Охрана культурного наследия

Курсовая работа

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В этой работе будет рассмотрена и разработана проблема охраны и сохранения культурного наследия в России.

Актуальность исследования состоит в том, что состояние большинства, находящихся под охраной государства объектов истории и культуры России находятся в неудовлетворительном состоянии.

Объекты природы, истории и культуры нашей страны составляют большую часть в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в развитие нашей страны и мира в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Данная проблема — охрана и сохранение культурного наследия РФ — разработана небольшим кругом специалистов, поэтому получить нужную и важную информацию по теме я получила от работников в сфере культуры, а также из федерального закона №73 от 25.06.02 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уделяют СМИ.

Анализ социальной проблемы:

. Сущность социальной проблемы. Объекты культурного наследия, являющиеся огромной ценностью для населения всего мира, в настоящий момент и в будущем подвержены различного рода разрушениям вплоть до полного уничтожения. Это связано не только с обветшанием объекта культурного наследия, обусловленным его возрастом, но и с экономическим, природно-климатическим и человеческим фактором.

4 стр., 1724 слов

Культура и краткая история Владивостока

... и культурном развитии Дальневосточного региона город Владивосток награждё ... участие самые известные в истории города и региона люди ... Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток ... музей Общества изучения Амурского края — первое (и единственное, вплоть до революции) культурно-просветительное учреждение Приморья. В мае 1891 года Владивосток ...

естественное обветшание объекта культурного наследия;

экономические, политические и природно-климатические факторы.

Формы существования:

В реальности данная проблема существует в виде создания, воплощения, а так же надзора за исполнением законов в сфере охраны объектов культуры, в том числе их реставрации.

. Типологический анализ социальной проблемы

.1 Сфера проявления, существования в обществе: проблема сферы охраны, сохранения, а также утраты нематериальных благ.

.2 Субъект-носитель социальной проблемы: это социальная проблема глобального уровня — социальная проблема всего человечества;

.3 По соотнесенности с социальными институтами: эта проблема касается многих социальных институтов, в том числе политики, экономики, культуры, религии.

.4 Значение, весомость социальной проблемы для общества: производная.

.5 Степень новизны проблемы: старая (традиционная) проблема.

.6 Масштаб, объем проблемы: общая, крупномасштабная.

. Внутренние основания проблемы: субъект проблемы (жертва) — население, традиции, культура. В первую очередь главной потребностью, нуждой и требованием населения является — поддержание государством памятников культуры в надлежащем состоянии (постоянная реставрация, охрана от вандалов, воин, экономической ситуации в стране, экологических факторов и др.)

. Внешние основания проблемы: Через такие социальные институты, как экономика, религия, культура, политика, реализуются интересы и потребности населения в сфере охраны и поддержания объектов культуры, так как культурные исторические ценности — это то, что передается из поколения в поколение и является гордостью (в отдельных случаях объектом поклонения) для всего человечества, «живым» доказательством высокого культурного развития наших предков.

. Структура проблемы: руководство определенных социальных институтов отвечает на потребности, нужды общества созданием и введением, а так же контролем за исполнением определенных законов об охране культурного наследия (ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

. Характеристика свойств проблемы: данная проблема является глобальной, затрагивающей интересы населения всего мира (В странах Азии и Африки, в России, в Ираке, а также в странах, где в настоящее время идет смена политического режима военным путем, эта проблема стоит наиболее остро).

Решение этой проблемы в скором времени необходимо, так как последствием может служить полное уничтожение памятников культуры.

7. Для объяснения возникновения проблемы охраны памятников культурного наследия можно использовать социальную теорию девиантного поведения. Характеристика социальной теории: Девиа́нтное поведе́ние (от англ. <#»justify»>Глава 1. Объекты культуры, природы и истории России

7 стр., 3464 слов

Физкультура и спорт : Влияние объектов культурного наследия на ...

... -Глебский мужской монастырь в Торжке, храмовые комплексы в Старице, Осташкове, Торопце, Кашине. В этой работе будет рассмотрена и разработана проблема влияния культурного наследия на развитие туризма в Тверской области. Актуальность исследования Данная проблема – сохранение культурного наследия в Тверской области – разработана, в основном, узкими ...

Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний (Д.С. Лихачев).

.1 Виды объектов культурного наследия в РФ

Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

26 стр., 12585 слов

Сохранения культурного наследия и историко-архитектурных памятников ...

