Организация и обеспечение транспортных перевозок в туризме на примере деятельности ООО «Автотранспортное Агентство Агата»

Дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований, характеризующийся глобализацией процессов мирового производства, международной торговли, международного туризма. Выход на новые рубежи ведущих мировых секторов экономики в значительной степени был предопределён инновационными техническими достижениями и организационными изменениями, произошедшими в мировом транспортном комплексе. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики, в том числе индустрии туризма, благодаря росту благосостояния населения и стимулированию потребности работников в отдыхе. Перевозки занимают одно из центральных мест в составе практически любого туристского продукта, являются неотъемлемым этапом путешествий и туристских поездок, независимо от способа и средства передвижения. Правильность выбора вида перевозки во многом определяет эффективность путешествия и достижение поставленной цели. Обширная индустрия перевозок является определяющей в организации туристской деятельности и туризма в целом как высокодоходной отрасли экономики государств как принимающих, так и отправляющих туристов. Перевозка (перемещение) — один из важнейших этапов в организации туризма. Планирование, организация и сопровождение этого этапа туристского путешествия — результат совместной деятельности туроператоров и перевозчиков. В одних случаях перевозка — это способ достижения места назначения, где будет совершаться основная фаза путешествия (отдых, развлечение и другое).

В других собственно перевозка и есть путешествие, а средства перевозки являются местом ночлега. Каждый способ перемещения и метод использования транспортных средств пригоден для формирования туристского продукта и туров по принадлежности их направленности, цели, местоположения пункта назначения (пребывания) и является предметом туристской деятельности. Перевозка может составлять основу туристского бизнеса или являться важной его составляющей. Формирование разветвленной туристско-транспортной инфраструктуры, успешное развитие внутреннего и въездного туризма достигаются при высокоэффективном функционировании системы туристских перевозок.

Располагая богатым природным и историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России всё ещё характеризуется низкой конкурентоспособностью и слабой организацией управления. Он преимущественно ориентирован на выездной туризм и на людей с достаточно высоким уровнем дохода, что ведет к увеличению дефицитного сальдо платежного внешнеэкономического баланса России. Даже в докризисный период, по данным Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат), за период с 2000 г. по 2007 г. въезд иностранных граждан с целью туризма сократился на 15% (с 2598 до 2213 тыс. чел.), при этом выезд россиян увеличился в два раза (с 4485 до 9368 тыс. чел.).

6 стр., 2921 слов

Значение туризма и рекреационной деятельности для экономики региона

... рекреационную цену местности. Финансовые характеристики продукции рекреационной деятельности и финансовая оценка рекреационных ресурсов непосредственно связаны с типом ресурса, его качеством, расстоянием от региона ... и числом посещений туристского центра.В составе комплексного подхода для экономической оценки рекреационных ... исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и ...

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. въезд иностранных граждан с целью туризма сократился на 7% , поток российских туристов за рубеж увеличился на 32%.

В Российской Федерации сохраняется неразвитым рынок въездного, внутреннего и социального туризма. На нем сказываются как экономические, так и социальные факторы. Резкое снижение объема этих видов туризма является следствием не только низкого уровня благосостояния основной массы населения, но и несоответствия качества при высоких ценах на отечественный туристский продукт. В структуре цены тура наиболее высокие темпы прироста имеют транспортные затраты, достигая уровня в 30-50%. Даже при падении цен на нефть темпы роста стоимости туристской транспортной услуги не снижаются и остаются достаточно высокими. В ряде случаев число посредников между туристом и перевозчиком достигает трех — четырех, что влияет на себестоимость тура. Для повышения конкурентоспособности российских туристских услуг и стимулирования широкого доступа к ним граждан необходимо оптимизировать транспортные затраты в структуре тура и качество перевозки.

Среди причин сложившейся ситуации основными являются высокие тарифы на туристские перевозки, недостаточный уровень безопасности на туристских маршрутах, невысокое качество туристско-транспортных услуг, ограниченность предлагаемого спектра транспортных услуг в сравнении с развитыми моделями туристского рынка. Для решения этих проблем требуются новые подходы к совершенствованию туристских перевозок.

Таким образом, в современных условиях развития туризма проблема оптимизации туристских транспортных услуг является актуальной.

Объектом исследования являются услуги перевозчиков в туризме на примере ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА».

Предметом исследования являются организация туристских перевозок, проблемы туристско-автотранспортного рынка и пути их решения.

Целью дипломной работы является совершенствование услуг туристских перевозок для повышения эффективности функционирования ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА».

Для достижения поставленной цели проведено рассмотрение и изучение этапов становления современного мирового транспортного рынка и условий, оказавших влияние на его развитие в туризме; значения транспортного комплекса в современной мировой индустрии туризма; организации туристских путешествий на внутренних маршрутах; факторов, влияющих на изменение степени конкурентоспособности перевозчиков в туристическом бизнесе.

В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решены следующие задачи:

  • Выявить особенности функционирования транспортного комплекса в туристской отрасли;
  • Исследовать структурные основы автотранспортных систем и определить их место на рынке туристских транспортных услуг;
  • Изучить экономические, организационные и нормативные особенности ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА»;
  • Предложить решения по оптимизации взаимодействия туристских фирм и предприятия «АГАТА»;
  • Сформулировать прикладные рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА».

Дипломная работа соответствует требованиям по написанию дипломных работ и имеет следующую структуру.

