Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально владеть методикой культурно-
Поиск возможных путей развития культурно-досуговой деятельности в музеях и определил выбор темы моей курсовой работы : «Музейные культурно-досуговые программы».
Задачи исследования:
1) осуществить анализ культурно-досуговой деятельности музеев в России;
Культурно-просветительское значение музея
... успешному итогу. Курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся социально-культурной деятельностью. Новизна работы состоит в ... .разработать собственный проект музейной выставки. Объект исследования - методика организации музейной выставки. Предмет исследования - музей, как культурно-досуговое учреждение. Методика организации музейных выставок ...
2) выявить сущность и специфику приемов анимации в музеях ;
3); выявить особенности культурно-досуговых программ как средства усиления интереса к культуре, художественному творчеству
Гипотеза моей курсовой работы заключается в предположении о том, что культурно-досуговая деятельность музеев может эффективно влиять на формирование привлекательности музея. При комплексном целевом воздействии на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея. Теоретической основой исследования являются труды А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А, Коринфского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ
Формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных
Современные музеи все чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа и становятся инициаторами и проводниками оригинальных форм социально-культурной деятельности. Так, Смоленский музей-заповедник возродил традиционные народные праздники, участники которых демонстрируют свои силу, ловкость, смекалку, товарищескую взаимопомощь. Музей-заповедник «Куликово поле» устраивает ежегодные фестивали авторской песни. Как свидетельствует практика, место ратных подвигов наших предков предопределило содержание самих песен, их патриотическую направленность. Музеи Ярославля объединили свои усилия и ежегодно организуют фестиваль колокольной и хоровой музыки «Преображение». Музей-заповедник «Павловск» последовательно реализует художественно-развлекательную программу «Большой вальс», возрождающую традицию музыкальных праздников конца 19 века.
Музеи Крыма. Лучшие музеи крыма
... земле продолжаются, и этот старейший музей Крыма пополнится новыми драгоценными экспонатами. Центральный музей Тавриды 150 тысяч экспонатов главного музея Крыма в Симферополе расскажут обо ... сервиса, обусловленных выходом в мировое информационное пространство. 1. Музеи Крыма, Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник Алупкинский (Воронцовский) дворец - выдающийся памятник эпохи ...
Одна из важнейших особенностей развлекательно-познавательной функции музея — первоначальный импульс для поэтапного движения от спонтанного отдыха к более высокому, познавательному уровню, через развитие интересов и потребностей личности.
Анализ этой функции свидетельствует о том, что ее появление не случайно. Она стала логическим завершением развития теории и методики социально-культурной деятельности музеев и опирается на современные достижения психологии, педагогики, культурологии и смежных наук. Функция строится на широком использовании художественно-выразительных средств, на создании художественного образа, вызывающего интерес и доступного для восприятия любого посетителя музея.
Примером такого единства интеллекта и развлечения служит компьютерный центр Русского музея, где в увлекательных компьютерных играх дети, а иногда и их родители, забыв о времени, с азартом воспроизводят на экране монитора художественные полотна, соревнуются в знании произведений изобразительного искусства.
Любой результат воздействия на сознание человека, обеспечивается специфическими средствами передачи информации. В музеях такими источниками являются экспонаты как носители информационных свойств, а также создатели экспозиции. Роль потребителей отведена посетителям музеев. Создавая экспозиционный комплекс из музейных предметов, авторы экспозиции, формируя «информационную среду» экспоната (т.е. помещая его в различные контексты), предопределяют, какие именно информационные свойства музейного предмета будут восприняты посетителем. Для достижения максимального эффекта требуется обеспечить процесс передачи информации как средства воздействия.
Например, цикл театрализованных лекций-представлений этнографического индологического театра «Уроки индийской культуры» при Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге. Первая из этих лекций состоялась еще в 1994 году. Основной принцип такой формы работы — органичная связь уникальной экспозиции Кунсткамеры с красочной театрализованной лекцией, задача которой — помочь слушателю постичь различные грани своеобразной культуры. Каждая лекция содержит конкретный блок научной информации об истории, мировоззрении, мифологии, социальных, нравственных установках и обычаях народов Индии, а также выступление индийских танцовщиц. Здесь сложилось два типа лекций-представлений, их можно условно назвать «иллюстративными» и «фабульными». В первом случае научная информация сопровождается отдельными примерами-иллюстрациями, во втором — сочетается с включением сюжетно-
Музейная экспозиции
... реальности ушедших эпох. Понятие и основные принципы организации музейной экспозиции Музейная экспозиция как способ интерпретации прошлого Современный музей, существует в пограничье трех эпох - древности, ... XIX в. Одной их первых музейных экспозиций, целиком построенной на применении ландшафтного метода, была экспозиция Стокгольмского естественнонаучного музея, представленная публике в 1893 г. ...
