Архитектурное наследие городской среды

Курсовая работа

Введение

Великое наследие архитектуры, культуры, литературы, истории всё это относится к культурно-историческим ресурсам. Они представляют собой уникальность, бесценность и привлекательность, своей индивидуальностью и значимостью. Создают резкую направленность туризма, являются мотивацией для него, служат основой для его организации. При деловых поездках, даже при самых кратковременных, при посещении стран и городов проездом туристы стараются принять информацию и освоить её в полном объеме. Также ознакомиться с историей и культурой разных народов, и, конечно же, открыть и познать для себя то самое неизведанное, что хранилось веками, столетиями и годами в мировой истории культуры. В свою очередь, архитектурное наследие пытается нам донести всю значимость тех эпох, о которых сложно рассказать словами и написать в книгах. Через него можно прочувствовать историю былых лет, прожить заново все ушедшие года, находясь рядом с данным величием. А также невольно пофантазировать и представить ушедшие далеко в историю значимые события для того или иного народа.

Архитектура, по своей направленности, структурно выстраивает пространственную среду для общества. Таким образом, искусство архитектуры в первую очередь общественное искусство. И даже на современных этапах она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени, как отдельный исторический этап [3;7].

Отдельные здания со своими ансамблями, проспекты и площади, стадионы и парки, поселки и даже целые города, губернии — их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Вырабатывать в людях индивидуальные эмоциональные особенности. Именно всё это и делает архитектуру искусством — искусством создания сооружений и зданий по законам эстетики. И, как любой другой вид искусства, архитектура взаимосвязана с жизнью общества, с историей этого общества, взглядами и идеологией, политикой, нравственными взаимоотношениями между народами и прочее. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли становятся символами стран и городов и олицетворяют их лицо. Являются, в своем роде, визитной карточкой для той или иной страны, города. К вышеизложенному тексту хочется добавить, что архитектура — воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и включается в культуру своего времени. Определяя, тем самым, для себя отдельную черту в истории. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор практически всегда ограничен в своих действиях, но, всё же, за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и всегда это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают, не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею[4;127].

7 стр., 3336 слов

Якутский государственный объединенный музей истории и культуры ...

... русский, и якут, и епископ Мелетий, и политссыльные» (Е. Ярославский. «О Якутии»). В дореволюционной истории музея можно выделить два этапа: накопление материалов (1891-1911 гг.); создание научных ... искреннее обращение к местной общественности по данному поводу нашло сочувствие. Более того, Общество попечения о народном образовании в Якутской области, взявшее на себя руководство этой ...

Строительство наиболее древний вид человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любую страну, город, населенный пункт мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях и разнообразных своей красотой. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально — экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура — искусство, оно не отделяется от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности, является частью нашего быта. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей. Актуальность данной работы заключается в том, что понятие «архитектурное наследие» крепко держится в мировом туризме как туристский продукт регионов, городов богатых памятными местами в виде архитектуры. Архитектурное наследие города Краснодара представлено различными категориями и видами памятников. Это памятники истории, искусства, этнографии и археологии, архитектуры и природно-культурные комплексы, особо охраняемые территории, земли историко-культурного назначения. Это все вместе составляет комплекс наследия: движимого, представленного архивными, библиотечными, музейными фондами, частными коллекциями.

Особое место в системе недвижимого наследия занимают исторические города. Историческим городом, исторической частью поселения, или города, принято считать территорию, сохранившую систему или элементы древней планировки, кварталы, площади, улицы, с памятниками истории и культуры, характерной рядовой застройкой прошлых лет, археологический ценный культурный слой, которые представляет собой в целом ценную историческую среду и признаны таковыми в перечне охраняемого государством наследия.

Гипотезой исследования является то, что архитектурное наследие, являясь важным активом городов, приносят прибыль и существенно влияют на их экономическое развитие. Архитектурное наследие играет огромную роль в социальной сфере. Краснодар не является исключением, возрождая местные культурные ценности, развивая народное творчество, традиции, архитектурное наследие способствует культурному подъему местного населения. Также архитектурное наследие повышает привлекательность регионов, способствуя развитию городских служб, инфраструктуры, культурных организаций.

Объект выпускной квалификационной работы — архитектурное наследие г. Краснодара

Предметом выпускной квалификационной работы — архитектурные особенности Великого наследия г. Краснодар, которые дошли до нашего времени, и их значимость для потенциального развития туризма в регионе.

3 стр., 1463 слов

План дипломной работы по туризму (примеры)

... ТУРИЗМА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ Общее понятие и классификация туристических предприятий Основные виды услуг туристических компаний 1.3.Нормативно-правовое регулирование туристической ... работы и Статьи. Примеры различных тем дипломных работ и примерные планы к дипломным проектам по различным экономическим и гуманитарным дисциплинам, а также примеры целей и задач, примеры объекта и ...

Целью выпускной квалификационной работы является: проанализировать особенности понятия «архитектурное наследие» и его роль в туристском бизнесе города.

