Перспективы развития туризма в Осташковском районе Тверской области

Дипломная работа

дипломные работы, Туризм

Объем работы: 96 стр.

Год сдачи: 2009

Стоимость: 7000 руб.

Просмотров: 842

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Главные причины этого – постоянно растущий спрос на путешествия и относительно высокий уровень рентабельности отрасли. В большинстве стран мира туризм играет значительную роль в экономике, стимулировании социального развития регионов, поступлении средств в государственную казну. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

С начала 80-х годов ХХ столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад — поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более 20% туристского рынка, а темпы его роста в 2-3 раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что путешествия, связанные с риском и природой, сейчас являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися направлениями рекреационной деятельности, туризм является одним из ведущих источников бюджета региона. Поэтому исследование туристского потенциала Осташковского района Тверской области, а также разработка концепции развития туризма в регионе имеет большое практическое значение.

Осташковский район обладает большим ресурсным потенциалом для развития туризма в Тверской области – озеро Селигер является наиболее привлекательным как для экотуристов,…

1.2 Основные факторы развития туризма в регионе

Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных.

Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т. д.).

Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве.

Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.

Внешние факторы воздействуют на региональный туризм по¬средством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает:

  • возраст населения региона;
  • увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью;
  • рост пропорции одиноких людей;
  • тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;
  • рост числа бездетных пар в составе населения региона;
  • уменьшение иммиграционных ограничений;
  • увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;
  • более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Оплаченные командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют об¬лик делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая…

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо ре¬гионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных. Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К ста¬тичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. К динамичным относятся демографические, социально-эко¬номические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве.

2. Осташковский район Тверской области обладает большим рекреационным потенциалом и является благоприятным для развития туризма. Этому способствует наличие здесь уникальных природных, исторических и архитектурных объектов. В западной части района находится исток Волги. Около 15 процентов территории района занимают памятники природы и заказники. Центральное положение в районе занимает озеро Селигер. Его водная система включает в себя более 20 обособленных плесов и ряд озер, соединенных друг с другом протоками и проливами. Мягкий целебный климат, обилие лесов и озер – все это является основанием для придания этой территории статуса курортной зоны.

В настоящее время на территории района функционирует более 20 баз отдыха. В 2002 году Осташковскому району вместе с некоторыми территориями Пеновского и Селижаровского районов присвоен статус курорта местного значения.

Исследование Осташковской рекреационной зоны позволило выявить следующие сильные стороны, способствующие развитию туризма в регионе:

  • Удобное географическое — положение.
  • Хорошие транспортные связи.
  • Богатый природно-рекреационный потенциал.
  • Богатое культурное наследие.
  • Все ориентированные виды туризма.
  • Устойчивые турпотоки на Селигер.

3. Мы разработали водное путешествие (лодочный поход) по озеру Селигер, на базе отдыха «Хатинь-бор»,…