Государственная политика в сфере регулирования физической культуры и спорта в Свердловской области

Курсовая работа

Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Забота о развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы наших спортсменов способствуют росту патриотизма гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.

Цель исследования — деятельности органов государственного управления Свердловской области по формированию и использованию элементов выявления наиболее значительных проблем в функционировании отрасли, их механизма решения в период реформирования национальной экономики и рассмотрения возможных путей реализации.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

— определить основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ;

— рассмотреть законодательные основы регулирования сферы физической культуры и спорта;

32 стр., 15685 слов

Деятельность Муниципального учреждения «Управление по физической ...

... Златоустовского городского округа и Положением. В своей деятельности Управление подчиняется Главе Администрации города. Координирует и контролирует работу Управления заместитель Главы Администрации города по социальному развитию. Полное наименование: Муниципальное учреждение Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа. ...

— ознакомиться с результатами деятельности Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области;

— рассмотреть состояние физической культуры и спорта в Свердловской области;

— для совершенствования сферы физической культуры и спорта Свердловской области предложить внедрение программно-целевого метода;

— рекомендовать актуальные направления развития физической культуры и спорта Свердловской области.

Объект исследования — деятельность в сфере государственного регулирования и управления на территории субъекта федерации, Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.

Предмет исследования – формирование и использование элементов регулирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

1.1 Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта — создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям. Первое направление — развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

— развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;

— развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

— осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;

— разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;

— нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;

— реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;

12 стр., 5879 слов

Физическая культура и спорт в современном обществе

... физической культуры и спорта в современном обществе. В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи: Изучить историю развития физической культуры и спорта; Произвести изучение литературы по проблематике исследования физической культуры и спорта в современном обществе; Раскрыть сущность понятия физическая культура и спорт; ...

— развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований. Второе направление — повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

— модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

— развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

— обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;

— обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

— совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;

— формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране станут проведение « Кубка Конфедераций-2017» (17 июня — 2 июля) и чемпионата мира-2018 (14 июня — 15 июля) по футболу, а также проведение чемпионата мира-2018 по хоккею среди юниоров (Челябинск и Магнитогорск, даты не утверждены) .

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Данная Стратегия в первую очередь предусматривает:

— создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения;

— выработку комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

— модернизацию системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях;

— разработку и внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, обеспечивающих их успешное выступление на спортивных соревнованиях;

— усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

— совершенствование медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

— определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 г. № 30 утверждена .

Целями Программы как программно-целевого инструмента реализации являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Цели Программы ориентированы на выполнение следующих задач :

— обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

14 стр., 6547 слов

Спорт и физическая культура

... исследования: Изучить спорт как один из компонентов физической культуры и определить социальную функцию спорта и основные направления в развитии спортивного движения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и ее обобщение. Структура и объем курсовой работы: объем 36 ...

  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов).

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 11 октября 2016 года, Президентом РФ был утвержден перечень поручений по развитию физической культуры и спорта.

Правительству Российской Федерации:

— обеспечить издание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность общероссийских физкультурно-спортивных обществ.

— рекомендовать органам управления государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием) внести в уставные документы изменения, предусматривающие возможность создания общероссийских отраслевых физкультурно-спортивных обществ, корпоративных физкультурно-спортивных обществ в целях развития массового спорта, формирования и направления спортивных сборных команд для участия в официальных спортивных соревнованиях регионального и всероссийского уровней.

— подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием) и представить предложения по поэтапному сокращению финансирования профессионального спорта и увеличению финансирования массового спорта из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием).

— проанализировать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лучшие региональные практики использования механизмов государственно-частного партнёрства в области физической культуры и спорта, разработать и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по их применению.

Министерству спорта Российской Федерации:

— разработать совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, при участии общероссийской антидопинговой организации и утвердить образовательные антидопинговые программы для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

— разработать совместно с Олимпийским комитетом России и утвердить программы развития летних олимпийских видов спорта на очередной олимпийский цикл, обратив особое внимание на виды спорта, по которым не были выполнены задачи, определённые в целевых комплексных программах подготовки спортсменов к Играм XXXI Олимпиады 2016 года в г. Риоде-Жанейро (Бразилия), а также на виды спорта, в которых российские спортсмены не прошли отбор.

— разработать типовые методические рекомендации по повышению квалификации и общественной аттестации тренерских кадров.

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством спорта Российской Федерации представить предложения по дальнейшему развитию Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

7 стр., 3332 слов

Административно-правовые аспекты регулирования в сфере физической ...