59 стр., 29026 слов

Особенности формирования туристского рынка Свердловской области

... зарубежные туры составила 37,7% [39]. Целью дипломной работы является выявление особенностей формирования туристского рынка Свердловской области. Для достижения поставленной ... услуг Свердловской области традиционно составляют туристские услуги (поездки), в состав которых включаются услуги гостиниц и ресторанов и услуги бюро путешествий, туристских агентств. В 2009 г. объем экспорта туристских услуг ...

В первой главе рассмотрены организационно-экономические основы и особенности комплекса туристских транспортных услуг, проанализирован зарубежный и отечественный опыт развития туристских перевозок, исследована существующая конъюнктура рынка туристских транспортных услуг в России. Показано, что перевозки в РФ занимают одно из основных мест в структуре туристского продукта, являясь неотъемлемой частью туристского путешествия.

Во второй главе проведен анализ деятельности ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА», дана характеристика услуг, приведены экономические показатели по основным направлениям работы, показано, что предприятие обладает значительным потенциалом развития.

В третьей главе выделены факторы развития туристских перевозок в г. Сочи, предложены стратегические решения по повышению эффективности деятельности ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА».

Теоретико-методологическую основу работы составляют: системный и исторический подходы зарубежных и российских авторов, изложенные в научной литературе, а также законодательные и нормативные документы.

Информационной и эмпирической базой дипломной работы послужили международные статистические периодические данные, рабочие документы международных организаций, а также публикации международных и российских влиятельных обществ и журналов, ведущих специалистов по проблеме туристского транспортного рынка.

Эмпирическая база представлена также материалами исследования текущего положения ООО «Автотранспортное агенство «АГАТА» на туристском транспортном рынке, проведенного автором в целях разработки конкретных предложений и рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.

Научно-практическая значимость результатов исследования. В работе показана необходимость и даны направления повышения конкурентоспособности ООО «Автотранспортное агентство «АГАТА» на различных уровнях взаимодействия в транспортном комплексе; определены перспективные результаты их применения.

1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

1.1 История и основные этапы становления транспортного сектора туристской отрасли

Эпоха научно-технического прогресса в XIX веке и коренные изменения на транспорте обеспечили развитие современного туризма. Так, в результате промышленного переворота в Западной Европе и Северной Америке появились механизированные железные дороги и водный транспорт, с этого периода времени начался первый этап туристских транспортных перевозок. В США в 1807 г. по реке Гудзон пошел первый колесный пароход «Клермонт», а всего лишь через 30 лет открылось регулярное морское сообщение между Лондоном и Нью-Йорком. В 1838 г. пароход «Грейт Вестерн» с 68 пассажирами на борту пересек Атлантический океан. По мере расширения устойчивых трансатлантических транспортных связей рос поток путешествующих лиц. К концу века появляются первые межконтинентальные групповые туры. В 1866 г. были организованы поездки двух групп английских туристов в США, а на следующий год пароход «Квейкер Сити» оправился в пятимесячное морское путешествие, взяв на борт 60 человек. Среди них находился Марк Твен, описавший свои дорожные впечатления в книге «Простаки за границей».

13 стр., 6335 слов

Предпринимательские риски в туристском бизнесе и пути их снижения ...

... развитием и активизацией коммерческих и предпринимательских структур. Целью данной дипломной работы является рассмотрение предпринимательских рисков в туристском бизнесе и путей их снижения. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: рассмотреть теоретические аспекты предпринимательских рисков; дать экономическую характеристику и провести анализ рисков туристической ...

И всё же без преувеличения изменил мир и стал вершиной всех преобразований в производстве железнодорожный транспорт на паровой тяге. В Великобритании в 1814 г. Дж. Стефенсон изобрел паровоз, и в 1825 г. была проложена первая железная дорога. Бурный промышленный подъем сопровождался и ускорялся интенсивным строительством густой сети путей сообщения. Если в 1835 г. общая протяженность железных дорог в мире уставила 2,5 тыс. км, то к 1900 г. она увеличилась в 250 раз и достигла 617 тыс. км. Железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон впервые организовал английский пастор Томас Кук, положивший начало современному туристскому движению.

С позиций XXI века вызывает удивление тот факт, что технические нововведения на транспорте были восприняты обществом неоднозначно. Так, кампания против железных дорог, проявившаяся физической расправой над их строителями, велась в английской прессе, а Е.Ф. Канкрин, в то время министр финансов России, заявлял, что железные дороги «подстрекают к частым путешествиям без всякой нужды и, таким образом, увеличивают непостоянство духа нашей эпохи».

Укрепление транспортной системы способствовало дальнейшему развитию туризма. Туристская деятельность активизировалась с ростом скорости передвижения. Механизация транспорта означала великую победу человека над пространством и временем. Повышение скорости передвижения свело к минимуму влияние фактора отдаленности мест отдыха и улучшило их транспортную доступность. Дорога становилась менее утомительной, а сама поездка более удобной и приятной. Так, один из первых русских путешественников по железной дороге вспоминал: «Туда ехал мы с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты, но оттуда 22 минуты: почти по версте в минуту, то есть по 60 верст в час… страшно подумать!» А английская печать отмечала: «Много деловых людей настолько страдали от быстрого переезда из Манчестера в Ливерпуль или Лондон, что нередко забывали цель своей поездки и им приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они поехали».

