Социальное государство

Дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Главная задача государства — это регулирование социальной политики от направления которой в дальнейшем будет завесить стабилизация экономики страны, ей развитие и место на мировой арене.

В настоящий момент уровень развития российской общественности благоприятствует самостоятельному выбору курса социальной политики государства и её законодательному утверждению. Такие преобразования не только оказывают действие на социальную сферу государства, но и на остальные тоже.

Согласно конституции, Российская федерация — это социально-правовое государство целью, которого является обеспечение контроля за соблюдением социальных прав граждан РФ. Не смотря на это, множество принятых актов и законов не могут быть приведены в жизнь ввиду не совершенности механизмов государственного регулирования, которые не исполняют свои функции в должном режиме, и являются не достаточно проработанным.

По причине трудностей, возникающих в социальной политике Российской Федерации, чрезвычайного внимания достойна тема проблематики осуществления контроля со стороны государства социально-правовых механизмов и функций самого государства.

В связи с тем, что в настоящий момент не существует единого метода оценки критериев социального государства, его ролевого значения и трудностей, связанных с его функционированием в современном мире — данная тема дипломной работы, является наиболее животрепещущей и по сей день.

Степень научной разработанности

Работа выполнялась автором, путем исследования научных трудов современных выдающихся специалистов в области юриспруденции:

нормативно-правовой базы , Эмпирической основой

В настоящее время существует большое количество научных трудов, которые посвящены определенным социальным проблемам общества, которые раскрывают задачи деятельности государства в социально сфере, методы взаимодействия и степень юридической обоснованности, однако не имеется единой научно-правовой теории и трудов на эту тематику.

Объектом , Предмет , Цель и задачи исследования

Для того чтобы реализовать поставленные цели данной работы, нужно выполнить определенный список задач:

9 стр., 4408 слов

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...

  • дать подробную характеристику термину «социальное государство, изучить условия его зарождения и образования.
  • изучить ролевое значение социальной политики в покрытии социальных нужд гражданина.
  • разобрать пути финансовой поддержки социального обеспечения.

-сделать детальный анализ и изучить понятие «социальное обеспечение», исследовать типы и виды социального обеспечения в РФ.

Методологическая основа исследования , Структура дипломной работы , ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНЦИЙ И НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Существование социального государства — это выдающийся результат государственных преобразований, которые прошли свои эволюционные этапы на протяжении многих исторических периодов. В основе такого государства лежит соблюдение и охрана единых для всех гуманистических ценностей, соблюдение основ свободы и её совмещение с юридической законностью, целью которых является обеспечение человека всеми социальными благами и созданием успешно развивающегося общества.

1.1 Сущность социального государства

В настоящее время в области правовых и экономико-социальных трудов, существует несколько типов классификаций и трактовок понятия социальное государство, но одна из них стала наиболее популярна:

-социальный государственный строй либерального типа — строй при котором государство дает гарантию на защиту самых низких уровней заработка и обеспечивает пенсионное, медицинское обслуживание, а также жилищно-коммунальное на весьма достойном уровне и дает возможность получить образование, но не для всех. Оно дает свою поддержку только социально ущемленным слоям населения, чаще всего находящимся либо за чертой бедности, либо на ней. Им предоставляются бесплатное социальное обеспечение и сохранение экономической, личной свободы и обеспечивается соблюдение уважения к достоинству человека. Приверженцы либерального устройства государства убеждены, что эволюция общества должна обеспечиваться соблюдением либерально-социальной политики и большим уровнем законности. Это будет способствовать возникновению и поддержке взаимоуважению разных слоев населения в обществе и станет основой равновесия и спокойствия. В пример можно привести Австралию, Канаду, Швейцарию, Японию.

-консервативный тип государственности. Ей придерживаются страны Запада. Она основана на суждении о том, что эпоха постиндустриального общества уже наступила и благоденствие в этих странах уже достигнуто. Основной задачей является «мирно и без революций проводить взвешенную публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан». Имеются ввиду те потребности, которые по силе государству. Приверженцы данного типа — США, Королевство Великобритания.

-социальное государственное устройство корпоративного типа — при этом строе государство несет ответственность за благосостояние всех своих граждан, но весомую часть обязательств переносит на плечи частного сектора экономики, заставляя его принимать участие в осуществлении социальных программ государства. При таком устройстве социальной политики частный бизнес несет бремя по пенсионному, медицинскому обеспечению работников, по повышению уровня их образования и др. социальных услуг, входящих в пакет социального обеспечения. Страны приверженцы: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Италия, Ирландия и Франция.

12 стр., 5638 слов

Правовое положение иностранных граждан

... (ч.1 ст.9). На территории России иностранец должен соблюдать законодательство, действующее на территории нашей страны, но, являясь гражданином другого государства, он, при этом, правовую связь с ним продолжает сохранять. То ...

-государство социально-демократического типа. В основе государственного обеспечения, такого государства лежит равенство всех граждан, они обеспеченны равно сопоставимыми возможностями для достижения материального благополучия и духовного. Такое государство ориентированно на соблюдение всех типов прав гражданина и стремиться к достижению минимальных перепадов доходов между разными социальными слоями общества. Главный принцип такого государства — защита свобод всех граждан в стране. Основной постулат строя: государство и экономика функционируют для людей, а не в обратном порядке. Такая форма правления преимущественно наблюдается в скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия), к ней же стремиться в настоящий момент и российское общество. Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2010. — № 1. — С. 126—129.

