Экономическая реформа 90-х годов XX века предусматривала конструктивные преобразования в аграрном секторе страны. Развитие рыночных отношений в аграрном секторе России предполагает развитие многоукладной экономики, наличие многообразия форм хозяйствования и предоставляет большие возможности крестьянам для проявления самостоятельност
С образованием крестьянского (фермерского) сектора в значительной степени связывались надежды на формирование качественно нового слоя сельских товаропроизводит
Оценивая развитие современного сельскохозяйстве
В настоящее время на этапе становления рынка продолжается ухудшение экономической ситуации в аграрной экономике во многих регионах страны.
В этих условиях в АПК России и в региональных агропромышленных комплексах особенно важную роль для осуществления экономических преобразований приобретают разработки эффективных программ реализации перехода к рынку и функционирования многоукладной экономики с учетом экономических, исторических, природных, демографических особенностей каждого региона.
Жизнь показывает, что формирование рыночных отношений в аграрной сфере экономики требует продуманного и взвешенного подхода, обоснования и многообразных форм собственности и способов хозяйствования.
Тема курсовой работы — « Крестьянские (фермерские) хозяйства и перспективы их развития в Кемеровской области », весьма актуальна. Ведь крестьянские хозяйства поставляют населению продукты питания, поэтому все изменения, происходящие в КФХ, непосредственно или косвенно влияют на всю экономику наших регионов России, оказывают влияние на уровень жизни людей. Цель курсовой работы: определить место крестьянских хозяйств в экономике России, осветить их основные проблемы и пути восстановления и дальнейшего процветания.
«Квест-технологии во внеклассной работе как средство развития ...
... задачи. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Особенности развития мотивационной сферы младшего школьника Отечественные психологи ... задачи, на третьем месте те указания, которые говорят вообще об учебной направленности. [3, с. 83]. В исследованиях психологов приводятся разноречивые данные об ...
В Кемеровской области для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
-рассмотреть место и роль крестьянских хозяйств в АПК;
-изучить особенности крестьянских хозяйств Кемеровской области;
-проанализироват
-проанализироват
- определить перспективы дальнейшего развития фермерских хозяйств.
Информационной основой данной работы были гражданский кодекс, научные статьи исследователей и специалистов, статистические сборники и другая литература.
Глава 1. Общие положения о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
1.1 Крестьянское (фермерское) хозяйство – сущность и особенности
Почему это хозяйство носит двойное название? Дело в том, что при принятии Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве подчеркивалось, что понятие «крестьянское хозяйство»
употреблено, поскольку речь идет о хозяйстве, связанном с традиционным укладом, привычным для российского крестьянина. Однако словом «фермерское» подчеркивается, что имеется в виду современное индустриальное сельскохозяйстве
других граждан на селе. [15]
Крестьянское (фермерское) хозяйство может создаваться одним человеком, семьей, либо группой лиц (ст. 1).
Это могут быть бывшие колхозники или работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, вышедшие из них для ведения хозяйства индивидуально, семьей или группой лиц, а также граждане, таковым
и не являющиеся. Фермерами могут стать горожане, бывшие военнослужащие. Таким образом, Закон устанавливает широкий круг граждан, которые вправе вести крестьянское хозяйство.
Фермерское хозяйство — самостоятельный хозяйствующий субъект (ст. 1).
Это означает, что оно является специфичной формой свободного предпринимательс
Форма осуществления предпринимательс
Сельское хозяйство: проблемы и перспективы развития
... диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства; приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции; ориентацией на мелкое частное производство, что ...
Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательс
Принципы организации крестьянских (фермерских) хозяйств:
-
Добровольность создания хозяйства;
-
Самостоятельност
ь в выборе хозяйственных партнеров и форм взаимодействия с ними; -
Право выбора варианта предоставления земельного участка;
-
Достаточность средств (ресурсов) с учетом планируемых объемов производства;
-
Право собственности на средства производства;
-
Универсальность работников;
-
Равноправность экономических условий функционирования
; -
Полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. [ 4, с. 75]
Собственность КФХ (ст. 2 Закона о собственности) выступает как частная. Это может быть индивидуальная и общая (коллективная) собственность, долевая или совместная (ст. 8 Закона о предприятиях и предпринимательс
Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляется всеми собственниками по их взаимному согласию (см. также ст. 14 и 15 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Отсюда следует, что общая собственность крестьянского хозяйства есть его собственное имущество, на чем базируется его самостоятельност
Членами крестьянского хозяйства являются все трудоспособные члены семьи, если хозяйство семейное, либо все трудоспособные граждане, совместно его ведущие. Членство в хозяйстве добровольное. Любой член хозяйства может из него выйти. При этом соблюдается принцип неделимости земельного участка. Выходящему выдается денежная стоимость имущественного и земельного пая. Все члены хозяйства самостоятельно и по совместному согласию ведут дела, распределяют доходы, реализуют продукцию. Если в хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых хозяйствах глава выбирается всеми членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может решаться и большинством голосов.
Ответственность членов КФХ.
Наибольший интерес и сложность вызывает ответственность членов по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае, если хозяйство не сможет расплатиться по своим обязательствам, к нему последовательно применяются несколько процедур банкротства, последняя из которых – конкурсное производство (т.е. продажа имущества крестьянского (фермерского) хозяйства для расчета с кредиторами).
В конкурсную массу крестьянского хозяйства (имущество, за счет продажи которого удовлетворяются требования кредиторов) включаются находящиеся в общей собственности членов крестьянского хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйстве
История развития гостиничного хозяйства в мире
... эпоха развития индустрии гостеприимства. 1.2. Развитие гостиничной индустрии в Средние века ( V - XV вв. н.э.) В ... вложить свои сбережения в «ресторанный бизнес». Идея первого в истории «ланча делового ... в стране около десяти тысяч. Некоторые богатые землевладельцы тоже строили постоялые дворы на границах своих владений. Обычно ими управляли рабы, специализирующиеся на ведении домашнего хозяйства. ...
Имущество, принадлежащее главе и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Главой крестьянского хозяйства может быть любое дееспособное лицо, состоящее в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный человек вряд ли может успешно осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.).
Важно, чтобы он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи специалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.
Глава должен ответственно выполнять свои функции (рис. 1), он действует в соответствии с решением членов хозяйства, в их интересах, следовательно, специальной доверенности от их имени не требуется. Если в результате предпринятых им законных шагов наступают неблагоприятные последствия (причиняется ущерб), ответственность несут все члены хозяйства. [15]
Функции главы
Вносит предложения о направлениях деятельности
Управление делами
Организация работы
Рис.1 Функ
ции главы.
Налогооблажение КФХ.
Деятельность КФХ относится к коммерческой и облагается налогами. Налоги, уплачиваемые КФХ, зависят от результатов деятельности и выбранной системы налогообложения. Выбор системы налогообложения для КФХ широк: можно применять традиционную систему налогообложения, один из вариантов упрощенной системы налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
При выборе системы налогообложения следует учитывать, что по сути налогами облагаются доходы физических лиц. В КФХ есть две категории физических лиц: члены КФХ и наемные работники. По заработной плате наемных работников налоги и страховые взносы уплачиваются в таком же порядке, как и у любого другого работодателя. [6, с. 113-115]
1.2 Крестьянское хозяйство в АПК
Во время обсуждения Закона, вопрос о том, какое место в системе аграрных экономических отношений займет крестьянское хозяйство, многими в Верховном Совете России понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену совхозно-колхозному производству, другие полагали, что оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием условий для развития хозяйств они станут л
ишь спутниками колхозов и совхозов и не смогут существовать без поддержки последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической самостоятельност
Однако в итоге законодатель пошел по другому пути. В ст. 2 Закона о крестьянском хозяйстве был закреплен принцип равенства предприятий в хозяйственной деятельности независимо от форм собственности: крестьянские хозяйства являются равноправным звеном экономической системы наряду с государственными
Большую часть сельскохозяйстве
Конечно, если бы не было некоторых сложностей, фермеризация пошла бы быстрее. При этом наблюдается и обратный процесс: многие фермеры возвращают землю, бросают хозяйство. Так, за 1992 год более 3 тыс. ферм из-за безвыходного положения прекратили свое существование.
