Научное общество «Шаг в будущее»
Из года в год увеличивается количество обучающихся, проявляющих творческую самостоятельность во внеурочной деятельности по учебным предметам, повышается качество их творческих работ. Данные таблицы наглядно показывают положительную динамику участия моих воспитанников в олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня.
Мои ученики являются активными участниками конференций, конкурсов, соревнований различных уровней.
Таблица 3
Кол-во
обуч-ся
%
1
«Юный информатик»
2014 – 2015
25
100
2
«Я — исследователь»
2014 – 2015
12
48
2015 – 2016
15
54
2016 — 2017
18
69
3
«Волшебные проекты»
2014 – 2015
11
44/81
2015 – 2016
17
56
2016 — 2017
21
81
4
«Юный риторик»
2014 — 2015
25
100
Сведения об о рганизации различных форм внеурочной деятельности по предмету
Развитие физических и функциональных возможностей юных туристов ...
... туристов. К приоритетным направлениям туристской деятельности закон относит поддержку внутреннего, социального и самодеятельного туризма. Туристскую деятельность предлагается регулировать путём содействия кадровому обеспечению туристской деятельности, развитию научных исследований ... В такой ситуации любые ... Анализ предлагаемых различными авторами определений ... увлечение компьютерной работой, просмотром ...
Рис. 7 Защита исследовательских работ
Исследовательская деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Урочные формы работы с исследованиями и внеурочные оказывают на деятельность различное влияние.
Таблица 4
2015-2016
учеб. год
2016-2017
учеб. год
Кол-во обуч-ся
%
Кол-во обуч-ся
%
Кол-во обуч-ся
%
Кол-во обучающихся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня
2
8
2
8
4
16
Кол-во обучающихся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня
Кол-во обучающихся, принимавших участие в предметных олимпиадах российского уровня
17
70
15
60
25
96
Кол-во обучающихся, принимавших участие в предметных олимпиадах международного уровня
Кол-во творческих работ обучающихся по предмету (проектов, исследований и др.)
19
79
25
100
26
100
Количество обучающихся, проявляющих творческую самостоятельность во внеурочной деятельности по предмету
Таблица 3
Итоги заочного тура конкурса «Церковь в истории Пензенского края. ...
... участии Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне на территории Пензенского края. Христос Воскресе! Подробнее о конкурсе ... обучающихся системы общего и дополнительного образования, популяризации научных знаний истории Пензенской ... Ладыгин Николай, ГБПОУ ПО «МАТК», воскресная школа ... ЭССЕ 24 Антонова Екатерина, воскресная группа при храме прп. Пимена Угрешского с. Алерьевка Пензенского ...
обучающе
гося
Класс
Результативность
Достижения
Дополнительные сведения
Уровень участия
Вид участия (конференция, конкурс, соревнование и др.)
1 м
2 м
3 м
2014
Кузьмина Евгения
2
Всероссийский
Конкурс
«Современные похождения героев произведений С.В. Михалкова»
1
Диплом победителя по РФ
2014
Куровский Марк
2
всероссийский
Конкурс
«Современные похождения героев произведений С.В. Михалкова»
1
Диплом победителя по Сибирскому Федеральному округу
2014
Шепета Александр
5
всероссийский
Конкурс
«Современные похождения героев произведений С.В. Михалкова»
1
Диплом победителя по Кемеровской области
2014
Остроухов Илья
6
всероссийский
Конкурс
«Современные похождения героев произведений С.В. Михалкова»
1
Диплом победителя по Таштагольскому муниципальному району
Международный конкурс для студентов и учащихся образовательных ...
... и участники Конкурса награждаются Дипломами, которые отправляются в электронном виде после подведения итогов Конкурса. 10.6. Руководители, подготовившие победителей и участников Конкурса награждаются Благодарностью, которую можно будет заказать. 10.7. Образцы Дипломов и Сертификатов ...
