Совершенствование системы регионального управления в сфере здравоохранения (на примере СКФО)

Дипломная работа

Главным фактором, определяющим актуальность исследования, выступает необходимость продолжения и развития процессов модернизации в экономике здравоохранения, предусмотренных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и региональных программ развития здравоохранения, поскольку их реализация до сих пор не смогла существенно изменить ситуацию в отрасли.

  • Серьезные преобразования, происходящие в отечественной системе здрвоохранения в последние годы, направлены на повышение качества медицинских услуг при реализации программы государственных гарантий, на переход к одноканальной модели финансирования медицинской помощи, на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в деятельность социально ориентированных организаций, оказывающих общественно значимые услуги, и др. Практическая реализация вышеперечисленных нововведений требует пересмотра концепции развития государственного регулирования в сфере здравоохранения, приоритетные направления, которого соответствуют лучшей мировой практике. Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственной политики.
  • Степень научно разработанности проблемы. В современной экономической литературе проблемам совершенствования механизма управления здравоохранением уделено достаточно внимания как отечественными, так и зарубежными учеными. Значительный вклад в разработку проблемы внесли труды Галкина Р.Ф., Герасименко Н.Ф., Гришина В.В., Зельковича P.M., Исаковой Л.Е., Комарова Ю.М., Корчагина В.П., Кравченко Н.А., Кручининой С.С., Кучеренко В.З., Макаровой Т.Н., Лебедевой Н.Н., Семенова В.В., Стародубова В.И., Невского В.И., Репина О.П., и ряда других авторов.

  • Современную теорию иметодологию исследования развития сферы услуг в мировой экономике изложили в своих трудах зарубежные ученые Д. Белл, К. Гренроос, Ф. Котлер, К.Лавлок, Р. Рассел, Дж. Шоул, J. Gruber, P. Jacobs, S. Leatherman, J. Rapoport, K. Sutherland и др.

Научным основам формирования экономики здравоохранения, необходимым для разработки процедур оценки качества медицинской помощи, а также эффективности деятельности медицинских организаций, посвящены работы А.Г. Аганбегяна, Л.А. Габуевой, Ф.Н. Кадырова, А.Л. Пиддэ, Б.А. Райцберга, Л.П. Храпылиной, Н.Г. Шамшуриной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина и др.

Теоретические и методические вопросы, касающиеся управления качеством медицинских услуг описаны в работах, А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко, А.Л. Линденбратена, В.И. Стародубова, В.И. Скворцовой, П.А. Воробьева, Ю.В. Михайловой, Г.И. Назаренко, D. Berwick, D. Blumenthal, A. Donabedian, G. Laffel, H.V. Vuory и др.

10 стр., 4714 слов

Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях

... От своевременности и правильности действий по оказанию скорой медицинской помощи зависит тяжесть последствий неотложного состояния, а иногда и жизнь пострадавшего, поэтому каждый человек должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Выделяют следующие виды неотложных состояний: травмы; ...

Цель и задачи исследования.

Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:

  • изучение социально-экономической сущности медицинских услуг;
  • характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления;
  • рассмотрение теоретических основ формирования системы здравоохранения в регионе;
  • анализ социально-экономических особенностей территорий СКФО;
  • анализ основных показателей современного состояния здравоохранения регионов СКФО;
  • выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе;
  • обоснование стратегических направлений по содействию развития системы здравоохранения в регионе;
  • разработка предложений по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения.

Объектом исследования выступает система здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа.

Предметом, Теоретико-методологической базой

При решении поставленных задач были использованы ключевые методологические принципы познания такие, как диалектический, конкретно-исторический, междисциплинарный, системный подходы, а также общенаучные методы экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.

Информационно-эмпирической базой, Теоретическая значимость, Практическая значимость исследования, Структура выпускной квалификационной работы.

1.1 Социально-экономическая сущность медицинских услуг

На сегодняшний день государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения претерпевает различные изменения, которые непосредственно направлены как на само повышение качества, так и на доступность медицинских услуг.

За период двух предыдущих десятилетий преобразования системы здравоохранения экономика этой области рассматривается именно со стороны медицинской науки, то есть ее приравнивают с организацией и управлением в здравоохранении, а концепции экономической науки, в свою очередь, не упускают возможность приспособить к организации оказания медицинской помощи населению. Вероятно, это и является одной из главных причин медленного реформирования экономики российского здравоохранения, а также возникающих проблем на пути развития обязательного медицинского страхования (ОМС) в условиях финансового дефицита.