Поэтому совершенно правильным следует считать заявление правительства Российской Федерации на VII Съезда народных депутатов о том, что теперь главное направление фермеризации — не расширение сети крестьянских хозяйств, а укрепление уже существующих, создание им всех необходимых экономических и материально-техн
Предельные размеры участков устанавливаются краями, областями, республиками, исходя из местных условий. [12]
Например, фермер имеет 5,6 га земли, 3 коровы, 4 теленка, 6 поросят, планирует и дальше развивать животноводство, точнее, свиноводство, но пока у него нет финансовых возможностей, а другой фермер получил 3 млн. руб. в кредит, купил за 2,5 млн. комбайн, хочет приобрести грузовой автомобиль. Кредитов больше нет, а покупать надо еще очень многое. Подобных примеров множество. По данным статистики, в России на сто крестьянских хозяйств приходится в среднем 55 тракторов, 23 автомобиля, 11 зерноуборочных комбайнов. Более половины фермеров не обеспечены водопроводом, одна треть — электроэнергией, 40 % не имеют нормальных подъездных дорог. В среднем на одно хозяйство приходится 4 головы крупного рогатого скота.
К сказанному нужно добавить следующее: цены на сельхозтехнику были государством отпущены и возросли в 13-17 раз (это только за один год), а закупочные цены на сельхозпродукцию до сих пор им жестко регулируются и повысились только в 4-6 раз. [11]
В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) говорится, что государство должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов. (Рис.2)[15]
процентные ставки по ссудам и вкладам
Экономические рычаги
Целевые программы
Цены и ценообразование
Налоги
Рис.2 Экономические рычаги.
Государство содействует развитию крестьянских хозяйств через свои органы. Так, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляет мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений (учет земель, ведение кадастра и мониторинга земель, землеустройство)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия и его органы участвуют в разработке и осуществлении целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе фермерства, в реорганизации колхозов и совхозов, выделяют (вместе с АККОР) финансовые, кредитные и материально-техн
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) закрепляется равноправие фермеров в их взаимоотношениях с государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. И государство гарантирует это равноправие. Последнее заключается прежде всего в том, что не допускается вмешательство государственных, общественных, кооперативных органов в хозяйственную и иную деятельность фермера. Он самостоятельно определяет направления развития и специализацию хозяйства, севообороты, виды и отрасли животноводства, решает, какие договоры и с кем заключать, как и где реализовать произведенную продукцию и т.п. Но в Законе имеется важная оговорка: вмешательство не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользовател
Если в результате неправильного вмешательства государственных и других органов в деятельность фермера нарушены его права и при этом причинены убытки, в том числе имеется упущенная выгода, ущерб возмещается ему за счет виновных органов. Споры по таким вопросам разрешаются судом.
Правда, подобная практика еще недостаточно сложилась, но можно дать некоторые рекомендации. Например, если фермеру в результате вынесенного решения или предпринятого действия не дали вывезти и продать на рынке выращенную им сельхозпродукцию и он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, запретивших продажу.
Часть к «непокорным» фермерам применяют меры «убеждения» в виде перекрытия водопроводов, отключения электроэнергии и пр. Если по этой причине он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, давших соответствующее распоряжение. В таких случаях фермеру следует обратиться в суд или арбитражный суд с исковым заявлением, в котором он должен указать характер и размер убытков вместе с упущенной выгодой, назвать причину потерь. Заявление должно содержать просьбу создать комиссию по определению убытков. Если фермер не согласен с решением суда, он может обжаловать его в вышестоящем суде или арбитражном суде. Кроме того, фермеру возмещаются за счет виновных юридических или физических лиц все другие убытки, например, при незаконном изъятии земли и имущества, порче, уничтожении техники и т.д. Они взыскиваются судом по заявлению потерпевшего. Их размер также определяется судом либо арбитражным судом.
В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве отношения фермера с предприятиями, организациями, гражданами, с государственными органами управления строятся на основе договоров. Данное положение также является очень важным. Договор подчеркивает самостоятельност
Фермер может по своему усмотрению выбирать партнеров и вид договора. В этом отношении у него большие возможности, важно только правильно составить договор, не упустив важные моменты, для чего целесообразно прибегнуть к помощи юриста. В договоре необходимо предусмотреть меры взаимной имущественной ответственности сторон, иначе их права не смогут быть защищены в суде или арбитраже.
