Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления.
Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках.
Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея.
Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др.
Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования».
Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования.
Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого.
Предметом исследования, Цель исследования
Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников.
Тушение пожаров в музеях, библиотеках и на выставках
... стволов на тушение. Эвакуация материальных ценностей При пожарах в библиотеках эвакуацию негорящих книг осуществляют только тогда, когда они мешают боевой работе подразделений по тушению пожара или ... Весь учет литературы в библиотеках сосредотачивается в каталогах, которые могут располагаться в отдельных помещениях. Обстановка на пожаре При возникновении пожаров в зданиях музеев и выставок огонь ...
В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям.
В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах:
- Метод терминологического анализа.
- Метод операционализации понятий.
- Метод анкетирования (опрос).
- Метод моделирования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий.
Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры.
Заключение содержит выводы о проделанной работе.
Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования.
В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ В БИБЛИОТЕКЕ
1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ
Разработка научной концепции — одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея. Нами было выявлено несколько понятий научной концепции, рассмотрим их подробнее.
Концемпция, Концепция, Концепция, Концептуальная модель, Научная концепция музея
Термин концепция — трактуется сегодня неоднозначно. В нашей работе мы будем ориентироваться на понятие из терминологического словаря Ю.А. Стариковой. Ведь научная концепция является составной частью концепции музея в целом. К сожалению, в практике работы современных музеев, как правило, эти важные документы отсутствуют на формальном уровне.
Следует отметить, что существуют общие и частные научные концепции. Концепции музейных технологий, например: концепция экспозиции, концепция фондовой работы, относятся к общим, т. к для всех музеев они одинаковы. К частным же относятся концепции музея в целом. Потому что музеи различны по своей структуре.
В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода — новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея.
Музеи в библиотеках бывают разными. Обычно, условно их разделяют на исторические и условные. В нашей работе мы создаем концепцию литературного музея. Назначение литературного музея — быть лабораторией, помогающей изучению творчества писателей. С этой целью в них собираются материалы, дающие возможность наблюдать процесс создания литературных произведений, раскрывать социальные корни и классовую направленность творчества писателя, определять его место в современной ему борьбе классовых сил в литературе. Экспонатами литературных музеев являются разные виды рукописей, издания его сочинений, карикатуры, критика и рецензии, газетные и журнальные статьи, официальные документы; иконография писателя, портреты друзей и врагов, плакаты, карикатуры, иллюстрации к текстам, сценические воспроизведения, виды местностей, связанные с творчеством писателя и другой изобразительный материал; вещевой материал. [2 3 ]
Проанализируем документацию некоторых музеев в табличной форме.
Таблица 1. Анализ документов концептуального характера
Основные разделы и их наполнение |
Дом Н. В. Гоголя (г. Псков) |
Музей В. Высоцкого на Таганке (г. Москве) |
Комната-музей им. Ф. Шафигуллина (г. Зеленодольск) |
Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» |
|
Общие положения: — правовая база — связь с другими организациями -читательское назначение |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
|
— назначение, цели и задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Научно-просветительская работа: проведение культурных акций |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Структура музея: Фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы, отдел информатики и электронно-вычислительной техники, организационно-хозяйственная служба |
+ |
+ _ |
+ _ |
+ |
|
Основные параметры музея: документирование, экспонирование, научная и научно-просветительская деятельность. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Обоснование значимости музея: миссия музея |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Информационная д-ть музея: RP, реклама, сайт |
