Музейные культурно-досуговые программы

Курсовая работа

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально владеть методикой культурно- досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее высокой значимости. Традиционные формы социально-культурной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познава-тельный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный социокультурный потенциал. Важнейшая особенность музеев 21 века проявляется в их многофункциональности. Современный музей — это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей — это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает организация культурно-досуговой деятельности, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции. Сегодня на первый план выходит внедрение в социально-культурную деятельность музея методики театрализации, принципов художественного обобщения и художественного отражения музейных экспонатов посредством взаимодействия и синтеза искусств. Если проанализировать особенности функционирования современных российских музеев, то с одной стороны, стоит отметить возрастающие потребности разных групп населения в нетрадиционном общении с музеем, а также самые разнообразные способы музеев удовлетворить ее средствами искусства. С другой стороны, проявляется явная тенденция к использованию музея не только в образовательно-развивающих и созидательных целях, но и в качестве развлекательно-познавательного досуга.

Поиск возможных путей развития культурно-досуговой деятельности в музеях и определил выбор темы моей курсовой работы : «Музейные культурно-досуговые программы». В качестве объекта исследования выступает культурно — досуговая деятельность музея. Предметом исследования является процесс развития музейной культурно-досуговой деятельности. Цель исследования – изучить особенности культурно-досуговой деятельности современных музеев.

Задачи исследования:

1) осуществить анализ культурно-досуговой деятельности музеев в России;

15 стр., 7278 слов

Культурно-просветительское значение музея

... успешному итогу. Курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся социально-культурной деятельностью. Новизна работы состоит в ... .разработать собственный проект музейной выставки. Объект исследования - методика организации музейной выставки. Предмет исследования - музей, как культурно-досуговое учреждение. Методика организации музейных выставок ...

2) выявить сущность и специфику приемов анимации в музеях ;

3); выявить особенности культурно-досуговых программ как средства усиления интереса к культуре, художественному творчеству

Гипотеза моей курсовой работы заключается в предположении о том, что культурно-досуговая деятельность музеев может эффективно влиять на формирование привлекательности музея. При комплексном целевом воздействии на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея. Теоретической основой исследования являются труды А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А, Коринфского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ

Формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать зрелищно-игровые и иные методики организации поведения и деятельности своих посетителей. Диапазон методик достаточно широк — от «погружения в глубь веков» в Государственном историческом и Дарвиновском музеях до вечеров музыкальной классики в Эрмитаже или Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. К примеру по традиции в музее-заповеднике «Петергоф» дети с удовольствием знакомятся с царскими забавами и убегают от преследующих их струй фонтана «Шутиха», в Центральном военно-морском музее на настоящей подводной лодке пробуют флотский борщ и компот. Конечно, все это — игра, отдых, развлечение, но, с другой стороны, во время такой игры ребенок многое узнает и о петровском времени, и о буднях военных моряков, получает в увлекательной форме социально-значимую историко-культурную информацию. Наблюдения показали, что не менее 65 % участников таких развлечений совмещают их с осмотром основных музейных экспозиций, а 22 % — возвращаются сюда в другие дни, чтобы подробнее ознакомиться с музеем. Увлекательная, оригинальная и, вместе с тем, духовно насыщенная форма досуга стимулирует интерес к музею, увеличивает количество его посетителей.

Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности. Так, Смоленский музей-заповедник возродил традиционные народные праздники, участники которых демонстрируют свои силу, ловкость, смекалку, товарищескую взаимопомощь. Музей-заповедник «Куликово поле» устраивает ежегодные фестивали авторской песни. Как свидетельствует практика, место ратных подвигов наших предков предопределило содержание самих песен, их патриотическую направленность. Музеи Ярославля объединили свои усилия и ежегодно организуют фестиваль колокольной и хоровой музыки «Преображение». Музей-заповедник «Павловск» последовательно реализует художественно-развлекательную программу «Большой вальс», возрождающую традицию музыкальных праздников конца 19 века. Саратовский музей им. А.Н. Радищева в осуществлении своих художественно-просветительных программ вышел за пределы музейных стен. Теперь все пассажиры фирменного поезда «Саратов-Москва» могут ознакомиться с выставкой русской живописи, которую сопровождает комментарий искусствоведа и музыка Чайковского, Рахманинова, Свиридова.

