Профессиональное мастерство экскурсовода

Курсовая работа
Содержание скрыть

Экскурсионное дело — важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу — свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

После двадцати лет работы были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов — показа и рассказа — экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории — результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

АКТУАЛЬНОСТЬЮ

ЗАДАЧЕЙ этой работы является показать на сколько важно грамотное и качественное ведение экскурсионной деятельности для населения в обучении и воспитании как культурных, так и моральных качеств общества.

ЦЕЛЬЮ данной курсовой работы является выявить основу Профессионального мастерства экскурсовода , которое построено на: активном использова­нии и умелом сочетании показа и рассказа; участии в про­цессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; приме­нении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных спе­циалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

14 стр., 6577 слов

Инновации в экскурсионной деятельности

... Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет. 1.1 Становление экскурсионного дела в ... в процессе подготовки специалистов в туристских вузах. Глава 1. История возникновения и развития экскурсионного дела инновация экскурсионное дело В ... моей работы является ...

Глава I. ЭКСКУРСОВОД — ПРОФЕССИЯ

Всякая профессия представляет собой род трудовой дея­тельности, которая требует от человека определенных зна­ний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и на­выки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в каче­стве экскурсовода не была профессиональной, она пред­ставляла собой вид любительских занятий для групп энту­зиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, инсти­тутов и др.).

Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессио­нальные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, приня­тыми директивными органами в 1969 г. по развитию туриз­ма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму куль­турно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную от­расль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой спе­циальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях — сотрудник, показы­вающий экскурсантам выставленные для обозрения предме­ты и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскур­совода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешест­вий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организа­ций «Спутника», «Интуриста», Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, приме­чательных мест, экспозиций музеев. Звание «экскурсовод» присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсово­ду определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

1. Этапы становления профессии экскурсовода

Этапы

Наименование процесса

Место действия

I

Формирование склон­ности к ведению куль­турно-массовой работы с людьми

Общеобразовательная школа, клубное учреж­дение

II

Овладение системой знаний по специально­сти

Вуз, курсы, самостоя­тельная подготовка

III

Усвоение основ про­фессионального мастер­ства

Курсы подготовки экс­курсоводов, высшие учебные заведения ту­ристской специализа­ции

IV

Совершенствование знаний по специально­сти, профессиональных умений и навыков

Курсы повышения ква­лификации, методиче­ские секции экскурсо­водов

2. Требования профессии.

Ктем, кто избрал для себя про­фессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в созна­нии и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к об­служиванию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, так­тичность в обращении с экскурсантами; владение методи­кой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и тре­бовательность к себе.

подобрать

Практические знания и умения служат основой для уча­стия экскурсовода в методической работе, позволяют руко­водить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалифи­кации экскурсоводов, руководителей туристских групп, ту­рагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

3. ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Одним из главных направлений совершенствования про­фессионального мастерства экскурсоводов является специа­лизация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают — «профессия» и «специальность».

Профессия

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов: сде­лать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное уч­реждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экс­курсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсо­водом, должен лучше всего водить экскурсии на историче­ские темы. Неправильно было бы его обязывать разрабаты­вать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка та­кой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: исто­рическая, литературная, природоведческая, производствен­ная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учрежде­ние после окончания курсов или самостоятельной подго­товки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику прово­димых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, ко­торая, как правило, не выходит за рамки полученной специ­альности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее со­вершенствованию, повышению профессионального мастер­ства. И третья группа экскурсоводов — это те, которые бе­рутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержа­нию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как пра­вило, на среднем уровне.

Престиж профессии — это уважение, которым она поль­зуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным харак­тером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людь­ми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии — взаимосвязанные понятия. Однако следу­ет иметь в виду, что моральный престиж профессии экскур­совода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повсе­дневно проверяется и подтверждается практической дея­тельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте — в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной пре­стижности.

Глава II. ЛИЧНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.

2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.

3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности — соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность — способность совершать разумные, осмысленные действия; ответствен­ность — понимание результатов своих поступков; личное достоинство — поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность — неповторимость, особенность лично­сти; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, кото­рые лежат в основе активности жизненной позиции: вер­ность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии, по­ставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача — наиболее полно исполь­зовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятель­ностью, хорошей работой, чувством моральной ответственно­сти. Средний или низкий уровень активности жизненной по­зиции работника не позволяет ему качественно вести экскур­сионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизнен­ная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий — «от» и «до». Жизненная позиция низкого уровня активности харак­теризуется, пассивностью, неопытностью личности, недостат­ком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция форми­руется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная пози­ция характеризуется активностью в интересах не коллекти­ва, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, на­рушением трудовой и производственной дисциплины, амо­ральным поведением.

