Разработка профориентированных экскурсионных программ ( на примере Московской области)

Дипломная работа

Жизнь перед подрастающим поколением ставит жизненно-важный вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст (14-17 лет).

Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы.

Успешная профориентационная работа позволит преодолеть такой недостаток современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни ученика. Тема профориентации актуальна в настоящее время, т.к. позволяет современному школьнику иметь представление о широком спектре профессий, существующих в мире и, более грамотно подойти к выбору сферы своей будущей деятельности, как осознанному выбору.

Влияние на формирование профориентационного мировоззрения школьника, способствование осознанности выбора будущей профессии, оказание профориентационной поддержки старшеклассников в процессе выбора профиля профессии в большей мере смогут оказать профориентационные экскурсионные программы, в т.ч. с активным участием музеев.

Музеи России – часть культурного наследия нашей страны, хранилища памяти ее героической истории, свидетельство ее материальной и духовной жизни. За долгие годы существования музеев накоплен большой и поучительный опыт по их созданию и последующему развитию. Сложившаяся музейная сеть страны располагает значительным, постоянно растущим научным, воспитательным и культурным потенциалом.

Следует отметить, что Правительство Российской Федерации, осуществляя руководство по созданию общества нового типа, уделяет большое внимание более полному и глубокому использованию богатства культуры и музейного дела в профориентации и патриотическом воспитании молодежи.

В связи с этим вся деятельность музейных учреждений должна строиться в интересах профориентационного и патриотического воспитания молодежи. Немалое значение при этом имеет использование того огромного духовного опыта, тех традиций, которые сложились за годы многовековой истории нашего государства. Музеи обязаны усиливать интерес населения и прежде всего молодежи к истории нашей Родины, и на этой основе вырабатывать внутреннюю потребность и дальше развивать славные традиции предшествующих поколений средствами культурно-массовой работы, проводимой в музеях.

2 стр., 928 слов

Туризм. Моя будущая профессия

... организация системы развлечений (экскурсии и т.д.). Наша будущая профессия действительно многогранна. И как сказано в одном ... роли снаряжения в активном туризме. Принципы выбора туристической одежды и рекомендации по ее эксплуатации. Изучение истории появления рюкзака, его ... жизни. Думаю начать стоит, прежде всего, с самого понятия "профессия". Существует несколько значений этого термина. Профессия ...

Продолжение после покупки

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.». Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является профориентационная работа.

Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Проблема выбора профессионального самоопределения является непростым испытанием для учащихся 8-9 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника.

Как отмечает Е.А.Климов, «выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов – движущих сил профессионального самоопределения, – находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга. Важным условием умения принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости».

Профориентационные экскурсии – это возможность познакомить обучающихся общеобразовательных организаций с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей.

Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у обучающихся представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных областях. Организация профориентационных экскурсий способствует привлечению молодежи к освоению различных специальностей и снижению дефицита профессиональных кадров.

Московская область имеет огромный потенциал для развития профориентационных экскурсионных программ, в т.ч. связанных с популяризацией профессий музейного дела. В данной работе была разработана профориентационная экскурсионная программа «Дом, где живет история», которая имеет целью приобщение к музейному делу через игру и мастер-класс. Также был произведен расчет стоимости экскурсии для 15 и 10 человек и расчетным путем доказана эффективность экскурсии. Для продвижения профориентационной экскурсионной программы «Дом, где живет история» были предложены рекомендации и рассчитана их стоимость.

74 стр., 36853 слов

Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере ...

... опираться на федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и другие нормативные акты. Несмотря на ограниченность ... на развитие региона. Предлагаются меры по воссозданию туризма как отрасли региональной экономики........................................................86 При выборе темы дипломной работы «Разработка экстремальных туристских маршрутов по Российскому ...

Разработанная программа может послужить локомотивом для продвижения музейных профессий.

1. Федеральный закон от 09 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. От 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации)

2. Федеральный закон от 24.04.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. От 23.02.2011) // СПС Консультант +

3. Бокарева Н. Музеи тайно изучают посетителей. Статья от 21 августа 2010 на деловом портале BFM.r* // [Электронный ресурс] Режим доступа статьи: h**t://w*w.bfm.r*/news/91736?doctype=article

4. Будко А.А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью // Опубликовано в журнале Музей, 2009., № 9, С. 32-36

5. Десвалес А. Ключевые понятия музеологии. Урядникова А. В., перевод на русский язык, ИКОМ России, 2012,104 с.

6. Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

7. Камнева Г.П., Туктарова Н.Н. Значение маркетинговой деятельности для современных музеев // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008, № 3, С. 27–35.

8. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика — средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. — 2007. — № 9. — С. 29-31

9. Мун Л.Н. Музейная педагогика в современном образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: h**t://psychology.snauka.r*/2012/09/1064 (дата обращения: 31.07.2014).

10. Назаров П.В., Шубина О.А. Организация музейного менеджмента и маркетинга в региональном музее // Справочник руководителя учреждения культуры №09/2011

11. Проект документа «Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://mkrf.r*/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf

12. Пчелянская Т.М. Музей и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций // Триумф музея. Сборник публикаций материалов Всероссийской научной конференции «Музей как феномен современной культуры». 2009, С.146–160

13. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения. Ответственный редактор М.Ю.Юхневич:- М., 2006, 128с.

14. Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.museum.r*/rme/

15. Рубан Н. И. Музеология. История музейного дела. Основные направления и формы музейной деятельности. Учебное пособие, Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2007. — 320 с

16. Рудченко В. Н. Особенности социального маркетинга на примере музейного комплекса // Петербургский экономический журнал. 2013, № 1(1) С.18–24

Продолжение после покупки