Главный законодательный документ нашей страны — конституция Российской Федерации, гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (гл. 1. ст. 7).

Основа Российского государства состоит в том, что при наличии у человека каких-либо проблем, даже личного характера, государство обязано оказать помощь по устранению этих жизненных трудностей в материальном, либо каким-либо другом эквиваленте, например, в виде социальной и государственной страховки, или путем контролирования осуществления специальных социальных программ и юридического наказания коррупционных преступников и руководителей осуществляющих траты средств государственного бюджета на личные цели. Повышенного внимания требует вопрос приведение в надлежащий порядок сферы государственных услуг.

В наших исследованиях следует брать за основу понятие того что социальное государство — это государство в котором даются гарантии на соблюдении всех видов прав каждого гражданина, т.е. равенство всех людей, а не только привилегированных слоев. Эти законодательные основы лежат в основе правового российского демократического устройства, как социального государства. Во всяком случае так должно быть.

Некоторые российские ученые, включая мнения знаменитых и значимых социологов и юристов, описывают основу социального устройства государства, как специфическую. В них авторы показывают, что государство не гарантирует безбедное и достойное существование каждого гражданина, а только дает обещание оказывать помощь людям, которые законопослушно живут и заняты трудом, попавшим в неблагоприятную ситуацию в сфере социально-бытового обеспечения по каким-либо причинам. Государство, которое «берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии граждан и их социальной защищенности» — называется социальным. Оно осуществляет адресную поддержку граждан, реально нуждающихся в ней (бедных, непредприимчивых).

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 4-е издание. — М.,

2009. — С. 140.

Социальный государственный строй предполагает предоставление помощи от тех, кто может её себе позволить, тем, кто в ней нуждается (от богатых к бедным, от здоровых к больным, от трудоспособных к инвалидам).

Но оно не предполагает пустую бесконтрольную раздачу, которой могут воспользоваться даже не нуждающиеся граждане.

Социально государство — дает возможность на осуществление достойной жизни для каждого человека, оно является основой социальной политики страны и поднимает состояние рыночного хозяйства на высокий уровень. Для осуществления всех поставленных задач, необходима выработка результативной системы поддержки граждан, которые более всего нуждаются в помощи, но это не исключает того что представители среднего класса и других, тоже должны иметь социальную защищенность в государстве.

12 стр., 5624 слов

Конституционные права и свободы человека и гражданина в рф

... государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой связи с государством – института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Наиболее распространенным квалификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. ...

Наибольшего особого внимания требуют представители интеллигенции, творческие деятели, граждане, занятые в социальной сфере (медицинские работники, работники образования и т.д.), студенты. Для государства очень важно обеспечить представителям этих профессий социальные гарантии, для того, чтобы эти специалисты имели не только достойную оплату труда и возможность трудоустройства по профессии, но и что бы они могли себя реализовать в профессиональной сфере, имея возможность повышать уровень своего интеллектуального развития и получать новые практические знания. Оплата за такой труд должна измеряться по высоким ставка, но не за пустое время препровождение на работе, а за реальный вклад в сферу своей деятельности (за качество, количество, скорость).

Обобщив все существующие мнения ученых, а также данные практических исследований, нужно заключить то, что социальное государство — это правовое государство, в котором человек — это наивысшая ценность. Оно обеспечивает гражданина благосостоянием, свободами и дает возможность творчески самореализоваться каждому члену общества. Государство на уровне законодательства дает гарантию соблюдения свобод и прав любого гражданина и защищает от посягательств на собственность, достоинство и жизнь человека, обеспечивая этим рост экономики, внутренней безопасности страны, а также улучшения физических, духовных нравственных характеристик человека. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 2. — С. 25 — 29.

Основные цели социального государства:

А) понижение степени материального неравенства, организация среды, которая сможет дать свободу для развития и достойную жизнь человека — обеспечение охраны труда, здоровья, получение МРОТ, образования и медицинского обеспечения, культуры, спорта.

Б) Улучшение качественных показателей ЖКХ, защита уже имеющегося жилья и его приумножение. Обеспечение жильем нуждающихся.

В) Борьба с бедностью, адресная помощь семьям, матерям, отцам, детям, инвалидам и пенсионерам — всем социально-уязвимым слоям населения. Становиться все значимей вопрос организации пенсионной системы для граждан среднего класса.

Г) Улучшение показателей стабильности и качества системы социального страхования, количественное увеличение социальных служб, розыск новых источников благотворительности и её форм.

Д) Усовершенствование мотивационных процессов, которые смогут благоприятствовать улучшению качества и эффективности труда.

Е) Внедрение новейших образцов профессионального обучения, организация основ новой трудовой морали, в следствии чего повысится качество трудовой деятельности, а также будет происходить самоочищение рядов рабочих от лодырей и людей, не справляющихся со своими обязанностями.

Ж) Защита и усовершенствование пенсионной системы, пособий и других разновидностей социальной поддержки — в нашей стране на данный момент такой помощью пользуется примерно 60% семей.

12 стр., 5626 слов

Система социальной защиты населения

... обобщения. Структура курсовой работы Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, ...

З) Разработка и контроль, комплекса мер направленных на пресечение коррупционной и бюрократической деятельности, борьбу с иждивенчеством, простоями и профессиональной неконкурентоспособностью. Леонов, И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / И.В. Леонов. — М., 2006.