24 стр., 11837 слов

Музеи Крыма. Лучшие музеи крыма

... земле продолжаются, и этот старейший музей Крыма пополнится новыми драгоценными экспонатами. Центральный музей Тавриды 150 тысяч экспонатов главного музея Крыма в Симферополе расскажут обо ... сервиса, обусловленных выходом в мировое информационное пространство. 1. Музеи Крыма, Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник Алупкинский (Воронцовский) дворец - выдающийся памятник эпохи ...

Одна из важнейших особенностей развлекательно-познавательной функции музея — первоначальный импульс для поэтапного движения от спонтанного отдыха к более высокому, познавательному уровню, через развитие интересов и потребностей личности.

Анализ этой функции свидетельствует о том, что ее появление не случайно. Она стала логическим завершением развития теории и методики социально-культурной деятельности музеев и опирается на современные достижения психологии, педагогики, культурологии и смежных наук. Функция строится на широком использовании художественно-выразительных средств, на создании художественного образа, вызывающего интерес и доступного для восприятия любого посетителя музея.

Примером такого единства интеллекта и развлечения служит компьютерный центр Русского музея, где в увлекательных компьютерных играх дети, а иногда и их родители, забыв о времени, с азартом воспроизводят на экране монитора художественные полотна, соревнуются в знании произведений изобразительного искусства.

Любой результат воздействия на сознание человека, обеспечивается специфическими средствами передачи информации. В музеях такими источниками являются экспонаты как носители информационных свойств, а также создатели экспозиции. Роль потребителей отведена посетителям музеев. Создавая экспозиционный комплекс из музейных предметов, авторы экспозиции, формируя «информационную среду» экспоната (т.е. помещая его в различные контексты), предопределяют, какие именно информационные свойства музейного предмета будут восприняты посетителем. Для достижения максимального эффекта требуется обеспечить процесс передачи информации как средства воздействия. Формы и методы экспозиционной коммуникации, как и всякой другой, следует четко ориентировать на потребителя, в данном случае — на посетителя музея. А это конкретный человек, со своими запросами, уровнем знаний, жизненным опытом. Вместе с тем, эта работа, особенно с молодежью, основана на принципе добровольности и должна учитывать не только наиболее ярко выраженные интересы, но и стимулировать развитие интересов, которые проявляются недостаточно: приобщение к культурным ценностям и развитие социальной активности. Запросы и потребности посетителей могут удовлетворяться при помощи дополнительных интерпретирующих средств, например, с использованием художественно-образной организации информации. От элементов театрализации в экскурсиях и лекциях. Опросы в ряде музеев, использующих методику театрализации, показали, что большинство посетителей не приемлет чисто развлекательную направленность музейных представлений, их оторванность от основной сути экспозиции. Практика подтвердила, что в музее следует использовать театрализацию только в органичном единстве с сущностью и природой экспозиции.

Например, цикл театрализованных лекций-представлений этнографического индологического театра «Уроки индийской культуры» при Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге. Первая из этих лекций состоялась еще в 1994 году. Основной принцип такой формы работы — органичная связь уникальной экспозиции Кунсткамеры с красочной театрализованной лекцией, задача которой — помочь слушателю постичь различные грани своеобразной культуры. Каждая лекция содержит конкретный блок научной информации об истории, мировоззрении, мифологии, социальных, нравственных установках и обычаях народов Индии, а также выступление индийских танцовщиц. Здесь сложилось два типа лекций-представлений, их можно условно назвать «иллюстративными» и «фабульными». В первом случае научная информация сопровождается отдельными примерами-иллюстрациями, во втором — сочетается с включением сюжетно- драматического повествования.

