Таким образом, Новосибирск был основан в 1893 году и раньше носил имя Ново-Николаевск. Случилось это следующим образом: деревня Кривощековский Выселок соединилась с поселком, где жили мостостроители, возводящие станцию Обь для Транссибирской железнодорожной магистрали. Руководил проектом Николай Гарин-Михайловский. В 1903 году, благодаря указу Николая II, Ново-Николаевск получил статус «города». Постепенно город развивался, но глобальные изменения начались в 1915 году, когда было решено построить железную дорогу до Семипалатинска, связывающую Сибирь с Алтаем. В 1926 году Ново-Николаевск стал Новосибирском. Анатолий Луначарский, побывав здесь, отметил стремительный экономический взлет «Сибирского Чикаго». В 1957 году на окраине города появился Академгородок, где на данный момент находятся уникальные исследовательские школы. На сегодняшний день Новосибирск Ї третий по численности населения город России, располагающийся по обе стороны реки Обь. Здесь множество культурных, исторических и современных достопримечательностей, поэтому поскорее достанем карту города и отправимся в увлекательное путешествие по его улочкам!
11:40-12:30 |
2.Собор во имя Александра Невского на Фото 2 (см. Приложение Г) |
Поднимемся 800 метров вверх по Красному проспекту и отправимся на часовую прогулку по главной улице Новосибирска, богатой на различные любопытные архитектурные и исторические памятники. Здесь находится Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Службы проходят в 9.00 и 17.00. Некогда храм был первым каменным зданием, сооруженным в городе. Он построен в честь Александра III, решившего проложить Великий Сибирский путь. Собор в неовизантийском стиле был возведен в 1899 году, первым настоятелем храма стал Николай Завадовский. В соборе находится престол Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и Александра Невского. В годы революции и Великой Отечественной войны здание храма было разрушено, и восстановление началось лишь в 90-ые годы. Сейчас собор представляет собор кирпичное здание с золотыми куполами и арочными окнами. Внутри находится часть мощей Александра Невского, Амвросия Оптинского и ковчег с частицами мощей старцев Киево-Печерской Лавры. Напротив Собора во имя Александра Невского посередине Красного проспекта мы увидим памятник героям Великой Отечественной войны и почтим память людей, самозабвенно сражавшихся за Родину. Буквально 100 метров выше по проспекту и на противоположной собору стороне мы видим памятник архитектору А. Д. Крячкову, спроектировавшему более 20 новосибирских зданий. Это скульптура из бронзы высотой 3,2 метра, установлена на постамент из красного гранита на площади Свердлова в непосредственной близости от известных памятников архитектуры Новосибирска, построенных по проектам А. Д. Крячкова: 100-квартирный дом облисполкома, Администрация Новосибирской Области (Крайисполком, Дом Советов), Реальное училище, Сибревком (Новосибирская картинная галерея).
|
|
12:35-13:15 |
3.Стоквартирный дом на Фото 3 (см. Приложение Г) |
Оказавшись на площади Свердлова возле памятника Андрею Крячкову, за монументом увидим самое известное творение архитектора Ї стоквартирный дом, за проект которого он выиграл Гран-при на Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году. Это одна из самых значительный жилых построек Новосибирска, вместе с другими крупными зданиями составляет архитектурный ансамбль площади Свердлова. Главный фасад выходит на Красный проспект. Восьмиэтажное здание, изначально предназначенное для проживания работников крайисполкома, было построено в 1937 году. Над его разработкой трудились известные советские архитекторы: А. Д. Крячков (по его проектам построено около 100 крупных зданий и сооружений в городах Сибири) и В. С. Масленников — один из мастеров московского модерна. Стоквартирный дом выдержан в стилистике постконструктивизма с элементами французского неоклассицизма, присутствующими в оформлении фасада. Примечательно, что П-образное в плане здание отличает ступенчатый силуэт, образованный башнями главного фасада, пониженными боковыми крыльями, перепадами по высоте парапетов. Два парадных подъезда, расположенных по углам здания, имеют широкие лестницы с фигурными балясинами. Центральная часть масштабного сооружения оформлена стилизованной колоннадой. Название архитектурного памятника несколько не соответствует действительности: в доме не 100, а 110 квартир. Строение признано одним из лучших по комфортности и качеству. Квартиры отличают большие кухни, высокие потолки, в жилых помещениях ? паркетные полы. История здания неразрывно связана с людьми, проживавшими в нём. Среди прошлых жильцов знаменитого дома — первые секретари обкома, руководители крупнейших предприятий, академики, художники, писатели. На фасаде здания установлены три мемориальные доски в честь академика Евгения Мешалкина, художника Николая Грицюка и директора одного из крупнейших новосибирских заводов Бориса Галущака. Параллельно парку, на юг от памятника, простирается улица Сибревкома, куда мы и направимся. Она была названа в честь Сибирского революционного