Аналитика по выездному туризму рф объемы тенденции география факторы перспективы

Курсовая работа

Туризм — наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного

валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от

6738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др.

В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой

экономики в целом.

Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента. Количество

приезжающих в нашу страну иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями на сегодняшний день равно 7,4 млн. человек .

Расширение туристских связей и туристской деятельности, многоукладность экономики российского туризма определяют важность правового

обеспечения сферы туристского обслуживания.

Многие годы туристская деятельность, оказание туристских услуг не имели законодательного регулирования, что порождало нецивилизованное

развитие туристского рынка.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации возникла известная стабильность в регулировании складывающихся в результате

реформ отношений. Имущественные отношения в сфере туризма с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы

главой 39 «Возмездное оказание услуг» (ст. ст. 779 — 783).

Итак, цель настоящей работы – рассмотреть задачи и необходимость правового регулирования въездного туризма, проблемы и перспективы

туристской деятельности.

Теоретические аспекты функционирования выездного туризма

1.1. Сущность и значение выездного туризма

Слово «туризм» происходит от французского “tour” – прогулка. В настоящее время под туризмом понимают вид деятельности, связанный с

путешествием и их обеспечением. Под туризмом понимают:

  • результат передвижения людей по туристическим маршрутам,
  • путешествие в пункт назначения и остановку в нем.

Под путешествием понимают выезд из региона постоянного проживания, не включающий в себя деятельность по извлечению прибыли.

10 стр., 4644 слов

Медицинский туризм как перспективное направление деятельности ...

... подразумевать выезд гражданина (туриста) в другую страну или регион для получения медицинских услуг. Известный отечественный специалист А.В.Бабкин использует понятие лечебный туризм. Он определяет его как деятельность, характеризуемую «перемещением резидентов и ...

Выделяется два основных определения туризма.

Согласно определению ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с

передвижением за пределы постоянного места жительства.

В законе РФ дано несколько иное определение. Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без

гражданства с постоянного места жительства оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных

целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и

реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

24 ноября 1996 года Президент РФ подписал Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N 132-ФЗ. Закон

провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования

туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование,

стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских

услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.

Закон определил основные понятия, используемые в сфере туризма. Так, туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан

Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,

профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного

пребывания; тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов — переводчиков и

другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации

туристу; туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность по организации путешествий.

Туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт, а турагент лишь продвигает и реализует туристский продукт, то есть

выполняет в основном функции посредника между туроператором и туристом.

Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности. Все они со ссылками на Федеральный

закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» помещены в Большом юридическом словаре .

Оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями

(туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные

отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско — правовых договоров.

Большинство норм Закона о туризме регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских

11 стр., 5004 слов

Безопасность как важный фактор развития российского (внутреннего) туризма

... 1. проанализировать развитие внутреннего туризма в России; .сформулировать понятие безопасности туристской деятельности; 3.выявить факторы риска в туризме. 4.представить теоретические аспекты организации системы безопасности в Российском туризме; .сформировать меры безопасности в туризме Российской Федерации; В данной работе ...

услуг. Следовательно, гражданско — правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство, в соответствии с Конституцией

РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71), равно как и установление правовых основ единого рынка,

финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки

предпринимательской деятельности (п. «ж» ст. 71).

В этой связи вряд ли оправданно наделение субъектов Российской Федерации правом принимать свои законы, регулирующие туристскую

деятельность. Здесь законотворчество сводится по существу к дублированию либо введению статей, не имеющих нормативного значения,

повторению норм государственных стандартов и т.д. Практическое значение таких актов невелико. «Субъекты Федерации, — как пишет Е.Л.

Писаревский, — не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым,

вторгаясь в сферу гражданско — правового регулирования» .

Следует поддержать предложение М.М. Маринина о принятии нового Федерального закона «О развитии туризма в Российской Федерации». Речь

идет именно о развитии туризма «как сложного межотраслевого, социально — экономического комплекса (в котором участвуют практически все

отрасли экономики страны и многочисленные российские и иностранные граждане).