... и А. В. Кобака «Святыни Санкт-Петербурга»15 содержит каталог «Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда» (1988), отличающийся исключительной исторической значимостью благодаря глубине анализа и обширности собранных сведений. На современном этапе исследования этой теме посвящены работы ...

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

.2 Современное состояние объектов культурного наследия

За последнее десятилетие в Российской Федерации резко ухудшилось состояние объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Недостаток финансирования реставрационно-консервационных мероприятий, отсутствие систематического контроля за состояние м каждого объекта, безнадзорность и влияние агрессивной окружающей среды — эти беды в равной степени коснулись памятников федерального, регионального и местного значения. В следствии комплексного воздействия негативных факторов памятники погибают, а вместе с ними навсегда утрачивается уникальный опыт совместного проживания — культура народов, населяющих Российскую Федерацию.

Представленный далее материал позволяет очертить круг ключевых методологических точек и наметить некоторые из возможных путей научного изучения объектов культурного наследия, их реставрации (восстановления) и способов их рационального использования. Отсутствие единой методологической базы в деле выявления, учета, сохранения, научного изучения и использования объектов культурного наследия только усугубило состояние их сохранности. Парадоксально, но в современной России принят корректный закон, в целом соответствующий требованиям международного права об охране культурного наследия. Но, несмотря на очевидный приоритет сохранения культурного наследия, что отмечено не только федеральными законами, но и Конституцией, значительное количество памятников были разрушены, некоторое утратили свой первоначальный облик и фактически не способны отразить исторические события, послужившие поводом к отнесению объектов физической природы к феноменам духовной культуры. А ведь именно материальные свидетельства отечественной истории и богатой культуры позволяют нам гордиться уникальным опытом народов России и Татарстана и строить будущее новых поколений. Если этот лавинообразный процесс не будет остановлен, то мы, уже в исторически обозримом будущем, вместе с утратой материальных носителей памятников истории и культуры утратим и историческую память.

11 стр., 5401 слов

Основы правового обеспечения туризма в Российской Федерации

... Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Для достижения поставленных целей ст.4 указанного Федерального Закона определяет ряд способов, к которым относятся: создание нормативных правовых ...

Иногда утверждают, что главная проблема сохранения отечественной культуры заключается в слишком большом количестве культурных ценностей, хранящихся в музеях, или чрезмерном количестве памятников, занесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. И все же гораздо больше оснований полагать, что проблема сохранения не в богатстве исторических свидетельств роли народов России в истории мирового сообщества, и не в чрезмерном энтузиазме наших граждан сохранить материальное подтверждение значимых событий вопреки обстоятельствам. Отсутствие четкого регламента, который бы позволял на деле сохранять и приумножать феномены культурного наследия, обеспечивая свободный доступ специалистам и населению к изучению культурных ценностей и памятников истории и культуры, создает большие, хотя и преодолимые, трудности в этом деле.

Федеральный закон отдает приоритет в деле выявления историко-культурной ценности объектов культурного наследия государственной историко-культурной экспертизе, которая проводится либо экспертом, либо группе экспертов, организованных в комиссию. Опираясь на трактовку Постановления Правительства, можно утверждать, что экспертиза сопровождает весь цикл бытования объекта культурного наследия. Международное право не отмечает каких-либо сущностных различий между культурной ценностью и объектом культурного наследия, составляющим вместе представления о культурном наследии. Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью. В определениях международного права универсальная ценность — есть материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий классов, народов, наций или всего человечества), а выдающаяся универсальная ценность — это культурную ценность, значимая для мирового сообщества. Международное и российское право позволяет распространить данное определение на объекты культурного наследия.

.3 Государственная деятельность в области охраны культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.

6 стр., 2632 слов

Социально-культурный объект как туристский ресурс (на примере Калмыкии)

... плохо развитое монастырское образование, а то и отсутствие в Калмыкии вплоть до начала XX века школ цаннида (буддийской ... наследию. Калмыцкие костюмы не имеют никакого сходства с другими монгольскими и азиатскими народами, так же как и танцы. Калмыцкая культура ... активного туризма и охраняемые природные территории Рисунок 5 Маршрут для велотура Очень популярны велотуры по Калмыкии. Многолетние ...

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х — 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.

На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 №33 «О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры» система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ.

Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.

