Развитие детского туризма в России

Дипломная работа

института предпринимательства; упрощение туристских формальностей; введение политики валютного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значительных сумм валюты; выделение устойчивой группы населения, обладающего средними и высокими доходами, достаточными для осуществления туристской поездки или отдыха — все это дало мощный толчок к генерации туристских потоков, которые вызвали оживление туристской отрасли, создали тысячи организаций, работающих в сфере туризма и десятки тысяч рабочих мест. Формирование значительных туристических потоков способствует дальнейшему развитию разнообразия видов туризма. Одним из массовых видов туризма является в настоящее время детский туризм, который все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышения культурного уровня ребенка, разумного использования им свободного времени. Дети, вовлеченные в систему детского отдыха, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности, В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность детей формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности ребенка и на ее связи с окружающей средой. Особенностью детского туризма является развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени детей социально значимыми занятиями, что определяет непрерывность образовательного процесса. Туризм развивает у детей высокие нравственные качества — коллективизм, честность, трудолюбие, формирует чувство ответственности перед коллективом за результат своей работы и т.д. В детском туризме реализуется комплексный подход к обучению детей, основанный на непрерывности образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов, духовном и физическом развитии детей, их подготовке к жизни и другой деятельности.

Однако анализ состояния развития детского туризма в России показывает, что в настоящее время существуют определенные проблемы в его организации. По сравнению с другими странами туристическая активность российских детей остается на уровне из-за низкой платежеспособности их родителей. Кроме этого развитие детского туризма сдерживаются целым рядом негативных факторов, к которым относятся: спектр турпродуктов для детей очень ограничен; недостаточное развитие учреждений отдыха и оздоровления детей; высокие цены на турпродукт для детей; экономическая нестабильность в стране; ограниченность информации о различных возможностях детского отдыха для массового потребителя. Такая ситуация приводит к жесткой конкуренции между организациями на рынке детского туризма. Обострение конкурентной борьбы между туристскими организациями, специализирующимися на детском отдыхе, приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, работающего с детьми. Который в результате начинает выступать в качестве одного из факторов повышения конкурентоспособности организаций на рынке детского туризма,

28 стр., 13662 слов

Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости ...

... при всех видах спортивной деятельности. По мере развития двигательного анализатора у школьников совершенствуется способности к ориентировке в пространстве и во времени. ... и более позднем возрасте. Выносливость организма к продолжительной работе развивается позднее, чем скоростные качества. Однако, при соответствующей тренировке скоростная выносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте ...

Следовательно, российские организации, специализирующиеся на детском туризме, сталкиваются с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения конкурентоспособности каждой организации в отдельности и всего детского туризма в России в целом.

Глава 1. Основные черты и характерные тенденции развития детского туризма в России

Долгое время туризм в России был представлен только крупными государственными монополиями, такими как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзов. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен. Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристическую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма неоспоримое преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства Сейчас в России действуют от 15 до 20 тыс. самостоятельных туристских фирм с численностью работников от 3-х до 10-ти человек. Российский туризм получил признание как важная отрасль современной экономики страны и уверенно вышел на мировой туристический рынок. В то же время, отсутствие развитой государственной инфраструктуры и недостаточное правовое обеспечение определило становление туристского рынка 80-х и 90-х годов прошлого века, с одной стороны, как развивающегося бурными темпами, реально создающего новые рабочие места, оперативно реагирующего на спрос населения в туристских услугах; с другой стороны, туризм захлестнуло стихийное и полукриминальное, «теневое» предпринимательство.

К сожалению, за годы экономических реформ системе социального туризма, в том числе детского и молодежного, нанесен разрушительный удар. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий видов — экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрыты и перепрофилированы учреждения дополнительного образования: станции юных туристов. Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, натуралистов, юных экологов и т.д. Значительно увеличились объемы спортивного и туристического оборудования и сооружений. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов. Один из самых массовых видов туризма — это детский туризм, т. е. путешествия детей, школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По данным Госкомстата РФ, в 2002 г. на территория России зарегистрировано 52100 действующих детских оздоровительных учреждений, из которых 34 600 (66,4%) — для школьников с дневным пребыванием, 8 900 (17,1%) — труда и отдыха, 4 700 (9%) профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие, 3 300 (6,3%) -загородные оздоровительные и 600 (1,2%) — санаторного типа.