... физической культуры и спорта в РФ: государство через Минспорттуризм России, а также через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяет основы государственной политики в сфере спорта; спортивные федерации по видам спорта отвечают за спорт высших достижений и за участие российских ...

Администрации Президента Российской Федерации обеспечить подготовку и проведение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему «О мерах по развитию системы подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации до 2024 года».

Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что развитие физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности нации и гордостью государства.

1.2 Законодательные основы регулирования сферы физической культуры и спорта

Одно из важнейших направлений социально-экономической политики государства, это эффективное и всестороннее развитие физической культуры и спорта.

Основной целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление наших спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта.

Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил декларативный характер, в нем имелись внутренние несоответствия. Со времени его введения был накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве, законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке новой редакции указанного федерального закона и иных законодательных актов.

За последние годы в развитии законодательства в области физической культуры и спорта произошли серьезные изменения.

30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — федеральный закон).

Федеральный закон является второй редакцией и третьим по счету законом в истории становления спортивного законодательства в России и направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.

63 стр., 31071 слов

Пути повышения эффективности реализации муниципальной политики ...

... -оздоровительных учреждений коллективы, детские и юношеские спортивные школы, городские спортивно-оздоровительные учреждения, спортивно-технические сооружения. Выступая на заседании Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации 31 мая ...

Федеральный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, а также статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, федеральный закон включает в себя:

— систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

— систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

— перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации. Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Предусматривается деятельность общественного объединения — спортивной федерации. Это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, их права и обязанности, а также требования к содержанию уставов. Так, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта и др.

23 стр., 11242 слов

Перспективы развития горнолыжного туризма в сахалинской области

... Объектом исследования дипломной работы - является горнолыжный туризм как вид туризма. Предметом исследования - проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма в Свердловской области. Цель работы - выявить и проанализировать проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма в Свердловской области. Реализация цели требует решения ряда взаимосвязанных ...

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организатора соревнования, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского.

В федеральном законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

— деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

— взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации;

— организацию физической культуры и спорта в системе образования, физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, по месту работы, жительства и отдыха населения, развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

— деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Федеральным законом предусмотрено введение с 1 января 2009 года спортивного паспорта, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Спортивный паспорт содержит следующие сведения о спортсмене: фамилию, имя, отчество; дату рождения; принадлежность к физкультурно-спортивной организации; выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; отметку о прохождении спортсменом медицинских осмотров; результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения и другие данные. Осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

23 стр., 11247 слов

Стало изучение рекреационных потребностей население и их обеспеченность ...

... могут использоваться туристическими фирмами, туроператором, в разработке новых туров, и новых направлений туризма в Свердловской области. Данные дипломной работы могут быть использованы при подготовке к учебным курсам по туризму, а также в обучении и повышении квалификации ...

Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования допинговых средств и методов в спорте.

2.1 Деятельность Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области

Как уже говорилось в предыдущей главе — одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития и профилактики правонарушений.

Переход к новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций системы физической культуры и спорта.

Изучение всех групп связей и проявлений социального феномена физической культуры – общих, частных и конкретных – может создать в конечном счете наиболее полную картину объекта изучения физической культуры и научно обоснованную структуру оптимального развития и управления.

Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в системной программе.

Решение этих комплексных задач предполагает, кроме использования чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг через систему их стандартизации и сертификации, применение социально-экономических инструментов государственного и общественного регулирования, основанных на маркетинговых и других системах стратегического менеджмента.

Такой подход предусматривает целенаправленное осуществление государственной политики через реализацию государственных программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.

С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных и др.).

Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Свердловской области таким территориальным органом является Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее – Минспорт).

6 стр., 2741 слов

По физической культуре : Спортивные достижения и тенденции их развития»

... спорта. Достижения спортсменов высшего класса обогащают массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Цель данной работы заключатся в анализе понятия «спортивные достижение» ... виде спорта, постоянно интересуют ученых, тренеров и спортсменов. Это и понятно, так как от того, какими будут спортивные достижения в данном виде спорта ...

В своей деятельности Минспорт руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством,

Уставом Свердловской области, законами Свердловской области, правовыси актами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, иными правовыми актами, а также Положением о Министерстве физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.

Основной задачей Минспорта является обеспечение на территории Ссердловской области государственной политики в сфере развития физической культуры, спорта и молодежной политики.

В рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года» в 2016 году достигнуты следующие показатели:

— Доля граждан Свердловской области, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов комплекса составила 20%. Всего получено знаков – 5 838 шт., из них золотой – 2 029 шт., серебряный – 2 455 шт., бронзовый – 1 354 шт.;

— доля жителей Свердловской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Свердловской области 33%;

— доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов 72%;

— количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий 8120 единиц;

— доля жителей Свердловской области, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике 15%;

— доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения 8,9%;

— количество спортсменов Свердловской области, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта 410 человек;

— количество медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области на официальных международных и всероссийских соревнованиях по видам спорта 1710 единиц.

В области сформирована многоуровневая система проведения спортивных мероприятий среди всех категорий и групп населения. В течение года проведено 8120 физкультурных и спортивных мероприятий, из них: 5035 — мероприятия среди жителей сельских территорий, 229 — среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и 249 мероприятий по внедрению Комплекса ГТО.

По итогам ХХХI летних Олимпийских игр, которые проходили в 2016 году в Рио-де-Жанейро, свердловчане принесли сборной России пять медалей, одна из которой золотая, две серебряные и две бронзовые.

В настоящее время в Свердловской области организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют 153 учреждения: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)» с филиалами в Верхней Пышме и Новоуральске; 4 Центра спортивной подготовки (ЦСП) (государственных учреждения): по олимпийским и неолимпийским видам спорта, отдельно Центр по хоккею, по техническим видам спорта и Центр Паралимпийской и Сурдлимпийским видам спорта; 148 детско-юношеских спортивных школ (из них 30 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и 118 детско-юношеских спортивных школ, в том числе 2 спортивно-адаптивных школы), в которых занимаются 105 166 детей и подростков (что на 23 336 детей больше чем в 2013 г. (102 830 чел.).

Для достижения высоких спортивных результатов, учитывая сложившиеся исторические традиции развития спорта высших достижений, представительство спортсменов Свердловской области в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участие данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях Министерством спорта России для Свердловской области определены 32 базовых видов спорта (59 дисциплин).

Обеспечение подготовки спортивного резерва Свердловской области в первую очередь будет реализовано через мероприятия по развитию данных базовых видов спорта, при этом приоритет отдаётся мероприятиям по строительству и реконструкции спортивных объектов, а также разработке региональных программ развития видов спорта.

В настоящее время в Свердловской области действует 157 образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере физкультуры и спорта, в том числе 145 специализированных спортивных школ, 8 учреждений среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования. Общее количество учащихся и студентов во всех спортивных образовательных учреждениях превышает 110 тысяч человек. Кроме этого в Свердловской области активно развивается кружковая спортивная работа: действует 2 тысячи 686 спортивных кружков, в которых занимается более 60 тысяч человек.

В течение года подготовлено 170 мастеров спорта России, 15 мастеров спорта международного класса, 1 заслуженный мастер спорта .

В области имеется 8 594 спортивных сооружений в том числе: спортивных залов – 2491, плоскостных сооружений – 4110, бассейнов – 267.

государственный программный челябинский физкультура

2.2 Состояние физической культуры и спорта в Свердловской области

Физическая культура и спорт как является специфической отраслью, которая вносит значительный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание молодого поколения.

За последние годы меры, осуществляемые органами исполнительной власти Свердловской области, муниципальных образований, общественных объединений, позволили обеспечить динамичное развитие физкультурно-спортивного движения.

В результате реализации государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года» достигнуты позитивные тенденции по основным показателям развития отрасли. Число систематически занимающихся физической культурой и спортом возросло до 33 процентов от общей численности населения Свердловской области, доля учащихся и студентов, занимающихся физической культурой и спортом, до 72 процентов, количество спортивных сооружений увеличилось до 8 594 единиц.

Повышению эффективности и качества учебного процесса, внедрению различных эффективных форм, организации внеклассной работы по физической культуре и досуга учащейся молодежи способствует ежегодное предоставление субсидий из областного бюджета и выделение средств местных бюджетов на дополнительные ставки руководителей спортивных секций в общеобразовательные учреждения, детские клубы и спортивные школы. Проблема занятости и досуга детей и подростков решалась также и путем привлечения их к занятиям в секциях. В настоящее время действует 2 тысячи 686 спортивных кружков, в которых занимается более 60 тысяч человек

Возросло внимание к детско-юношескому спорту, позволившее обеспечить расширение сети спортивных школ и контингента занимающихся до 105 166 человек, повышение мастерства молодых спортсменов. Сборные команды Свердловской области регулярно занимают призовые места на Спартакиадах учащихся и молодежи России и во всероссийских и международных соревнованиях.