Следовательно, разногласия о природе и сущности медицинской услуги как социально-экономической категории оказалась в центре теоретической и практической разработки проблем эффективного развития национальной системы здравоохранения. Уточнение формулировки и содержания понятий «медицинская услуга» и «доступность медицинской услуги», а также определения «качество медицинской услуги» требуют к себе особого внимания, а значит необходимо рассмотрение базовых конструкций с последующим раскрытием и учетом особенностей, которые тесно связаны с отраслевой спецификой сферы здравоохранения.

При рассмотрении работ российских и зарубежных научных исследователей, непосредственно связанных с данной тематикой, следует отметить, что подходы к определению смысла услуги вариативны. В таком случае, их следовало бы разделить на три основные группы (см. табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1 Подходы к определению сущности понятия «услуга» Составлено автором

1. Определения авторов, охарактеризовавших услугу как действия, виды деятельности, саму деятельность

1

2

Ф. Котлер

Услуга — это «любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. В некоторых случаях предоставление услуг связано с материальными продуктами, в других — не имеет к ним никакого отношения» [30]

Б.Э. Тоффлер

Услуга — «работа, выполненная одним человеком для другого», либо «вид бизнеса, при котором продаются не материальные продукты, а помощь и знания»[33]

И.К. Беляевский

Услуга «является особой формой товара и представляет собой полезное действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей и осуществляемое в обмен на деньги»[36]

В.Г. Золоторев

Услуга — это «целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение каких-либо потребностей человека и общества в целом, но не создающая новых потребительских стоимостей (новых средств производства или предметов потребления)»[64]

ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

«Услуга — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц»[38]

2. Определения, в которых услуги рассматриваются как результат деятельности

Т. Хилл

Услуга — это «изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой»[44]

Б.А. Райзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева

Услуги — «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существующих материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат»[35]

А.П. Дубрович

Услуги — это «объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений»[41]

Словарь терминов современного предпринимательства

«Услуги — это результат непроизводственной деятельности предприятия или отдельного лица, который служит для удовлетворения определенных потребностей человека и выступает в качестве товара.[64]

3. Определение, характеризующее услугу и как деятельность, и как результат

Г.А. Аванесова

Услуга — «понятие, обозначающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку»[49]

Р.М. Бесом

«Для потребителей услуги — это любые предлагаемые для продажи действия, которые обеспечивают ценные выгоды или удовлетворения»[36]

О. Андрессен

Услуги — это «любая неосязаемая польза (выгода), которая оплачена непосредственно или косвенно и которая часто включает больший или меньший физический или технический компонент»[33]

В.Ж. Стэнтон

Услуги — «отдельно идентифицируемые, неосязаемые действия, которые обеспечивают желаемое удовлетворение, когда предложены на продажу потребителям и/или производственным пользователям и которые обязательно сопутствуют продаже изделия или другой услуги»[33]

Проведя анализ представленных выше подходов, необходимо сделать следующий вывод: сущность услуг в области здравоохранения наиболее полно раскрывают определения исследователей третьей группы, которые охарактеризовали услугу и как деятельность, и как результат, а также акцентирующие на том, что услуги — это действия, которые должны приносить пользу и удовлетворение.

По мере развития экономической науки понятие медицинской услуги формировалось в рамках единой сущности данного явления, а именно, медицинская услуга представляла собой полезное действие для общества, которое преимущественно направлено на сохранение жизни и здоровья человека. Научные исследователи, делая акцент на особенностях медицинских услуг, отмечают, что они обладают следующими свойствами общественных благ, такими как неисключаемость и неконкурентность. Так, например, М.Н. Голоднюк дополняет к свойствам медицинских услуг такие признаки, как эксклюзивность, синхронность их предоставления и получения.[55]

Опираясь на сущность и особенности понятия «медицинская услуга», как деятельности, приносящей пользу, удовлетворение потребителю, необходимо отметить ее ключевые характеристики, то есть «качество» и «доступность» данного типа услуг, определяющие конечный результат их оказания (см. табл.1.1.2).