3 стр., 1413 слов

Проблемы детско-юношеского туризма в современной России

... среди малолетних и другие, которые все больше превращаются в общесоциальные. Поэтому обращение к проблемам развития детско-юношеского туризма сейчас как ... Ситуация на рынке детского туризма в России за последнее десятилетие следующая: из 17,6 млн детей в возрасте от 7 ... чрезвычайная занятость учителей основной работой. Ездить с детьми в туристические поездки приходится в свое личное время, которого ...

Проблема развития детского туризма очень актуальна сегодня: специалисты считают, что в будущем детский и молодежный туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют и

студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческими культурным наследием своей страны и других государств, пробудить чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к и обычаям других национальностей и народов.

Роль путешествий также велика в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, воспринимать красоту окружающего мира Важен туризм и средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Также следует отметить влияние детского туризма на развитие повышения общительности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Кроме того, детский спорт и оздоровительный туризм — одна из эффективных оздоровительных технологий, вносящих свой вклад в образ жизни человека и общества в целом, имеющая большой статус в воспитании подрастающего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм — важный способ новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и культурного наследия, формирования ценностных ориентации, нравственного оздоровления и культурного развития нации, одни из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодом}’ поколению прекрасный детского туризма и развивать его во всех формах и видах. В настоящее время существует также смешанный тип организации детского туризма, который сочетает в себе государственные субсидии с финансовыми инвестициями российских и международных торговых ассоциаций, фондов и профсоюзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму. Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности. Учреждения дополнительного образования можно разделить на многопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность как на базе школ и других учебных заведений, так и на своей основе. К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

2 стр., 973 слов

Анализ динамики населения России

... вышли в лидеры причин смерти. На динамику общего коэффициента-смертности в России в 60-80-х годах наибольшее влияние оказал процесс старения населения. Именно он являлся причиной постоянного роста ... столетии появились подушные списки ревизские сказки. В современной России на селе сведения заносятся в похозяйственные книги, а в городах в домовые. Кроме того, специальные учреждения (Загсы) ...

Среди специализированных учреждений — Станции юного туризма. Центры детского туризма н аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др. Еще одну категорию специализированных заведений можно отнести к детским турбазам. Некоторые базы сохранили свой государственный или муниципальный статус, а другие в 1990-е годы были приватизированы и стали частными, но не прекращали работу со школьниками. Организация досуга и оздоровления в этих учреждениях происходит, как правило, за счет продажи путевок, причем покупателями выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Некоторые детские туристические центры финансируются Фондом социального страхования. Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).

В соответствии с действующим законодательством общественные объединения могут действовать без регистрации или регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего действуют на базе какого-либо государственного или муниципального образовательного учреждения, в том числе высших учебных заведений.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доход от туризма не носит разового характера, а увеличивается по мере укрепления доверия потребителей туристических услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

1.1 Характеристика показателей здоровья населения в России

Индикаторы здоровья населения включают: демографические данные, заболеваемость и самооценку здоровья населения.

Основными из них для измерения уровня здоровья являются демографические показатели, такие, как: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (всего, в том числе для мужчин и женщин); коэффициенты общей, повозрастной, в том числе младенческой, смертности (всего, в том числе для мужчин и женщин); показатели смертности, ее причины (всего и по половозрастным группам),

7 стр., 3169 слов

Проблемы и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Белокурихе

... региона Белокуриха[11]; 4) Развитие новых подходов в оздоровлении населения: В развитии новых подходов в оздоровлении населения неоценима роль науки. Только фундаментальные и клинические исследования, проводимые на курорте, позволяют обосновать уникальность природных лечебных факторов ...

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это число лет, которое проживает один человек в среднем из данного поколения родившихся при условии, что на всем протяжении жизни этого поколения смертность в каждой возрастной группе будет оставаться неизменной на уровне расчетного периода.

[рiс] , где [р1с]- число человеко-лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся; [рiс]- первоначальная численность населения, т. е. число родившихся.