Задачи:

  • раскрыть значения понятий « архитектура», «архитектурное наследие» и их связь с туристским продуктом;
  • рассмотреть виды и стили городской архитектуры;
  • изучить привлекательность архитектурного наследия как фактор развития городского туризма;
  • описать архитектурный облик Екатеринодара XIX-начало XX веков
  • разработать экскурсию «Архитектурное наследие Краснодара»

Методологическая основа исследования состоит из применения метода теоретического анализа архивных и исторических документов, схем и карт городских построек г. Краснодара, монографий и периодических изданий.

В ходе исследования над выпускной квалификационной работой автор проанализировал следующие источники:

Данилов А. Ю. «Региональные туристские ресурсы России», Желткова А.М. «Мировая культура», Згурская М.П., Лавриненко Н.Е. «Архитектурные стили», Калита, С. П. «Культурное наследие: понятие, сущность, подходы к изучению», Ожегова Е. С. «Ландшафтная архитектура: История стилей», Писаревский Е.Л. «Государственное регулирование культурного туризма», Поликарпов В.С. «Лекции по культурологи», Путрик Ю.С., — Гусев С.В., «О роли туризма в сохранении наследия», Шахова Г. С. «Краснодарская улица Красная: Книга об истории главной улицы Краснодара», Коссовский Г.М. «Стиль модерн в русской архитектуре», Иконников А.В. «Архитектура//Большая Советская Энциклопедия», Можарова Н.Г., — Рыбочек Г.Б. «Организация туристской индустрии//География туризма», Долженко Г.П., — Кузина Н.В. «Основы музееведения», Бардадым В. П.»Зодчие Кубани». В итоге автор выявил слабую освещенность тематики «Архитектурное наследие как ресурс формирования туристского продукта города Краснодара».

На основании изучения темы формируется теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы — архитектурное наследие и его сохранение играют большую роль не только как фактор социально-экономического развития страны, но и как один из факторов развития туризма и культурных ценностей страны.

Практической значимостью выпускной квалификационной работы: является то что, данная работа может использоваться преподавателями и учителями школ, колледжей, техникумов, на уроках истории архитектуры.

Также разработанная экскурсия «Архитектурное наследие Краснодара» может использоваться турфирмами и экскурсионным бюро как один из экскурсионных маршрутов.

Структура работы: работа состоит из введения, первой главы, в которой рассматривается понятие «архитектура», «архитектурное наследие» и их связь с туристским продуктом, виды и стили городской архитектуры и привлекательность архитектурного наследия как фактора развития городского туризма, второй главы, а также заключения, в котором дается вывод по изучаемой теме.

архитектура туристский экскурсия

Глава 1. Архитектурное наследие городской среды

13 стр., 6013 слов

Принципы разработки программы обслуживания туристов в культурно-познавательном ...

... является экскурсионный туризм. Предметом исследования являются программы экскурсионных туров. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 1.1 Понятия культурно-познавательного туризма Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных ...

1.1 Специфика определений в работах ученных теоретиков

Данная тема исследования была рассмотрена в работах следующих исследователей теоретиков как: А.Б. Касалапов, М.Б. Буржаков, И.В.Зорин, В.А. Кровтальнов, А.П. Дурович, В.В. Сенин, Б.Л. Крундышева, Е.А. Борисовой, А.Г. Габричевского, В.С. Горюнова, С. П. Калита, А.Ю. Данилова, М.П. Згурской, Н.Е Лавриненко, Е.С.Ожегова.

Также был использованы нормативные акты:

Закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Закон Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края»

Ключевые определения, используемые в работе:

По мнению А. В. Иконникова архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека [10].

Ю.В. Алексеева считает, что архитектурное наследие — это сооружения, ансамбли, памятные места, ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной, художественной, социальной или технической точки зрения[1].

А, К.Н. Гацунаев утверждает, что культурное наследие — это часть материальной, духовной и исторической культуры, которая создана прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое[4].

М.П. Згурская определяет архитектурный стиль как совокупность черт и признаков архитектуры[9].

По этой теме были написаны следующие учебные пособия:

Данилов А. Ю. «Региональные туристские ресурсы России», Желткова А.М. «Мировая культура», Згурская М.П., Лавриненко Н.Е. «Архитектурные стили», Калита, С. П. «Культурное наследие: понятие, сущность, подходы к изучению», Ожегова Е. С. «Ландшафтная архитектура: История стилей», Писаревский Е.Л. «Государственное регулирование культурного туризма», Поликарпов В.С. «Лекции по культурологи», Путрик Ю.С., — Гусев С.В., «О роли туризма в сохранении наследия», Шахова Г. С. «Краснодарская улица Красная: Книга об истории главной улицы Краснодара», Коссовский Г.М. «Стиль модерн в русской архитектуре»,Иконников А. В. «Архитектура//Большая Советская Энциклопедия», Можарова Н.Г., — Рыбочек Г.Б. «Организация туристской индустрии//География туризма», Долженко Г.П., — Кузина Н.В. «Основы музееведения», Бардадым В. П.»Зодчие Кубани».

1.2 Понятия «архитектура», «архитектурное наследие» и их связь с туристским продуктом

Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека[1;120]. Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в их композиции соединяются утилитарная и художественная функции. Это сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная, или храмовая, архитектура, дворцовые, технические сооружения, жилые здания).