Таблица 1.1.2 Сущность понятия «медицинская услуга» Составлено автором на основе [70]

«Качество»

«Доступность»

1. Сервисные характеристики предоставления медицинской услуги (комфорт, дизайн, условия ожидания)

1. Возможность в кратчайшие сроки получить доступ к медицинской услуге (прием специалиста/ назначенная процедура)

2. Профессионализм медицинского персонала (уровень квалификации, образование, наличие опыта работы, корректность при общении, возможность контактировать с врачом на протяжении всего периода наблюдения)

2. Возможность с минимальными затратами ресурсов потребителя получить медицинскую услугу

3. Скорость и точность постановки диагноза (быстрота осуществления назначенных процедур/анализов и получения результатов, что достигается посредством четкой координации действий пациентов и коммуникации медицинского персонала с необходимыми подразделениями организации здравоохранения)

3. Наличие в достаточном объеме квалифицированных кадров, как широкого профиля, так и узких специалистов, а также медицинского оборудования в соответствии с современным уровнем представления медицинских услуг

4. Возможность самостоятельной записи потребителя медицинских услуг на прием к специалисту через терминал/интернет

4. Территориальная близость медицинской организации к потребителю услуг, транспортная доступность, наличие парковки

5. Наличие оперативного доступа для потребителя медицинских услуг к персональным медицинским сведениям через интернет

5. Отсутствие очереди в медицинской организации (у кабинета к специалистам, при обращении в регистратуру и т.д.)

Рассматривая представленные факторы, «качество медицинской услуги» определяется как совокупность характеристик медицинской услуги, с помощью которых обеспечивается максимизация удовлетворения потребностей пациента в процессе ее оказания, а также реализация ожидаемого от этой услуги результата в соответствии с установленными сроками.

Также, на базе проведенного анализа следует отметить, что понятие «доступности медицинской услуги» на сегодняшний день закреплено в законодательстве не в полной мере, несмотря на то, что оно представляет неотъемлемый и доминирующий элемент процесса предоставления медицинской услуги. «Доступность медицинской услуги» в данной таблице понимается как возможность потребителя медицинских услуг в максимально кратчайшие сроки и с минимальными затратами ресурсов получить необходимую ему медицинскую услугу надлежащего качества.

Обобщение этих и других существующих определений медицинской услуги и услуги как социально-экономической категории позволяет представить их следующую «синтезированную» трактовку — медицинская услуга как экономическая категория выражает экономические и социальные отношения по поводу удовлетворения потребностей в сохранении жизни и здоровья населения.

Проведенный анализ имеющихся в современной научной литературе определений медицинской услуги позволяет также сделать вывод о том, что на рубеже XX-XXI веков медицинская услуга наконец-то приобрела и теоретическое отражение своей экономической природы в виде категориального наделения ее стоимостной составляющей.

Однако в практическом здравоохранении медицинская услуга в настоящий момент подразделяется на «простую», «сложную» и «комплексную». Перечисленные виды медицинских услуг рассматриваются, как формализованные нормативные документы, которые определяют необходимый и достаточный объем диагностических и лечебных процедур. Анализ оказанных в лечебно-профилактических учреждениях медицинских услуг проводится согласно требованиям медико-статистических показателей, которые не рассматривают медицинскую услугу с экономической позиции. Но так как медицинская услуга носит индивидуальный характер, а ее функция рассматривается двойственно (с одной стороны, по отношению к удовлетворенности потребителя-пациента, с другой — по отношению к плательщику за оказанную медицинскую услугу пациенту), то, анализируя экономическую эффективность медицинских услуг, необходимо руководствоваться критериями функционального подхода. К основным критериям такого подхода можно отнести следующее:

  • Характеристика потребителя (пациента), с помощью которой можно будет выявить: к какой категории населения пациент относится (гражданин РФ, иностранец, беженец и др.);
  • Наличие действующего полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) или полиса добровольного медицинского страхования (ДМС);
  • Характеристика источников финансирования за оказанные медицинские услуги: бюджет, страховые компании ОМС, страховые компании ДМС, непосредственно пациент;
  • Стоимость медицинской услуги (с учетом всех затрат лечебно-профилактических учреждений).

Разработка экономических показателей медицинской услуги на сегодняшний день является актуальной вследствие внедрения отраслевых стандартов в систему здравоохранения. [61]

Необходимо также отметить, что оказание медицинских услуг сопровождается отрицательным и положительным внешними эффектами, однако, в теоретическом аспекте оказания медицинских услуг возникают именно положительные внешние эффекты.

Положительный внешний эффект при оказании медицинских услуг можно наблюдать на примере медицинских услуг, непосредственно связанных с профилактикой и лечение инфекционных заболеваний. Так, проведение вакцинации населения и лечение пациента, имеющего инфекционное заболевание, представляет собой носителя не только частной выгоды потребителю этой услуги, но и создает положительный внешний эффект для окружающих посредством снижения у них вероятности возникновения заболевания. В более широком смысле внешний эффект от медицинских услуг может быть выражен в увеличении капитала здоровья в структуре человеческого капитала ввиду влияния одного вида услуг на срок и качество участия их потребителя в развитии социума, его производительных сил и улучшении благосостояния.

