Международный туризм в мировых экономических отношениях

Курсовая работа

Туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный. Туризм в конце XX в. стал полностью международным и интернациональным. Этому способствуют два взаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получить большую выгоду, увеличить доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру; с другой стороны, для того чтобы быть рентабельным, туристский бизнес должен быть инвестирован на международном уровне.

Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории принимающей страны (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).

Возникновение международного туризма обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы, рестораны и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны, даже континенты путешествий).

Все изложенное выше обуславливает актуальность работы. Данная работа посвящена особенностям международного туризма как социально-экономического явления и его месту в международных экономических отношениях.

Задачами работы являются:

  • анализ места международного туризма в мировой экономике;
  • изучение современного состояния международного туризма;
  • анализ путей развития международного туризма.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также спи-сок литературы.

Международный туризм является составной частью международных отношений, в связи с чем возникает необходимость организации и управления всем комплексом туристической деятельности, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Важную роль играет Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г. и действующая под патронажем ООН. Деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости, создании новой материально-технической базы. К другим не менее важным международным организациям относится Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA), главной функцией которой является упорядочение международного коммерческого воздушного сообщения, введение единых правил и процедур, установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на между-народных маршрутах.

9 стр., 4102 слов

Стандартизация и сертификация как гарантия качества туристских услуг

... по обеспечению безопасности потребителя услуг; проверку наличия необходимой нормативной и технологической документации; туристский услуга сертификация качество анализ комплекса предоставляемых услуг и наличия необходимых лицензий на оказание услуг; анализ договоров; проверку наличия информационных ...

Помимо международных организаций существуют региональные организации, например Организация экономического сотрудничества и развития (создана в 1960 г. для реализации целей, направленных на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста мировой торговли, в том числе на изучение проблем туризма), или Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (занимается развитием туризма в 34 странах АТР).

В конце XX в. появилась экономика нового типа – глобальная эконо-мика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности – производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков – осуществляются в глобальном масштабе.

Глобализация стала одним из основных трендов в международном туризме, сопровождаемых концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Процессы глобализации на туристском рынке характеризуются следующими чертами: изменением технологий, модернизацией транспортной инфраструктуры, интернационализацией деловой активности, созданием механизма регулирования международного туризма .

Информационная революция содействовала расширению туристиче-ских связей.

Сегодня туризм – мощнейший комплекс услуг, ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства. Он охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению и совершенствованию передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития туристического бизнеса стал показателем общего экономического развития страны.

Формирование международного туристского продукта складывается из услуг множества предприятий, которые непосредственно связаны с обслуживанием людей на отдыхе и в путешествии. К ним относятся транспортные компании, предприятия питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и т. д. Процесс продвижения туристских услуг до конечного потребителя − процесс не прямой, часто не предусматривающий их непосредственной связи. В процессе продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт (через туроператора) и через систему дистрибьюции (через турагентства) доводятся до потребителя.

Как отрасль хозяйства туризм все больше увязывается со стратегией устойчивого развития стран. Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Подводя итоги работы, можно выделить следующие тенденции развития современного мирового туристического бизнеса:

3 стр., 1275 слов

Характеристика основных факторов и условий развития туризма в Швейцарии

... что изучение условий и факторов развития туризма в Швейцарии является актуальным для данной курсовой работы, где можно рассмотреть не только роль туризма в Швейцарии, но проанализировать и развитие наиболее перспективных направлений. Итак, целью ...

  • Рост значимости мировой туристской отрасли в экономике (особен-но в торговле услугами).

  • Развитие туризма как отрасли мирового хозяйства все больше увязывается со стратегией устойчивого развития туризма.
  • Снижение долей Европы и Америки в основных туристских показателях.
  • Дальнейшее развитие туристской инфраструктуры и создание новых рабочих мест (в том числе строительство новых и расширение старых отелей).

Российский туристический бизнес характеризуется:

  • спросом на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм;
  • сокращением объемов рынка в результате экономического кризиса и ужесточением конкуренции;
  • отсутствием серьезной материальной поддержки продвижения Рос-сии на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствием крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.