Важное значение для роста туризма имела комфортабельности механизированных транспортных перевозок. Преимущество рельсовых путей перед грунтовыми дорогами становилось наиболее очевидным во время путешествий по России, всегда «славившейся» своим бездорожьем. Даже иностранные послы, чтобы добраться из Москвы в Петербург, задерживались до двух месяцев в пути из-за грязи, поломанных мостов, по неделе ожидая сменных лошадей на станциях.

В отличие от грунтовых железные дороги, по свидетельству первых пассажиров, обеспечивали поразительно ровное движение, почти без толчков, так что можно было читать или даже писать. Значительно улучшилось и качество обслуживания пассажиров в пути. Пассажирские вагоны, первоначально представлявшие собой повозки без крыши с установленными поперек скамейками, были усовершенствованы в США — стране с изнуряющей протяженностью перевозок и повышенными требованиями к комфорту со стороны пассажиров дальнего сообщения. Конкуренция, развернувшаяся между железнодорожными компаниями за клиента, привела к появлению в начале 70-х годов XIX в. роскошно оборудованных спальных вагонов первого класса с организацией питания в пути. Благодаря этому дальние расстояния перестали быть препятствием для путешествующих лиц и преодолевались с удобствами и удовольствием. До настоящего времени эта традиция поддерживается путешествием по историческому маршруту «Восточного экспресса», которое могут себе позволить очень состоятельные туристы с заблаговременным бронированием мест.

9 стр., 4272 слов

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

... договора перевозки пассажиров удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажирами багажа багажной квитанцией, сдача грузоотправителями (отправителями) груза и грузобагажа - соответственно транспортной железнодорожной ... перевозок пассажиров и багажа на жд транспорте СССР». Все эти нормативные акты составляют базу для регулирования института перевозки пассажиров и багажа на жд транспорте. ...

Одной из ключевых проблем с начала развития туризма была и остается безопасность передвижения. Борьба за безопасность движения по рельсовому пути началась еще до испытания первого паровоза. Благодаря техническому усовершенствованию, строжайшей организации и дисциплине в отрасли движение по железной дороге было в 15 раз безопаснее, чем при использовании конной тяги на просёлочных дорогах. Для того, чтобы один раз попасть в железнодорожную катастрофу, пассажир должен был ездить в курьерском поезде, не выходя из вагона, ровно 100 лет. Но самым убедительным доказательством надежности технической системы стал стремительный рост объема пассажироперевозок. Если в 1825 г. при открытии линии Стоктон — Дарлингтон в Англии, положившей начало железнодорожному сообщению в мире, кроме груза, паровоз смог перевезти 450 пассажиров, то к концу века только в течение одного 1881 года услугами железнодорожного транспорта воспользовались 623 млн. человек.

Революция на транспорте с открывшейся вслед за ней перспективной количественного роста путешествий одновременно породила проблему, решение которой явилось важной вехой на пути становления туризма. Тот факт, что железнодорожный транспорт как сфера прибыльного вложения капитала вскоре был поделен между многими компаниями, существенно осложнил передвижение пассажиров, главным образом дальнего сообщения. Совершить путешествие по дорогам нескольких компаний они могли только при наличии проездных билетов на каждый участок пути в отдельности. Потребность в единой транспортной системе, а также пониженные требования к условиям проживания и увеселениям на отдыхе вызвали к жизни специализированные предприятия по организации туров, включающих в себя комплекс услуг. Первое бюро путешествий «Томас Кук и сын» было открыто в Англии в 1851 г., и со второй половины XIX в. туристские фирмы возникают но многих странах мира (в России — в 1885 г.).

Автобусные перевозки стали возможными также в XIX в. Первые автобусы с механическим приводом были введены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, машины приводились в движение паровым двигателем и именовались — омнибусы. Впоследствии первая часть слова было утрачена и осталось наименование bus. В американской туристской терминологии к понятию автобус применяется термин coach. В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 л.с. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться, и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 л.с. и более. Автобусы стали изготавливаться большей вместимости до 50 человек. В 1953 г. в конструкциях корпусов автобусов стала использоваться авиационная технология. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса.

50 стр., 24868 слов

Развитие международного туризма (с точки зрения организации, ...

... целью развития международного туризма Задачи: дать понятие международного туризма; пронализировать динамику развития международного туризма в Украине 2006-2008гг. охарактеризовать деятельность гостиницы ... так и мировой экономики. Туризм – это также и туристские предприятия, в первую ... туризм. В зависимости от средств передвижения различают туризм с использованием личного и общественного транспорта, ...

XX век произвел подлинный переворот в сфере досуга, во многом обусловленный новым стремительным рывком в развитии технических средств массовой коммуникации. После Первой мировой войны роль катализатора туризма перешла от железнодорожного к автомобильному транспорту. К этому времени железные дороги утратили значение стимулирующего фактора и превратились в сдерживающее начало международного туризма. Туристское пространство было ограничено отдельными небольшими участками, строго привязанными к железнодорожным магистралям. Дальнейшее его расширение требовало мобильных средств передвижения, позволяющих проникать вглубь территории. Таким средством стал автомобиль, наступил второй этап развития туристских транспортных перевозок.

Первые автомобили не отличались высокой скоростью. Но благодаря своей мобильности они делали доступной любую точку заселенного пространства, способствуя рассредоточению туристских потоков. К 20-м годам XX в. в США каждый населенный пункт с численностью жителей более 5 тыс. человек был соединен с общей сетью магистральных путей сообщения дорогой с твердым покрытием и таким образом вовлечен в сферу туристской деятельности.