7 стр., 3347 слов

По Культура и культурные объекты города Красноярска

... Красноярск- уникальная территория России, с высоким культурным потенциалом. Имена Василия Сурикова, Петра Словцова, Виктора Астафьева, Андрея Поздеева, Михаила Годенко, Дмитрия Хворостовского и многих других красноярских деятелей культуры ... исторические и современные объекты) являются символами г. Красноярска. Исторический очерк ... создал проект с оснащением по последнему слову сценической техники. ...

Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих надзорных функций.

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. Принятие нового закона — это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых — историков, архитекторов, реставраторов — ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия.

.4 Всероссийские общественные организации по охране культурного наследия

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году <#»justify»>1.5 Совершенствование правового обеспечения сохранения культурного наследия Российской Федерации

В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Объект культурного наследия обладает особенностями, служащими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению и является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения.

Как показывает опыт зарубежных стран, обеспечение сохранности объектов культурного населения — это комплексная задача, требующая предварительной всесторонней оценки объектов культурного наследия с учётом наличия у них предмета охраны, территории, ограничений и обременений их использования и иных особенностей памятников, как особого вида недвижимого имущества.

57 стр., 28039 слов

Роль культурного наследия как важнейшего фактора развития внутреннего туризма

... историко-культурные туристские ресурсы (объекты культурного наследия) Владимирской области. Предметом исследования является создание нового тура, нацеленного на более полное использование объектов культурного наследия Владимирской области в целях развития внутреннего туризма. Теоретической основой исследования послужили работы ... ликвидирована государственная монополия в сфере туризма и количество ...

Одной их основных задач в сфере государственного учёта объектов культурного наследия является создание единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим целесообразно утвердить положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия и принять меры по включению объектов культурного наследия в реестр в возможно короткий срок.

Также необходимо продолжить работу по уточнению объектного состава, территории и предметов охраны в отношении каждого объекта культурного наследия, провести инвентаризацию наличия указанных объектов, оценку их технического состояния.

Правительству Российской Федерации было бы целесообразно разработать ряд нормативных правовых актов:

о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения;

о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;

о выдаче разрешений на право проведения работ определённого вида на объекте археологического наследия;

о согласовании с федеральным органом охраны объектов культурного наследия градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;

о порядке направления федеральным органом охраны объектов культурного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия.

Кроме того, необходимо утвердить форму паспорта объекта культурного наследия.1 января 2008 года вступили в силу поправки в законодательство, открывающие возможности приватизации объектов культурного наследия. Поправки предполагают разграничение полномочий в отношении этих объектов между федеральным центром и регионами, в том числе передачу ряда памятников федерального значения в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, эти изменения фактически отменяют мораторий на приватизацию памятников федерального значения, наложенный в 2002 году.

УНИДРУА — Международный институт по унификации частного права в Риме; межправительственная организация, созданная в 1926 году. В число членов входит Российская Федерация.

2. Разведывательное исследование

Государственная система охраны культурного наследия

Проблема исследования

В качестве объекта исследования выступает охрана объектов культуры.

3 стр., 1191 слов

Анализ проблемы популяризации культурного наследия среди молодежи ...

... 4/5 респондентов положительно относятся к возможности привлечения волонтеров к мероприятиям по сохранению и популяризации объектов культурного наследия г. Белгорода. Более половины опрошенных согласились бы стать волонтерами во время мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Основными задачами добровольчества в сфере культуры ...

Предметом изучения является система охраны культурного наследия.

В качестве цели данного исследования выступает изучение государственной политики в сфере охраны культурных объектов, а так же возможностей ее улучшения.

Задачи исследования

Изучение мер по охраны культурного наследия России;

Выявления комплекса мер по повышению эффективности государственной политики в сфере охраны культурных ценностей.

Интерпретация и операционализация понятий

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия — объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющий собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия — система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Меры по сохранению культурного наследия — консервация (мероприятия, которые позволяют защитить объекты культурного наследия от последующих разрушений и обеспечивают сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид), реабилитация (мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования), реставрация (меры по укреплению (консервирования) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности), музеефикация (мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения).

Гипотеза : Если в систему государственной охраны культурного наследия будут вовлечены не только чиновники-управленцы, но и непосредственно заинтересованные специалисты, выдающиеся ученые-искусствоведы, которые непосредственно сталкиваются с проблемой, знают проблему сохранения культурного наследия изнутри, то работа в области охраны культурного наследия повысит свою эффективность.