Эти вопросы имеют настолько общегосударственное и

стратегическое значение, что должны относиться только к предметам ведения Российской Федерации» .

Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две

группы: первая группа — акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу

субъектов туристской индустрии («общие акты»).

Вторая группа — акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные

акты).

К первой группе относятся:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31

августа 2000 года N 1202-р;

  • Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 года);
  • Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. федеральных законов от 27 декабря 1995 года, 3 марта 1998

года и 31 июля 1998 года);

  • Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26.

Ко второй группе актов, то есть к актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, кроме Федерального закона от 24 ноября

39 стр., 19303 слов

Анализ спортивный походов на основании информации деятельности ...

... Российской спортивной классификацией, что, в свою очередь, требует соответствующей спортивной подготовки их участников, т.е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме. Цель - проанализировать спортивные походы на основании информации федерации спортивного туризма. ...

1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относятся:

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года, установивший состав земель особо охраняемых территорий (глава XVII), в

том числе земель рекреационного назначения, то есть предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-

оздоровительной и спортивной деятельности граждан;

Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 года N 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений

Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом»;

  • Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года N

490 (с изменениями от 2 октября 1999 года и 15 сентября 2000 года);

  • Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036;
  • Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 года N 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»;
  • Положение об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Утверждено Постановлением

Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;

Положение о предъявлении иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на

территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N

1142 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года N 1085);

Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного

государства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в

Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;

Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в

Российскую Федерацию. Утверждена Приказом МВД РФ от 26 мая 1997 года N 310 (с изменениями от 30 июня 1998 года и 7 апреля 2000 года).

В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации

туристских услуг. К ним относятся:

  • Письмо Госстандарта России от 14 августа 2000 года N ЮГ-110-19/2558 «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения»;
  • ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания». Дата введения — 1 апреля 1991 года;
  • ГОСТ Р 50644-94 «Туристско — экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». Дата

введения — 1 июля 1994 года;

17 стр., 8233 слов

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус

... Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, ... соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого. ... единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В ...

  • ГОСТ Р 50645-94 «Туристско — экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». Дата введения — 1 июля 1994 года;
  • ГОСТ Р 50681-94 «Туристско — экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». Дата введения — 1 января 1995 года;
  • ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги.

Средства размещения. Общие требования». Дата введения — 9 июля 1998 года;

  • ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие треб

1,200 руб.

С принятием нового гражданского законодательства тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а

также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное

нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристскую

деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N 132-ФЗ провозгласил туристскую деятельность

приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы

государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и

обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и

организационных вопросов.

Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности.

Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две

группы: первая группа — акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу

субъектов туристской индустрии. Вторая группа — акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность.

В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации

туристских услуг.

Одной из форм контроля за сферой предпринимательства туристских организаций является лицензирование туроператорской и турагентской

деятельности. С начала 2002 года туристская деятельность осуществляется в существенно изменившихся лицензионных условиях.

Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с

решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 года образован Совет по туризму стран СНГ.

Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года — документ, определивший государственную политику в сфере

туризма на ближайшие годы, она направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования

4 стр., 1641 слов

Туризм и туристская деятельность как объект проектирования

... туристского пространства. Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких Уровни туристско-рекреационного проектирования Проектирование ... национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность ... как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, ... рекреации понимаются основные фонды, с ...

современной туристской индустрии.

Согласно одному из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года) туризм должен планироваться на государственном уровне,

поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности, для чего требуется создание подлинной

национальной туристской политики и принятие парламентами государств отдельного законодательства о туризме, а если потребуется — Кодекса

туриста.

Быстрыми темпами идет возрастание влияния выездного туризма. Прогнозы и подсчеты экспертов о бурном развитии туризма на ближайшие

пятилетие оправдались.

1,200 руб.