Автомобиль имел и другие преимущества перед железной дорогой. Он обеспечивал не только свободу перемещения, но и гибкую организацию туристских поездок. Путешествующее лицо само определяло маршрут, места остановок и время нахождения в пути. Постепенно автомобиль превратился в главное средство передвижения на короткие и средние расстояния, существенно потеснив железнодорожный транспорт. С началом автомобилизации и строительством благоустроенных дорог в США и Великобритании объем пассажирских перевозок по железным дорогам уменьшился наполовину. Все, больше людей отправлялись за город на уик-энд на личных автомашинах.

Одновременно с автомобильным развивался другой, новый вид транспорта — авиационный, который быстро занял доминирующее место в перевозках туристов на дальние расстояния свыше 500 км. К концу 30-х годов авиакомпании мира обслуживали линии общей протяженностью более 560 тыс. км, а количество пассажиров превысило 23 млн. человек, но эпоха массовых туристских перевозок ещё только просматривалась в перспективе.

Вторая мировая война прервала международные туристские связи и нанесла значительный ущерб материально-технической базе туризма. После её окончания потребовался не один год, для того чтобы восстановить разрушенное, достигнуть и превзойти довоенный уровень туристских обменов. Ряд факторов содействовал ускорению этого процесса, среди них — внедрение достижений научно-технического прогресса на транспорте.

С середины 50-х годов гражданская авиация вступила в эпоху реактивной техники. Советский Союз явился пионером в эксплуатации летательных аппаратов новейшей конструкции. В 1956 г. на отечественные регулярные линии вышел первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104 вместимостью от 70 до 100 посадочных мест и скоростью 900 км/час. Вскоре реактивная авиация завладела воздушным пространством. В 1964 г. почти 3/4 авиапарка в мире составляли лайнеры с реактивным двигателем.

9 стр., 4458 слов

Международный туристский рынок

... и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым через агентскую сеть. Для большинства агентств объектом продажи являются транспортные услуги (по морю, воздуху, автомобилем, автобусом, ... ассортимента. В международном туризме действует множество туроператоров. Такие фирмы представлены на рынке как в виде мелких и средних предприятий, так и в виде ...

Использование высокоскоростных машин большой вместимости привело к значительному сокращению удельных эксплуатационных расходов (на один пассажиро-километр).

Резко снизились тарифы. Если в середине 50-х годов стоимость перелета из Америки в Европу туда и обратно превышала 1 тыс. ам. долл., то в начале 60-х годов она уменьшилась в 3 — 4 раза.

Перемены на воздушном транспорте, обеспечившие экономию времени и денег людей на перевозку, сопровождались бумом международного туризма, ознаменовав третий этап развития туристского рынка транспортных услуг. Отдаленные дестинации стали доступны более широкому кругу путешествующих лиц. По данным Международной организации гражданской авиации, авиапутешествия растут опережающими темпами, за период с 1981 по 1990 г. в среднем на 6% в год. Расширение рынка авиаперевозок и международных туристских потоков — два взаимосвязанных процесса, которые лучше всего характеризуют современное состояние мирового туризма.

Благодаря непрерывному совершенствованию подвижного состава, стационарных транспортно-технических сооружений и проведению продуманной тарифной политики, авиация заняла лидирующие позиции на рынке транспортных услуг. Она оттеснила на второе место железные дороги, притормозила развитие автомобильного транспорта и причинила огромный ущерб морским пассажирским перевозкам. За 10 лет, с 1961 по 1971 г., число лиц, путешествующих по морю, уменьшилось с 21 до 2%.

В острой конкурентной борьбе с воздушным транспортом железные дороги смогли отстоять поездки на расстояния, не превышающие 1000 км. Во избежание простоев высвобождающихся пассажирских вагонов активизировался поиск новых форм обслуживания клиентов. Так возникла идея туристских поездов, одновременно используемых как средство передвижения, размещения, питания, развлечений и т.д. По аналогии с железными дорогами на водном транспорте получили распространение морские и речные путешествия — круизы. Таким образом, современный (четвёртый) этап развития транспорта и туризма характеризуется диверсификацией отрасли и появлением новых туристских продуктов, максимально учитывающих интересы туристов (полярные взгляды на комфорт, экстремальные путешествия, экотуризм и другие), а также структурно-организационными реформами транспортных перевозок. Именно на этом этапе новым толчком к ускоренному развитию индустрии путешествий послужили глубокие изменения на воздушном транспорте, связанные с его либерализацией. Долгое время в развитых странах рынок авиаперевозок был монополизирован национальными авиакомпаниями («Бритиш Эйрвейз» в Великобритании, «Эр Франс» во Франции, «Аэрофлот» в СССР и т.д.).

Они заключали между собой соглашения о разделе рынков и доходов от международных перевозок. Такое соглашение существовало, например, между «Бритиш Эйрвейз» и «Эр Франс» и касалось обслуживания самого загруженного европейского маршрута Лондон-Париж, Париж-Лондон. Полученный от обслуживания линии доход делился между авиакомпаниями, заключившими соглашение, пополам независимо от объема перевозок (числа рейсов) каждой из них. В результате, вопросы ценообразования, а также туристский спрос отходили для авиакомпаний на второй план, отпадала необходимость в стратегическом маркетинге, планах развития авиарынка.

7 стр., 3171 слов

Правовые основы перевозок туристов

... Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные ...