комитета, существовавшего с 1919 по 1925 г. Пройдемся по улице на восток и на пересечении с Серебренниковской ул. увидим памятник первому новосибирскому светофору, воздвигнутый в 2006 году. Первый светофор был установлен на этом самом месте в 1940 году, потому что здесь располагалась (и располагается до сих пор) школа №12, для безопасности учащихся которой и был установлен «механический регулировщик». Выполненный в реальную величину постовой, отдающий честь светофору, является символом замены ручного труда автоматическим. Посмотрим 100-квартирный дом с улицы Серебренниковской и вернемся на Красный проспект, где через 300 метров по направлению на север видим бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Родившийся неподалеку Ї в поселке Закаменка, он, будучи маршалом истребительной авиации, за годы Великой Отечественной войны совершил более 650 вылетов, сбил более 65 самолетов немецких захватчиков. Памятник был открыт к шестидесятилетию победы над фашизмом, скульптор — Михаил Переяславец. |
|
13:20-13:30 |
4.Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая на Фото 4 (см. Приложение Г) |
Она была возведена в 1914 году, в честь двадцатилетия со дня постройки железнодорожного моста через Обь. В советское время часовня была снесена, и до 1950-х годов на ее месте находился памятник Сталину. В 1993 году, к 100-летию Новосибирска, часовня была воссоздана заново семейством Чернобровцевых. Сейчас здесь находится икона святого Николая с частью его мощей. Кирпичная часовня, облицованная камнем, расположена посреди проспекта и ярко выделяется белизной стен и золотыми куполами на фоне привычной картины городского движения. |
|
13:35-13:55 |
5.Новосибирский государственный краеведческий музей на Фото 5 (см. Приложение Г) |
Основан в 1920 году как Центральный народный музей Новониколаевска. Первым директором музея стал Анзимиров В. А., первые экспозиции — астрономическая и геологическая. С конца 1920-х годов и по конец 1930-х был ведущим музеем Западно-Сибирского края. С 1987 года исторический отдел музея располагается в здании бывшего Городского торгового корпуса (памятник истории и архитектуры, также построенный по проекту известного архитектора А. Д. Крячкова в 1910 году). Экспозиционно-выставочная площадь занимает 3219 кв.м. |
|
14:00-15:00 |
6. Обед |
В Первомайском сквере в трактире «Печки — лавочки» (русская национальная кухня)/свободное время. (Стоимость обеда включена в стоимость экскурсии).
|
|
15:05-15:30 |
7. Первомайский сквер на Фото 6 (см. Приложение Г) |
Выйдя из ресторана, окажемся в Первомайском сквере, который расположен напротив мэрии г. Новосибирска. До революции 1917 года на месте современного сквера располагалась Базарная, или Ярмарочная, площадь. Когда Новосибирск получил статус административного центра Сибирского края, площадь подверглась серьёзным изменениям, Сенной торг, располагавшийся на площади, было решено перенести к ипподрому, который тогда располагался за улицей Гоголя. Решение об устройстве сквера на территории Ярмарочной площади было принято в 1929 году, сам сквер был разбит в 1932 году. Проект благоустройства и озеленения сквера выполнен архитектором В. М. Тейтеля. Позднее он подготовил проект создания фонтанов в сквере с цветниками и декоративными вазами, который был реализован в 1935 году. Первомайский сквер постоянно улучшался и обустраивался, в нём появлялись новые скульптуры, высаживали растения, разбивали клумбы. Сейчас в Первомайском сквере располагаются два фонтана: главный, расположенный рядом с Красным проспектом, и небольшой, «детский», с медведем, в глубине сквера. Кроме того, в сквере выставлены работы участников ежегодного симпозиума каменных скульптур, проводимого в Новосибирске, — скульптуры из мрамора под названиями «Любовь», «Мир», «Король и королева». В 2000 году в сквере открыт монумент из розового туфа — хачкар («крест-камень»). Проект монумента подготовил новосибирский скульптор Арам Григорян, сам монумент подарен Новосибирску армянской общиной. Любимая горожанами достопримечательность сквера — растущее в нем дерево, с которым связан обычай привязывать ленточки для исполнения желаний. В последние годы Первомайский сквер обрёл популярность среди любителей здорового образа жизни, которые занимаются на лужайках сквера оздоровительной гимнастикой. С 2000 года сквер является традиционной площадкой Сибирского фестиваля снежной скульптуры, проводящегося каждую зиму. |
|
15:35-16:00 |
8. Государственный Академический Театр Оперы и Балета на Фото 7 (см. Приложение Г) |