4 стр., 1543 слов

Архитектура гостиничного предприятия

... работе решается ряд задач: анализируются составляющие интерьера и дизайна гостиниц; проводится соотношение меблировки, освещения, цветовых решений с ролью и влиянием на гостиничное предложение. Роль и значение архитектуры, стили архитектуры ... оправданность. Целью данной курсовой работы является рассмотрение архитектуры, дизайна, интерьера ... имеющего солидный вес в обществе. Схожи по «звучанию» ...

Архитектуру также можно отнести к пространственно-временным видам искусства. Поскольку архитектор организует массы, линии, объемы, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. И лишь только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. То есть, в этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством — организация движения [6;123].

Все архитектурные композиции можно разделить на два типа: «пребывания в пространстве» и «продвижения в пространстве». К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму — аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к «неизобразительным искусствам» весьма спорно. В сравнении с другими видами искусства, такими как: живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру «в высшей степени изобразительным искусством». В искусстве художественный смысл архитектуры заключается, таким образом, в перестроении утилитарной строительной конструкции в композицию. В пример привести можно опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия. Он представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, в свою очередь, выражает идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу. Это и есть архитектурный образ, композиция[14;325].

Архитектура наиболее тесно связана с развитием материальных производительных сил общества, с уровнем развития техники, которые находят в монументальном строительстве наиболее яркое выражение. Эта тесная связь архитектуры с производством сказывается в использовании того или иного строительного материала, применении тех или иных конструкций, в той или иной организации строительства и обеспечении его кадрами зодчих и рядовых строителей, в мобилизации для строительства мастеров других ремесленных специальностей и т. д.

Это определяет особенно высокую познавательную ценность памятников архитектуры как исторических источников, — анализ материально-технических качеств этих памятников позволяет судить почти непосредственно о производительных силах общества, о его технической вооруженности и знаниях.

В свою очередь новые технические приемы, прогресс строительной техники позволяют ставить и решать новые художественно-архитектурные задачи, т. е. обе стороны строительства выступают в диалектическом единстве и взаимодействии. Тем не менее, строительная техника, система эмпирически освоенных законов статики сооружений, познанных свойств материалов и т. п. не «отменяется» с переходом от одной ступени исторического развития общества к другой [17;268].

18 стр., 8619 слов

Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных ...

... Темой данной курсовой работы является «Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах». Объектами исследования выступают дворцово-усадебные комплексы. Предметом исследования является экскурсионный потенциал историко-культурного наследия старинных усадеб. Искусствовед-историк, доктор ...

Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, например, живописи и скульптуры, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п.

Сам состав, количество и развитие типов этих сооружений и их особенностей уже сами по себе с достаточной ясностью говорят о характере данного общества, а размещение построек, например, внутри средневекового города, дает неоценимый материал для освещения не только его топографии, но иногда и характера. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.

Термин «архитектурное наследие» подразумевает под собой:

  • сооружения (творения) — произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, здания или помещения, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц и представляющие интерес с исторической, научной, художественной, социальной или технической точки зрения;
  • комплексы (ансамбли) — топографически определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом, представляющие интерес с исторической, научной, художественной, социальной или технической точки зрения;

— выдающиеся места — топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной, художественной, социальной или технической точки зрения.

1.3 Виды и стили городской архитектуры

  • Архитектура объемных сооружений проектирует жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины), промышленные комплексы (заводы, фабрики, электростанции).

-Ландшафтно-парковая архитектура связана с организацией садово-паркового пространства, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой, к которой относят объекты функционально-декоративного (ограды), мемориального характера (надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (фонари), носители информации (рекламные щиты).

-Градостроительство проектирует и создает новые города и поселки, занимается реконструкцией зданий, определении видов градостроительного использования территорий, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта [9;105]. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества.

11 стр., 5353 слов

Методическая разработка архитектурно-градостроительной экскурсии по городу Орлу

... разработка архитектурно – градостроительной экскурсии по городу Орлу Экскурсионный объект Методический приём Как применяется методический приём 1 2 3 ОГУ (Здание ... архитектуры, но и литературы, музыки потому, что на его территории много старых построек, мемориалов и памятников прошлого. Процесс разработки экскурсии на архитектурно ... производилось в соответствии с разными стилями и направлениями. В 15-16 ...

Основными архитектурными стилями Краснодара в того времени являются: классицизм, неоклассицизм, русско-византийский стиль, эклектика, барокко, ренессанс, псевдо-русский стиль, модерн, конструктивизм и их различные сочетания.

Классицизм — архитектурный стиль в Западной Европе в 17-начале 19 вв., в России — во второй половине 18-начале 19 вв., для которого характерны чёткость, ясность, простота, геометризм форм, симметрия, логичность планировки, сочетание стены с архитектурным ордером и сдержанный декор.

Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии [9;88].

Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство, прежде всего древнегреческое. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер, который в барокко играл чисто декоративную роль.

Если для барокко характерно обилие украшений, пристрастие к искривленным линиям и плоскостям, любовь к зрительным эффектам и усложнённости, то классицизм, наоборот, любит простоту и ясность.

Формы классических сооружений тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду.

О полном проявлении классицизма в Екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.).

Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и «русско-византийского» стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к «образцовым», применяемым во многих городах страны, — на лицо сходство Екатеринодарского войскового собора с Московским храмом Христа Спасителя, Киевской Десятинной церковью и другими.

