В 1725 году Петр умер. Умер человеком, в чьем уме родилась грандиозная идея: создать за кратчайший строк на болотистом берегу моря величественный город, достойный могущественного государства. И он создал его, отдав силы и жизнь.
3. Мифология Петербурга
Петр Великий намеревался построить идеальный искусственный город, который должен возникнуть «вдруг», на новом месте (не на месте разрушенного старого).
У такого города нет истории, а если нет истории, ее заменяют тут же возникающие мифы.
Одна любопытная старинная рукопись передает такую подробность: « Когда Петръ взялся за заступъ, съ высоты спустился орелъ и парилъ надъ островомъ. Царь, отойдя въ сторону, срубилъ дв? тонкія березки, и соединивъ ихъ верхушки, поставилъ стволы въ выкопанныя ямы. Такимъ образомъ эти дв? березки должны были обозначать м?сто для воротъ будущей кр?пости. Орелъ опустился и с?лъ на березки; его сняли оттуда, и Петръ, обрадованный счастливымъ предзнаменованіемъ, перевязалъ орлу ноги платкомъ и посадилъ его къ себ? на руку. Такъ онъ сошелъ, съ орломъ на рук?, въ яхту, при торжественной пушечной пальб?. Въ лагер? всей свит? и духовенству предложенъ былъ об?дъ. Веселье продолжалось за полночь, и пушки не уставали палить».
Та же рукопись поясняетъ со словъ жителей Петербургской стороны, что «орелъ этотъ давно уже жилъ на остров?. Его нашли тамъ шведскіе солдаты, сторожившіе королевскіе л?са, и сд?лали ручнымъ. Въ посл?дствіи онъ содержался въ кр?пости, и на продовольствіе его назначено было жалованье.» Речь идет о «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга», входящая в состав источников Беспятых Ю.Н. «Петербург Петра Первого в иностранных описаниях».
Орел же, как посланец богов и символ силы в мифологиях различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение самого царя и его города.
Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще никогда над Невой не появляются.
Другим неразрешенным вопросом среди историков остался: был ли царь при закладке крепости? Легенды говорят о его присутствии, а вот некоторые факты, что Петр при закладке не присутствовал. Об этом говорит один из крупнейших знатоков Петербурга Столпянский. Это же утверждает современный историк Мавродин, заключая отсутствие царя в календарные рамки с 11 по 20 мая. Правда, некоторые исследователи выстраивают логический ряд в доказательство обратного.
Но так или иначе в народном сознании основателем города был Петр, что и закрепилось в виде легенды.
«Кунсткамера Петра 1»
... Петр выложил огромную по тем временам сумму в 30 тыс. гульденов, еще более года заняла доставка коллекции в Россию. Которая и стала затем основой Кунсткамеры – первого русского музея. ... полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить ... химическую работу". Музей того времени был совсем не похож на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены ...
Город Петербург носит имя святого Петра — Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Великий Петр настойчиво внушал современникам мысль о том, что он Русь деревянную превратил в Русь каменную. России нужен был символ — символ коренной перестройки, ее совершенно нового облика, и Петр задумывает Петербург как город исключительно каменный. Известно, что все, кто въезжал при Петре в новую строящуюся столицу, должен был привезти с собой камень, который пойдет потом на строительство. Но петербургский камень не природный феномен, это — это артефакт. Поэтому камень, скала, утес в петербургском мифе наделяется не привычными признаками неподвижности, устойчивости, способности противостоять напору ветров и волн, а противоестественным признаком перемещаемости.
Петербург стал городом символов, городом загадок.
Этот город принято считать произведением совершенным, завершенным и эстетически целостным. Между тем, в архитектуре Петербурга сокрыта целая вереница противоречий и недомолвок. Чего стоит только полулегендарная история с «кривым» Невским проспектом, ломающимся в районе Московского вокзала, хотя задумывался он изначально как прямая «першпектива», связывающая между собой два удобных выхода к Неве. Согласно легенде, прорубая болотистую лесину, проектировщики ошиблись в расчетах. Или же Казанский собор, который должен был представлять собой в окончательном варианте некое подобие римских соборов: напротив нынешнего Казанского планировалось соорудить точно такой же, зеркальное его отражение. «Римский проект», однако, не состоялся. Петербург так и не увидел классической круглой площади, которая могла бы образоваться во внутреннем пространстве собора. Не состоялся и другой «итальянский проект», согласно которому нынешние Линии Васильевского острова должны были стать подобием венецианских каналов.