1) Общий коэффициент смертности:

Общий коэффициент смертности — самый простой из показателей. Однако у него есть недостаток, вытекающий из самой его природы, заключающейся в неоднородной структуре их знаменателя.

[рiс], где У — количество умерших, [рiс]— среднегодовая численность населения.

Из-за неоднородности состава населения в знаменателе дроби при расчете коэффициента их величина оказывается зависимой не только от уровня отражаемого процесса, но и от характеристик структура населения, преимущественно по возрасту и полу. Вероятность смерти сильно различается в зависимости от возраста. Следовательно, при изменении возрастной структуры (и половой также, поскольку смертность женского пола ниже, чем мужского во всех возрастных группах) величина общего коэффициента смертности будет меняться, в то время как интенсивность смертности в каждой возрастной группе может оставаться неизменной или даже изменяться в направлении противоположном тому, в котором изменяется величина коэффициента смертности.

2) Возрастные коэффициенты смертности.

Повозрастные коэффициенты смертности рассчитываются отдельно для мужчин и женщин и лучше всего подходят для анализа статуса и тенденций смертности. Они рассчитываются по однолетним или пятилетним возрастным группам. Но, во-первых, пользоваться однолетними показателями смертности затруднительно, потому что их очень много (обычно их ограничивают возрастами до 85 лет).

Во-вторых, возрастному накоплению мешает использование однолетних коэффициентов.

[рiс] где [рiс]- возрастной коэффициент смертности; [рiс] — число умерших в возрасте «х» в календарный период (за год); [рiс] — численность населения в возрасте «х» в середине расчетного периода (среднегодовая).

3) Коэффициент детской смертности (до 1 года) :

[рiс] где [рiс] — число детей умерших до года, [рiс] — среднее число детей, родившихся в этом году.

4)Коэффициент детской смертности :

Этот коэффициент отражает здоровье нации, состояние медицины.

[рiс] где [рiс] — число детей, умерших.до 1 года на родившихся в данном году; Р — число родившихся в данном и прошлом году.

5) Коэффициент материнской смертности.

Материнская смертность — важный показатель уровня развития страны и здоровья населения. Коэффициент материнской смертности рассчитывается как количество беременных и умерших женщин на 100 000 живорождений.

Все показатели следует рассматривать в динамике за длительный период времени, чтобы иметь возможность уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза и метод расчета показателей.

27 стр., 13053 слов

Курортное оздоровление детей и подростков на российских и зарубежных курортах

... -рекреационного обслуживания детей в России и зарубежом. Предмет исследования - зарубежные и российские курорты, способствующие оздоровлению детей и подростков. Предмет исследования - сравнительный анализ оздоровительных и оздоровительных услуг для детей в России и за рубежом. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ...

Изучение структуры смертности от причин смерти — необходимое условие при изучении факторов смертности. Причины смерти связаны с условиями жизни и работы людей, с их образом жизни. Изучая структуру смертности от причин смерти, можно установить роль некоторых естественных и социальных факторов, объективных и субъективных, зависимых и независимых от воли человека.

Все болезни подразделяются на следующие классы: инфекционные и паразитарные болезни; новообразования, в том числе злокачественные; болезни эндокринной системы; расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; болезни крови и кроветворных тканей; психические расстройства; болезни нервной системы и органов чувств; болезни системы кровообращения; цереброваскулярные болезни с гипертонической болезнью; цереброваскулярные болезни без упоминания о гипертонической болезни; эндертериит, тромбангиит, облетирующие; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; осложнения беременности, родов, послеродового периода; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей; врожденные аномалии (пороки развития); отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде; симптомы и неточно обозначенные состояния; травмы и отравления. Данные о заболеваемости по указанной выше классификации используются в ведомственной статистике. В государственной статистике принята более агрегированная группировка болезней.

Различия между развитыми и развивающимися странами в основном фиксируются в распространенности инфекционных и паразитарных заболеваний, осложнениях беременности, родов и послеродового периода, а также травмах и отравлениях.

Территориальные сравнения уровней заболеваемости по видам (классам) болезней должны проводиться при стандартизации структуры населения по полу и возрасту. Заболеваемость инфекционными болезнями (активным туберкулезом, венерическими заболеваниями и др.) ставит перед обществом проблему своевременной бытовой изоляции больного, создания ему особых условий жизни.

