Особенности туризма как объекта управления

Курсовая работа

Структуры рынков, на которых действуют туристские предприятия, различаются по странам и секторам — от практически совершенной конкуренции до чистой монополии[2].

Совершенная конкуренция

В туризме близкая к описанной модели структура сложилась на рынках услуг таксистов в крупных городах, мотелей и малых отелей в больших туристских центрах. Эти рынки нельзя считать абсолютно конкурентными. Мотели, например, устанавливают разные цены в зависимости от местоположения, качества обслуживания или оформления интерьеров. Таким образом, они прибегают к дифференциации продукта и используют сравнительное преимущество, что противоречит исходным посылкам совершенной конкуренции. Мотели меняют расценки на проживание в пределах, заданных извне.

Форма организации рынков отдельных туристских товаров (сувенирная продукция) и услуг (перевозка на такси или размещение в мотелях) с сильно развитыми конкурентными отношениями между производителями выявляется сравнительно легко, особенно в границах одной дестинации. Установить и описать рыночные структуры туризма в целом значительно сложнее из-за отсутствия четкого определения туристского продукта, а, следовательно, и состава отрасли, неясных географических границ туристских рынков, различного местоположения производителей и потребителей, что в первую очередь относится к международному туризму.

Многие туристские компании выходят на внешние рынки и оказываются в конкурентной среде, отличной от той, что существует в их родных странах. Например, туроператор «Олимпик Холйдейз» обладает монопольной властью в Греции. Но при попытке расширить сферу влияния и реализовать инклюзив — туры в странах Западной Европы он столкнулся с острой конкуренцией. Изменение рыночных позиций компании проявляется особенно отчетливо в случае с туроператорами, работающими на въезд в условиях административно-командной экономики. Следовательно, туристское предприятие должно выстраивать линию поведения с учетом особенностей структуры конкретного рынка и, если возможно, учитывать их при производстве и реализации каждого вида или группы продуктов[2].

Чистая монополия

В реальной жизни чистая монополия, так же как совершенная конкуренция, встречается редко. В туризме ее распознать бывает сложно из-за наличия большого числа продуктов-субститутов.

14 стр., 6816 слов

Туристский рынок и концентрация производства в туризме

... не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства. 1. Структура туристского рынка. 1.1Туристский рынок – это рынок услуг. Туристский рынок это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства ...

Деловому туристу нужно как можно быстрее добраться до места назначения, и он прибегает к услугам авиакомпании (перевозка наземным транспортом занимает больше времени).

Если маршрут обслуживается одной авиакомпанией, для многих деловых людей эта ситуация будет равносильна чистой монополии, хотя у других, вероятно, существует возможность воспользоваться частным авиачартером или вообще, никуда не выезжая, решить все вопросы с помощью современных телекоммуникационных средств.

Чистая монополия возникает тогда, когда продукты-субституты недоступны потребителю в нужное время вследствие высоких цен или различаются своими характеристиками настолько, что не отвечают целям потребителя.

В отличие от совершенной конкуренции, когда продавец принимает цену как данность, монополист навязывает ее, а покупатель решает, какое количество продукта он приобретет по установленной монопольной цене. Производитель назначает цену, исходя из величины и структуры издержек, своих целей, а также с учетом потребительского спроса. При отсутствии конкуренции он свободой в принятии решений, поэтому многие компании стремятся занять монопольное положение на рынке. Этого сравнительно легко добиться в туризме, где продукты могут быть дифференцированы по качеству, местонахождению производителей и другим характеристикам. Кроме того, производитель может достичь дифференциации, прежде всего, новых туристских продуктов в восприятии потребителей благодаря изощренной рекламе[8].

Гостиничные предприятия обычно устанавливают цену раз или два в год, т.е. разово на сравнительно длительный срок. В некоторых странах они к тому же обязаны согласовывать и утверждать структуру тарифа у соответствующих органов власти на полгода вперед. В большинстве случаев процесс ценообразования сводится к ответу на вопрос — на сколько поднять действующий тариф и каков должен быть максимальный уровень цены, которую способен оплатить клиент. После того как отель определит «потолок» цены, он устанавливает предел ее снижения. Однако и в этом случае, хотя речь идет о «поле» цены, остается прежний вопрос — на сколько больше отель может поднять нижнюю планку цены по сравнению с предшествующим периодом[5].