На внутренних линиях воздушное сообщение регулировалось государством. В США за работу авиатранспорта отвечало Управление гражданской авиации. Созданное в 1938 г., оно контролировало тарифы на полеты между штатами, закрепляло авиакомпании за определенными маршрутами, ограничивало выход на рынок новых авиаперевозчиков. В 1978 г. после слушаний в Сенате по результатам работы Управления был принят закон о дерегулировании деятельности авиакомпаний. Они получили возможность самостоятельно назначать цены и обслуживать любые маршруты. Управление гражданской авиации было упразднено. США стали первой страной на Западе, отказавшейся от государственного регулирования воздушного транспорта.

Главным следствием либерализации воздушного транспорта в США стало снижение цен на внутренних и международных линиях сообщения, что способствовало увеличению спроса на авиапутешествия. С 1970 по 1985 г. пассажирооборот американских авиакомпаний, скорректированный на рост численности населения, более чем удвоился. В течение пяти лет с начала политики дерегулирования в США такие авиакомпании, как «Пан Америкэн» и «Истерн» были вытеснены с рынка, несмотря на то, что контролировали большой его сегмент. Во исполнение Закона о банкротстве компании, испытывающие финансовые затруднения, обязаны продать свои терминалы и самолеты. Их приобрели компании «Америкэн Эйрлайнз», «Юнайтед Эйрлайнз» и «Дельта Эйрлайнз». Эти три компании контролируют сегодня 60% внутреннего рынка США, тогда как раньше их доля не превышала 30%. Процесс монополизации сопровождался повышением авиатарифов, а центрально-радиальная схема маршрутов привела к тому, что некоторые крупные города остались без авиасообщения, а для части пассажиров перелеты, которые были беспосадочными, теперь предполагали смену самолетов и пребывание в многолюдных центральных аэропортах.

В этих условиях на рынок вышла авиакомпания с абсолютно новой концепцией «полетов без излишеств». Отказавшись от использования хабов, она стала выполнять региональные рейсы по низким ценам. Впервые эта стратегия была осуществлена авиакомпанией «Саутвестерн Эйрлайнз». Она открыла непродолжительные прямые маршруты, связавшие штат Техас с прилегающими районами. В скором времени авиакомпания распространила свою деятельность на всю территорию страны, превратившись из мелкого регионального предприятия в концерн стоимостью 4 млрд. ам. долл. с наивысшим официально зарегистрированным доходом среди североамериканских фирм.

Укрепившись в результате дерегулирования, североамериканские авиакомпании стремились к переделу рынка воздушных перевозок в мире. К началу 90-х годов они были оснащены самым большим парком летных машин и лидировали по объему как международных, так и внутренних пассажироперевозок. Содействуя продвижению своих авиакомпаний на внешних рынках, США выступили инициаторами политики «открытого неба». Предполагалось провести дерегулирование воздушных перевозок на международных линиях, связывающих Северную Америку с другими регионами мира, прежде всего с Европой, и либерализацию европейского рынка авиауслуг. Европейские авиакомпании оказались перед угрозой передела сфер влияния. Даже участия 10% авиакомпаний США в транспортировке пассажиров на старом континенте было бы достаточно для установления монополии американской стороны в воздушном пространстве Европы. Вместе с тем преимущества от либерализации авиатранспорта были очевидны. В 1992 г. министры транспорта 12 европейских государств приняли решение «открыть небо» и применить новые правила воздушных перевозок внутри Объединенной Европы, но сохранить протекционистские барьеры на ее границах.

19 стр., 9231 слов

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом ( )

... правовые акты, научная и учебная литература. Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки пассажиров. В курсовой работе произведено исследование института договора перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом. 1. Договор перевозки пассажиров ... для перевозки грузов; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном ...

Дерегулирование воздушного транспорта в ЕС заключалось в следующем. Во-первых, с 1993 г. авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно без согласования с вышестоящими органами. Во-вторых, авиакомпания может свободно перемещаться во внутреннем воздушном пространстве ЕС и обслуживать любые маршруты, если отвечает ряду условий: не менее 51% ее уставного капитала принадлежит акционерам, проживающим или зарегистрированным в странах — членах ЕС; минимальный размер инвестиций составляет 100 тыс. экю; самолет должен быть зарегистрирован в стране, выдавшей на него сертификат полетопригодности. В-третьих, введение в действие Правил каботирования, т.е. обслуживания авиакомпанией одной страны ЕС внутренних маршрутов в других странах этого союза. Принятие Правил каботирования, создавших конкурентную среду на европейском рынке авиаперевозок, явилось решающим шагом в деле дерегулирования воздушного транспорта на территории ЕС.

Прогресс в самолетостроении и изменения в экономическом механизме функционирования авиатранспортной системы подвели к необходимости структурных перемен в туристской индустрии. С расширением объема операций на воздушном транспорте возникла необходимость в модернизации средств размещения. На определенном этапе их низкая пропускная способность стала оказывать сдерживающее воздействие на гражданскую авиацию. Загрузка самолетов напрямую зависела от количества мест в отелях и других средствах размещения. В сложившихся условиях авиакомпании начали активно проникать в гостиничное хозяйство, образуя крупные гостиничные монополии.

