Экскурсия по Алматы

Курсовая работа

С каждым годом число туристов по всему миру непрерывно возрастает. Однако зачастую, многие, побывав в различных странах мира даже не знакомы с историей своего города. Я считаю, что быть ознакомленным с достопримечательностями и памятниками своего родного города -обязанность каждого.

В стратегическом плане «Казахстан 2030» президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул тему развития туризма в стране. Это сфера услуг станет приоритетным направлением в достижении цели данного плана. И поэтому мы, как будущие специалисты в сфере туризма должны уделять особое значение этому документу.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг.

Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Каждое туристское предприятие в своем арсенале должно иметь несколько видов экскурсий: тематические или же обзорные, для того чтобы познакомить туристов с местными достопримечательностями, обычаями и традициями.

Курсовая работа по дисциплине «Экскурсоведение» предусматривает разработку мной индивидуального маршрута по Медеускому району.

Для составления данной экскурсии я использовала материалы из национальной библиотеки, с различных сайтов сети Интернет, периодических изданий журналов и газет.

Цель данной экскурсии:

  • воспитать у молодежи любовь к городу
  • расширить культурный кругозор студентам и школьникам

Задачами же являются ознакомить экскурсантов с главными достопримечательностями, архитектурой и культурно-историческими памятниками района.

1.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУСОВЕДЕНИЯ

1.1. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.

Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

10 стр., 4799 слов

Подготовка экскурсии по военно-историческим местам

... экскурсии по военно-историческим объектам. См.: Кислицына Ю.В. Экскурсия как средство гражданско-патриотического воспитания школьников: методические рекомендации. - Хабаровск: КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, 2015. - С. 24 Целью данной курсовой работы ... исторических экскурсий - хронолого-тематический. Большинство экскурсий строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данном месте. Экскурсанты ...

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни город (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковье» и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

  • показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;
  • наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
  • переезд или переход между объектами не должен занимать 10 — 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
  • наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

2.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЭКСКУРСИИ «Медеуский район»

2.1. Титульный лист экскурсии «Медеуский район»

Утверждаю

Директор ТОО «Apple City»

04.2009г.

Экскурсия: «Медеуский район»

Вид: по содержанию: обзорная.

по способу передвижения автобусная.

по месту проведения : городская.

11 стр., 5043 слов

Музеи Косихинского района как объекты туристско-экскурсионной деятельности

... современных музеев Алтайского края являются и музеи Косихинского района. По богатству и познавательности своих экспозиций эти музеи не уступают музеям города Барнаула. К таким объектам туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе относятся Алтайский государственный мемориальный музей ...

Продолжительность: 5-6 ак. часа (4-5 астр. ч)

Протяженность маршрута: 15 км

Состав экскурсантов: школьники

Цель экскурсии: воспитать у молодежи любовь к городу, расширить культурный кругозор экскурсантов

Задача экскурсии: ознакомление с достопримечательностями города, показать архитектуру и культурно-исторические памятники города

Маршрут экскурсии: Свято-Казанский собор-Центральная Мечеть-Комитет культуры Казахстана(бывшее здание Верненского городского училища)-Парк имени 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, Свято-Вознесенский кафедральный собор, Музей Народных инструментов, Дом Офицеров, Мемориал славы-Памятник Жамбылу, Археологический музей.-Академия Наук, памятник Ш.Валиханову, памятник А.Пушкину, фонтан «Восточный календарь».-Гостиница Казахстан-Дворец Республики, памятник Абаю.-Дворец Школьников-Кок Тобе.-Национальный музей.

Составитель разработки:

Менеджер туристской фирмы «Apple City»

Дата составления 16.04.2008г.

2.2. Схема маршрута экскурсии «Медеуский район»

Экскурсия по Алматы 1

Объекты экскурсии:

1. Свято-Казанский собор.

2. Центральная Мечеть.

  • Комитет культуры Казахстана(бывшее здание Верненского городского училища).

  • Парк имени 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, Свято-Вознесенский кафедральный собор, Музей Народных инструментов, Дом Офицеров, Мемориал славы, Памятник Панфилову.
  • Памятник Жамбылу, Археологический музей.
  • Академия Наук, памятник Ш.Валиханову, памятник А.Пушкину, фонтан «Восточный календарь».
  • Гостиница Казахстан.
  • Дворец Республики, памятник Абаю.
  • Дворец Школьников.
  • Кок Тобе.
  • Национальный музей.

2.3. Вступление к экскурсии «Медеуский район»

Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует туристская фирма Эпл Сити и ее сотрудники, и я- ваш экскурсовод. Сегодня вы разгадаете самые загадочные тайны нашего города и узнаете много нового и интересно о нашем любимом городе.

Алматы — одна из самых прекрасных городов мира! Он считается Южной столицей нашей страны. Этот город — культурный, исторический, финансовый, научный центр Казахстана.

В 1854 г. на месте бывшего казахского поселения Алмату, разрушенного в годы монгольского нашествия, было заложено военное укрепление, ставшее впоследствии городом Верным. В 1885г. поселение было преобразовано в город, ставший центром вновь образованной Семиреченской области в составе Туркестанского генерал — губернаторства. В течение долгих лет город Верный сохранял провинциальный облик. На пыльных улицах преобладали одноэтажные деревянные и глинобитные строения В отличие от тесных, скученных средневековых городов Средней Азии с их узкими, извилистыми улочками и многочисленными тупиками, Алмату представлял собой разбросанное на большом пространстве поселение. В этом, по всей вероятности, сказалась извечная привычка кочевников к степным просторам. Разумеется, древний Алмату не оказал какого-либо влияния на застройку современного города, но приезжие отмечают своеобразный простор улиц столицы Казахстана, необычную для городов Средней Азии и юга Казахстана планировку территории.

Медеуский район же образовался в октябре 1936 года, его площадь сосовляет 83,85 кв. километра, население 147,8 тыс человек. Границы района: от пр. аль-Фараби на север по восточной стороне ул. Фурманова до пр. Райымбека; по южной стороне пр. Райымбека на восток до реки Малая Алматинка; по восточной стороне реки Малая Алматинка на север до границы города; по границе города до пересечения с дорогой на санаторий Коктобе до пр. аль-Фараби; по пр. аль-Фараби на северо-восток до ул. Фурманова, включая микрорайоны Атырау, Думан, Коктобе, Коктобе-2, Жана-Коктобе, Бутаковка, Тау-Самал, пос. Алатау, урочище Медеу, Шымбулак.