+ |
+ |
_ + |
+ |
|
Форма |
Наименование |
Дата |
|
Экскурсии по музею |
«Жизнь и творчество писателя Фаиля Шафигуллина» (на тат.и рус. яз.) |
по мере необходимости |
|
Презентации книг Эльмиры и Фаиля Шафигуллиных |
«Тагын бер мэртэбэ нурланып яз килде…» («Мир творческой семьи») |
ежегодно |
|
Вечер одного экспоната |
«Из сокровищниц ГОМ республики Татарстан» |
ежегодно |
|
Выставка-просмотр |
«Карлыгачлар килгэч тудын син…» («И вновь наступила весна…») — творчество Ф. Шафигуллина |
апрель-май2000—2001 г. |
|
Штрихи к портрету |
«Шаян пэйгэмбэр» («Юморески») — юмор в творчестве писателя |
март 2000 г. |
|
Литературная встреча [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/muzei-v-bibliotekah/ |
«Мэхэббэтнен жиде тосе» («Какая она любовь?») — встреча с поэтессой Э. Шарифуллиной, вдовой писателя |
май 2000 г. |
|
Вечер памяти писателя |
«Сагыналар сине дусларын…» («Ты в памяти друзей всегда…» — встреча с членами Союза писателей Татарстана |
ежегодно в мае |
|
Час юмора |
«Фаил Шафигуллин тынгысыз рэссэм калэме» («Беспокойное перо писателя») |
октябрь 2000 г. |
|
Литературные чтения [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/muzei-v-bibliotekah/ |
«Фаил Шафигуллин доньяны рэссэмча курэ иде…» («Мир глазами Ф. Шарифуллина») |
ноябрь 2000 г. |
|
Вечер фольклора |
«Хуш килэсен, Науруз!» «Сабан-туй» «Каз омэсэ» |
ноябрь 2001 г. |
|
Библиотечно-музыкальные посиделки |
«Так бывало в старину…» (Традиции и обычаи народов Поволжья) |
сентябрь 2001 г. |
|
Час искусства |
Заочное путешествие по залам Государственного Объединенного музея РТ |
февраль 2001 г. |
|
Шафигуллинские чтения |
«Намус, кешелеклелек хэм егетлек жырчысы» («Совести, мужества и человечности певец») |
май 2001 г. |
|
Вечер одного экспоната |
«Передано в дар музею» |
апрель 2001 г. |
|
Задачи музея
1.1 Оказание методической и практической помощи по вопросам создания и функционирования литературно-краеведческого музея в библиотеке.
1.2 Функционирование отдела в режиме площадки для проведения исследований и постановки экспериментов в соответствии с Положением об организации научно-исследовательской и экспериментальной работы.
1.3 Оптимизация интереса к чтению художественной литературы как к процессу, способствующему формированию личности и развитию творческого начала, познанию истории страны.
1.4 Раскрытие процесса создания литературного произведения на примере романа «Два капитана».
1.5 Организация коммуникативной среды, способствующей формированию нравственных идеалов у подрастающих поколений.
1.6 Развитие интереса к литературному краеведению.
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/muzei-v-bibliotekah/
1.7 Разработка и апробирование нетрадиционных методов работы по формированию культуры чтения
Содержание работы музея
1.1 Организация мастер-классов и встреч юных литераторов с писателями, деятелями культуры.
1.2 Проведение региональных конкурсов детского литературного творчества.
1.3 Участие в повышении квалификации; издание методических материалов.
1.4 Исследовательская деятельность по разысканию материалов, относящихся к периоду пребывания семьи Зильберов и В. А. Каверина в Пскове, к истории создания романа «Два капитана» (прообразы литературных героев, история освоения северных морских путей и т. д.).
1.5 Обработка, изучение, хранение и введение в научный обиход полученных материалов.
1.6 Проведение научно-практических конференций, семинаров, чтений.
1.7 Создание базы данных на традиционных и нетрадиционных носителях информации.
1.8 Разработка концепции создания и функционирования литературно-краеведческого музея в детской библиотеке, формирования коммуникативной среды, методики интерактивного общения с посетителями и апробирование нетрадиционных методов экскурсионной работы в библиотеке.
1.9 Организация экскурсионного обслуживания жителей города и туристов и подготовка группы детей-экскурсоводов.
Уникальность проекта состоит в том, что это первый в России музей одного литературного произведения, который окажет влияние на социокультурную среду города, расширит международные связи и поможет привлечь зарубежные инвестиции.
Для местного сообщества проект актуален тем, что это первый в городе литературный музей при библиотеке. Работа клуба интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями. Библиотека становится центром информационной поддержки для программы подготовки школьников к профессии спасателей. [15 ]
Музей |
Музей в библиотеке |
|
Культурно-образовательная д-ть |
||
Музей |
Библиотека |
|
Издательская деятельность |
Культурно-образовательная деятельность |
|