Объективные показатели здоровья населения могут быть дополнены субъективными самооценками состояния здоровья, полученными по результатам опросов населения. В настоящее время субъективные оценки используются относительно редко, а их использование в сочетании с данными государственной статистики позволяет повысить обоснованность выводов.

1.2 Проблемы детского оздоровления и отдыха

Организация молодежного и молодежного туризма, отдыха и оздоровления — актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Это связано, прежде всего, с рядом объективных причин, и прежде всего с динамикой развития постиндустриального общества, в том числе с заметным сужением спектра семейного досуга, развлекательных мероприятий для детей, подростков и молодежи, а также — времяпрепровождением на всех.

Остаточный принцип в подходе к решению социальных проблем крайне болезненно сказывается на сфере культурных, экскурсионных и досуговых услуг. Наиболее разрушительно это отразилось на массовых видах спортивно-оздоровительного туризма: любительских экскурсиях, массовом туризме и детских и юношеских спортивных мероприятиях — туристических сборах.

12 стр., 5834 слов

Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

... учреждениях является основной формой обучения детей - изучение его организации и проведения является актуальным. Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса. В связи с этим ...

За годы рыночных реформ в России он катастрофически морально устарел, а в ряде случаев полностью утрачены материально-технические и физкультурно-спортивные сооружения загородных детских оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

  • хронический дефицит капитальных вложений

в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);

  • отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
  • отсутствие программно-методического и образовательно -воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

— недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении. Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. При этом значительная часть оздоровительно-реабилитационных учреждений для детей и подростков продолжает работать в бездействии. Отсутствует ощутимая реализация в них и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, конечно, пагубно сказывается на развитии, здоровье, успеваемости, образовании и гражданской активности подрастающего поколения. В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов., баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Эту проблему осознают и законодатели, вся вертикаль государственной исполнительной власти.

За последние восемь лет в России рост количества детей, отдохнувших летом по разным программам, в основном связан с развитием образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях «цена-качество», система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене. Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования — Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

10 стр., 4505 слов

Физическое воспитание детей в летних лагерях отдыха

... отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, ...

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог — руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально-личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей).

Однако в регионах России более динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с однодневным пребыванием студентов. На их долю в 2001 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2000 г. — 43,6%).

Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2000 г. — 38%).

Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2001 г. они составили подавляющее большинство — почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2 %) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5%.

В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести хозяйственную самостоятельность: к 2001 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3. Очень важной тенденцией является перезапуск системы оздоровительных программ местными органами образования во время «коротких каникул». Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно -восстановительный эффект. Эти тенденции указывают на необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального предоставления социальных услуг по организации оздоровления детей и студентов во всех типах и типах учреждений, независимо от формы собственности и формы собственности. Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и юношества необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

6 стр., 2867 слов

Детский лагерь вид детского отдыха который стабильно пользуется ...

... изобразительному искусству и прочие 2.1. Летний лагерь , Летний лагерь 2.2. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) Детские оздоровительные лагеря 2.3. Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) , Лагеря дневного пребывания В соответствии с ... спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только ...

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо скорректировать критерии оценки деятельности учреждений, оказывающих услуги по активному отдыху, оздоровлению и туризму. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Это необходимо делать для каждого типа отдельно, в строгом соответствии с целью и профилем программ и проектов, реализуемых в этих учреждениях.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь — передача и внедрение ценнейшего опыта и материала в практику других оздоровительных и оздоровительных учреждений.

Общественные объединения детей, подростков и молодежи играют важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.

Сегодня очевидно, что российскому обществу XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного детей и молодежи Его определяющие компоненты следующие:

1. Актуализация нормативно-правовой базы праздничного отдыха и оздоровления детей и подростков. Ужесточение к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых, оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных (региональных и федеральных) органов исполнительной власти. Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей).

Обновляются требования к порядку проведения смен в дневных лагерях, лагерях труда и отдыха, специализированных лагерях. Закон о дополнительном образовании включает «Детское оздоровительное поле» и «Детский оздоровительный центр» в качестве субъектов закона». Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.