В настоящее время не только расширилась «география» применения досуговых форм в российских музеях разного профиля и разного статуса, но и существенно обогатился сам «ассортимент» этих форм. К примеру наряду с новогодними утренниками, балами и мастер-классами по изготовлению новогодней игрушки появились новые формы, среди которых большой интерес вызывает Рождественский фестиваль и выставки-ярмарки. В программу Рождественского фестиваля, подготовленного Томским областным художественным музеем и общиной Томской католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы, входили следующие мероприятия: праздник католического Рождества, ежегодная областная рождественская выставка и рождественская ярмарка. На выставке были представлены лучшие конкурсные рисунки и рождественские поделки.
Наряду с увеличением досуговых форм работы с аудиторией российские музеи прикладывают значительные усилия по созданию новых праздничных выставок. Новогодние и рождественские выставки приготовили для посетителей многие музеи страны: Государственный исторический музей («С Новым годом, дорогие товарищи!» Традиции празднования Нового года»), Государственный Дарвиновский музей в Москве («Рождественские истории», «На крыльях дракона», «Детская площадка» изостудии музея), Музей современной истории Москвы (выставка новогодних открыток и плакатов «Мы желаем счастья Вам!»), Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева («Сказочный терем сибирского Деда Мороза»), Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Русская зима из Русского музея»).
2 ЭФФЕКТИВНОЕ
По данным педагогики и психологии, новую информацию человек лучше всего усваивает в процессе активной деятельности. Известно, что люди запоминают только 10 % из того, что они видят, и 90 % из того, что они делают. Поэтому в случае, когда посетитель пассивно участвует в музейном мероприятии, он усваивает не более 50 % новой информации. Создание условий для сопереживания, а не простого запоминания данных, превращает посетителя из объекта воздействия музейной коммуникации в активного ее участника.Это достигается с учетом
Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей
... ГДР»;·Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном Берлине(1961);·Внешняя служба Кельнских музеев(1965);·Художественно-педагогический центр Германского национального музея в Нюрнберге(1965); Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает журнал ...
Образность. Несомненно, образность — это способ повысить эмоциональность восприятия информации для того, чтобы объект воздействия стал субъектом социально-культурной активности, одной только образности недостаточно. Для этого не обязательны проявление внешней активизации, вовлечение человека в какую-либо физическую деятельность, хотя это предполагается как один из возможных и желательных моментов. Более существенна такая организация художественного воздействия, при которой начинается собственное творчество человека, воспринимающего эту
Отметим, что, несмотря на многообразие проявлений художественности в функционировании различных форм музейной коммуникации, ее неизменным и инвариантным элементом является экспонат. Именно этим определяется принципиально иной, отличный от собственно художественного творчества способ создания, социального функционирования и воздействия музейного образа. На практике включение художественной образности в построение экспозиции имеет достаточно широкий диапазон — от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала. Чисто оформительский подход не в полной мере соответствует требованию гармонии, целостности формы и содержания.
Зрелищность. Зрелищность, являясь проявлением художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, т.е. более полного раскрытия идейной глубины документального материала. Зрелищно развернутая непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет главную
Театрализация. Обращение к средствам и приемам театрализации и организации целенаправленного восприятия информации, непосредственного взаимодействия с аудиторией через включение художественной образности в различные формы просветительной работы, как в сфере образования, так и в культурно-досуговой области, и, в частности, в музейной деятельности.
Основа театрализации
Музей изначально был хранилищем ценностей, поэтому в силу своей специфики он консервативен. Выставка — самое мобильное средство музейной деятельности — позволяет и предполагает нетрадиционные методы художественно-образного
Становление и развитие музейного дела в России
... и задачи дипломной работы, а также анализ исследований по теме. Первая часть дипломной работы посвящена истории музейного дела первых лет образования РСФСР, в ней будут определены новые тенденции развития советского музея, как то ...
В настоящее время технические средства предъявления информации являются неотъемлемой частью музейной экспозиции, поскольку они не только повышают эмоциональный уровень ее восприятия, но и способствуют расширению и углублению ее содержания. Поэтому здесь нельзя обойтись без сценографического подхода, сценарно-режиссерской разработки темы и идеи экспозиции.
Музыка. Между тем музыка может быть ярким и эффективным носителем информативных и идейно-эмоциональных качеств как непосредственно в экспозиции, так и в специально создаваемых театрализованных представлениях. При помощи музыки можно создать, например, «образ-обобщение». Его выразительность основывается на возможности музыки не только иллюстрировать, но и раскрывать эмоциональный смысл содержания, т.е. взаимодействовать с ним, создавая единую драматургическую линию.