Социально-экономическая сущность медицинских услуг тесно увязана с понятием человеческого капитала. Впервые это понятие было освещено в научной литературе во второй половине ХХ века в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера[70]. Ученые рассматривают человеческий капитал как интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд, а также определенный уровень качества жизни, так как это ключевые факторы, оказывающие прямое влияние на формирование и развитие инновационной экономики и экономики знаний, к которым на сегодняшний день стремятся развитые страны.

Капитал здоровья, к формированию которого прямое отношение имеет оказание медицинской помощи и услуг, в структуре человеческого капитала является одним из главных во взаимосвязи с другими его элементами, так как капитал здоровья непосредственно воздействует на качество активов человеческого капитала. Следовательно, верным будет утверждение, что капитал здоровья представляет собой особый ресурс, от объема и качества которого зависит реализация человеческого капитала, что является составляющим элементов экономического и социального развития общества. Капитал здоровья условно можно разделить на две части:

1. Природная, наследственная;

2. Приобретенная, посредством затрат усилий и средств самого человека и социума.

Воздействие совокупного капитала здоровья нации на экономику определяют два его основных свойства. Во-первых, создание новых условий развития производительных сил требует обязательного усиления значения новых приоритетов, таких как субъективные факторы, которые будут способствовать экономическому росту в условиях инновационного, конкурентоспособного производства. Во-вторых, совокупных капитал здоровья представляет собой ключевой компонент национального богатства. [41]

Также, при рассмотрении экономической сущности медицинских услуг, очень важно отметить влияние их эффективности и качества на саму экономику, то есть обратить внимание на экономический ущерб от потерь здоровья населения, который в условия повышения качества и результативности медицинских услуг, соответственно, сокращается.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что повышение уровня качества и доступности медицинских услуг, следовало бы ожидать рост посещаемости не только по заболеваемости, но и с целью проведения и получения каких-либо профилактических мероприятий, что, как правило, окажет прямое влияние на улучшение показателей здоровья население Российской Федерации, в частности трудоспособного.

1.2 Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Государственная функция охраны и защиты здоровья населения имеет в своем составе здравоохранение широком (социально-ориентированном смысле) как деятельность государства, целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья граждан, которая характеризуется многими социально-экономическими, политическими, медико-демографическими показателями состояния здоровья населения (социально-экономическая дифференциация различных групп населения, политическая активность, уровень рождаемости, смертности, в том числе преждевременной смертности и др.), которые, в свою очередь, отслеживаются и оцениваются в процессе и результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, то есть социально-гигиенический мониторинг.

В узком (отраслевом) смысле здравоохранение включает в свой состав систему медико-санитарных мероприятий, которые осуществляются организациями и учреждениями здравоохранения с целью понижения уровня заболеваемости и смертности населения и сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека.[23]

Медико-санитарные меры, реализуемые национальной системой здравоохранения, включают в себя врачебно-медицинские мероприятия по лечению и профилактике болезней, медицинские процедуры, направленные на борьбу с массовыми инфекционными заболеваниями и их предупреждению, уровень удовлетворенности граждан всеми видами медицинской помощи и услуг, медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и т.д.

Государственный сектор здравоохранения объединяет в себе следующие компоненты:

  • государственные учреждения здравоохранения: лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения; образовательные медицинские учреждения; фармацевтические предприятия; учреждения судебно-медицинской экспертизы; санитарно-профилактические учреждения; аптечные учреждения; предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники; службы материально-технического обеспечения; иные учреждения и предприятия;
  • Рис.

1.2.1 Структура системы здравоохранения

  • региональные учреждения здравоохранения: республиканские, краевые, областные — медицинские, аптечные и фармацевтические учреждения;
  • муниципальные учреждения здравоохранения: медицинские учреждения аптечные учреждения; фармацевтические предприятия.

Негосударственный сектор системы здравоохранения представляет собой совокупность таких элементов, как: частные медицинские организации; частнопрактикующие врачи, которые осуществляют свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей; организации по производству и реализации медицинского оборудования; аптечные организации; фармацевтические организации, а также торговые объекты, предоставляющие протезно-ортопедическую продукцию.

Отношения между субъектами системы здравоохранения в условиях институциональных преобразований и перехода на принципы управления по результатам выступает в роли объекта управления.

Субъектами управления, в свою очередь, представлены медицинскими учреждениями или организациями государственного или негосударственного секторов системы здравоохранения.

Нормы амортизации, налоговые льготы, национальные проекты, гарантированность предоставления помощи, штрафы и пени, арендные ставки, различные вознаграждения — все это является совокупностью рычагов, стимулом и инструментов государственной политики в области здравоохранения.