Минобразования РФ поддерживает поступившие предложения и исправления в Федеральный закон «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации» и иные законодательные акты, которые:

  • а) уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и их льготы;

б) определяют уровень ответственности

федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;

  • в) определяют ответственность учреждений разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
  • г) определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;

— д) изменяют ориентиры в системе «государство — учреждение отдыха — ребенок». (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка.

Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: «берите, что дают». Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);

  • е) изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;
  • ж) определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

2. Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде всего это организация психолого-педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .

Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению — каждого ребенка, подростка.

3. Должна обрести новое содержание система подготовки педагогов к деятельности в период каникул. Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого-педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом «десанте» в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками. Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию. РМАТ и созданная ею в федеральных округах, региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной, досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью — от аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.

4. Изменение содержания деятельности непрофильных здравниц, принимающих детей на отдых и оздоровление. В последние годы значительно увеличилось число детей, отдыхающих в пансионатах, на отдыха, в профилакториях в южных регионах страны, прежде принимавших граждан. Перераспределение потока семейного и детского отдыха с Украины и дальнего зарубежья на юг России позволило значительно загрузить российские здравницы.

Но эти неспециализированные оздоровительные учреждения, показала практика последних лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные секции и иные виды временных объединений дополнительного образования, специально организованных для детей и подростков, Реализуемые программы досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников. Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент взрослых, оказались в окружении «питейных» точек и нездоровой коммерции. Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.

5. Преодоление деформации организационных и педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания («центр кормления детей» или «центр сезонного призрения за подростками»), а не местом для полноценного воспитания, творческого развития личности подростка, активной и рационально организованной физической нагрузки, закаливания организма, формирования здорового образа жизни. Эти учреждения все чаще становятся сезонными для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в то время в процентном отношении доля детей из «нормальных» семей, имеющих возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за финансовых затруднений родителей. Подавляющее большинство детей, отдыхающих в лагерях, — младшие школьники. Значительные проблем возникают как у педагогов, гак и у руководителей при определении форм и содержания работы со старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и оздоровления значительно сокращена.

6. Изменение подходов к так называемой «занятости» подростков. Несмотря на развитие традиционных и инновационных форм трудового лета, численность детей, отдыхающих и работающих в лагерях труда и отдыха, неуклонно снижается. За пять лет это число в силу объективных и субъективных причин сократилось почти на 200 тысяч подростков. По предварительным данным, в 2002 году в лагерях труда и отдыха отдохнуло чуть больше школьников, чем в 2001 году, в основном благодаря лагерям с дневным пребываниям.

Возрождение системы форм труда и отдыха лежит в следующих плоскостях: — экономическая учеба старшеклассников в каникулярный период (смены юных предпринимателей, деятельность школьных компаний и т.д.):

  • создание стационарных лагерей труда и отдыха на базе здравниц, туристских баз с посильным фронтом работы (обязательно оплачиваемого!);
  • развитие форм молодежных и школьных бирж труда, позволяющих создать временные рабочие места для несовершеннолетних;
  • активное возрождение школьных хозяйств, обработка участков земли сельских школ как возвращение традиций российского крестьянства;
  • возрождение народных промыслов, создание лагерей для получения навыков народных традиционньк ремесел (в том числе и для народов Крайнего Севера),

7. Создание государственных минимальных социальных стандартов детского отдыха и оздоровления как системы основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм, обеспечивающих полноценный детский отдых и оздоровление, которые включают в себя государственные нормы:

  • оздоровления, медицинской и социальной реабилитации детей, постоянного медицинского обслуживания и контроля;
  • обеспечения возможности полноценного досуга детей, их занятий по дополнительным образовательным программам, физической культуре и спорту, туризмом, наличия необходимых для этого литературы, игр, оборудования, снаряжения, инструментов;
  • размещения детей для отдыха на территории, в зданиях и помещениях, отвечающих архитектурным требованиям к профилю деятельности, санитарно- гигиеническим нормам эпидемиологической и пожарной безопасности;
  • состояния специально оборудованных пищеблоков или оборудованных мест для приготовления и приема пищи;
  • возможности получения высококалорийной полноценной пищи соответствующей физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергозатратах, и другие нормы.

