Характеристика экскурсионной деятельности в туризме

Курсовая работа

Введение

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое — огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах — нетронутая, дикая природа.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего и въездного туризма — делает современных россиян и иностранных туристов интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется экскурсионный туризм. Он является одной из самых доступных форм активного отдыха. Появился данный вид туризма в конце XVIII. А окончательно сформировался в начале XX веков.

Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII века передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике. Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов.[1, с.32]. До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе. Начали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград).

27 стр., 13241 слов

Перспективы развития туризма в Приморье

... крае 1.1 Туристский бизнес в России, специфика его развития на современном этапе Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния ...

В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. Были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения. В 1996 году был принят Ф.З РФ «Об основах туристской деятельности».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что были созданы специальные документы, в которых содержится основная информация об экскурсионной деятельности, а так же основные понятия. Таким образом, можно определить, что такое экскурсионный туризм, разделив этот термин на 3 составляющих – экскурсант, туризм и турист.

Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Экскурсант — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки

Турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.[2]

Следовательно, экскурсионный туризм- это временные выезды лиц с постоянного места проживания в познавательных целях на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Относительно определения термина «экскурсия» возникают трудности, так как в литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края).

Позднее экскурсия стала частью научного процесса.

12 стр., 5834 слов

Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

... Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса. В связи с этим были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации экскурсий детей в ...

К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой частью туристической деятельности.[3]

Так, в конце XIX века экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее». [4, с. 663].

А уже в начале XXI века экскурсия определяется как целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода.

Таким образом, можно сделать вывод, что в общем виде, понятие «экскурсионный туризм» можно представить как вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой.

В более полном варианте, экскурсионный туризм — это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Это один из наиболее распространенных видов туризма. Для экскурсионного туризма характерны поездки, как на индивидуальной, так и на групповой основе.

Этот вид туризма включает путешествия с познавательными целями. Однако познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. То есть познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов. Экскурсионный туризм используется с целью самообразования, расширения кругозора, а так же является средством развлечения.

Главной целью экскурсионного туризма является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки, путешествия экскурсионными программами. То есть можно сказать, что любой тур может считаться экскурсионным, если в него включить экскурсии. Из этого следует, что если сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, то экскурсионный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. [5]

Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.[6]

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

25 стр., 12170 слов

Проблемы и перспективы развития туризма в малых исторических городах России

... состояния внутреннего туризма страны указывает на низки уровень его развития, как по качественным, так и по количественным показателям. Согласно исследованиям А.С. Кускова, начиная с 1999г. спрос на туристические услуги внутри страны постоянно растет. При этом в его исследованиях ...

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Актуальность работы заключается в том, чтобы подробнее изучить экскурсионную деятельность, как приоритетный вид туризма.

Цель работы – выяснить как создается экскурсионный тур и его место в туристической поездке.

Глава II. Понятие и сущность экскурсий

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одной из основных составляющих туристского продукта. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт в пакете услуг, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. (Б. В. Емельянов)

Рождение новых туристских маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию туристского продукта.

Очевидно, что экскурсионная программа является одной из важных составляющих «туристского продукта» и представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем. Иначе говоря, экскурсия – главная составляющая тура, его сердцевина. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

По классификации Б. В. Емельянова экскурсии классифицируются:

1. по содержанию:

— обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные. Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов — памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на восемь групп:

  • Исторические. Делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию исторические экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.
  • Военно-исторические. Подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

-Производственные. Делятся на производственно- исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики, транспортного узла, или определенный период развития предприятия. Производственно-экономические экскурсии – посвящены функционированию, специфике работы предприятия. Производственно-технические экскурсии – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов и участков предприятия.

7 стр., 3117 слов

Промышленные зоны Санкт-Петербурга как объекты производственных экскурсий

... групп населения страны остаются экскурсии на историческую тематику, так как сегодня отмечается повсеместный интерес к истории государства Российского. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экскурсионное дело в России. Но они теперь ...

— Природоведческие. Посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области. В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими

  • Искусствоведческие; включают такие группы экскурсий как: театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.
  • Архитектурно- градостроительные. Экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом.

— Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.

Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории)

2. По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д., с учетом особенностей восприятия.