Функциями и методами публичного, а также корпоративного управления в сфере здравоохранения представлены в виде:

  • прогнозирование и планирование;
  • субсидирование на основе софинансирования;
  • государственное и муниципальное финансирование, в том числе программ ОМС и ДМС;
  • распределение бюджетных трансфертов;
  • бюджетирование, ориентированное на результат;
  • тарифная политика в системе ОМС;
  • налогообложение;
  • кредитование;
  • амортизационная политика;
  • финансовый мониторинг и контроль и др.

Финансовые ресурсы медицинских учреждений и организаций формируются из денежных потов, которые были получены в результате перераспределения, и доходов от деятельности по оказанию платных медицинских услуг, находящихся в распоряжении учреждения или организации здравоохранения и предназначены для реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках программ ОМС и ДМС.

Перечень учреждений здравоохранения состоит из трех основных типов учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и аптечные учреждения, — каждый из которых включает в себя несколько видов учреждений здравоохранения.

Рассматривая лечебно-профилактические учреждения здравоохранения, к ним следует отнести:

1. Больничные учреждения: областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы; госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы — инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.; центры — наркологический реабилитационный, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.);

2. Учреждения здравоохранения особого типа, то есть бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, патологоанатомическое бюро; лепрозории; хосписы; центры медицины катастроф — федеральные, региональные, территориальные; центры медицинской профилактики и др.;

3. Диспансеры (врачебно — физкультурные, онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и т.д.);

4. Амбулаторно-поликлинические учреждения: городские, районные поликлиники; детские поликлиники; специализированные поликлиники — консультативно — диагностические, стоматологические, физиотерапевтические; фельдшерско-акушерские пункты; центры — диагностические, восстановительного лечения для детей; лечебной физкультуры и медицины; амбулатории, лечебницы;

5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови (станции переливания крови, скорой медицинской помощи);

6. Санаторно-курортные учреждения, то есть бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории (курорт), санатории-профилактории, детские санатории, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия и др.);

7. Учреждения охраны материнства и детства (дома ребенка, женские консультации, молочные кухни, родильные дома и др.);

8. Клиники — высшего медицинского образовательного учреждения; медицинской научной организации. [51]

Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы представлены таким организациями, как:

  • санитарно-эпидемиологические учреждения: дезинфекционные станции, противочумные центры, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.;
  • учреждения профилактической медицины (например, Центр гигиенического образования населения в Москве).

Аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств, — все это в совокупности представляет собой аптечные учреждения системы здравоохранения.

Система здравоохранения как комплексная социально-культурная отрасль и объект государственного управления в своей структуре также отводит немаловажную роль таким ведомственным учреждениям здравоохранения, как: Министерство обороны РФ, МВД РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство юстиции РФ и некоторые другие министерства и ведомства, которые полностью аналогичны рассмотренным типам и видам учреждений здравоохранения.

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации подразделяется на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

В состав государственной системы здравоохранения входят: Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения субъектов РФ, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, Российская академия медицинских наук, — планирующие и осуществляющие меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки в пределах своей компетенции.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические организации и предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные медицинские учреждения.

К частной же системе здравоохранения следует отнести лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, осуществляющие частную медицинскую практику и занимающиеся частной фармацевтической деятельностью. Помимо вышеперечисленного в частную систему здравоохранения входят и лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, которые, в свою очередь, создаются и финансируются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Первичная медико-санитарная помощь представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания и включает в себя следующее: лечением наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, которые непосредственно связаны с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства участковыми, семейными и лечащими врачами. Обеспечивающими учреждениями первичной медико-санитарной помощи являются учреждения муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, однако, в оказании такие помощи также могут принимать участие и учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. [29]

Как известно, скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при травмах, несчастных случаях, отравлениях и других заболеваниях и состояниях), осуществляется безотлагательно в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от ведомственной, территориальной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, которые обязаны ее оказывать в виде первой помощи по закону или специальному правилу.

Скорая медицинская помощь является специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такая помощь оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней всем гражданам России и иным лицам, которые находятся на ее территории.

Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики, лечения и использования сложны медицинских технологий, ее оказание осуществляется врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ и министерствами здравоохранения субъектов Российской Федерации. Финансирование специализированной медицинской помощи происходит за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, имеющих предназначение для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других законных источников, однако, отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, перечень которых ежегодно определяется Министерством здравоохранения РФ, финансируются за счет средств государственной системы здравоохранения.