Перейдем на другую сторону площади Ленина, центральной площади города, на которой установлен памятник Владимиру Ленину, а также красуется памятный знак первому новосибирскому трамваю. Мы углубимся чуть на восток и подойдем к Новосибирскому Академическому театру Оперы и балета, постройка которого длилась десять лет Ї с 1931 по 1941 год. Здание уникально по многим параметрам: во-первых, это крупнейший театр в России, во-вторых, наиболее технический оснащенный, и в третьих Ї ну очень уж оно красиво. Особенностью архитектурного сооружения является огромный купол, диаметром 60 метров и высотой 35 метров. Купол, спроектированный Борисом Матэри, поддерживает сам себя Ї без ферм, колонн и контрфорсов. Кровля выложена серебристыми чешуйками, ярко переливающимися на солнце. Проектировали здание Александр Гринберг, Траугот Бардт и Михаил Курилко, фасадами занимался Виталий Масленников. Так, главный фасад отличает монументальный двенадцатиколонный портик. Здание поражает своими масштабами: его общая площадь составляет 11 837,8 кв. м. В 2005 году была завершена реконструкция театрального здания. На сегодняшний день Новосибирский театр оперы и балета считается наиболее современно оборудованным театром в России. Он располагает Большим залом на 1174 места, Концертным залом на 375 мест, Малым залом на 130 мест. За историю существования театра на его сцене было поставлено более 340 оперных и балетных спектаклей. |
|
16:10-16:50 |
9. Сквер Героев Революции на Фото 8 (см. Приложение Г) |
Рассмотрев подробно Театр Оперы и Балета, свернем с ул. Депутатская на ул. Серебренниковская и не более чем через 200 метров окажемся в Сквере Героев Революции. Это особенное место — мемориальный комплекс, западная часть которого граничит с территорией Дома Ленина, восточная — с «Домом Актёра» на улице Серебренниковской, северная сторона ограничена улицей Щетинкина, а южная — улицей Максима Горького. Сквер является памятником истории регионального уровня. На территории сквера расположены две братских могилы, на одной из которых установлен монумент; мемориал Героев Революции; также в Сквере Героев Революции имеется панно, посвящённое революционерам и похороненным в братских могилах. Братская могила 104-х жертв Гражданской войны находится в западной части сквера возле стены, на которой размещено панно. Предыстория возникновения братской могилы: с 13 на 14 декабря 1919 года в ночное время суток 27-я дивизия 5-й Красной армии при содействии рабочих отрядов города вошла в Новониколаевск. В городе ими были найдены 104 изуродованных трупа, часть из которых обнаружены в пойме реки Каменки, часть — во дворе тюрьмы по улице Трудовая, 60. Из 104 человек удалось опознать только 37. В числе убитых были председатель исполкома Новониколаевского Совета рабочих и солдатских депутатов В. Р. Романов, рабочий городской типографии А. П. Яворский, участник крестьянского восстания в Новониколаевском уезде В. А. Зайцев и др. 22 января 1920 года жертвы были захоронены. 7 ноября 1922 года на братской могиле состоялось открытие монумента в виде сильной мускулистой руки, держащей факел и пробивающейся сквозь огромную каменную глыбу наружу. Создатели монумента — художник В. Н. Сибиряков и инженер А. И. Кудрявцев. На братской могиле установлена мемориальная доска со следующей надписью: В январе 1920 г. здесь похоронены 104 политических заключенных, зверски замученных колчаковцами перед отступлением из города. В числе похороненных В. Р. Романов первый председатель Новониколаевского большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Братская могила членов Новониколаевского (Новосибирского) Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В этой братской могиле захоронены А. И. Петухов, Ф. П. Серебренников, Ф. И. Горбань, Ф. С. Шмурыгин, ставшие жертвами событий 25—26 мая 1918 года, когда в городе произошёл контрреволюционный мятеж и свержение Советской власти. В 1957 году было решено перезахоронить останки погибших, покоившиеся на городском кладбище, в Сквере Героев Революции. В том же году приняли решение о создании в сквере мемориала Героев революции и установили бюсты и мраморные постаменты революционеров П. Е. Щетинкина, В. Р. Романова, А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, а спустя 20 лет — Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, Д. М. Полковникова и Е. Б. Ковальчук. Могилы П. Е. Щетинкина и А. Ф. Лежена. 11 октября 1927 года в Сквере похоронен Щетинкин Пётр Ефимович, один из руководителей советского партизанского движения в Сибири, убитый в этом же году в Улан-Баторе. В 1946 году в Сквере Героев Революции был похоронен участник Парижской коммуны (1871) Адриен Феликс Лежен, прах которого был перенесён с Заельцовского кладбища (умер в 1942 году). Впоследствии в 1971 году Адриена Лежена перезахоронили на парижском кладбище Пер-Лашез. Панно. Мемориальное панно помещено на стене одного из сооружений, находящихся в комплексе зданий «Дома Ленина». На нём серым цветом изображены рабочие, крестьяне и солдаты. Погибшие революционеры и скорбящие по ним люди изображены чёрным цветом, а знамёна — красным. Создателем панно является художник-монументалист А. С. Чернобровцев. |
|
17:00-17:20 |
10. Католический Кафедральный собор Преображения Господня на Фото 9 (см. Приложение Г) |
