Пять о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer). Кочетков Н.Н

Эссе

Эссе на тему «Креативность»

  1. Цели и направления коллективного употребления

Прежде чем поставить цели на написание эссе к АСК 27 «Креативная деятельность нашей группы: возможности и необходимость», восстановим контекст употреблении проводимого АСК в рамках нашей деятельности. Как известно, почти все участники корпоративного университета «ВИАНСА» в своей деятельности занимаются разработкой проектов, проектированием. На проводимом АСК-21 «Проект. Проектирование» мы уже расширили свои представления на тему «Проектирование», разработали понятия «Проект» и выделили процедуру проектирования. Напомним, что процедура проектирования включает в себя следующие этапы:

  1. фиксация положения дел;

  2. анализ ситуации и постановка проблемы;

  3. разработка решения поставленной проблемы (генерация проектной идеи);

  4. разработка организационной схемы реализации проекта.

Большинство из упоминаемых выше этапов разработки проекта нами неплохо проработана, и в целом на каком-то уровне уже технологизирована, кроме третьего этапа «Разработка проектной идеи». На проводимом АСК-21 мы зафиксировали дефицитность представлений и инструментария относительно данного этапа. Текущее АСК «Креативная деятельность нашей группы», на мой взгляд, является органичным дополнением и продолжением обсуждения темы «Проект.

Проектирование».

Очень хорошая форма самоопределения.

Соответственно, по результатам вышеприведенных положений можно зафиксировать следующий набор целей на проводимое АСК-27:

  • Расширение набора базовых представлений на тему «Креативность»;

  • Формирование набора средств и инструментов получения креативных идей, для непосредственного использования их при проектировании компьютерных симуляторов.

  1. Понятийные основания

    11 стр., 5304 слов

    Проектирование туристской рекреационной деятельности на местном ...

    ... событийное, мифологическое, научное) Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на международном уровне: передовой опыт. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на национальном уровне: передовой опыт. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на местном уровне: передовой опыт. Проектирование каналов сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг ...

Семантика слова.

«Креативность» (лат. сrео — творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение).

Примеры креативного мышления

Примеров креативной деятельности в истории человеческой цивилизации накопилось предостаточно, приведем наиболее оригинальные из них:

  1. Середина 20 века (1949-1668 г.г.) характеризуется обострением вооруженного противостояния двух сверхдержав США и СССР. Если проводить сравнения военного потенциала двух держав после окончания второй мировой войны, то перевес наблюдается у США (обладание атомной бомбой, мощным военно-морским флотом, современной эскадрильей истребителей и бомбардировщиков, способной практически беспрепятственно доставить атомную бомбу в любую точку планеты).

    Таким образом, США обеспечивало себе полное господство. На что СССР дает ассиметричный ответ — осваивает космос (в ходе космической программы был создан ракетный потенциал, появились межконтинентальные баллистические ракеты) и тем самым сводит на нет военный потенциал Соединенных Штатов. Теперь ракеты с атомными боеголовками могут беспрепятственно поразить любую точку земного шара.

  2. Ежегодно в США, штате Невада, в пустыне Блэк Рок проводится фестиваль радикального самовыражения «Burning Man Festival» («Горящий человек» / «Человек в огне»).

    Количество его участников составляет порядка 50 000 человек. Фестиваль уникален тем, что на неделю в пустыне устанавливается ультрасовременная креативная среда: сооружаются произведения искусства самых необычных форм, люди передвигаются на «мутированных» автомобилях в костюмах фантастических персонажей, артисты делают нетривиальные выступления. Все эти действия имеют музыкальное сопровождение. Ключевыми авторами фестиваля являются рядовые участники, которые демонстрируют оригинальное, зачастую абсурдное поведение, создают необыкновенные образы и объекты. Посещение события в качестве наблюдателя на фестивале не приветствуется. Кульминацией фестиваля «Burning Man Festival» считается сжигание большой деревянной скульптуры человека. Это происходит на шестой день праздника. Мероприятие поражает своей зрелищностью, и данное торжество творчества является ярким примером креативности, как формы самовыражения.

Современные формы культивирования креативного мышления

Центров и мест культивирования креативного мышления на текущий исторический момент предостаточно. Это объясняется двумя факторами, экономическим и социальным.

Рассматривая экономический фактор развития креативного мышления необходимо обсуждать приоритетный, ведущий фактор развития экономики 21 века. Общепринято, что сейчас двигателем развития экономики являются не производственные силы и ресурсная база, а интеллект, передовые знания и креативные идеи. Соответственно, «экономическая машина» развитых и быстроразвивающихся стран формирует заказ на передовые знания, инновации, тем самым стимулирует развитие креативного мышления. Ключевыми игроками на данном рыке являются такие институциональные единицы, как «Фабрики мысли», «Мозговые центры», «Креативные лаборатории», «Творческие коллективы», где, по сути, организовано производство креативных идей. В своей непосредственной работе данные организации используют следующий перечень гуманитарных технологий: «Мозговой штурм», «ТРИЗ Альтшулера», «ОДИ Щедровицкого» в той или иной форме.