Причем такое усовершенствование не требует каких-либо революционных действий, а требует хорошо продуманного, четкого и конструктивного плана. Только такими способами, которые соответствуют законодательному и конституционному устройству РФ, как пишет В.В. Путин, «мы сможем улучшить нашу жизнь, сделать более справедливым общественное устройство». Это будет самым действенным методом борьбы с застоем, разрухой и спадом, в который мы погрузились после разрушения социалистической системы. В.В.Путин. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить. //Известия. 2012.

16 января.

1.2 Базовые признаки современной модели социального государства

В настоящее время, в мировых научных трудах, в том числе и в сфере юриспруденции, еще не дано одного общепринятого чёткого определения характеристик и приоритетных задач социального государства. Но не смотря на это многие черты можно выделить уже сейчас. Социальное государство — это государственное устройство:

А) Для такого государства, наибольшей ценностью является человек, его жизнь и соблюдение уважения его достоинства. Чаще всего все эти утверждения подкреплены на законодательном уровне и лежит в основе конституции.

Б) Политическая деятельность государства основана на защитных механизмах по обеспечению правами, свободами и поддержкой интересов каждого законопослушного гражданина. Государство обязано пресекать поступки, направленные против общества и наказывать людей, которые отказываются соблюдать правила поведения в обществе, отвергают его нормы и законы. Выбирая это утверждение в качестве основного признака социального государства, надо принимать во внимание, в правовом демократическом государстве понятия прав и свобод человека являются единым и неделимым целым. Все права и свободы должны иметь защиту у государства в равной степени.

Таким образом государство с высоким уровнем коррупции не может называться социальным. Но стоит учитывать, что в отличии от других прав, социальные права подразумевают активное вмешательство государства в жизнь человека. Тем самым государство сможет осуществлять управление и контроль за осуществлением своих социальных гарантий, обеспечивая этим достойный уровень жизни своих граждан.

В) любой акт, будь то закон, либо простое управленческое решение, должно иметь правовую основы. Они должны быть приняты и разработаны специализированными органами власти, не должны противоречить процессуальным нормам, конституции государства и другой нормативно-правовой базе документов, а также должны соответствовать представлению общества о законности и социальной справедливости. Любые решения должны подвергнуться социально-правовой экспертизе, как говорит В.В. Путин, «на социальную пригодность»;

— Г) Осуществляя управление социальной сферой, государство задает ориентирование, также и частному сектору экономических взаимоотношений и негосударственных некоммерческих организаций осуществляющих социальную деятельность. При социальном государстве «рыночная экономика не может не быть социально ориентированной» — любая форма организаций, должна делать свой финансовый вклад в социальную сферу, оказывать помощь в создании и осуществлении социальных программ, помогая усилению и увеличению ресурсов государства. Взаимодействие государственных структур, представителей частного сектора и общественности «должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости — особенно в регионах с застойной безработицей, на развитие малого и среднего бизнеса, на эффективное использование мер адресной социальной поддержки» В.В.Путин. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить. //Известия. 2012.

14 стр., 6545 слов

Проблемы и перспективы развития социального туризма

... опыт развития социального туризма по работе с инвалидами; Осуществить анализ взаимодействия социальных служб и туристских организаций Хабаровска; Изучить перспективы развития социального туризма Разработать тур для инвалидов Гипотеза исследования : Разработанный на основе изучения зарубежного и отечественного опыта социального туризма и ...

16 января., в частности людей, имеющих инвалидность, многодетных семей, при осуществлении организации отдыха и оздоровительных мероприятий для детей.

Д) социальное государство осуществляет интенсивную деятельность, которая способствует установлению и сохранению устойчивости и улучшает эффективность работы социальной защиты населения и охране духовно-нравственных правил общественной жизни.

Ведение такой политики может быть успешным, лишь при соблюдении прав каждого гражданина на нормальный жизненный уровень (обеспечение пищей, одеждой, жильем, медицинским уходом и по необходимости социальным обслуживанием), который обеспечит ему сохранение здоровья, благостояния его и его семьи, даже в таких случаях, как вынужденная безработица, болезнь, инвалидность и старость.

Трудовые отношения, занятость населения, все формы социального партнерства, сфера ЖКХ, социальное обслуживание населения, сфера образования и науки, медицина, культура и спорт, страхование, оказание социальной помощи — это основные предметы правового регулирования и управления. Поэтому главная цель государства — это разработка условий, основанных на экономических, юридических и социально-политических факторах, которые позволят обеспечить гражданина работой и достойным уровнем заработной платы.

Человек, который работает не должен жить на черте или за чертой бедности, он и его семья должны стать основным объектом направления деятельности государства, а высокие качественные характеристики и доступность систем образования, медицины, ЖКУ должны стать основой предметной ответственности властей.

Нельзя не отметить по данному вектору в Российской Федерации, была проведена немалая работа. Расходные затраты бюджета на социальную сферу, достигают больше половины всех расходов. Не смотря на все недостатки существующей системы, если попытаться оценить беспристрастным взглядом, то можно сделать вывод, что количество людей, живущих за чертой бедности в стране реально сократилось в 2,5 раза, в сравнении с 90-ми годами 20 века. Пришёл период массовой безработицы и практически ушли в прошлое периоды, когда заработная плата не выплачивалась работникам месяцами. Все это осуществилось благодаря действиям осуществленным государством по поощрению рождения второго ребенка, в том числе и получение материнского капитала, размер которого регулярно проходит индексацию в соответствии с уровнем инфляции.