Очертив, таким образом, ценовой коридор, монополист дифференцирует цены в известных пределах и вводит скидки для отдельных категорий клиентов. Такое поведение фирмы, обладающей властью над рынком, возможно лишь при условии, что рынок сегментирован, а все клиенты являются конечными потребителями: перепродажа приобретенных ими продуктов исключается.

Понятие ценовой дискриминации рассматривается в связи с такой формой организации рынка, как монополия. Явление ценовой дискриминации, более распространенное, чем вышеназванная чистая монополия с единой ценой, вносит некоторые изменения в базовую модель монополии. Обратимся к механизму ценовой дискриминации и раскроем его на типичном и простом примере рынка воздушных пассажироперевозок.

Многие авиакомпании, обладающие властью над рынком, работают с несколькими группами клиентов с разным характером спроса. Чаще всего они обслуживают пассажиров двух категорий: деловых людей и лиц, путешествующих с целью отдыха. Спрос на полеты первой группы клиентов, отправляющихся в поездку вынужденно, неэластичен по цене, тогда как спрос второй группы отличается эластичностью.

11 стр., 5467 слов

Ценовая стратегия турфирм

... ценовой политики конкурентов. Цель курсовой работы - изучить особенности формирования ценовой стратегии туристических фирм. Для выполнения цели поставлены задачи: рассмотреть ценовую политику предприятия и этапы ее разработки, представить методы установления цен на продукцию, изучить возможности ценовых стратегий и ...

Проводить политику ценовой дискриминации авиакомпания может лишь в том случае, если сумеет определить, к какой категории относится тот или иной клиент, а также помешать туристам, отправляющимся на отдых, скупать билеты по низким ценам и перепродавать их бизнесменам. Авиакомпании часто справляются с обеими задачами, назначая более низкий тариф для пассажиров, чьи поездки включают субботу. Они знают, что бизнесмены обычно проводят уик-энд дома. Отдыхающие же обнаруживают себя, планируя свое путешествие таким образом, чтобы воспользоваться предоставленной скидкой.

Кроме того, авиакомпании вводят дополнительные ограничения на полеты по льготным тарифам, не отвечающие интересам деловых людей и вынуждающие их покупать билеты по более высоким ценам, — поездки «туда и обратно» с коротким пребыванием в месте назначения, жесткие сроки выкупа билета и др. было введено несколько раньше, в главе, посвященной туристскому предложению.

Олигополия и монополистическая конкуренция

Отличительной чертой монополистической конкуренции является продуктовая дифференциация. На рынок выходит множество фирм, продукты которых сходны, но не полностью взаимозаменяемы. В туризме классическим примером дифференциации продукта служит дестинация. Каждая национальная туристская администрация стремится выделить продвигаемую ею дестинацию, чтобы привлечь посетителей и убедить их в том, что ее предложение лучшее. Так, многочисленные курорты, работающие по модели «море-солнце-пляж», имеют весьма близкие характеристики, но различаются ценой. В значительной мере дифференциация продукта в данном случае обязана рекламе[8].

Монополистическая конкуренция существует также между конгресс-центрами, между объектами развлечений, предприятиями общественного питания и т.д. Поскольку ни одна из этих фирм не продает точно такой же продукт, как другая, они сохраняют некоторую степень контроля над ценой.

Олигополия

На высококонцентрированных олигополистических рынках ценовые решения продавцов взаимозависимы. Фирмы, зная, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников. Когда один из олигополистов снижает цену, конкуренты вынуждены реагировать аналогичным образом, чтобы не потерять свою долю рынка. Другой вариант: олигополист назначает цену выше. В этом случае соперники оставляют свои цены на прежнем уровне, перераспределяя его рыночную долю между собой и увеличивая собственный объем продаж. Поэтому ценам на олигополистических рынках свойственна негибкость. Во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного времени. Между тем продуктовая дифференциация, к которой прибегают олигополисты, так же как и монопольно конкурентные фирмы, позволяет продавцам изменять цены без ответной реакции со стороны соперников[2].