13 стр., 6396 слов

Исследование креативных пространств в городе Санкт-Петербург

... своих»: социальное исключение и креативные пространства Санкт-Петербурга», а именно следующее: «Под креативными пространствами мы понимаем места локализации новых форм культурного производства и производства новых идей. Креативные пространства в старых промышленных городах часто занимают ...

Хороший тезис, требующий развития: игра и творчество. Игра креативна, творить – значит играть.

Социальный фактор развития креативного мышления базируется на протекающем процессе трансформации общества (изменение общечеловеческих ценностей, норм поведения, стандартов жизни) и развитой форме индивидуализма и духа внутренней свободы. У населения развитых стран базовые потребности (физиология, безопасность, любовь/принадлежность, уважение ) в целом удовлетворены, и теперь для полного счастья им не хватает удовлетворение «потребности в самовыражении», так социумом формируется запрос на креативность. Институционально данная форма креативного мышления не представлена, а культивируется событийно, в виде выставок современного искусства, креативных фестивалей разнообразного искусства (музыки, танцев, живописи).

Выделить инструменты работы людей, занимающихся такой деятельностью трудно, это, как правило, выражается в спонтанном творческом порыве.

  1. Рабочее понятие

Сделав небольшой обзор на тему «Креативность» постараюсь построить рабочее понятия, опираясь на вышеприведенный текст, книгу Ричарда Флориды «Креативный класс» и собственные размышления на данную тему (Рисунок 1 «Схема формирования креативной идеи»).

Понятие креативность можно постараться описать через набор следующих сущностных характеристик:

  • Природная склонность человека к креативу. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному адаптированы, для ведения креативной деятельности.

  • Характеристики креативной среды.

Для креативной среды свойственны следующие черты:

14 стр., 6670 слов

Этапы разработки туристского продукта

... отдельной личности в частности. Цель настоящей работы - рассмотреть основные этапы создания туристического предприятия. Сегодня любой более или менее крупный предприниматель, фирма, ... в сфере туристского обслуживания являются обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур- продукта или отдельной туристской услуги, защита интересов потребителей туристских услуг от ...

    1. Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея.

    2. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей.

    3. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи.

    4. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи.

  • Процедура генерации идей. В своей книге Ричард Флорида заявляет, что многие практики и теоретики темы «Креативность» выделяют четырехступенчатый процесс генерации идеи, кратко проиллюстрируем их:

  1. Этап «Подготовка», заключается в детальном изучении задачи и попытке по возможности подойти логически к решению задачи, используя стандартные, общепринятые подходы.

  2. Этап «Инкубация», заключается в обработке проблемы на сознательном и подсознательном уровне. Данный этап плохо изучен, и никак не формализуем, многие авторы называют его «мистическим».

  3. Этап «Озарение», заключается в непосредственном синтезе идеи, происходит озарение и к человеку приходит решение.

  4. Этап «Верификация», заключается в оформлении и подтверждении работоспособности идеи относительно поставленной задачи.

  • Формат употребления результатов. Как уже было сформулировано выше, постановка заказа на разработку креативной идеи базируется на решении двух задач:

    12 стр., 5963 слов

    Инновация как метод усовершенствования работы турфирмы ООО «WorldTur»

    ... Инновация как метод усовершенствования работы турфирмы. Цель исследования определила задачи: Раскрыть суть понятия «инновационные технологии», её виды и функции; Определить суть и основные принципы инновационных технологий в туризме; Системный анализ на примере турфирмы ООО «WorldTur»; Обзор инновационных технологий на примере турфирмы ...

  1. Решение актуальной проблемы. Движущей силой данного заказа является конкуренция в бизнесе, в борьбе за выживание. Например, война является наиболее острой формой конкуренции среди людей. Соответственно, не удивительно, что в результате войн, на протяжении всей истории человечества, наблюдается технический бум инноваций. Участники военных действий за счет инноваций хотят получить доминирующее превосходство и одержать победу.

  2. Удовлетворение потребности в самовыражении. Результатом данной задачи является выработка новых форм, представлений, понимания, стилей жизни индивидуумов, которые хотят получить самовыражение, почувствовать личный рост и духовное просвещение.

Пять эссе о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer).</p>
<p>Кочетков Н.Н.

Рисунок 1 «Схема формирования креативной идеи» , Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/esse/na-temu-tvorchestvo-v-turizme/

  1. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. 3-е изд._М.: Дело, 2005. 656 с. ISBN 5-7749-0389-3 ;

  2. Кочетков Н.Н. Рефлексия АСК-21 «Проект. Проектирование»;

  3. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/ ;

  4. Материалы сайта «Психологос. Энциклопедия практической психологии» [Электронный ресурс]

  5. Флорида Р. Ф. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. — 421с. ISBN 5-89817-086-3.