В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия — поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.
Петровские реформы в России ознаменовались обязательными «гранд-турами» для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий:
- курортные, с целью отдыха и лечения;
- экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;
- деловые — для проведения деловых переговоров;
- научные — для знакомства с достижениями науки.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Термин «экскурсия» происходит от латинского «excursio» — поездка.
Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России.
Экскурсия — сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма — культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, конгрессного, образовательного, учебного и других — экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Целью данной работы является анализ основных направлений развития культурно-познавательного туризма в России и важность экскурсионных объектов для развития туристической сферы в Российской Федерации.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «экскурсия», её сущность, признаки и функции;
Деятельность Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС
... здоровья, воспитания современного человека активным строителем коммунистического общества. Актуальность развития туризма как общественно-социального явления подчеркнута в решениях XXVII съезда КПСС, где он назван в ряду других средств, призванных охранять и укреплять здоровье советских людей, обеспечивать содержательный досуг населения страны. ...
2. Изучить историю становления экскурсионного дела РФ.
3. Выявить основные направления развития культурно-познавательного туризма в РФ;
5. Показать важность экскурсионно-познавательного туризма для развития туристической сферы в РФ;
1. Сущность экскурсии
1.1 Характерные признаки и сущность экскурсии
Экскурсия — целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.
Сущность экскурсии — экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:
- протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);
- наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);
- наличие квалифицированного руководителя — специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);
- показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);
- передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;
- целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).
Тематика экскурсий — совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии является ее построение в соответствии с определенной темой.
Тема экскурсии — предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема — понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.
Идея экскурсии — ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии — тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий — важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий — актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.
Подтема экскурсии — сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.
Разработка обзорной познавательной экскурсии по Санкт-Петербургу, ...
... в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует ... экскурсий. Третий путь – детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных ... экскурсии: 1 час Авторы-разработки: студенты гр. 3СТ2 Тропникова В.Ю., Бутко Д.М. ,Валюнин О.С. Содержание экскурсии: обзорная, ...
Композиция экскурсии — расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.
Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.
Ведущая подтема экскурсии — способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем
Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса — тесная связь с объектами и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.
Название экскурсии — языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия — активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.
В ходе подготовки и реализации экскурсии должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.
Принцип научности — один из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с ним содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.
Принцип связи теории с жизнью — материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.
Принцип объективности — информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.
Принцип доступности — экскурсионная информация должна быть доступной для восприятия потребителем.
Экскурсионный процесс выполняет ряд функций. Функции экскурсии — те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.
Функция информации — экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно выверенную информацию по теме.
Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...
... курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ... помощь. Во – вторых, это оказание помощи ... лет и ...
Функция организации отдыха — отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.
Функция расширения кругозора — одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.
1.2 Эволюция определения экскурсии в российском экскурсоведении
В литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края).
Позднее экскурсия стала частью научного процесса. К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.
Приведем несколько определений термина «экскурсия».
«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» — В.И. Даль (1882 г.).
«Экскурсия — поездка с учебной или научной целью» — Настольный энциклопедический словарь (1895 г.).
«Экскурсия — это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает… явление в его естественной обстановке» — В.А. Герд (1925).
«Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» — Малая советская энциклопедия (1931 г.).
«Экскурсия — один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т.п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» — Большая советская энциклопедия (1933 г.).
«Экскурсия — коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» — Д.Н. Ушаков (1940 г.)
«Экскурсия — поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» — Словарь иностранных слов (1941 г.).
«Экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» — Малая советская энциклопедия (1960 г.).
«Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» — Большая советская энциклопедия (1978 г.).
Организация и проведение экскурсий по биологии в общеобразовательной школе
... представили Н. М Верзилин и В. М. Корсунская:«Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при ... и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время ...
Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.
2. Экскурсионное дело в учебных заведениях
В конце XIX — нач. XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.
К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».
Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе — Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.
Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.
Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.
Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.
Учебная экскурсия как компонент географического образования
... была разработаны методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий в природу, ... Нужно, чтобы и учащиеся это знали» [9]. Профессор А.С. Барков обосновал научность учебной экскурсии. А.П. Пинкевичу ... материал из Интернета по теме исследования; 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий. 3.Изучить календарные планы ...
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.
Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:
1. Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.
2. Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.
3. Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
4. Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.
5. Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.
6. Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.