Буквально в одном квартале от Сквера Героев Революции расположен Собор Преображения Господня — католический собор, имеющий статус кафедрального в Преображенской епархии (с центром в Новосибирске), возглавляемой епископом Иосифом Вертом. Расположен по адресу: улица Максима Горького, д. 100. Краткая справка: католическая община в Новосибирске (Новониколаевске) к началу XX века насчитывала около 4 тысяч человек. В1902 году на средства прихожан был возведён небольшой молитвенный дом. В 1910 году было закончено строительство каменного храма Святого Казимира. В 30-х годах XX века храм был закрыт, а в 60-х годах уничтожен (сейчас на его месте универмаг ЦУМ, расположенный на ул. Вокзальная магистраль). Позже, в 80-х годах священником И. Свидницким была предпринята попытка построить небольшую часовню Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на участке, расположенном во 2-м переулке Мира. Несмотря на то, что священник был репрессирован и посажен в тюрьму, прихожане достроили часовню, существующую и по сей день. Строительство собора. С возобновлением нормального функционирования Католической Церкви в России в начале 90-х годов было получено разрешение на строительство в городе большого храма. Строительство было начато весной 1992 года. Первая месса в ещё строящемся соборе была совершена Представителем Св. Престола в РФ архиепископом Франческо Коласуонно в октябре 1994 года. С Вербного воскресенья 1996 года богослужения стали регулярно совершаться в нижнем храме, а с Рождества 1996 — в основной части собора. Окончательно строительство было завершено летом 1997 года. Торжественное освящение состоялось 10 августа 1997 года, возглавлял обряд епископ И. Верт, в освящении собора приняли участие Апостольский нунций в РФ архиепископ Джон Буковски, генерал Общества Иисуса Петер-Ханс Кольвенбах, 10 епископов, более 120 священников из разных стран мира, а также около тысячи прихожан и паломников. Об архитектуре. Архитектура собора весьма необычна и соединяет в себе элементы модерна со стилизованными формами романского и готического стиля. Здание собора тремя уступами повышается к алтарной части, крыша состоит из трёх двускатных остроконечных частей. Разница в уровне и углах наклона крыш позволяет разместить витражи для освещения собора. Самая низкая крыша находится над притвором храма, средняя над основной частью храма, а самая высокая над алтарной частью. Трёхчастная крыша символизирует три кущи, о которых, как повествует Евангелие, апостол Пётр говорил во время Преображения, в честь которого освящён собор. На главном фасаде храма расположены три портала, завершённые арками в романском стиле. В центральном портале находится входная дверь и окно-витраж, в боковых — окна. По бокам от центрального входа находятся лестницы, ведущие на хоры и в крипту собора, где располагается часовня восточного обряда. К зданию собора примыкает здание епархиального управления, в котором расположены также библиотека и помещения для катехизации. По периметру территория храма окружена крытой галереей, по которой в праздничные дни устраиваются процессии. В угловых башнях галереи располагаются колокола. 29 августа 2013 года были освящены витражи, изображающие чудо в Кане Галилейской, Тайную Вечерю, Крещение Христа и Сошествие Святого Духа. |
|
17:30-18:00 |
11. Аллея бардов и Театр Глобус на Фото 10,11 (см. Приложение Г) |
Вернемся на улицу Серебренниковская и пройдем сто метров южнее, где нас ждет сквер под названием Аллея бардов, известная музыкальным фонтаном и памятником Владимиру Высоцкому. Это уникальный городской памятник, построенный в 2005-2006 годах Александром Тартыновым. Аллея начала свое существование с установки мемориала В. Высоцкому около театра «Глобус». Затем она была выложена плитами с именами популярных исполнителей-бардов, первая из которых была посвящена Б. Окуджаве. В настоящее время рядом с монументом установлено десять мемориальных досок певцам, исполнявшим песни собственного сочинения. Таким образом, рядом с памятником Высоцкому образовалась целая «Аллея бардов». Так, на ней можно найти имена А. Галича, М. Анчарова, Ю. Визбора. Аллея украшается новой плитой каждый год. Чье имя будет увековечено на следующей ? решает руководство общероссийского фестиваля «Признание», который проводится по инициативе ученых Академгородка. Сейчас «Аллея бардов» ? это популярное туристическое место. Также здесь собираются люди творческих профессий: поэты, музыканты, барды, представляющие здесь свои композиции на суд зрителей. Этот сквер, в свою очередь, был разбит у молодежного театра «Глобус». История его становления крайне необычна: он был открыт в 1930 году, позиционировался как ТЮЗ и находился в совершенно другом здании. Театр в свое время возглавляли Исая Сапожников, Петр Монастырский, Леонид Луккер, Владимир Кузьмин. Приход Льва Белова, а позже Владимира Чернядева кардинально изменил репертуарную политику театра, оставив в прошлом идеологические спектакли. В 1984 году театр переехал в нынешнее здание, построенное в форме парусного судна. Александра Галибина сменил Алексей Крикливый, и поныне являющийся художественным руководителем театра. Сейчас «Глобус» Ї открытое пространство для всевозможных современных творческих проектов. |
|
2.2 Расчет стоимости экскурсии
В соответствии со ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 №3612-1 плата (цена) за услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги.