4 стр., 1816 слов

Музейная экспозиции

... реальности ушедших эпох. Понятие и основные принципы организации музейной экспозиции Музейная экспозиция как способ интерпретации прошлого Современный музей, существует в пограничье трех эпох - древности, ... XIX в. Одной их первых музейных экспозиций, целиком построенной на применении ландшафтного метода, была экспозиция Стокгольмского естественнонаучного музея, представленная публике в 1893 г. ...

В настоящее время не только расширилась «география» применения досуговых форм в российских музеях разного профиля и разного статуса, но и существенно обогатился сам «ассортимент» этих форм. К примеру наряду с новогодними утренниками, балами и мастер-классами по изготовлению новогодней игрушки появились новые формы, среди которых большой интерес вызывает Рождественский фестиваль и выставки-ярмарки. В программу Рождественского фестиваля, подготовленного Томским областным художественным музеем и общиной Томской католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы, входили следующие мероприятия: праздник католического Рождества, ежегодная областная рождественская выставка и рождественская ярмарка. На выставке были представлены лучшие конкурсные рисунки и рождественские поделки.

Наряду с увеличением досуговых форм работы с аудиторией российские музеи прикладывают значительные усилия по созданию новых праздничных выставок. Новогодние и рождественские выставки приготовили для посетителей многие музеи страны: Государственный исторический музей («С Новым годом, дорогие товарищи!» Традиции празднования Нового года»), Государственный Дарвиновский музей в Москве («Рождественские истории», «На крыльях дракона», «Детская площадка» изостудии музея), Музей современной истории Москвы (выставка новогодних открыток и плакатов «Мы желаем счастья Вам!»), Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева («Сказочный терем сибирского Деда Мороза»), Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Русская зима из Русского музея»).

2 ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ АНИМАЦИИ В МУЗЕЯХ

По данным педагогики и психологии, новую информацию человек лучше всего усваивает в процессе активной деятельности. Известно, что люди запоминают только 10 % из того, что они видят, и 90 % из того, что они делают. Поэтому в случае, когда посетитель пассивно участвует в музейном мероприятии, он усваивает не более 50 % новой информации. Создание условий для сопереживания, а не простого запоминания данных, превращает посетителя из объекта воздействия музейной коммуникации в активного ее участника.Это достигается с учетом следующих факторов образность, зрелищность, игровая составляющая,театрализация,сценография,персонификация,музыка.

15 стр., 7135 слов

Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей

... ГДР»;·Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном Берлине(1961);·Внешняя служба Кельнских музеев(1965);·Художественно-педагогический центр Германского национального музея в Нюрнберге(1965); Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает журнал ...

Образность. Несомненно, образность — это способ повысить эмоциональность восприятия информации для того, чтобы объект воздействия стал субъектом социально-культурной активности, одной только образности недостаточно. Для этого не обязательны проявление внешней активизации, вовлечение человека в какую-либо физическую деятельность, хотя это предполагается как один из возможных и желательных моментов. Более существенна такая организация художественного воздействия, при которой начинается собственное творчество человека, воспринимающего эту информацию. Анализ деятельности ведущих музейных учреждений России убедительно показал, что художественная образность достигала желаемого эффекта только в том случае, когда приобретала характер духовно-практического воздействия на личность. Следует отметить, что в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным, восприятие музейных ценностей всегда требует активности, предполагает определенную подготовку к восприятию экспозиций, требует интеллектуального напряжения. При организации воздействия на посетителя, в свою очередь, обязательно присутствует момент режиссуры, т.е. некое специальное, продуманное введение средств художественной выразительности, направленное на создание наиболее способствующей восприятию материала атмосферы.

Отметим, что, несмотря на многообразие проявлений художественности в функционировании различных форм музейной коммуникации, ее неизменным и инвариантным элементом является экспонат. Именно этим определяется принципиально иной, отличный от собственно художественного творчества способ создания, социального функционирования и воздействия музейного образа. На практике включение художественной образности в построение экспозиции имеет достаточно широкий диапазон — от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала. Чисто оформительский подход не в полной мере соответствует требованию гармонии, целостности формы и содержания.