Положительно сказывается и то обстоятельство, что вырос потребительский потенциал более 80% семей. В полтора раза возросло обеспечение населения техническими бытовыми средствами, почти так же, как и в развитых странах. На настоящий момент, уже у каждая вторая семья имеет в собственности автомобиль. А некоторые даже увеличили свои жилищные условия. Также снизилось количество коммунальных квартир. Путин В.В. Россия сосредоточивается. — М., 2012. С. 5, 61, 77-78.

7 стр., 3217 слов

Реализация конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации

... Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7. 33. Амирбеков К. Конституционные основы деятельности прокуратуры России // Право ... праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (в ... О.Н. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е ...

В последнее время, наиболее часто стало заявляться о создании так называемой «рабочей аристократии».

Также приятно отметить что слой людей среднего класса значительно увеличился по сравнению с предыдущими периодами (сейчас он составляет 20-25%).

Они могут выбирать что им делать с собственными доходами, сберечь или истратить на материальные блага, они могут выбирать работу по душе и у них имеются финансовые сбережения.

Е) социальное государство стоит на охране прав и свобод человека и гарантирует их соблюдение. Эти права закреплены в конституции страны и принадлежат каждому гражданину в равной степени, в вне зависимости от его особенностей. Такие права как право трудиться, отдыхать, право на медицинское и социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др, являются основополагающими правами конституции РФ.

Однако государство не поддерживает социальных иждивенцев, а наоборот поддерживает любую законную трудовую и предпринимательскую деятельность, которая не нарушает законодательство Российской Федерации. В интересах государства поддерживать трудоспособных граждан в их деятельности по самообеспечению себя и своей семьи материальными и другими благами, а на социальную помощь могли бы рассчитывать только социально уязвимые категории граждан.

Ж) основой социального государства является взаимная ответственность между государством и гражданином. Ответственность государства заключается в том, чтобы правильно осуществлять выполнение государственных социальных программ, регулировать деятельность социальных инфраструктур и осуществлять контроль за соответствием государственным стандартам. Обязанность же гражданина перед обществом и государством, основывается на соблюдении законов и порядков общества, в котором он живет, в уважительном и совестном отношении к трудовой деятельности, в своевременной уплате налогов и других фиксированных платежей, идущих на обеспечение социальных и правовых нужд государства и общества. Перед семьей и близкими он выражает свою ответственность, путем проявления заботы по материальному обеспечению семьи, заботой о воспитании молодого поколения и по содержанию престарелых родителей.

З) Социальный строй государства оберегает природу и основывает свою деятельность не на исчерпании природных ресурсов, а на основе сохранности природных экосистем, позволяющих иметь равный доступ к этим системам, как современного человека, так и его бедующих поколений.

И) Социальное государство усиленно и непримиримо осуществляет борьбу с коррупционными, бюрократическими системами, преследует криминальные и теневые социально-экономические отношения, и искореняет беззаконие. От этого зависит не только образ государства в глазах граждан, но и сеет сомнения в способностях власти «защитить своих граждан от произвола чиновников, рэкетиров, хулиганов и бандитов», люди должны быть уверенны в способности государства осуществлять свои социальные гарантии. Скуратов Ю.И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права //Российский юридический журнал. — 2010. — № 2. — С. 24—34.

10 стр., 4624 слов

Страхование граждан при выезде за рубеж

... Нормативно-правовое регулирование страхования граждан при выезде за рубеж Основные нормативно-правовые акты, регулирующие страхование граждан при их ... государствами). При обращении за визами этих государств граждане России должны представить полис медицинского страхования, ... стран, где страхование туристов развивается многие десятилетия, в России массовое страхование туристов фактически ведется ...

Говоря о признаках социального государства невозможно не сказать о его критериях:

  • степень обязательства государства по осуществлению соблюдения социальных прав и свобод гражданина.
  • размер части ВВП, идущего на обеспечение социальных нужд граждан страны и развития социальной сферы; степень соблюдения нормы по обеспечению достойной жизни; участие общественных экспертов при оценке социальной эффективности, мер социальной политики.
  • уровень взятых бизнесом социальных обязательств и его социальной направленности; степень усовершенствования комплекса социальных структур и материальной основы социальной сферы.

Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. — 2012. — № 5(95).

— С. 30-44.

Достичь соответствия таким критериям, можно лишь путем ухода от характера сырьевой экономики, внедряя в производство новейшие достижения в сфере технических разработок и используя только современные методы производства, которые ориентированы на сохранение природных ресурсов России, а не на их растрату.

1.3 Цели, функции и приоритеты социального государства

Главным требованием эффективности деятельности социальной политики государства, предстаёт не пустое рассуждение на эту тему и издание неработающих указов и законов, а меры, направленные на реальную помощь в обеспечении и удовлетворении материальных и духовных нужд каждого гражданина.

Равняясь на эти цели государство, определяется с главенствующими задачами, приводит в исполнение социальные стандарты, уполномочивает определенные органы власти определенными обязанностями.

Социальное государство дает обязательства:

1. Оно гарантирует установление обоснованного размера прожиточного минимума, который позволяет определить минимальный размер оплаты труда, ниже которого платить работодатель не имеет право. Так же предоставляется реальная возможность серьезно отдохнуть.