Неоклассицизм-направление в архитектуре конца 19 века, связанное с традициями классицизма. В основе деятельности зодчих лежало стремление утвердить в архитектуре принципы классики в противовес царившим тогда эклектике и модерну. Для неоклассицизма характерно сочетание композиционных приемов классицизма с формами, которые диктуют современные конструкции [9;87].

В значительно меньшей степени, чем эклектизм и модерн, в архитектуре Екатеринодара начала XX в. наличествовал неоклассицизм. Большей частью он выражался в декоративном решении фасадов: использовании ордеров, имитации античной скульптуры и рельефов, неандрового орнамента. В то же время в единичных случаях классические каноны выдерживались полностью. Примером может служить, несмотря на «безордерность» фасада, здание 1-й мужской гимназии (1906 г., арх. Петин) — подчеркнуто центричное, с объемом, явно превалирующим над пространством. В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер).

Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).

9 стр., 4105 слов

Архитектурные стили и их применение в декоративном оформление фасадов гостиниц

... идее отеля. Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. ... городом в городе», такие комплексы дают возможность клиенту реализовать свои потребности в ... открытым. С каждым годом растет количество ... в каких направлениях развивается архитектура отелей? Архитектурные сооружения, как и другие явления современной художественной культуры, трудно загнать в жесткие рамки какого-либо стиля ...

Русско-византийский стиль — один из архитектурных стилей, господствовавших в России в середине XIX столетия, главным образом в церковной архитектуре. Он сочетал формы и образы древнерусского культового зодчества средневекового периода с элементами византийской архитектуры. По типу византийских крестово-купольных храмов в то время было сооружено большое количество церквей.

Эклектизм — направление в искусстве, появляющееся в период упадка того или иного стиля, объединяющее разнородные художественные элементы. Эклектика стала типичной для архитектуры середины и второй половины XIX столетия.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для Екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей «зрелой» форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм Екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в оформлении фасадов: декор в эклектизме раскрывал функциональное содержание сооружения без связи с внутренней планировкой. Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох.

Барокко (с итальянского — странный, причудливый, неправильной формы) — архитектурный стиль в странах Европы в 16-18 вв., в России — в 18 в., который был связан с дворянской культурой эпохи абсолютизма [9;90].

Основная идея этого стиля — красота, торжественность, высокопарность, богатство. Отсюда его преувеличенный пафос, театральность, что в архитектуре выражается усложнённостью форм, декоративностью, пышность, роскошеством, излишеством.

Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Стиль вернул в архитектуру античные традиции, ордерную систему, которые сочетались с национальными мотивами и местными строительными материалами.

В сооружениях подчеркивается простота линий, плоскости, пропорциональность, симметрия, ритмичность членения фасадов, горизонтальное направление. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. При строительстве в архитектурном стиле ренессанс используются элементы ордерной системы. Первым зданием в стиле ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377—1446 гг.) во Флоренции (1421 г.)

Псевдо-русский стиль условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

12 стр., 5737 слов

Продвижение услуг предприятия общественного питания (на примере ...

... рестораны, проработавшие некоторое время на рынке Просто методы продвижения у них различны, как и затраты на продвижение. 1.2 Основные виды продвижения ... пищи решающим образом влияют на жизнедеятельность человека. Современной наукой разработаны принципы рационального питания, касающиеся ... об этом знать. Поэтому для любого ресторана важно вести работу по продвижению своих услуг – это позволит ...

Чисто ретроспективную направленность имел русский национальный стиль, идейно-художественное содержание которого реализовывалось, прежде всего, в архитектуре зданий культа. В 80-х гг. XIX — 10-х гг. XX вв. в Екатеринодаре этот стиль простирался от древнерусских мотивов крестово-купольных храмов (Воскресенская церковь, 1892 г.) до «московского барокко» (Троицкая церковь, 1910 г., арх. Мальгерб) и «византийских» стилевых приёмов (Екатерининский собор, 1914 г, арх. Мальгерб).

Модерн (с французского — «новейший») — архитектурный стиль в конце 19-начале 20 вв., связанный с использованием новых конструкций, строительных материалов (металл и железобетон), свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий и необычных декоративных эффектов. Стремление к оригинальности, свойственное стилю модерн, приводило к деформации привычных очертаний и появлению изогнутых карнизов, криволинейных форм оконных проемов, подчеркнутой асимметрии, причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, а также с использованием символических мотивов — русалки, болотные растения и т.п. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека выполнены в одном ключе [9;101].

В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль — модерн, существовавший с этого времени параллельно эклектизму. Базировавшийся на достижениях научно-технического прогресса в области новых строительных материалов, конструкций и строительной техники, модерн предложил качественно новый тип связи между утилитарным назначением здания и его художественным значением. В Екатеринодар модерн пришел в своей рационализированной форме, приемлющей и плотную застройку, и вкрапление элементов других стилей (в декоре).

Подобного рода сооружений в течение всего нескольких лет было возведена в городе столько, что модерн уже мог составить конкуренцию эклектизму. В качестве примеров Екатеринодарского модерна могут служить такие как ,здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и дома Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).

В значительно меньшей степени, чем эклектизм и модерн, в архитектуре.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля — конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма).

Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг.

Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле «неоконструктивизм». Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра «Аврора» (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).

Также в Краснодаре встречаются и необычные сочетание стилей Например: готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля «Централь» (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные — в решении главных фасадов «Гранд-Отеля» (конец XIX в.), романские — здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля «туркери» («турецкий» или «восточный») выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).

Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города. В конце 80 — начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, «функциональную» эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин. Констатируя следующее, можно сказать что, в Екатеринодарской архитектуре художественные стили проявлялись синхронно их проявлению в общероссийском масштабе с начала XIX в. Фактически все стили были привнесены извне, в поздних стадиях своего развития, что определило довольно рациональный характер городской застройки — эклектичной, но адаптированной к ортогональной планировке. Ретроспективный подход к архитектурному решению зданий проявился в классицизме, эклектике, («национальном» стиле, нео- и псевдо- (в советское время) классицизме. В то же время декоративизм как способ частичного возрождения исторических стилей сказался в эклектике, нео- и псевдоклассицизме, а также в «неорусской» гражданской архитектуре. В советское время художественные стилевые идеи в Краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, «стильные» здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

1.4 Привлекательность архитектурного наследия как фактор развития городского туризма

В современном мире индустрия туризма занимает особое место в человеческой жизнедеятельности. В начале этого столетия и в наши дни, культурно-познавательный вид туризма особенно в Краснодарском крае является одним из наиболее быстроразвивающихся и широкомасштабных сфер экономик, носит динамичный характер и имеет тенденцию к перспективному развитию в будущем. Так как роль и влияние культурно-познавательного туризма в мире быстро набирает обороты, становится актуальной проблема рационального использования возможностей этого явления с целью будущего развития культурной сферы [18;3].

Мировой опыт в сфере регулирования взаимоотношений между индустрией туризма и объектами культурного наследия на местном и государственных уровнях, позволяет сохранять, возрождать и создавать новые формы существования этих объектов. Они могут использоваться в другой отрасли, стать более современными и быстро развиваться. Такие же тенденции присущи нашему государству, так как с каждым днем становится все больше представителей органов власти в сфере культуры, которые рассматривают новые возможности и перспективы туризма в развитии территорий.

Результатом становления туризма как отдельного вида человеческой жизнедеятельности, рассматривается познавательный туризм. Он подразделяется в зависимости от критерия оценивания туристической поездки. Основной составляющей культурно-познавательного туризма является исторический и культурный потенциал страны, включающий в себя социальную сферу с традициями и обычаями государства.

Культурно-познавательный туризм состоит из этих объектов культурного наследия, объединивших в себе исторические, культурные и традиционные особенности народа, проживающего в нашей стране. 1970 год считается годом, в котором началось формирование политической направленности сохранения и бережного отношения к культурному потенциалу страны, в современном нашем понимании. В 1970-е гг. была принята Конвенция ЮНЕСКО, в которой шла речь, про охрану всемирного исторического, природного и культурного наследия [14;78]. Наиболее значимое событие, произошедшее в 2002 г. — принятие закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[7]. В первый раз в истории, в этом законе определение «культурное наследие» используется как базовая категория. Так же для нашего края в рамках этого есть нормативный акт Закон Краснодарского края от 23 июля 2015 г. N 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края[8]».

Безопасность архитектурного наследия непосредственно связана со слаженной и четкой работы сотрудников туристических организаций. От их организованной работы зависит состояние и целостность, красота и эстетичность памятников архитектуры. Проектировщики и реставраторы являются ключевыми работниками в этой цепи. Наиболее актуальной задачей является бережное и уважительное отношение к памятникам архитектуры, их внешний вид и сохранность [16; 69].

Глава 2. Архитектурное наследие г. Краснодара и его связь с историей страны

2.1 Архитектурный облик Екатеринодара в XIX-начале XX веков

Архитектурный облик Краснодара в начале XIX века только начинает преобразовываться, строятся различные учреждения как образовательного, так и культурного характера. В каждом строительстве авторы используют какие то неопределенные стили, а чаще всего сочетая их.

Так в 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская Войсковая гимназия, директором которой был назначен Войсковой протоиерей К.В. Россинский — талантливый, образованный человек, всю жизнь посвятивший просвещению казачества. С 1812 по 1817 год он открыл шесть церковноприходских училищ в кубанских станицах, «возбуждая к тому ревность прочих селений». В 1815 году Россинскому удается издать в Харькове «Краткие правила российского правописания». Этот учебник, предназначавшийся для народной школы, выдержал несколько изданий. К.В. Россинский был крупнейшей личностью на Кубани тех лет. Помимо просветительской деятельности, он открывал церкви, писал исторические и географические очерки, прививал казакам любовь к искусству и поэзии и слыл даже искусным медиком. В 1825 году, незадолго до смерти, К.В. Россинский был награжден орденом св. Анны 2-й степени с алмазами.

Кубанская Войсковая гимназия предназначалась для детей войскового сословия, но на средства города при ней были открыты «параллельные классы», где могли учиться выдержавшие экзамены и имеющие возможность платить за учебу дети горожан, к казакам не принадлежащие. В 1890 году, в связи с открытием в Екатеринодаре городской мужской гимназии, Войсковая была упразднена, а в это здание перешло другое Войсковое учебное заведение — Кубанское Александровское реальное училище, основанное в 1880 году и находившееся до этого в наемном помещении.