Процесс калькулирования представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги. Чем точнее скалькулирована себестоимость услуги, тем правильнее определена цена экскурсионной путевки, а это позволит грамотно решать финансовые вопросы учреждения и регулировать спрос населения на услуги данного вида.
Если учреждение имеет в штате собственных экскурсоводов, водителей, а также транспортное средство для перевозки экскурсантов, например автобус для проведения автобусной экскурсии, то в расходы включается заработная плата и страховые взносы указанных сотрудников, расходы ГСМ и амортизация транспортного средства.
Кроме собственных затрат в себестоимость включаются затраты сторонних организаций, например, предприятия общественного питания, рекламные расходы и т. д.
Исходя из предложенной формулы расчета себестоимости экскурсии рассчитаем стоимость экскурсии «10 главных достопримечательностей Новосибирска за 1 день» (см. Приложение Д).
Обед в ресторане русской кухни «Печки — лавочки» 1000 руб./персона
(1000 руб./персона* 10 чел. =10000 рублей).
Экскурсию — 1300 рублей на 1 чел. (1300 руб. * 10=13000 рублей )
Расчет стоимости данной экскурсии производится простым сложением заработной платы гиду-экскурсоводу — 5000 руб./экскурсия, доставки экскурсантов автобусом компании-контрагента к парку «Городское начало» (начало маршрута) — 300 руб./чел. (т.е. 3000 руб./10 человек), рекламных расходов 500 руб./экскурсия и прибыль компании — организатора экскурсионной деятельности — 20% от выше перечисленных затрат в сумме (себестоимости).
Итого: 23 000 рублей на группу из 10 человек.
2.3 Рекомендации по работе с иностранными туристами и улучшению качества обслуживания
Для установления контакта важны настроение и самочувствие гида-переводчика: бодрый, энергичный, собранный гид-переводчик нравится туристам. Если гид усталый, находится в плохом настроении, контакт бывает очень трудно наладить. То же самое касается туристов: усталые переездом из города в город люди будут рассеянными и не смогут сконцентрировать внимание на информации гида. Очень важна для работы первая встреча туристов с гидом. Его внешность, манера поведения, гостеприимство и первые фразы невольно привлекают внимание туристов. Первая встреча и первая информация важны не только для установления контакта, но и для налаживания в будущем атмосферы взаимного уважения и доверия.
Как бы хорошо ни был разработан текст экскурсии, каким бы литературным языком он ни был написан, гиду часто приходится импровизировать, приспосабливаясь к нуждам сегодняшнего дня. Чем выше уровень экскурсовода, его профессиональное мастерство, тем изысканнее он импровизирует. Способность к импровизации усиливает влияние гида на туристов, помогает активизировать их внимание и углублять интерес. Для работы гида важны тембр голоса, интонация, которая придает словам нужную эмоциональную окраску. Особое внимание следует обращать на темп и ритм речи. Медленный темп утомляет слушателей, быстрый темп без пауз также воспринимается тяжело. Темп речи зависит от содержания: более важную информацию нужно подавать замедленным темпом, иногда стоит повторить сказанное. Менее важные сведения стоит подавать в ускоренном темпе. Важное значение имеют жесты, мимика, поза гида-переводчика. Следует избегать однообразных, часто повторяющихся жестов — это раздражает туристов.
Если говорить об автобусных экскурсиях, показ проводится как в движении, так и на остановках. Показ в движении сложнее, требует определенных навыков, поскольку перед гидом ставится задача за короткий промежуток времени в движении показать объект и дать характеристику, которая наиболее полно раскрывает его значение. Целесообразно заранее готовить туристов к осмотру объекта, начав рассказ перед тем, как автобус подъехал к нему. Весь информационный материал экскурсии лучше распределять как можно равномернее, чтобы постоянно знакомить туристов с интересными объектами при передвижении по городу.
Проводя экскурсию по городу, экскурсовод должен сидеть лицом к туристам, чтобы видеть их реакцию и, используя жесты, направлять внимание туристов на объект.
Показ на остановке проводить легче, поскольку гид располагает больше времени. Выбрав место, с которого объект виден лучше, и расположив группу полукругом, гид дает объяснение всем участникам экскурсии. Некорректно стоять спиной к группе (голос гида слышен плохо), так же, как и стоять в окружении толпы.
Как уже отмечалось, показ тесно связывается с рассказом, а рассказ — со зрительным рядом, темой экскурсии и подтемами, которые помогают раскрыть главную тему. Можно использовать два типа экскурсионной методики: рассказ — комментарий, когда гид-переводчик комментирует зрительные впечатления туристов, и рассказ — реконструкцию, когда гид-переводчик сообщает о событиях или людей, связанных с этим объектом, воспроизводя отдельные моменты прошлого и современности.
Большую помощь в рассказе могут предоставить наглядные средства (фотографии, карты, схемы, макеты), которые характеризуют объект в прошлом или в будущем. Однако, не стоит делать рассказ очень длинным или слишком детальным. Мастерство гида именно в том и состоит, чтобы кратко, но всесторонне ознакомить туристов с объектом, событиями, современной жизнью общества.
