Профессиональное мастерство экскурсовода

Курсовая работа

I . ЭКСКУРСОВОД — ПРОФЕССИЯ

и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в каче­стве экскурсовода не была профессиональной, она пред­ставляла собой вид любительских занятий для групп энту­зиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, инсти­тутов и др.).

Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессио­нальные черты.

форму куль­турно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную от­расль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой спе­циальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях — сотрудник, показы­вающий экскурсантам выставленные для обозрения предме­ты и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскур­совода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешест­вий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организа­ций «Спутника», «Интуриста», Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, приме­чательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсово­ду определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

1. Этапы становления профессии экскурсовода

Этапы

Место действия

I

Формирование склон­ности к ведению куль­турно-массовой работы с людьми

Общеобразовательная школа, клубное учреж­дение

II

Вуз, курсы, самостоя­тельная подготовка

III

Усвоение основ про­фессионального мастер­ства

Курсы подготовки экс­курсоводов, высшие учебные заведения ту­ристской специализа­ции

IV

Совершенствование знаний по специально­сти, профессиональных умений и навыков

Курсы повышения ква­лификации, методиче­ские секции экскурсо­водов

2. Требования профессии.

К тем, кто избрал для себя про­фессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в созна­нии и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к об­служиванию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, так­тичность в обращении с экскурсантами; владение методи­кой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог

подобрать

квалифи­кации экскурсоводов, руководителей туристских групп, ту­рагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

3. ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Одним из главных направлений совершенствования про­фессионального мастерства экскурсоводов является специа­лизация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают — «профессия» и «специальность».

Профессия

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов: сде­лать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное уч­реждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экс­курсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсо­водом, должен лучше всего водить экскурсии на историче­ские темы. Неправильно было бы его обязывать разрабаты­вать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка та­кой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: исто­рическая, литературная, природоведческая, производствен­ная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учрежде­ние после окончания курсов или самостоятельной подго­товки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику прово­димых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, ко­торая, как правило, не выходит за рамки полученной специ­альности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее со­вершенствованию, повышению профессионального мастер­ства. И третья группа экскурсоводов — это те, которые бе­рутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержа­нию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как пра­вило, на среднем уровне.

Престиж профессии — это уважение, которым она поль­зуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным харак­тером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людь­ми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии — взаимосвязанные понятия. Однако следу­ет иметь в виду, что моральный престиж профессии экскур­совода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повсе­дневно проверяется и подтверждается практической дея­тельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте — в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной пре­стижности.

Глава II . ЛИЧНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.

3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности — соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

своих прав; индивидуальность — неповторимость, особенность лично­сти; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция

порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии, по­ставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача — наиболее полно исполь­зовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятель­ностью, хорошей работой, чувством моральной ответственно­сти. Средний или низкий уровень активности жизненной по­зиции работника не позволяет ему качественно вести экскур­сионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизнен­ная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий — «от» и «до». Жизненная позиция низкого уровня активности харак­теризуется, пассивностью, неопытностью личности, недостат­ком знаний, навыков, умений.

нравственной неустойчивости. Негативная жизненная пози­ция характеризуется активностью в интересах не коллекти­ва, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, на­рушением трудовой и производственной дисциплины, амо­ральным поведением.

Развитие задатков

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека — память, наблюда­тельность, воображение, сообразительность — при их разви­тии могут стать основой незаурядных способностей. Харак­терно, что на основе одних и тех же задатков, в зависимости от вида избранной деятельности, могут развиваться разные способности — учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений явля­ются хорошими экскурсоводами.

специальные способности., Способности

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы ни шла речь — о разработке новой темы, подготовке рефе­рата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов — методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы.

1. Повторение индивидуального текста.

2. Припоминание требований методической разработки.

3. Восстановление в памяти маршрута. Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой

экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: С чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет зву­чать логический переход от под темы «Театральная жизнь города» к под теме «Спортом занимаются все»? Как наилуч­шим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии под темы «Город в дни фашистской оккупации»?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных осо­бенностей личности (быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций).

В понятие «подготовка» входит и психологическая подготовка — укре­пление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольны увиденным и услы­шанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организатор­ские, коммуникативные и аналитические.

способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в слу­чае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские

способности выражаются в умении ус­тановить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работ­никами музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические

Важную роль в развитии способностей экскурсовода иг­рают учеба на курсах, работа в методических секциях, само­стоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода.

1. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.

или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темпера­мента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхо­лик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, раз­личной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экс­курсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возни­кающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсо­водческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методиче­ских секций, курсов повышения квалификации, в самостоя­тельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, ко­торые мешают правильно организовать работу с экскурсан­тами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особен­ностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, час­тая смена настроения, быстрая реакция на действия экскур­сантов. Холерик при отсутствии должного контроля неурав­новешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флег­матик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характе­ризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вяло­стью движений.

Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер забо­тятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональ­ный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объек­тивный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и ха­рактеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неод­нородной по своему составу, не у всех участников экскур­сии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамен­та, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побу­дили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подго­товки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение мате­риала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых зна­ниях никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, ко­гда экскурсовод старается своими личными эмоциями спа­сти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность воспри­ятия материала экскурсантами зависят от психического со­стояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и нахо­дится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности — общее психическое состояние, эмоциональное интеллектуальное творческое со­стояние, волевое как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная воз­будимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убеди­тельным, увлекающим.

познавательных

Свойства личности являются главным регулятором психи­ческой деятельности человека. Свойства личности и психи­ческие процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффектив­ность); волевые (настойчивость, решительность, самообла­дание).

Все эти свойства определенным образом сочетаются и

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведен­ной экскурсии, любых отступлений от требований методи­ки. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои дейст­вия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: «Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объ­ект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем?». За­кончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: «Получилось ли? Все ли требования к экс­курсии были соблюдены?».

своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельно­сти личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, ко­торые установлены инструкциями, положениями, методиче­скими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результа­тов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей дея­тельности, так как такая оценка приводит к высокому са­момнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода., Оптимизм экскурсовода.

Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовле­творение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было ис­точником радости, чтобы каждая вновь подготовленная те­ма, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения «довольства» собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют разви­тию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда, оценив свою деятельность в данный момент, экскур­совод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последую­щую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода.

свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика).

Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определен­ную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой — читает на экскурсии стихи, третий — зачитывает документы, четвертый — умело использует пау­зы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, выра­батывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюб­ленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удо­вольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется но­менклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие огра­ничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи — начинающие, а также экскурсоводы, плохо вла­деющие профессиональным мастерством, — в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

— этот вопрос имеет прямое от­ношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода ос­нован на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон: а) авторитет поло­жения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников, и это укрепляет его авторитет; в) авторитет умения. Его создает опыт экс­курсовода в проведении экскурсий (навыки в использова­нии методики и техники их ведения); г) одна из важных основ авторитета экскурсовода — культура речи и внеречевые средства воздействия; д) взаимоотношения с экскурсан­тами, умение создать нужный микроклимат в группе. Осно­ва авторитета экскурсовода в этом плане — высокая культу­ра поведения и речи.

Глава III . ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Экскурсия представляет собой процесс познания предме­тов и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист — экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсий, педагогического мастерства и умение руководить группой в процессе познания.

Экскурсоводческое мастерство

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения ос­новными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода, знания и умение.

и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до ау­дитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

1. Эрудиция экскурсовода.

От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами при­нято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по од­ному из вопросов, входящих в под тему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

усвое­ния экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, ко­торая подразумевает не только доскональное знание мето­дических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе кото­рого происходит усвоение экскурсантами знаний).

первая группа вто­рая группа

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руково­дить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсо­водом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

2. Интуиция экскурсовода.

Экскурсовод имеет дело с груп­пами, разными по запросам и интересам, по своему отно­шению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от кон­кретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также бы­стро сделать выводы при возникновении интереса экскур­сантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экс­курсантов; умении найти правильный выход при возникно­вении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оцен­ку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, мо­жет без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить всту­пительную часть рассказа, изменить содержание логиче­ского перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсо­вода подсказывает ему, какой методический прием наиболее

эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их от­ношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскур­соводу избежать стандарта «усредненной» экскурсии и диф­ференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творче­ство в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических перехо­дов между подтемами, в совершенствовании техники веде­ния экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ве­дения экскурсии не должно выходить за рамки контроль­ного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к ак­тивным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовлен­ные и проводимые экскурсоводами, творчески относящими­ся к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Важным участком работы любого экскурсионного учреж­дения является постоянное совершенствование профессио­нального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы разные пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, ме­тодической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изме­нений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организаци­онных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерст­ва носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может ока­зать специальная методическая литература.

