Сущность и роль кластера в туризме

Курсовая работа

Целевой задачей современного периода развития нашей страны является обеспечение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому для Беларуси, как и для стран всего мира, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов положительной динамики экономического развития.

Сегодня доминирующей целью экономической политики как развитых, так и развивающихся государств являются рост национальной конкурентоспособности и расширение доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности.

Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансовых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов — дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров.

Как показывает мировая практика, кластеризация не только служит средством достижения целей политики в сфере туризма (повышение конкурентоспособнос ти, усиление инновационной направленности и т.п.), но является также мощным инструментом для стимулирования регионального развития.

Во многих развитых странах (США, Канада, Япония, Финляндия, Германия, Италия и др.) отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ, эффективным инструментом повышения конкурентоспособности территорий.

При этом следует учитывать, что в каждом отдельном государстве кластеры имеют свои характерные черты, специфику организации и функционирования. В связи с этим при изучении возможности использования в отечественной практике зарубежного опыта по кластерным технологиям необходимо учитывать особенности, имеющиеся как на региональном, так и на общегосударственном уровнях, выделяя условия, факторы, преимущества кластерного подхода и оценивать эффект от его внедрения.

Туристский кластер – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые являются необходимыми или желательными для развития определенной разновидности туризма, способствующие удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия.

Использование кластерной концепции применительно к туристской отрасли является целесообразным, так как туристический продукт взаимосвязан с местными предприятиями, способствует работе взаимосвязанных компаний, приводит к появлению нового туристического продукта и услуг.

6 стр., 2507 слов

Разработка рекламной кампании турфирмы «Вокруг света» и рекомендаций ...

... роста продаж. Для стимулирования роста продаж необходимо проводить рекламную кампанию. В разработке направлений по распространению рекламы, возможно предложить следующее: 1. Поддерживание контактных связей ... сайт компании. 3. Также для повышения эффективности рекламной кампании можно воспользоваться ... его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения. разработка программ по ...

Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) Обозначить понятие туристского кластера;

2) Определить задачи и принципы туристского кластера;

3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;

4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси;

5) Охарактеризовать основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе;

6) Проанализировать практику развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине;

7) Охарактеризовать туристский кластер Щучинского района.

Объект исследования: туристский кластер.

Предмет исследования: основные тенденции взаимосвязи агроусадеб и туризма.

При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как анализ экономической и страноведческой литературы; аналитический, общенаучные методы исследования (наблюдение, сравнение, анализ); теоретические методы научного познания (историко-правовой, сравнительно-правовой).

Работа построена на фактическом материале в динами ке, отличается завершенностью результатов.

Неоценимую помощь в написании курсовой работы оказали работы таких авторов как Л.М. Гайдукевич, В.А. Клицунова, В.Н. Кременевская, Б. Прокопчик, Е.В. Румянцева и многие другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников творческие и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Глава 1

Сущность и роль кластера в туризме

1.1 Туристский кластер как понятие

Развитие туризма ― очень противоречивый вопрос. Особенностью развития индустрии туризма сегодня является увеличение количества выезжающих за границу, а вот что касается въездного и внутреннего туризма, здесь существуют значительные проблемы. Наука и государство находятся в поисках решений этой проблемы. Одним из таких решений является повышение конкурентоспособности уже существующих туристских регионов и формирование новых. При этом необходимо создавать новый туристский продукт, новые направления, так как потребности и предпочтения туристов часто меняются.

11 стр., 5471 слов

Курсовой работы является актуальной в наши дни, так как сфера ...

... так как сфера туризма является одной из развивающихся сфер экономики. Объектом исследования является мировая индустрия гостеприимства и туризма. Предметам исследования является интеграция России в мировую индустрию туризма. Цель данной работы раскрыть тему развития гостиничного дела в России. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной ...

Для повышения конкурентоспособности региона используется кластерный метод, который применялся раньше в основном только в промышленном производстве. Сегодня этот подход применяется и в индустрии туризма. Для того чтобы применять кластерную политику для развития регионов, необходимо понять, что такое кластер, каковы его разновидности, определить особенности кластеров в туризме.

В научной экономической и географической литературе известно множество определений кластера, приведем некоторые из них.

Так, согласно теории М.Портера, кластеры ― это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга [18, с. 61].

Существует еще один подход к трактовке данного понятия, который предлагает профессор кафедры фондового рынка и финансового менеджмента Высшей школы экономики Российской Федерации Ю.А. Арутюнов. Он рассматривает кластер как совокупность «4К»:

1) концентрация в пределах локальной территории;

2) конкуренция внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание;

3) кооперация, что означает вовлечение родственных отраслей и местных институтов и поддержание конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке;

4) конкурентоспособность на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников [14, с. 285].

Г.Б. Клайнер предложил рассматривать кластеры как совокупность четырех видов систем. Первая система ― «объекты», которые представлены юридическими и физическими лицами, организациями, предприятиями и их группами, государствами, союзами государств. Вторая ― «процессы», последовательные или менее эволюционные изменения состояния тех или иных фиксированных сред или объектов и их групп. Третья система ― «среды» взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов. Последняя четвертая система представляет собой «проекты» ― относительно кратковременные существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере [16, с. 18].

При определении ключевых понятий предлагается «объекты» разделить на три категории: «объекты ― производители товаров и услуг»; «объекты ― товары и услуги»; «объекты ― потребители товаров и услуг». Для описания туристского кластера понятие «среды» предлагается понимать еще и как туристско-рекреационные ресурсы.

Наиболее часто применяется определение Портера: кластер как совокупность географически соседствующих между собой предприятий и взаимосвязанных с ними организаций. Данное определение наиболее точное, лаконичное в своем понимании. В то время как другие ученые выделяют кластер как экономическую систему, в которую входят как участники кластера, так и среда, где он существует. При этом они предлагают свою собственную терминологию.

За время применения кластерного подхода в индустрии туризма сложилась общее понимание кластера. Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках. Туристские ресурсы могут быть как природные, так и искусственно созданные. Для создания искусственных туристских ресурсов привлекаются большие инвестиции. В состав кластера также входят туристские фирмы, главными задачами деятельности которых является создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания [21, с. 40].

18 стр., 8816 слов

Экономическое воздействие государства на предпринимательскую ...

... создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование_и_оздоровление_туристов; развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при_совершении_путешествий; _создание_новых_рабочих_мест; _увеличение_доходов_государства_и_граждан; _развитие_международных_контактов; сохранение объектов туристского показа, рациональное использование ...

Главное звено кластера ― турист, именно на него направлена вся деятельность, при этом важно чтобы новый туристский продукт был ему интересен. Во время путешествия турист потребляет разные услуги ― общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего, он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности ― жилье, питании, транспорте, досуге. Именно поэтому основными из элементов кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. Развитие кластера зависит также от экономических, природных, социо-культурных и политических условий, которые имеют тенденцию изменяться.

При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать климатические факторы, которые относятся к природным условиям. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов.

Важно учитывать традиции и культуру местного населения ― социо-культурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства. К социальным факторам следует отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для развития квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма.

Сюда относится и научно-исследовательские институты разного профиля, присутствие которых способствует всестороннему анализу составляющих кластера, его возможностей развития, а также динамичному развитию научного туризма [21, с. 42].

Большое значение имеет политическая ситуация на территории кластера. Политика властей в области развития туристской деятельности, её поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшим условием формирования кластера, особенно в Республике Беларусь.