2014-2016
25
2-4
всероссийский
Конкурс
«Инфознайка»
Сертификаты участников
2015-2016
Куровский Марк
2-4
Всероссийский
Конкурс
«Инфознайка»
2
Диплом лауреата
2014-2015
Рожкова Софья
2-4
Всероссийский
Конкурс «Осенний калейдоскоп»
2
Диплом лауреата
2014-2015
25
2-4
Всероссийский
Конкурс
«Олимпус»
2
5
8
Дипломы победителей
Сертификаты участников
2015-2016
12
4
Всероссийский
Конкурс «Кенгуру»
2
Дипломы лауреатов
Сертификаты участников
2015-2016
25
4
Всероссийский
Конкурс «Олимпиада +»
5
7
5
Дипломы победителей
Дипломы лауреатов
Структура диплома — как составить, примеры
... конверт, которые приклеивается с внутренней стороны обложки диплома. Примеры приложений для дипломной работы Выводы Структура диплома — это строгая последовательной составных частей проводимого ... требуется писать небольшой подраздел с выводами после каждой главы. Примеры заключений для дипломной работы Список использованной литературы [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/referat/dopolnitelnaya ...
Сертификаты участников
2016 – 2017
23
1
Всероссийский
Конкурс «Олимпиада +»
9
2
7
Дипломы победителей
Дипломы лауреатов
Сертификаты участников
2016 – 2017
19
1
Всероссийский
Конкурс «Учи.ру»
5
9
5
Дипломы победителей
Дипломы лауреатов
Сертификаты участников
2014
Рожкова Софья
3
Районный
Конкурс чтецов, посвященный празднованию 69-летию Победы
1
Диплом победителя
2014
Одинаев Рустам
2
Районный
Конкурс творческих работ
«Полицейская служба такая»
Сертификат участника
2014
Шепета Александр
6
Районный
Конкурс творческих работ
«Полицейская служба такая»
Сертификат участника
2014
Пауль Анастасия
2
Районный
Конкурс творческих работ
Организация и проведение PR-кампании событийных мероприятий на ...
... мероприятий Оценка эффективности маркетинговых мероприятий Анализ организации и проведения конкурса «Искусство науки» Раздел 1. Теоретические основы событийного маркетинга 1.1. Роль и виды событийного маркетинга По мнению многих специалистов, стандартные формы «продвижения» ...
«Полицейская служба такая»
Сертификат участника
2014
Куровский Марк
2
Районный
Конкурс творческих работ
«Полицейская служба такая»
Сертификат участника
2014-2015
Пауль А.
Валерьянов С.
Бурнышева К.
Абдураимова К.
2-3
Районный
Конкурс творческих работ «Моя мама лучшая на свете»
Сертификат участника
2015-2016
Данилин Алексей
4
Районный
Конкурс творческих работ «Профессия моей мамы»
1
Диплом победителя
2014-2015
Кузьмина Е.
Мостовая А.
Рожкова С.
2-4
Районный
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
Сертификаты участников
2014-2015
Маметьев М.
Мостовая А.
Рожкова С.
2-4
Районный
Конкурс на лучшую кормушку
Сертификаты участников
2015-2016
Рожкова Софья
4
Районный
Творческий конкурс «Музыкальный лабиринт»
1
Диплом победителя
Мероприятия по повышению качества обслуживания в районной гостинице
... курсовой работы является повышение качества обслуживания для привлечения новых клиентов и удержания старых в комплексе «Туяа». Данная цель предполагает решение в работе следующих задач: Рассмотреть теоретические аспекты управления качеством услуг, специфики управления качеством в ...
2016 – 2017
Кащеева Кира
1
Районный
Конкурс на лучшую кормушку, творческий конкурс сочинений
1
Диплом победителя
2014
Зайцева Виктория
7
Районный
НПК
«Шаг в науку»
1
Диплом победителя
2015
Пауль Анастасия
3
Районный
НПК «Я познаю мир»
1
Диплом лауреата
2015
Рожкова Софья
3
Районный
НПК «Я познаю мир»
Сертификат участника
2015
Одинаев Рустам
3
Районный
НПК «Я познаю мир»
Сертификат участника
2015
Пауль Анастасия
3
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
1
Диплом победителя
2015
Рожкова Софья
3
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
Сертификат участника
Инновационная деятельность на предприятии (на примере ОАО «Первый ...
... исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии. Цель данного дипломного проекта - комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. провести общую характеристику предприятия; 2. проанализировать ...
2015
Одинаев Рустам
3
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
1
Диплом победителя
2015
Куровский М.
Пьянков К.
3
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
Сертификат участника
2014
Самойлов Алексей
7
Областной
НПК
«Мы – будущее Кузбасса (Юниор)»
1
Диплом победителя
2014
Зайцева Виктория
8
Областной
НПК
«Мы – будущее Кузбасса (Юниор)»
1
Диплом лауреата
2014
Данилина Анна
7
Областной
НПК
«Мы – будущее Кузбасса (Юниор)»
Сертификат участника
2014
Фадеева Олеся
7
Областной
НПК
«Мы – будущее Кузбасса (Юниор)»
Сертификат участника
2014
Данилина Анна
7
Областной
«Проектная деятельность в современном образовательном учреждении»
... Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции . Содержание Психологическая структура проектной деятельности ... компетенций, в том числе и проектной (иногда называемой компетенцией решения проблем), непременно ставит нас перед проблемой формирования у учащихся проектной деятельности. ... проектные методы в практике ...
НПК
«Кузбасские истоки»
1
Диплом лауреата
2014
Зайцева Виктория
8
Областной
НПК
«Кузбасские истоки»
Сертификат участника
2014
Зайцева Виктория
8
Областной
НПК
«Первые шаги в науку о здоровье»
1
Диплом победителя
2015-2016
Данилин Алексей
4
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
1
Диплом победителя
2015-2016
Данилин Алексей
4
Районный
НПК
«Шаг в науку»
1
Диплом победителя
2015-2016
Кушнир М.
Рожкова С.
4
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
Сертификат участника
2015-2016
Кушнир М.
Рожкова С.
4
Районный
НПК
«Шаг в науку»
Сертификат участника
2015-2016
Данилина Анна
9
Районный
НПК
«Шаг в науку. Открытия юных»
1
Диплом лауреата
2015-2016
Данилина Анна
9
Районный
НПК
«Шаг в науку»
1
Диплом лауреата
2016 — 2017
Остроухов Лев
1
Районный
НПК
«Шаг в науку»
1
Диплом победителя
2016 — 2017
Алексеева Софья
1
Районный
НПК
«Шаг в науку»
1
Диплом победителя
2017
Кель Яна
6
Межрегиональный
Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье»
Сертификат участника
2017
Остроухов Лев
1
Межрегиональный
Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье»
Сертификат участника
Результаты внеурочной деятельности и достижения обучающихся
Формирование ключевых компетенций путем создания условий для исследовательской деятельности младших школьников
Существует международная практика формирования ключевых компетенций учащихся школ, причем каждая страна создает свою собственную технологию их формирования. Эта практика показывает, что формирование ключевых компетенций учащихся должно занимать значимое место в образовательном процессе, что возможно при условии разработки и включения в учебный процесс образовательных модулей и дисциплин, направленных на их формирование, использовании в образовательном процессе педагогических технологий, способствующих их формированию.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет «высшие компетентности», которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
И.А.Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», потенциального» [9].
компетенцией»
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Образовательный стандарт, направленный на формирование общеучебных компетенций, позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Так зачем же педагогам применять метод исследований? На мой взгляд, он представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Ключевыми образовательными компетенциями, формирующимися в процессе именно такой работы, являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Рис.3 Компетенции
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
Известно, что учебное исследование и учебный проект обладают огромным развивающим потенциалом. Для того, чтобы этот потенциал был раскрыт и использован учащимся, необходима хорошая, устойчивая мотивация, поскольку в педагогической психологии доказано: развивает то, что имеет значение для человека, на что направлена его внутренне мотивированная деятельность. Исследование должно не просто заинтересовать учащегося своим содержанием или формой, ему необходимо не только осознать важность темы, ее социальное или научное значение, но у учащегося должно сформироваться понимание смысла и ценности исследования для него самого.
Управление исследовательской деятельностью младших школьников
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:
-
овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
-
самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
-
точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
-
приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
-
сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
-
проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
-
выстроить доказательство и давать опровержение.
При написании исследовательской работы у учащихся развиваются умения:
-
анализировать, систематизировать (анализ — это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
-
сравнивать (сравнение — это способ познания посредством установления сходства и различия);
-
обобщать и классифицировать (обобщение — это способ познания посредством определения общих существенных признаков);
-
определять понятия (понятие — это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);
-
доказывать и опровергать (доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение — это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся, прежде всего, необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах:
-
владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;
-
применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.
Алгоритм деятельности руководителя исследования должен включать в себя следующие обязательные элементы:
-
обучение приёмам и методам исследовательской деятельности, творческого поиска;
-
разработка банка проблемных заданий, каталога тем исследовательских работ;
-
корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом исследовательской деятельности обучающихся;
-
корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации исследования;
-
предложение выбора тем исследовательских работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать;
-
подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;
-
формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;
-
определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;
-
организация и проведение предзащиты учебных исследований;
-
помощь ученику/ученикам в определение формы защиты результатов исследования: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе исследовательских работ, размещение результатов исследовательской деятельности младших школьников на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.;
-
подготовка необходимой документации для защиты результатов исследования: отзыва руководителя, рецензии на работу, заполненной экспертной карты проекта;
-
организация защиты исследовательской работы.
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Поэтому для четкой и грамотной организации исследовательской деятельности учащихся необходимым является знание и соблюдение требований ФГОС.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели:
1. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Я, как учитель, использую материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
2. Мотивированность.
Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда.
Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из важных задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Поэтому для меня очень важно, чтобы мои ученики не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. В данном случае мне приходится решать сложную задачу не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям осуществляется на доступном для детского восприятия уровне, само исследование посильно, интересное и полезное.
Деятельность педагога в данном случае направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
-
видеть проблему;
-
задавать вопросы;
-
выдвигать гипотезы;
-
давать определения понятиям;
-
классифицировать;
-
наблюдать;
-
проводить эксперимент;
-
делать выводы и умозаключения;
-
структурировать материал;
-
доказывать и защищать свои идеи.
Где и как мы можем сформировать эти умения?
Существенно меняется роль учителя в учебном процессе.
Учитель должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребенка, как свидетельствуют многие исследования, является не столько его включение в творческую деятельность, сколько наличие в его окружении «образца творческой деятельности». В любом творчестве, и учебно-исследовательская деятельность не является исключением, преобладают принципиально не формализуемые элементы, которые могут транслироваться и усваиваться только в прямом контакте с тем, кто сам способен творить. Большая часть этих неформализуемых, интуитивных элементов не может быть вычленена и вербализирована, так как зачастую не осознается ни самими творцами, ни теми, кто наблюдает за их творчеством.
Заключение.
Поэтому возвращаясь к эпиграфу, я хочу сказать: очень важно и нам, взрослым суметь увидеть в каждом ребёнке искорку, суметь разжечь её, в том числе с помощью метода исследований.
Для того чтобы сформировать исследовательскую компетентность обучающихся, необходимо сформировать её у учителей.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребёнком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверена, что это нужно, прежде всего, ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/esse/moya-buduschaya-nauchno-issledovatelskaya-rabota-2/
-
Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2004. — 144 с.
-
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. — № 18. – С. 68-74.
-
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. — № 6. – С. 54-63.
-
Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года г.Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
-
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. — № 7. – С. 41-44.
-
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
-
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: — ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
-
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. — № 1. – С. 30-33.
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003, 204 с.
-
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] учебно – методическое пособие / А. И. Савенков. –Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
-
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. — № 4. – С. 144-148.
-
Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
-
Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. — № 6. – С. 23-58.