Детский туризм в Республике Беларусь

Курсовая работа

В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей мировой экономики. Детско-юношеский туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.

Одной из важных целей детского туризма, как вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.

Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду городов перед детским туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи:

  • вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
  • эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.

Новые экономические отношения, происходящие в стране обострили проблемы в детском туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.

К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детского.

На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно- туристских, спортивных, оздоровительных и т.д.

Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.

Один из самых массовых видов туризма — это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:

  • проанализировать детский туризм в системе туризма;
  • определить сущность детского туризма и его виды;
  • рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
  • рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования – детский туризм, как одна из ее составляющих.

9 стр., 4218 слов

Экстремальный туризм и его виды

... бы хотел поподробнее остановится на видах экстремального туризма, так как их достаточно много и все они заслуживают своего упоминания. Виды экстремального туризма Водные виды экстремального туризма Дайвинг - очень популярен во ... очень обеспеченные туристы. Но только этот вид экстремального туризма дорогой по экономическим факторам. А практически все остальные виды дорогие, в основном, из-за не ...

Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.

Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в Республике Беларусь.

Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того, детский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

1. Детский туризм в системе туризма

26 стр., 12869 слов

Вклад туризма в развитие мира

... развития туризма в некоторых странах мира; оценить факторы влияния на развитие туристической отрасли страны; выявить тенденции и перспективы развития мирового туризма; оценить состояние и проблемы развития туризма в ... работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области туризма, нормативные акты, официальные сайты государственных органов и туристических ассоциаций. В работе ...

1.1.История развития детского туризма в Республике Беларусь

Создание массового детского туризма в республике началось в 30-х гг. ХХ в. Происходило это в связи с тем, что в школах экскурсии получают широкое распространение как метод обучения и одна из форм внеклассной работы. Основным направлением школьных экскурсий было краеведение. Первая в Минске туристско-экскурсионная база, рассчитанная на 1100 человек, была открыта в 1936 г.

Освещением вопросов детского туризма занимались такие журналы, как «Асвета» и «Камуністычнае выхаванне». Эти издания систематически содержали материалы по вопросам организации и проведения детского туризма.

В 1936 г. по решению ЦИК СССР ОПТЭ было ликвидировано. В постановлении о ликвидации ОПТЭ сообщалось: «Исходя из того, что туристское и экскурсионное движение является неотъемлемой частью физкультурного движения и тем самым существование самостоятельного общества туризма, альпинизма и экскурсий нецелесообразно, ЦИК СССР постановил: ликвидировать Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий, передав все его имущество ВЦСПС».

Возобновил свою деятельность детский туризм только в послевоенные годы. Уже в 1945-1946 гг. в Минске была организована Республиканская детская туристско- экскурсионная станция, а позднее такие же станции были созданы в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).

Чтобы придать развитию детского туризма массовый и организованный характер, министр просвещения БССР П. Саевич 22 марта 1950 г. подписал приказ №72 «Об организации путешествий и экскурсий пионеров и школьников летом в 1950 г.». Приказ обязывал заведующих районо, облоно, директоров школ, детдомов, совместно с комсомольскими и профсоюзными организациями [1,c 76] :

1. развернуть активную работу по привлечению пионеров и школьников к экскурсиям по родному краю;

2. до 15 апреля разработать и утвердить план подготовки, тематику, маршруты, карты походов и экскурсий;

3. из числа учителей и пионервожатых подобрать руководителей отрядов юных путешественников;

4. организовать до начала походов тщательный медицинский осмотр школьников-туристов;

5. провести слеты путешественников;

6. представить к 1 октября 1950 г. отчеты о путешествиях: лучшие альбомы, дневники походов, коллекции, гербарии, карты, составленные юными туристами.

4 апреля 1955 г. министр просвещения БССР И. Ильюшин подписал приказ №59 «Об улучшении туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми», который предусматривал: [2,c.54]

1. всемерно использовать летние походы, экскурсии и путешествия для физической закалки, расширения общеобразовательного и политехнического кругозора учащихся, ознакомления с историей, памятниками и достопримечательностями, природой, промышленностью и сельского хозяйства родного края, с культурой и общественной жизнью;

2. организовать в школах по окончании учебного года с каждым классом, начиная с четвертого, экскурсии и походы по изучению родного края;

3. организовывать подготовку и проведение массовых походов во время зимних, весенних и летних каникул, а также однодневные тренировочные походы в выходные дни.