Одновременно с перестройкой на транспорте и в гостиничном хозяйстве шло формирование сбытового аппарата, отвечающего требованиям современного этапа развития туризма. Основная масса мелких туристских фирм не могла справиться с большим объемом операций, предлагаемых транспортными компаниями. На смену им пришли крупные оптовые фирмы — туроператоры, разрабатывающие собственные туристские маршруты и реализующие их через сеть турагентств. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

Вместе с тем, в последние десятилетия регистрируется и закономерный рост рынка автомобильных и автобусных туристских перевозок. Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили — транспорт преимущественно местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Кроме того, в секторе услуг разъезда туристов по маршруту и в пределах города на своем (арендованном) альтернативы автомобильному транспорту нет.

К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок, относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975 г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991 г.).

В первом документе приводятся определение плана международной сети «Е», перечень дорог международной сети, условия, которым должны соответствовать международные автомобильные магистрали; во втором приведен перечень международных терминалов, пограничных пунктов и железнодорожно-паромных переправ и портов, имеющих значение для международных комбинированных перевозок; определены технические характеристики грузовых автотранспортных средств для перевозки на железнодорожных платформах и т. п.

Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968 г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968 г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973 г.).

В данных нормативных актах установлены единые основные правила дорожного движения; требования к автотранспортным средствам и водителям; утверждены единообразные системы дорожных знаков и сигналов, правила разметки дорог и другие предписания при осуществлении международных автомобильных перевозок. Установлены пять категорий транспортных средств (А, В, С, D, Е), на управление которыми выдаются удостоверения определенного образца. Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство регистрации и отличительный знак страны регистрации.

автомобильный автобусный путешествие

1.2 Зарубежный опыт организации автомобильных и автобусных транспортных путешествий

Особой популярностью пользуются автобусные путешествия в Европе, где перевозки выполняются на 350 регулярных маршрутах протяженностью от 200 км до 5000 км.

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м годам XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок. В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков — Совет «Евролиний» («Eurolincs»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня «Eurolines» — одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе

Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5 %

Европейская конференция министров транспорта (1984 г.) выделяет три вида автобусного туризма:

  • поездки на рейсовых автобусах;
  • поездки на челночных автобусах;

специальные (чартерные) рейсы

В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т. д.)

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня — довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности — маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте «занят» один автобус. По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания. Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г.) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.

К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн. автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты, например, компания Grayhound, которая в США была владелицей более чем 12000 комфортабельных однотипных пассажирских и туристских автобусов. Конструкции автобусов по вместимости и уровню оборудования салона весьма различны: микроавтобусы вместимостью от 8 чел., автобусы средней вместимости 20-22 пассажиров, наиболее распространенный вариант — 50-местный автобус, завершают этот ряд двухэтажные гиганты автострад — вместимостью до 70-100 чел. Cамый большой автобус был построен в Африке в Заире компанией DAF Super CityTrain Buses и имел вместимость до 350 чел., при длине кузова более 30 м общий вес автобуса составлял 32 т, за что он был внесён в книгу рекордов Гиннеса. Кроме автобусов, предназначенных для дорог с покрытием, выпускаются специальные автобусы: способные эксплуатироваться на дорогах при отсутствии дорожного покрытия (off-road).

Даже в США, территория которых покрыта исключительно густой сетью отличных дорог, не менее трети дорог (по протяженности) вне населенных пунктов грунтовые, покрытия не имеют. Для таких дорог и с учетом характера местности автобусы могут быть внедорожные (полноприводные повышенной проходимости) или горные.

Городские и пригородные автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, используются индивидуальными туристами. В населенных пунктах и многих городах, где отсутствуют метро и трамвай, автобус является единственным средством для городского общественного транспорта. Во многих крупных городах на улицах, особенно в местах исторической застройки и центрах, возникают проблемы с организацией дорожного движения, и для автобусов выделяются специальные дорожные полосы движения. Туристы активно используют городской транспорт для индивидуальных путешествий при посещении крупных туристских центров. Чтобы облегчить расчеты для туристов выпускаются специальные туристские проездные билеты, например, в Лондоне, Париже и Мадриде. Кроме проезда в общественном транспорте проездные билеты предусматривают возможность посещения музеев и галерей и др. Широкое развитие получила такая транспортная операция в туризме как трансфер, которая предназначена для организованной доставки туристов при прибытии в туристский центр от порта или станции дальнего следования к отелю и обратно. Это позволяет исключить неудобства, связанные с использованием городского транспорта группами туристов.

В южных странах в условиях теплой сухой погоды для трансферов используются небольшие автобусы (до 18 — 20 мест) причем багаж туристов располагается на габаритном багажнике над крышей машины. В Дубае (ОАЭ) классные гостиницы осуществляют трансфер небольших групп туристов на маленьких автобусах с крытыми специальными прицепами для багажа. Специальные, единичного изготовления, автобусы вместимостью до 200 человек используются в международных аэропортах для перевозки пассажиров и туристов от терминала к самолету по летному полю. Поскольку этап перевозки исчисляется минутами, то никакого комфорта не предусматривается, однако десяток сидячих мест для престарелых и инвалидов обычно имеется. Для облегчения входа пассажиров пол при входе в салон плавно опускается до земли, так что ступенек нет — эта рационализация делает посадку большого количества пассажиров весьма оперативной.

Автобусы для экскурсионных целей. Наибольшая часть экскурсий в туристских центрах организуется именно на автобусах. Часть объектов экскурсионного показа туристы обозревают непосредственно из автобуса по ходу движения, например, при обзорной экскурсии по крупному городу. Если климат позволяет, то автобусы делаются открытыми двухуровневыми — double deck (аналогичные автобусы есть в Берлине, Мадриде, Сиднее и в Лондоне).