Сделать рассказ ярким и убедительным помогут цифры — лучший из аргументов, надежный из доказательств, но подавать их нужно умело, а при выборе обязательно учитывать состав аудитории, ее социально-психологические особенности и национальные стереотипы (менталитет туристов — иностранцев).
Цифровой и фактологический материал целесообразно использовать в ответах на вопросы иностранных туристов. Ответы на вопросы туристов — важная и трудная часть работы гида-переводчика и к ней нужно относиться чрезвычайно ответственно. По вопросам туристов гид может выяснить, насколько успешно он провел экскурсию, а также впечатления туристов о стране. Не стоит бояться вопросов, необходимости их анализировать, а иногда и прогнозировать. Главное, быть правдивым. Например, накануне в отеле туристы по телевидению наблюдали митинг. При встрече с гидом они могут спросить, что происходило. Если гид не имеет ответов, лучше честно признаться в этом, не придумывая своих версий произошедшего. Работая с людьми, особенно с иностранцами, гид — переводчик обязан все время интересоваться жизнью своей страны и города, помня, что ему доверяют и ждут освещения и интерпретации событий и явлений, с которыми иностранные туристы сталкиваются впервые.
От экскурсии необходимо отличать дорожную информацию, предоставляемую во время движения автобуса. Дорожная информация не формулируется определенной темой, слушатели не подходят к объекту для его детального осмотра. Дорожная информация — это документальные справки об объектах, которые встречаются на пути, — памятники истории, архитектуры и т.д. Она должна состоять из достоверных сведений.
Кроме того, существуют определенные рекомендации к композиции экскурсии. Каждая экскурсия должна композиционно делиться на три части: 1) введение (вводная часть), 2) главная (основная) часть, 3) заключение (заключительная часть).
Эти части являются обязательными и логически взаимосвязанными.
Введение — установление контакта с аудиторией. Знакомство, информация о маршруте и объекты, продолжительность экскурсии, организационные моменты, последовательность осмотра и фотографирования. Необходимо сообщить название экскурсии. Введение всегда должно быть ярким и лаконичным (8-10 мин), актуальным и интересным, его осуществляют именно в тот день, когда проводится экскурсия. Хорошо, если главная цель экскурсии, определена во введении, и тонкой нитью проходит через всю экскурсию. Этот прием часто применяется при проведении обзорных экскурсий по городу, но в арсенале гидов-переводчиков есть целый ряд подобных приемов. Введение лучше подавать возле гостиницы, когда автобус еще стоит или на пути к первой остановки, где начинается изложение основной части экскурсии.
Основная часть, или основной материал, излагается при движении автобуса от объекта к объекту и на остановках и разбита на подтемы, изложение которых происходит как на остановках возле определенного объекта, так и на маршруте с учетом соответствующего зрительного ряда.
Подбор объектов для показа определяется темой экскурсии, отдельные объекты служат средствами раскрытия подтемы. Между подтемами должна четко прослеживаться внутренняя связь.
В экскурсии большую роль играет последовательность показа объектов и рассказа о них. В связи с этим гиды должны придерживаться маршрута экскурсии, показа объектов в определенной последовательности — по степени значимости для основной темы экскурсии.
В обзорных экскурсиях по городу главную часть лучше выстраивать в исторической последовательности — от основания города до современности.
Важно учитывать пропорциональность остановок и проездов. Остановки лучше равномерно распределять по всему маршруту экскурсии, согласно этому распределять и материал экскурсии, который излагается в рассказе на остановках и проездах в зависимости от времени, отведенного на них.
Во время необходимо делать в экскурсии паузы, чтобы дать возможность туристам подумать над услышанным или просто насладиться красотой объекта, видом или задать вопрос.
Вывод, которым завершается экскурсия, стоит заранее продумать. Лучше если он содержит краткие выводы на тему экскурсии, рекомендации по приобретению литературы, посещения того или иного музейного объекта, а также приглашение принять участие в мероприятиях и посетить город вновь.
Метод расторопности как неотъемлемый элемент любой экскурсии логически связан с методами показа и рассказа. Путешествие от объекта к объекту во время экскурсии по городу или в музее добавляет экскурсионной работе динамичности, улучшает восприятие материала. Гид — переводчик должен сам определить темп передвижения от объекта к объекту. Во время автобусной экскурсии гиду-переводчику необходимо заранее проконсультировать водителя маршрута, проговорить остановки с выходом туристов из автобуса и скорость на разных отрезках маршрута.
При проведении экскурсий для иностранных граждан необходимо тщательно подбирать слова, стремиться как можно более точно произносить основные сведения об
объекте показа. Ведь при переводе затрачивается лишнее время; образные эпитеты, метафоры обычно утрачивают свою образность и красочность; неточный перевод может привести к изменению контекста рассказа, мешать усвоению темы, перегружать рассказ информацией без интересных сведений для экскурсанта. Особенно бережно необходимо относиться к поговоркам, пословицам, высказываниям и цитатам. Если гид — экскурсовод самостоятельно проводит экскурсию на языке экскурсантов, необходимо сделать проверку и повторение отдельных терминов, понятий, высказываний и образных форм языка. Перед экскурсоводом стоит задача не только регулярного обновления материала экскурсии, но и постоянного наблюдения за языковыми процессами в стране, из которой приехали иностранцы.