7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города — сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям — вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.
8. Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе.
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.
Развитие экскурсионного дела в России
... примере создания новой экскурсии. Задачи дипломной работы: Рассмотреть теоретические аспекты экскурсионного менеджмента и экскурсионного дела; Разработать примера экскурсии на основе теоретического материала; Рассмотреть теоретические особенности разработки экскурсионных туров; Разработать технологию экскурсионного маршрута; Обосновать новизну экскурсионного маршрута; ...
С 1915-1917 гг. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.
Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.
В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.
С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.
Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.
3. Развитие экскурсоведения
3.1 Развитие экскурсионной школы на рубеже XIX
Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двух вековую историю, начиная свое летосчисление с первых школьных экскурсий последней четверти XVIII в. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.
В конце XIX — начале XX в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославле, Ростове-на-Дону, Таганроге и во многих других городах Российской империи.
Развитие экскурсионного дела России
... давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России. Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам ...
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности школьников стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.
Определенную роль в развитии ученических экскурсий в России сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.
Развитием экскурсионного дела занимались не только учебные заведения, интерес к нему в начале XX в. проявила, к примеру, Русская православная церковь, предложив организацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивались «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом. Перед на чалом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относится и издание церковью специальных путеводителей — «Спутников для экскурсантов», например, «Спутника по Троице-Сергиевой лавре», «Путеводителя к святыне и священным достопримечательностям Москвы и ее окрестностям».
Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.
В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.
В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.
В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ).
Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.
В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом был построен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.
Механизм создания экскурсионного бюро в гостинице
... схемы транспортных экскурсий - по ГОСТ Р 50681-94. Таким образом, этапы создания экскурсионного бюро в гостинице предполагают: разработать общую концепцию деятельности экскурсионного бюро, определить цель и задачи деятельности экскурсионного бюро; определить перечень экскурсионных услуг, ...
В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.
В 1907 г., при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.
В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» — для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.
В начале XX в. Д.Н. Кайгородовым, В.В. Половцевым, Е.А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и П.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».
Таким образом первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.
3.2 Экскурсоведение в советский период
Экскурсии как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека.
В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей просветительской политики Советского правительства. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград).
Общество «Долой неграмотность» принимало участие в издании журнала «Спутник экскурсанта», выпускаемого Наркоматом просвещения. В приложениях к журналу давались рекомендации в помощь самообразованию, внешкольному образованию, включая сведения о тематике экскурсий.
Для идеологически верного развития экскурсионного дела в 1918 г. была создана «Опытно-показательная экскурсионная база» Наркомпроса, осуществлявшая руководство над экскурсионными учреждениями на местах. При губернских и уездных городах была организована сеть экскурсионных станций. В 1920 г. при Наркомпросе был создан «Главный политико-просветительный комитет» при котором был создан экскурсионно-выставочный отдел, в задачи которого входило руководство над развитием городских и музейных экскурсий.
В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.
Экскурсионная работа с первых лет Советского государства была тесно связана с краеведческой деятельностью в стране, получившей особо бурное развитие в 20-30-е гг. Было сформировано Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческие организации, число которых к 1925 г. превысило тысячу. Краеведы выявляли и изучали новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурным прошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры, революционным движением, первыми социалистическими достижениями в на родном хозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсионные маршруты.
Экскурсионное дело на данном этапе тесно взаимодействовало с краеведческой работой. При «Центральном бюро краеведения» было открыто «Экскурсионно-справочное бюро», которое информировало о туристских и экскурсионных маршрутах, выпускало литературу в помощь экскурсантам.
Экскурсионному делу, получившему в период 1918-1921 гг. широкое развитие, был необходим научный фундамент, и в 1921 г. в стране создается сразу три научно-исследовательских института, которым поручается вести научные исследования в области экскурсоведения. В Москве Наркомпросом РСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из его экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открывается экскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образования создает научно-исследовательский экскурсионный институт.
В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.
Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921 г. в Петрограде.
В 20-е гг. выходит монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», ставшая значительным вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. Автор впервые в отечественной науке дал определение экскурсии, изложил их классификацию. В Петрограде выходил научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», был выпущен сборник статей «Школьные экскурсии, их значение и организация». Выходят монографии Н.П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению»; «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б.Е. Райкова и Э.В. Краснухи, Н.А. Гейнике «Методика и практика экскурсионного дела».
Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.
Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионной деятельностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюзных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюро краеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должны были:
- организовывать лекции о крае и особо интересных его местах, которые следует посетить;
- изучать места, где можно провести свободное время и отдохнуть;
- разрабатывать маршруты экскурсий, как местного значения, так и выходящие за пределы своего края;
- устраивать выставки и конкурсы лучших материалов, собранных во время экскурсий;
- готовить организаторов краеведческой и экскурсионной работы.
Все это говорит о том внимании, которое уделялось вопросам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую и туристско-экскурсионную работу, являвшуюся эффективным средством формирования нового человека.
В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Все союзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горьком, Свердловске.
При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.
В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает постановление о экскурсионном деле: «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором определялись меры по повышению познавательной ценности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. По становление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.
В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. На географических факультетах Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского государственных университетов были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения.
В 70-е гг. был разработан ряд нормативно-правовых актов, регулировавших работу экскурсионных учреждений. Были разработаны: «Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методическом совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и др.
В конце 70-х начале 80-х гг. XX в. активизируется теоретическая работа в области теории и практики экскурсионного дела. В массовом порядке издаются монографии, буклеты, инструкции по организации экскурсионной работы. «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения», «Организация экскурсионной работы», «Методические рекомендации по под готовке новой экскурсии», «Требования к методической раз работке экскурсий», «Городская обзорная экскурсия», «В помощь пре подавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «История экскурсионного дела в СССР» и др.
Последним законодательным актов регулирующим советское экскурсионное дело становится Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 г. В нем подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в пропаганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.
3.3 Развитие экскурсионного дела в Российской Федерации
Конец 80 — начало 90-х гг. — период великой ломки всей туристской отрасли страны. Туризм из государственного, общенародного дела стал во времена перестройки сферой коммерческой деятельности. Исчез Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а вместе с ним и Главное экскурсионное управление, руководившее и направлявшее всю экскурсионную работу в стране. Бюро путешествий и экскурсий, действовавшие на территории всего Советского Союза, были ликвидированы или превращены преимущественно в общества с ограниченной ответственностью «Туристские бюро», для которых основным видом деятельности стала организация туров в места отдыха и реализация путевок на них. Прекратилась подготовка новых экскурсоводов и учеба работающих. Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгодным, а значит имеющим мало шансов на выживание. Организацию экскурсий как основного вида коммерческой деятельности могут себе позволить лишь некоторые экскурсионные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, тех городов, куда направляется большой поток туристов со всей России и из-за рубежа. Лишившись государственной как материальной, так и моральной поддержки, экскурсионное дело, особенно в периферийных городах, начало чахнуть, что несомненно представляет закономерное явление. Стране, лишив шейся идеологической платформы, не нужны стали и идеологические механизмы, управляющие сознанием масс.
В настоящее время в России экскурсионное дело держится на энтузиастах, которыми движет интерес к экскурсиям, — учителях, преподавателях высших учебных заведений и про сто широких массах граждан, видящих в них прекрасный способ культурного развития. И таких людей в нашей стране миллионы, почему экскурсионному делу и не дано быть по хороненным. Оно стало обязательным компонентом культуры России.
Несмотря на массу негативных явлений, которые произошли в организации экскурсионного обслуживания граждан, экскурсионное дело продолжает развиваться. В 90-е гг. началось формирование новой экскурсионной тематики, связан ной с религиозным содержанием. В атеистической стране, в условиях господства коммунистической идеологии, экскурсии на религиозную тематику не могли существовать. Объектов же показа для создания подобных экскурсий было предо статочно, несмотря на потери, понесенные церковью в разное время в связи с целенаправленным разрушением храмов. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Они организуются туристскими и экскурсионными учреждениями, паломническими службами епархий, монастырями.
Особую известность в настоящее время получили такие паломнические службы как «Радонеж», «Ковчег», «На пути к храму», «Святая Русь», «Под покровом Пресвятой Богородицы», «Паломническая служба Московского Патриархата», «Паломническая служба Валаамского монастыря» и другие. «Радонеж», например, предлагает обширную программу паломнических путешествий от Синая до Соловецких островов. Она включает регулярные маршруты из Санкт-Петербурга до Москвы с посещением святынь Валаама, Коневца, Свири, Кижей, Горицы, Кириллова, Ферапонтова, Ростова, Ярослав ля. Участники тура Задонск — Елец — Воронеж поклоняются мощам святого Тихона Задонского и святого Митрофания Воронежского, а маршрута в Серафимо-Дивеевский монастырь — мощам преподобного Серафима Саровского. «Радонеж» организует многочисленные поездки и в паломнические центры, находящиеся за рубежом. Широкую известность получил маршрут в Иерусалим, в Святую Землю с посещением Вифлеема, Иордана, Гефсимании, Фавора, Галилеи, Тиверии. По всей Европе, там, где находятся христианские святыни, можно встретить участников туров паломнической службы «Радонеж».
Популярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогда ранее не посещавших церковь, стали экскурсии в храмы. На них экскурсанты узнают о деяниях святых, таинствах церкви, церковной архитектуре и многом другом.
Несмотря на свою новизну и кажущуюся популярность, экскурсии на религиозную тематику не занимают большого места в современной экскурсионной практике в стране. Наиболее востребованными в настоящее время остаются автобусные городские обзорные экскурсии, которые позволяют за короткое время познакомиться со многими сторонами жизни городов. Но они существенно отличаются от тех обзорных экскурсий, которые проводились в советские времена, когда подтемы историко-революционной и ленинской тематики занимали ведущее место во всех экскурсиях. Они стали более свободными по содержанию, в них рассказывается и о тех сторонах жизни нашей страны, о которых ранее умалчивалось: о российских государях и их свитах, крупных дореволюционных предпринимателях, внесших большой вклад в российскую экономику, святых русской православной церкви. В процессе экскурсий организуется посещение храмов, что делает их более интересными и привлекательными.
Продолжают развиваться, правда, меньшими темпами, чем в 70-80-е гг., и тематические экскурсии, особенно связанные со школьной учебной программой. Востребованными у разных групп населения страны остаются экскурсии на историческую тематику, так как сегодня отмечается повсеместный интерес к истории государства Российского. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экскурсионное дело в России. Но они теперь насыщаются экологическим содержанием, что соответствует требованиям времени. Как и всегда граждане страны проявляют живой интерес к жизни и творчеству великих деятелей культуры, популярных писателей, а соответственно — к экскурсиям на искусствоведческую и литературную тематику.
Заключение
Экскурсионное дело прошло большой исторический путь, прежде чем достигнуть своего современного состояния. В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи.
В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться для учащихся пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.
Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара.
Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб).
История экскурсионного дела является органической частью истории отечественной культуры в целом. Она показывает, как развивалось национальное самосознание, культурный уровень общества в тот или иной исторический период. История экскурсионного дела является органической частью истории нашей страны, ее исторических этапов.
В связи с этим историю экскурсионного дела можно разделить на три основных этапа:
I этап — Возникновение экскурсионного дела в России
II этап — Становление Советского экскурсионного дела
III этап — Развитие и совершенствование экскурсионного дела в условиях современной России.
Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности.
Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.
Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.
Стремление улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях России.
Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно — просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.
В настоящее время экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Цель данной работы заключалась в анализе основных направлений развития культурно-познавательного туризма в России и выявлении важных экскурсионных объектов для развития туристической сферы в РФ.
- В ходе нашего исследования было рассмотрено понятие «экскурсия», её сущность, признаки и функции; была изучена история становления экскурсионного дела в РФ.
- Также в ходе работы удалось определить структуру экскурсионных объектов России, определить их познавательный потенциал, выявить основные направлении развития культурно-познавательного туризма в республике.
- Были выявлены основные направления развития культурно-познавательного туризма в нашей стране и возможности использования её экскурсионного потенциала для развития туризма в РФ.
— Для более эффективного развития экскурсионного развития туризма в РФ необходимо максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры и истории.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/istoriya-razvitiya-ekskursionnogo-dela-v-rossii/
1. Долженко Г.П., Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное (Серия «Туризм и сервис») — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 304 с. ISBN 5-241-00505-6
2. Емельянов Б.В., Экскурсоведение (Серия «Туризм и сервис») — М: Сов. Спорт, 2000 — 215 с. ISBN 5-85009-602-7
3. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 — Социально-культурный сервис и туризм — М: Академия, 2006 — 350 с. ISBN 5-7695-2948-2
4. Усыкин Г.С., Очерки истории российского туризма — Москва: Изд. дом Герда, 2007 — 207 с. ISBN 978-5-94125-139-1
экскурсия учебный российский культурный