Фермер по с
воему усмотрению может продавать или приобретать имущество за наличный расчет или открыть счет в учреждении любого банка. [15]
Глава 2. Современное состояние и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств Кемеровской области.
2.1 Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в Кемеровской области.
В 2012 году особое место в АПК Кузбасса заняли малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В этом секторе производится около 50 % общего объема производства
валовой продукции сельского хозяйства.В Кемеровской области создано 59 сельскохозяйстве
Крестьянские (фермерские) хозяйства являются формой хозяйствования, созданной в процессе реорганизации колхозов и совхозов. [11]
В кадастровом учете указывается, что основная часть земель для ведения фермерских хозяйств выделяется гражданам в собственность за счет земельных долей, а также предоставляется в аренду.
Рассмотрим размеры посевных площадей крестьянских хозяйств, для сравнения возьмем также данные сельскохозяйстве
Таблица 1 — Вся посевная площадь сельскохозяйстве
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 года к 2008, % |
|
Сельскохозяйстве организации |
684,6 |
671,3 |
620,8 |
602,9 |
618,0 |
— 9,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
378,9 |
370,9 |
349,4 |
344,5 |
333,4 |
— 22,0 |
В 2012 году посевные площади крестьянских хозяйств занимали 32,8%. В то время как хозяйства населения занимают всего 6,5%. Наибольшие территории занимают сельскохозяйстве
За период с 2008 по 2012 год площади, используемые КФХ, уменьшились на 45,5 тыс.га и составили 333,4 тыс. га.
Отклонения 2012 года к 2008 оказались отрицательными, это указывает на тенденцию к снижению размеров площадей.
В 2008 году размер посевных площадей сельскохозяйстве
Проанализируем основные показатели деятельности крестьянских хозяйств за период с 2008 по 2012 годы.
В таблице 2 указаны размеры площадей, занятые сельскохозяйстве
Таблица 2 — Посевная площадь зерновых культур и картофеля, тыс. га
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения 2012 к 2008 году, % |
|
Зерновые культуры |
||||||
Сельскохозяйстве |
451,4 |
451,4 |
398,0 |
386,5 |
381,0 |
— 15,6 |
Крестьянские хозяйства |
300,7 |
296,0 |
276,3 |
279,5 |
265,4 |
— 11,7 |
Картофель |
||||||
Сельскохозяйстве |
3,9 |
4,3 |
4,1 |
5,1 |
5,1 |
+ 30,8 |
Крестьянские хозяйства |
1,7 |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
2,3 |
+ 35,3 |
Проанализировав таблицу 2, мы видим, что крестьянские хозяйства отстают от сельскохозяйстве
Отклонения 2012 года к 2008 зерновых культур были отрицательными, а картофеля наоборот положительными.
Из 333,4 тыс. гектаров на посев картофеля приходилось в 2012 году 1,7 тыс. га, в 2011 – 2,5 тыс. га. На посев зерновых и зернобобовых культур в 2012 году – 265,4 тыс. га, в 2011 году – 279,5, максимальную площадь они занимали в 2008 году – 300,7. На посев овощных культур, в 2011 году – 0,2 тыс. га, эту площадь они занимают последние 5 лет. На кормовые культуры в 2012 году отводилось 50 тыс. га – это меньше, по сравнению с 2008 годом, на 14,5 тыс. га.
Производство зерновых крестьянскими фермерскими хозяйствами в 2008 и 2009 году постепенно возрастает, а с 2010 года оно стремительно падает. 2009 год был самым урожайным за последние 5 лет.
Рассмотрим урожайность крестьянских хозяйств за 2008 — 2012 годы в таблице 3.