В целях повышения эффективности работы по развитию спорта высших достижений приняты меры в части материального поощрения спортсменов и тренеров по итогам их выступлений на официальных соревнованиях, а также расширению персонального состава членов центров олимпийской подготовки. В настоящее время 410 спортсменов являются членами и кандидатами в члены спортивных сборных команд России по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, в течение 2016 года завоевано 1710 медалей на всероссийских и международных соревнованиях. По итогам ХХХI летних Олимпийских игр, которые проходили в 2016 году в Рио-де-Жанейро, свердловчане принесли сборной России пять медалей, одна из которой золотая, две серебряные и две бронзовые

Адаптивной физической культурой и спортом в области занимаются 8,9 процента лиц с ограниченными способностями, от их общего количества. В муниципальных образованиях проходят соревнования и турниры, создаются оздоровительные группы, проводятся областные фестивали.

Сформирована многоуровневая система проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, спартакиад среди социальных групп и категорий населения. В течение 2016 года на территории Свердловской области организовано около 8120 физкультурных и спортивных мероприятий, из них: 5035 — мероприятия среди жителей сельских территорий, 229 — среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и 249 мероприятий по внедрению Комплекса ГТО.

Таким образом, реализация мероприятий государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области до 2020 года» создает предпосылки и основу для более активного привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.

Вместе с тем уровень развития физической культуры и спорта еще не соответствует предъявляемым требованиям и обусловлен следующими проблемами.

Недостаточное привлечение жителей Свердловской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом различных возрастных групп и категорий граждан.

Для многих видов спорта в Свердловской области отсутствуют оптимальные условия подготовки и выступления спортсменов на официальных соревнованиях. Обеспеченность населения объектами спорта остается недостаточной.

Несовершенство системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области и страны в целом, не способствует достижению ощутимых результатов в спорте высших достижений.

В течение многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав национальных спортивных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. В то же время растущая конкуренция в стране и на международной спортивной арене требует использования всего потенциала, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал, для достижения высоких результатов.

Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, в том числе и адаптивных, полноценного финансового, медицинского и научного обеспечения не позволяет осуществлять в полной мере целенаправленную подготовку уральских спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям, включая Олимпийские и Паралимпийские игры.

Сдерживающими факторами развития физической культуры и спорта также являются:

недостаточное развитие сети спортивных секций и клубов в образовательных учреждениях, на предприятиях и в организациях;

отсутствие активной пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

не в полной мере реализована система мотивации, основанная на материальном стимулировании спортсменов высокого класса и тренерского состава;

недостаточное количество тренеров-преподавателей, спортивных организаторов на предприятиях, в организациях, по месту жительства населения.

Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.

3.1 Внедрение программно-целевого метода

Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:

комплексный подход к решению проблемы;

распределение полномочий и ответственности между исполнителями и участниками Программы;

эффективное планирование, контроль и мониторинг результатов реализации Программы.

Неэффективное управление Программой может привести к не достижению цели и невыполнению задач Программы.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск применения программно-целевого метода заключается в неисполнении в полном объеме программных обязательств органами исполнительной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области (далее именуются – органы местного самоуправления) и организациями, что приведет к неравномерному развитию сферы физической культуры и спорта.

Способами ограничения данных рисков являются:

регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых обязательств;

своевременная корректировка мероприятий Программы;

эффективный контроль выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы.

Основной целью Программы является создание условий, обеспечивающих возможность населения Свердловской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а также повысить конкурентоспособность южно-уральского спорта на российской и международной арене.

Для достижения основной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом;

создание и развитие доступной для жителей Свердловской области инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

создание оптимальных условий для подготовки спортсменов высокого класса и резерва спортивных сборных команд Свердловской области и России;

совершенствование пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Система программных мероприятий осуществляется по следующим направлениям:

совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения Свердловской области;

совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва;

информационно-пропагандистская деятельность;

развитие организационно-управленческого, научно-методического, кадрового и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию Программы, а также в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и предельных объёмов финансирования.