Медико-социальная помощь гражданам, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством РФ, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с потребностями населения Правительством РФ. Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами. При этом категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством РФ и правительствами субъектов Российской Федерации. А право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи.

Таким образом, следует сделать вывод, что сфера здравоохранения представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, государственное регулирование и управление которой является неотъемлемой частью этой целостного процесса, поскольку организация системы охраны здоровья осуществляется путем государственного управления, включающего в себя: нормативно-правовое регулирование, разработку и реализацию мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, формирование здорового образа жизни населения и основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

1.3 Теоретические основы формирования системы здравоохранения в регионе

Проблемы современного развития призывают к переориентации социально-экономической политики государства в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, что обосновывается формированием различных специализированных национальных проектов. При учете глобальности проблемы в масштабах всей страны, необходимо помнить о существенных различиях регионов России по социально-экономическим и демографическим показателях, а значит о дифференцированном подходе к рассмотрению возможностей системы здравоохранения. Поэтому региональная социально-экономическая политика Российского государства обязана быть направлена на обеспечение развития в регионах сфер здравоохранения, образования, культуры, торговли и общественного питания, социальных гарантий, подготовки и переподготовки кадров, на достижение более высокого уровня занятости трудоспособного населения в тесной взаимосвязи с социально-экономической политикой страны и комплексными целевыми программами ее реализации.

Здравоохранение следует понимать как совокупность отраслей и организаций, которые направлены на удовлетворение потребностей населения по охране здоровья, так как именно эта сфера обеспечивает создание условия для воспроизводства человека с целью продолжения рода, поддержания и улучшения его здоровья. К сожалению, наше государство уступает многим развитым странам по важнейшим показателям здоровья, что находит свое отражение в одной из главных причин «неэффективности отечественного здравоохранения».

Отрасль здравоохранения в регионах имеет возможность получить дополнительный импульс для поступательного движения, задействовал способы и инструменты управления, которые соответствуют тенденциям текущего состояния. Именно поэтому проблемы современного состояния системы здравоохранения являются актуальными и интересными.[62]

При решении таких важных вопросов, касающихся повышения уровня жизни населения нужен социально-экономический анализ состояния региональных систем здравоохранения с целью разработки политики региона в данном направлении; необходимо согласование вопросов организации здравоохранения между региональными органами управления здравоохранением и местного самоуправления; при планировании объемов медицинской помощи обязателен учет мнения региональных и муниципальных органов управления здравоохранением; также неотъемлемой частью данного процесса является регулярная оценка эффективности деятельности региональных и муниципальных систем здравоохранения на основе системного мониторинга.

Как известно, регионы выступают в роли объектов вложения экономических ресурсов с целью получения социально-экономических результатов в перспективе в форме не только роста валового регионального продукта, но и повышения качества жизни населения. Следовательно, регионы следует рассматривать как экономические системы приоритетного инвестирования социально-ориентированных программ. Разработка различных целевых программ развития системы здравоохранения для региона должна быть опираться на научно-методические обоснования перспектив развития при обязательном учете сложившихся закономерностей и тенденций.

Проблемы охраны здоровья человека, профилактики и лечения заболеваний приобретает особую важность в общенациональном плане. Здесь должное внимание уделяется нуждам, потребностям и возможностям самого региона. Данное отношение обусловлено тем, что категорию «здоровье» необходимо рассматривать именно как одну из первостепенных потребностей любого человека, важнейшую базу для гармоничного развития личности в творчестве, труде, самопознании и самореализации.[47]

Здравоохранение представляет собой сложную динамическую функциональную систему, которая влияет на социальные, экономические, политические, научно-технические и другие процессы в социуме. Здравоохранение можно понимать как важный вид социальной деятельности, влияющей на все сферы экономики и отражающей ряд показателей уровня качества жизни населения, а также воспроизводства населения, что способствует увеличению научных благ с помощью снижения времени нетрудоспособности, смертности и инвалидности граждан. Объединяющим элементом национального богатства является именно здоровье, так как оно представляет собой необходимое условие развития производительных сил общества и процветания нации. Такие показатели здоровья позволяют определить степень социально-экономической комфортности и демократичности общества, соответственно его благосостояние.[18]

«Здравоохранение» характеризуется деятельностью, связанной, прежде всего, с организацией и предоставлением медицинских услуг населению. В этом аспекте здравоохранение представляется взаимосвязью медицинских учреждений и организаций. А «охрана здоровья», в свою очередь, представляет собой деятельность как медицинских организаций и учреждений, так и широкого круга институтов:

  • служб охраны окружающей среды;
  • профилактических центров;
  • научных институтов;
  • учебных институтов;
  • санитарно-эпидемиологических служб;
  • курсов по подготовке и переподготовке медицинского персонала и пр.