В качестве метода исследования был выбран экспертный опрос.

Выборка : Мною было опрошено 3 человека в возрасте от 40 до 60 лет со средним стажем работы 20 лет, с высшим образованием по специальности «филолог», занимающих должность: специалист по проведению экскурсий (экскурсовод).

Инструментарий

Мною была составлена анкета, которую каждый респондент должен заполнять самостоятельно. Анкета состоит из 6 открытых вопросов. Вопросы анкеты были разработаны с целью выявления мнения экспертов в данной области и возможности повышения эффективности в области охраны культурного наследия. Вопросы анкеты непосредственно связаны с темой исследования.

Анкета:

1. Как Вы оцениваете существующую государственную политику в области охраны объектов культуры?

респондент А. (Владыко Петр Францевич, 45 лет, стаж работы 20 лет): удовлетворительно, но политика требует изменений;

респондент Б. (Петров Виктор Иванович, 60 лет, стаж работы 22 года): неудовлетворительно, уничтожаются, неправомерно сносятся памятники культуры;

респондент В. (Красильников Павел Андреевич, 40 лет, стаж работы 19 лет): в целом, неплохо, объекты культурного наследия постоянно реставрируются.

2. Что бы вы изменили в существующей государственной политике в области охраны объектов культуры?

респондент А: кадровый состав чиновников;

респондент Б: кадровый состав, чиновники занимаются больше чиновничьей функцией, чем культурной защитой нашего города;

респондент В: увеличение финансирования охраны объектов культурного наследия, на это денег жалеть не стоит, Санкт-Петербург — наша культурная столица.

3. Как Вы считаете, должны ли иметь вышестоящие работники в области охраны объектов культуры высшее образование в сфере культуры?

респондент А: вышестоящие работники должны иметь образование в области культуры и опыт работы в сфере управления;

респондент Б: вышестоящим работникам не хватает опыта, часто они занимают смежные должности, часто находятся «не на своих местах»;

респондент В: вышестоящие работники должны быть в первую очередь заинтересованы сохранением объектов культурного наследия.

4. Как вы оцениваете состояние объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге?

респондент А: популярные туристические объекты культурного наследия реставрируются, а менее популярные подвергаются разрушению;

респондент Б: основные туристические центры реставрируются, проводится большая работа по их сохранению, а реставрация менее знаковых мест, к сожалению, будет еще нескоро;

респондент В: в Санкт-Петербурге реставрируются все объекты согласно утвержденным планам и графикам.

5. На ваш взгляд чиновники исправно следят за исполнением законов в сфере охраны культурного наследия?

респондент А: законы соблюдаются исправно;

респондент Б: законы меняются в зависимости от интересов власти и государства;

респондент В: да, следят исправно, однако, недочеты в этой области имеются, следует работать над исправлением ситуации.

6. Укажите меры, которые, на Ваш взгляд, необходимы для улучшения состояния объектов культурного наследия на данный момент:

респондент А: необходимо изменить кадровый состав чиновников и прибавить финансирование, чтоб законы не «подгонялись» под текущую экономическую ситуацию;

респондент Б: необходимо назначать на должности тех лиц, которые непосредственно заинтересованы в охране объектов культурного наследия;

респондент В: привлекать новый персонал, новые лица, идеи, мне кажется, надо работать в этом направлении, оно приоритетно.

Анализ ответов:

Все опрошенные считают, что государственное управление в сфере охраны культурного наследия недостаточно эффективно, но положение в значительной степени может улучшиться, если:

изменится кадровый состав;

увеличится финансирование;

государство будет уделять больше внимания соблюдению законов и иных законодательно-нормативных актов в области охраны и сохранения культурного наследия.

Вывод:

Таким образом, если государство будет заинтересовано в вопросе сохранения объектов культурного наследия и прислушиваться к мнению авторитетных экспертов и населению РФ, то эффективность программы по сохранению объектов культурного наследия может значительно повысится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков — в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем — приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней памятнико-охранительной политики.

Современные российские города меняют свой облик — строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия — сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/metodologiya-izucheniya-kulturnogo-naslediya-rossii-na-primere-3/

1. Дементьева В. А. Охрана памятников Санкт-Петербурга. СПб., 2008

. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России — М.: «Дрофа», 2005 г.

. Федеральный закон №73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»

. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

. Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

. Правительство РФ

. Культурное наследие // Википедия — свободная энциклопедия: сайт