Достаточно часто для смешанных по национальному составу групп экскурсия проводится на языке, не являющимся родным для части присутствующих туристов. Соответственно редактируется лексический фонд, используемый в рассказе. Следует сопоставлять содержательную нагрузку экскурсии, свое поведение и внешний вид с религиозными требованиями и поведенческими привычками экскурсантов — иностранцев. Например, следует учитывать многочисленные варианты приветствий, существующие в мире.
Экскурсоводу нужно знать, какого расстояния с экскурсантами следует придерживаться. Так, американцы соблюдают дистанцию с собеседником не меньше метра, японцы — еще больше. А греки, арабы и латиноамериканцы подходят очень близко. Нарушение таких неписанных норм экскурсанты могут расценить как холодность или же навязчивость.
Соблюдение атмосферы гостеприимства, уважения к культуре приезжих из других стран гостей, пропаганда культуры и традиций своего народа — дело профессионального опыта и мастерства экскурсовода.
При планировании экскурсий учитываются их длительность, а также дополнительное время, необходимое туристам для сборов. В случае если программа тура не предполагает следующих за экскурсией мероприятий, иностранным туристам предоставляют 1-3 часа свободного времени для того, чтобы они самостоятельно насладились собственной близостью к туристическим ресурсам и элементам туристической индустрии. При предложении иностранным гостям конкретных экскурсий учитываются следующие важные обстоятельства — температурный режим, внешний вид туристических объектов, напряженность уличного движения, количество посетителей и т.д.
При организации экскурсионных туров сопровождающий туристов работник туроператора раздает прибывшим иностранцам описание предстоящей экскурсии с описанием основных посещаемых объектов показа, а также с указанием времени и места сбора выезжающих на экскурсии.
Экскурсоводы, занятые в приеме иностранных туристов, должны иметь безупречный внешний вид, владеть не только иностранными языками, но и опытом приема иностранцев, знанием основ международного этикета. Экскурсовод должен быть профессионалом, не только прекрасно владеющим фактическим материалом, но и умеющим его красиво «подать», заражая иностранцев любовью к местности, принимающей иностранных гостей, но и ко всей России. При организации экскурсии (особенно на популярных среди иностранных туристов объектах показа), экскурсоводу рекомендуется иметь некие знаки отличия — табличку, поднятый над головой опознавательный знак и т.д.
Заключение
Целью моей работы было изучение приемов эффективного общения с туристами и культуры межличностных отношений во время организации и осуществления досуговой деятельности на примере экскурсии для иностранных туристов. В результате проведенной работы можно сделать вывод, что центральной фигурой экскурсионного дела является экскурсовод. Основными показателями сформированной культуры межличностных отношений у специалистов — экскурсоводов являются: знания, необходимые для профессиональной и поведенческой деятельности; умения профессионального общения; система ценностей и приоритетов личности.
Подводя итог работе в Главе 1 о теоретических основах эффективного общения с туристами и культуре межличночтных отношений, необходимо отметить, что это исследование посвящено актуальной проблеме формирования культуры профессионального общения у менеджеров в сфере туризма. Практика показывает, что культура межличностного общения является важной характеристикой в деятельности экскурсовода. Культура межличностного общения настоящих профессионалов представляет собой систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия в сфере туризма и умение органично реализовывать их в процессе организации досуговой деятельности туристов с помощью рассмотренных выше приемов эффективного общения. Проще говоря, гид — экскурсовод обязательно должен обладать такими качествами как: коммуникабельность — умение найти выход из любой ситуации; доброжелательность; пунктуальность, уметь работать и обязательно учитывать иной менталитет иностранных туристов.
Что касается организации досуговой деятельности, рассмотренной в главе 2, предоставление экскурсионных услуг иностранным гражданам несет на себе двойную нагрузку. С одной стороны, необходимо как можно более ярко представить природное и культурное разнообразие местности (в нашем случае города Новосибирска) и объектов, с которыми знакомятся экскурсанты. С другой — заинтересовать посетителей страной в общем: создать ее имидж через отдельную экскурсию, ознакомить зарубежных гостей с наиболее характерными чертами жизни российского народа, описать способ жизни и особенности быта, традиции, сформулировать через отдельные объекты и сведения представление об уровне развития России, политических и экономических процессах.
В заключение необходимо отметить, что для достижения высокого профессионального уровня в сфере организации экскурсионной деятельности, экскурсоводу необходимо самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, уметь решать ситуационные задачи, связанные с возникновением конфликтных ситуаций во время проведения туристского маршрута, знать основные положения международных и российских стандартов качества и регулярно следить за изменениями и нововведениями в этой области, использовать вышеуказанные приемы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений во время осуществления руководства туристской группой на маршруте и помнить, что основные качества работников индустрии туризма: формирование коммуникативных навыков.