3.2 Актуальные направления развития физической культуры и спорта Свердловской области

Разработать основные направления развития физической культуры и спорта:

— физическому воспитанию и развитию дошкольников;

— физическому воспитанию, образованию и вовлечению в спортивную деятельность школьников и учащейся молодежи;

— вовлечению в физкультурно-оздоровительную деятельность детей-сирот, детей-инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;

— вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом женщин;

— вовлечению в спортивные занятия физической культурой и спортом инвалидов;

— подготовке спортивного резерва;

— создание эффективной и устойчивой системы управления физической культурой и спортом в области;

— оптимальному распределению бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта и эффективному их использованию, поиску внебюджетных источников финансирования физической культуры и спорта;

— повышению степени информированности и уровня знаний населения по вопросам физической культуры, спорта и здоровому образу жизни;

— повышению роли науки в развитии физической культуры и спорта в создании современных технологий оздоровления населения средствами физической культуры;

— укреплению нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

— совершенствованию системы страхования в спорте;

— подготовке специалистов по вопросам пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Крайне актуальным для развития физической культуры и спорта является улучшение качества жизни, как отдельного человека, так и семьи, что должно быть приоритетным в деятельности Минспорта.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности на период до 2020 года, формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, «моды на спорт», особенно среди детей и молодежи, повышения уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Состояние развития сферы физической культуры и спорта в Свердловской области показывает, что в новых социально-экономических и политических условиях перед Минспортом СО стоят две основное задачи:

1) сохранить положительный опыт, наработанный в отрасли;

2) заложить фундамент качественного перевода физкультурно-спортивной работы с населением на новую концептуальную основу, учитывающую динамику развития общества и новые возможности.

При решении первой задачи необходимо оперативно решить комплекс мер по сохранению системы спортивных школ, зарекомендовавших себя как наиболее эффективная система подготовки спортивных резервов, сохранить спортивные сооружения, препятствовать их ликвидации и перепрофилированию, обеспечить им статус благоприятного развития, не допустить разрушения очагов физкультурно-спортивной работы по месту жительства, ликвидации спортивных площадок, изъятии помещений физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, остановить процесс разрушения производственной физической культуры, сокращения популярности спортивных занятий среди молодежи, сохранить спортивную науку и систему учебных заведений.

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детских дошкольных учреждениях, именно на этот этап следует в ближайшие годы обратить особое внимание. Важнейшим аспектом в этой работе должно стать привлечение родителей к вопросу укрепления здоровья своих детей.

Серьезная проблема физической культуры в школе — это почти повсеместное неприятие ее учениками. Школа сегодня порождает у учащихся отвращение к физической культуре. Нужно изменить это отношение. Есть несколько направлений. Первое — спортизация физической культуры в школе. При этом направлении занятия строятся по спортивным критериям. Тогда ученики сами добровольно будут определять формы двигательной активности. Другое направление — утверждение многообразия форм и занятий физической культуры, поощрение новых нестандартных подходов и направлений. Одной из интересных тенденций сегодня является поиск новых форм органического соединения искусства, духовных запросов личности с физическим развитием, физическим совершенствованием.

Особое внимание следует обратить на развитие спорта среди сельской молодежи. Оказалось, что сегодня у них гораздо меньше возможностей для занятий, чем у их городских сверстников.

Спортивные школы, задача которых в том числе и подготовка спортивных резервов, переходят под государственную опеку. Это вызвано переходным периодом, когда общественные организации, федерации по видам спорта, профессиональные спортивные клубы не могут еще создавать собственные инфраструктуры, не стали на ноги и не имеют возможности думать о своем будущем резерве. Та клубная система, к которой мы сегодня идем в спорте, в будущем сможет обеспечить нам создание разветвленной сети спортивных школ клубной принадлежности.

Создание юношеского спорта, широкое привлечение к спортивным занятиям учащейся молодежи в плане преемственности ставит вопрос о возрождении студенческого спорта.

Для студенческой молодежи интерес к физической культуре может проявляться либо через активные занятия спортом либо через освоенную ими ценностную установку на здоровый образ жизни, предполагающую для молодежи занятия физическими упражнениями и проведение здорового активного досуга.

Возраст студенческой молодежи наиболее подходящий для активных спортивных занятий. Для того чтобы реализовать в полной мере увлечение молодежи спортивной деятельностью, следует стимулировать спортивные увлечения студентов. Нужны определенные организационные механизмы, стимулирующие развитие студенческого спорта. Студент — это будущий руководитель, несущий в свою профессиональную сферу деятельности физическую культуру как образ жизни. Развитие физической культуры для трудящихся и пенсионеров может осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение может быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров. Во всех развитых странах мира спортивная индустрия приносит большие доходы. В определенном смысле она заинтересована в вовлечении широких слоев населения в физкультурно-спортивную деятельность, и сама активно стимулирует распространение тех или иных модных физкультурно-оздоровительных и спортивных увлечений. Рыночная деятельность спортивной индустрии создает благоприятный имидж занятиям физической культурой и спортом.