Таблица 3 — Урожайность КФХ, центнеров с 1 га убранной площади
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения 2012 г. к 2008, % |
|
Зерновые культуры |
20,3 |
22,9 |
18,4 |
17,9 |
9,1 |
— 55,2 |
Картофель |
167 |
164 |
176 |
205 |
84 |
— 49,7 |
Овощи открытого грунта |
171 |
173 |
159 |
163 |
80 |
— 53,2 |
Как показывает таблица 3, в данный момент крестьянские хозяйства терпят большие потери урожая, отклонения 2012 года к 2008 составляют около 50 %. С каждым годом урожайность падает. [11]
В 2012 году продукция сельского хозяйства составила 2200 млн. руб. Это самый низкий результат за период с 2008 по 2012 годы. Самый высокий был в 2011 году, он составил 4483 тыс. руб.В структуре продукции сельского хозяйства можно увидеть, что они отстают от других сельскохозяйстве
Рис.4 Структура продукции сельского хозяйства за 2010-2011 годы, %
Из них растениеводству принадлежит, в 2012 году – 1475 млн. руб., в 2011 году – 3746. Животноводству – в 2012 году – 725 млн. руб., в 2011 году – 737.
Для выявления тенденций развития проанализируем данные о сборе крестьянскими хозяйствами овощей, зерновых культур и картофеля в таблице 4.
Таблица 4 — Валовой сбор сельскохозяйстве
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения 2012 года к 2008, % |
|
Овощи |
4,0 |
4,2 |
3,4 |
3,0 |
0,9 |
— 77,5 |
Зерновые культуры |
610,4 |
678,5 |
509,2 |
499,3 |
206,0 |
— 66,2 |
Картофель |
28,7 |
36,1 |
41,1 |
52,4 |
17,5 |
— 39 |
Крестьянские хозяйства произвели больше всего овощей в 2008 и 2009 годах, но тем не менее они очень сильно отстают от сельхозпредприят
Отклонения 2012 года к 2008 показывают низкие результаты валового сбора.
Сбор зерновых культур в 2012 году по сравнению с 2008 уменьшился в 2,9 раз, овощей в 4,4, картофеля в 1,6.
Животноводство.
Рассмотрим структуру поголовья скота в таблице 5.
Таблица 5 — Структура поголовья скота, в процентах от поголовья скота
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
КРС |
8,9 |
9,7 |
8,1 |
7,1 |
8,0 |
В т. ч. коровы |
8,2 |
9,0 |
8,2 |
7,5 |
7,6 |
Свиньи |
4,5 |
4,7 |
3,9 |
3,9 |
3,3 |
Овцы и козы |
5,2 |
7,7 |
6,7 |
7,6 |
7,9 |
Лошади |
13,2 |
16,8 |
13,6 |
12,8 |
13,3 |
Поголовье КРС 2012 года – 15,4 тыс. голов. Из них коров – 7,2 тыс. голов. Поголовье свиней в 2012 году составило 15,4 тыс. голов, что тоже является хорошим результатом деятельности крестьянских хозяйств. Поголовье овец и коз, 2012 год – 6,2 тыс. головы. Поголовье лошадей в 2012 году – 2,1 тыс. головы. Это количество держится на одном уровне последние 3 года.
Производство скота и птицы на убой в 2012 году составила 261 тонну. Это больше, по сравнению с 2008 годом, на 107 тонн.
В 2012 году было произведено молока – 1737 тонн. Яиц – 96 тыс. штук. Это довольно много, т. к. в 2010 году было произведено всего 9 тыс. штук. [15]
По данной информации можно сделать вывод, что к 2012 году крестьянское хозяйство ухудшает результаты своей деятельности, состояние фермерских хозяйств в условиях переходной экономики оказывается не совсем радужным. Можно предположить, что это случилось из-за нестабильности ситуации и неправильности ценовой политики. Однако если государство будет пересматривать ценовую политику и отношение к фермерам, определенные перспективы развития у сельскохозяйстве
, и применение современной техники, и расширение фермерского хозяйства и многое другое. [11]
2.2 Проблемы развития КФХ и пути их решения
Для современных крестьянских (фермерских) хозяйств характерен огромный потенциал дальнейшего развития. Однако, существуют определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и поступательному развитию К(Ф)Х.
В числе основных проблем, препятствующих деятельности современных фермерских хозяйств, АККОР отмечает следующие :
1. Отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-п
2. Недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, например, в 2008 году только 8,8% КФХ получили субсидированные кредиты. В целом же господдержка, по оценкам АККОР, составляет 2,5% от общей суммы выделяемых средств [2, с. 425].