Медеуский район — крупнейший административный, промышленный и культурный центр Алматы, считающийся одним из элитных районов города. Старое название — Фрунзенский район. В 1995 году переименован в Медеуский.

Хотелось бы упомянуть о правилах поведения и безопасности при передвижении группы по намеченному маршруту.

  • Вы входите в чистый автобус. Выйти вы должны из чистого автобуса. В связи с этим в автобусе запрещается оставлять мусор, грызть семечки, оставлять пустые бутылки, фантики, очистки от фруктов и т.д.
  • Для безопасности движения во время следования автобуса по маршруту запрещается хождение по автобусу, нельзя высовывать голову, руки в окна. Нельзя открывать окна без особой необходимости и без разрешения руководителя группы.
  • Чтобы не отвлекать внимание водителя при управлении транспортным средством (автобуса), запрещается громко разговаривать, кричать.
  • Во время экстренного торможения надо упереться ногами и руками в впереди стоящее кресло.
  • В случае аварии необходимо чётко выполнять инструкции водителя, руководителя группы или лиц их заменяющих.

— Во время остановки автобуса не вставать с мест до особого распоряжения руководителя группы или экскурсовода. Выходить из автобуса надо по очереди, не толкаясь. Также, по очереди, надо заходить в автобус. Последним в автобус заходит руководитель группы, чтобы проверить её численность. Последним он его и покидает.

— Экскурсия проводится для группы. Во время проведения экскурсии нужно внимательно слушать экскурсовода, не разговаривать, не мешать окружающим. Если экскурсия связана с посещением производства, необходимо строго придерживаться группы, не трогать ничего без разрешения во избежание травмы (попадания в движущиеся механизмы машин, ожог и т.д.).

  • Если вам необходимо отлучиться в туалет или вы почувствовали себя плохо во время проведения экскурсии, нужно обратиться к руководителю группы.
  • При посещении магазина при предприятии для приобретения сувениров не толпитесь и не толкайтесь, соблюдайте очередь, будьте вежливы, чтобы не оставить плохое впечатление о себе.

РЕБЯТА! Помните, что по вашему поведению будут судить о всей школе и даже о всех алмаатинцах.Будьте вежливы и предупредительны. Экскурсия — это не пикник, а познавательная поездка.

2.4 Технологическая карта экскурсии «Медеуский район»

Маршрут

Остановка

Объекты показа

Время (мин)

Наименование подтемы экскурсии

Организационные указания

Методические указания

От Саяхата

Место

5

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. Тема экскурсии, основные объекты, остановки, продолжительность, правила поведения в автобусе.

Проводить, не начиная движения автобуса с выключенным двигателем, без микрофона.Правила поведения на экскурсии. Меры безопасности.

Свято-Казанский Собор

Возле входа в собор, зайти внутрь.

Здание Собора.Религиозные объекты.

15

Даты сооружения. Собор-древнейший провославный храм Алматы.

Перейти дорогу, Расположить группу полукругом так, чтобы за экскурсоводом открывался вид площади

При показе объекта использовать прием предварительного осмотра, локализации событий, прием зрительной реконструкции, описания и характеристики

Национальная Мечеть

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Здание Мечети.

1

П/т.Мечети Алматы. Особенности постройки. Самый крупный мусульманский храм Алматы.

Рассказ в автобусе.

При рассказе использовать прием описания, характеристики.

Зеленый Базар.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Территория базара.

2

История рынка.

Рассказ в автобусе.

Использовать прием описания, экскурсионной справки, прием цитирования.

Верненское городское училища

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Здание училища.

1

Деревянные здания дореволюционного Верного.

Рассказ в автобусе.

Использовать прием описания, экскурсионной справки.

Парк имени 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев.

Выход из автобуса у паятника Панфилову. Обойти парк.

Памятник Панфилову. Мемориал славы, Дом Офицеров, Свято-Вознесенский кафедральный собор, Музей Народных инструментов.

35

П/т. Выдающиеся личности в истории Казахстана 1.Авторы, дата сооружения памятника 2. И.В. Панфилов — полководец П/т. ВОВ-строительство, замысел Мемориала. П/т. Провославные храмы, уникальность Собора. П/т. История музыкальных

Расположить группу полукругом к памятнику так, чтобы объект был виден экскурсантам. Аналогично к каждому из объектов. Рационально провести по экскурсантов по каждому из пунктов.

При показе объекта использовать прием предварительного осмотра, локализации событий, при рассказе — прием описания, метод переключения внимания, экскурсионной справки.

Памятник Джамбылу.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Памятник Жамбылу, археологический музей

3

П/т. Выдающиеся личности в истории Казахстана 1. Авторы, дата сооружения памятника 2. Личность поэта П/т. Архитектура города 1. Жилой дом «Три богатыря»; 2. Археологический музей

Рассказ в автобусе.

При рассказе использовать прием предварительного осмотра, прием переключения внимания, а также прием описания

Академия Наук.

Выйти напротив АН.

Академия Наук, Памятник Ш. Валиханову, Фонтан «Восточный Календарь», Памятник Пушкину.

П/т. Архитектура Алматы. П/т. Наука Алматы Даты сооружений, значиние АН. П/т. Выдающиеся личности в истории Казахстана Авторы, дата сооружения памятника .

Выйти из автобуса, соблюдая безопасность перейти через дорогу. Дать время для свободного осмотра фонтана. Расположить группу полукругом к памятнику так, чтобы объект был виден экскурсантам

При показе объекта использовать прием предварительного осмотра, локализации событий, при рассказе — прием описания, экскурсионной спарвки, характеристики.

Гостиница Казахстан.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Гостиница «Казахстан», геологический музей

2

П/т. 25-этажная красавица 1. Жемчужина Алматы; 2. Геологический музей

Рассказ в автобусе.

При рассказе — прием описания, экскурсионной спарвки, характеристики.

Дворец Республики.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Дворец Республики, Памятник Абаю.

3

П/т. Выдающаяся личность в истории Казахстана 1. Авторы, дата сооружения памятника; 2. Великий Абай П/т. Республика Сарайы 1. Дворец культуры; 2. Эффект парения

Рассказ в Автобусе.

При рассказе — прием описания, экскурсионной спарвки, характеристики.