Новое здание реального училища стало постепенно своеобразным просветительным и научным центром города. В 1891 году здесь начали работать курсы по черчению и рисованию для взрослых, в основном для рабочих. Здесь силами учащихся велись метеорологические наблюдения, и бюллетени со сводками погоды печатались в местной газете. Созданный при училище горный детский клуб организовывал в летние каникулы экспедиции с цепью изучения горных богатств края. Город не был богат большими аудиториями, и в актовом зале реального училища проводили свои заседания Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), Кубанское отделение русского технического общества, члены Общества народных университетов читали здесь публичные лекции на научные темы и т. д. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. На его месте решено было построить Дом советов (1956 г.).

Первоначально здание было пятиэтажным, но проектировщики предусмотрели возможность надстройки, что и было впоследствии сделано. Строгое, лаконичное здание с развевающимся флагом долгие годы занимал крайисполком. Сейчас здесь находится администрация Краснодарского края. А перед ним уютная зеленая зона — строгие ряды серебристых елей, зелень газонов. И два памятника природы — старые платаны, которые, возможно, росли еще во дворе реального училища.

В то время Екатеринодар, войсковой центр, мало походил на город. В одном официальном донесении сообщалось: «Кроме дома для военного атамана и нескольких зданий в крепости: для госпиталя, сарая для артиллерийского парка и конюшни, город состоит из мелких деревянных, плетневых и даже камышовых строений, крытых большей частью соломой или камышом».

Ряд сохранившихся старинных зданий в центре города дают яркое представление об облике Екатеринодара конца XIX — начала XX века. Среди них следует отметить Свято-Екатерининский кафедральный собор, знаменитый «зеленый дом» (ул. Гимназическая, 65 — гостиница «Кубань»), здания нынешних почтамта, Сбербанка и художественного музея, бывшего Мариинского женского училища (угол улиц Октябрьской и Красина) и бывшего Епархиального женского училища (ул. Седина, 4 — Медицинская академия).

Одной из сохранившихся достопримечательностей старого Екатеринодара является бывший Войсковой сад (с 1932 года — парк имени М. Горького), заложенный 8 октября 1848 года как питомник, который должен был снабжать казаков Черноморского казачьего войска «разного рода плодовыми деревьями и полезными растениями и где можно было видеть выгоднейшие и удобнейшие способы обработки земли и уход за растениями». Только в 1865-1866 годах в саду было заготовлено 50,5 тысяч «благородных лоз… для жителей вновь поселенных за Кубанью станиц». Желающим развести виноградные сады лозы отпускались бесплатно. Позже Войсковой сад Екатеринодара всё больше приобретает черты и функции парка. На его территории располагаются «вокзал (танцевальный зал), рестораны, войсковой архив и другие службы. В правилах посещения «вокзала» на летний период 1865 года указывалось: «Посещать вокзал имеют право дворяне Кубанского казачьего войска, временно находящиеся в Екатеринодаре иногородние благородного сословия, почетные граждане и купечество».