При совмещении принципов художественной и технической программы в светозвукоспектаклях достигается эффект «оживления» исторического архитектурного памятника, а также связанных с ним событий и легенд. Такие постановки осуществляются с учетом месторасположения памятника и на основе тщательного изучения его истории. Специально создаваемые музыка, тексты (диалоги актеров), световые и звуковые эффекты (топот копыт, звон оружия, скрип дверей и т.д.) подчинены единой идее, составляют единую партитуру. Ни один из них не может существовать самостоятельно, отдельно друг от друга и исторического памятника, который, бесспорно, является главным действующим лицом и основой спектакля. Представление может осуществляться в разных жанрах — философской и мистической драмы, исторической феерии и даже комедии. Таким образом, используя либо удачно смонтированные музыкальные фрагменты, либо музыкальные произведения целиком, в музее можно объединить их с документальным материалом и получить сюжетное развитие в театрализованном действии.
Персонификация. Один из приемов образного решения конкретных фактов и явлений с использованием театрализации — персонификация. Так, одними из «оживляющих» действующих лиц в «Волшебном фонаре» становятся старое, много повидавшее на своем веку Кресло и кокетливый, капризный Веер. Вступая в диалог со зрителем, беседуя друг с другом, обретая человеческие черты, эти «ожившие» предметы, проявляя свой нрав и характер, рассказывая о себе, знакомят всех участников представления с сутью самой музейной экспозиции. В истории предмета домашней утвари прослеживается схема человеческой жизни — детство, зрелость, старость, и это поэтизирует прозаический документальный материал.
Проблемы современной экспозиции в музее
... музейно-образные экспозиции, а в 1990-е гг. появляются сюжетно-образные экспозиции. К 1970-м годам в музейной практике СССР сформировалась последовательность производства работ по проектированию экспозиций ... экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля. Архитектурно-художественная концепция экспозиции ... техническим средствам - черты музейной экспозиции наших ...
Игры. Один из методов вовлечения посетителей музея в активную деятельность — игра. Это может быть игра-путешествие, игра-исследование, ролевая игра. В большинстве случаев сказочный или исторический персонаж только одним своим присутствием способствует более легкому и быстрому включению в действо — игру. Это очень важный момент, в том числе, если речь идет о взрослых, нетрадиционные формы работы с которыми некоторые российские музеи применяют на отдельных выставках, устраивая своеобразные хеппенинги с участием различных, чаще всего шутливых или фантастических персонажей. В качестве примера можно привести выставки современного искусства в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеж». Здесь в разных точках экспозиции выступают танцоры, музыканты, демонстрируются видеозаписи. Посетитель неожиданно для себя сталкивается с разнообразными и причудливыми персонажами, при этом каждый может по собственному желанию либо непосредственно контактировать с ними, либо только наблюдать за их импровизациями. Тем не менее, только в случае действия живого человека, актера, непосредственно в момент его выступления зритель становится активным участником творческого процесса и воспринимает сам процесс, а не его конечный результат, как обычно бывает при традиционном просмотре выставки. Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса у посетителя. Кроме того, он общается с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта.
Историческая реконструкция — это такой метод организации, при котором вещи, оставаясь содержанием экспозиции, попадают в естественную (бытовую) среду, способствуя целостности восприятия музейной коллекции.
Безусловно, экспонаты — основное средство общения с посетителями, но контекст, в котором они представлены, отличается от первоначального. В результате мы получаем представление о данной культуре, не вполне соответствующее действительности. Кроме того, сам по себе осмотр предметов в экспозиции недостаточен. Обычно необходима интерпретация с использованием различных средств. Историческая дистанция позволяет сознательно обратиться к ценностям прошлого посредством реконструкции, создать среду, обеспечивающую максимальную коммуникацию и связь с прошлым, воссоздать его атмосферу. Следует помнить, что количество раритетов, составляющих мировое наследие, ограничено. Так или иначе, приходится использовать их идентичные копии и репродукции. За последнее время качество подобного воспроизведения настолько возросло, что даже специалисты не всегда отличают их от подлинника.
Исследование объективных возможностей художественно-образного воздействия и досуга, реализуемых в современном музее, позволило сделать следующие выводы.
У метода театрализации в оформлении музейной среды и оригинальных формах работы музея с посетителем два основных направления: первое (ставшее уже традиционным) предусматривает использование художественно-выразительных приемов и способов как средств иллюстрации документального материала, дополнения к другим формам работы; второе (нетрадиционное) предполагает комплексный подход в организации предметной среды музейной экспозиции и использование средств выразительности театра.
Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики
... музейной педагогики. Фундамент педагогики музея - идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экспонаты - художественно ... наших предков, с природой. Познание региональной фауны, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов имеет двоякий результат: расширяет представления учащегося (школьника, ...
Совершенствование методики художественно-образного воздействия предполагает:
- драматическую разработку и сюжетное построение «спектакля предметов»;
- максимальное использование информативных и идейно-эмоциональных возможностей всех средств художественно-образного решения ;
- паритетное соотношение документальных и художественных компонентов.