Дворец Школьников.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Дворец школьников, Памятник Муратбаеву.

3

П/т. Архитектура города 1. Дворец школьников; 2. Примыкающие современные высотные жилые дома П/т. Выдающаяся личность в истории Казахстана 1. Авторы, дата сооружения памятника; 2. Руководитель молодежных организаций

Рассказ в автобусе.

Прием экскурсионной справки, прием описания, прием цитирования, прием новизны материала

Как Тобе.

Пересесть на автобусы «Кок Тобе». Остановка на холме.

Телебашня, Панорама на город, Мини-зоопарк.

45

П/т. Город с высоты птичьего полета 1. «Изюминка» Алматы; 2. Традиция молодоженов

Дать время для обзора панорамы города, Прогулочным шагом осмотреть мини-зоопарк

При рассказе использовать прием предварительного осмотра, прием переключения внимания, а также прием описания

Национальный Музей.

Из окна автобуса и во время движения автобуса.

Национальный Музей, Сквер у Музея.

3

Тематика музея, Золотой человек. Значение знания истории народа. Заключение Подведение итогов экскурсии (напоминание увиденных объектов), реклама городу и экскурсиям (коротко), приглашение на другие экскурсии.

Собрать группу, дать слово экскурсоводу для обобщения рассказанного материала и дать экскурсантам задать вопросы экскурсоводу по данной теме

Прием экскурсионной справки, прием описания, прием цитирования, прием новизны материала При необходимости использовать прием вопросов-ответов

2.5. Заключение экскурсии «Медеуский район»

Экскурсия подходит к концу, хотя в этой части города еще и осталось неимоверное количество интересных мест, мы, за время нашей прогулки, смогли посетить самые яркие из них. Экскурсия провела нас через конфессиональное разнообразие нашего любимого города, продемонстрировав нам Свято-Казанский Собор, Свято-Вознесенский кафедральный собор и Центральную Мечеть; мы посетили такие места вечной памяти героям ВОВ как Парк имени 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, Дом Офицеров, Мемориал славы. Наша прогулка пролегла через самое сердце города, а именно — Академию Наук и близлежащие достопримечательности, такие как Памятник Жамбылу, памятник Ш.Валиханову, памятник А.Пушкину, фонтан «Восточный календарь», памятник Абаю. Мы в полной мере смогли увидеть культурную сторону Южной Столицы Казахстана побывав во Дворце Республики, нельзя оставить в стороне и социальную сторону, ярко проиллюстрированную Дворцом Школьников. Конечно же любая экскурсия была бы неполной без посещения музеев города, являющихся своего рода колыбелями исторического наследия не только города, но всего государства в целом, поэтому я сильно надеюсь, что посещение этих мест оставило неизгладимое впечатление в Вашем воображении. Венцом нашей экскурсии является Кок Тобе, поднявшись туда в вечернее время, мы с радостью обнаружим для себя чудную, открывшуюся нашему взору, однако чуток скрытую дымкой, панораму Алматы, со всеми его проспектами и улицами, а также машинами, по ним движущимися; все это вместе образует своеобразные «реки» жизни, стекающие в центр города, в его сердце — Площадь Республики. На этом моменте мы завершим нашу экскурсию, а я с радость вам сообщаю, что очень рада была предоставить всю эти информацию вам и надеюсь вам запомнится экскурсия и вы непременно решите посетить другие замечательные места нашего города и области! Ведь у нас их огромный выбор.

2.6.Контрольный текст

В Алма-Ате нет тупиков и улиц-лабиринтов. Улицы и проспекты, идущие с севера на юг, отделены друг от друга расстоянием ровно в 120 м, а пересекают их идеально прямые параллельные улицы и проспекты ровно через 150 м. Алма-Ата, расположенная в зоне высокой сейсмичности, периодически подвергалась разрушительному воздействию сильных землетрясений. Вот почему в целях более эффективной защиты от подземных толчков здесь строились преимущественно деревянные одноэтажные дома на высоком прочном фундаменте под тесовыми или железными крышами. Землетрясением 1911 года в городе были разрушены почти все кирпичные и глинобитные дома. Уцелели лишь деревянные, в том числе — и здание собора, одного из крупнейших деревянных сооружений мира, высотой 56 метров.

Советская власть была установлена в городе в марте 1918 г. В 1921 г. Верный был переименован в Алма-Ату. Спустя 8 лет в Алма-Ату была перенесена из Кзыл-Орды столица Казахстана. В экономическом и культурном развитии города важную роль сыграло строительство Турксиба (1929 г.).

Город посещали многие знаменитые путешественники и исследователи этнограф и историк Чокан Валиханов, географ академик А.Шренк, естествоиспытатель А.Брем, географ Г.Е.Грумм-Гржимайло, географ и путешественник ПЛ.Семенов-Тян-Шанский и другие. В 1902г. в Верном было открыто Семиреченское отделение Русского географического общества. В Верном учился (1894-1904 гг.) и начинал революционную деятельность М.В.Фрунзе.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45гг. город Алма-Ата внес свою долю в разгром фашизма .Здесь формировалась 316-я стрелковая дивизия, переименованная в дальнейшем в 8-ю гвардейскую им. И.В.Панфилова . Из этой дивизии вышли 28 героев-панфиловцев, защищавших Москву у разъезда Дубосеково. Их имена присвоены улицам города , а на улице Панфилова установлен памятник Герою Советского Союза генерал-майору И.В.Панфилову. На Коммунистическом проспекте установлен памятник-бюст алмаатинцу дважды Герою Советского Союза летчику С.Д. Луганскому.

За минувшие с тех пор десятилетия город стал неузнаваемым. В 1960 г. был сооружен величественный памятник просветителю казахского народа, поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. В настоящее время памятник Абаю оказался композиционным центром одной из красивейших площадей Алма-Аты. На запад от памятника Абаю протянулся 10-километровый проспект Абая- одна из основных магистралей, связывающая 5 районов города. На проспекте один за другим выстроились ансамбли высших учебных заведений столицы — Высшая партийная школа, Сельхозинститут, Зооветинститут, Институт физкультуры.

Медеуский район же образовался в октябре 1936 года, его площадь сосовляет 83,85 кв. километра, население 147,8 тыс человек.

Медеуский район — крупнейший административный, промышленный и культурный центр Алматы, считающийся одним из элитных районов города. Старое название — Фрунзенский район. В 1995 году переименован в Медеуский.