2. Предоставление определенного социального обеспечения в связи с утратой трудоспособности по возрасту, либо в связи с получением инвалидности, либо вынужденной бедностью и другим критериям.

3. Возможность предоставления жилищных условий на основании стандартов утвержденных федеральным или региональным законодательством, в соответствии с нормативами социальной нормы.

4. Обеспечение бесплатными услугами системы здравоохранения в соответствии с нормативными стандартами РФ, либо предоставление услуг по льготной цене.

5. Государство дает возможность получения бесплатного образования высокого уровня, учитывая способности гражданина, нуждаемость рынка труда и духовно-нравственного развития общественности.

6. Признание незаконным, любого вида деятельности, направленного на загрязнение, разрушение и любой другой ущерб, приносимый экосистеме страны. В настоящее время в ЕС осуществляется правовое регулирование, основанное на применении свыше 200 утвержденных законодательно правовых актах.

10 стр., 4744 слов

Социальная защита населения в Российской Федерации

... 1. Социальная защита населения как функция государства .1 Сущность социальной защиты населения Социальная защита представляет собой совокупность правовых норм, которые призваны для решения определенных экономических и социальных проблем. Деятельность социальной защиты направлена на установленную законодательством категорию граждан, ...

7. Контроль за качеством и регулирование деятельности фирм-производителей товаров и услуг. Уголовное преследование в случаях реализации незаконных контрафактных продуктов, либо реализация товаров не надлежащего качества. Калашников, С.В. Очерки теории социального государства / С.В. Калашников. — М., 2009. С. 57.

Обязательства по социальному обеспечению дают гражданину уверенность в завтрашнем дне, как бы предохраняя его от проблем возникающих на жизненном пути. Это главный показатель гуманного, справедливого государства, которое признает равенство всех людей и дает право рассчитывать на конкретный уровень благосостояния.

Специалисты в области социальных гарантий руководствуясь международными классификаторами социальных затрат, убеждены, что для того чтобы государство могло по праву называться социальным, необходимо соблюдать основы гуманизма и правового равенства. Поэтому расходы на социальную поддержку должны быть распределены следующим образом:

1) расходы на социальную поддержку — не менее 30% от ВВП.

2) на медицину не менее 10% от ВВП.

3) сфера образования должна получать финансирование не менее 6% от ВВП.

4) размер МРОТ (минимальной оплаты труда) должен быть не менее 35-40% от средней заработной платы по всей стране.

5) базовая пенсия должна быть в размере не менее 80% от прожиточного минимума пенсионера.

6) пенсия при стаже более 30 лет должна составлять не менее 150% от прожиточного минимума пенсионера.

Подвергнув тщательному анализу содержание социальной политики государства можно сделать вывод о характере и направлении деятельности в социальной сфере в целом.

Ввиду того что государство выполняет во внутренней деятельности страны определенные задачи, которые включают в себя социальную нагрузку, можно считать справедливым утверждение, что «принцип государственности — перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и в частности — в пользу социально слабых».

Но назвать главной функцией государства распределение благ, нельзя, учитывая, что мы живем в демократическом обществе с рыночной экономикой.

Социальным государством можно именовать, только тот государственный строй при котором законодательные акты и другие документы имеющие юридическую силу, утверждаются только в интересах сохранения правовой справедливости, полезности для общества в целом и защиты свободы и прав всех граждан страны. Только такое государство можно назвать социальным. Абсолютно точно, раскрыта тема в трудах знаменитого профессора С.С. Алексеева. Он в процессе изучения задач социального государства, хотел особенно подчеркнуть, что социальное государство «во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, одно порядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями» Цит. по: Шарков Ю И., Гриценко Н.Н. Основы социального государства. Учебник. — М., 2012. С. 38. Из его утверждения видно, что главной функцией государства он считает осуществление государством процесса социальной поддержки населения в соответствии с принятыми стандартами. Такими стандартами являются:

1) размер прожиточного минимума на федеральном и региональном уровне.

2) составленная из самого необходимого потребительская карзина так же на уровне федерального и регионального размера.

3) величина МРОТ и размер ставки заработной платы 1 разряда в бюджетной сфере.

4) процентная ставка НДФЛ.

5) минимальный размер пенсионных выплат.

6) тариф пенсионного страхования.

7) ставка социально страхования (пенсионного, социального и медицинского).

8) размер предельной степени инфляции.

9) длительность рабочего времени в день, неделю, месяц.

10) длительность отпуска и размер оплаты отпускных выплат.

11) максимальная доля финансовой нагрузки по расходам на оплату ЖКХ, транспорта и лекарственных средств.

Также список льготных и бесплатных услуг в сфере культуры, которые предоставляются льготным категориям граждан. Храмцов, А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт / А.Ф. Храмцов. — М. : ИСП РАН, 2009. с. 118.

Конечно же многое еще государство не успело воплотить в жизнь, но уже разработало (156 шт.), а некоторые стандарты уже заработали и дают свои результаты.

Государство, если оно претендует на звание социального, должно уметь приводить в жизнь все свои социальные проекты и регулировать, а также контролировать механизм социальной поддержки всех граждан страны. Основываясь на постулатах гуманистического, правового, демократического общества, вести взвешенную социальную политику в соответствии с международными и национальными установками. Соблюдение этих принципов, послужит крепкой основой любого демократического государства. Именно на них должен основываться стратегический характер социальной политики страны.