Глава IV . УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА

Основу профессионального мастерства экскурсовода со­ставляют его умения и навыки. «Умения — освоенный субъ­ектом способ выполнения действий, обеспечиваемый сово­купностью приобретенных знаний и навыков» 1 .

Для формирования профессионального умения необхо­димы глубокие знания и умение владеть методическими приемами (т. е. умение воспользоваться конкретными прак­тическими навыками для приведения приема в действие).

Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, вы­полнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является ком­поновка преподносимых экскурсантам знаний в любой ком­бинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.

Навыком эту работу более качественно. Для экскурсовода такими дейст­виями являются процессы подготовки и проведения экскур­сий. Его привычками становятся образ действий, порядок и последовательность «операций» в ходе проведения экскур­сий. На основе приобретенных привычек формируются и совершенствуются навыки. Таким образом, навык — это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.).

Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автомати­чески. Сознательный контроль самого исполнителя работы за такими действиями сведен до минимума. Приобрести навык означает не только сделать работу более быстрой и точной, но и выполнять ее более уверенно.

Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рас­сказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонст­рации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; на­выки работы с книгой, в музее, на выставке, в архиве; на­выки подготовки к ведению экскурсии; навыки рекламы экскурсий; навыки после экскурсионной работы; навыки прослушивания экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т. д.

В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий).

Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приемов, в их влиянии друг на друга.

Повышение эффективности экскурсии связано с форми­рованием экскурсионных навыков и постоянным их совер­шенствованием.

В усвоении методических приемов и совершенствовании навыков их использования существуют два основных пути.

Второй — управляемый путь

ходе своеобразных репе­тиций без участия экскурсионной группы многократно по­вторяются определенные элементы конкретной экскурсии. Обычно это методические приемы показа объектов и рас­сказа, в основе которых лежит тот или иной методический прием преподнесения словесного материала. Занятия про­водят методисты или опытные экскурсоводы. При этом происходит, например, отработка приема использования экспонатов из «портфеля экскурсовода» или вариантов рас­становки экскурсантов на месте показа объекта наблюдения. В ходе подобных упражнений усваиваются, уточняются и автоматизируются действия экскурсовода.

упражнения в ходе ра­боты экскурсоводов,

при из­ложении материала в конкретной экскурсии. Участникам занятия предлагаются вопросы: Какие навыки при показе объектов использовал экскурсовод? Какова эффективность использования навыков? Какой из навыков, по вашему мнению, более сложен для усвоения? Какова степень авто­матичности в использовании навыков? Могут ли заметить экскурсанты определенные приемы, используемые экскур­соводом?

Совершенствование навыков позволяет экскурсоводу ис­пользовать варианты ведения экскурсий для людей с раз­личным уровнем подготовки.

Определенную сложность представляет развитие навыков наблюдательности у экскурсоводов. Цель упражнения — выработка быстроты восприятия наблюдаемого объекта. Вот содержание одного из таких упражнений: экскурсоводам на 20—30 секунд показывается несколько предметов. Затем задаются вопросы: Что каждый из вас увидел? Как показан­ные предметы выглядят? Какой из них наиболее интересен? Упражнение повторяется несколько раз. Время его проведе­ния (в секундах) с каждым повторением сокращается, а ко­личество увиденных деталей увеличивается.

Участники упражнений, сравнивая наблюдаемые объекты, формулиру­ют,’ что именно отличает один предмет от другого. Таким образом формируются навыки наблюдательности. В зависи­мости от содержания экскурсий, характера и особенностей объектов для экскурсоводов организуются и другие упраж­нения. Однако цель их остается неизменной — формирова­ние практических навыков ведения экскурсий.

2. Домашние задания.

Большое место в повышении профес­сионального мастерства экскурсовода, формировании и за­креплении навыков занимает выполнение домашних зада­ний. Характерная черта этого вида занятий — конкретность. Экскурсоводу, например, дается задание отрепетировать технику использования приема реконструкции при показе памятника в городской экскурсии, прием использования жестов и т. д.

Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал, делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экс­курсии является научить экскурсантов видеть и восприни­мать объекты, т. е. привить им определенные навыки на­блюдения и изучения объектов.

V . РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА

Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда явля­ется экскурсовод, его речь. По отношению к экскурсантам он может выступать с позиций:

информатора,