Зрелищность. Зрелищность, являясь проявлением художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, т.е. более полного раскрытия идейной глубины документального материала. Зрелищно развернутая непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет главную роль в культурной коммуникации.

Театрализация. Обращение к средствам и приемам театрализации и организации целенаправленного восприятия информации, непосредственного взаимодействия с аудиторией через включение художественной образности в различные формы просветительной работы, как в сфере образования, так и в культурно-досуговой области, и, в частности, в музейной деятельности.

Основа театрализации драматургически осмысленный визуально пространственный текст. Вместе с тем театрализация как традиционный метод все чаще применяется в так называемых рекреационно-познавательных формах работы.

Музей изначально был хранилищем ценностей, поэтому в силу своей специфики он консервативен. Выставка — самое мобильное средство музейной деятельности — позволяет и предполагает нетрадиционные методы художественно-образного решения, в том числе аудиовизуальные программы, в которых в различной степени присутствует условность, один из важнейших элементов театрализации.

54 стр., 26970 слов

Становление и развитие музейного дела в России

... и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме. Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как то ...

В настоящее время технические средства предъявления информации являются неотъемлемой частью музейной экспозиции, поскольку они не только повышают эмоциональный уровень ее восприятия, но и способствуют расширению и углублению ее содержания. Поэтому здесь нельзя обойтись без сценографического подхода, сценарно-режиссерской разработки темы и идеи экспозиции. Сценография. Здесь речь идет об аппаратуре, при помощи которой раскрывается некое содержание. Возможно, в данном случае более приемлем термин «аудиовизуальный дизайн», определяющий специфический способ организации звуковой и зрительной информации, а также художественных образов с помощью различных технических средств в конкретной среде.. В условиях музейной экспозиции аудиовизуальный дизайн функционирует на стыке науки, техники и искусства. Количество сочетаний технических средств, художественных приемов, способов контакта со зрителем и жанровых вариантов практически безгранично. Это может быть фонограмма или музейный предмет, автоматическая проекция на один или несколько мониторов, художественно-технический комплекс различных средств, оказывающий сильное эмоциональное воздействие. Но в этом разнообразии аудиовизуальных средств выразительности заключается одна из проблем их использования в музейной практике.

Музыка. Между тем музыка может быть ярким и эффективным носителем информативных и идейно-эмоциональных качеств как непосредственно в экспозиции, так и в специально создаваемых театрализованных представлениях. При помощи музыки можно создать, например, «образ-обобщение». Его выразительность основывается на возможности музыки не только иллюстрировать, но и раскрывать эмоциональный смысл содержания, т.е. взаимодействовать с ним, создавая единую драматургическую линию.

При совмещении принципов художественной и технической программы в светозвукоспектаклях достигается эффект «оживления» исторического архитектурного памятника, а также связанных с ним событий и легенд. Такие постановки осуществляются с учетом месторасположения памятника и на основе тщательного изучения его истории. Специально создаваемые музыка, тексты (диалоги актеров), световые и звуковые эффекты (топот копыт, звон оружия, скрип дверей и т.д.) подчинены единой идее, составляют единую партитуру. Ни один из них не может существовать самостоятельно, отдельно друг от друга и исторического памятника, который, бесспорно, является главным действующим лицом и основой спектакля. Представление может осуществляться в разных жанрах — философской и мистической драмы, исторической феерии и даже комедии. Таким образом, используя либо удачно смонтированные музыкальные фрагменты, либо музыкальные произведения целиком, в музее можно объединить их с документальным материалом и получить сюжетное развитие в театрализованном действии.