Для поддержке выбранного направления государственной деятельности, в ежедневной практике необходимо осуществлять следующие конкретизированные положения:

-должна поддерживаться экономическая свобода. Гражданин в праве сам выбирать вид деятельности, её направленность и тип занятости, будь то наёмный труд, либо работа на себя (предпринимательство).

Социальное государство понимает, что и сам гражданин несет социальную ответственность перед семьей и обществом, и не мешает ему реализовывать свой потенциал.

-социальное государство должно поддерживать доверительное отношение граждан к рынку. Оно должно осуществлять контроль и регулирование рыночных сил и институтов, создавать механизмы надзора за этими структурами. Удостаивать поощрением тех субъектов рыночной экономики, которые заботятся о социальном благополучии граждан и наказывать тех представителей бизнеса, которые действуют в ущерб интересов граждан, пытаясь получить максимальную выгоду для себя, нарушая тем самым права других людей.

-социальное государство должно учитывать интересы всех социальных групп вне зависимости от расы, пола и возраста. Это такой государственный строй при котором любой гражданин может принять участие в создании и учреждении законодательных актов, законов и решений, которые имеют значение для всего общества в целом.

  • в социальном государстве все граждане должны иметь равные шансы на получение качественного образования, медицинского обслуживания, доступ к научным открытиям и произведениям искусства и культуры.

Существование социального государства невозможно без создания правовой базы и защиты прав всех категорий граждан. Оно должно быть способным обеспечить каждого минимальным пакетом социального обеспечения, которое необходимо чтобы гражданин мог не только пытаться выжить, но и имел стремление добиваться чего-то большего в жизни.

-государство должно поддерживать социальную справедливость: оказывать адресную помощь, том, кто по определенным причинам реально не может обеспечить себя жильем и другими благами. Для того чтобы осуществить работу этих принципов, необходимо разработать специальную программу обучения, которая всем бы рассказала об основах социального государства, особенно полезна это было бы управленческому составу предприятий и муниципальным служащим.

-государственный строй должен быть ориентирован на социальное партнерство. Социальное партнерство — это такой вид сотрудничества при кортом в равных долях соблюдаются интересы работника и работодателя. Это основной механизм регулирования социально-экономических и трудовых отношений. Соколов, А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества / А.Б. Соколов // Общество и право. — 2010. — № 2. — С. 281 — 285.

Основной стратегической целью социальной политики, является воссоздание благоприятной, конструктивно-созидательной атмосферы и условий для соблюдения правовых и социально-политических прав гражданина, для того чтобы он мог добросовестно трудиться и получать за это достойное вознаграждение.

Осуществление поставленной задачи позволит воплотить в жизнь и запустить механизм по соблюдению социально-экономических прав и свобод человека. Ведь без созревшего общества, мощной прослойки представителей среднего класса и справедливой демократической власти невозможно найти эффективного решения социальных проблем и трудностей.

Но несмотря на то что законодательные деятели и активные члены профсоюзов все это знают, в нашей стране еще не нашли способов реализации всех этих задач. Современная социальная деятельность государства еще не обрела четкие черты, не утвердила вектор совей деятельности и не обеспечила своё функционирование фундаментальной правовой базой. Левашов, В. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития / В. Левашов // Обозреватель. — М., 2009. — № 8. — С. 15. Механизмы еще не до конца проработаны и порой существуют только на бумаге.

Более 10% граждан РФ, все еще находятся за пределами черты бедности, что не может не волновать. Вызывает опасение и еще существующая проблема безработицы, банкротства представителей частного сектора, закрытия крупных предприятий, постоянный рост оплаты ЖКХ, регулярный взлет цен на продукты первой необходимости. Все это беспокоит население страны и это не принимая во внимание постоянные факты грабежей государственного бюджета, коррупции, злоупотребления на рабочем месте, бюрократизма чиновников и наплевательского отношения к потребностям и трудностям рядовых граждан. Например, вопиющие случаи, которые стали известны на всю страну: махинации с закупками томографов для больниц, пк для школ, случаи халатного и преступного отношения к здоровью детей, когда подопечные ряда детских садов заразились и заболели, что привело в ряде случаев и к летальному исходу или случаи финансовых афер, когда рядовые работники получают низкую заработную плату, а представители управляющего аппарата компаний начисляют себе завышенные премии, зарплаты и т.д.

Принимая во внимание все выше перечисленные проблемы, можно заключить что наше государство находится еще на ранней стадии становления социального обустройства в государстве. Этот процесс протекает с возникновением серьезных трудностей, задержками и противоречиями. На практике социальная деятельность только начала образовываться в России. Даже те социальные программы, которые финансировались большим объемом бюджетных денег и проходили строгий контроль, все равно в конченом счете осуществляются в не том объеме в котором были запланированы. Очень часто от представителей государственного законотворчества и политических деятелей слышны предложения о необходимости принятия правовых актов, которые отнюдь не защищают интересы рядовых граждан, а наоборот. Например, попытки утвердить законопроект об увеличении пенсионного возраста, увеличении продолжительности рабочей недели. А вот такие меры, которые ориентированы, например, на изъятие имущества, нажитого криминальным путем, не находят поддержки у государственного аппарата.

И это при том что положение дел по оплате труда в стране находится в плачевном состоянии. В настоящее время размер МРОТ в нашей стране составляет всего 26 % от средней заработной платы по стране, что нарушает нормы Европейской Социальной Хартии (в соответствии с ней размер МРОТ должен составлять не менее 50% от средней зарплаты по стране).