Развитие задатков

Задатки — врожденные анатомо-физиологические осо­бенности нервной системы, мозга. Задатки составляют при­родную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека — память, наблюда­тельность, воображение, сообразительность — при их разви­тии могут стать основой незаурядных способностей. Харак­терно, что на основе одних и тех же задатков, в зависимости от вида избранной деятельности, могут развиваться разные способности — учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений явля­ются хорошими экскурсоводами.

специальные способности., Способности, Важный уча­сток работы экскурсовода — подготовка и проведение очеред­ной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.

2. Припоминание требований методической разработки.

3. Восстановление в памяти маршрута. Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой

экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: С чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет зву­чать логический переход от под темы «Театральная жизнь города» к под теме «Спортом занимаются все»? Как наилуч­шим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии под темы «Город в дни фашистской оккупации»?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных осо­бенностей личности (быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций).

В понятие «подготовка» входит и психологическая подготовка — укре­пление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольны увиденным и услы­шанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организатор­ские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные, Организаторские, Коммуникативные, Аналитические

Важную роль в развитии способностей экскурсовода иг­рают учеба на курсах, работа в методических секциях, само­стоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода.

1. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.

Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его по­ведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темпера­мента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхо­лик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, раз­личной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экс­курсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возни­кающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсо­водческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методиче­ских секций, курсов повышения квалификации, в самостоя­тельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, ко­торые мешают правильно организовать работу с экскурсан­тами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особен­ностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, час­тая смена настроения, быстрая реакция на действия экскур­сантов. Холерик при отсутствии должного контроля неурав­новешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флег­матик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характе­ризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вяло­стью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное пред­ставление о типах темперамента, его проявлениях, о сущно­сти и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер забо­тятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональ­ный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объек­тивный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и ха­рактеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неод­нородной по своему составу, не у всех участников экскур­сии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамен­та, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побу­дили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подго­товки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение мате­риала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых зна­ниях никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, ко­гда экскурсовод старается своими личными эмоциями спа­сти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность воспри­ятия материала экскурсантами зависят от психического со­стояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и нахо­дится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности — общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое со­стояние, волевое состояние (готовность к активным дейст­виям).

Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обра­щении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная воз­будимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убеди­тельным, увлекающим.

познавательных

2. Свойства личности.

Свойства личностиявляются главным регулятором психи­ческой деятельности человека. Свойства личности и психи­ческие процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффектив­ность); волевые (настойчивость, решительность, самообла­дание).

Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведен­ной экскурсии, любых отступлений от требований методи­ки. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои дейст­вия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: «Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объ­ект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем?». За­кончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: «Получилось ли? Все ли требования к экс­курсии были соблюдены?».

На курсах подготовки и повышения квалификации, в ме­тодических секциях и повседневной работе с экскурсовода­ми необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельно­сти личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, ко­торые установлены инструкциями, положениями, методиче­скими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результа­тов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей дея­тельности, так как такая оценка приводит к высокому са­момнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода., Оптимизм экскурсовода., Моральное удовлетворение личности., Индивидуальность экскурсовода.

свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика).

Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определен­ную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой — читает на экскурсии стихи, третий — зачитывает документы, четвертый — умело использует пау­зы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, выра­батывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюб­ленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удо­вольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется но­менклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие огра­ничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи — начинающие, а также экскурсоводы, плохо вла­деющие профессиональным мастерством, — в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

— этот вопрос имеет прямое от­ношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода ос­нован на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон: а) авторитет поло­жения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников, и это укрепляет его авторитет; в) авторитет умения. Его создает опыт экс­курсовода в проведении экскурсий (навыки в использова­нии методики и техники их ведения); г) одна из важных основ авторитета экскурсовода — культура речи и внеречевые средства воздействия; д) взаимоотношения с экскурсан­тами, умение создать нужный микроклимат в группе. Осно­ва авторитета экскурсовода в этом плане — высокая культу­ра поведения и речи.

Глава III. ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Экскурсия представляет собой процесс познания предме­тов и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист — экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсий, педагогического мастерства и умение руководить группой в процессе познания.

Экскурсоводческое мастерство

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения ос­новными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода, знания и умение.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специаль­ности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педа­гогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до ау­дитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

1. Эрудиция экскурсовода.

От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами при­нято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по од­ному из вопросов, входящих в под тему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и по­стоянного использования основных положений экскурсион­ной теории. Главная функция экскурсовода не только пере­дать знания группе, но и добиться их эффективного усвое­ния экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, ко­торая подразумевает не только доскональное знание мето­дических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе кото­рого происходит усвоение экскурсантами знаний).

первая группа

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руково­дить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсо­водом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

2. Интуиция экскурсовода.