3. Слабость и недостаточность информационно — консультационног
4. Неразвитость структуры сельскохозяйстве
5. Социальная незащищенность фермеров и членов их семей. Так, в современных условиях, глава и члены фермерских хозяйств, оказались не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», что существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и т.д.
6. Проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйстве
7. Еще одной важной проблемой деятельности КФХ является то, что не вся продукция реализуется (рис. 3).
Рис.3 Производство и реализация основных видов продукции сельского хозяйства за 2005 — 2012 гг., тыс. т.
Удаленность рынков сбыта, высокая стоимость транспортных услуг, низкие закупочные цены оказывают негативное влияние на их функционирование
Решить указанные выше проблемы можно после выполнения следующих задач:
-
нужно увеличить доли и сбалансировать использование имеющихся в России земель сельскохозяйстве
нного назначения, -
увеличить объемы производства КФХ,
-
улучшить социальный климат и повысить уровень жизни сельского населения,
-
технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и повышения конкурентоспособ
ности КФХ, -
более полное использование предпринимательс
кой творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания фермерских хозяйств.
Для достижения ожидаемых результатов наиболее важная роль отводится созданию новых и совершенствовани
Указанные
направления предусматривается дополнить стимулированием инноваций в деятельность современных фермерских хозяйств.
Глава 3. Перспективы развития КФХ в Кемеровской области.
3.1 Планы кемеровских крестьянских хозяйств
Поддержка начинающих фермеров Кемеровской области.
Основными целями развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, являются:
устойчивое развитие сельс ких территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
-
повышение конкурентоспособ
ности российской сельскохозяйстве нной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
Сектор малых форм хозяйствования, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 45,3% зерновых культур, 85,8% картофеля, 73,9% овощей, 34,1% мяса и 57,31% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйстве
Объем государственной поддержки из федерального и областного бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 48,4 млн. рублей в 2006 году до 58,7 млн. рублей в 2011 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
Объем привлеченных инвестиционных и краткосрочных кредитов и займов в 2011 году по малым формам хозяйствования составил 1022,3 млн. рублей.
Бурный рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что в 1995 году их численность достигла 1511 единиц. В последующее полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-эконом
По данным Росстата общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств в Кемеровской области по состоянию на 01.10.2011 составляет 1339 единиц
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйстве
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособ
При инерционном сценарии развития, фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводствен
В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйстве
Также, согласно обоснованным целевым показателям, количество крестьянских (фермерских) хозяйств осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 100 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 500 рабочих мест.
В результате область получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличению налоговых сборов.
Реализация развития не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технич
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов от первоначально запланированных, относятся:
-
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйстве
нных угодий; -
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйстве
нную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции; -
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональны
х преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределени ем соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
С учетом проблем КФХ и их решением выделим перспективы:
-
повышение удельного веса российских продовольственны
х товаров в общих ресурсах продовольственны х товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 году:
-
зерна — до 99,7 процента,
-
свекловичного сахара – до 93,2 процента,
-
растительного масла — до 87,7процента,
-
картофеля — до 98,7 процента,
-
мяса и мясопродуктов — до 88,3 процента,
-
молока и молочных продуктов — до 90,2 процента;
-
увеличение производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 20,8 процента, пищевых продуктов — на 35 процентов;
-
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства вразмере 4,5 процента;
-
повышение среднего уровня рентабельности крестьянских хозяйств не менее чем до 10 -15 процентов (с учетом субсидий);
-
доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55 процентов.
В своей повседневной деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются со многими трудностями. Это связано с тем, что институт фермерства появился сравнительно недавно и в законодательстве Российской Федерации не было чёткой нормативной базы.
Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, является по ГК РФ общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное.
Сейчас в Российском законодательстве идет борьба между двумя тенденциями — признанием собственности крестьянского хозяйства либо общей долевой, либо общей совместной собственностью ее членов. С одной стороны, законодатель стремится укрепить крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельскохозяйстве
Проанализировав положение крестьянских фермерских хозяйств в производстве, мы делаем выводы, что о сновными причинами невысокой эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств являются трудности в реализации произведенной продукции. Поддержка и стимулирование повышения эффективности производственной деятельности крестьянских фермерских хозяйств во многом будет способствовать решению экономических проблем.