С учетом возможной непогоды лондонские автобусы имеют мягкую складывающуюся кровлю второго яруса. В Лондоне в дневное время функционируют круглогодично три круговых маршрута обзорной экскурсии City Sightseeing. Эти маршруты были впервые введены в 1972 г. и неизменно пользуются успехом. Каждая экскурсия сопровождается гидом (на минимум пяти языках).

Маршруты начинают работу с 8:25. На маршрутах задействовано более 200 автобусов. Ежегодно этой услугой пользуются 1,3 млн. экскурсантов. Стоимость экскурсии от 15,5 до 18 фунтов стерлингов в зависимости от вида маршрута и сезона. Обычно экскурсионные автобусы отличаются повышенной комфортностью, мягкими сиденьями (креслами), большими панорамными окнами для отличного обзора, наличием радиоусилителя с микрофоном для экскурсовода, который занимает специальное сиденье рядом с водителем. Отдельные конструкции позволяют регулировать угол установки кресла относительно окна для лучшего обзора. Использование автобусов для экскурсий связано с необходимостью согласования маршрутов со службой дорожного движения, т. к. обычно в местах туристского интереса запрещена стоянка автотранспорта, а для экскурсионных автобусов делается исключение. Следует согласовывать порядок и маршрут выхода/входа туристов из автобуса, поскольку именно в этот момент наиболее часты случаи травм и наездов на них других транспортных средств.

В США самый дальний регулярный автобусный маршрут составляет более 2390 миль из Чикаго в Сан-Франциско и занимает около 50 часов, машину по трассе обслуживает попеременно семь водителей. Самый дальний известный регулярный автобусный маршрут составляет более 6000 миль. Маршрут обслуживается Expreso Internacional Ormeno S.A. и проходит через страны Южной Америки: от Каракаса (Венесуэла) до Буэнос-Айреса (Аргентина), продолжительность рейса 215 часов, исключая стоянки в крупных столицах.

Чартерные (заказные) рейсы выполняются без регулярного расписания в рамках определенных туров. Это определение не совсем справедливо, т. к. даже чартерные туристские рейсы иногда следуют по точному расписанию, подбирая плановых туристов по ходу движения. Например, автобусный туристский маршрут из Тампере (Финляндия) в Санкт-Петербург (Россия) предусматривает более десятка остановок по Финляндии в точно указанное в программе время. Автобусы для чартеров арендуются туристскими фирмами с водителем или без водителя. Аренда хорошего автобуса обходится до 600 USD в сутки. Сроки аренды могут составлять от нескольких часов (например, для трансфера), на сутки или на определенный период сезона.

Автобусы, оборудованные под кемперы или караваны. Внутри салона автобуса оборудуется настоящее жилое помещение со спальными местами, кухней с газовой плитой, холодильником и даже санузлом, умывальником и душем или, в самых больших, с ванной. Вместимость жилого дома на колесах до 6 человек (по количеству спальных мест).

Автобусы различаются по своему оборудованию и классифицируются по звездам до *****. Арендовать караваны можно в пунктах проката автомобилей (rent a car) практически во всех туристских центрах. Для остановки на природе оборудуются специальные стоянки (кемпинги) для кемперов и караванов, на которых имеется возможность дозаправки топливом для газовых плит, смены танков туалета и мусорных бачков, подключения бортовых электроприборов к местной электросети и другие туристские услуги.

Специальные автобусы предназначены для сафари и приключенческих туров типа made for adventure, это автобусы класса люкс или более простые в зависимости от характера путешествия и состава группы вместимостью до 25 человек. Автобусы приспособлены для езды по грунтовым дорогам, достаточно экипированы для совершения продолжительных путешествий на природе вне автострад и центров технического обслуживания, снабжены кондиционером, холодильником, туалетом и умывальней, имеют особый дополнительный прицеп с кухней, достаточно большой емкостью (до 200 литров) пресной питьевой воды, походным снаряжением, двухместными палатками и др. Экспедиция снабжается специальным комплектом двухнедельного сбалансированного продовольствия в виде полуфабрикатов фирмы Hostess Cook. В составе оборудования имеется радиостанция с поисковыми приборами на непредвиденный случай. Группа путешественников на подготовленном автобусе высокой проходимости способна автономно путешествовать по Австралии до двух недель, разбивать лагерь вне населенныхпунктов, жить интересной походной жизнью. Такие туры предлагаются компанией Coach Camping Adbenture Holidays. Для более серьезных путешествий в условиях практически полного бездорожья в австралийском буше используются специальные внедорожные автобусы (4 wheel drive safari — 4WD) с приводом на все колеса. Они также принимают на борт до 20 туристов, однако условия спартанские, предусматриваются самостоятельное приготовление пищи, практические занятия по выживанию, общению с дикой природой. Ночевки в двухместных палатках. На стоянках разбивается специальный туалет, душевая и даже небольшой переносный бассейн, создаются условия для стирки одежды. Автономность путешествия до 1100 км. В качестве основных целей путешествия предлагаются: жизнь в австралийском буше под открытым небом в палатках, общение с дикой первозданной природой вдали от городов и населенных пунктов, встречи с аборигенами, фотоохота, купание, изучение природы, наблюдение за редкими птицами и зверьми, освоение приемов жизни в кемпингах на природе и другие. Группа туристов способна совершить в этом автобусе путешествие через весь австралийский материк (две недели) или даже вокруг него (30 дней) и посетить уникальные природные достопримечательности.