Экскурсовод имеет дело с груп­пами, разными по запросам и интересам, по своему отно­шению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от кон­кретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция — способность постижения истины пу­тем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыс­лей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также бы­стро сделать выводы при возникновении интереса экскур­сантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экс­курсантов; умении найти правильный выход при возникно­вении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оцен­ку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, мо­жет без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить всту­пительную часть рассказа, изменить содержание логиче­ского перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсо­вода подсказывает ему, какой методический прием наиболее

эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их от­ношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскур­соводу избежать стандарта «усредненной» экскурсии и диф­ференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творче­ство в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических перехо­дов между подтемами, в совершенствовании техники веде­ния экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ве­дения экскурсии не должно выходить за рамки контроль­ного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к ак­тивным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовлен­ные и проводимые экскурсоводами, творчески относящими­ся к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства.

3.ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Важным участком работы любого экскурсионного учреж­дения является постоянное совершенствование профессио­нального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы разные пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, ме­тодической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изме­нений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организаци­онных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерст­ва носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может ока­зать специальная методическая литература.

Глава IV. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА

Основу профессионального мастерства экскурсовода со­ставляют его умения и навыки. «Умения — освоенный субъ­ектом способ выполнения действий, обеспечиваемый сово­купностью приобретенных знаний и навыков» 1 .

Для формирования профессионального умения необхо­димы глубокие знания и умение владеть методическими приемами (т. е. умение воспользоваться конкретными прак­тическими навыками для приведения приема в действие).

Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, вы­полнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является ком­поновка преподносимых экскурсантам знаний в любой ком­бинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.

Навыком называют умение выполнять определенное дей­ствие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работника приобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно. Для экскурсовода такими дейст­виями являются процессы подготовки и проведения экскур­сий. Его привычками становятся образ действий, порядок и последовательность «операций» в ходе проведения экскур­сий. На основе приобретенных привычек формируются и совершенствуются навыки. Таким образом, навык — это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.).

Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автомати­чески. Сознательный контроль самого исполнителя работы за такими действиями сведен до минимума. Приобрести навык означает не только сделать работу более быстрой и точной, но и выполнять ее более уверенно.

Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рас­сказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонст­рации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; на­выки работы с книгой, в музее, на выставке, в архиве; на­выки подготовки к ведению экскурсии; навыки рекламы экскурсий; навыки после экскурсионной работы; навыки прослушивания экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т. д.

В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий).

Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приемов, в их влиянии друг на друга.

Повышение эффективности экскурсии связано с форми­рованием экскурсионных навыков и постоянным их совер­шенствованием.

В усвоении методических приемов и совершенствовании навыков их использования существуют два основных пути.

Первый из них

1. Система учебных упражнений. В, упражнения в ходе ра­боты экскурсоводов,

Существуют разные формы организации этой работы — учебные экскурсии, выездные занятия у объекта, деловые игры. На учебной экскурсии ставится задача вычленить от­дельные навыки, которые использует экскурсовод при из­ложении материала в конкретной экскурсии. Участникам занятия предлагаются вопросы: Какие навыки при показе объектов использовал экскурсовод? Какова эффективность использования навыков? Какой из навыков, по вашему мнению, более сложен для усвоения? Какова степень авто­матичности в использовании навыков? Могут ли заметить экскурсанты определенные приемы, используемые экскур­соводом?

Совершенствование навыков позволяет экскурсоводу ис­пользовать варианты ведения экскурсий для людей с раз­личным уровнем подготовки.

Определенную сложность представляет развитие навыков наблюдательности у экскурсоводов. Цель упражнения — выработка быстроты восприятия наблюдаемого объекта. Вот содержание одного из таких упражнений: экскурсоводам на 20—30 секунд показывается несколько предметов. Затем задаются вопросы: Что каждый из вас увидел? Как показан­ные предметы выглядят? Какой из них наиболее интересен? Упражнение повторяется несколько раз. Время его проведе­ния (в секундах) с каждым повторением сокращается, а ко­личество увиденных деталей увеличивается.

Другая группа упражнений направляет внимание экскур­соводов на сравнение схожих друг с другом предметов. Пе­ред началом упражнения дается задание назвать признаки, детали, отличающие наблюдаемые предметы. Участники упражнений, сравнивая наблюдаемые объекты, формулиру­ют,’ что именно отличает один предмет от другого. Таким образом формируются навыки наблюдательности. В зависи­мости от содержания экскурсий, характера и особенностей объектов для экскурсоводов организуются и другие упраж­нения. Однако цель их остается неизменной — формирова­ние практических навыков ведения экскурсий.

2. Домашние задания.

Большое место в повышении профес­сионального мастерства экскурсовода, формировании и за­креплении навыков занимает выполнение домашних зада­ний. Характерная черта этого вида занятий — конкретность. Экскурсоводу, например, дается задание отрепетировать технику использования приема реконструкции при показе памятника в городской экскурсии, прием использования жестов и т. д.

Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал, делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экс­курсии является научить экскурсантов видеть и восприни­мать объекты, т. е. привить им определенные навыки на­блюдения и изучения объектов.

Глава V. РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА

Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда явля­ется экскурсовод, его речь. По отношению к экскурсантам он может выступать с позиций:

информатора,