1.3 Анализ современного состояния и проблем развития детского туризма

Уровень развития туризма в стране тесно связан с общим уровнем и состоянием развития экономики. В экономически высокоразвитой стране сформирована инфрастуктура туризма (транспорт, средства размещения и питания, современные технологии и т.п.).

Высокий уровень благосостояния населения порождает и высокий платежеспособный спрос на туристские услуги. Все это способствует развитию туризма.

Поскольку детский туризм является одной из составляющих туризма в целом, то все проблемы, которые возникают при его развитии, связаны с теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма в целом, хотя, безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только детскому туризму.

Остановимся на некоторых проблемах, которые существуют на рынке детского туризма и препятствуют его развитию. Одними из важнейших являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Прежде всего необходимо отметить, что массовый детский отдых не должен быть дорогим. Это связано с тем, что уровень благосостояния нашего населения в целом недостаточно высок. А поскольку в основной массе дети являются тем сегментом туристского рынка, которые не столь требовательны к уровню комфорта, и ради хорошего отдыха они согласны жить и вчетвером, и вшестером, и путешествовать в плацкартном вагоне, то этого можно достичь. Непритязательность детей к уровню комфорта может позволить уменьшить себестоимость тура Но дешевая путевка может означать и низкую оплату для сотрудников и обслуживающего персонала, что в конечном итоге приводит к снижению привлекательности этой работы для сотрудников. В результате на работу принимаются сотрудники с низким уровнем профессиональной подготовки, что влияет на качество обслуживания, приводит к недостаточному надзору за детьми. Уровень подготовки персонала для работы в детских лагерях оставляет желать лучшего.

В настоящее время (в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ, что повлияло на повышение налогов) цены на путевки в лагеря стали расти. Другая проблема, которая влияет на стоимость путевки, — налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, то цены на путевки будут продолжать расти и может сложиться такая ситуация, что большинство родителей не смогут воспользоваться услугами наших лагерей из-за высокой стоимости путевок. В такой ситуации дешевле будет посылать детей на отдых за рубеж. Подобная практика, к сожалению, уже существует — например, отдых в Болгарии обходится дешевле, чем в Анапе.

Одной из важных проблем функционирования российских детских лагерей является связь. В отличие от заграничных предприятий, где все возникающие вопросы можно легко решить по телефону, в российских лагерях это вызывает большие затруднения, поскольку они располагаются, как правило, в сельской местности и, чтобы позвонить, нередко нужно ехать в областной центр. Как считают в компании «Ост-Вест», именно из-за данной проблемы всего 15% детских туров, реализуемых этой компанией, приходится на отечественные лагеря и Крым. В то время как Болгарию, Словению, Венгрию предпочитают 80% клиентов.

Также одной из основных проблем является и то, что значительная часть лагерей до сих пор имеют государственную или ведомственную принадлежность. Местным же органам самоуправления или руководителям предприятий, которые нередко не знают, как свести концы с концами, не до содержания лагерей. Потому эти детские учреждения и не работают, и разваливается то, что с таким трудом создавалось ранее.

Еще одной проблемой, препятствующей успешному развитию рынка детского туризма, является отсутствие необходимых экономических знаний у администрации лагерей. Это не позволяет ей осуществлять правильную политику ценообразования, что значительно влияет на заполнение лагерей и в конечном итоге на финансовые результаты их деятельности в целом. Отсутствуют хорошо налаженные связи и экономические отношения между турпредприятиями и лагерями. Для продвижения и реализации своего продукта администрация лагерей, как правило, не привлекает к сотрудничеству предприятия турбизнеса Когда же администрация все же прибегает к услугам турпредприятий, в большинстве случаев она не желает предоставлять скидки на турпутевки, а если и предоставляет их, то только при условии загрузки лагерей в период межсезонья, При этом администрация лагерей совершенно не интересуется, по каким ценам путевки реализуются, что, безусловно, приводит к перепродаже путевок, конечная цена которых в итоге может значительно возрасти (в два раза).

Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации — на сегодняшний день важнейшая проблема не только рынка детского туризма, но и всей курортной сферы России.