Особенности олигополистической формы рыночных структур находят проявление в туризме. Например, жителям Северной Европы, известно не так много стран, предлагающих купально-пляжный отдых по невысоким ценам. Основными дестинациями считаются Испания, Италия, Греция, Тунис. Они являются соперниками на рынке рекреационного туризма, но стараются избегать агрессивной ценовой конкуренции при прямом столкновении, которая дорого обходится и неэффективна. Ценовые войны приводят к снижению туристских поступлений в каждой из дестинаций. Туризм оказывает заметное влияние на экономическое развитие этих стран, и они вынуждены проводить политику «живи и давай жить другим» по отношению друг к другу, считаясь с наличием туристских продуктов, активными рекламными кампаниями и маркетинговой деятельностью, ценовым поведением конкурентов, а также установившимися валютными курсами. Они предлагают сходные цены, пытаясь выделить свою дестинацию на основе образа.

2 стр., 973 слов

Развитие делового туризма на рынке гостиничных услуг

... работы заключается в разработке содержания развития делового туризма на рынке гостиничных услуг. Деловой туризм (Business Travel) – наиболее быстро развивающееся направление современного туризма. В той или иной форме бизнес-туризм существует уже давно. Как ...

Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, если проводится согласованная политика. Они стремятся к созданию системы связей, позволяющей координировать поведение в общих интересах. Такая координация может осуществляться посредством сговора о разделе рынка. Одной из его разновидностей является картель — форма экономического объединения, участники которого заключают официальное соглашение о разделе рынков и установлении фиксированных цен, обеспечивающих им получение максимальной прибыли. Хотя явные сговоры в большинстве стран объявлены вне закона, в туризме они встречаются еще достаточно часто[2].

Одним из самых известных и преуспевающих картелей в туризме можно считать Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА) в первоначальном ее виде. Она была основана в 1945 г. в целях содействия развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в мире; повышения его экономической эффективности; укрепления сотрудничества между авиапредприятиями-организаторами международных воздушных перевозок, а также сотрудничества с Международной организацией гражданской авиации и другими организациями. Сегодня членами ИАТА являются около 130 авиакомпаний более чем 100 стран мира, выполняющих регулярные перевозки.

Таким образом, рыночная структура туризма определяется условиями конкуренции, количеством и размерами туристических фирм, характером продукции, свободой выхода на рынок.

Совершенная конкуренция и монополия являются «идеальными» типами рыночных структур, поскольку рынков, соответствующих характеристикам этих структур, в реальности не существует. В то же время монополистическая конкуренция и олигополия характерны для рынков в экономике промышленно развитых

1.3. Концентрация производства в туризме и механизм ее осуществления

Современное состояние туристского рынка и причины его концентрации. Структура рынка в значительной мере определяется масштабами производства (концентрацией производства).

Процесс концентрации в экономике — это явление мирового масштаба. Оно выражается в том, что в ходе образования олигополии и монополий происходит непрерывное укрупнение хозяйствующих единиц. Большие предприятия постепенно вытесняют мелкие, занимая господствующие позиции на рынке. В их руках сосредоточивается огромная экономическая власть[2].

Современный этап развития туризма характеризуется наличием большого числа мелких предприятий в основном семейного типа, кустарных и полукустарных производств, которые сосуществуют с несравнимо более мощными и влиятельными корпорациями.

10 стр., 4982 слов

Организация производства и обслуживания в общественном питании

... должно соответствовать классической схеме технологических цепочек. Цеховая структура производства организуется на крупных предприятиях общественного питания с большим объемом производственной деятельности. В каждом ... линией раздаточных стоек, мармитами, прилавками и другим оборудованием, а на предприятиях с обслуживанием официантами - декоративными стойками и стенами. Технологическая схема горячего ...