Границы района: от пр. аль-Фараби на север по восточной стороне ул. Фурманова до пр. Райымбека; по южной стороне пр. Райымбека на восток до реки Малая Алматинка; по восточной стороне реки Малая Алматинка на север до границы города; по границе города до пересечения с дорогой на санаторий Коктобе до пр. аль-Фараби; по пр. аль-Фараби на северо-восток до ул. Фурманова, включая микрорайоны Атырау, Думан, Коктобе, Коктобе-2, Жана-Коктобе, Бутаковка, Тау-Самал, пос. Алатау, урочище Медеу, Шымбулак.

Медеуский район — один из самых красивых и развитых районов Алматы. На его территории располагается множество архитектурных памятников, культурных, парковых и спортивных комплексов республиканского значения, в том числе и уникальный высокогорный комплекс «Медеу», где установлено более 200 рекордов мира. В состав района вошли живописные юго-восточные окраины города Алматы, граничащие с Иле-Алатауским Национальным парком. Урочище Медеу, Шымбулак, Кок-Тобе — достопримечательности, которые ежегодно посещают тысячи туристов.

В Медеуском районе находится и знаменитая «визитная карточка» южной столицы — радиотелевизионная башня, расположенная на склоне горы Коктобе на высоте 1000 метров над уровнем моря. Высота самой башни — 371 метр, а конструкция этого инженерно-строительного чуда в состоянии выдержать 10-бальное землетрясение.

Медеуский район также можно назвать крупным научно-образовательным и культурным центром. Здесь находится Академия наук Казахстана — высшее научное учреждение республики, которое включает 26 научных учреждений, в том числе 24 института. Все структуры Академии сотрудничают с крупными научными центрами зарубежных стран. Кроме того, в Академии Наук находится Центральная научная библиотека, с обширным библиотечным фондом.

В районе действуют 26 школ, 13 детских дошкольных учреждений, высшие учебные заведения, среди которых Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Казахский Национальный аграрный университет, Казахский институт правоведения и международных отношений, Казахский институт менеджмента и прогнозирования, Университет «Туран», Академия кино и телевидения, Республиканский медицинский колледж, Республиканский эстрадно-цирковой колледж. Кроме этого, здесь действуют детско-юношеские клубы физической подготовки, Школа олимпийского резерва.

На территории района расположены: Дворец Республики, Дворец школьников, Центральный Дом Армии, Государственная филармония им. Жамбыла, Государственный Центральный музей Республики Казахстан, Государственный академический театр танца, крупнейшие парки и кинотеатры, Дом кино; Союз архитекторов РК, Союз дизайнеров РК, Союз кинематографистов РК; Национально-культурные центры: Еврейский, Кыргызский, Немецкий, Татарский, Уйгурский, Совет немцев Казахстана (Немецкий дом).

Здесь же расположены и самые крупные не только в Казахстане, но и в Средней Азии храмы основных религиозных конфессий республики: Центральная Мечеть и Свято-Вознесенский кафедральный собор.

В районе 58 лечебно-профилактических учреждений. Общество Совета ветеранов и пенсионеров, Общество инвалидов, Общество ветеранов войны в Афганистане, Союз многодетных семей. На территории района расположены санатории «Алатау», «Казахстан», «Ак-Булак», базовый пульмононеврологический санаторий «Турксиб», Республиканский пансионат для пенсионеров «Ардагер», дома отдыха «Балхаш» и «Просвещенец».

Медеуский район — это также и крупнейший бизнес-центр города. Известными не только в Алматы, но по всей стране предприятиями являются: «Рахат», «Алматинский пивзавод №1», РПИК «Дауир», «Полиграфкомбинат», «Назик», «Каспиан», «АЛВЗ», «Объединение Алматынан», «Алтын диирмен», «САК» — комбинат «Продоформление», «Жетысу», «Казремэнерго», компания «ОБИС», «Эталон», «КК Интерконнект», «Швейная фабрика Семирамида». Малое и среднее предпринимательство представлено предприятиями по выпуску пищевой, полиграфической, фармацевтической, парфюмерной продукции, швейных, столярных изделий и мебели.

На территории района находятся 23 крупных и средних, действуют 21 транспортных предприятий. Территория Медеуского района обслуживается двумя телефонными станциями ГЦТ «Алматытелеком», нижняя часть района ЦТ «Солтустик», верхняя часть ЦТ «Онтустик». Также такие организации, как ТОО «GSM Казахстан» и АО «Алтел» предоставляют услуги сотовой связи, и филиал ЗАО «Казтелерадио» РТПЦ «Коктобе».

В районе ведут финансовую деятельность 13 банков второго уровня, которые являются основным источником увеличения поступлений в бюджет района.

Свято-Казанский собор

В 1857 году, через пять лет после основания Большой станицы города Верного, состоялось освящение Большестаничной Софийской церкви. Вскоре, по решению общественного схода казаков от 25 ноября 1864 г. она была разобрана и перенесена в Малую станицу и переименована в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перенос храма на новое место был завершен 13 ноября 1871 года.

Землетрясение 1887 года повредило в том числе и Казанскую церковь, что повлекло за собой частые ремонты и большие затраты по восстановлению храма. Вследствие этого, в 1897 г. Епархиальное начальство сочло необходимым перестроить здание храма. В 1898 году, по проекту известного русского архитектора Михаила Брусенцова, появился и в 1901 году был освящен и начал функционировать Казанский Собор в том виде, который он сохраняет и по сей день. Возращение храма верующим произошло 16 декабря 1944 г. в ответ на многочисленные просьбы православных алмаатинцев. Возрожденный Казанский храм приобрел статус Кафедрального, то есть главного храма Казахстанской Епархии. В 1998 году отмечался столетний юбилей храма. На сегодняшний день Свято-Казанский Собор является самым древним из действующих православных храмов г. Алматы и одним из самых старых сохранившихся зданий нашего города. Следующий пункт нашей экскурсии -Центральная Мечеть.

Фундамент Центральной мечети города Алматы был заложен еще в 1993 году, но строительство завершилось только в 1999 году. Архитекторы: Баймагамбетов и Шарапиев. Центральная мечеть города Алматы на 7 тысяч посетителей (верующих) является самым крупным мусульманским храмом в республике. В ускорении завершения строительства и передаче ее в пользование верующих важную роль сыграла личная помощь Главы государства Н.А. Назарбаева.