Удаленность рынков сбыта, высокая стоимость транспортных услуг, низкие закупочные цены оказывают негативное влияние на их функционирование
1. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рыночной экономики приобрело особую актуальность, так как они являются одной из форм предпринимательс
2. Зарубежный и отечественный опыт формирования и развития аграрных отношений дает основание для утверждения, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой особую форму организации сельскохозяйстве
3. В условиях жесткой рыночной конкуренции их развитие становится неустойчивым. Низкая эффективность большинства фермерских хозяйств обусловлена целой группой внешних и внутренних причин. Процесс становления крестьянских хозяйств в современных условиях протекает сложно и неоднозначно. Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в Кемеровской области были организованы в 1990 г. и по состоянию на начало 2011 г. их количество составило 1339 хозяйств, общей площадью 333,4 тыс. га. [12]
4. В области прослеживается тенденция к увеличению удельного веса земельной площади, полученной крестьянскими хозяйствами в аренду и снижению удельного веса земли, закрепленной на праве наследуемого владения. Эта тенденция вполне закономерна и логична: человек, решивший связать свою жизнь и жизнь своей семьи с сельскохозяйстве
Расширение арендных отношений свидетельствует, с одной стороны, об оживлении земельного оборота, а, с другой стороны, говорит о том, что некоторая часть крестьянских хозяйств вынуждена расширять свои земельные участки за счет аренды земли, что дает некоторые основания предполагать наличие в этих хозяйствах условий для расширения производства и, следовательно, несет в себе предпосылки для их экономического укрепления и роста. Аренда призвана изменить отношение селянина к труду, возродить крестьянство, через изменение производственных отношений обеспечить лучшие социальные условия жизни села.
5. Структура посевных площадей в фермерских хозяйствах области не однородна и нуждается в совершенствовани
6. В 2012 году урожайность зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах равна урожайности в крупных сельхозпредприят
7. За анализируемый период в республике уменьшение поголовья скота было заметно по всем видам сельскохозяйстве
8. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2012 г. произведено: зерна –206 тыс. тонн, картофеля –17,5 тыс. тонн, овощей –0,9 тыс. тонн, мяса в живой массе — 3 тыс. тонн, молока -26,7 тыс. тонн. Анализ динамики валового производства продукции (с 2008 г. по 2012 г.) показал уменьшение объемов производства каждого вида продукции. Исключение составляет поголовье птицы, кроликов. Оно имело тенденцию к увеличению.
9. В структуре каналов реализации зерна наибольший удельный вес имеют продажи организациям и предпринимателям — 71,6%, по бартеру -26,2%. То есть крестьянские (фермерские) хозяйства предпочитают сбывать произведенное зерно с наименьшими затратами на его реализацию за реальные «живые» деньги или в обмен на необходимые материальные ценности.
10. За анализируемый период каналом реализации крестьянскими хозяйствами зерна остается продажа его государственным закупочным организациям в республике, удельный вес, которого составляет всего 2,2%. Установленные низкие закупочные цены, дороговизна транспортировки, большие объемы требуемых закупок и существенные задержки с оплатой продукции вынуждают фермеров искать другие каналы сбыта. Определенная доля товарной продукции реализуется фермерами через посредников – перекупщиков. Поэтому в перспективе можно было бы организовать торговлю по типу американских прифермерских рынков. [16]
11. Основными каналами сбыта молока для крестьянских хозяйств в течение исследуемого периода являются рынок (89,4%) и государственные (акционерные) молочноперерабат
Обозначилась тенденция по снижению значения канала реализации мясной продукции, как рынок, и напротив, возросло значение канала сбыта как личные перерабатывающие предприятий — бойня и мясокомбинаты.
12. Главным условием развития крестьянских (фермерских) хозяйств и становления их полноправными конкурентами на рынке продовольствия является правовая и финансовая поддержка со стороны государства. Уменьшение размеров финансовой помощи явилось одной из причин замедления развития, процесса образования новых и прекращения деятельности действующих крестьянских (фермерских) хозяйств.