Сформировавшиеся тенденции в политической и экономической жизни России в предшествующие десятилетия обусловили такие явления, как депопуляцию населения, которая выражается в низком уровне рождаемости и высоком уровне смертности, отрицательно повлияли на медико-демографическую ситуацию в стране и раскрыли проблему сохранения здоровья человека и увеличения его активного долголетия в число тех, которые определяют перспективы дельнейшего развития государства.

Регионально-экономические системы здравоохранения состоят из сочетания функционально-структурных подсистем разных уровней, которые объединены системообразующими связями, комплекснообразующими отношениями и общей целью развития. В их составе можно выделить такие подсистемы, как: производственная, демографическая, природная среда, социальная, институционально-инфраструктурная, производственно-инфраструктурная, политическая среда, экологическая, духовная среда и ресурсная, — все они направлены на достижение единой цели — удовлетворение устойчивостью природной среды.[]

На систему регионального здравоохранения оказывают влияние различные факторы, к ним следует отнести:

  • уровень здравоохранения в стране;
  • условия труда;
  • реальный образ жизни населения;
  • жилищные условия;
  • генетические факторы;
  • качество окружающей среды;
  • развитость инфраструктуры региона;
  • доступность в приобретении товаров и услуг.

Эффективность функционирования регионально-экономических систем очень зависит от грамотного управления этими системами. Каждая из таких систем имеет свои специфические функциональные особенности, которые могут эффектно развиваться только при наличии факторов, образующих центры развития. Консолидация региональных усилий реализуется с помощью создания мезоуровневых инфраструктур. Следовательно, можно выделить следующие специфические стороны функционирования регионального здравоохранения:

  • социально-экономический аспект в области здравоохранения в регионах, который предусматривает учет объемов медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями одних муниципальных образований жителям других муниципальных образований;
  • вопросы организации здравоохранения;
  • планирование объемов медицинской помощи при участии региональных и муниципальных органов управления здравоохранения;
  • оценка эффективности деятельности муниципальных систем здравоохранения на основе системного мониторинга.

Процесс управления системой здравоохранения тесно связан с выполнением функций планирования, организации координации, мотивации, контроля, финансирования и направлен на достижение намеченных целей. Механизм управления и есть взаимодействие между всеми участниками системы на основе интеграции структур управления, их адаптации к ситуационных показателям и включающий в себя рациональное использование всех необходимых ресурсов: финансовых, трудовых, правовых, методических, информационных, интеллектуальных и др. [55]

Несмотря на схожесть критериев и универсальность подходов к управлению в разных областях деятельности государства, системе здравоохранения присущи свои особенности и, прежде всего, это обусловлено региональной принадлежностью. Отсутствие специальных управленческих технологий, которые учитывают региональные особенности, и неполнота статистических данных не позволяют в полном объеме оценить перспективы развития системы здравоохранения со стороны управленческих функция и стратегического планирования. Исследования в данной сфере осуществляются по косвенным критериям, либо имеют сопутствующий характер в отношении основных проблем медицины. Поэтому исследования корреляционных зависимостей между функциями управления, то есть планирование, организация, мотивация, контроль, и результат эффективной деятельности системы здравоохранения (коэффициент общей заболеваемости, коэффициенты заболеваний по «социальным» болезням, показатели заболеваемости по категориям населения, полу и возрастным характеристикам) представляют собой особый интерес.

В настоящее время в рамках стратегического управления системой здравоохранения активно используется организационно-экономическая модель, предусматривающая построение разноуровневой общедоступной медицины с четко определенным функциональным предназначением и ресурсным обеспечением организаций и учреждений каждого уровня. В такой модели медицинское обслуживание является единым лечебно-профилактическим процессом, причем функции каждого из звеньев процесса не дублируются, а сведения о состоянии здоровья населения аккумулируются в одном месте. Здесь модель предполагает: 1) изменение инфраструктуры; 2) введение экономически обоснованных вертикальных технологий и др. Организационно-экономическая модель предусматривает удовлетворение населения в доступной и качественной медицинской помощи или услуги, а также внедрение новых форм работы. Указанная модель разрабатывается на основе программно-целевого метода стратегического планирования, который, в свою очередь, создает программы на базе комплекса социально-экономических, организационно-хозяйственных и подобных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретны задач, ограниченной по ресурсам, срокам и исполнителям осуществления.

