Музейное дело в Турции

Курсовая работа

Айя София считается одним из 8 чудес света, самым важным архитектурным строением мира, а также лучшим памятником византийской эпохи. Храм служил двум религиям: христианству, а после завоевания турками — исламу (переделан в мечеть).

В храме 107 колонн из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, на стенах древние мозаичные фрески, множество уникальных реликвий. В 30-е гг. ХХ в. этот храм стал музеем, сохранив в своих стенах характерные черты двух религий [8; 268].

В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

Главное здание мечети имеет 9 входных ворот, а купол высотой 55,6 м и диаметром 31 метр закреплен на четырех мощных колоннах, достигающих высоты 24,3 метра. Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира. На потолках сохранилось множество уникальных византийских мозаик. Также Айя-София служит усыпальницей для многих султанов Османской империи — здесь находятся могилы Мехмета II, Мустафы I, Селима II и других представителей Оттоманской династии.

Индустриальный музей, основанный турецким миллионером и филантропом Рахми М. Кочем, — первый и самый крупный в стране музей, посвящённый истории развития транспорта, промышленности и средств сообщения Турции.

Музей разместился в нескольких минутах ходьбы от Старого города в комплексе зданий османского периода, именовавшихся «Lengerhane», что в переводе означает «анкерный литейный цех». Они находились в доках северной части бухты Золотой Рог, которая уже сама по себе в XIX ст. символизировала эпоху индустриализации Османской империи. Здания были приобретены Музейным и культурным фондом Рахми Коча в 1991 г. После тщательной реставрации сооружений музей был открыт для посетителей 13 декабря 1994 г [3; 102].

Музей Рахми Коча — не просто собрание статичных экспонатов. Его создатели стремились сделать музей максимально интерактивным и интересным для гостей. Его экспонаты музея — вещи из нашей повседневной жизни, созданные талантливыми инженерами и ремесленниками, облачившими при этом человеческую изобретательность в довольно красивые формы. Коллекция содержит тысячи предметов, от крошечных граммофонных иголок до кораблей и самолётов в настоящую величину. Большинство экспонатов музея — предметы личной коллекции господина Коча. Остальные были либо одолжены, либо являются подарками различных организаций и частных лиц.

8 стр., 3694 слов

Реферат русский музей

... диссертацию по русской живописи XVII века, написал книгу о Русском музее. М. В. Фармаковский завершил многолетние труды «Основы консервации ... На саночках перевозил и принимал на хранение в Русский музей наиболее ценное от авторов и собирателей. Особо важным ... экспозицию. И основа расширения - это собирательство. Масштаб коллекции Русского музея за время Советской власти вырос почти в семь раз. ...

Музей археологии был открыт в 1967 г. Тогда в Аланию привезли из столичного Музея анатолийских цивилизаций коллекцию древних предметов. В ней были представлены экспонаты бронзового века, эпохи царств Урарту, Фригии и Лидии. Постепено музейное собрание пополнялось и расширялось благодаря археологическим исследованиям, проводившимся в этом регионе.

Музей включает в себя два зала: археологический и этнографический. Древнейший экспонат выставлен в Зале археологии. Это камень с надписью на языке финикийцев. Текст на камне был нанесен в далеком 625 г. до н.э. А наиболее ценным экспонатом является бронзовая статуя Геракла, знаменитого героя древнегреческих мифов. Статуя была изготовлена в 2 в. н.э. Теперь она экспонируется в отдельном зале. В Музее археологии Алании хранятся богатые коллекции предметов из бронзы, мрамора, глины, стекла, а также мозаичных изделий, в том числе сикке. Все эти экспонаты датируются различными периодами истории региона: архаическим, классическим, эллинистическим, римским и византийским. Представлены также изделия и предметы турецко-исламского искусства периодов правления Сельджуков и Османской империи. В этнографическом зале вниманию посетителей представлены ковры кочевников, старинные одежды, произведения прикладного искусства, старинное оружие, украшения и прочие предметы, традиционные для культуры оегина.

Все предметы были получены в результате многочисленных этнографических экспедиций в разные уголки страны. Можно посмотреть на комнату традиционного дома, в которой реконструирован быт жителей Алании.

Заключение

В заключение можно отметить, что выбрав для курсовой работы именно Турцию, я не ошиблась. Изучив материал об этой стране, я подчерпнула для себя много полезного и интересного, особенно в музейном деле.

Турция первая страна на Ближнем Востоке, которая образовала свою республику (1923 г.).

Турция – страна с многовековой богатой историей, и это, естественно, отразилось в ее музеях и памятниках архитектуры.

В начале 90-х годов в 53 городах Турции функционировал 131 музей. В музейных коллекциях содержаться 2,2 млн. единиц хранения: археологические находки, предметы материальной культуры, монеты, иконописные таблички, образцы искусства каллиграфов, архивные документы, рукописи. Ежегодно коллекции музеев пополняются в среднем на 50 тыс. экспонатов.

Также под охраной государства находится 13,6 тыс. недвижимых объектов культуры: военные сооружения, ритуальные и административные здания.

Наибольший интерес представляет дворец Топканы, некогда бывший резиденцией султанов. Здесь демонстрируются все сокровища Османской империи. Среди других исторических ценностей стоит выделить ставший с 1933 года музеем византийский храм святой Софии, который успел побывать даже мечетью. Произошло это в 1453 году с приходом османов. Посмотреть на многочисленные скульптуры из гипса и дерева можно в Хеттском музее, что в Анкаре. Также в столице много археологических и тематических музеев, посвященных отдельным культурам.

11 стр., 5140 слов

Музей современного искусства

... работы; организации временных выставок; обоснование значения и функции Музея современного искусства в обществе и культуре; рассмотрен вопрос о перспективах развития Музея современного искусства в культуре XXI века; Объект исследования, Предметом, ... М.С. Каган, ЛЛ. Петрунина, С.А. Пшеничная, Б.А. Столяров, Т.Ю. Юреневой и другие. анализ научной литературы, Хронологические рамки, Положения, выносимые ...

Почти в каждом городе Вы найдете музей народного искусства. Кроме того, в исторически известных поселениях всегда открыты площадки археологических раскопок. Наибольшей популярностью таковые пользуются в Эфесе и Пергаме.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzei-turtsii/

Великие империи мира [Текст] / сост. Ю.А. Матюхина, Т.Б. Царева. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 464 с.

Выставки и музеи Турции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://guide.travel.ru/turkey/sites/museum/. – Загл. с экрана.

Жигульский, З. Музеи мира: Введение в музееведение [Текст] / З. Жигульский. -М., 2003. — 199 с.

История развития музеев Западной Европы и Средневекового Востока [Текст] / под ред. О.В. Калугиной. – М.: Современная гуманитарная академия, 2006. – 64 с.

Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры [Текст]: учеб. / Л.А. Никитич. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 561 с.

Рахманалиев, Р. Империю тюрков. Великая цивилизация. Тюркские народы в мировой истории с Х в. до н.э. по ХХ в. н.э. [Текст] / Р. Рахманалиев. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 704 с.

Сотникова, С.И. Музеология [Текст]: пособие для вузов / С.И. Сотникова. — М., 2004. — 190 с.

Турскова, Т.А. Музеи мира [Текст] / Т.А. Турскова. — М., 2001. — 352 c.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. – М., 2005. — 183 c.

Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учеб. для высшей школы / Т.Ю. Юренева. — М., 2006. — 560 c.

Юренева, Т.Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция [Текст]: автореф. дис. … д-ра ист. наук / Т.Ю. Юренева; Рос. ин-т культурологии. – М., 2004. – 48 с.

20