Цель исследования, задачи исследования
- Обобщить историю возникновения музеев, в том числе в Москве;
- рассмотреть и проанализировать методы ранжирования музеев;
— рассмотреть и проанализировать крупнейшие музеи Москвы, возникшие до 1917 года.
Объектом исследования, Предметом исследования, Структура работы
Глава 1. Музеи как культурно-историческая ценность
1.1. История возникновения музеев
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725).
Император основал знаменитую «Кунсткамеру» в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу — ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
... их выполнения. Порядок проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из пяти основных звеньев. 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования считается важнейшим этапом. Правильно и точно сформулированная цель маркетингового исследования является залогом ...
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Каждый экспонат музея имеет свою «легенду», которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.
Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела — это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обществу.
В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.
На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.
Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.
Музей политической полиции России
... был преобразован в музей «Гороховая, 2» — филиал Петербургского музея политической истории России, посвящённый политической полиции России и органам госбезопасности. ... втором представлены экспонаты, рассказывающие о деятельности дореволюционной политической полиции, третий посвящён деятельности ВЧК в ... урки приезжают. Александр Розенбаум 4. Здание в искусстве Это здание упомянуто в песне А. Я. ...
В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.
Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.
Первыми московскими учреждениями музейного характера, хранившими в основном реликвии и раритеты, считаются ризницы монастырей и церквей и Оружейная палата, которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал.
С XVIII в. получили распространение частные коллекции («музеум трёх царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. Мусина-Пушкина, Ф.А. Толстого, М.П. Погодина и др.) и «натуральные кабинеты» учебных заведений (первые в Московском университете: Минеральный кабинет, 1759; Кабинет натуральной истории, ставший затем Зоологическим музеем, 1791).
В 30—50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев (З.А. Волконской, А.А. Добровольского, Е.Д. Тюрина), многие музеи приобрели статус публичных (Оружейная палата — в 1858).
В 1862 г. из Петербурга переведен публичный Румянцевский музей (был размещён в доме Пашкова)
Художественные музеи
... музеев нового - ансамблевого - типа. Природное окружение, ландшафт, городская среда, не входят непосредственного в категорию музейных объектов, но повышают их ценность; особо ... войны составили базу многих частных и государственных музеев. Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, ...
Во 2 половине XIX века в Москве проходит ряд всероссийских выставок, экспонаты которых послужили основой для создания ряда музеев: Политехнического и Исторического музеев (Политехническая выставка, 1872), Музея антропологии Московского университета (Антропологическая выставка, 1879), Торгово-промышленного музея кустарных изделий (Художественно-промышленная выставка, 1882; ныне Музей народного искусства).
Многие владельцы передавали свои коллекции публичным музеям (П.И. Щукин в 1905 — в Исторический музей), городу (П.М. Третьяков, положивший начало Третьяковской галерее, в 1892; И.Е. Цветков в 1909)
К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и просветительскую деятельность, организовывали передвижные выставки, народные чтения, публичные лекции, литературные и музыкальные вечера. Некоторые музеи были бесплатными для отдельных категорий посетителей (Третьяковская галерея — для всех).
1.2. Методы ранжирования музеев
Как любое сложное явление музей представляет собой систему из множества определенным образом связанных между собой элементов. При определении ценности музейного организма необходимо выделить эти элементы и связи, а также оценить их роль и значение. Важнейшая задача ранжирования музеев — не упустить ни одного существенного компонента и в то же время не потерять за отдельными объектами и их свойствами музея как целого, не допустить растворения этого феномена культуры в его отдельных составляющих. С этой целью предлагается разделить все факторы деятельности музея условно на три группы: абсолютные, относительные, стимулирующие. Ведущими при определении ценности являются абсолютные факторы, но наличие и развитие стимулирующих факторов способно создать абсолютные качества. Музеи, признаваемые особо ценными объектами, должны обладать факторами трех групп.