Город удивительным образом «недостроен», половинчат, хотя внешняя его оболочка не выдает секретов.
Миф Петербурга складывался под воздействием многих идей, культурных традиций и политических концепций, что предопределило в целом его непростую судьбу. И до сих пор не ясно, какой он подлинный облик Петербурга: «мистический» или «блистательный».
Заключение
Итак, нами рассмотрен определенный период в истории создания Санкт-Петербурга (1703-1725 гг.).
Это время оказалось просто переполнено всевозможными событиями. Из неоткуда появился город, вырос в дельте Невы в начале 18 века. Здесь никто не сидел без дела. Слезы и пот впитала земля невская, но она же и знала великие празднества, которые устраивал довольно часто Петр Первый. (На то время в России изготавливалось больше пороха для фейерверков, нежели в каком-либо другом государстве).
Для русских людей здесь все было ново, необычно: на соборах вместо устремленных в небо куполов с крестами, — отточенные шпили; множество мостов, каналов, дома все большие, да каменные, да к тому же и строятся иначе, по-заморски. Поэтому первыми впечатлениями у современников были: шок, удивление, восхищение смелостью и дерзостью проекта, размахом работ. Некоторые же просто не верили в успех затеи и проклинали это гиблое место.
Победа в Северной войне, прорыв к Балтийскому морю и строительство там оборонительного порта, который превратился вскоре в столицу государства, основание флота — все это стало неотьемлимой частью того пути, в конце которого Российская империя превратилась в великую державу, а Санкт-Петербург стал ее новым лицом.
Характеристика петровского Санкт-Петербурга
... - верфи. Началось строительство и на Васильевском острове, который Петр планировал сделать центром города. В 1712 году в Санкт - Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно ... день Святой Троицы, его тоже назвали Троицким. Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы. Именно здесь в 1721 ...
В результате проведенной работы выяснилось, что как таковой истории у города не было. Город вырос почти в одночасье, словно по мановению волшебной палочки. К этому подталкивали некоторые обстоятельства. Прежде всего, опасность того, что шведы попытаются вернуть невские земли. Поэтому во что бы то ни стало, русским необходимо было как можно быстрее и крепче здесь обосноваться.
Строительство в первое десятилетие отличалось тем, что оно велось без какого-либо плана, развивалось само по себе, хаотично. В то время (1703-1711гг.) Петр был занят другими делами и мало следил за строительными работами.
В период 1711-1720 гг. обстановка несколько изменилась. Теперь Петр Первый мог уделять больше времени своему «детищу». Пока проектировалась застройка лишь отдельных участков и островов. Причем Петр сам принимал в этом непосредственное участие. Оставалось только решить, где быть центру города.
Это решение Петр после долгих лет раздумий и сомнений принимает в 1720 г. Тогда же начинается интенсивная застройка Васильевского острова, возводятся мосты, что раньше категорически запрещалось. Налаженная связь между островами подстегнула город в свою очередь к саморазвитию. Если быть точнее, в петровское время Петербург скорее «ютился» на отдельных островах, занимая в основном земли на материке, несмотря на все усилия Петра Первого. Теперь же можно с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург расположен на 42 островах и в нем насчитывается более 350 мостов (в черте города).
Сегодня город — это единое целое великолепие.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kontrolnaya/petrovskie-goroda-4/
1. Авсеенко В.Г..200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк. С-Пб.1903 // http://az.lib.ru/a/awseenko_w_g/text_0040oldorfo.shtml
2. Анисимов Е. Город и Царь. Исторические эссе //Звезда №1. 2003.
3. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра Первого в иностранных описаниях. Л.1991.
4. Бобровский П. Петръ Великiй въ усть? Невы. С-Пб.1903.
5. Богданов А.И.Описание Санкт-Петербурга // http://www.cbs1vao.ru/opissp.htm
6. Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом // Старые годы. , 1911, № 7-9.
7. Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре // ПИШ. — 1998. — № 6,7.
8. Канн П.Л., Сухотин Я.Л. Путеводитель «Санкт-Петербург и пригороды». СПб.2000.
9. Корнилович К. На берегах Невы. Л., 1964.
10. Мавродин В.В. Основание Санкт-Петербурга. — Л., 1983.
11. Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. — М., 1997.
12. Шарымов А.Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год