученик мог не подготовиться к уроку по различным не зависящим от него причинам, мог пропустить много уроков из-за болезни и в результате отстать от программы, за шумное поведение на уроке, или неудачно списанную самостоятельную, либо же он учит предмет только потому, что родители заставляют, у него могут быть 5-ки, но без отсутствия познавательного интереса к данному предмету.
При анализе анкеты, получили следующие результаты:
8 человек (28 %) — имеют большой интерес к географии, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу;
12 человек (41 %) — не имеют практически никакого интереса к географии, либо просто не хотят учиться в целом.
9 человек (31) — имеют средний интерес к географии, в целом же достаточно хорошо знают данный предмет.
На основе полученных результатов наблюдения, анкеты и успеваемости учащихся, делались соответствующие выводы.
Как уже было сказано выше, существует 3 уровня развития познавательного интереса: высокий, средний и низкий уровни. На примере данной классификации, в 7 «А» классе мы получаем следующее (Рисунок 1):
— 6 учеников — имеют 3-ий (высокий) уровень развития познавательного интереса: среди них выделяются Андрей К., Андрей Д., Сергей Г., Владимир П.который в свои 14 лет уже на нескольких Олимпиадах по географии побывал, откуда принес очень хорошие места. Но что удивительно, оценка по географии у него 4 — за шумное поведение на уроке, т.к. он подвижный мальчишка.
- 14 учеников — на 1 -ом (низком) уровне развития познавательного интереса, мало чем интересуются, с трудом отвечают на простые вопросы.
- оставшиеся 9 учеников — 2-ой (средний) уровень развития.
Рисунок 1 — Уровни развития познавательного интереса учащихся на уроках географии в начале эксперимента
На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы использовались методы диагностики: анкетирование, наблюдение, анализ полученных результатов.
В конце эксперимента, успеваемость учащихся немного улучшилась, причиной этому могла быть новая интересная тема. Теперь 10 учеников учились на три, а 16 на четыре, и также три учащихся на пять. Если же сравнивать успеваемость учащихся в начале и в конце эксперимента, то изменения произошли на 1 (низком уровне), 2 ученика стали учиться на четыре. Этому способствовала новая тема, которая пробудила в них интерес к обучению.
Также на завершающем этапе было проведено анкетирование, с целью выявить уровень интереса к географии после эксперимента. Вопросы были также направлены на интерес к географии, только теперь ученики сами должны были все описать: самый любимый предмет, учитель, урок; что им нравится на уроке по географии, а что нет, что хотели бы изменить; интересно ли им, изменилось ли их отношение к предмету за эти 2 месяца.
За счет этих 2 учеников, у нас поменялись результаты интереса к географии.
8 человек (28 %) — имеют большой интерес к географии, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу;
История развития детско-юношеского туризма
... № 177. «Развитие туризма в Российской федерации» определены основные направления развития и детско-юношеского туризма Актуальность исследования детского оздоровления в системе спортивно-оздоровительного туризма России, обусловлена, прежде всего, социально-экономическими реформами осуществляемыми в стране, созданием новой ...
10 человек (34 %) — не имеют практически никакого интереса к географии, либо просто не хотят учиться в целом.
11 человек (38 %) — имеют средний интерес к географии, в целом же достаточно хорошо знают данный предмет.
Что же касается уровней познавательного интереса, то в 7 «А» классе, в конце эксперимента, мы получаем следующее (Рисунок 2):
- 6 учеников все также имеют 3-ий (высокий) уровень развития познавательного интереса: среди них выделяются Андрей К., Андрей Д., Сергей Г., Владимир П.
- 10 учеников — на 1-ом (низком) уровне развития познавательного интереса, мало чем интересуются, с трудом отвечают на простые вопросы.
- оставшиеся 13 учеников — 2-ой (средний) уровень развития.
Рисунок 2 — Уровни развития познавательного интереса учащихся на уроках
географии в конце эксперимента При сравнении уровней познавательного интереса в начале и в конце эксперимента, мы видим, увеличился средний уровень, за счет перехода ребят с низкого, т.о. изменились 1 и 2 уровни. У учеников наблюдается повышение интереса к предмету (новая тема, да еще плюс ко всему и интересная — Африка, история открытия и освоения).
Что же касается Вовы П., Андрея Д., Андрея К., Сергея Г., Марины Г. — как они хорошо отвечали, так и продолжают отвечать.
Рисунок 3 — Сравнение уровней познавательного интереса учащихся
в начале и в конце эксперимента
Таким образом, важное место в развитие познавательного интереса, принадлежит методам и средствам обучения, содержанию и личности учителя. Анализ проблемы развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес является формой проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.
Принципиально важным является понимание того, что развитие познавательного интереса у школьников может быть, с одной стороны, направлено на предмет познания (география), а с другой стороны, на процесс познания через овладение самой методикой познавательного интереса (умение выделить главное, работать самостоятельно, использовать компьютер, интернет).
Каждый учащийся должен пройти путь исследователя, самостоятельно прийти к истинному решению. Ребята должны владеть географической информацией, уметь использовать свои знания при доказательстве какого-либо факта, закономерности. Ведь в целом, география формирует у учащихся — полную географическую картину мира, во всей ее взаимосвязи.
Заключение
Анализ литературы позволил определить познавательный интерес, как:
- «… феномен, который имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» — Л.Н. Толстой.
«Важная особенность познавательного интереса то, что в центре находится такая познавательная задача, которая требует от ученика активной творческой деятельности» — А.З. Рахимов.
Познавательный интерес развивают при следующих условиях:
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- положительная эмоциональная атмосфера обучения.
Выделяются стадии развития познавательного интереса:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес;
- устойчивый познавательный интерес.
Реализация процесса развития познавательного интереса на уроках географии, осуществлялась следующими методами и приемами:
- приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение).
- наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод, игровой и исследовательский методы.
В ходе опытно-экспериментальной работы, были выделены уровни развитости познавательного интереса: высокий, средний и низкий Для реализации процесса познавательного интереса была необходима диагностика, которая рассматривается как способ изучения процесса развития интереса к географии.
Эффективность реализации проверялась на всех этапах опытноэкспериментальной работы. Сопоставляя результаты, полученные на начальном и заключительном этапах, можно сделать следующий вывод: познавательный интерес — один из главных мотивов к процессу обучения. Одновременно является свидетельством динамики развития интереса в ходе опытно-экспериментальной работы эффективности развития познавательного интереса на уроках географии.
Список использованных источников и приложений доступны в полной версии работы
Скачать дипломную работу: