Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке — здание, опередившее время

Эссе

В 1959 году на Пятой авеню города Нью-Йорка появилось здание, навсегда изменившее архитектурную типологию музейных пространств. Создав Музей Гуггенхайма, дал нам возможность совершенно по-новому взглянуть на саму роль музея в культуре. Современные музеи — это уже не просто места для хранения ценных артефактов или национальные сокровищницы, а эпицентры развлечений, зрелищ и городского развития. Но чем объяснить, что архитектор, проектируя Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, почти полностью проигнорировал специфику заказа, из-за чего интерьер плохо подходил для своего основного назначения — демонстрации предметов искусства? Неужели Фрэнк Ллойд Райт уже в середине ХХ века предвидел, каким станет искусство в будущем?

«Понятие органическое в архитектуре для меня является синонимом целостности».

При этом он буквально с ног на голову перевернул общепринятое представление о музейной архитектуре и принципах построения экспозиции. Попадая через центральный вход в атриум первого этажа, длина которого 400 метров, посетители поднимались на лифте на верхний этаж и лишь затем, спускаясь вниз по этажам-пандусам, осматривали выставленные экспонаты. При этом открытые объемы интерьера давали возможность одновременно обозревать сразу несколько уровней. Сама ротонда состоит из 6 этажей и венчается стеклянным куполом, который обеспечивает дневное освещение. Музей Гуггенхайма стал первым архитектурным объектом, где спиралевидная форма была воспроизведена в таком масштабе.

Однако закрученные по спирали наклонные стены Музея Гуггенхайма не подходили для того, чтобы демонстрировать здесь предметы искусства. Лишь после смерти Райта была создана система реек и тросов, позволяющая экспонировать плоские прямоугольные холсты на изогнутых и наклонных стенах.

А в 1992 году к зданию музея по проекту бюро Gwathmey Siegel & Associates Architects было пристроено новое крыло, включающее в себя дополнительные выставочные пространства и два этажа офисных помещений.

Самое удивительное, что Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке в том виде, в каком его задумывал Фрэнк Ллойд Райт, становится прекрасной площадкой для демонстрации искусства сегодняшнего. Крупные инсталляции современных авторов не только экспонируются в самом атриуме, но и подвешиваются с помощью специальных тросов к куполу. Мог ли архитектор проектировать здание предполагая такое развитие искусства? Исключать такой вариант нельзя. Но гораздо более правдоподобной версией выглядит утверждение, что Фрэнк Ллойд Райт в первую очередь стремился до конца быть верным своим оригинальным творческим принципам. И наградой за это стал тот факт, что с архитектурной точки зрения Музей Гуггенхайма не только не устаревает, а с каждым годом становится все актуальнее.

10 стр., 4550 слов

Эстетика современной архитектуры на примере музея Гуггенхайма ...

... искусства в мире и умеет представить творчество целых цивилизаций». Е.П. Львова в книге «Мировая художественная культура 20 века» говорит: «в истории современной архитектуры есть важная точка отсчета – здание музея Гуггенхайма в Бильбао ...

Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU

По материалам: guggenheim.org, archcompetition.net, thisamerica.net, archdaily.com