Кроме перечисленных проблем на современном этапе развития российского детского туризма существует такая проблема, как дифференциация предлагаемых услуг. Нынешнее состояние туриндустрии предполагает наличие всевозможных услуг для людей с различным достатком, а в лагерях такого разнообразия пока не наблюдается. И хотя оплата детского отдыхав основном осуществляется из ФСС и только небольшая часть ложится на родителей (8% из общих затрат), для успешного развития российского рынка детского туризма необходимо обратить на это внимание, расширяя и разнообразя предложение. Как показывает практика функционирования частных лагерей, это имеет большой экономический эффект.

Одной из важнейших проблем в области детского туризма является и отсутствие законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса Ситуация значительно изменилась бы с принятием соответствующего закона Ведь даже термин «лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Правда, в 1998 г. был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка», в котором были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений. Но этого недостаточно. В настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время этот документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

Несмотря на существующие проблемы, на сегодняшний день детский отдых является одним из наиболее востребованных видов туризма, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и все возрастающий спрос на детский отдых объясняются ростом благосостояния населения, с одной стороны, и возможностью финансирования детского отдыха за счет ФСС — с другой. Это способствует перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления и отдыха детей (или семейного отдыха).

Растущая потребность в детском отдыхе удовлетворяется также за счет создания частных лагерей, которых на сегодняшний день насчитывается уже около тысячи.

1.4 Тенденции развития российского туризма и его конкурентоспособность в России

Детский туризм, на сегодняшний день — один из самых устойчивых сегментов туристского рынка России. Такая тенденция объясняется тем, что в России, как ни в одной другой стране мира, именно детский туризм носит социальный статус, что означает полное или частичное финансирование данного вида деятельности за счет бюджетных средств государства. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный, туризм («путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды») выделен как отдельный вид туризма наряду с внутренним, въездным и выездным,

Самой крупной структурой, финансирующей социальный детский туризм является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.

Финансирование Фонда социального страхования РФ имеет одну главную отличительную особенность: выделяемые денежные ассигнования всегда остаются в пределах Российской Федерации, т.е. оплачиваются путевки только в собственные здравницы и лагеря. А это говорит о том, что наибольшим спросом пользуется внутренний туризм и, в основном, морские курорты Краснодарского края.

На рынке детского туризма ФСС выступает главным образом финансистом, выделяя ассигнования на приобретение путевок. Фонд имеет право самостоятельно приобретать путевки, а затем распределять их среди своих страхователей. Однако в последнее время наблюдается тенденция нецентрализованной закупки Фондом путевок, а именно выделение средств и принятие к зачету путевок, самостоятельно приобретаемых страхователями. Данная тенденция говорит о том, что основными покупателями на рынке социального детского туризма на сегодняшний день и в прогнозе на будущее выступают предприятия и частные лица, аза счет ежегодного финансирования спрос на путевки в детские оздоровительные и санаторно-курортные лагеря стабилен и высок.

Рынок детского туризма характеризуется такими направлениями, как отдых, оздоровление и лечение, экскурсионные туры для школьных групп по России (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и т.д.) и за рубежом (Чехия, Венгрия, Словения, Италия и другие страны Европы), а также отдых и обучение за границей (Турция, Италия, Греция, Кипр, Великобритания).

Пользователями зарубежного туризма, как правило, являются частные лица, приобретающие туры для своих детей, и предприятия, имеющие возможность оплачивать туры для детей своих сотрудников за счет собственной прибыли.

Спрос на детский туризм, также как и предложение, носит ярко выраженный сезонный характер и зависит, как правило, от школьных каникул: одна неделя — осенью и весной, две недели — зимой и три месяца — летом. Летний период считается самым «высоким» сезоном, поскольку именно в этот период и спрос, и предложение в равной степени высоки и стабильны.

На сегодняшний день на рынке детского туризма работает довольно значительное число туристских фирм, организующих летний детский отдых как в России, так и за рубежом. Наиболее глубокой специализацией и наработанными программами отличаются компании, уже не первый год работающие на рынке детского туризма, — такие, как «Согласие», «Ост-Вест», «Спектрум», «Апрель», «Аврора-Интур», «Орфей», «Спутник», «Криптонтур 2000», «КриСТ», «Ориент», «Каникулы», «Дельфин». Специальные программы детского отдыха предлагают крупные туроператоры «Солвекс», «Юнивер», «Афон», «Городское бюро путешествий».