Территориальный рост и увеличение темпов застройки города. В 1857 году было законодательно оформлено превращение воскового города Екатеринодара в гражданский город, с общими для всех городских поселений Российской империи принцами управления и сословным составом населения. Еще в 1860 году, с образованием Кубанской области и Кубанского казачьего войска, Екатеринодар стал административным центром более с обширной, чем бывшая Черногория, территории и более; многочленного, чем бывшее Черноморское, Кубанского казачьего войска. Кроме того, окончание, в мае 1864 года войны на Западном Кавказе означало для Екатеринодара долгожданную возможность мирного развития. Перечисленные обстоятельства и натолкнули правительство к снятию ограничений на право оседлого жительства и владения недвижимости лиц всех сословий империи, что и было закреплено изданием «Положение о заселении и управлении города Екатеринодара» 8 июня 1867 года. Преобразование Екатеринодара в гражданский город повлекло за собой бурный рост численности его жителей. Если в 1868 году в Екатеринодаре проживало 8,3 тысяч человек, то к 1871 году это число увеличилось до 17,6 тысяч, в 1880 году Екатеринодарцев было уже 27,7 тысяч, в 1886 году — 37,8 тысяч, а в 1895 — 79,3 тысячи. К началу XX столетия темпы роста численности населения спали, но постепенно к 1913 году, число горожан достигло 100 тысяч. На тот момент Екатеринодар был десятым по числу жителей городом Российской империи. В 1917 году в столице Кубанской области обитало 106 тысяч человек. Быстрый приток населения в 70-80-х гг. XIX века, возможность приобретать недвижимость и застраивать вновь отводимые территории обусловили проникновение и развитие в городе торгового и промышленного капитала, разрастание городской инфраструктуры. Еще в конце 60-х годов XIX столетия в Екатеринодаре стоял вопрос об отводе мест для постройки жилых домов, но лишь в 1870 году Кавказским наместником были утверждены «Правила об отводе пустопорожних мест в городе Екатеринодаре для частных построек» — именно с этого времени началась интенсивная застройка новых городских территорий. Изначально отводились места в так называемой «северной прирезке?» и за Карасуном. «Северная прирезка» представляла собой участок между современными улицами им. Буденного с юга, Северной с севера, Красной с запада и состояла из 38 кварталов. Закарасунская часть, или Дубинка, отделялась от города дубовой рощей и Карасуном, что обусловило меньший, чем в «северной прирезке» спрос на места для частного строительства. В начале 80-х годов городская управа отвела под застройку пространство между городом и Всесвятским кладбищем — «северо-западную прирезку», которая застраивалась довольно медленно: к 1885 году территориальное расширение города приостановилось и застройка велась внутри границ существующего поселения. С 1887 года, после проведения через Екатеринодар Новороссийской линии Владикавказской железной дороги, стали застраиваться пустыри между жилыми кварталами и полотном железной дороги. В 1890-х годах была засыпана часть Карасуна и на этом месте возникли постройки, одновременно с этим застроилась территория бывшей рощи Дубинки. С этого времени до середины 20-х годов XX столетия город практически не увеличивался в размерах. Темпы роста занимаемой Екатеринодаром площади и числа кварталов можно обозначить следующими цифрами: в 1867 году: город занимал 530 га при 173 кварталах, в 1907 году — 1147 га при 369 кварталах, а в 1912 году — 1260 га при 370 кварталах. Очевидно, что если до 1907 года рост числа кварталов был пропорционален росту занимаемой городом площади, то в 1907 — 1912 гг. площадь увеличивалась за счет отдаленных от города небольших поселений, не входящих в улично-квартальную сеть, — Свиного хутора, поселков при кожевенных и кирпичных заводах. Процесс застройки Екатеринодара в 80-х гг. XIX — начале XX вв. можно проследить по количеству выданных городской управой разрешений на возведение новых построек. В 1880 г. таковых было выдано -35, в 1890 — 43, с 1895 — 105, в 1903 — 311, в .1912 — 658. Возрастание темпов застройки в начале XX века объяснялось общим ростом экономического потенциала Екатеринодара, пуском электрического трамвая, постепенным расширением сети трамвайных линий, а с 1909 года — ажиотажем вокруг Майкопских нефтяных месторождений. Так же изменился с начала XX столетия функциональный характер застройки — об этом говорит тот факт, что на 1900 г. в Екатеринодаре было 10,6 тысяч строений при 67,7 тысяч жителей, а в 1913 году — 28 тысяч построек при 100 тысячах жителей. Нет сомнения, что в это время город застраивался преимущественно сооружениями общественного, торгового и промышленного назначения. С введением в 1874 году в Екатеринодаре «Городового положения» всё городское хозяйство перешло от Кубанского казачьего войска к Екатеринодарской городской управе. С этого времени благоустройство города приобрело план» мерный характер. Уже в 1875 году в главном городе Кубани появилось уличное освещение: керосиновые фонари на столбах располагались в центре перекрестков улиц. В 1894 году главная улица — Красная,- была освещена электрическим светом. С середины 70-х годов XIX века проводилось мощение улиц города, средства на которое шли с попудного сбора. К 1912 году в Екатеринодаре была замощена половина улиц (а их число тогда равнялось 95 при общей длине 118 км.).

По булыжным мостовым и не замощенным улицам города тогда передвигалось 2,5 тысячи ломовых и 400 легковых извозчиков, 20 автомобилей. До революции Екатеринодар не имел канализации. Тогда в городе действовала система водостоков, проходившая по сторонам улиц вдоль тротуаров и направлявших стоки в Кубань в Карасун. Общая длина водостоков к 19.17 году составляла почти 70 км. Для уборки нечистот из выгребных ям на средства города содержался ассенизационный обоз. Водопровод начал функционировать в 1894 году. Поначалу вода подавалась в специальные водозаборные будки, а позже магистральные трубы подводили к жилым дворам и отдельным зданиям. К 1912 году общая длина магистральных труб Екатеринодарского водопровода составила 31 км. Городской транспорт появился в Екатеринодаре в декабре 1900: тогда была запущена линия электрического трамвая от Хлебного рынка (р-н Новокузнечной улицы) по Красной до ворот Городского сада (ныне городской парк им. Горького).

На пересечении с Екатерининской улицей (ныне ул. Мира) была пересадка на линию, ведущую к железнодорожному вокзалу. В 1909 году от Нового (ныне Кооперативного) рынка через Дубинку до Пашковской станицы была сооружена линия моторно-электрического (с двигателем внутреннего сгорания и с электрическим генератором) трамвая. К 1911 году была пущена линия электрического трамвая по ул. Дмитриевской, основная линия была продлена до Чистяковской рощи (Первомайский парк), а Екатерининская — до пароходной пристани, причем последняя линия по ночам использовалась для перевозки грузов с пристани на вокзал и наоборот. В 1913 году протяжённость линии составила 18 км. Систему внешних коммуникаций Екатеринодара, помимо гужевых дорог, составляли Новороссийская ветка Владикавказской железной дороги и пароходное сообщение по Кубани с Темрюком. В 1913 году открылось движение по Черноморско-Кубанской железкой дороге, соединившей столицу Кубани с Тимашевской станицей. Год спустя через полотно этой линии в районе Чистяковской рощи был сооружён виадук, функционирующий (в модернизированном виде) и поныне (ул. Офицерская).