Мечети по всему миру строятся по одному принципу — обязательно должны быть минарет, молитвенные залы для мужчин и женщин, библиотека, места для омовений, а также малый зал для совершения обрядов.

В Центральной мечети есть все эти составляющие, в более мелких обходятся лишь минаретом и молитвенными залами. По правилам, женщины в мечеть должны приходить в закрытой одежде и с платком на голове. В некоторых мечетях платки можно взять прямо на входе. Нежелательно приходить в брюках или короткой юбке. Мужчинам полагается входить в мечеть исключительно в длинных брюках и в головном уборе. В мечеть нельзя заходить в обуви, ее оставляют при входе.

Центральную мечеть города Алматы можно назвать образцом для всех мечетей Казахстана.

В 2000 году интерьер большого купола Головной мечети был украшен айатами из Священного Корана в каллиграфическом исполнении мастеров из Турции. Была также приобретена высококачественная импортная звукоусиливающая аппаратура.

По всему первому этажу здания произведен капитальный ремонт. Установлен мощный кондиционер, а кабинеты главного имама и бухгалтера мечети снабжены современным оборудованием и компьютерами. В помещении, где священнослужители читают молитвы из Священного Корана, все стулья заменены на новые, изготовленные из ценных пород деревьев. В цокольном этаже установлены два больших гардероба для обсушивания посетителей. Полностью и дважды покрашена ограда мечети, 2500 квадратных метров участка двора выложено брусчаткой, высажено несколько десятков молодых елей, поставлена лампа для ночного освящения. Ведется также озеленение двора: на 1700 квадратных метрах участка размещен газон из мягких и нежных трав, привезенных из зарубежных стран, который регулярно поливается из специальных дождевальных установок.

В помещение для совершения омовений (тахаратхана) проведена горячая вода. Словом, Центральная мечеть приобрела ухоженный, современный вид.

Особой любовью и популярностью у горожан Алматы пользуется Зеленый базар-один из 80-ти рынков южной столицы республики. Здесь можно купить все — от пучка зелени душистого пастернака до пиалы искристого и пенящегося кумыса по цене в столько-то звонких тенге. Так уж повелось на планете Земля, — писал в своих бессмертных романах Леонид Брежнев, — что о любой стране, о каждом народе судят по их столичному рынку. Такой подход правилен и закономерен, — считал «отец застоя». Случалось бывать ему и на алма-атинском рынке. Правда, за последнее время здесь произошли значительные метаморфозы.

Теперь мы едем на юг, по улице Пушкина, и впереди нас ожидает один из самых интересных объектов каждого восточного города- базар.

Зеленый базар звался в прежние годы не менее уважительно, чем сегодня — «Гостиный двор и его купечества». Он принимал заезжих гостей, предпринимателей, торговых агентов со всей Средней Азии, сопредельных стран и даже с островной Японии. Не говоря уже о представителях крупнейших чайных фирм Китая. Сам по себе рынок оставался памятником не только торгово-промышленного благополучия края, но и архитектурно-градостроительного искусства. Его каменные лавки, зрелищно-увеселительные аттракционы, лабазы, торговые ряды, проточные арыки и фонтаны, возведенные для совершения намаза торговцами-мусульманами, — поставил в 1875 году местный зодчий Ян Поклевский, волею судеб приехавший в наш город из самого Парижа. Аранжировкой Гостиного двора занимался еще один весьма талантливый француз по происхождению, первый градостроитель Верного Поль Гурде. Так что, по своим торговым и иным качествам Зеленый базар не уступал лучшим рынкам Туркестана. Заезжие купцы ставили свои особняки по периметру деловой площади, привносили в облик новых улиц свои строительные вкусы, самобытную культуру. Над резными крылечками низеньких верненских домов крепились ажурные вывески: «Торговый дом Г.А.Шахворостова с сыновьями», «Гостиница «Европа», «Ресторан «Париж», «Кинотеатр «ХХ век». В начале следующего столетия здесь появились электричество, телефон, автомобиль, проведен водопровод. Вместе с рыночной площадью появились вполне опрятные улицы Нового города: Кульджинская (Макатаева), Торговая (Жибек Жолы), Первогильдейская (Зенкова).

От Зеленого базара город стал расти на юго-запад и, что важно, рос на барыши от торговли, на проценты меценатов и благоустроителей старой Алма-Аты. Сто лет спустя, в 1975 году по проекту алма-атинских архитекторов М. Павлова и С. Рустамбекова, группы конструкторов и инженеров Н. Оразымбетова, В. Щипицина, Г. Казиева и А.Котова базарную площадь снесли и возвели новые павильоны из бетона и стекла, навсегда истребив торгашеский дух «понизовой вольницы» среднеазиатских рынков. Далее вы вы выезжаем на одну из крупных улиц нашего города-Гоголя.

От дореволюционного Верного остались немногие деревянные здания, взятые под охрану государства. На улице Гоголя — это здание Верненского городского училища, построенное в 1890 г., двухэтажное, с выступающей центральной частью, украшенное резными подзорами, окна обрамлены деревянной резьбой. Здесь, в Верненском городском училище, в 1895-1896 гг. учился будущий полководец гражданской войны Михаил Фрунзе, о чем напоминает мемориальная доска. Сейчас здесь находится Комитет культуры Казахстана.

Следующий объект -Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев.Чтобы осмотреть все достопримечательности этого чудесного парка, попрошу сойти с автобуса. Он заложен в 70-х гг. 19 в. на месте станичного кладбища. Старокладбищенский парк позже был соединен с Соборным и получил название Городской сад. Название парка неоднократно менялось: в 1899 г. в связи с 100-летием со дня рождения А.С.Пушкина он получил название «Пушкинский сад», в 1919 г. — «Парк павших борцов за свободу», в 1927 г. — «Парк Федерации». С 1942 г. он носит современное название — «Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев».

Назван он в память о бойцах, отдавших свои жизни в битве под Москвой в первый год Великой Отечественной войны. Вдоль Аллеи Памяти, пересекающей весь парк, установлены каменные тумбы с высеченными именами 28 героев-панфиловцев. В память о борцах, павших за свободу и независимость страны, в 1975 г. в парке сооружен Мемориал Славы. Грандиозное сооружение состоит из трех композиций, размещенных у Вечного огня. Особенно впечатляет горельеф в виде контура карты СССР с изображением группы воинов разных национальностей, закрывающих собой стены Кремля. С одной стороны от Вечного огня, словно символ скорби, расположена фигура солдата, ведущего коней своих товарищей, с другой, словно символ радости, — солдата, трубящего славу. У подножия памятника всегда живые цветы — символ памяти и признательности.

Музей народных инструментов.

В восточной части парка располагается Республиканский музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. Здание музея, построенное из дерева и напоминающее сказочный терем, является памятником истории и архитектуры. Оно построено как Дом военного собрания в 1908 году по проекту и при участии А.П.Зенкова. В 1980 году отреставрировано и передано музею. В экспозиции музея собрано множество разновидностей казахских народных музыкальных инструментов, которыми пользовались выдающиеся певцы-импровизаторы Абай, Джамбул, Курмангазы. Посетители могут не только увидеть легендарные инструменты, но и услышать их звучание. Правда, на магнитофоне. Музей работает с 9-00 до 18-00 все дни, кроме понедельника.

Здание «Дом офицеров» (бывшее «Здание Окружного Дома офицеров») возведено в 1978 году по проекту архитекторов Ю.Г.Ратушного, О.Н.Балыкбаева, Т.Е.Ералиева. Расположено перед восточным входом в парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев.

Главный корпус выполнен в монолитном железобетонном каркасе с кирпичным заполнением стен. Перекрытия зрительного зала — шатрового типа. Протяженный, в плане изогнутый фасад 4-х этажного здания отличается строгим ритмом вертикальных пилонов, венчаемых вверху аттиковым этажом. Фасад сквозного прохода через здание к Вечному огню мемориала Славы оформлен из чеканной меди, расположенным над беломраморной колоннадой. Сочетание цветов — белого ракушечника аттикового этажа с черными прожилками камня-плитняка − придает зданию торжественный и праздничный вид. В отделке интерьеров широко использованы камень, алюминий, декоративные пластмассы, синтетические материалы, кожа и другие материалы.

Вознесенский кафедральный собор — главная достопримечательность парка 28 гвардейцев-панфиловцев в городе Алматы. Это уникальное по инженерной конструкции сооружение высотой в 56 метров, построенное в 1904 году без единого гвоздя из голубой тянь-шаньской ели по проекту архитектора А. П. Зенкова. Собор был построен после сильнейшего землетрясения в 1887 году, когда практически все постройки города были разрушены. А. П. Зенков создал новые методы строительства в сейсмоопасных зонах, благодаря которым собор выдержал землетрясение силой 10 баллов в 1911 году. Стены собора были расписаны местным художником Н. Хлудовым. В советский период в здании находился краеведческий музей, а в мае 1995 года здание было передано православной церкви. После двухлетних реставрационных работ в 1997 году в Соборе возобновились православные службы.

О необходимости Собора для г. Верного хлопотали первые епископы Туркестанской епархии еще в конце XIX века, по этому поводу велась огромная переписка, были составлены проект и смета, но его удалось построить лишь в начале XX века. 26 сентября 1903 г. преосвященный епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил начало строительства во имя Вознесения Господня. Здание Собора было построено за короткий срок — с осени 1904 г. по весну 1906 года.С тех пор он фактически стал центром областного города Верного. В составлении окончательного проекта Собора принимали участие архитекторы К.А. Борисоглебский, С.К. Тропаревский, общий надзор за строительством вел военный инженер А.П. Зенков, который по ходу работ вносил изменения, которые были направлены на усиление конструкций здания и более выразительному композиционному решению внешнего и внутреннего убранства Собора.

В фондах Центрального государственного архива республики Казахстан отложились документальные материалы об истории строительства главного православного храма в г. Верном, начиная от первых замыслов до окончания работ. Перед взором исследователя проходят имена известных и безвестных строителей, инженеров, зодчих, чиновников разного ранга от степного и туркестанского генерал-губернаторов до простого священнослужителя. Каждая строка документа, начертанная от руки чернилами по некогда белой бумаге, ныне пожелтевшей от времени дышит живой стариной, они для нас как бы далекий голос наших предшественников, оживающий по мере чтения документов.

На пересечении проспекта Достык за памятником Жамбылу взору открываются три 12-этажных здания, которые, словно три брата, подставляют друг другу для опоры плечи. Алматинцы их и назвали “Три богатыря”. В цокольном этаже размещается кинотеатр “Искра”, а выше Археологический музей и музей геологии, открытый в 1973 году.

Экспозиция музея постоянно пополняется находками многочисленных археологических экспедиций, которые ведут раскопки по всей территории Казахстана. Экспонаты расположены в четырех отделах музея в хронологическом порядке и рассказывают о развитии человеческого общества на территории края с древнейших времен до позднего средневековья.

Здание Академии наук Казахской ССР, построенное в 1948-57 гг., является памятником архитектуры. Занесено в «Государственный список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения» (Постановление Совета Министров КазССР от 26 января 1982 г. №38) и находится под охраной государства.

Комплекс зданий НАН РК расположен в г. Алматы, по адресу ул. Шевченко, 28 и занимает квадрат улиц Шевченко-Курмангазы-Кунаева-Пушкина с земельным участком площадью 3,0906 га. В настоящее время в комплексе зданий функционируют Центральная научная библиотека МОиН РК, 18 научно-исследовательских организаций и 3 организации образовательных программ.

Комплекс зданий Академии наук Казахской ССР — это грандиозный архитектурный ансамбль, который был начат в 1948 и построен в 1957 году. Исключительная заслуга возведения главного штаба науки республики принадлежит первому президенту АН Канышу Имантаевичу Сатпаеву. К. И. Сатпаев занимался разработкой и формулировкой основных положений развития Академии в целом и отдельных ее научных учреждений в будущем, в частности, вопросом территориального размещения всего комплекса. Каныш Имантаевич предполагал, чтобы здание Академии отражало величие человеческой мысли, масштабность задач науки в республике.

Генеральным проектировщиком комплекса стал выдающийся архитектор — корифей зодчества, фундаменталист, академик Алексей Викторович Щусев, автор многих замечательных сооружений, в частности Мавзолея В. И. Ленину в Москве. Руководителем рабочей группы из ведущих архитекторов-проектировщиков стал крупный специалист в этой области инженер А. И. Простаков. В качестве рабочей силы в основном использовались пленные японцы.

В архитектуре здания использованы классические мотивы и стилизованные элементы национального орнамента. В восточном крыле комплекса Академии наук расположен Музей природы. Он является одним из подразделений Института зоологии. Попасть в Музей можно через главный вход Академии наук. Экспозиция Музея приоткрывает многовековую завесу времени и знакомит посетителей с таинственным миром палеонтологии и зоологии.

В правом крыле здания разместилась Центральная научная библиотека с 5,3 млн. фондом ед. хранения, занимающая два павильона комплекса с типовыми помещениями-книгохранилищами.

В 60-70 годы прошлого столетия были осуществлены дальнейшие работы по формированию архитектурного ансамбля. Площадь Академии наук рождена единством архитектурного и пластического решения, благодаря сооружению восьмиметрового памятника Чокану Валиханову, казахскому ученому-этнографу девятнадцатого века.

Отлитая из бронзы фигура, возвышающаяся на постаменте из черного габбро, фонтаны, здания институтов химии, металлургии и обогащения образуют прекрасный архитектурный ансамбль

В 1981 году к зданию Академии наук пристроен корпус с южной стороны «Дом ученых». Комплекс зданий является образцом гражданской архитектуры.

Планировочно здание Академии разбито на 11 павильонов, в 9 из которых размещаются служебные и рабочие помещения институтов, Центральной научной библиотеки. В третьем павильоне размещаются центральный вестибюль, гардеробы, конференц-зал и другие помещения общего пользования.

Фонтан «Восточный календарь»

Фонтан, который построен возле здания Национальной Академии наук Республики Казахстан, привлекает горожан своеобразием, оригинальностью украшающих его бронзовых фигур. Более шести лет шла работа над проектом и 1979 году замысел его главного художника В.Твердохлебова, архитектора В. Кацева и соавтора по скульптурной части А. Татаринова воплотился в этом сооружении, украсившем наш город.

Во время работы изучено немало литературы, были консультации со специалистами, чтобы учесть все особенности 12-годичного календаря народов Востока, тема которого является основной в архитектуре и художественном решении фонтана.

Фигуры, окружающие бассейн фонтана, символически изображают каждый год 12-годичного цикла календаря: год мыши, год барса, год улитки и другие. Они отлиты из бронзы на электромеханическом заводе г. Алматы. Композиция в виде Солнца с 216 лучами установлена на обелиске в центре фонтана.Дно фонтана выложено мозаикой из смальты. Эта композиция изображает Вселенную и 12 знаков Зодиака.

Памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837 гг) установлен в 1999 году в сквере Национальной Академии наук Республики Казахстан. Фигура А.С. Пушкина отлита из бронзы. Памятник передает все изящество и утонченность великого автора, создавшего выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мировой классики.

Именем А.С. Пушкина названа улица, одна из современных, благоустроенных и оживленных в Алматы, вдоль которой тянуться широкие тенистые аллеи.

Далее перед вами открывается замечательный вид на 26-ти этажное здание гостиницы «Казахстан» (пр.Достык,52).

Стодвухметровый корпус, легкий и изящный, несмотря на свои внушительные размеры, возвышается над всем городом. В ночном небе рубиновая корона огней венчает крышу и видна со всех видовых точек. Архитектурная уникальность комплекса и его величественность не оставляют равнодушным ни одного человека. Здание, находящееся в зоне сейсмической активности, построенное в 1977 г., выдержало не одно землетрясение.

Посетив кафе, расположенное на отметке 86 метров на двадцать шестом этаже гостиницы, можно обозревать город с высоты птичьего полета и наслаждаться разнообразными блюдами национальной кухни. Выше только горы.

Гостиница «Казахстан» входит в единый архитектурный ансамбль площади имени Абая. Комплекс фонтанов, скверов вокруг памятника Абаю Кунанбаеву, установленного в 1960 г. — приятное место для отдыха. Здесь же находится Дворец Республики, построенный в 1970 г. Здание с характерным шатром мощной кровли прекрасно смотрится на фоне гор. Шатер кровли опирается на восемь железобетонных опор, а ограждающие конструкции стен, не доходящие до низа кровли, создают впечатление ее парения в воздухе. Днем, когда нет никаких концертов, в фойе здания можно зайти бесплатно. Интерес представляет огромная люстра. Она изготовлена по специальному заказу в Чехословакии и состоит из 50 тысяч стальных деталей, 566 хрустальных подвесок и весит 7,5 тонн.

Проехав пору минут после гостиницы, взору открывается Дворец Республики.

Здание Дворца замыкает проспект Абая, органически вписываясь в окружающий ландшафт гор, образуя один из важнейших планировочных узлов города — площадь Абая. Объемно-пространственная композиция здания включает его внутренние объемы, свободно располагающиеся под единой мощной кровлей (площадью 10 тыс кв.м.).

«Шатер» кровли опирается на 8 железобетонных опор, а ограждающие конструкции стен, не доходящие до низа кровли создают впечатление его парения в воздухе. Зрительный зал — рассчитанный на 3 тыс. мест, решенный единым амфитеатром, без балкона и ярусов — центральное место всей композиции дворца. Архитекторы: В.Ю. Алле, В.Н. Ким, Ю.Г. Ратушный, Н.И. Рипинский, А.Г. Соколов, Л.Л. Ухоботов и другие.

Памятник Абаю установлен в 1960 году на площади Абая. Авторы: скульптор Х.И. Наурызбаев, архитектор И.И. Белоцерковский. Общая высота монумента — 13,7 м. Скульптура отлита из бронзы. Форма постамента — трапецевидная, выполнена из красного гранита. Фигура Абая — в движении. В левой согнутой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на плечи чапана. Голова мыслителя выполнена объемно. Лицу придано выражение задумчивости, взгляд устремлен в будущее. Философскую настроенность поэта, незаурядность его личности подчеркивает монументальность фигуры, цельность пластического решения памятника.

Продолжая смотреть налево мы видим Дворец школьников.

Республиканский дворец школьников построен в 1983 году (архитекторы В.Н.Ким, А.П.Зуев, Т.С.Абильдаев и др.).