Для российского здравоохранения главной целью является создание устойчивой системы, в которой различные механизмы будут содействовать развитию здорового потенциала страны, где государство выступает гарантом здоровья граждан и стремится обеспечить доступность и качество медицинской помощи и услуг для всех слоев населения. Так можно выделить следующие особенности системы регионального здравоохранения:

  • здравоохранение представляет собой целостную систему, направленную на реализацию интересов государства и его населения. Региональное здравоохранение стремится удовлетворить потребности с использованием имеющегося потенциала и ограниченных ресурсов;
  • здравоохранение, как основной фактор достижения национального богатства, взаимосвязано со всеми сферами социально-экономической жизни людей.

Региональное здравоохранение — особая система, постоянно стремящаяся к совершенству, как в рамках других систем, так и сама по себе;

  • уровень развития регионального здравоохранения считается залогом достижения высоких социально-экономических показателей, то есть является индикатором развития отраслей производства материальных благ и демографических параметров, как в регионе, так и в стране в целом;
  • построение региональной концепции развития здравоохранения является действенным способом при решении региональных проблем, здравоохранение показывает и регулирует процессы регионального развития, используя известные механизмы оценки, координации и контроля;
  • развитие регионального здравоохранения способствует расширению возможностей в познании социально-экономических процессов.[28]

Таким образом, текущий народно-хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая на сегодняшний день коренным образом перестраивается в сторону социологизации. Однако в случае приоритетного развития отраслей, производящих товары для населения, важнейшим звеном отраслевой структуры является здравоохранение. Региональные системы здравоохранения включают изучение региональных социально-экономических, финансово-кредитных отношений и процессов формирования и функционирования этих систем. Здесь особую важность приобретает территориальную привязку и поэтому особенности того или иного региона накладывает дополнительные условия, которые необходимо учитывать при реализации национальных проектов в качестве стратегических задач.

2.1 Социально-экономические особенности территорий СКФО

Приоритетом государственной политики в области социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее — СКФО, субъекты СКФО), является сокращение межрегиональных диспропорций в социально- экономическом положении регионов и качестве жизни населения с помощью эффективных механизмов социальной, бюджетной и инвестиционной политики.

Основным инструментом реализации социально-экономической политики на Северном Кавказе является государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309. Основной целью госпрограммы определены формирование условий для развития реального сектора экономики СКФО, а также повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Анализ основных социально-экономических показателей любого субъекта Российской Федерации или региона всегда начинается с рассмотрения демографической ситуации.

Значения и динамика социально-демографических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе отображаются в таблице 2.1.1, в которой также можно проследить рейтинг регионов Северного Кавказа по численности населения на момент 2015 года.

Таблица 2.1.1Демографические показатели Северо-Кавказского федерального округа Составлено автором по: «Регионы России: социально-экономические показатели», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru. — (Дата обращения 05.04.17).

Субъект

Численность населения (тыс. человек)

Темп прироста, %

Среднегодовая численность населения (тыс. человек)

Темп прироста, %

Место, занимаемое в СКФО, 2015г.

2013г

2014г

2015г

2013г

2014г

2015г

СКФО

9590

9659

9718

1,3

9565,4

9624,6

9688,5

1,3

Республика Дагестан

2964

2990

3015

1,7

2955,0

2977,1

3003,0

1,6

1

Республика Ингушетия

453

464

473

4,4

447,6

458,4

468,3

4,6

7

Кабардино- Балкарская Республика

859

861

862

0,3

858,7

859,6

861,5

0,3

4

Карачаево- Черкесская Республика

470

469

468

-0,4

470,8

469,5

468,4

-0,5

6

Республика Северная Осетия-Алания

704

706

704

0,0

705,1

704,6

704,5

-0,1

5

Чеченская Республика

1346

1370

1394

3,6

1335,6

1358,4

1382,2

3,5

3

Ставропольский край

2794

2799

2802

0,3

2792,6

2797,0

2800,6

0,3

2

На основании данных, представленных в таблице, можно сказать о том, что коэффициенты численности населения большей части субъектов СКФО имеют положительную динамику, исключая Карачаево-Черкесскую Республику и Республику Северную Осетию — Аланию, которые имеют отклонения в противоположную сторону -0,4% и -0,5% соответственно. Анализируя демографические параметры каждого субъекта Северо-Кавказского федерального округа, можно составить некоторый рейтинг, в котором лидирующие позиции занимают Республика Дагестан и Ставропольский край, Чеченская и Кабардино-Балкарская Республики занимают 3 и 4 места соответственно, а Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Ингушетия значительно уступают своим «соседям» и занимают последние места рейтинга.