Персонификация. Один из приемов образного решения конкретных фактов и явлений с использованием театрализации — персонификация. Так, одними из «оживляющих» действующих лиц в «Волшебном фонаре» становятся старое, много повидавшее на своем веку Кресло и кокетливый, капризный Веер. Вступая в диалог со зрителем, беседуя друг с другом, обретая человеческие черты, эти «ожившие» предметы, проявляя свой нрав и характер, рассказывая о себе, знакомят всех участников представления с сутью самой музейной экспозиции. В истории предмета домашней утвари прослеживается схема человеческой жизни — детство, зрелость, старость, и это поэтизирует прозаический документальный материал.

30 стр., 14882 слов

Проблемы современной экспозиции в музее

... музейно-образные экспозиции, а в 1990-е гг. появляются сюжетно-образные экспозиции. К 1970-м годам в музейной практике СССР сформировалась последовательность производства работ по проектированию экспозиций ... экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля. Архитектурно-художественная концепция экспозиции ... техническим средствам - черты музейной экспозиции наших ...

Игры. Один из методов вовлечения посетителей музея в активную деятельность — игра. Это может быть игра-путешествие, игра-исследование, ролевая игра. В большинстве случаев сказочный или исторический персонаж только одним своим присутствием способствует более легкому и быстрому включению в действо — игру. Это очень важный момент, в том числе, если речь идет о взрослых, нетрадиционные формы работы с которыми некоторые российские музеи применяют на отдельных выставках, устраивая своеобразные хеппенинги с участием различных, чаще всего шутливых или фантастических персонажей. В качестве примера можно привести выставки современного искусства в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеж». Здесь в разных точках экспозиции выступают танцоры, музыканты, демонстрируются видеозаписи. Посетитель неожиданно для себя сталкивается с разнообразными и причудливыми персонажами, при этом каждый может по собственному желанию либо непосредственно контактировать с ними, либо только наблюдать за их импровизациями. Тем не менее, только в случае действия живого человека, актера, непосредственно в момент его выступления зритель становится активным участником творческого процесса и воспринимает сам процесс, а не его конечный результат, как обычно бывает при традиционном просмотре выставки. Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса у посетителя. Кроме того, он общается с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта.

Историческая реконструкция — это такой метод организации, при котором вещи, оставаясь содержанием экспозиции, попадают в естественную (бытовую) среду, способствуя целостности восприятия музейной коллекции.

Безусловно, экспонаты — основное средство общения с посетителями, но контекст, в котором они представлены, отличается от первоначального. В результате мы получаем представление о данной культуре, не вполне соответствующее действительности. Кроме того, сам по себе осмотр предметов в экспозиции недостаточен. Обычно необходима интерпретация с использованием различных средств. Историческая дистанция позволяет сознательно обратиться к ценностям прошлого посредством реконструкции, создать среду, обеспечивающую максимальную коммуникацию и связь с прошлым, воссоздать его атмосферу. Следует помнить, что количество раритетов, составляющих мировое наследие, ограничено. Так или иначе, приходится использовать их идентичные копии и репродукции. За последнее время качество подобного воспроизведения настолько возросло, что даже специалисты не всегда отличают их от подлинника.

Исследование объективных возможностей художественно-образного воздействия и досуга, реализуемых в современном музее, позволило сделать следующие выводы.

У метода театрализации в оформлении музейной среды и оригинальных формах работы музея с посетителем два основных направления: первое (ставшее уже традиционным) предусматривает использование художественно-выразительных приемов и способов как средств иллюстрации документального материала, дополнения к другим формам работы; второе (нетрадиционное) предполагает комплексный подход в организации предметной среды музейной экспозиции и использование средств выразительности театра.

13 стр., 6114 слов

Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики

... музейной педагогики. Фундамент педагогики музея - идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экспонаты - художественно ... наших предков, с природой. Познание региональной фауны, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов имеет двоякий результат: расширяет представления учащегося (школьника, ...

Совершенствование методики художественно-образного воздействия предполагает:

  • драматическую разработку и сюжетное построение «спектакля предметов»;
  • максимальное использование информативных и идейно-эмоциональных возможностей всех средств художественно-образного решения ;
  • паритетное соотношение документальных и художественных компонентов.