Исходя из приведенного выше определения музея и музейной потребности к абсолютным факторам ценности следует отнести сосредоточение в музее объектов, являющихся носителями особой ценности в силу присущих им качеств. При этом каждый из таких объектов оценивается отдельно. Ряд этих объектов постоянно пополняется в связи с включением в сферу музейных интересов не только традиционных объектов коллекционирования — движимых памятников истории, культуры и природы, но и памятников архитектуры, ансамблей, фрагментов среды и т.п. Ряд и в дальнейшем должен оставаться открытым, так как в него могут быть включены новые предметы и явления по мере осознания их обществом как культурных ценностей.
Определяя категории объектов, потребность в сохранении которых вызывает музей к жизни и делает его музеем, мы должны всегда иметь в виду, что не принадлежность к той или иной категории делает объект более ценным (категории сами по себе не определяют ценность объекта), а прежде всего степень выраженности в объекте определенных ценностных качеств, поэтому последовательность перечисления объектов не имеет оценочного характера — мы следовали лишь приблизительной хронологии приобщения категорий культурных ценностей к музейным объектам. Также и качества не имеют преимущества одно перед другим — их последовательность диктуется лишь логикой движения от рационального к эмоциональному.
Основными категориями музейных объектов мы считаем:
Возникновение музея как феномена культуры
... возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; ... и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и ... 115 См.: Фронтези К. История изобразительного искусства. - М.: ...
- музейные предметы (движимые памятники истории, культуры и природы).
С интереса человека к «диковинкам», «редкостям», «Древностям» и т.п., с желания их собрать и сохранить начался музей традиционного типа — коллекционный. Обладание хотя бы несколькими и даже одним предметами особой ценности, не ставя еще сам музей в ряд особо ценных, должно служить основанием повышенного внимания общества и государства к данному музеи и обеспечению сохранности и безопасности особо ценного предмета;
- коллекции (систематизированные собрания музейных предметов, подчиненные определенной идее и в совокупности составляющие единое целое).
Коллекция является результатом творческой деятельности ее создателя или создателей, ценность ее не равнозначна сумме ценностей собранных в ней предметов. Коллекция может обладать уникальностью и особой ценностью, хотя в ней нет ни одного особо ценного предмета (наиболее часто это относится к естественнонаучным и археологическим коллекциям).
В некоторых случаях как особо ценное может быть отмечено все музейное собрание;
- музеефицированные памятники (здания, сооружения, транспортные средства, недвижимые памятники природы, археологические памятники и т.п.).
Памятники этой категории могут быть музеефицированы в качестве объектов музейного показа («как музей») и использованы под музейные экспозиции («под музей»), могут являться объектами внешнего осмотра на территории музеев-заповедников. Здесь следует отметить, что особая ценность музейного здания не всегда равнозначна его архитектурно-художественной ценности как памятника архитектуры (например, здание Саратовского художественного музея им. А.А.Радищева);
- интерьеры (представляют собой соединение недвижимого объекта — музеефицированного памятника — и движимых, входящих в музейное собрание).
Единство и соответствие всех частей также будет создавать в интерьере новую ценность, не равную сумме отдельных его составляющих (музей училища технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге);
- архитектурные ансамбли, в XX в.
все чаще становящиеся основными составляющими музеев нового — ансамблевого — типа. Природное окружение, ландшафт, городская среда, не входят непосредственного в категорию музейных объектов, но повышают их ценность;
- особо ценные территории (уникальные ландшафты, памятные места, заповедные территории т.п.).
Как правило, входят в состав музеев-заповедников.
Каждый из перечисленных объектов, входя в состав музея, приобретает в глазах общества ценность благодаря присущим ему качествам, однако при определении критериев особой ценности целесообразно выделить основные из них. К таким качествам мы относим ценность научную, историческую, мемориальную и эстетическую. По ним могут оцениваться как музеи в целом, так и отдельные музейные объекты. Большинство объектов обладают не одним из названных качеств, а несколькими или всеми сразу. Однако особую ценность объекту придает не сумма ценностных качеств, но высокая степень выраженности хотя бы одного из них. Так, к примеру, часы, принадлежащие Л.Н.Толстому, могут являться интересным образцом часовой механики, обладать высокими эстетическими качествами благодаря оформлению и т.п., но особую ценность подобному музейному предмету придает только факт их принадлежности великому писателю, т.е. мемориальность.
Литературные музеи Москвы
... исследования - музейная сеть России Предмет изучения - литературные музеи Москвы. [Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/literaturnyie-muzei-rossii/ , Цель курсовой работы - дать общую характеристику литературным музеем Москвы. , Задачи: 1. Осветить историю основания музеев; 2. Дать представление ...
Научная ценность определяется тем, насколько полно и достоверно музей в своих собраниях и экспозициях отображает документируемые явления, насколько оптимально он решает задачи отбора эмпирических данных, накопления и сохранения первоисточников, их обработки и систематизации (задачи информационного обеспечения научных исследований).
Таким образом, музей выполняет основные научные функции осмысления систематизации объективных знаний о действительности. При этом особо ценными будут те музейные объекты, которые наиболее целостно и многосторонне документируют изучаемые научной или отдельными научными дисциплинами явления. К особо ценным музеям должны быть отнесены также те, которые наиболее эффективно выполняют функции популяризации науки и ее достижений, приобщают широкую аудиторию к знанию, к самостоятельному восприятию, осмыслению и интерпретации источников, хранящихся в музее, т.е. те музеи, которые актуализируют информацию, вводят в научный и общекультурный оборот, превращают факты науки в факты культуры и атрибут общественной практики. Критерии и методики определения научной ценности разработаны профильными научными дисциплинами.
Историческая ценность определяется тем влиянием, которое музей оказал или оказывает на развитие общества в целом, отдельных социальных единиц (жителей определенного региона, представителей какой-либо профессии и др.).
Если создание музея было событием в общественной и культурной жизни страны, региона, если в его деятельности находили выражение общественно значимые идеи если в какое-либо время музей был действенным инструментом удовлетворения жизненно важных общественных потребностей — его историческая ценность несомненна. Если за все время своего существования музей оптимально выполнял свою функцию собирателя, хранителя и «транслятора» социальной памяти, его особая историческая ценность безусловна.
Мемориальная ценность. Присущее человеку и обществу в целом стремление сохранить, причем в предметной, осязаемой форме, память о выдающихся событиях или личностях, имевших историческое значение, является источником мемориальной ценности. Она определяется: 1) тем значением, какое общество придает определенной личности или событию; 2) тем, что музей располагает реликвиями — мемориальными предметами, каких нет больше ни у кого; 3) тем, что в этих предметах личность или событие нашли наиболее полное выражение (репрезентативность мемориальных предметов); 4) тем, как он их использует, удается ли музею включить ассоциативные связи и пр.
Эстетическая ценность определяется соответствием музейного объекта представлениям о прекрасном и способностью воздействовать на чувства человека, на понимание им гармонии природы и общества. Окружающий человека мир, историю его развития можно познавать не только аналитическим путем, но и с помощью образно-эмоциональных средств, непереводимых на язык логического ученого исследования и несводимых к стройной системе понятий и определений. Наиболее ярким примером здесь является искусство, поскольку представления о прекрасном различны не только для разных исторических периодов, народов, социальных групп, но даже индивидуумов. Критерии эстетической ценности носят более субъективный характер по сравнению с остальными. При отнесении музейного объекта (произведения профессионального или народного искусства, памятника архитектуры, ансамбля, ландшафта, природного объекта и т.п.) к особо ценным с эстетической точки зрения следует учитывать апробированность временем, т.е. признание высокой эстетической ценности объекта или явления на протяжении длительного отрезка времени, включающего смену в обществе эстетических представлений и предпочтений (так, греческое искусство рассматривалось как «прекрасное» практически во все времена, кроме средневековья; иконы Рублева получили высокую оценку современников и после перерыва вновь в XX в. При отсутствии апробированности временем (как правило, для более поздних произведений, произведений и явлений недавно открытых или подвергшихся значительной переоценке) — совпадение высоких экспертных оценок и признания социумом (во всяком случае, той его частью, которая составляет основной контингент посетителей музеев).
Музей современного искусства
... музей», «искусство», «современное искусство», «Музей современного искусства»; определялись предпосылки возникновения музеев современных искусств; раскрытие особенности основных направлений деятельности Музея современного искусства: комплектования и хранения фондов; научной и исследовательской работы; ... современных музеев искусств. Современный музей - это место, репрезентирующее историю искусства, ...
Эстетические критерии относятся не только к искусству: преклонение перед природой, красота мироздания, целостность восприятия сущего свойственны в определенной мере и науке, в которой также может проявляться способность человека не только мыслить, но и чувствовать. Поэтому эстетические, эмоциональные критерии также должны быть отнесены к абсолютным при определении ценности объектов.
Среди оценочных параметров можно выделить группу факторов, которые не просто выявляют особую ценность музея, но и обладают способностью наращивать, увеличивать его ценность по уже названным абсолютным факторам. Это стимулирующие факторы. Они позволяют осознать те задачи и цели, которые стоят перед музеем как развивающейся системой. Необходимо постоянно искать и находить способы ее развития. В результате такой деятельности музейных объектов по абсолютным критериям будет постоянно увеличиваться. Стимулирующие факторы могут явиться базой отдельной, самостоятельной оценки, но всегда взаимосвязаны с группой абсолютных факторов, выявляя как бы источники их рождения и развития. К стимулирующим факторам мы относим: длительность существования музея, историю его коллекций, экспозиций, научной и просветительной деятельности; масштаб, характер научно-исследовательской деятельности, включенность ее результатов в науку; степень организованности, системность музейных собраний, степень их изученности и интенсивность пополнения; уровень профессиональной подготовки, длительность существования музейного коллектива, сохранение коллективом в его работе традиций музея, российского музейного дела и применение новаторских методов; финансово-материальные факторы, т.е. материальные вложения государства и общества в музей за время его существования, специально построенное для него здание, наличие при музее реставрационных мастерских, технических служб и т.д.
Глава 2. Крупнейшие музеи Москвы
Сейчас в Москве, по данным московского Правительства, 61 музей и 27 выставочных залов.
Музеи Кремля
- Оружейная палата
- Успенский собор
- Архангельский собор
- Благовещенский собор
- Церковь Ризположения
- Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
- Ансамбль колокольни Ивана Великого
- Царь-пушка
- Артиллерийская коллекция
- Царь-колокол
Некоторые музеи Москвы (список)
- Историко-художественные ансамбли
ú Музеи Кремля
ú Музеи-усадьбы:
Знаменитые музеи России
... костюмов и других изделий прикладного искусства. В музее представлены атрибуты ритуальных и праздничных обрядов народов России, а многочисленные фотоматериалы наглядно представляют ... источников, собранных многими поколениями сотрудников за более чем столетнюю историю музея. Коллекции музея, которые постоянно пополняются, беспрецедентны по этническому диапазону, географической протяженности, ...
- Коломенское
- Кусково
- Останкино
- Исторические, военно-исторические
ú Государственный исторический музей
ú Музей истории Москвы
ú Музей Вооруженных сил
ú Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе
ú Музей-панорама «Бородинская битва»
- Художественные
ú Третьяковская галерея
ú Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
ú Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
ú Музей Востока
- Посвященные другим видам искусств
ú Театральный им. А.А.Бахрушина
ú Музыкальный им М.И.Глинки
ú Литературный
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzei-moskvyi-2/
- Технические и естественнонаучные
ú Политехнический
ú Зоологический
ú Геологический им. В.И.Вернадского
ú Минералогии им. А.Е.Ферсмана
ú Палеонтологический
ú Биологический им. К.А.Тимирязева
ú Музей А.С.Пушкина
ú Музей В.В.Маяковского
ú Дом-музей В.М.Васнецова
2.1. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль
Государственный историко-культурный музей-заповедник, «Московский Кремль» расположен в самом центре Российской столицы, на берегу Москвы-реки. Высокие башни и мощные стены, позолоченные купола храмов и великолепные дворцы образуют неповторимый по красоте художественно-исторический ансамбль, который включает в себя архитектурные памятники 15-20 веков.
На территории Московского Кремля расположено несколько всемирно знаменитых музеев, которые хранят уникальные исторические реликвии, памятники искусства и культуры.
В комплекс Большого Кремлевского дворца входит Оружейная палата — государственная сокровищница, в которой представлены золотые и серебряные изделия работ русских и восточных мастеров, редчайшие образцы оружия, парадное конское убранство, царские экипажи и другие старинные предметы. В Оружейной палате хранится около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства Европы, России и Востока, охватывающих период с IV по ХХ век.
Важное место в кремлевском заповеднике занимают четыре музея-собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский и церковь Ризположения. Каждый из этих храмов сыграл особую роль в российской истории.
Успенский собор на протяжении многих веков был государственным и культовым центром России. В нем венчали на царство, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами.
Архангельский собор долгое время служил родовой усыпальницей великих московских князей и царей. В соборе покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, царевич Дмитрий, цари Михаил и Алексей Романовы.
В Церкви Ризположения, служившей домовым храмом русских митрополитов и патриархов, сегодня представлена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. А Благовещенский собор, построенный в 15 веке и на протяжении столетий являвшийся домовой церковью великих московских князей, хранит уникальные образцы монументальной живописи времен Ивана Грозного и древний иконостас, авторство части икон которого приписывают Феофану Греку и Андрею Рублеву.
Коллекция Патриарших палат, которые были построены в 1653-1655 годах для патриарха Никона, посвящена русской культуре 17 столетия и включает старинную посуду, мебель, предметы царской охоты. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес вызывает уникальное собрание икон 17 века.
Музей истории искусств в Вене
... и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum). Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830-1916 гг.) в 1891, ... Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться ...
Сегодня Московский Кремль — это не только один из крупнейших музеев-заповедников мира, но и официальная резиденция президента Российской Федерации.
2.2. Государственный Исторический Музей
Крупнейший национальный исторический музей России, Государственный Исторический музей, был основан в 1872 году по инициативе российской научной общественности.
Для музея, в котором планировалось собрать памятники «знаменательных событий истории Русского государства», было решено возвести отдельное здание на выделенном участке в самом центре Москвы, на Красной площади. Строительными работами, длившимися с 1875 по 1881 год, руководили архитекторы В. О. Шервуд и А. А. Семёнов. Они разработали проект здания в русском стиле, которое прекрасно дополнило ансамбль Красной площади. Стены Исторического музея выложены из красного обожженного кирпича, как и стены находящегося рядом Кремля. Башни, венчающие здание музея, также напоминают кремлевские. А в декоре были использованы мотивы стоящего напротив храма Василия Блаженного.
Так как Государственный Исторический музей должен был «служить наглядной историей», то материалы и памятники для него привозили со всех уголков России. Совместными усилиями русских ученых, историков и археологов удалось собрать более 4 миллионов экспонатов. И в 1883 году, в день коронации императора Александра III, первые 11 залов музея, представлявшие историю России с древнейших времен до конца 12 века, были торжественно открыты для посетителей.
В собрании Государственного Исторического музея представлены археологические находки, рукописи, старопечатные книги, древние иконы, русское и западноевропейское боевое и охотничье оружие, изделия кузнечного ремесла, научные приборы, ювелирные украшения, стекольные и керамические произведения искусства, образцы народной одежды, собрание усадебной мебели и многое другое. Особым интересом посетителей пользуются личные вещи великих монархов — Ивана Грозного, Петра I и последних представителей дома Романовых.
Довольно обширна коллекция изобразительного искусства, которая насчитывает около 500 000 экспонатов. Коллекция включает в себя портреты выдающихся российских и иностранных деятелей, пейзажи различных уголков России, акварели, рисунки, литографию. Примечательно, что в музее можно увидеть не только работы прославленных живописцев, но и неизвестных художников, безымянных мастеров, чьи произведения зачастую не уступают полотнам знаменитых авторов.
Постоянная экспозиция музея организована таким образом, что каждый из залов посвящен определенной исторической эпохе. Богатое внутреннее убранство помещений соответствует времени и стилю выставляемых экспонатов. Фрески, лепнина, резьба по дереву и прочие декоративные украшения позволяют ощутить атмосферу прошлого.
2.3. Музей Истории города Москвы
Музей истории города Москвы был создан по инициативе научной общественности России в 1896 году. Основой его коллекции стали экспонаты павильона «Москва» Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, на которой были продемонстрированы достижения в области городского благоустройства, просвещения и благотворительности.
В музей поступали самые различные предметы, имевшие какое-либо отношение к истории Москвы. Среди них были не только произведения изобразительного искусства, документы, планы и карты города, но и предметы быта москвичей. Музейные экспозиции разместились в одной из бывших Крестовских водонапорных башен.
В 20 веке музею не раз пришлось переезжать и менять название. Так с 1921 года он назывался Московским коммунальным музеем и располагался в отреставрированной Сухаревской башне, датируемой 17 веком. В середине 30-х годов, в связи с принятым генеральным планом реконструкции Москвы, музейные экспозиции были перемещены в здание церкви Иоанна Богослова. Современное название музей получил в 1987 году.
О самом древнем периоде истории московских земель красноречиво рассказывают археологические находки, среди которых древнерусские украшения и посуда, выполненные из камня и бронзы. Богатая коллекция планов, карт и фотоснимков позволяет проследить, как менялся город на протяжении веков. Уникален документальный фонд музея, в котором представлены самые разные материалы — от нотариальных бумаг до меню обеда, данного в честь коронации Николая II и Александры Федоровны.
Особым интересом у посетителей музея истории города Москвы пользуется коллекция бытовых предметов. В ней представлены подлинные образцы городского костюма 18-20 веков, аксессуары, мебель, часы и другие предметы домашнего обихода.
2.4. Государственная Третьяковская Галерея
Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музейные экспозиции охватывают период с 10 по 20 век и все направления русской живописи — от икон до авангарда.
Галерея носит имя своего создателя Павла Михайловича Третьякова. Страсть к собирательству овладела богатым московским купцом и текстильным фабрикантом в середине 1850-х годов, когда были приобретены первые работы будущей коллекции. Тогда же семья Третьяковых переехала в усадьбу в Лаврушинском переулке, где впоследствии разместился знаменитый музей.
Задумавший создание общественной картинной галереи, которая бы наиболее полно представляла историю русской школы, Третьяков покупал картины, следуя исключительно личным предпочтениям. Он систематически собирал работы старых русских мастеров, одним из первых оценил высокую художественную ценность древнерусских икон, но в то же время интересовался современным искусством. Нередко Третьяков, ставший видной и влиятельной фигурой в культурной жизни России, покупал работы вопреки неблагоприятным отзывам критиков или запрету цензуры. Мнение Третьякова считалось настолько авторитетным, что если какая-либо работа оказывалась у коллекционера, то для художника это было равносильно общественному признанию.
С начала 1870-х годов Третьяков тесно общался с представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель картинной галереи не только разделял принципы и идеалы, которыми руководствовались художники, но и поддерживал передвижников материально и морально. Он собрал уникальную коллекцию, которая включала картины В. Г. Перова, В. М. Максимова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина и В. И. Сурикова.
К концу 1860-х Третьяков, вдохновленный модной в то время просветительской идеей о важной роли личности в истории, задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. Собиратель не только покупал уже имеющиеся портреты выдающихся русских писателей, композиторов и других деятелей искусств, но и заказывал их у художников-современников. Интересно, что сам Третьяков категорически отказывался позировать, сделав только два исключения за всю свою жизнь — для И. Н. Крамского и И. Е. Репина.
С каждым годом коллекция Третьякова становилась больше. Для того чтобы разместить все картины, пришлось перестроить усадьбу — построить новые помещения и расширить галерею, которой был придан статус музея. Несмотря на то, что юридически галерея оставалась частной, любой человек, без различия рода и звания, мог бесплатно посетить ее в любой день недели.
В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно «Богатыри» кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в «русском стиле», ставший эмблемой Третьяковской галереи.
Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России.
2.5. Государственный Музей Изобразительных Искусств Им. А. С. Пушкина
Одно из крупнейших собраний мирового искусства с древнейших времен до 20 века хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На сегодняшний день это второй после Санкт-Петербургского Эрмитажа музей зарубежного искусства в России.
Свою историю музей ведет от Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, основанного в 40-х годах 19 века по инициативе виднейших российских ученых и меценатов. Коллекции Кабинета легли в основу собрания Музея изящных искусств, для строительства которого Московской Городской думой была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Автором проекта прекрасного здания, напоминающего античный храм на высоком подиуме с ионической колоннадой, стал архитектор Роман Иванович Клейн. Интерьеры выставочных залов были оформлены согласно историческим эпохам, которые должны были быть в них представлены.
Торжественное открытие музея, который первоначально назывался Музеем изящных искусств имени Александра III, состоялось 31 мая 1912 года. Согласно концепции, разработанной первым директором музея, профессором Московского университета, доктором римской словесности и историком искусства И. В. Цветаевым, в собрание музея поступали преимущественно гипсовые слепки известнейших памятников искусства, хранящихся в различных музеях Европы. Таким образом, новый музей задумывался как собрание копий мировых шедевров.
После революции музей был национализирован, а его собрание значительно пополнилось за счет картин из экспроприированных частных коллекций, национализированных московских усадеб и ликвидированных музеев и галерей. На протяжении 20-го столетия музей неоднократно менял свое имя. Его современное название — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — существует с 1937 года.
В залах музея выставлено более полумиллиона произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. Среди сокровищ музея — подлинные египетские мумии, античные амфоры и кратеры с изображением древнегреческих богов и героев, старинные стелы и саркофаги, полотна Рембрандта, Боттичелли, Каналетто, Гварди, Тьеполо, внушительные коллекции работ «малых голландцев», импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов и многие другие произведения, составляющие золотой фонд мирового культурного наследия. В последние годы музей получил несколько новых помещений, что дало возможность выставить коллекции, ранее недоступные широкой публике.
Активно сотрудничающий с крупнейшими научно-исследовательскими учреждениями мира, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина часто принимает у себя выставки из собраний других замечательных музеев Европы и Америки.
2.6. Политехнический музей
Политехнический музей — главный национальный музей истории науки и техники; научный, просветительный и культурно-досуговый центр России.
Идея создания Политехнического музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века, в весьма значимое для России время. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания. В 1863 году возникло Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАиЭ).
Главной задачей вошедшие в него ученые ставили содействие развитию науки и распространению естественно-научных знаний. В качестве первого шага члены Общества создали публичную библиотеку, впоследствии — Центральную Политехническую. А затем — в 1872 году — общеобразовательный музей прикладных знаний, известный нам как Политехнический.
Идея организации научного, образовательного и просветительного центра, распространяющего знания, опыт, дающего возможность публично обсуждать новые идеи и формировать общественное мнение, была поддержана научной интеллигенцией, правительством России, Московской общей думой, членами императорской семьи, представителями деловых кругов страны. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им
Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. В состав Комитета вошли также московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, московский городской голова И. А. Лямин, вице-президент ИОЛЕАиЭ А. Ю. Давидов, профессор А. П. Богданов, директор Императорского технического училища В. К. Делла-Вос.
Основой для будущего музея стала часть экспонатов Всероссийской Политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I.
После ее закрытия экспонаты перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года (по новому стилю) . Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей.
В мае 1875 года на Лубянской (Новой) площади был заложен первый камень будущего здания музея. По проекту архитектора И. А. Монигетти в русско-византийском стиле была возведена его центральная часть. Тогда же, в 1877 году, коллекции переехали на свое постоянное место
Дом для Политехнического строили еще 30 лет. Над его обликом трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 — левое, куда вошла, ставшая вскоре знаменитой, Большая аудитория.
Профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цели — содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами» и «вообще развитию технических знаний». Решать поставленные задачи основатели музея намеревались путем формирования коллекций усилиями членов Императорского общества, а также за счет привлечения материалов и предметов, отражающих достижения естественных и научно-технических знаний, создавая экспозиции и проводя словесные объяснения и разного рода публичные курсы. На долгие годы эти задачи стали определяющими для Политехнического музея. Именно благодаря четкому видению того, чем он должен стать в жизни россиян, Политехнический очень скоро стал популярным, а главное, доступным практически для всех.