13. Для определения размеров и объемов производства целесообразно тщательно просчитать все показатели на модельном хозяйстве, которое может реально существовать с заданной земельной площадью и поголовьем животных. В связи с этим нами разработаны модели наиболее перспективного направления развития крестьянских (фермерских) хозяйств в отраслях сельского хозяйства.
14. Исходя из фактического положения, когда нынешние хозяйства не располагают для ведения нормального производства необходимыми средствами производства, на первый план необходимо выдвигать изыскание возможностей кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств. В работе предлагается наиболее эффективная модель организационного и экономического механизма кооперирования крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также и агросервисными, перерабатывающим
15. Важное значение для повышения эффективности производственной деятельности любого крестьянского (фермерского) хозяйства имеет оптимальный выбор производства продукции и сочетание отраслей. В связи с этим, предлагаем использовать модели по оптимизации производственной структуры и перспективных направлений развития крестьянского (фермерского) хозяйства
- Андреев, П.А. Фермерские хозяйства России: пути становления и развития / П. А. Андреев. – М. : Колос, 2005.– 156 с.
- Быстров, Г. Е.Аграрное право: учебное пособие / Г. Е. Быстров.– М.: Юристъ, 2001. – 534 с.
- Беляева, З. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект гражданского права:Сб. статей / З. С. Беляева.– М.: Омега, 2000.– 89 с.
- Леонова, Л. А. Организация сельскохозяйстве
нного производства: альбом наглядных пособий / Л. А.Леонова. – Санкт Петербург: Лань, 2007. – 320 с. - Никонов А.А. Проблемы повышения эффективности сельскохозяйстве
нного производства / А. А. Никонов. – М.: Агропромиздат, 2006. – 335 с. - Устюкова, В. В. Малое предпринимательс
тво в сельском хозяйстве. Правовые проблемы малого предпринимательс тва / В. В. Устюкова– М.: ЮНИТИ, 2001.–126 с. - Устюкова, В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства / В. В. Устюкова– М.: Институт государства и права РАН, 2008.–234 с.
- Фоков, А. П. О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве / А. П. Фоков – М.:Юрист, 2006.–22 с.
- Чаянов, А. В. Избранные труды / А. В. Чаянов – М.: Феникс, 2008. – 275 с.
- Чаянов, А. В. Крестьянской хозяйство (Экономическое наследие) / А. В. Чаянов – М.: Экономика, 2009.– 491 с.
- Сельское хозяйство и лесное хозяйство [Электронный ресурс]/ http:// /kemerovos
tat.gks.ru/wps/w ; -сор.2012.– URL : // http:// /kemerovoscm/connect/rosst at_ts/kemerovost at/ru/ tat.gks.ru/wps/w – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 25.11. 2013).cm/connect/rosst at_ts/kemerovost at/ru/statistics /enterprises/agr iculture/agricul ture_default - Администрация Кемеровской области [Электронный ресурс]/ http:// /www.ako.r
u/default.asp ; -сор.2012.– URL : // http:// /www.ako.ru/Ekonomik/sel-h – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 20.11. 2013).oz.asp?n=7 - Финансовый словарь [Электронный ресурс]/ http:// /dic.acade
mic.ru// ; -сор.2012.– URL : // http:// /academic.ru/dic.nsf/fin_e – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 25.11. 2013).nc/14774 - Управление росреестра по Кемеровской области [Электронный ресурс]/http:// /p
da.to42.rosreest -сор.2012.– URL : //http:// /pda.to4r.ru/; 2.rosreestr.ru/k adastr/zemlja_sf o/zfond– Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 25.11. 2013). - Гражданский кодекс [Электронный ресурс]/http:// /w
ww.consultant.ru /; -сор.2012.– URL : //http:// /www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW _139847/– Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 30.11. 2013). - Общие вопросы развития сельскохозяйстве
нной потребительской кооперации. О роли органов управления АПК и объединений сельхозтоваропро -сор.2012. – Загл. с экрана. – Яз.рус. – (Дата обращения : 30 .11. 2013).изводителей. / [Электронный ресурс]/http:// /f ermer.org