Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства

Курсовая работа

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Документы международных конференций по туризму указывают, что «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе» 1 . Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях.

В своих рекомендациях Всемирная Туристическая Организация (ВТО) отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Необходимо отказаться от мысли, что частный сектор способен выполнять отдельные функции НТА (Национальной Туристской Администрации).

Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: Великобритании BTA(BritishTouristAuthority), в Ирландии – IrishBoard, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д.

Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации 2 . При их помощи в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упражнение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристской деятельности, тоже весьма внушительны : в США сумма налогов от туризма составляет 130 млрд. дол.в год, в Японии – 70, в Германии – 57 3 .

Что же касается отечественного туризма, то мы этой цифры не знаем, как, впрочем, не знаем и методики расчета платежного баланса, применяемого ныне Центробанком. В печати можно встретить цифру 20–25 млрд. дол., но никакими серьезными источниками она не подтверждается 4 . Данное положение в Российском туризме является следствием того, что у нас до си пор отсутствует государственная комплексная политика развития туризма. Как отметила вице-премьер Правительства РФ В. Матвиенко: «В России управление данной отраслью ограничивалось незначительными функциями лицензирования и, так скажем, наблюдением за тем, что происходит в данной сфере»5 .

2 стр., 903 слов

Состояние и перспективы развития туристского комплекса ЮФО

... зоны в Республике Калмыкия и др.); событийный туризм На данный же момент структура популярных в округе видов туризма такова: Рис. 1. Популярные виды туризма в ЮФО в 2012 году Если проанализировать динамику развития туристских отраслей в округе, можно ...

На сегодняшний день количество странствующих становится сопоставимым с численностью населения планеты — их число приближается к 5 миллиардам, из которых почти миллиард путешествующих пересекают границы государств, а 4 — отдыхают «дома».

Эту массу волнуют очень простые вопросы — «отдых где?», «когда?», «по какой цене?» И к сожалению только у нас, в России, ответы на эти вопросы способны здравомыслящего человека поставить в тупик: отдых в Подмосковье, например, дороже, чем за две тысячи километров, на побережье Средиземного моря. Причем на Средиземноморье за меньшую цену сознаны гораздо лучшие условия.

В этом примере, как в капле воды, отражены все беды российской индустрии туризма: и недостаток инвестиций, и неумелое пользование рыночными инструментами, и незнание реальных ресурсов отрасли, и недостаток квалифицированных кадров, и отсутствие серьезного научного обеспечения, и, наконец, несовершенная законодательная база.Этим и обуславливается актуальность данной дипломной работы.

Объектом исследования является взаимодействие сферы политики и туристической сферы в государстве. Предметом исследования является влияние политических факторов на развитие туристической сферы.

Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
  • рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
  • определить роль государства в развитии туризма;
  • выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
  • предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.

Степень научной разработанности темы.

Ранее вопросы, касающиеся политики Российской федерации в сфере туризма и гостеприимства, рассматривались многими учеными. Для моего исследования большой интерес представляет блок работ по социальной политике, в том числе, анализ острых проблем в сфере туризма как социальной сферы, выполненных в Институте социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ под руководством С.Н. Смирнова, исследований В.В. Люблинского по социальной политике в Европе, В.Н. Лексина – по вопросам региональной социальной политики в России, работа А. Е. Чириковой– о взаимодействии власти и бизнеса в социальной сфере. Для анализа развития сферы туризма ключевыми являются исследования сферы туризма в смежных науках :в сфере экономики — работы В.И. Стржалковского и Ю.А. Барзыкина, права — В. Б. Бессоновой, государственного управления — Н.И. Ильиной, истории — Г. Усыскина и А.А. Васильева. Анализ изученных материалов показывает, что к настоящему времени созданы серьезные научные предпосылки, сформирован круг основных организационно-экономических положений и подходов к изучению государственной политики в сфере туризма.

5 стр., 2470 слов

Особенности предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания

... но и повышала эффективность работы всей структуры фирмы в целом, являясь своеобразной формой мотивации работников к более результативному труду и появлению инициативы. 4.1 Организационная структура современного предприятия сферы сервиса и туризма Структура ...

Теоретико-методологической базой исследования послужили Федеральные законы, касающиеся сферы туризма в России, труды отечественных экономистов, публикации периодической печати, Интернета.

Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства

Ведущий эксперт Всемирной туристской организации Джафар Джафари в своей работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали всегда. Об этом свидетельствуют записи древних народов, населявших Дальний и Средний Восток и Средиземноморье. Эти исторические очерки показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями. Геродот (VI в. до н. э.), например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались искусство и философия, языки и религии, традиции населения других стран, черты местного быта и формы гостеприимства.

Джафар Джафари в своей книге отмечает, что во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло, XII в. н. э.) оставлено замечательное наследие — записи о путешествиях, востребуемые до сего времени. Например, поэт Баско, посетивший Японию в XV в., написал мемуары, которые и сейчас служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти способствовало появление детальных географических карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно историческим документам начиная с середины XVI в. жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже — в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.

Длящиеся поначалу 2-3 года туры постепенно сокращаются по времени, тогда как количество туристов растет. Турист (как правило, молодой человек) сопровождался опекуном; многие из них описали свои путешествия в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях. Это были не только литературные, но и познавательные работы, лучшей иллюстрацией которых, возможно, служат записки Гете об Италии (1786-1788 гг.) 6 .

9 стр., 4449 слов

Туризм и здоровье человека

... в активном туризме. Путешествия активными способами: пешком, на байдарке, на лыжах, на велосипеде являются важнейшими стимуляторами улучшения здоровья населения. 1.Влияние занятий туризмом на организм человека Походы ... сдвигам в организме - перестройке координации газообмена и кровообращения в легких, тренировке и адаптации функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем в ответ на изменившиеся ...

В XIX в. индустриальная революция и распространение империализма, евангелизма и социализма внесли большие изменения в жизнь общества. Томас Кук, великий английский реформатор, использует паровозы для поездок городской бедноты за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентства, резервирование мест в транспорте и гостиничных номеров, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией.

Массовый туризм приобрел международный характер и был, возможно, наиболее ярко описан Марком Твеном в пародии «Простаки за границей» (1869 г.).

Это было время научного прогресса, расширения делопроизводства, победы демократии над буржуазным строем в пользу отдыха и путешествий, время поощрения интереса к наукам.

Квартальнов А.А. в своей работе пишет: «Первая мировая война положила конец власти аристократии и произвела новую революцию в туризме: люди стали более трепетно относиться к природе в условиях всеобщей индустриализации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, в особенности морских, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, плавание на морских судах» 7 .

В это время многие учения о туризме становятся историческими, а специалисты занимаются как изучением истории рекреации и туризма в целом, так и исследованиями их отдельных аспектов (например, курортов и минеральных вод), других более объемных понятий.

Географами был произведен ряд работ на тему внутреннего и выездного туризма, возникшего на базе роста автомобильной индустрии.

В последующие после второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952 г. авиапутешествий.

В 60-х гг. преимущества массового туризма уже не ставились под вопрос. В ходе исследования возникло предположение, что туризм может стать прекрасным способом поощрения рабочего класса как в странах третьего мира,так и в великих державах.

Философия «туризм = развитие» требовала внедрения туризма на новых территориях, вовлечения в работу большого количества людей. Ожидалась значительная отдача от туризма, в несколько раз превышающая расходы, стимулирующая местную экономику и улучшающая условия жизни.

Однако были и противники массового туризма. Отчетливо зазвучали критические голоса представителей консервативных и ностальгических взглядов. Намного более серьезная критика возникла в экономической среде: после детального изучения экономисты продемонстрировали, что хваленый преумноженный доход на поверку оказывается ниже ожидаемого и что утечка капитала и преувеличение положительных сторон туризма зачастую сводят на нет предполагаемые экономические преимущества в области туристской индустрии.

Были подняты и вопросы экологии, наиболее животрепещущими из которых явились проблемы сохранения парков и предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты. Изучение темы отдыха породило также широкий спектр вопросов в области психологии, политологии, социологии. Экономисты продолжили свои яростные споры и тщательный анализ, но вопрос остается открытым вплоть до наших дней.

5 стр., 2272 слов

Развитие туризма в Ямало-ненецком автономном округе

... развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе и "Формирование и развитие туристского ресурса "Дед Мороз Ямала - Ямал Ири" в первую очередь были направлены на проведение мероприятий по решению первостепенных задач развития туризма в автономном округе. Реализация ...