Размер затрат на социальную поддержку в 1,3 — 1,7 раза меньше чем в ЕС, а на борьбу с безработицей выделяется ничтожные 6% от всех затрат на социальные нужды (в ЕС эта цифра составляет около 25%-27%).

Косенко О.И. Основы социального государства. Учебное пособие. Под ред. Т.Л. Фроловой. —

М., 2011. С.83-86. России предстоит еще долгий процесс по осмыслению социальных ценностей и приоритетов, по обучению совмещать такие понятия как социальная справедливость, безвозмездность и рыночность, платность и целесообразность.

Приоритетными направлениями в социальной политике следует выбрать:

-на макроуровне — не допустить деградации общества и выведения граждан из социальной жизни государства. Создать механизмы успешного регулирования всех сфер социальной политики и реального контроля за соблюдением прав и свобод каждого гражданина. Начать введение «водочной монополии». Разработать и ввести в действие профилактику мер по снижению уровня алкоголизма и наркомании в обществе. Принять меры по борьбе с этими недугами, а также пресекать распространение такого опасного смертельного заболевания как СПИД.

-на мезоуровне -стремиться устранить высокую разницу в уровне доходов между представителями разных классов населения, производить поощрение добровольному пенсионному накоплению. Привлекать денежные средства в строение объектов ЖКХ, медицинских учреждений. Отрегулировать и сделать прозрачной сферу спонсорства и благотворительности.

-на микроуровне — провести законодательные преобразования, действующей в настоящее время системы льготного обеспечения и компенсаций, осуществить переход к страховым основам социальной защиты, наладить именно адресную социальную помощь, стимулировать увеличение уровня оплаты труда, создать комплекс мероприятий по снижению уровня безработицы и поощрения развития предпринимательства. В социальном государстве на финансирование развития детского и юношеского спорта должно затрачиваться более половины средств, выделенных на физкультуру и спорт. Так же окажет благоприятное влияние и введение уголовной ответственности в случаях выдачи «серой» неофициальной зарплаты, а также за кустарное производство и сбыт контрафактных товаров. Особое повышенное внимание следует обратить на рынок труда.

1.4 Выводы по 1 главе

Социальное это государство которое в состоянии нести ответственность за соблюдение конституционных прав и свобод каждого гражданина страны. Такое государство признает равенство и равноценность прав всех членов общества в равной доле, не ущемляя ни одного человека. Соблюдение этих положений, является основой функционирования российского демократического правового государства.

Социальное государство — это правовое государство демократического устройства наивысшей ценностью которого признан человек. Оно дает гарантию на предоставление условий для достойной жизнедеятельности человека, соблюдение свободы выбора гражданина путей своего развития и трудоустройства. В законодательстве социального государства закреплены все типы прав человека, в том числе и право на свободу. Такое государство защищает жизнь и имущество граждан, создавая тем самым социальное спокойствие, рост экономики и уровня безопасности в стране. В нем человек имеет все возможности для духовного и нравственного развития.

Основные приоритеты социального государства:

а) минимизация разницы материального достатка в обществе — охрана трудовой деятельности, жизни, и здоровья граждан, гарантия получения МРОТ, обеспечение доступным качественным образованием, здравоохранением, доступом к культуре и спорту.

б) увеличение жилищного фонда и сохранение прошлого. Увеличение качественных показателей ЖКХ.

в) снижение уровня бедности, социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пенсионеров. Очень животрепещущей становиться задача организации пенсионной системы представителей среднего класса.

г) увеличение качества и стабильности социального страхования, увеличение количества социальных служб по поддержке населения, улучшение настоящих, и разработка новых видов благотворительности.

д) стимулирование и разработка мероприятий по увеличению мотивационных процессов, направленных на повышение качества и эффективности трудового процесса.

е) совершенствование образовательной системы, на основе новых стандартов обучения, ориентированных на формирование новой профессиональной морали и базируясь на которой будет обеспеченна максимальная трудовая загруженность и улучшится качество труда , а так же запустится механизм само очистки трудовых коллективов от слабых и недобросовестных работников.

ж) наладка пенсионных и других социальных выплат.

3) меры, направленные на устранение таких явлений, как застой, иждивенчество, коррупция, бюрократия и низкий уровень профессиональной подготовки на рынке труда.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — БАЗА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Сущность социальной политики государства

Социальная политика государства -это вид осознанного воздействия на общественную жизнь людей с намерениями её преобразовать и изменить. Другими словами, социальная политика — это область государственного воздействия целью которого является управление общественной жизнью людей. Но ввиду того что социальная сфера имеет свою особенную специфику то и воздействие на неё со стороны государства будет специфическим.

Социальная область жизнедеятельности граждан делиться на две части: объективная и субъективная. Например, к объективной составляющей можно отнести условия жизни инвалидов, а к субъективным — их нужды. При этом в общем социальная сфера жизни граждан это совокупность условий и нужд людей. социальный государство обеспечение политика

Социальная политика способна воздействовать на условия жизни людей. Целью такого воздействия является устранение у гражданина ощущения нехватки чего-либо и обеспечение его всеми недостающими элементами.