4. обеспечить дальнейшее развитие встречных походов пионеров и школьников города и села;

5. оказывать необходимое содействие школам в организации школьных туристских лагерей;

4 стр., 1600 слов

Разработка и продвижения программ музейного туризма (на примере ...

... дипломной работы 1. Исследовать своеобразие тенденций спроса и предложения в сегменте культурно-познавательного туризма. 2. Раскрыть новые тенденции в деятельности музеев на туристском рынке. 3. Дать характеристику деятельности турфирмы «Мириам Тур» в ... общность на различных уровнях — этническом, социокультурном, межпоколенческом. 2. Анализ современной музейной практики доказывает, что в работе

6. организовывать районные, городские, областные слеты и выставки работ юных туристов;

7. утвердить в каждом районном отделе народного образования ответственных лиц по району, городу за проведение экскурсионно-туристской работы;

8. выделить из числа учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы в школах;

9. обязать областные отделы народного образования в период летних каникул в текущем году открыть Областные детские экскурсионно-туристские базы;

10. обязать Республиканскую детскую экскурсионно-туристскую станцию обеспечить школы программами занятий для кружков юных туристов-краеведов, тематикой внеклассной краеведческой работы в школах.

Чтобы обеспечить туристской документацией школы республики, 15 апреля 1955 г. был издан приказ заместителя министра просвещения БССР №69 «Об издании маршрутных книжек тиражом 5 тыс. экземпляров, маршрутных листов – 5 тыс. экземпляров, и путевок для направления в экскурсионную базу в г. Минск тиражом 3 тыс. экземпляров».

Во второй половине 50-х годов в СССР зародилась идея проведения звездных туристских походов, которые сыграли большую роль в популяризации детского туризма. 15 мая 1957 г. министр просвещения БССР издал приказ №140 «О проведении первого республиканского звездного туристского похода учащихся, посвященного 40-летию Великого Октября». Поход проводился Министерством просвещения БССР, ЦК ЛКСМБ, ЦК союза работников просвещения. Основная цель похода была [3,c.48]:

1. организовать широкое ознакомление учащихся с важнейшими историческими событиями Гражданской и Великой Отечественной войн в Беларуси, сбор материалов для музея ВОВ о работе подпольных комсомольских и пионерских организаций, боевых делахпионеров и комсомольцев в годы ВОВ

2. содействовать созданию кружков туристов-краеведов в школах.

Поход проходил в три этапа.

Первый этап проводился в пределах района с 15 июля по 25 июля 1957 г. Маршрут – 40 км.

Второй этап – с 25 июля по 10 августа. Маршрут – 60 км.

Третий этап. Сроки устанавливали областные штабы, но финиш должен был быть 19 августа 1957 г.в 12 часов на Республиканской детской экскурсионно-туристской станции в г. Минске.

Наряду со звездными походами проводились и звездные эстафеты. 12 сентября 1957 г. вышел приказ Министерства просвещения БССР №250 «Об итогах проведения 3-й Республиканской звездной туристической эстафеты воспитанников детских домов, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции».

4 февраля 1958 г. вышел приказ №36 министра просвещения БССР «О мерах по улучшению туристско-экскурсионной и краеведческой работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях БССР», в котором комитетам по физкультуре и спорту приказывалось разработать конкретные мероприятия по развитию туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях.

3 стр., 1257 слов

Организация туристической работы в школе

... учащихся к природе. Широкую известность среди учительской среды России получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе. Созданная в 1866 г., она в дальнейшем была ... ­ризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, облас­тей, административных районов, туристских секций крупных пред­приятий, учреждений и учебных заведений. Работа с детьми проводилась в системе ...

Летом 1962 г. состоялся VI Республиканский слет-поход туристов-школьников, в котором приняли участие все школьные туристские орган7изации республики. Лучшие туристские группы были награждены Дипломами 1-й степени. Это СШ №19 г. Витебска, Гомельская восьмилетняя школа №3, СШ №66 г. Минска, Могилевский и Оршанский детские дома, Рогачевская школа-интернат Гомельской области, Быховская СШ Могилевской области, Оршанский и Бобруйский дома пионеров и школьников.

Клуб интернациональной дружбы, членами которого являлись учащиеся СШ №91 и №65 г. Минска, организовал встречу со студентами Кубы и Болгарии, а также – с туристами из Германской Демократической Республики.