Динамичные формы сооружения, расположенного на фоне предгорий Заилийского Алатау, завершают один из красивейших ансамблей города на площади им. Абая. Ядром композиции является увенченный куполом зал торжеств, к которому примыкают все группы помещений Дворца школьников. Мягкость очертаний и светонасыщенность потолков − основные мотивы решения интерьеров. Просторные аллеи и площадки перед зданием предусматривают возможность проведения массовых мероприятий на открытом воздухе. Здание рассчитано на одновременное посещение 2200 школьников. Имеются зрительный зал (800 мест), помещения для занятий в кружках, спортзалы, плавательный бассейн, обсерватория.

Итак, наша следующая отсновка- гора Кок Тобе. Рядом с Дворцом Республики находится станция подвесной канатной дороги, связывающая Алматы с горой Коктобе — местом отдыха горожан и отличной видовой площадкой. Небольшой вагончик за несколько минут пронесет вас над старым районом города, который прозывают «компотом». Этот место названо так благодаря наименованию улиц, в нем расположенных: Вишневая, Грушевая и т.д. Поднимаясь в вагончике канатной дороги все выше и выше над городом, вы увидите, почти как в этническом музее, быт местных жителей, а также шапку смога, которую нахлобучил Алматы.

В одном из прекрасных, но неосуществленных проектов зодчего Н.И. Репинского знаменитая Веригина гора (ныне Коктобе) должна была быть представлена террасами общественных зданий, на вершине которой предполагалось возвести монументальный дом Верховного Совета Республики. Выполнена только часть проекта — на площади Абая построен Дворец Республики.

На вершине горы установлена мощная РТПС с телевизионной башней высотой в 372 метра (вместе с горой общая высота сооружения составляет 1402 метра над уровнем моря).

Основанием башни служит железобетонный фундамент в виде трёхэтажного секционного подвала. Ствол башни представляет собой металлический ступенчатый шестнадцатигранник, диаметром — 18м в основании, 13м и 9м в местах расположения служб технического обслуживания на высотах 146м и 252м. Здание построено с учётом горной местности и может выдержать землетрясение до 10 баллов.

Телевизионная башня — это комплекс радиотелевизионной передающей станции, и она недоступна для экскурсионных осмотров города. Освещённая в тёмное время суток мощными прожекторами башня видна почти с любой точки города.

Склоны горы — любимое место отдыха алмаатинцев. Зимой здесь пролегают санные и лыжные трассы, летом влекут к себе зеленые цветущие лужайки.

На Коктобе легко подняться с площади Абая в вагоне воздушного трамвайчика. Прогуливаясь по живописным окрестностям панорамного пункта южной столицы, сверху хорошо наблюдать за жизнью большого города.

На вершине холма есть маленький зоопарк с экзотичными птицами, кафе, скалодром и огромный выбор сувениров.

Веригина гора или Коктобе и ее окрестности вошли в первые киноленты о нашем городе.

И в завершении экскурсии предлагаю посетить Национальный музей.

Музей расположен по улице Фурманова, напротив южной резиденции Президента. Его прямоугольное трехэтажное здание, которое украшают девять шатровидных куполов, видно издалека. Самый большой купол — в центре, и восемь — по его периметру. Сочетание белого облицовочного камня и синих куполов создают удивительную композицию. Ночью здание освещено синим светом прожекторов и выглядит, может быть, даже красивее, чем днем. Перед зданием музея находится небольшой сквер с маленькими прудами, каменными мостиками, нагромождениями камней и плакучими ивами.

В музее собрана самая богатая коллекция в Казахстане. Около 120 тысяч экспонатов постоянной экспозиции расположены в четырех огромных залах, и 200 тысяч — в фондах музея. В них отражена история Казахстана с древнейших времен. В музее можно увидеть традиционную одежду, украшения казахов и народов, проживающих в Казахстане, познакомиться с их бытом и искусством. Интересны фотографии, рассказывающие о прошлом города. О землетрясениях 1887 и 1910 годов, о мощном грязекаменном потоке, сошедшем по руслу реки Малая Алматинка в 1921 году.

Среди экспонатов по разделу древней истории особую ценность представляет коллекция скифских медных котлов, найденных в различных частях города и в его ближайших окрестностях, золотые украшения в “зверином стиле” из Каргалинского клада — женского погребения, обнаруженного у реки Каргалы у Алматы. Обращают на себя внимание диадема с изображенным на ней архарами и другими животными, крылатыми конями, перстни, украшенные бирюзой. Вещи Каргалинского клада датируются 1 в. до н.э. — 2 в. н.э. Большой интерес вызывают три фарфоровые чаши, найденные на Талгарском городище в Алматинской обл., а также так называемый “золотой воин”, найденный в Иссыкском кургане.

экскурсия маршрут карта показ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематизировав полученные знания по дисциплине «Экскурсоведение», я подготовила технологические документы экскурсии.

Разработка маршрута экскурсии «На Новой Площади» способствовала закреплению теоретических знаний. Для выполнения данной работы я находила дополнительные источники литературы, провела учебно-научное исследование. При составлении экскурсии сделала следующие выводы:

1. Для начала важно определить цели и задачи экскурсии;

2. От выбора названия зависит дальнейшее раскрытие темы экскурсии;

  • Отбор и изучение экскурсионных объектов заняло значительную часть моего времени. При отборе объектов я учитывала значение каждого из них для раскрытия избранной темы.
  • Отбор литературы и составление библиографии;
  • Составление маршрута экскурсии;
  • Следующим этапом является обход маршрута, где уточняются расположения объектов на пересечениях улиц и площадей, по которым проложен маршрут, места остановок группы, уточняется время экскурсии в целом и выбор лучших точек для осмотра объектов;
  • Подготовка контрольного текста, представляющий собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг объектов, которые надо осветить в экскурсии для полного раскрытия темы;
  • И, наконец, составление методической разработки — документа, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/muzey-almatyi/

1. «Алматы. Энциклопедия»,казахская энциклопедия, Нургалиев,1996 г.

2. Маляр И. «Их именами улицы назвали», Алма-Ата, 1983 г.;

  • «Памятники истории и культуры Казахстана», Алма-Ата, 1988 г.;
  • Алма-Ата.

Энциклопедия. Алма-Ата, 1983 г.;

  • Алма-Ата. Энциклопедия. Алма-Ата, 1996 г.;
  • Емельянов Б.В.

«Экскурсоведение», Москва, 2003г, с 5;

  • Павлова А. «Канатные путы» // Газета «KZ». — 3 октября 2006 г, с 6;
  • Маляр И., Фельф М.

«Алма-Ата: 100 улиц, 1000 фактов», Алма-Ата, 1966