Сооружение виадука в начале Ставропольской улицы и на улице Горской (ныне Вишняковой) относится у концу XIX в. Ещё в начале 1880-х. годов в черте Екатеринодара через Кубань было построено два моста (в районе нынешнего КРЭС), один — на средства города, другой — за счёт частных вложений. В 1888 г.в 2 верстах к югу города был построен железнодорожный мост (реконструирован, действует и сейчас).

Утрата Екатеринодаром статуса войскового города, стремительный рост численности населения, бурное развитие торговли и промышленности обусловили не только резкое увеличение темпов застройки города, но и качественное изменение характера этой застройки. Нет сомнения в том, что целостный архитектурный облик главного города Кубанской области сформировался в начале XX века, когда сам Екатеринодар стал, сохраняя свои административные функции, одним из наиболее крупных экономических и культурных центров Юга России. Но начало формирования этого облика относится к концу 60-х и 70-м годам XIX столетия, когда новые, уже гражданские, городские власти озаботились «окультуриванием» внешнего вида Екатеринодара. Для этих целей в августе 1868 года была учреждена должность городского архитектора (первым эту должность занял выпускник Академии художеств Иван Ермолаев).

Также вопросами застройки Екатеринодара ведал войсковой (позже областной) архитектор. О характере застройки города в первые годы его гражданского существования сохранилось немного сведений, но и они дают возможность утверждать, что пространственный облик бывшего военного поселения быстро менялся в лучшую сторону. Так, еще в сентябре 1868 года Екатеринодарский городской голова К. II. Фролов отмечал, что «площади застраиваются хотя и не громадными, но правильными и красивыми зданиями…». В основном это были каменные (кирпичные) постройки — об этом можно судить по тому факту, что число каменных строений в Екатеринодаре с 1864 по 1875 год выросло с 49 до 410, то есть почти в восемь с половиной раз! К числу наиболее значимых построек в Екатеринодаре 70-х гг. XIX столетия следует отнести здания Кубанского женского Мариинского училища, Кубанской войсковой гимназии и войсковой тюремный замок. Двухэтажное здание Мариинского училища, построенное в сентябре 1870 года по проекту архитектора Е.Д. Черника, протянулось почти на весь квартал по Посполитакинской (ныне — Октябрьской) улице на юг от пересечения ее с Почтовой (Постовой).

В здании этом, состоявшем из 54-х внутренних помещений, располагались, помимо учебных комнат, дортуары для воспитанниц и квартиры для преподавателей. При здании был сооружен местный водопровод, на второй этаж вода подавалась насосом. Экстерьер постройки был предельно прост: этажи на всех фасадах разделены междуэтажным карнизом, три ризалита симметричного главного фасада завершены классическими треугольными фронтонами с заглубленными тимпанами. К 1871 году относится построенное но проекту архитектора В.А. Филиппова на главной улице Екатеринодара — Красной, — двухэтажное (через несколько лет был надстроен третий этаж) здание общественного собрания. Известно, что здесь был огромный танцевальный зал. Здание сохранилось, но сильно пострадало от бомбежек и обстрелов во время Великой Отечественной войны, было основательно перестроено. О том, как выглядел уличный фасад этого сооружения в конце XIX — начале XX вв., можем судить по сохранившимся изображениям четной стороны улицы Красной возле ее пересечения с Екатерининской. Монументальное, решенное в приемах классицизма двухэтажное здание Кубанской войсковой гимназии построено по проекту архитектора В.Л. Филиппова в 1876 году. Постройка, обращенная главным фасадом к улице Красной, занимала значительную часть отведенного гимназии квартала (сейчас на этом месте стоит здание администрации Краснодарского края — ул. Красная, 35).

Судя по сохранившимся изображениям, постройка была симметричной, с круглым в плане центральным объемом, завершенным плоским сферическим куполом (после открытия домовой церкви был сооружен высокий купол, увенчанный луковичной главкой), акцентированным со стороны улицы выступающим плоским ризалитом. Симметрично примыкавший вытянутые по оси «север — юг» два объема были фланкированы ризалитами, выдвинутыми на линию центрального ризалита. Фланкирующие ризалиты венчалась плоскими вытянутыми по горизонтали аттиками, центральный — треугольным фронтоном с круглым окном в тимпане. По всему периметру здания проходили междуэтажный и венчающий карнизы. Плоскости фасадов на уровне первого этажа были рустованы. Здание погибло во время Великой Отечественной войны. Ныне на этом места находится здание администрации Краснодарского края (ул. Красная, 35).

Одновременно со зданием гимназии за юго-восточной границей Екатеринодара (ныне ул. Воронежская) был сооружен «войсковой тюремный замок». Как следует из книги В.П. Бардадыма «Зодчие Екатеринодара», в проекте этого комплекса построек были учтены все европейские новшества в области строительства тюрем, в первую очередь Моабитской тюрьмы в Берлине и Пенсильванской — в Лондоне. Рассчитанный на 450 заключенных, войсковой замок состоял из пяти корпусов, расположенных полукругом; и центре находился восьмигранный павильон, соединенный с корпусами коридорами. Здесь же были сооружены здания мастерских, оборудована домовая церковь. Пространственная композиция города. Особенности формирования его архитектурного облика