Немалую роль в этом сыграло непосредственное участие видных ученых и инженеров: П. Н. Лебедева, К. А. Тимирязева, Н. Е. Жуковского, А. Г. Столетова. В стенах музея читали лекции Н. А. Умов, П. П. Лазарев, Ф. А. Бредихин, С. А. Чаплыгин, И, А. Каблуков, Д. Н. Прянишников. Здесь проходили обсуждения и апробация многих технических идей: телефонии, радиосвязи, электрического освещения…
В 1925 году в Политехническом прошла I Всесоюзная выставка по радиотехнике.
Особенно успешно просветительская деятельность развивалась после завершения строительства Большой аудитории в 1907 году, которая впоследствии превратилась в главный лекционный зал Москвы.
Появилась возможность публичного проведения научных опытов, лекций, диспутов, конференций, литературных вечеров. Это привлекало изрядную публику, и в конце XIX — первом десятилетии XX веков Политехнический музей становится главным научным, культурным и образовательным центром России. Немалую роль в этом сыграла работа научной библиотеки Политехнического музея. Библиотека обладает крупнейшим в стране собранием научно-технической литературы, Трудно представить, что начиналось оно всего с девяти книг, а теперь здесь — около 3,5 миллионов книг и периодических изданий на русском и иностранных языках, в том числе редчайших. Есть в библиотечных фондах и сочинения классиков мировой и отечественной науки.
На протяжении всей своей истории музей прежде всего знакомил своих посетителей с достижениями человеческой мысли. Эта идея была положена в основу работы его учредителями и оставалась главной даже в самые трудные годы. Музей сделался своего рода зеркалом тех процессов, которые происходили в российском обществе. Ведь вместе с техническими достижениями изменялись и философия, и мировоззрение населения. Все это влияло на социальные процессы: люди, не знавшие грамоты, не умевшие писать, узнавали здесь о поистине грандиозных изобретениях.
Заключение
Музеи Москвы способны удовлетворить пристрастия посетителей всех возрастов, профессий и интересов. Согласно официальным данным в столице зарегистрировано более 400 музейных учреждений. Расположенный в Москве Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина является после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге второй по величине в России картинной галереей, в которой представлены шедевры западноевропейских мастеров, начиная от средневековья вплоть до середины XX века. Всемирно известная Третьяковская галерея уступает своими фондами только Государственному русскому музею в северной столице.
Богатейшими собраниями, в красках раскрывающими историю России в целом и Москвы в частности, обладают фонды Государственного музея «Московский Кремль», в том числе знаменитой Оружейной палаты, Музея искусства народов Востока, Музейного объединения «Музей истории Москвы», Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Память обо всех великих деятелях отечественной науки и культуры, что когда-либо проживали в Москве, бережно хранится сотрудниками множества музеев-квартир: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, М. А. Цветаевой, В. М. Васнецова, Ф. М. Шаляпина, К. С. Станиславского, А. П. Чехова, Н. Г. Рубинштейна, и др. Кроме того, в Москве находится один из крупнейших научно-технических музеев мира — национальный музей истории науки и техники, Политехнический музей, в котором представлены технические достижения русских ученых XIX—XX веков, редкими коллекциями располагает Палеонтологический музей им. Ю. А. Юрлова, который считается одним из наиболее представительных естественноисторических музеев мира.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzei-moskvyi-2/
1. Актуальные проблемы типологии культуры. – М., 1997.
2. Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII-первая четверть XIX века).
– Сыктывкар, 1994.
3. Государственная Оружейная палата Московского Кремля: С. науч. трудов по материалам Государственной Оружейной Палаты. – М.: Искусство, 1954.
4. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. В 2-х ч.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб., 2001. – 409с.
5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб.: ООО Издательство Петрополис, 2001. – 224с.
6. Музееведение. Музеи мира / Сб. науч. трудов. – М., 1991.
7. Музееведение: Вопросы теории и методики / Под ред. В.Ю.Дукельского. – М., 1987.
8. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX-начала ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Вопросы истории музейного дела в СССР. – М., 1962. – С.7-62
9. Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. – Вып. 2. – М.: Сов. Россия, 1960. – С.66-144.
10. Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII-первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. – Вып. 3. – М.: Сов. Россия, 1961. – С.268-299.
11. Фролов А.И. Московские музеи. – М., 1999.
12. Фролов А.И. Основатели российских музеев. – М.: РГУ, 1991.