В цивилизованных странах уделяется очень серьёзное внимание безопасности автобусных перевозок. Скоростные автострады часто огорожены пятиметровыми заборами, и около них выделяется полоса безопасности до 20 м или даже более в каждую сторону. Это делает поездку монотонной, утомительной и малоинформативной. Езда на автобусах по автострадам не так безопасна, как кажется на первый взгляд. Нередки тяжелые автомобильные аварии, особенно в туманную погоду, в дождь, гололед, снег. Кроме того, причиной аварии может быть ошибка водителя, его физическое состояние или наезд на автобус другого транспортного средства. Автомобильный транспорт — всё еще самый аварийный по сравнению с другими средствами передвижения и перевозок.

В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров. Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии).

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. И хотя по закону таможенники стран Европейского союза и восточно-европейских стран не могут проверить состояние дорожного транспорта и продолжительность пребывания за рулем шофера, в случае больших сомнений они могут прибегнуть к помощи полиции и жандармерии, работающих на таможенном пункте. В настоящее время Комитет по технической адаптации ЕС выдвинул предложение по оснащению автобусов, предназначенных для туристских путешествий, ремнями безопасности и энергопоглощающими сиденьями. Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств. Достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. В стандарте «Зеленый автомобиль», принятом Европейской конференцией министров транспорта, строго нормируется содержание окиси углерода (СО), окиси азота (NO), углеводородов (СН) и твердых частиц в отработанных газах, а также уровень шума двигателей. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотранспортных средств, а также поиску новых видов топлива — биологического, газового (в том числе водорода, диметилового эфира и др.).

В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами. Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса запрещается. Тахограф — это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.

Международные путешествия с использованием личного транспорта туристов. Самые распространенные для этого вида путешествий — поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В развитых странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Караванинг — так называется групповой туризм на автомобилях с прицепами с полным комплексом жизнеобеспечения. Турист может перевезти свой автомобиль на судах, железной дороге, самолете и продолжать в нем путешествие по стране. Кроме того, предусмотрен прокат автомобилей, в том числе со льготой до 40 % если турист является обладателем карты IАРА, ETN и др. Для обслуживания автотуристов по пути их следования функционируют:

  • дорожный отель на колесах (автопоезд), где помимо пассажирских мест имеются спальные места, а также кухня;
  • кемпинги — лагерь для автотуристов, служащий для ночлега или непродолжительного отдыха;
  • мотели — это гостиница, приспособленная для длительного пребывания туриста и его автомобиля.

В мотелях предусмотрены: благоустроенная стоянка, техническое обслуживание, ремонт, заправка автомобиля, его диагностика и др.

Для туристов — граждан восточноевропейских стран, включая и Россию, следующих на автомобиле в индивидуальном порядке в страны Шенгенского соглашения, — предусмотрен международный документ — туристский карнет (Carnete de tourisme).

Гарантом выступают три общественные организации: Международный туристский альянс, Австрийский автомобильный и туристский клуб, Всегерманский автомобильный клуб. Чтобы получить данный документ, необходимо вступить в Международный туристский альянс. Есть вариант семейного туристского карнета. По предъявлении такого документа в консульстве любого из государств Шенгенского пространства подателю будет оформлена виза, но при обязательном подтверждении наличия денежных средств для совершения путешествия. Карнет позволяет пересекать границы Болгарии, Румынии и стран Балтии. Carnete de tourisme предусматривает владельцу медицинскую страховку на достаточно большую сумму по различным страховым случаям, например, по внезапному заболеванию до 50 тыс. экю, что считается достаточным. Однако страховка автогражданской ответственности, например «Зеленая карта», тем не менее, необходима. Автомобилистам на дорогах оказывается оперативная помощь техническими службами национальных клубов.

Международные путешествия с использованием услуги проката автомобилей. Прокат (или аренда) автомобилей — распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор — от крупных до самых маленьких. Услуга проката автомобиля придумана в США и первоначально именоваласькак Drive-Ur-Self. Аналогично называлась и компания, основанная John D. Hertz в Чикаго в 1918 году. Суть и назначение услуги — удовлетворение потребности индивидуума пользованием автомобилем в другой местности. Эта услуга, прежде всего, предназначена для туристов-индивидуалов, поскольку массовые туристы, следующие вгруппах, как правило, пользуются автобусами для транфера или экскурсионных программ и редко берут прокатный автомобиль, хотя такое не исключено и услуга предлагается всем. Автомобиль предоставлялся напрокат (во временное пользование) посетителю (гостю, путешественнику) на короткое время — день, неделю, месяц, на которое путешественник пребывает в данной местности. Эта услуга позволяет человеку вести привычный образ жизни, расширяет его возможности в передвижении, не связывает необходимостью пользоваться общественным транспортом, предоставляет возможность выражать свою индивидуальность и удовлетворять потребности в миропознании. Индустрия проката автомобилей заняла свое место наряду с другими видами услуг, образующих совокупный туристский продукт. Ведущей фирмой по прокату автомашин в мире является фирма «HERTZ». Конкурирующая с ней «AVIS» в середине 90-х гг. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей в мире фирмой, сдающей автомобили на прокат. Процедура аренды автомобиля проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании — 25 и 75 лет соответственно).

Служащему арендной компании надо предъявить паспорт и водительское удостоверение (для россиян международное).

К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании — 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год).