Для того чтобы социальная область, стала частью управленческой деятельности государства, необходимо что бы она получила высокий уровень развития. Обусловлено это может быть тем что степень нуждаемости человека достигла такого уровня, при котором сам он не может их покрыть, даже средствами собственной трудовой деятельности. Например, в аграрном обществе невозможно в необходимой степени удовлетворить все основные потребности человека, а в высокоразвитом индустриальном обществе это стало возможно, благодаря созданию высокотехнологичного производства. Это привело к необходимости государственного вмешательства в данную сферу деятельности.

Некоторыми ученными предпринимаются попытки поиска в феодальном и рабовладельческом обществе, социально-политических признаков, но такие утверждения не имеют серьезных оснований и не воспринимаются в серьез. Высокую степень удовлетворенности людей того времени, можно охарактеризовать, ограниченностью потребностей, в виду низкого уровня развития производства, нужды людей сводились к обеспечению себя примитивными благами. Развитие потребностей человека неотрывно связанно с развитием дифференциации труда и не зависит от степени доступности результатов производства. Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. ? М.: Гардарика, 2010. — С. 176

В процессе анализа данных социальной политики отмечена интересная закономерность — от увеличения численности работников и увеличения степени разделения труда, зависит и увеличение доли денежных средств, выделяемых государством на социальное обеспечение нужд граждан государства.

Учитывая, что социально-политическая деятельность государства базируется на промышленном способе производства и дифференциации видов трудовой деятельности, то его социальной основой становятся профсоюзы другие общественные образования представителей труда, которые также, как и предприниматели заинтересованы в бесперебойном производстве.

Почвой для возникновения социального конфликта может послужить противоречие между ограниченностью возможностей производства и возрастающей потребностью людей. В следствии этих процессов создается категория людей, которым требуется государственная помощь в удовлетворении их нужд. К ним относятся представители социально-уязвимых категорий граждан. Образование таких категорий происходило во все исторические эпохи, но их защита осуществлялась на уровне местного самоуправления. В эпоху создания индустриального общества, особым вопросом становиться социальная защита населения. Именно на этом этапе государство вводит понятие «социальная политика» и начинает осуществлять контроль за своей социальной сферой.

Гарантийные обязательства государства по обеспечению защитными мерами своих граждан, являются основой социального государства. Основной функцией государства становится установление общественной связи между членами общества. Другими словами, социальная защита — это такая форма взаимодействия граждан, с целью устранения экономических барьеров, которые невозможно устранить в одиночку. Социальная сфера тем самым формирует социальные права и гарантии.

Обеспечение соблюдения социальных прав граждан — это основная задача государства и в этой сфере оно имеет абсолютные неоспоримые полномочия.

Социальные права — это вид действующих отношений, контролируемых и защищаемых государством. Гражданин вступает в них свободно, в соответствии с законами на безусловной основе.

Социальные права — это вид контроля за взаимоотношениями между членами общества, осуществляемый государством с целью урегулирования социального конфликта.

Социальные гарантии — минимальные обязательства, возлагаемые на себя государством. Они включают в себя определённую степень ответственности за благополучие граждан страны.

Социальные гарантии — это к тому же право граждан на пользование и распоряжение средствами, находящимися в ведении государства. Поэтому основной проблематикой в его социальной политики, является метод и принцип механизма определения категории граждан, имеющих право на социальные льготы.

Социальная льгота — это общественное отношение в следствии которого у категории граждан или одного гражданина возникает возможность получить какой-либо вид социального помощи, в виду своей нуждаемости. Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. ? М.: Гардарика, 2010. — С.179

Нуждаемость- это постоянная или временная неспособность гражданина к обеспечении своих базисных нужд, таких как продукты питания, одежда, хозяйственные товары, которые широко распространены среди других категорий населения.

Но для того что бы недостаток стал нуждаемостью, он должен носить значимый для государства размер. Только в этом случае недопотребление будет признано нуждаемостью. С момента установления факта нуждаемости, недопотребление признается политической категорией и регистрируется государственным аппаратом. Пределы нуждаемости определяются с учетом экономической ситуации и вектора деятельности политического строя. Пределы нуждаемости не могут быть ниже минимальных физиологических потребностей, и не могут превышать уровень среднего дохода в обществе. Причиной нуждаемости могут служить неспособность самостоятельно удовлетворить свои нужды, без поддержки государства. Нуждаемость возникает в следствии невозможности осуществления удовлетворения своих потребностей, гражданином, утратившим свою трудоспособность, либо имеющего ограничения экономического характера, политического и социального. Биологические факторы делятся на два типа: ограничения, возникшие в связи с болезнью, либо по причине инвалидности и ограничения, обусловленные возрастом (дети, старики).

Экономические факторы разделяются на материальные и моральные. На первые оказывают влияние степень развития производственных сил, а на вторые экономические отношения. Такие отношения строятся на обмене стоимостями и показывают степень влияния на человека его нужд. В этом процесса играет свою роль и государство, которое способствует этому, чем провоцирует возникновение нуждаемости. Государство как таковое и есть основной фактор зарождения нуждаемости, жертвами которой становятся трудоустроенные граждане, которые на имеют возможности на реализацию своего труда. Вторым фактором возникновения нуждаемости является сговор профсоюзов и государственных структур, по искусственному нагнетанию нуждаемости. Третьим фактором является социальный фактор, он состоит из социальной защиты и социальной силы (объединение трудящихся граждан) и имеет наибольшую силу. Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. ? М.: Гардарика, 2010. — С.190