В условия перехода к рыночным отношениям должны быть включены механизмы стимулирования производства спортивных товаров.

Необходимо сделать физическую культуру привлекательной для каждого человека, лично заинтересовать его в культурном отношении к своему телу. Это значит, что содержание физической культуры, должно пойти по пути индивидуализации, учета интересов каждого человека.

Определяющую роль в формировании потребности в занятиях физической культурой и спортом должны сыграть средства массовой информации.

Формирование престижного имиджа спортивного образа жизни и информация о вреде курения, злоупотребления спиртных напитков, ожирения, малоподвижного образа жизни — это входит в задачи массированной информационно пропагандистской компании. Пропаганда здорового образа жизни должна быть наглядной, интересной, гибкой и оперативной. Одновременно с резким увеличением пропаганды здорового образа жизни в средства массовой информации. Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и нормативной базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущим здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, употребления алкоголя, сигарет, совершении правонарушений, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины, а также будет способствовать проведению молодежью активного досуга.

Перед Минспортом необходимо поставить задачу по реализации и претворению в жизнь поставленных задач в рамках Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ». Необходимо на правовом уровне решить проблему детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях на результат, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка. Акцентировать внимание на действенном контроле, за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Свердловской области.

В результате реализации всего вышесказанного будет обеспечено:

Увеличение в 2-3 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в Свердловской области;

Формирование правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в области.

Создание условий для достойного выступления спортивных команд Свердловской области на Всероссийских и международных соревнованиях.

Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения важен весь комплекс, отраженный в данной работе. В тоже время они должны корректироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государственных, муниципальных органов и общества.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни – не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

Физическая культура и спорт имеет не только экономическое значение, зависящее на прямую от здорового образа жизни, но и сугубо политическое значение, которое в первую очередь обусловлено подготовкой молодежи к военной службе, а так же развитием спорта высших достижений способствующих росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения, гордости за страну.

Состояние здоровья населения – важнейший определяющий фактор благополучия во всех сферах жизнедеятельности общества.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта — создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

2. Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. 30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — федеральный закон).

Федеральный закон направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития.

3. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

4. Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Свердловской области таким территориальным органом является Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.

5. Физическая культура и спорт как специфическая отрасль вносит существенный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.

За последние годы меры, осуществляемые органами исполнительной власти Свердловской области, муниципальных образований, общественных объединений, позволили обеспечить динамичное развитие физкультурно-спортивного движения.

6. Необходимо внедрение программно-целевого метода, иначе в результате изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, сложившаяся ситуация еще более усугубится.

7. Создать приоритет в развитии физической культуры и спорта по следующим направлениям:

— физическому воспитанию и развитию дошкольников;

— физическому воспитанию, образованию и вовлечению в спортивную деятельность школьников и учащейся молодежи;

— вовлечению в физкультурно-оздоровительную деятельность детей-сирот, детей-инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;

— вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом женщин;

— вовлечению в спортивные занятия физической культурой и спортом инвалидов;

— подготовке спортивного резерва;

— создание эффективной и устойчивой системы управления физической культурой и спортом в области;

— оптимальному распределению бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта и эффективному их использованию, поиску внебюджетных источников финансирования физической культуры и спорта;

— повышению степени информированности и уровня знаний населения по вопросам физической культуры, спорта и здоровому образу жизни;

— повышению роли науки в развитии физической культуры и спорта в создании современных технологий оздоровления населения средствами физической культуры;

— укреплению нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

— совершенствованию системы страхования в спорте;

— подготовке специалистов по вопросам пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон 29.04.1999 №80-ФЗ // Российская газета. 1999 г. 30 апреля.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон 04.12.2007 №329-ФЗ (в ред. от 28.07.12) // Российская газета. 2007. 06 декабря, Российская газета. 2012. 29 июля.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Проспект, 2011, 580 с.

4. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. 430 с.

5.Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб: Петрополис, 2010. 484 с.

6. Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2010. 201 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р

8. Кучкин С.Н., Мандриков В.Б., Седых Н.В., Актуальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Право, 2010. 327с.

9. Мурашов В.И. Здоровая молодежь – здоровая Россия. // Культура здоровой жизни. 2011. №1. С.25-31.

10. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 20-24.

11. Плешаков А.Н. Потребность в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. 2011. №5. С. 40-43.

12. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 г. № 30.

13. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юнити, 2010. 470 с.

14. Официальный сайт Минспорта Свердловской области // http :// minsport . midural . ru