Список л итературы
1. http://www.insociety.ru/
2. http://nanobukva.ru/kulture.html
3. http://uchebnikionline.com/
4. http://www.countries.ru/library/theory/cultmf.htm
5. http://mylektsii.ru/
6. http://www.dissercat.com/
7. http://www.klerk.ru/
8. https://ru.wikipedia.org/
9. http://www.kak-bog.ru/tipy-mezhlichnostnyh-otnosheniy
10.http://cyberleninka.ru/
11. http://ifreestore.net/
12.Е.И. Рогов «Психология общения», М: «Владос», 2001.
13.Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999.
14.Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.
15.Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.
Приложение А
Таблица «Значение некоторых жестов и поз»
п/п |
Жесты, позы |
Состояние собеседника |
|
1 |
Раскрытые руки ладонями вверх |
Искренность, открытость |
|
2 |
Расстегнут пиджак (или снимается) |
Открытость, дружеское расположение |
|
3 |
Руки спрятаны (за спину, в карманы) |
Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации |
|
4 |
Руки скрещены на груди |
Защита, оборона |
|
5 |
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет) |
Защита, оборона |
|
6 |
Кисти рук расслаблены |
Спокойствие |
|
7 |
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку |
Заинтересованность |
|
8 |
Голова слегка наклонена набок |
Внимательное слушание |
|
9 |
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта |
Критическая оценка |
|
10 |
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) |
Обдумывание решения |
|
11 |
Ладонь захватывает подбородок |
Обдумывание решения |
|
12 |
Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла |
Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению |
|
13 |
Человек расхаживает по комнате |
Обдумывание трудного решения |
|
14 |
Пощипывание переносицы |
Напряженное сопротивление |
|
15 |
Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания |
Обман |
|
16 |
Человек прикрывает рот рукой во время слушания |
Сомнение, недоверие к говорящему |
|
17 |
Человек старается на вас не смотреть |
Скрытность, утаивание своей позиции |
|
18 |
Взгляд в сторону от вас |
Подозрение, сомнение |
|
19 |
Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) |
Обман |
|
20 |
Слушающие слегка касаются века, носа или уха |
Недоверие к говорящему |
|
21 |
При рукопожатии человек держит свою руку сверху |
Превосходство, уверенность |
|
22 |
При рукопожатии человек держит свою руку снизу |
Подчинение |
|
23 |
Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе |
Разговор окончен |
|
24 |
Ноги или все тело человека обращены к выходу |
Желание уйти |
|
25 |
Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи |
Превосходство, уверенность |
|
26 |
Говорящий жестикулирует сжатым кулаком |
Демонстрация власти, угроза |
|
27 |
Пиджак застегнут на все пуговицы |
Официальность, подчеркивание дистанции |
|
28 |
Человек сидит верхом на стуле |
Агрессивное состояние |
|
29 |
Зрачки расширены |
Заинтересованность или возбуждение |
|
30 |
Зрачки сузились |
Скрытность, утаивание позиции |
|
Приложение Б
Таблица «Уровни возрастания роли показа»
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Р(п) |
Р>П |
Р=П |
Р<П |
П(р) |
|
Практически методика показа отсутствует, методика рассказа развивается |
Усиление методики показа, методика рассказа замораживается (т е ее активность перестает возрастать) |
||||
Экскурсант пассивен наблюдение |
Активность экскурсанта нарастает, появляются способы усвоения материала изучение исследование |
||||
Показа нет, имеют место элементы осмотра, неуправляемый осмотр |
Показ объектов на обычной скорости автобуса 40-60 км (осмотр) |
Показ объектов на медленной скорости автобуса |
Показ объектов на остановке из окон автобуса, без выхода группы |
Показ объектов на остановке с выходом группы из автобуса |
|
Происходит возрастание эффективности экскурсии, экскурсанты воспринимают и запоминают экскурсионный материал (в процентах) |
|||||
20 % |
30 % |
40% |
50% |
60 % и более |
|
Приложение В
Схема 1. Экскурсия как взаимодействие трех компонентов
где А — экскурсанты, Б — экскурсовод, В — экскурсионный объект
Схема 2. Нарастание экскурсионной ситуации
Схема 3. Усиление наглядности экскурсии
Схема 4. Активизация экскурсовода
Схема 5. Активизация объекта экскурсии
Схема 6. Активизация экскурсантов
Схема 7. Схема места и времени наблюдения в экскурсии
Приложение Г
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Приложение Д
Таблица расчёта стоимости для 7-ми часовой экскурсии, без учета стоимости обеда
Количество человек |
Стоимость с группы |
Стоимость с человека |
|
от 10 до 20 |
13000 |
1300 — 650 |
|
от 21 до 30 |
15100 |
719 — 503 |
|
от 31 до 40 |
16700 |
538 — 417 |
|
от 41 до 50 |
18300 |
446 — 366 |
|