Таким образом, в XX столетии сформировалась индустрия, которая выросла и приобрела в наши дни всемирную социально-экономическую значимость.

Объединенными усилиями продолжают укрепляться позиции туризма в мире. Баталова Л.В. в своей книге упоминает: « С начала века, особенно начиная со второй мировой войны, большое количество правительственных организаций и коммерческих агентств укрепили и лишний раз подтвердили важность туризма на мировом уровне» 8 .

Туризм невозможен без передвижения, без территориального перемещения. Истоки туризма уходят во времена кочевий первобытных людей, когда им приходилось преодолевать большие пространства в поисках условий, подходящих для проживания. Дифференциация территорий происходила по признакам благоприятности этих условий. Необходимость постоянных поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршруты, хорошо ориентироваться на местности. При этом использовались как тропы животных, так и пути, проторенные другими племенами. Постепенно, из поколения в поколение складывались и передавались знания о местах с хорошими природными условиями, с пастбищами для скота. Для определенной группы народов кочевой образ жизни утвердился на многие века (кочевые народы Центральной и Средней Азии, Африки).

Передвижение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в качестве средств передвижения стали использовать животных: лошадей, верблюдов, ослов. Для перемещения по воде изготавливали примитивные сооружения, напоминающие плоты и лодки. Некоторые народы научились даже делать топографические карты, которые наносили на кору деревьев или обработанные шкуры животных (эскимосы).

Племена многих народов могли ориентироваться по звездам.

Таким образом, несмотря на то, что первые территориальные перемещения были обусловлены необходимостью выживания народов в суровых природных условиях, они сформировали навыки путешествий, создали предпосылки для географических открытий, для путешествий с познавательными целями 9 .

Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Шаповал Г.Д. в своей работе пишет: « еще в Древнем Египте при фараонах XI династии, более чем за две тысячи лет до н. э. неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны». 10

Александрова А.Ю. пишет: «Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определенная систематизация географических открытий. Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Потомки древних финикийцев, карфагеняне, также смело осваивали незнакомые территории. Одним из карфагенских путешественников был некий Ганон, посланный в 505 г. до н. э. для открытия и колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер. Тем не менее исторические источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н. э. древние греки и древние римляне совершали поездки в Египет, куда их привлекали история, культура, необычная природа, великолепные архитектурные сооружения. Египет считался также лечебным курортом. Одним из таких путешественников был знаменитый древнегреческий историк Геродот, описавший свои путешествия в девяти книгах.

8 стр., 3793 слов

Великие путешественники античности

... мировой культуры зависит от "человека путешествующего". Именно поэтому большое значение имеет изучение истории древних путешествий. Цель данной работы - изучить самых известных путешественников античной эпохи. В рамках ... переоценить значение работы Геродота. Он собрал немало древних представлений о мире, описал географию многих стран, жизнь разных народов. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, ...

Начиная с 330 г. до н. э. одной из главных целей походов Александра Македонского стало открытие новых земель. Для этого он держал при себе целый штат ученых. Великий македонский царь совершил грандиозный поход от Персидского государства до Индии.

В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, например Олимпия во время Олимпийских игр. Участники игр прибывали заранее, поэтому для них предусматривалось определенное обслуживание: сооружались места для тренировок, предоставлялись бытовые услуги (бани, питание, отправление культовых обрядов).

Для размещения участников игр и болельщиков строились специальные жилые сооружения.» 11

В Римской империи к I в. до н. э. сформировался определенный слой людей из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Деловые поездки также стали причиной строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников. Еще в I в. до н. э. в городах и на дорогах Римской империи появились постоялые дворы, которые классифицировались по гражданскому статусу путешественников — для патрициев и для плебеев. Римские гостиницы представляли собой комплексы, состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади. Дороги простирались вплоть до Малой Азии и Галлии. Протяженность государственных дорог 1-й категории составляла приблизительно 90 тыс. км, 2-й категории (за которые отвечали магистраты) — 200 тыс. км. Путешественники имели возможность пользоваться специальными картами-путеводителями. Известны наиболее популярные курорты Древнего Рима, например Байи, где находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Также распространены были путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.